cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слова парные звонкие и глухие согласные слова – «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова»

Парные звонкие-глухие согласные в середине и на конце слова. Проверочная работа.

«Парные звонкие и глухие согласные в середине и конце слова». 2 класс. Повторение.

Ф.И. ученика _________________________________

1 вариант

1. Рядом со звонкой согласной запиши парную глухую согласную.

з — д — б — ж — в — г –

2. Докажите, что буква на конце слова написана правильно.

труд — ______________________ ястреб — _____________________

гвоздь — _____________________ ветвь — _____________________

молод — ______________________ ёрш — _____________________

прут — _______________________ шкаф — _____________________

3. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

________________ — бли…кий ________________ — ло…кий

________________ — пиро…ки ________________ — лоша…ка

________________ — ги…кий ________________ — тра…ка

________________ — ни…кий ________________ — гла…ки

________________ — сосе…ка ________________ — пово…ка

4. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Жи…кая __________________ кашка. Ре…кий ______________ ветер. Ре…кий ____________ лес.

Сла…кий ___________________ чай. Мя…кий ________________ хле… __________________.

5. Зачеркни в скобках лишнюю букву. Напиши отгадку.

Красна, сла(д/т)ка, душ(и/ы)ста, растёт ни(с/з)ко, к з(е/и)мле бли(з/с)ко. (__________________)

Леж(ы/и)т на гря(д/т)ке круглый, з(и/е)лёный, гла(т/д)кий, внутри красный, на вку(с/з) сла(д/т)кий. (__________________)

6. Допиши предложения словами противоположного значения. Используй слова для справок.

Смелый там найдёт, где ____________________ потеряет. Редька горькая, а морковка __________

Дорожка широкая, а тропка __________________ . Дуб высокий, а орешник _________________ .

Летом день длинный, а зимой ___________________ . Камень тяжёлый, а пух ________________ .

Сметана густая, а молоко _____________________ . Слабый ветерок сменился ________________ ветром.

Слова для справок: резким, сладкая, лёгкий, жидкое, робкий, узкая, короткий, низкий.

7. Из словарных слов выпали гласные. Запиши эти слова.

__е__а__ — _____________________ __о__о__а — _______________________

__е__ё__а — _____________________ __о__а__а — _______________________

__е__е__о — _____________________ __о__о__о — _______________________

«Парные звонкие и глухие согласные в середине и конце слова». 2 класс. Повторение.

Ф.И. ученика _________________________________

2 вариант

1. Рядом со звонкой согласной запиши парную глухую согласную.

з — д — б — ж — в — г –

2. Закончи правило.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

__________________ — заво… ________________ — избу…ка

__________________ — самолё… ________________ — голу…ка

__________________ — зака… ________________ — була…ка

__________________ — пару… ________________ — оре…ки

__________________ — расска.. ________________ — маку…ка

__________________ — пля… ________________ — поло…ка

__________________ — хоро… ________________ — яго…ка

4. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова. Выдели корень.

Сторожит, сторо… , сторо…ка. Берёзовый, бере…ка, бере…няк.

Площадочка, пло…адь, пло…адка. Морковный, морко…ь, морко…ка

5. Слова, обозначающие признак предмета, замени противоположными по значению.

Густой суп — ____________________________. Частый гость- ______________________________ .

Высокий дом — _________________________ . Неровная дорога — ___________________________ .

Далёкий путь — __________________________ . Горький плод — _____________________________ .

Твёрдый характер — __________________________________ .

6. Вставь пропущенные буквы.

Коньки.

Почему к…ньки ле…ко едут по сколь…кому л…ду? Почему они не едут по гла…кому полу?

К…нькам нужна сма…ка. Под лезвиями к…ньков она всегда есть. Это тоненькая плёночка в…ды. Лё… под ними немножко подтаивает. Этого довольно: к…ньки ле…ко ск…льзят по ка…ку.

А на п…лу или на асфальте такой сма…ки нет.

7. Из словарных слов выпали гласные. Запиши эти слова.

ф __м__л__ я — _____________________ __д__жд__ — _______________________

з__в__д — _____________________ р__б__т__ — _______________________

к__п__ста — _____________________ __з__к — _______________________

infourok.ru

Урок русского языка на тему «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Фридрих Валентина Александровна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»,

г.Урай, Тюменской области.

звонкими и глухими согласными,

  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,

формировать навыки работы в группах, парах;

  • развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции;

  • формировать орфографическую зоркость

Интерактивная доска «СМАРТ», карточки для индивидуальной работы с

парными согласными, тетрадь, словарь, таблица «Парные согласные»,

картинки сказочных героев Буратино, Незнайки, Мальвины, Красной

Шапочки, Вини-Пуха, картина «Зима», «Гусь под дождем», словарь

С.И.Ожегова.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

Слайд 1

-Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас.

Смотрите, сколько писем прислали!

Первое письмо от Мальвины!

Что же она нам пишет?

Слайд 2

На момент чистописания

Я прислала Вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадайте букву сами.

А потом скорей проверьте,

Ведь они лежат в конверте.
(У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке.)

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми

глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

  • Итак, это буквы Д,Т.

  • Повторим их написание.

СЛАЙД 3

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Ребята прописывают буквы в тетрадях и на интерактивной доске)

—Молодцы! Красиво написали.

—Но почему эти буквы мы сейчас повторяли?

—Что они обозначают?

(Они обозначают парные согласные, которые мы сейчас изучаем). —Ребята, а в конверте ещё что-то есть. (Из конверта достают слова и читают.)

Слайд 4

Что можно составить из этих слов? (предложение )

Ученики передвигают слова на доске

  • Что это? (пословица)

  • Как вы понимаете смысл пословицы? Почему взяли эту пословицу?

( Здесь есть слово труд, в котором на конце пишется парная согласная буква)

Учащиеся записывают пословицу в тетради

Труд (труды) человека кормит, а лень портит

чем выражено.

  • А – какая часть речи? (союз)

  • Какие ещё союзы вы знаете? (и, но)

3. Словарная работа.

Переходим к следующему письму.

Слайд 5

Оно пришло от Незнайки.

Что же он нам написал?

Слова совсем нетрудные

Хотел я записать,

Но в каждом слове нужно мне

Все буквы проверять.

Под удареньем я пишу,

Без сомненья, то, что слышу

Если звук без ударенья,

Вызывает он сомненье!

Слайд 6

Ребята читают, подбирают проверочные слова и

записывают, объясняя опасные места.

Слайд 7

Что общего в словах? (имя сущ.)

Какое слово лишнее? (медведь – отвечает на вопрос кто? Мягкий согласный на конце, одушевлённый.)

4. Гимнастика для глаз.

. Вот что она нам пишет:

Слайд 8

Парные согласные на письме опасные

Как похоже их звучанье-

Это просто наказанье!

Чтобы их нам различать,

Надо ум тренировать!

(Парные глухие и звонкие согласные на конце слова)

Слайд 9

ошибки?

(Ребята повторяют правило в стихотворной форме)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг,

Парный сразу проверяй-

Слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»-

Будешь грамотным и ты.

Слайд 10

Играли звуки в домики

Как маленькие гномики

И перепутали свои домики.

  • А вы поработайте в группах, потом на доске исправьте ошибки.

  • Какая буква лишняя? (у)

  • Почему? (гласная)

  • А остальные? (согласные)

  • Разделите на две группы (звонкие и глухие)

  • Молодцы!

Игра «Молчанка»

Слайд 11

Возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных.

Я буду поочерёдно называть слова с глухими и

звонкими согласными в корне слова (не на конце), а вы подбираете молча проверочное

слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с

соответствующей согласной буквой.

  • Берёзка – берёзонька,

  • Шапка – шапочка,

  • Дорожка – дороженька,

  • Шубка – шубонька,

  • Кошка – кошечка,

  • Причёска – причесаться,

  • А теперь загадка:

В зимний лес придёт художник

Возьмёт бумагу, карандаш

Ели, сосны нарисует,

Получается…(пейзаж)

Слайд 12

Что такое пейзаж?

(значение слова узнают из словаря С.И. Ожегова)

6.Физминутка.

Слайд 13

Мелкие шажки – шажочки,

Лёгкие прыжки – прыжочки,

Повороты резко – резко

И наклоны низко – низко.

Три хлопка в ладоши – ладошечки 1, 2, 3,

Покрутись немножко – немножечко 1, 2, 3.

Вот и вся зарядка – зарядочка 1, 2, 3,

Мягкая посадка – посадочка 1, 2, 3

Слайд 14

Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.

Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.

Посылаю шесть словечек и даю заданье вам:

Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем

И подберите проверочные слова без опозданья

Слайд 15

(Ребята читают и подбирают проверочные слова, записывают, а затем проверяют)

-В каком слове количество звуков и букв разное? (ёж)

Слайд 16

Слайд 17

Я пишу не просто так –

Вам даю заданье.

А рисунок мне поможет

Проверить ваши знанья!

Слайд 18

Посмотрите на картину. Давайте мы её рассмотрим.

  • Какое время суток? Почему так решили?

  • Какая погода? Деревья?

  • Почему гусь оказался на улице?

  • Как назовём картину?

Посмотрите на картину и выпишите все слова с парными согласными.

Кто больше напишет слов за 2 минуты?

И ещё одно задание Винни – Пуха надо выполнить.

  • Осадки в виде ледяных шариков.

  • Лучший приятель.

  • Стоит Антошка на одной ножке.

  • Работа.

  • Орган зрения.

  • Используя данную модель 3 2 4 3 4,составьте ещё одно слово, взяв по одной букве

из каждого слова.

Проверка.

Слайд 19

На ромашках напишите по 3 слова с парными согласными.

Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, приклейте красный кружок,

Если у вас 1-2 ошибки, то зелёный кружок.

Если несколько ошибок, то жёлтый.

Слайд 20

infourok.ru

Урок письма и развития речи ««Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова» в 4 классе

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

«Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»

Чтение: 4 класс: Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва).-4-е изд.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2013.

Цель: создать условия для закрепления изученного на практическом материале.

─формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки; подбирать к словам с данной орфограммой проверочные слова через аморитмизацию своих действий; закрепить и проверить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова;

─коррекция и развитие фонематического восприятия, умения анализировать, зрительной и слуховой памяти, речи;

─воспитание трудолюбия, аккуратности, культуры речи.

Проектор, экран, компьютер, презентация-тренажер «Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова».

таблицы к этапам урока, раздаточный дидактический материал

Использованная литература (наименование учебника)

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1991.

2. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: ВЛАДОС,2003.

3. Коррекция письма на уроках 1-4 классы: Практические и тренировочные задания и упражнения. Автор – составитель Л.В. Зубарева. -2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии». М.:Школьная пресса,2013, №2

5. Ресурсы Интернета.

Этапы работы

Содержание этапа

1.Организационный момент. ( 1 мин.)

Задачи учителя: подготовить учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке письма и развития речи.

Методы: фронтальная беседа, создание ситуации эмоционального комфорта

Задача учащихся: проверить свою готовность к уроку.

Критерии достижения цели:

полная готовность класса к уроку; настрой на совместную коллективную работу.

Цель: создать условия для эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Приветствие. Организация внимания учащихся.

2. Актуализация темы.(2 мин.)

Задачи для учителя :создать условия для активизации познавательной деятельности.

Задача для учащихся: использовать знания для реализации поставленных задач.

Критерии достижения цели:

Осуществляют поиск необходимой информации в рассказе учителя, в презентации.

Метод: практический(упражнения)

Цель: активизировать познавательную активность учащихся: восприятие; мыслительные операции; память, внимание.

Сегодня на уроке письма вас ждут серьёзные испытания, но вы имеете возможность заработать себе подсказки. Для этого необходимо правильно выполнить первое задание:

1 ряд: назовите много предметов: дуб, пирог, арбуз, шарф;

2 ряд: назовите один предмет: снежки, флажки;

3 ряд: скажите о предмете ласково: коробка, юбка, сказка, кнопка, веревка.

-Для чего вам понадобятся способы проверки правописания слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова? (Чтобы правильно записывать слова с парными согласными)

-Молодцы! У вас есть 2 подсказки: правило правописания слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова и помощь учителя, но воспользоваться моей помощью можно один раз в течение урока.

3. Сообщение темы и целей урока ( 2 мин.)

Задачи учителя: создать условия для определения темы и цели урока

Задача учащихся: совместно с учителем сформулировать тему урока.

Критерии достижения цели:

Осуществляют поиск необходимой информации в рассказе учителя

Метод: дидактическая игра

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на повторение и закрепление изученного материала в практической деятельности

─Сегодня на уроке проверим ваше умение записывать слова со звонкими и глухими согласными в конце и середине слова, а также продолжим знакомиться с творчеством А.С.Пушкина.

-Начнем с домашнего задания.

4.Проверка домашнего задания(3мин)

Задачи учителя: создать условия для закрепления умения находить, читать, записывать слова с буквой «я»» и группировать их.

Задача учащихся: закрепить умение находить, читать, записывать слова с буквой «я»» и группировать их; использовать речь для регуляции своего действия.

Критерии достижения цели:

Осуществляют поиск необходимой информации с помощью учебника, рабочей тетради

Методы: работа с тетрадью, упражнение, фронтальная беседа

Цель: закрепить и проверить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова.

-Открываем тетради, проверяем домашнее задание

— Прочитай стихотворение. Найдите слово с звонкой или глухой согласной на конце слова (снег) Какую букву написали на конце слова. Подбери проверочное слово.

5.Первичное закрепление. (8мин)

Задачи учителя: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на повторение изученного материала.

Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием беседы с демонстрацией слайдов.

Задачи учащихся: найти ответы на вопросы в результате совместной работе класса и учителя; оценить свою работу по чистописанию.

Критерии: осуществляют поиск необходимой информации в рассказе учителя

Методы обучения: фронтальная беседа, дидактическая игра, упражнения, самостоятельная работа,

Цель: Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на закрепление и применение изученного в практической деятельности

прочитайте и запишите дату урока, ниже «классная работа»

-послушайте скороговорку: Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не вы­болтала. Какой звук слышится чаще всего? Дайте характеристику.

— Вспомним написание парных согласных б и п. Запишем буквы по моему образцу:БББббППппБПбп.

— игра «Отгадай слово»: Замени первую букву в слове на парную согласную: бочка-? (почка)

Дополни предложение подходящими по смыслу словом: На дереве раскрылись_____. _____ по морю плывёт. Найди и подчеркни заглавную букву Б.

Какие строчки из сказки А.С.Пушкина?

Как называется сказка?

Из двух предложений запиши нужное предложение по сказке Пушкина.

-Кому принадлежит это стихотворение?

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо- песнь заводит,

Налево сказку -говорит.

Анализ текста:

Прочитаем первую строчку:

найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или глухой согласной на конце, укажите слово с предлогом.

Прочитаем вторую строчку:

найдите слово слово со звонкой или глухой согласной на конце, укажите слово с предлогом, обратите внимание на правописание слова златая;

Прочитаем третью строчку: найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или глухой согласной на конце.

Прочитаем четвертую строчку:

укажите слово с предлогом; обратите внимание на правописание слова всё.

Прочитаем пятую строчку:

слово со звонкой или глухой согласной в середине слова.

Прочитаем шестую строчку:

найдите слово с разделительным мягким знаком; слово со звонкой или

глухой согласной на конце.

-приготовьтесь писать стихотворение по памяти, для этого прочитаем по слогам так, как будем записывать. Обратите внимание на знаки препинания.

Ваша задача правильно оценить свои силы. Наименьшее количество строк-2, задание повышенной трудности- весь отрывок.

Запиши по памяти данное стихотворение.

-Проверка.

5.Физкультминутка ( 3 мин)

Задачи для учителя: создать условия для сохранения здоровья учащихся.

Задачи для учащихся: снятие мышечного напряжения.

Цель: создать условия для сохранения здоровья учащихся.

Какие слова со звонкими и глухими согласными встретились в физминутке?

Мелкие шажки

Раз, два, три.

Легкие прыжки

Раз, два, три.

Мягкая посадка.

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (16мин)

Задачи учителя: закрепить умение писать под диктовку ; находить в тексте слова с буквой я в начале слова или слога.

Методы обучения: самостоятельная работа, упражнения.

Задачи учащихся: находить и дифференцировать букву «я» в начале слова или слога в тексте.

Критерии:

Уметь добывать знания при использовании учебника и презентации, тренажера.

Методы обучения: дидактическая игра, упражнения, самостоятельная работа, тренажёр

Цель: закрепить и расширить навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова

-Познакомьтесь с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

На красных ла…ках гу… тяжёлый,

Задумав плыть по лону во…,

Ступает бережно на лё…,

Скользит и падает;.веселый

Мелькает, вьётся первый сне…

Звездами падая на бре… .

-проверь себя. Назови количество ошибок, допущенных при списывании.(работа по дифференцированным группам)

Проверь звонкие и глухие согласные.

-Домашнее задание: выучи отрывок наизусть, запиши по памяти 3 строчки.

Вставь пропущенную букву, объясни написание. Запиши.

Итог урока. (5 мин)

Задачи для учителя: выяснить степень усвоения учащимися данной темы.

Задачи для учащихся: уметь самостоятельно оценивать и обосновать свои действия на уроке.

Критерии достижения цели: адекватно воспринимают оценку учителя.

Методы обучения: беседа, словесное поощрение,наглядный(баллы)

Цель: подвести итоги урока через самооценку

-Молодцы!

-Какую учебную задачу ставили в начале урока?

-Удалось ли вам решить её? Докажи.

-Какие задачи на следующий урок?

Подведем итоги урока.

Как проверить написание парной согласной в конце и середине слова?

У кого больше 5 баллов за урок? Молодцы, вы отлично справились с задачей урока.

Министерство образования Пензенской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

________ О.В. Золотова

«___» __________ 2013 г.

««Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова» в 4 классе

Гусева Т.А.

«____» октября 2013г.

Гусева Т.А.

infourok.ru

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;
  • Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
  • Воспитывать аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

– Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

II. Минутка чистописания

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

– Что записано на доске? (Буквы)
Какая буква лишняя и почему? (У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
– Какие это согласные? (Звонкие – глухие, парные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.

III. Словарная  работа

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)

– Что называет это слово? (Предмет)
– Что можете ещё сказать про это слово? (Нарицательное, неодушевлённое,  м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
– Образуйте родственные (однокоренные) слова.
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
– Запишите слово мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
– Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный в конце слова)

Парные согласные в конце слова

– Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)

– Между чем мы выбираем?

IV. Постановка темы урока

– Догадались, какая у нас тема урока?
– На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
– Для чего надо изучать эту тему?

V. Введение в тему

День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.

– Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):

арбуз
завод
класс
мальчик
ученик
платок

– Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.

       [с]
арбуз
       [т]
завод
       [с]
класс
           [к]
мальчик
         [к]
ученик
          [к]
платок.

– Что происходит с парными согласным? (Оглушаются)
– Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме?  (Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать)

VI. Отработка нового материала

– Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)

– А это орфограмма? (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
– Что требует слабая позиция? (Проверки)
– Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
– Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)
– Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным)

– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным  на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

Парные согласные –
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

(С опорой на схему)

– Какие слова будут проверочными для наших слов?

арбуз – арбузы
завод – заводы
класс – классы
мальчик – мальчики
ученик – ученики
платок – платки

7. Физминутка

8. Обобщение и систематизация знаний

– Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.

1) Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).

2) Всё перетрут терпение и … (труд).

3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … (друг).

4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)

5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

IX. Итог урока

– Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
– Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)
– Что нужно делать с парными согласными в конце слов?

X. Самостоятельная работа

– А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.

1 вариант: Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
2 вариант: Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …

Взаимопроверка.

– Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

XI. Домашнее задание: стр.111, упр.141.

15.11.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными. (карточки по русскому языку)

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.

1.Прочитай, вставь пропущенные буквы, спиши предложения.

В зимний холо… всякий моло… . Лу… от семи неду… . Медве…ь любит мё… . В кустах запел чи… . Расцвёл душистый ланды… . Сеня накосил во… сена. В лесу много сочных яго… и ярких тра… . Маша кукле связала шар… Под елью вырос белый гри… . Дети делали заря…ку на площа…ке. Дети надели шу…ки и ша…ки. Девочки пришли на огоро… . На гря…ках росла морко…ка.

2.Допиши предложения словами с противоположным значением. Тополь высокий, а шиповник …. .

Река широкая, а ручей … .

Камень тяжёлый, а пух … .

Редька горькая, а груша … .

3.Прочитай слова, подбери проверочные слова, вставь пропущенные буквы, спиши.

голу…ь.

4.Прочитайте текст. Найдите слова с парными звонкими и глухими согласными.

Зима в лесу.

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубки надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

В классе.

В нашем классе на окнах огород. В ящиках мы посадили горох, лук, фасоль. За окнами мороз, идёт снег, а в классе уже весна.

Рисунок.

Днём шёл дождь. Мой товарищ Костя пошёл в сад. Там ель и большой дуб. Под ним Костя нашёл белый гриб. Он был рад. Дома он зарисовал гриб в тетрадь. Костя любит рисовать.

Котята.

У маленьких котят открылись глазки и прорезались зубки. Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез под шкаф, другой заполз под кровать. Под кроватью стояли красные сапожки Маши. Пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул.

5.Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

Зима в лесу.

Зима. Моро…. Сне… укрыл пни и кусты. Толстый лё… сковал ручей. Сне…ные шу…ки надели сосны. Пушистый шар… на ветках кедра. Вот сугро… . Там спит медве…ь.

В классе.

В нашем классе на окнах огоро… . В ящиках мы посадили горох, лу…, фасоль. За окнами моро…, идёт сне…, а в классе уже весна.

Рисунок.

Днём шёл дож…ь. Мой товарищ Костя пошёл в са…. Там ель и большой ду…. Под ним Костя нашёл белый гри…. Он был ра…. Дома он зарисовал гри… в тетра…ь. Костя любит рисовать.

Котята.

У маленьких котят открылись гла…ки и прорезались зу…ки. Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один зале… под шка…, другой запол… под кровать. Под кроватью стояли красные сапо…ки Маши. Пушистый котёнок зале… в сапо… и крепко заснул.

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», 2 класс

Учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть, авторы Л.Ф. Климанова,

Т.В. Бабушкина.

Урок разработан Лукьяненко Натальей Викторовной, учителем начальных классов МОБУ СОШ № 5 г. Свободного.

Тип урока: рефлексия.

Цели урока: СЛАЙД

-повторение знаний о проверке слов с парными согласными в корне слова;

-закрепление  умения пользоваться способом проверки слов с парными согласными в корне слова;

-совершенствование умения обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их;

-развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оборудование:

— проектор:

— компьютер;

— сигнальные карточки;

— эталон;

— эталоны для самопроверки;

— подробный образец;

— алгоритм проверки парных согласных.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД

Девиз урока: «Не беда ошибиться, беда не исправиться».

— Как вы понимаете эти слова? (Дети объясняют)

— Как девиз можно отнести к нашему уроку? (Будем учиться исправлять свои ошибки).

— Сегодня урок самопроверки.

— Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять).

— Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать? (Мы будем учиться применять этот способ).

— Над какой темой вы работали на предыдущих уроках? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова). СЛАЙД

— Какая цель нашего урока?

(Цель урока:  повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова). СЛАЙД

− Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

— Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим).

— Что такое буква? (Букву мы видим и пишем).

— Поиграем в игру «Огонёк». (Учитель показывает буквы, ученики сигналят только тогда, когда показана парная согласная, произносят её).

(- б — п, в — ф, г — к, д — т, ж — ш, з – с)

— На СЛАЙДЕ записаны слова:

Огоро.., гря..ка, морко..ка, ре..ька .

— Прочитайте слова.

— На какую орфограмму слова с пропущенными буквами? (Правописание парной согласной в корне слова).

— Сформулируйте правило проверки слов с парной согласной в корне слова. (Для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного звука стояла гласная буква или буква Н). ЭТАЛОН на доске

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.

— Вспомним алгоритм проверки парных согласных (алгоритм на СЛАЙДЕ и у каждого на парте)

1. Читаем слово.

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Изменяем форму слова или подбираем однокоренное слово.

5. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.

— Запишем слова с пропущенными буквами и подберём проверочные слова. (По одному слову объясняют у доски).

Огоро.. – огороды– огород, гря..ка– грядочка – грядка, т.д.

Работа с сигнальными карточками:

— Покажите парный согласный, который напишите в слове:

Сугроб, игрушка, голубь, берёзка, редкий. (По ходу комментируют свой показ буквы).

-Что сейчас повторили? (Правило проверки слов с парными согласными в корне слова).

− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе).

— Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу).

— С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять правило; чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать).
— Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталон, алгоритм проверки парных согласных).

Учащимся раздаются карточки с самостоятельной работой № 1.

Задание 1. Вставь пропущенные буквы:

Тра..ка, кро..ки, бли..ко, замо.., дру.. .

Задание 2. Подбери проверочное слово для парных согласных:

Жидкий — …, глазки — …, тулуп — …, поход — … .

− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны работу проверить по образцу).

ОБРАЗЕЦ: 1. в, ш, з, к, г. СЛАЙД

  1. Жиденький (жидок), глаза (глазной), тулупы, походы.

— Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет, то поставим знак «?»)

— Кто ошибся в задании 1? (Учитель результаты фиксирует на доске).

— Кто ошибся в задании 2? (Учитель результаты фиксирует на доске).

3. Локализация  затруднений.

-Ученикам раздаются ЭТАЛОНЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

Эталон для самопроверки № 1

1

Травка

Крошки

Близко

Замок

Друг

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н

2

Жидкий – жиденький, жидок

Глазки – глаза, глазной

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.

Тулуп – тулупы

Поход – походы

Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.

Выявляем место и причину затруднений:

-Подчеркните в каком месте у вас ошибка.

-Почему вы допустили ошибку?

-Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?

4. Коррекция выявленных затруднений.

— У кого задание выполнено правильно?

— Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в других заданиях).

Задания повышенной трудности:

1) Составь из слов предложения.

Зеленеет, сочная, в, травка, лесу.

Весной, берёзки, сок, у, появляется, сладкий.

Подчеркни слова с парными согласными, требующими проверки.

— Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)

— Повторим алгоритм исправления ошибок: (СЛАЙД, у каждого на парте)

1. Повтори задание.

3. Повтори правило.

4. Подбери проверочное слово.

5. Исправь ошибку.

Учащиеся,  допустившие ошибки, анализируют выполненное задание, повторяют правило проверки слов с парным согласным в корне слова, исправляют свои ошибки с помощью эталона для самопроверки.

Учитель даёт тренировочные задания.

— Ребята, выберите задание, в котором допустили ошибки в самостоятельной работе.

Задание:

  1. Моро.., ло..ка, опу..ка, лё..кий.

  2. Морковка -…, берёзка -…, короб -…, арбуз -… .

(Если позволяет время, то выполняют задания, в которых допустили ошибку).

Подробный образец

1

Мороз, лодка, опушка, лёгкий.

2

Морковка – морковный

Берёзка – берёза

Короб – короба

Арбуз — арбузы

Физкультминутка

— Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете, а если начинается на глухой согласный — поднимаете руки вверх:

Зайка, пень, трава, сойка, жить, дрова, шить, тень.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

— Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?

(Обратить внимание на фиксацию ошибок на доске).

— Проговорите правило.

— Проговорите алгоритм проверки парных согласных.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.

Вариант 1 (для учеников, допустивших ошибки в самостоятельной работе № 1)

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова:

Пиро..ки, бли..кий, голу..ь, моро.. .

— Проверьте по ЭТАЛОНУ для самопроверки. (листочки на партах)

Эталон для самопроверки № 2

Пирожки – пирожок

Близкий – близок

Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.

Голубь – голуби

Мороз — морозы

Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.

Учащиеся, которые в самостоятельной работе № 1 не допустили ошибок, проводят самопроверку по подробному образцу:

Подробный образец

В лесу зеленеет сочная травка.

Весной у берёзки появляется сладкий сок.

— Кто допустил ошибки?

— Поставьте на полях знак ?

— Кто поставил знак ?

— В каком месте допущена ошибка?

— Почему допущена ошибка?

— Над чем надо поработать?

7. Включение в систему знаний и повторение.

— Запишите слова в три столбика, докажите своё решение: СЛАЙД

Улыбка, далёкий, солёный, пальто, тропинка, рыбка, листопад, пальчики, голубь, мальчик.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

— Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова).

— Вспомните девиз нашего урока. СЛАЙД «Не беда ошибиться, беда не исправиться».

— Вам удалось достичь цели?

— Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило).

— Как исправляли эти ошибки? (Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях).

— Над чем ещё нужно поработать?

— Над чем работали те, кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?

— Оцените свою работу на уроке. (Оценивание работы в дневниках, объяснение своей оценки).

Домашнее задание (по выбору):

— стр. 118 упр. 177;

— придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.

infourok.ru

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова ».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока:  закрепить умение учащихся определять правильное написание звонких и глухих согласных на конце слова.

Задачи урока:

Обучающие:

— Закрепить умение учащихся подбирать проверочные слова для правильного написания звонких и глухих согласных на конце слова;

— закрепить навык работы с наглядным материалом, навык полного ответа на вопрос;

— совершенствовать навыки письма.

Коррекционно-развивающие:

— развитие речи и коррекция её недостатков;

— развитие познавательных процессов: слухового восприятия, зрительного внимания, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза;

— развитие моторики рук.

Воспитательные:

-воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: наглядный материал: картинки предметов , раздаточный материал: индивидуальные карточки, мяч, солнышко и лучики.

Орг. Момент.

    Проверка готовности к уроку.

    Мотивационный этап.

      Так хочется, чтобы быстрее наступили теплые деньки, растаял снег, но это невозможно без яркого солнышка, А давайте, ребята, его позовем к нам на урок!

      Все дети вместе:   Солнышко, покажись, 

                                     Обогрей нас, улыбнись!

      — Посмотрите, солнышко появилось, но лучики у нашего солнышка забрали тучки. Они оставили нам письмо:

      «Чтобы вернуть солнышку лучики, вам ребята, нужно выполнить задания, за выполнение которых мы будем возвращать солнышку лучики!». Чтобы помочь солнышку, мы должны успеть выполнить все задания на уроке.

      — Поможем солнышку, чтобы оно ярко светило и грело нас? (Да)

      Актуализация знаний.

        Поиграем в игру  «Наоборот» с мячом (игрушкой)

        Я называю парный звонкий или глухой согласный, а вы называете для него пару. Например, если я называю «б», то вы должны назвать «п». Начнём.  

        Б-п, в-ф, з-с, д-т, к-г, ж-ш

        — Молодцы, солнышко получает свой лучик обратно!

        Работа у доски

        — А теперь отгадайте загадку и напишите нужную букву рядом с карточкой, подберите проверочное слово.

        Стоит Антошка

        На одной ножке,

        Сам маленький,

        А шляпа большая.  (Гриб)

        Без рук, без ног,

        А рисовать зимой умеет. (Мороз)

        Иголки лежали, лежали,

        Да вдруг побежали. (Ёж)

        Он большой, как мяч футбольный,

        Если спелый – все довольны.

        Так приятен он на вкус!

        Что это за шар? (Арбуз)

        За тобою он плетется, 

        Хоть на месте остается. (след)

        — Солнышко получает ещё один лучик! Молодцы!

        4. Сообщение темы и цели урока

        — Какая же тема нашего урока? (Написание звонких и глухих согласных на конце слова). Хором говорим тему урока.

        Повторение правила

        Почему мы должны проверять слова с парными звонкими и глухими согласными? (Потому что, на конце слов парные согласные произносятся как глухие, а пишутся по-разному).

        А как же проверить такие слова, в которых мы слышим глухой согласный, а написать надо другую букву?

        (Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная).

        Гимнастика для пальцев.

          Выполним гимнастику для пальчиков и затем будем работать в тетради.

          Самомассаж каждого пальчика рук. Трем ладошки, чтобы они были горячими. Погладим ладошки.

          «Крестики-нолики»: поочередно делаем «крестики» из указательного и среднего, а затем нолики

          «Колокольчики»: ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.

          — За выполнение гимнастики мы получили ещё один лучик для солнышка!

          В тетради пропись буквы

          запись числа: 2 февраля и классная работа

          6. Закрепление пройденного материала

          б) работа с учебником

          Учебник с.119, упражнение 9.

          Прочитайте предложения каждый вполголоса.

          Прочитаем первое предложение. Собака взяла (следы) след.

          В скобках дано проверочное слово, после согласной идет гласная буква, значит в слове след мы напишем букву «д».

          Читаем второе предложение. За окном намело большой (сугробы) сугро… Какую букву мы вставим и какое проверочное слово запишем в скобках? (сугробы, в слове сугроб, на конце напишем «б»).

          Аналогичная работа с 3 и 4 предложениями.

          — Ещё один лучик вернулся к солнышку!

          Физ минутка в форме игры

          « Найди нужную букву и вставь в слово».

           (Буквы расположены в разных местах класса, дети встают рядом с той буквой, которую необходимо писать на конце слова).

          Хлеб, снег, дуб, голос, глаз, суп, зуб завод, шкаф, народ, пирог, флаг, жук,

          — И за это задание мы получаем лучик.

          б) Упражнение в определении звонких и глухих согласных на конце слова в предложении.

          У каждого на парте карточки. Вам нужно прочитать предложение и вставить пропущенную букву в слове.

          1.Сне. ( ) укутал деревья.

          2. Молодая ёлочка спряталась в сугро. ( ).

          3.Нам не страшен моро. (з/с ). (Ане)

          4. Мы пошли в похо. (д/т ). (Ирине)

          5. В лесу рос душистый ланды. ( ).

          6. Собака – верный дру. ( ).

          7.Возьми но. ( ) и вилку.

          8.На обед дали пиро. ( ) с капустой.

          — Поменяйтесь карточками и проверьте, правильную ли букву, вставил ваш сосед. Фронтальная проверка. Поменяйтесь карточками обратно. Запишите предложение в тетрадь.

          — Последний лучик получило солнышко. Теперь нам будет теплее и светлее с ним.

          7. Подведение итогов.

          — Какие задания мы выполняли на уроке?

          — Какое задание было самым простым?

          — Какое задание было для вас сложным?

          — Как проверить написание парной согласной на конце слова? (Надо изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная)

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *