cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием – Склонение имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

Содержание

Склонение имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже.

Например: папа, мама, Катя, Петя, краска.

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием —  и среднего рода с окончаниями -о, -е.

Например: стол , луг , король , облако, солнце.

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием — ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

 

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

Например:

на дороге — (дорога — ж.р.) — 1-е скл.

по асфальту — (асфальт  -м. р.) — 2-е скл.

на площадях — (площадь  — ж.р.) — 3-е скл.

 

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Падежи

Слова первого склонения

Слова второго склоненияСлова третьего склонения
женский родмужской род мужской родсредний родженский род
И. п.земляпапаконьокностепь
Р. п.землипапыконяокнастепи́
Д. п.землепапеконюокнустепи
В. п.землюпапуконяокностепь
Т. п.землёйпапойконёмокномстепью
П. п.о землео Петео конеоб окнео степи

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения

в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.

 

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Склонение имен существительных во множественном числе

Особенности склонения слов «мать» и «дочь»

Разносклоняемые существительные

Несклоняемые существительные

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 136, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 3, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 27, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 49, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 63, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 67, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 131, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 157, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 216, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 226, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 36, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 172, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 130, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 147, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 150, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 301, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 48, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 65, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 179, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Склонение существительных – как определить три склонения имен существительных, таблица 4 класс

 I склонениеII склонениеIII склонение
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. числоЕд. числоМн. число
И. п.Подруга,

Армия,

Мужчина,

Лакомка

Подруги,

Армии,

Мужчины,

Лакомк

и

Актер,

Огонь,

Письмо,

Блюдце,

Здание

Актеры,

Карандаши

Письма,

Блюдца,

Здания

Пустошь,

Мышь,

Лошадь,

Новость

 

Мыши,

Лошади,

Новости

Р. п.Подруги,

Армии,

Мужчины,

Лакомки

Подруг,

Армий,

Мужчин,

Лакомок

Актера,

Огня,

Письма,

Блюдца,

Здания

Актеров,

Карандашей,

Писем,

Блюдец,

Зданий

Пустоши,

Мыши,

Лошади,

Новости

Мышей,

Лошадей,

Новостей

Д. п.Подруге,

Армии,

Мужчине,

Лакомке

Подругам,

Армиям,

Мужчинам,

Лакомкам

Актеру,

Огню,

Письму,

Блюдцу,

Зданию

Актерам,

Карандашам,

Письмам,

Блюдцам,

Зданиям

Пустоши,

Мыши,

Лошади,

Новости 

Мышам,

Лошадям,

Новостям

В. п.Подругу,

Армию,

Мужчину,

Лакомку

Подруг,

Армии,

Мужчин,

Лакомок

Актера,

Огонь,

Письмо,

Блюдце,

Здание

Актеров,

Карандаши,

Письма,

Блюдца,

Здания

Пустошь,

Мышь,

Лошадь,

Новость

Мышей,

Лошадей,

Новости

Т. п.Подругой,

Армией,

Мужчиной,

Лакомкой

Подругами,

Армиями,

Мужчинами,

Лакомками

Актером,

Огнем,

Письмом,

Блюдцем,

Зданием

Актерами,

Карандашами,

Письмами,

Блюдцами,

Зданиями

Пустошью,

Мышью

Лошадью,

Новостью

 

Мышами,

Лошадями,

Новостями

П. п.О подруге,

Об армии,

О мужчине,

О лакомке

О подругах,

Об армиях,

О мужчинах,

О лакомках

Об актере,

Об огне,

О письме,

О блюдце,

О здании

Об актерах,

О карандашах,

О письмах,

О блюдцах,

О зданиях

О пустоши,

О мыши,

О лошади,

О мыши

 

О мышах,

О лошадях,

О новостях

obrazovaka.ru

Второе склонение имен существительных, склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием

Зачетный урок русского языка

Тема: Второе склонение имен существительных, склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.

Цель: познакомить с двумя вариантами склонения существительных мужского рода: твердым и мягким.

Оборудование: учебник, мультимедиа презентация, PC компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Какое у вас настроение? У меня тоже хорошее настроение. Давайте дружно поработаем, а от хорошей работы и настроение должно быть отличным.

  1. Повторение.

  1. Проверка домашнего задания.

— Откройте свои тетради. Все справились с домашним заданием? Какие названия грибов вы отгадали? Какие окончания написали?

— Запишите сегодняшнее число и слова классная работа. Не забывайте, что при посадке спинку нужно держать прямо, тетрадь должна лежать наискосок.

  1. Чистописание.

1)- На минутке чистописания мы пропишем заглавную и строчную буквы «Ж». Что можете сказать об этой букве, о звуке, который она обозначает?

— Посмотрите, как я написала на доске, показала у вас в тетрадях, пропишите у себя в тетрадях, продолжив закономерность.

Жж ЖжЖж

2) – Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу, объясните ее значение. (слайд 1)

Язык голову кормит, он же её и до беды доводит.

— Запишите, подчеркните орфограммы, обозначьте падеж имен существительных. (Ученик комментирует с места.)

— Индивидуально: 2 человека работают на местах с карточками, 1 у доски за створкой.

  1. Словарно-орфографическая работа.

— Расшифруйте слова (слайд 2)

Восток, запад.

— Что общего у данных слов? (Указывают географическое направление.)

— Какие общие морфологические признаки вы можете назвать? (Существительные мужского рода, второго склонения, единственного числа, нулевое окончание.)

— Какое ещё словарное слово, которое указывает географическое направление, вы знаете? (Север.)

— Запишите эти слова в тетради, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

— Подберите однокоренные слова к этим существительным. Все морфологические признаки, которые мы называли, сохранились у прилагательных?

  1. Работа по теме урока.

1)- Распределите слова в три столбика по склонениям. (3 ученика работают у доски.)

Кость, вагон, дорога, моль, снег, камень, лодка, морковь, окно, ветка, огонь, жизнь.

— Проверьте, все ли верно записано.

— Какие существительные относятся к 1 склонению?

— Какие существительные относятся ко 2 склонению?

— Как отличить В.п. и И.п. у существительных 1 склонения?

— Предположите, какой будет тема урока? Что должны будем узнать на уроке?

2) Сравнение окончаний имен существительных в разных падежах (упр. 365).

— Что мы уже знаем о существительных 2 склонения?

— Откройте учебники на стр. 50 упр. 365.

— Сравните окончания существительных в каждом падеже. Сравниваем существительные на стр. 50 и существительные из этого же упражнения на стр. 51.

— Заметили, в чем разница? (Меняются окончания, например: в родительном падеже слона, окончание –а, коня- окончание –я.)

— Почему?

— Как вы думаете, какие существительные мужского рода будут относиться к твердому склонению? (Основа которых заканчивается на твердый согласный.)

— А к мягкому склонению? (Основа которых заканчивается на мягкий согласный.)

— Действительно, к твердому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на твердый согласный. К мягкому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на мягкий согласный.

— Прочитайте правило на с.51. О чем еще мы не сказали?

— Посмотрите на картинку в учебнике на стр. 51. Назовите существительное с твердым склонением. Назовите существительное с мягким склонением

3) Коллективная работа.

— Посмотрите на экран (слайд 3). Спишите, вставляя пропущенные буквы, комментирует по одному предложению по цепочке 3 ряд, начиная с первой парты.

— Назовите имена существительные второго склонения в единственном числе. (Туман, караван, юг, ноябрь, двор.)

— Какое слово лишнее в этом ряду? Почему? (Ноябрь — мягкое склонение.)

4) Упражнение в склонении.

— Давайте просклоняем существительное туман. (Ученик склоняет у доски, остальные на местах.)

— Теперь давайте просклоняем существительное ноябрь. (Другой ученик склоняет у доски, остальные на местах.)

— Почему разные окончания у этих существительных в Р.п., Д.п., Т.п.?

Физкультминутка.

  1. Закрепление изученного.

  1. Работа в группах.

— Каждая группа должна подобрать по 5 слов с разным типом склонения.

— Проверка.

  1. Коллективно-индивидуальная работа (упр. 366).

— На странице 51 найдите упражнение 366. Прочитайте задание.

— 3 ученика по очереди записывают на доске по одному предложению с комментарием.

— Обозначаем падежи существительных второго склонения, выделяем окончания.

— Оставшиеся 3 предложения запишите самостоятельно. Не забывайте выделять окончания и обозначать падеж существительных.

— Проверка. Какие окончания вставили? Почему?

  1. Итог урока.

— С какими видами склонения имен существительных сегодня познакомились?

— Чем они отличаются?

— Кому было трудно на уроке?

— Кто легко справился со всеми заданиями?

— Все ли вы узнали о существительных 2 склонения на уроке? (Нет, предстоит узнать еще много.)

— С каким настроением заканчиваем урок?

— Спасибо за работу.

Домашнее задание: упражнение 367.

Фамилия Имя_______________________________________

Задание: Определить склонение и падеж существительных, вставить пропущенные буквы, выделить окончания.

В капельк.. влаг..; с маленькой лужиц.. ; по краям дорог.. ; бежал по дорог..;

При высокой температур.. .

Фамилия Имя_______________________________________

Задание: Определить склонение и падеж выделенных существительных, вставить пропущенные буквы, выделить окончания.

1. Замесила старух.. тесто на сметан.. . 2. Осталась лис.. без крыш.. над головой . 3. Сидит лис.. на дорог.. и радуется. 4. Перепугалась курочк.. , бросилась к речк.. . 5. Пошли они к избушк.. .

Фамилия Имя_______________________________________

Задание: Определить склонение и падеж выделенных существительных, вставить пропущенные буквы, выделить окончания.

1. Замесила старух.. тесто на сметан.. . 2. Осталась лис.. без крыш.. над головой . 3. Сидит лис.. на дорог.. и радуется. 4. Перепугалась курочк.. , бросилась к речк.. . 5. Пошли они к избушк.. .

infourok.ru

Второе склонение имен существительных. Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием (конспект)

Цель:

Познакомить с двумя вариантами 2-го склонения существительных мужского рода: твердым и мягким.

Задачи:

1. Образовательные:

1.1.Продолжить работу по формированию умения определять склонение и падеж существительных;

1.2.Познакомить обучающихся с историей возникновения слова вокзал.

2. Развивающие:

2.1. Развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

2.2. Развивать логические действия анализа, синтеза, сравнения;

2.3. Учить активно использовать речевые средства для обоснования своего ответа.

Ход урока.

Организационный момент.

У: А сейчас проверь, дружок, 

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, 

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

У: За выполненное задание я буду вывешивать по букве, потом вы узнаете какое слово было зашифровано.

Актуализация знаний.

У: На доске написаны слова. Прочитайте их.

Обучение, огорчение, одеяло, отопление, огурец, озноб, озарение, океан.

У: Что объединяет эти слова? (это все имена сущ., нарицательные, с безударной гласной в корне, 2-го скл.)

У: А чем различаются? (разное количество слогов, ударение падает на разные слоги, разных родов сущ.. есть слова с нулевым окончанием)

У: У нас открывается первая буква- В.

У: Вы сказали что это все сущ. 2-го склонения. А какие сущ. относятся ко 2-му склонению? (правило)

У: Отгадайте загадки.

Серый толстый великан

Нос как будто длинный кран

На спине прокатит он

Озорной ушастый …(слон)

Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Конь)

Ножек четыре, 

Шляпок одна, 

Нужен, коль станет 

Обедать семья.

(Стол)

Эта знатная баранка,

Очевидно, самозванка —

Хоть практична и удобна,

Но, однако ж, несъедобна.(Руль)

У: Молодцы вот и еще одна буква – О.

Весь материал — в документе.

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока «Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием»

Конспект урока русского языка

(по учебнику А.В.Поляковой),

проведённого в 3-а классе

МОУ СОШ №7 г.Липецка.

Учитель: Мигунова Е.Н.

Тема: Склонение имён существительных мужского рода

           с нулевым окончанием.

Цели: 1. Познакомить со склонением существительных мужского                  

               рода с нулевым окончанием, учить самостоятельно вы-

               являть орфограмму; закреплять правописание окончаний

               существительных 1 склонения, умение работать с текстом.

           2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое

               мышление, творческие способности, интерес к познанию.

           3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, при-

               роде, искусству; чувство прекрасного.

Оборудование: плакат с кроссвордом «Птицы», иллюстрации ве-

               сенних цветов, карточки для групповой работы, листы

               с текстом для индивидуальной работы, плакат с оконча-

               ниями существительных 2 склонения, со словами для

               творческой работы, кассета с записью произведения

               П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»,

               магнитофон.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.    

—  Внимание! Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке:

    Книжка, ручка и тетрадка?

Ι Ι.Словарная работа.

—  Наш урок, как всегда, начнём со словарной работы по теме «Птицы», только проведём её необычно — в форме кроссворда на доске, а в тетрадях – как всегда. Все слова в кроссворде расположены по вертикали, задания будут в виде загадок.                                                                                                    

     1.     Говорят, что он воришка,

             Этот серенький мальчишка,

             И шумлив, и драчлив,

             Всё щебечет: «Чьи, вы, чьи?»   ( воробей )

     2.     Прилетел к нам, наконец,

             Лучший наш лесной певец.

              Дни и ночи напролёт

              Голосисто он поёт.                     (соловей)

     3.      Всех я за день навещу,

              Всё, что знаю, растрещу.

              Длиннохвоста, белобока,

              А зовут её ………………            (сорока)

     4.      Носит серенький жилет,

              Но у крыльев чёрный цвет.

              Видишь, кружат 10 пар

              И кричат: «Карр, карр, карр!»    (воробей)

5.      Между небом и землёй

         Песня раздаётся.

         Над просторами родными,

         Что за птица вьётся?                    (жаворонок)

а). Запись слов;

б). Постановка ударения, выделение непроверяемых безударных гласных;

в). Определение части речи, рода, склонения;

г). Беседа:

— По какому признаку объединены слова?

— На какие две группы можно разделить эти слова?

— Какое слово получили по вертикали? (весна)

           Значит, наш сегодняшний урок мы посвящаем ей – весне!

Весна – замечательное, прекрасное время года, время пробуждения и оживления природы после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

      Отшумела злая вьюга,

      Стала ночь короче дня.

      Тёплый ветер дует с юга,

      Капли падают, звеня…

      Улеглись в полях метели

      В свои белые постели,

      И весна идёт повсюду,

      Гонит зиму со двора.       (Г. Ладонщиков)

Ι Ι Ι. Актуализация знаний.

1. Работа с правилами.

 — Сколько склонений имён существительных в русском языке?

 — Сколько падежей в русском языке? (хором)

 — Какие орфограммы в окончаниях существительных 1 склонения знаете?

 — Какие слова – помощники в 1 склонении?

 — Почему эти слова являются помощниками? ( Ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже одного и того же склонения пишутся одинаково.)

ΙV. Постановка проблемы.

1. Письмо словосочетаний под диктовку с комментированием всех                  орфограмм, выделение у существительных окончаний, склонения и падежа.

Закапали с крыш.., побегут по дорожк.., зацветут на проталинк.., прилетят в март?.

 — Почему не можете написать данное окончание?

 — Чем оно отличается от предыдущих? ( Все предыдущие окончания существительных 1 склонения, а последнее окончание существительного мужского рода с нулевым окончанием, т. е. 2склонения, с правописанием окончаний которого мы ещё не знакомились.)

V.Сообщение темы и целей урока.

— Как вы думаете, с чем мы познакомимся и над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

— Кто сможет сформулировать тему нашего урока? ( Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.)

V Ι. Открытие нового знания.

— Сейчас вы попробуете сами в группах найти решение этой проблемы – какое же окончание нужно вставить. Что для этого необходимо сделать?

( Нужно просклонять существительное «март» и выявить окончание в предложном падеже.)

 — Если окончания будут безударными, что вам необходимо для помощи?

( Нужны слова – помощники.)

 — Ими будут слова «стол» и «конь».

 — Вспомните правила работы в группах, преступайте!

1. Работа в группах. ( Каждой группе раздаются листы с наименованием падежей.)

2. Проверка работы групп. ( Заслушивание лидеров групп по решению проблемы.)

Вывод: В предложном падеже 2 склонения пишется окончание «е», значит,  

«в  марте» напишу окончание «е».

 — Найдите ещё ошибкоопасные места во 2 склонении.

3. Вывод: Ошибкоопасными во 2 склонении  являются предложный и творительный падежи:

Т.п. – ом, ем

П.п. – е

4. Знакомство с правилом с. 132 учебника.

Физкультминутка.

V Ι Ι. Сообщение учителя о весенних цветах.

Весна – время пробуждения всего живого на земле, главным

украшением которой после зимней стужи становятся первые весенние цветы – первоцветы.

          По тонкой нитке ручейка

          Сбежал с пригорка снег,

          И на пригорке вдруг цветок

          Раскрылся раньше всех!

Знакомьтесь! Пробудились на нашей полянке весенние цветочки: солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать-и-мачехи.

 — Кто знает, за что этот цветок получил такое название? ( Листья у него снизу мягкие и пушистые, как ласковые, согревающие руки мамы, а сверху – блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.)

Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с сиренево-фиолетовыми колокольчиками, открывающими свои лепестки навстречу солнцу и закрывающими их на закате. Это сон-трава или самсончики.

Расцвёл  жёлтыми звёздочками гусиный лук.

Умылся талой водой и засиял улыбкой весны нежный и душистый ландыш. С.Я. Маршак так написал о нём:

          Природой бережно спелёнатый,

          Завёрнутый в широкий лист,

          Растёт цветок в глуши нетронутой,

          Прохладен, хрупок и душист.

Радуют своей простотой и обаянием одуванчики. Чарует ароматом медуница. Но всё же самый смелый из первоцветов – это подснежник.

Древняя легенда рассказывает о нём: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошёл сильный снег, и Еве стало очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в белые цветочки. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому издавна, подснежник – символ надежды.

Необходимо знать, что многие первоцветы занесены в Красную книгу, так как стали исчезать. Помните, не стоит губить растения из-за нескольких часов красоты в вазе. Пусть они радуют нас в природе. Люди, прикасайтесь к прекрасному только сердцем, ведь прикасаясь руками, вы губите красоту и природу!

V Ι Ι Ι. Закрепление нового знания.

1. Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием. Работа в парах в рабочей тетради. ( Каждой паре предлагаются на выбор карточки со словами для склонения – ландыш, подснежник, одуванчик, самсончик, тюльпан, первоцвет.)

2. Проверка. ( Для проверки учащимся предлагается сравнить свою работу с эталоном, расположенным на обратной стороне листа с заданием.)

 — Поднимите руки те, кто не допустил ошибок при склонении. Молодцы       3.Повторение новой орфограммы (хором ).

ΙX. Самостоятельная творческая работа.

  1. Подготовка к мини-сочинению «Подснежник». Словарная работа.

Слова на доске:

ранняя                            весна                           наступила

яркое                              солнце                         растопило

нежный                          подснежник                разбудил

первые                            цветы                          любуются

прелестные                    вестники                     оберегать

 — По какому признаку слова разделены  на 3 группы?

    а). Чтение имён существительных, выделение орфограмм.

    б). Чтение имён прилагательных, выделение орфограмм.

    в). Чтение глаголов, выделение орфограмм.

 — Все эти слова помогут вам написать мини-сочинение «Подснежник», а создаст прекрасное настроение одноимённое произведение П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Желаю вам успеха! (Включается магнитофон.)

     2. Запись сочинения в рабочую тетрадь.

     3. Чтение нескольких работ.

X. Подведение итогов.

     1. Итоговая беседа.

          Я умею ………….

          Я научился ………

          Я хочу научиться …….

     2. Оценивание работы учащихся на уроке.

X Ι. Запись домашнего задания.

X Ι Ι.Организованное окончание урока.

   

nsportal.ru

Склонение имен существительных (таблица и примеры)

В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют основ­ные три типа скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных. Но кро­ме них, выде­ля­ют еще несколь­ко скло­не­ний.

Имена суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Это изме­не­ние фор­мы сло­ва назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем.

Определение

Изменение имен суще­стви­тель­ных по паде­жам и чис­лам в рус­ском язы­ке назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем.

По падеж­ным окон­ча­ни­ям един­ствен­но­го чис­ла, кото­рые име­на суще­стви­тель­ные при­об­ре­та­ют при скло­не­нии, они делят­ся на три скло­не­ния.

Первое склонение

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • муж­чина
  • дядя
  • юноша
  • маль­чишка
  • берёста
  • дорога
  • няня
  • деревня.

Сюда же доба­вим суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые могут в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста назы­вать как лиц муж­ско­го пола, так и жен­ско­го, напри­мер:

Примеры

тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряха.

  • Забияка Ваня
  • плак­са Валя
  • непо­се­да Серёжка
  • молод­чи­на Стасик.

Второе склонение

Второе скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, а так­же с окон­ча­ни­ем -о/-е и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, напри­мер:

  • гений   , автор   , герой   , соло­вей   ;
  • домище, чело­ве­чище, забо­ришко, голо­сишко;
  • слово, дело, село, поле, море, собра­ние, варенье.

Третье склонение

К тре­тье­му скло­не­нию отно­сят­ся име­на суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же, напри­мер:

  • быль   
  • радость   
  • сирень   
  • лазурь   
  • рос­кошь   
  • горечь   
  • блажь   
  • вещь   .

Три склонения имен существительных (таблица)

Разносклоняемые существительные

В отдель­ную груп­пу выде­лим раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -мя:

  • бре­мя
  • вымя
  • темя
  • пла­мя
  • стре­мя
  • пла­мя
  • вре­мя
  • зна­мя
  • имя
  • пле­мя
  • семя
  • суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода «путь»
  • суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «дитя».

Разносклоняемыми эти сло­ва назва­ны пото­му, что частью они скло­ня­ют­ся как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние вто­ро­го скло­не­ния.

Сравним:

  • и.п пла­мя, дитя, путь, ночь
  • р.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • д.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • в.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • т.п. пла­менем, дитятей (-ею), путём, ночью 
  • п.п. о пла­ме­ни, о дитя­ти, о пути, о ночи.

Другие типы склонения существительных

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия. Они сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ныеЭти сло­ва отне­сем к отдель­но­му типу скло­не­ния суще­стви­тель­ных, напри­мер:

  • слу­жащий
  • про­во­жа­ющий
  • при­бывший
  • сла­га­емое
  • про­хожий
  • ванная
  • запятая
  • гор­ничная
  • горячее
  • ска­зу­емое
  • моро­женое.

Отдельный тип скло­не­ния состав­ля­ют суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов невоз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов скло­не­ния.

Примеры

тру­дяга, заби­яка, плакса, молод­чина, непо­седа, выскочка, злюка, неряха. 

граб­ли, брю­ки, весы, каче­ли, румя­на, пери­ла, чер­ни­ла, хло­пья, слив­ки, кон­сер­вы, буд­ни, сут­ки, кани­ку­лы, город­ки, шах­ма­ты, про­во­ды, выбо­ры, деба­ты.

Особняком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех паде­жах сохра­ня­ют одну и ту же фор­му.

Примеры

мет­ро, паль­то, кен­гу­ру, зебу, колиб­ри, сулу­гу­ни, дра­же, трю­мо, каноэ, алоэ, шас­си, так­си, жалю­зи, бра.

Определение склонения имени существительного

Видеоурок «Склонение имен существительных»

russkiiyazyk.ru

Склонение имён существительных. Окончания склонений

Склонение имён существительных – это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1, 2 и 3 склонения, на склонения они делятся по родам и окончаниям.

ПадежВопросыОкончания
Единственное числоМнож. число
1 скл.2 скл.3 скл.
ИменительныйКто? Что?-а, -я-, -о, -е-ы, -и, -а, -я
РодительныйКого? Чего?-ы, -и-а, -я-, -ов, -ев, -ей
ДательныйКому? Чему?-е, -и-у, -ю-ам, -ям
ВинительныйКого? Что?-у, -ю-о, -е-, -ы, -и, -а, -я, -ей
ТворительныйКем? Чем?-ой (-ою), -ей (-ею)-ом, -ем-ами, -ями
ПредложныйО ком? О чем?-е, -и-е, -и-ах, -ях

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я:

мама, кухня – женский род

папа, дядя – мужской род

задира, ябеда – общий род

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о, -е:

брат, грач – мужской род

лото, море – средний род

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце:

лошадь, степь, рожь – женский род

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного надо поставить его в начальную форму – в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе именительном падеже и его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Пример:

Радуга (она) – существительное женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное радуга 1-го склонения.

Солнце (оно) – существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце 2-го склонения.

Мышь (она) – существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь 3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

ножницы, дрова, щипцы

naobumium.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *