cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сказка светофорчик читать – . | Pandia.ru

Сказка «Светофорчик» - PDF

МБОУ «Прогимназия «Радуга» г.курск

МБОУ «Прогимназия «Радуга» г.курск Выполнила учитель Воспитатель ГПД Соболева И.В. 2018 год Тема: «Обязанности пешеходов и пассажиров» Цель: 1.Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения. 2.

Подробнее

Урок по правилам дорожного движения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа 814" (ГБОУ Школа 814) 119501, г. Москва, ул. Веерная, д.5, к.3. Тел/факс +7 (499) 726

Подробнее

«КРАСНЫЙ. ЖЕЛТЫЙ. ЗЕЛЕНЫЙ»

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино Белгородской области» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА (с участием родителей, инспектора ОГИБДД) «КРАСНЫЙ. ЖЕЛТЫЙ. ЗЕЛЕНЫЙ» Подготовила: воспитатель

Подробнее

КОНСПЕКТ УРОКА ЛОВУШКИ НА ДОРОГАХ класса

Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ УРОКА ЛОВУШКИ НА ДОРОГАХ Предмет: развитие речи и окружающий мир 4-8-2 класса

Подробнее

Урок безопасности дорожного движения

Урок безопасности дорожного движения Цели: Задачи: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; воспитывать у учащихся культуру поведения. Углублять знания учащихся о правилах

Подробнее

Игра «Правила дорожного движения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Игра «Правила дорожного движения» Составила: методист по воспитательно-профилактической работе Романова

Подробнее

Powered by TCPDF (

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 317» Информационная ежеквартальная газета для родителей и детей

Подробнее

Подготовила: О.Ю. Медведева

ТОГБОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» Подготовила: О.Ю. Медведева Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; правил

Подробнее

Занятие «Мой друг светофор»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ласточка" Занятие «Мой друг светофор» Няурене И. М. 2013 год Цель: 1.Сформировать знания о правилах дорожного движения. 2.Сформровать

Подробнее

«Путешествие со Светофорчиком»

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Путешествие со Светофорчиком» (сценарий развлечения Для подготовительной

Подробнее

docplayer.ru

Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик»

Урок литературы в 5 классе

Составила учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга Малопургинского района УР Фёдорова Наталья Вячеславовна

Тема урока: Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с литературной сказкой Т. Александровой «Светофорчик», с особенностями жанра произведения посредством его анализа .

Развивающая: совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, окружающим, природе; раскрыть содержание произведения «Светофорчик»

Оборудование: раздаточный материал (тексты « Светофорчик»- приложение3), распечатанные таблицы- приложения1,2, фломастеры, листы А3.

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу,посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас.

Запишем дату и тему урока в тетради.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения и общения, опираясь на содержание произведения Т. Александровой «Светофорчик».

2. Мотивационный этап.

Учитель. О чем может быть данный что рассказ, если его главный герой Светофорчик?

Перед вами таблица, заполните её. Приложение 1

что

когда

где

какой

       

 

1).Работа в группах, заполняют таблицу

2).Выбирают спикера, афишируют полученные работы.

Учитель. Как вы думаете какова его основная мысль? Запишите каждый самостоятельно в свою тетрадь.

3. Целеполагание.

Учитель. Сформулируйте цель сегодняшнего урока?

( Повторение правил поведения улиц. Правила общения друг с другом. Анализ художественного произведения. Художественное своеобразие произведения Т. Александровой «Светофорчик»)

4. Изучение нового материала.

Учитель. Замечательно, а сейчас прослушаем рассказ. (читает учитель).

Учитель. Что интересного вы узнали из этого произведения? Допишите материал в соответствующие колонки таблицы.

3.Работа в группах (афиширование).

что

когда

где

какой

       

 

Учитель. К какому жанру можно отнести это произведение ? (сказка или рассказ, т.е. сочетание реального и фантастического).

-Можно ли эту историю назвать сказкой? Почему?

-Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках

литературы?

-Чем она отличается от них? ( Поучительность как жанровый признак сказки)

Задание. Заполните таблицу, читая сказку. Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

   

 

Работа в парах, заполняют таблицу по тексту, выписывают цитаты- примеры, отвечают. Раздать Приложение 3.

- В какую колонку выписали больше примеров, какой можно сделать вывод?

Учитель. -Какие слова в тексте помогают воспринимать Светофорчик как сказочный персонаж? («думает, смотрит, заметил, радостно сообщил, был он добрый-предобрый, посмотрит зеленым глазом, огорчало Светика»)

-Как называется этот художественный прием? (олицетворение)

Учитель. Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки (какого он возраста, как он выглядит; какой у него характер; отражается ли его настроение на «лице»).

Высказывание детей.

Учитель. Выполняем задание в группах : нарисовать Светофорчик.

-Какие слова в сказке позволяют составить именно такое впечатление о главном герое? (Маленький Светофорчик, звали его Светик, добрый светик)

Учитель -Какой момент в сказке показался тебе самым напряженным, кульминационным? Почему? Подготовься прочитать его вслух.

- Подумай, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента.

Учитель. Читаем. («и однажды…» - до конца абзаца)

-Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента?

-Подбери эпитеты, характеризующие ситуацию, возникшую на перекрестке. (опасная, напряженная, драматичная, очень напряженная и т.п.)

-О чем думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами?

(чтение со слов «стоят и ждут…» до слов «…особенно если он спешит») ( ответы детей)

-Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему этого не произошло? (экстремальная ситуация).

-Почему этого не произошло? (Можно прочитать по сказке со слов «но, к счастью…»)

-Какова развязка сказки?

-Чем заканчивается сказка? (развязка в этой сказке/ трагедии не произошло, все продолжали двигаться по-прежнему, не совпадает с ее завершением - размышлениями Светика о том, что произошло.)

Учитель. Замечательно, а сейчас снова работаем в группах. Составим план сказки.

Например, (1. Жил-был Светофорчик.

2.Что огорчало Светика больше всего.

3. Решение принято.

4. Но, к счастью…

5. Размышления Светика.)

Выбор спикера от группы, афиширование выполненных работ.

Учитель. -Найдите в тексте сказки слова, в которых заключается основная мысль сказки. («все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет».)

-Посмотрите предложения. Есть ли среди них такие, как ваши? Что бы вы

добавили еще?

Учитель. -Когда учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «О чем эта сказка?», они высказали разные точки зрения, прочитайте их, работаем в парах. Раздать Приложения 4.

Учитель. Вспомни свои предположения. Были ли среди них подобные? Что бы ты добавил к ним теперь?

- Пофантазируй и опиши, как могло меняться движение на перекрестке за последние сто-двести лет. Что, по-твоему, явилось причиной установления на нем Светофорчика?

Итог урока, рефлексия, оценивание.

1.Как Вы понимаете слова «правило» и «правила»? Приведите примеры правил. ( ответы детей)

2. Чему научила Вас сказка? ( ответы детей)

3. К сожалению, можно столкнуться с нарушением тех или иных правил. Были ли в твоей жизни (или в жизни твоих знакомых, родных) случаи, когда несоблюдение правил явилось причиной неблагоприятного для людей исхода событий? Приведи примеры правил, благодаря которым могут быть уменьшены или предотвращены страдания людей.

Расскажи дома или кому-то из друзей, знакомых эту сказку. Понаблюдай за реакцией слушателей: понравилась ли она им, понравился ли твой рассказ. Попроси их привести примеры правил, направленных на защиту человека.

- Оцените урок, работу себя и ребят на нем, заполнив предложенную схему.


 

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос , в чем смысл последней части сказки.

Приложение 1

Перед вами таблица, заполните её.

что

когда

где

какой

       

Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

   

Приложение 3

Татьяна Александровна «Светофорчик».

Жил-был маленький сфетофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую – красным, потом желтыми глазами – в обе стороны сразу.

Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие; идут или бегут люди большие, средние и маленькие.

«Вот у меня глаза светятся днем и ночью, - думал Светик, - а у машин только ночью – желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у людей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!»

Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрый – предобрый.

А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмотрит Светик зеленым глазом – вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным – останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний ход.

- Идите, бегите, мчитесь! – радостно сообщал Светик тем, кому светил зеленым глазом.

А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:

- Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!». Особенно если он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами! И сразу же все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому что Светик мог смотреть сразу в обе стороны только желтыми глазами, зеленые и красные выключались. И вот одни машины остановились на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не сдвинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светик, - и чуть было не погубил всех!»

И опять вместо двух желтых глаз зеленый поглядел в одну сторону, красный – в другую. И все обрадовались. И те, кто помчался или пошел вперед. И те, кому пришлось ненадолго остановиться и подождать.

- Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», - объяснял Светик осенним листьям, которые кружились вокруг него на ветру.

- О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

- Так приятно всегда говорить «да», и все-таки иногда «нет» лучше, чем «да», - рассказывал Светик снежинками, которые так весело плясали вокруг него и становились то зелеными, то красными, то желтыми.

И снежинки тихо соглашались с ним.

А птицы внимательно слушали Светика и говорили:

- Да-да, конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно!.

Приложение 4

1. Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя пешеходам и водителям на улице.

2. Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя – светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Голубой светофор - Джанни Родари. Читайте онлайн.

Короткая сказка-притча о том, как светофор стал голубым. Для чего? Узнаете, прочтя сказку…

Голубой светофор читать

Пешеходы недоумевали – как быть? Автомобилисты яростно сигналили, мотоциклисты громко рычали своими мотоциклами, а самые важные и толстые прохожие сердито кричали светофору:
– Вы что, не знаете, кто я такой?!
Остряки обменивались шутками, а шутники – остротами:
– Зеленый цвет? Зелень съели богачи! Им, должно быть, понадобилась лишняя вилла за городом!
– А красный? Он весь ушел на то, чтобы подкрасить рыбок, что плавают в бассейне у фонтана.
– А с желтым знаете что сделали? Чур, только секрет! Его подлили в оливковое масло!
Наконец появился регулировщик, стал посреди перекрестка и наладил движение. Другой регулировщик подошел к распределительному щиту и отключил светофор, чтобы починить его.


Светофор последний раз сверкнул своими голубыми очами и успел подумать:
«Бедняги! А ведь я дал им сигнал: «Путь в небо свободен!» Если б они поняли меня, то все могли бы теперь свободно летать. А может быть, они и поняли, да у них просто не хватило смелости?».

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Пожалуйста, напишите причину низкой оценки

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Внимание! Если Вы хотите поменять оценку, не отправляйте отзыв, просто перезагрузите страницу

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 3499 раз(а)

mishka-knizhka.ru

Сказка Светофор | Сказки для детей

Автор: Катерина Энтелис

На широкой серой дороге стоял светофор. Он был совсем новый, свежая чёрная краска на его козырьке блестела на солнце, огни в его прожекторах мигали решительно и энергично. Этот светофор больше всего на свете любил правила. А из всех правил он больше всего любил правила дорожного движения – ведь что же может быть важнее безопасности на дороге?

День и ночь повторял он про себя: «Красный – стоп, зелёный – газ, жёлтый – подожди чуть-чуть». И словно в механическом танце, чётко и ритмично, кружили машины вокруг. А он, словно неутомимый и недосягаемый дирижёр, руководил ими. Светофор гордился своей работой. Надо сказать, что другие светофоры на этом перекрёстке, уже не такие молодые, блестящие и решительные, не слишком разделяли его восторг. И даже посмеивались над новичком.

«Посмотрите-ка, опять раздулся от важности, – говорил соседям светофор на пешеходном переходе, – не будь он из железа, точно стал бы круглым».

«Да уж, что говорить, молодое поколение сейчас никого вокруг не замечает», –  подхватывал старый светофор, который частенько просто мигал жёлтым, забывая про другие цвета, пока соседи не напоминали ему.

И вот однажды, в разгар рабочего дня, когда машины нашего молодого светофора, будто солдаты, стояли по струнке, повинуясь красному свету, он заметил, что старый светофор напротив всё ещё мигает жёлтым. И вроде бы пешеходы идут не по тому переходу. А другой светофор пытается подсказывать старому, а у него ведь у самого не тот свет горит! Или такой и должен быть? Пока наш светофор вертелся по сторонам, он немного перестал понимать, у кого как должно быть. От возмущения он прогудел на всю дорогу: «Да как вы выполняете правила дорожного движения!!!»

От неожиданности исправившийся было старый светофор опять замигал жёлтым. Наш светофор позеленел от злости: «Вам место на свалке, а не..» Но он не успел договорить. Его машины вдруг поехали. Что тут началось! Машины, сталкиваясь, гудели. Пешеходы с криками разбегались. Трамвай выкатил на середину перекрёстка, да там и застрял, перегородив дорогу.

Наш светофор так и застыл с открытым ртом. Какой позор! Он отвлёкся от своей работы и от злости не заметил, как включил зелёный свет. И это он-то, всегда такой внимательный. Светофор опустил глаза и стал виновато дожидаться приезда ремонтной бригады.

Машины скоро разъехались, светофор починили, и он, конечно же, извинился перед старым светофором за свою заносчивость, а тот сказал: «Повторяем каждый раз: красный – стоп, зелёный – газ. Чтоб весёлым вышел путь, жёлтый – подожди чуть-чуть. Чтоб с дорогой дружно жить, надо с правилом дружить».

 

Колыбелька – Сказки бесплатно

kolybel-ka.ru

Разработка урока по литературе на тему "Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик»" ( 5 класс)

Урок литературы в 5 классе

Составила учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга Малопургинского района УР Фёдорова Наталья Вячеславовна

Тема урока: Мир вокруг нас. Анализ сказки. Т. Александровой «Светофорчик».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с литературной сказкой Т. Александровой «Светофорчик», с особенностями жанра произведения посредством его анализа .

Развивающая: совершенствовать умения обучающихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, окружающим, природе; раскрыть содержание произведения «Светофорчик»

Оборудование: раздаточный материал (тексты « Светофорчик»), распечатанные таблицы, фломастеры, листы А3,

Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу,посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас.

Запишем дату и тему урока в тетради.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения и общения, опираясь на содержание произведения Т. Александровой «Светофорчик».

2. Мотивационный этап.

Учитель. О чем может быть данный что рассказ, если его главный герой Светофорчик?

Перед вами таблица, заполните её. Приложение 1

что

когда

где

какой

1).Работа в группах, заполняют таблицу

2).Выбирают спикера, афишируют полученные работы.

Учитель. Как вы думаете какова его основная мысль? Запишите каждый самостоятельно в свою тетрадь.

3. Целеполагание.

Учитель. Сформулируйте цель сегодняшнего урока?

( Повторение правил поведения улиц. Правила общения друг с другом. Анализ художественного произведения. Художественное своеобразие произведения Т. Александровой «Светофорчик»)

4. Изучение нового материала.

Учитель. Замечательно, а сейчас прослушаем рассказ. (читает учитель).

Учитель. Что интересного вы узнали из этого произведения? Допишите материал в соответствующие колонки таблицы.

3.Работа в группах (афиширование).

что

когда

где

какой

Учитель. К какому жанру можно отнести это произведение ? (сказка или рассказ, т.е. сочетание реального и фантастического).

-Можно ли эту историю назвать сказкой? Почему?

-Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках

литературы?

-Чем она отличается от них? ( Поучительность как жанровый признак сказки)

Задание. Заполните таблицу, читая сказку. Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

Работа в парах, заполняют таблицу по тексту, выписывают цитаты- примеры, отвечают. Раздать Приложение 3.

- В какую колонку выписали больше примеров, какой можно сделать вывод?

Учитель. -Какие слова в тексте помогают воспринимать Светофорчик как сказочный персонаж? («думает, смотрит, заметил, радостно сообщил, был он добрый-предобрый, посмотрит зеленым глазом, огорчало Светика»)

-Как называется этот художественный прием? (олицетворение)

Учитель. Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки (какого он возраста, как он выглядит; какой у него характер; отражается ли его настроение на «лице»).

Высказывание детей.

Учитель. Выполняем задание в группах : нарисовать Светофорчик.

-Какие слова в сказке позволяют составить именно такое впечатление о главном герое? (Маленький Светофорчик, звали его Светик, добрый светик)

Учитель -Какой момент в сказке показался тебе самым напряженным, кульминационным? Почему? Подготовься прочитать его вслух.

- Подумай, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента.

Учитель. Читаем. («и однажды…» - до конца абзаца)

-Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента?

-Подбери эпитеты, характеризующие ситуацию, возникшую на перекрестке. (опасная, напряженная, драматичная, очень напряженная и т.п.)

-О чем думал Светофорчик, наблюдая за людьми и машинами?

(чтение со слов «стоят и ждут…» до слов «…особенно если он спешит») ( ответы детей)

-Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам? Почему этого не произошло? (экстремальная ситуация).

-Почему этого не произошло? (Можно прочитать по сказке со слов «но, к счастью…»)

-Какова развязка сказки?

-Чем заканчивается сказка? (развязка в этой сказке/ трагедии не произошло, все продолжали двигаться по-прежнему, не совпадает с ее завершением - размышлениями Светика о том, что произошло.)

Учитель. Замечательно, а сейчас снова работаем в группах. Составим план сказки.

Например, (1. Жил-был Светофорчик.

2.Что огорчало Светика больше всего.

3. Решение принято.

4. Но, к счастью…

5. Размышления Светика.)

Афиширование, выбор спикера от группы.

Учитель. -Найдите в тексте сказки слова, в которых заключается основная мысль сказки. («все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет».)

-Посмотрите предложения. Есть ли среди них такие, как ваши? Что бы вы

добавили еще?

Учитель. -Когда учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «О чем эта сказка?», они высказали разные точки зрения, прочитайте их, работаем в парах. Раздать Приложения 4.

Учитель. Вспомни свои предположения. Были ли среди них подобные? Что бы ты добавил к ним теперь?

- Пофантазируй и опиши, как могло меняться движение на перекрестке за последние сто-двести лет. Что, по-твоему, явилось причиной установления на нем Светофорчика?

Итог урока, рефлексия, оценивание.

1.Как Вы понимаете слова «правило» и «правила»? Приведите примеры правил. ( ответы детей)

2. Чему научила Вас сказка? ( ответы детей)

3. К сожалению, можно столкнуться с нарушением тех или иных правил. Были ли в твоей жизни (или в жизни твоих знакомых, родных) случаи, когда несоблюдение правил явилось причиной неблагоприятного для людей исхода событий? Приведи примеры правил, благодаря которым могут быть уменьшены или предотвращены страдания людей.

Расскажи дома или кому-то из друзей, знакомых эту сказку. Понаблюдай за реакцией слушателей: понравилась ли она им, понравился ли твой рассказ. Попроси их привести примеры правил, направленных на защиту человека.

- Оцените урок, работу себя и ребят на нем, заполнив предложенную схему.

Домашнее задание. Письменно ответь, в чем смысл последней части сказки.

Приложение 1

Перед вами таблица, заполните её.

что

когда

где

какой

Приложение 2

реальное

фантастическое, сказочное

Приложение 3

Татьяна Александровна «Светофорчик».

Жил-был маленький сфетофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую – красным, потом желтыми глазами – в обе стороны сразу.

Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие; идут или бегут люди большие, средние и маленькие.

«Вот у меня глаза светятся днем и ночью, - думал Светик, - а у машин только ночью – желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у людей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!»

Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрый – предобрый.

А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмотрит Светик зеленым глазом – вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами или ногами, у кого что есть.

Посмотрит красным – останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают задний ход.

- Идите, бегите, мчитесь! – радостно сообщал Светик тем, кому светил зеленым глазом.

А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным глазом:

- Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.

И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-нибудь «нет!». Особенно если он спешит.

И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе стороны одними зелеными глазами! И сразу же все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало. Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!

Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому что Светик мог смотреть сразу в обе стороны только желтыми глазами, зеленые и красные выключались. И вот одни машины остановились на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не сдвинулся с места.

«Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светик, - и чуть было не погубил всех!»

И опять вместо двух желтых глаз зеленый поглядел в одну сторону, красный – в другую. И все обрадовались. И те, кто помчался или пошел вперед. И те, кому пришлось ненадолго остановиться и подождать.

- Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет», - объяснял Светик осенним листьям, которые кружились вокруг него на ветру.

- О, конечно, конечно! – шуршали в ответ листья, и ветер уносил их.

- Так приятно всегда говорить «да», и все-таки иногда «нет» лучше, чем «да», - рассказывал Светик снежинками, которые так весело плясали вокруг него и становились то зелеными, то красными, то желтыми.

И снежинки тихо соглашались с ним.

А птицы внимательно слушали Светика и говорили:

- Да-да, конечно! Ты прав! Поэтому возле тебя так тепло и спокойно!.

Приложение 4

1. Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя пешеходам и водителям на улице.

2. Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя – светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.

infourok.ru

Помогите пожалуйста, прочитайте в интрнете рассказ Светофорчик (Татьяна Александрова ) . ВОПРОС

Kolyan172

14 апр. 2014 г., 9:03:44 (5 лет назад)

СВЕТОФОРЧИК
Жил-был маленький светофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух не-
больших улиц и смотрел сначала в одну сторону зеленым глазом, в другую - красным, по-
том желтыми глазами в обе стороны сразу.
Стоит и смотрит день и ночь. А мимо идут машины большие, средние, маленькие;
идут или бегут люди большие, средние и маленькие.
"Вот у меня глаза светятся днем и ночью, - думал Светик, - а у машин только ночью -
желтые спереди, красные сзади. А зеленых огней у них, у бедненьких, совсем нет! А у лю-
дей глаза ни красными огнями не светятся, ни желтыми, ни зелеными! Бедняжки!"
Светик давно это заметил и очень жалел людей. Ведь он был добрый-предобрый.
24Т. Александрова. СВЕТОФОРЧИК ТЕМА 3
А еще он заметил, что и машины и люди больше всего рады зеленому свету. Посмот-
рит Светик зеленым глазом - вот уже машины или люди бодро и весело двигают колесами
или ногами, у кого что есть.
Посмотрит красным - останавливаются в нетерпении, фыркают, ворчат, дают зад-
ний ход.
- Идите, бегите, мчитесь! радостно сообщай Светик тем, кому светил зеленым глазом.
А тем, кто останавливался и ждал, он старался как можно красивее светить красным
глазом:
- Подождите, потерпите, уступите! Через миг и вам зажгу зеленый свет.
И так день и ночь. И все время одним хорошо: они идут и едут, а другим плохо: они
стоят и ждут. И это очень огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-
нибудь "нет!". Особенно если он спешит.
И однажды Светик решил: пусть всем будет хорошо, буду смотреть сразу в обе сторо-
ны одними зелеными глазами! И сразу все затряслось, загудело, заскрежетало, завизжало.
Сейчас машины налетят друг на друга, а люди попадут под машины!
Но, к счастью, этих ужасных бед не произошло. Потому что Светик мог смотреть сра-
зу в обе стороны только желтыми глазами, зеленые и красные выключались. И вот одни
машины остановились на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не сдви-
нулся с места.
"Я хотел быть добрым сразу ко всем, - подумал Светик, - и чуть было не погубил всех!"
И опять вместо двух желтых глаз зеленый поглядел в одну сторону, красный - в дру-
гую. И все обрадовались. И те, кто помчался или пошел вперед. И те, кому пришлось нена-
долго остановиться

matematika.neznaka.ru

К урокам по сказке Т.Александровой «Светофорчик»

К УРОКАМ ПО СКАЗКЕ Т.АЛЕКСАНДРОВОЙ «СВЕТ ОФОР ЧИК »

«Вокруг тебя-мир…». 5 класс

Цели:

  • общая – продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей;
  • частная – расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки.

Татьяна Ивановна Александрова (1929-1983)

  • Татьяна Ивановна Александрова — русская советская детская писательница, художница. Родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. У Татьяны Ивановны была сестра двойняшка — Наталья Ивановна. К каждой из них обращались двойным именем — Таньнаташа. Отец — инженер в леспромхозе, уезжавший в длительные командировки. Мать — врач, подолгу задерживалась на ночных дежурствах, и поэтому домашнее хозяйство ложилось на Татьяну и сестру. У девочек была няня Матрена Федотовна Царева, крестьянка с Волги. Ее пословицы, песни, истории про домовых с лешими и даже рассказы о деревенском детстве тоже становились Таниными сказками.
  • Во время войны, находясь в эвакуации, работала воспитательницей в детском саду, и тогда впервые стала сочинять сказки и истории. После школы решила пойти учиться на сказочницу. Для этого она выбрала Институт кинематографии — художественный факультет с отделением мультипликации. После его окончания работала на мультстудии.

Биография

  • Татьяна Ивановна любила рисовать детей. А чтобы те не скучали, рассказывала им сказки. И на всех портретах дети серьезны, взволнованы необыкновенными событиями, о которых они слушают. Также рисовала «портреты» цветов. На выставках дети останавливались и обсуждали, какой у цветов характер. Часто ходила с детьми в лес. «Рисуйте спокойно, — говорила она, — и начнется сказка». И в самом деле. Птицы и звери переставали бояться художников, и лес жил при них своей скрытой от других жизнью. Птицы подлетали, а звери подходили к людям. Интересовали художницу наука и люди науки: она слушала доклады, рисовала ученых. Придумывала сказки про роботов, про космические корабли, невидимые планеты и планетки, в каких школах станут учиться дети будущего.
  • Из художницы она постепенно стала писательницей. Наблюдая за играми детей, решила написать и нарисовать книги для их кукол. «Сундучок с книжками» — маленькая библиотека из восьми книжек, и восемь детских учебников для «Игрушечной школы». Эти, и последующие книги она создавала вместе со своим мужем — Валентином Берестовым. Сначала она просто иллюстрировала книги Берестова, потом они начали писать вместе. В 1973 году вышла их совместная повесть «Катя в игрушечном городе». А в 1977 году увидела свет главная книга сказочницы — о приключениях озорного домовёнка. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовёнка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!) Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой.

Биография

  • Все, что она читала, заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась. «…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовёнок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…».
  • В первое издание вошла только первая повесть о Кузьке — реально лишь введение к основному тексту сказки.
  • Слово «домовёнок» из заглавия было снято: и без того, с точки зрения атеистического воспитания, тема сомнительная. Так что слишком откровенно дразнить гусей не стоило — поэтому не стали выносить на обложку какое-то странное слово — «домовёнок».
  • Иллюстрировать книжку Александровой не дали: конечно, Кузьку она придумала. Но для разрешения на «серьезную работу» необходимо предъявить удостоверение члена Союза художников. Членом Союза художников Татьяна Ивановна не была, хотя и обладала к этому времени уже приличным стажем живописца. А потому до работы — над своим собственным произведением, над увиденными «тайным зрением» образами — ее не допустили. Пусть потренируется пока на книжках-малышках.
  • Выход сказки радости ей не принес. Кузька там до неприличия напоминал Карлсона — толстый, пузатый и какой-то… старый. Одно утешение, что в лаптях. А потом Татьяна заболела. Страшной и мучительной болезнью. И все хорошее, что случилось с Кузькой, произошло после ее смерти…

Т. И. Александрова

Биография

  • Наталья Ивановна, сестра Татьяны, ставшая спутницей Берестова в последние годы его жизни, рассказывает, что Валентин Дмитриевич очень тяжело переживал смерть жены. Через три дня после похорон позвонили из «Союзмультфильма», попросили передать Татьяне Ивановне, что прочитали ее сказку и заказывают ей сценарий мультфильма. Берестов собрал в кулак все свое мужество и засел за сценарий. Вместе с режиссером Аидой Зябликовой и с художником Геннадием Смоляновым они сделали два фильма. Кузька, появившись на экране, тут же приобрел невероятную популярность у детей. В этом, собственно, никто и не сомневался.
  • А параллельно с работой над мультфильмами Валентин Дмитриевич воевал за издание полного текста сказки. Сейчас уже невозможно представить работу книжных издательств доперестроечного времени: на издание книг утверждался пятилетний план. И если рукопись не попадала в число плановых «счастливчиков», ее издание переносили… на следующую пятилетку. Берестов случайно узнал, что книге про домовёнка грозит именно такая судьба, и бросился в атаку.
  • Издание «Кузьки» стоило ему инфаркта. Первая, полная версия сказки вышла в свет в 1986 году. В 1989 была издана еще одна книга Татьяны Александровой, где текст произведений дополняли ее же рисунки. Помимо «Кузьки» в книгу вошли еще два сборника сказок. В 1992 году в Одессе увидела свет еще одна книга сказочницы — сборник рассказов о предвоенном детстве. И, наконец, в 2001 году московское издательство «Дрофа» выпустило сразу три тома сказок Берестова и Александровой. Кроме уже известных произведений была впервые напечатана фантастическая повесть «Таинственная тетрадь», которую сказочница закончила незадолго до смерти.

1 урок

Работа по тексту

  •   Работа по тексту
  •    1.  Можно ли назвать эту историю сказкой? Почему? Чем эта сказка похожа на те, с которыми вы уже знакомились на уроках литературы? Чем она отличается от них?    2.  Какие слова в тексте помогают воспринимать светофорчик как сказочный персонаж?        («Думает… смотрит… заметил… радостно сообщил… был он добрый-предобрый … посмотрит зеленым глазом… огорчало Светика…» Можно уточнить название этого приема – олицетворение.)    3.  Опишите устно, каким вы представляете себе героя этой сказки  ( какого он возраста, как он выглядит; какой у него характер; отражается ли его настроение на «лице»).  Какие слова в сказке позволяют составить именно такое впечатление о главном герое?    4.  О чем думал светофорчик, наблюдая за людьми и машинами?        (Со слов «Стоит и смотрит…» до слов «…особенно если он спешит».)       Почему он хотел дать всем зеленый свет?  

Работа по тексту

  •   5.  Какой момент в сказке вам показался самым напряженным?        (Такой момент еще называют кульминацией.)       Почему? Подготовьтесь прочитать его вслух. Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы передать напряженность момента.         (Со слов «И однажды…» до конца абзаца.)       Подберите эпитеты, характеризующие ситуацию, возникшую на перекрестке.        (Эта ситуация может быть охарактеризована как опасная, напряженная, драматичная, очень неприятная и т.п.)    6.  Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зеленый свет всем: и людям, и машинам?        (Важно обратить внимание на то, что эта ситуация и ей подобные могут быть названы экстремальными, то есть выходящими за рамки обычного, чрезвычайными по сложности, трудности, опасности и т.п.)       Почему этого не произошло?        (В случае затруднения учитель обращает внимание детей на описание того, как работал механизм светофора. Он был сконструирован так, что «мог смотреть сразу в обе стороны только жёлтыми глазами», то есть он работал по определенным правилам, в его устройстве были предусмотрены некоторые  ограничения. Именно это не позволило Светику следовать только своему желанию и предотвратило экстремальную ситуацию, в которой могли пострадать и водители, и пешеходы.)    7.  Какова развязка сказки? Чем заканчивается сказка?        (Важно подчеркнуть, что развязка в этой сказке (трагедии не произошло, все продолжали двигаться  по-прежнему) не совпадает с ее завершением – размышлениями Светика о том, что произошло.)

Составьте план сказки. (Возможный вариант плана):

  • 1. Жил-был светофорчик.
  • 2. Что огорчало Светика больше всего.
  • 3. Решение принято.
  • 4. Но, к счастью…
  • 5. Размышления Светика.)
  • Домашнее задание
  • Письменно ответьте, в чем заключается смысл последней части сказки.

Урок 2

Работа по тексту

  • 1. Вы хорошо представляете себе, как построена эта сказка. Теперь найдите в тексте слова, в которых заключается основная мысль сказки. («Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать «нет». К этому выводу Светик приходит самостоятельно в результате размышлений.)
  • 2. Когда учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «О чем эта сказка?», они высказали разные точки зрения:
  • – Это сказка о правилах дорожного движения, потому что здесь очень хорошо рассказывается о том, как надо вести себя пешеходам и водителям на улице.
  • – Это сказка о случае из жизни необычного сказочного героя – светофорчика Светика. Он очень любознательный, поэтому с ним происходят всякие приключения.
  • Вспомните ваши предположения. Были ли среди них подобные? Что бы вы добавили к ним?

Подведение итогов

  • 1. Пофантазируйте и опишите, как могло меняться движение на перекрестке за последние сто-двести лет.
  • Что, по вашему мнению, явилось причиной установления на нем светофорчика?
  • 2. Напишите письмо Светику и поделитесь соображениями о том, чему вас научило произошедшее с ним.
  • (Учитель готовит детей к созданию текста в форме письма, обращая внимания на его жанровые признаки. Независимо от того, завершается ли работа на уроке, или ученики выполняют ее дома, следующий этап – обсуждение письменных работ. Можно также, при наличии времени, составить коллективное письмо Светику.)

Домашнее задание

  • Расскажите дома или кому-то из друзей, знакомых эту сказку. Понаблюдайте за реакцией слушателей: понравилась ли она им, понравилось ли то, как вы ее рассказывали. Попросите их привести примеры правил, направленных на защиту человека.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *