Родилась она зеленой на цветущей белой кроне – Родилась она зеленой на цветущей белой кроне! Травы защитят!
Родилась она зеленой на цветущей белой кроне! Травы защитят!
Если вы не сторонник использования химии на своем дачном или приусадебном участке, тогда вам стоит обратить внимание на травы от вредителей на даче с инсектицидными свойствами. Такими настоями и отварами из трав можно обрабатывать плодовые деревья и ягодные кустарники от вредителей, активно стремящихся подпортить культуры и будущий урожай.
- Бархатцы – отлично действует против тли на ягодных культурах. Можно применять полностью все растение, срезанное во время цветения. Наломайте бархатцев, примерно ½ ведра и залейте водой до краев, дайте настояться 48 часов. Процедите, добавьте немного хозяйственного мыла в качестве прилипателя и проводите обработку растений. Обработки можно повторять каждые 7-10 дней.
настой бархатцев от вредителей
- Одуванчик
одуванчик для настоя от вредителей
настой одуванчика от вредителей
- Ромашка аптечная – используется для борьбы с тлей, клещами и ложногусеницами пилильщиков. Чтобы травы от вредителей на даче помогали, срежьте во время цветения 1 кг ботвы. Нагрейте ведро воды до +65 °С, опустите листья ромашки туда и настаивайте 12 часов, после процедите и разбавьте водой в троекратном объеме. Добавьте мыла, чтобы отвар лучше прилипал.
ромашка аптечная
- Горчица белая – применяется в борьбе с тлей, красным яблоневым клещом, крыжовниковой огневкой. Разведите 200 гр порошка горчицы в ведре воды и обработайте сад.
горчица белая растение
разведение горчицы для опрыскивания
- Полынь горькая – справляется трава с листогрызущими гусеницами, также с гусеницами яблонной плодожорки. Наберите ½ ведра верхней части растения, залейте холодной водой и оставьте настаиваться на 24 часа. Затем прокипятите на медленном огне 30 минут, а когда раствор остынет, разбавьте его водой в два раза, только затем проводите обработку.
Полынь горькая — на фото
- Тысячелистник обыкновенный – используют траву против тли, медяницы, паутинного клеща, яблонной моли. Соберите в начале цветения надземную часть растения (800 гр), залейте 1 л кипящей воды и настаивайте двое суток, процедите, долейте 8-9 литров воды и не забудьте примешать мыла.
Вот так вот травы от вредителей на даче могут использоваться для борьбы с вредителями сада, поэтому смело их используйте, чтобы защитить свой урожай!
yastroyu.ru
Загадки с ответами в картинках для садоводов.
А-Б—В—Г—Д —Е—Ё—Ж—З—И—К—Л—М—Н—О—
П—Р—С—Т—У—Ф—Х—Ц—Ч—Ш—Щ—Э—Ю—Я
Другие загадки
Сахарная свёкла
Выросла я под землёй
С длинной, пышною косой.
По машинам пробегусь —
Сахаром на стол явлюсь.
***
Свёкла
Старик в земле,
А борода наружу.
Красные сапожки
В землю ушли.
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
Как слива, темна,
Как репа, кругла,
На грядке силу копила —
К хозяйке в борщ угодила.
Красненькие сапожки в земельке лежат.
Сафьян башмак в земле горит.
В земле сидит, хвост вверх глядит.
Сахар из неё можно добыть,
Вкусный борщ сварить.
От частой поливки едва не промокла
Мохнатая тёмно-лиловая …
***
Красная репка
В земле засела крепко.
Тянул её дедка,
Тянула её бабка,
Чтобы внучкам-деткам
Стало бы сладко.
Над землёй — трава,
Под землёй — красная голова.
Сидит модница-огородница,
Нарумянится, как маска,
Со щеки слезает краска.
Слива
Было зелёное платье — атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело также и это —
Платье надела синего цвета.
Сорвали детишки синие шишки.
Шишки гладкие, внутри сладкие.
Снесли птички, синеньки яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконька, белок сладенький,
А желток костяной.
Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
А в середине сладко.
На сучках висят шары —
Посинели от жары.
По одёжке синей
Расстелился иней;
Солнце припекает,
А он цел, не тает.
Плод все лето
Зелёного цвета,а
А ранней осенью —
Красный, с просинью.
Родилась она зелёной
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела,
Как созрела — посинела.
У сизой голубки
Сердечко в скорлупке.
***
Смородина
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
Шли двое:
—Это чёрная?
—Нет, красная!
—А почему она белая?
—Потому что зелёная.
(Смородина красная)
***
Бусинки хрустальные,
Праздничные, бальные,
Вовсе и не ношены,
А на кустик брошены.
(Белая смородина)
Три сестры похожи,
Но разные по коже:
Одна — бела,
Другая — румяна,
Третья — смугла.
Ведь не зря в саду хвалён
Витаминный чемпион —
С красным соком,
С чёрным оком.
(Чёрная смородина)
Чёрных ягод пышный куст
Хороши они на вкус.
И сладко, и кисло,
Красным горошком повисло,
Внутри горошины
Камешки накрошены.
***
Другие загадки
А-Б—В—Г—Д—
Е—Ё—Ж—З—И—К—Л—М—Н—О—П—Р—С—Т—У—Ф—Х—Ц—Ч—Ш—Щ—Э—Ю—Я
Развлечения, игры, розыгрыши
Загадки про сад и огород. — 14 Августа 2013
Загадки о саде и огороде с ответами
Неразлучный
Круг
Подруг
Тянет к солнцу
Сотни рук.
А в руках — душистый груз
Разных бус на разный вкус. (Сад)
Ветер дул что было сил —
Только их не погасил.
Долго дождик моросил —
Тоже их не погасил.
И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях Подряд
Искры сладкие горят! (Вишни)
Родилась она
Зелёной
На цветущей
Белой кроне.
А потом
Росла, краснела.
Как созрела —
Посинела. (Слива)
Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом — спрос.
В сушёном виде он — урюк,
А в натуральном … (Абрикос)
Висит, висит всё лето
Среди зелёных веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
В саду у нас —
Стеклянный дом.
Его построили мы сами.
Живут не люди
В доме том,
А помидоры с огурцами. (Теплица)
На сучках
Висят шары —
Посинели
От жары!.. (Сливы)
Стоит под берёзою
Домик с окошком.
Другой — на берёзе,
И тоже с окошком.
Кто в первом живёт,
Тот жужжит под берёзой.
А кто во втором,
Тот кружит над берёзой.
А в домике третьем
В саду,
Под кустом,
Задумчивый житель
Виляет хвостом. (Улей, скворечник и конура)
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод.
В нём тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд. (Улей)
У девчонки-тонконожки
Ярко-красные серёжки.
Под листочек загляни-ка,
На стебле висит … (Клубника)
Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнух)
Вырос в солнечный денёк
У лесной дорожки
Ярко-красный огонёк
На зелёной ножке.
Целый миг над ним я ахал,
А потом отправил в рот:
Был он сладким, словно сахар,
И душистым, словно мёд. (Земляника)
Стоят в поле сестрички —
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Солнце жжёт мою макушку —
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Носил мальчик
Зелёный кафтанчик,
Стал паном —
Обзавёлся красным кафтаном. (Помидор)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая! (Морковь)
Меня —
Единственную в мире —
Не просто варят,
А в мундире. (Картошка)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Репчатый лук)
Убежали как-то с грядки
Огородом погулять
Голопузые ребятки —
Раз, два, три, четыре, пять!..
И упали, и пропали —
С головой в рассол попали:
Были все — зелёными,
Стали все — солёными. (Огурцы)
Воду пьёт — себя торопит,
И растет, и листья копит,
Набирает вес кубышка —
В середине кочерыжка. (Капуста)
Всего лишь две ноты возьмите
И вкусное блюдо сварите. (Фасоль)
Он всеми нами
Ценится,
Хоть зелен он и глуп:
Поскольку —
В небо целится,
А попадает — в суп! (Стрельчатый лук)
Высокая девица
Тонка, длинна нога,
Зелёная косица
Скрывает жемчуга. (Кукуруза)
Бросил узкий свой домок
Мальчик ростом с ноготок,
Поскакал часок на воле,
А потом вдруг — прыг в горшок.
Рады в доме стар и млад.
Дружно ложками стучат!.. (Горох)
Там и тут, там и тут
Что за зонтики растут?
Наша внучка морщит лоб.
Это, милая. … (Укроп)
Хвост, как у жар-птицы,
А сама — в землице.
И сказала Таня:
— Что же это, что же?
Тянем-потянем,
А вытащить не можем. (Репа)
Белый, худенький и длинный
Этот корень витаминный.
Мама трёт и слёз не прячет.
Нам смешно, а мама плачет.
Стали есть его — и сами
Обливаемся слезами. (Хрен)
В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Каждый пламя прячет,
А кто съест — заплачет. (Перец)
Лежит хрюшка —
Жёлтое брюшко. (Кабачок)
Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его — … (Арбуз)
Растет зелёный кустик,
Дотронешься — укусит! (Крапива)
Без ног, а стоит,
Огород сторожит,
Руками машет —
С ветром пляшет.
Птицы боятся —
На грядки не садятся. (Чучело)
Сто берёзовых солдат,
Взявшись за руки, стоят.
Днём и ночью
Круглый год
Охраняют огород. (Изгородь)Загадки про сад и огород.
19detsad.ucoz.ru
Веселые будни: Марафон «Краски осени!»
Ну, вот мы и начинаем первый этап нашего осеннего марафона! За мной, как обычно, игровой блок. Я не стала изменять себе и предлагаю вам на первом этапе устроить квест. На этот раз приключение будет слегка труднее в организации, чем в весеннем марафоне, но оно будет вполне себе сказочным, так что, надеюсь, и вам, и деткам понравится.Квест Помоги гному
Место проведения – лес, парк, сквер, двор с большим количеством деревьев, двор с садом собственного дома.
Главное – наличие разных деревьев и кустарников.
Проще всего организовать такой квест на своем личном участке, если такой возможности нет, придется воспользоваться общественными зелеными насаждениями. Самая большая трудность здесь будет заключаться в подготовке. На деле вам потребуется не больше 30 минут, но детей с вами быть не должно. Можно организовать квест во время семейного пикника на природе, когда вы сможете ненадолго отлучиться. Если вы собираетесь проводить квест рядом с домом, то дети могут остаться дома под присмотром старших детей, папы, бабушки. Если вы отправитесь куда-то подальше, то нужно организовать присмотр ребенка/детей уже на месте, пока вы отойдете «осмотреться». В крайнем случае, если у вас совсем не представляется возможным отлучиться от детей, то можно пойти трудным путем – прятать все задания тогда, когда дети бегут впереди. И наконец, если вы не уверены в своих силах, квест можно адаптировать для дома, как это сделать я расскажу.
Дома или уже на месте, где вы собираетесь играть, дети получают письмо: его можно найти в почтовом ящике, на ручке двери, на пороге, на пеньке, под деревом – где угодно. Его можете даже принести вы, сказав:
— Посмотри-ка, что я нашла!
Итак, письмо:
«Привет! Я – гном. Живу в лесу (парке, сквере, саду). У меня случилась беда и мне нужна помощь. Маленькие бельчата разыгрались и растащили все драгоценные камни из моей сокровищницы. Они так подражали маме-белке, которая собирала запасы. Помоги мне, пожалуйста, все вернуть! Для этого тебе понадобиться отправиться в лес (парк, сквер, сад) и найти дерево, под которым будут насыпаны плоды-семена, которые на нем не растут. Когда ты сможешь найти мои камни, то отыщешь меня за маленькой дверцей. Чтобы я от тебя не спрятался, возьми с собой самодельный фонарик. Я пойму, что тебя бояться не нужно».
Далее вам необходимо с ребенком сделать небольшой фонарик. Например, просто из цветной бумаги. Или из втулки от туалетной бумаги. Если в картонном фонарике заклеить дно, то туда можно поместить и настоящий светящийся маленький фонарик. Ребенку будет интересно.
Фонарик должен быть простым в изготовлении, особенно, если вы будете делать его уже на месте, чтобы изготовление не заняло много времени. Вместо клея можно использовать двухсторонний скотч – это быстрее и чище).
Итак, вы отправляетесь на прогулку, туда, где вы уже заранее все подготовили. Что же вы должны сделать на месте?
Под одним из деревьев насыпать плоды, не свойственные этому дереву, например, каштаны под ёлкой или шишки под березой, просто используйте то, что у вас есть под рукой. В конце концов можно положить пару яблок под любым другим деревом, если у вас не осталось прошлогодних запасов природных материалов, а новым еще не время.
На дереве, под которым вы высыпали запасы разместите записку.
«Привет! Мы – бельчата. Чтобы найти сокровища гнома, отгадывай наши загадки»
И дальше первая загадка.
О загадках стоит сказать отдельно. Они могут быть простыми – словесными. Я предлагаю вам варианты загадок о деревьях и кустарниках, из которых вы можете выбрать те, что вам наиболее подходят в связи с тем, что растет в том месте, где вы проходите квест.
Без ветра шумит,
Без мороза дрожит. (Осина)
Раскрывает клейкий лист —
Воздух сразу свеж и чист,
Но когда роняет пух —
Забивает людям дух. (Тополь)
Царевна лесная на горочке,
Зеленое платье с иголочки,
Рукавчики вздеты пушистые,
Их шишки венчают ребристые. (Ель)
Стоят столбы белы,
(Береза)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!
(Орешник)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
(Дуб)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист — ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клен)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)
У нее кусты высоки, густы,
Ствол и ветки трубкой чень хрупкой.
Ягоды красны, да невкусны.
(Бузина)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
Родилась она
Зелёной
На цветущей
Белой кроне.
А потом
Росла, краснела.
Как созрела —
Посинела. (Слива)
Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом — спрос.
В сушёном виде он — урюк,
А в натуральном … (Абрикос)
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
(Яблоня)
Дало дерево урожай,
Парных подружек собирай,
Красные и сочные,
Все с сердечком-косточкой.
(Вишня)
На мне «лампочки» висят,
Но они съедобны.
Есть и имя у девчат —
На моё подобно.
(Груша)
Загадкой могут стать плоды и семена деревьев и даже листья. И то и другое может быть настоящим, собранном прямо на месте или сохранившемся с прошлого года или распечатанным-нарисованным.
Сколько таких загадок будет в вашем квесте можете определить только вы. Все зависит от многих факторов:
— сколько видов деревьев растет в вашем месте?
— сколько времени у вас на подготовку?
— насколько людное место?
— возраст ребенка и многое другое.
Так что сами решайте – три-пять-десять загадок. Причем загадки можно чередовать, например, сперва словесная загадка, потом поиск по плоду-семени, потом по листику. Хорошо, если загадки не так просто будет достать. Например, придется потрясти ветку, или слегка забраться на дерево по сучкам внизу, или сбить загадку палкой или шишкой. Но это касается, в большей степени, плодов-семян завернутых в бумагу или словесных загадок.
Последняя загадка должна привести к камням гнома. В записке может быть указано «Ищи рядом, под камнями». Или «Смотри под кустом». А могут быть прямо в бумагу уже завернуты камни.
Камни могут быть разными: сейчас продается много наборов с типа драгоценными камушками, можно распечатать или нарисовать камни, а можно раскрасить обычные камушки в яркие цвета. Тут все зависит только от вас и ваших ресурсов.
После того, как ребенок найдет камни, он отправиться на поиски гнома. Так вот, чтобы гномика было интереснее искать, вам нужно расположить заранее по территории проведения квеста дверцы. Их можно просто нарисовать самим на картоне. Можно даже просто вырезать из цветного картона. А можно распечатать картинки и наклеить их на картон для плотности. Картон – необходимое условие, чтобы дверца стояла. Сколько использовать дверей – тоже решайте сами. Но лучше, если она будет не одна, чтобы можно было побегать и поискать.
Двери ставятся внизу деревьев, у камней, пней…. На месте вам виднее, где лучше поставить дверцу. Хорошо, если она не будет сразу видна с дороги, чтобы можно было обойти дерево. При этом можно использовать и те деревья, на которых были загадки, только так, чтобы дверь была с иной стороны, чтобы сразу не бросалась в глаза.
Не нужно распыляться на очень большую территорию, и ребенку и вам будет трудно ориентироваться и все найти.
Итак, за одной из дверей спрячьте гномика. Лучше дальней. Она может быть в самом конце или, наоборот, в начале. Чтобы по мере продвижения вы нашли ее одной из последних. Например, с загадками вы двигались в одну сторону, а потом отправились обратно, то дверь с гномом будет в начале. Если вы все время двигаетесь в одну сторону, то дверь с гномом будет в конце.
Гномика можно распечатать или нарисовать. Если у вас есть небольшой гномик, то можно спрятать и его, но стоит помнить, что в этом случае для двери выбирается место с небольшим углублением, например, между корнями, чтобы посадить туда гномика.
Вместе с гномиком поместите записку:
«Спасибо, друг! Ты мне очень помог! Я хочу тебя отблагодарить»
Дальнейший текст придумайте сами, ведь где будет ждать малыша сюрприз вам будет удобнее всего придумать. Например, можно направить ребенка домой, искать сюрприз в почтовом ящике или под подушкой. А можно его тоже припрятать в лесу. Например, на том самом дереве, под которым сидит гном. Сюрпризом может быть все что угодно – конфеты, воздушный шарик, мыльные пузыри, или те же «драгоценные» камушки.
Внимание! Если ребенок обнаружил, что вы что-то прячете, готовите, не переживайте! Большинство детей вполне понимают, что руку к приключению приложила мама. И это нормально. Это просто игра. Если ребенок спросит, что вы делаете, то отвечайте:
— Скоро узнаешь, мы с тобой будем играть.
Ребенок, конечно, любит сказки, и готов делать вид, что он верит, делает он это с радостью, но он с такой же радостью будет играть в то, что подготовила мама, потому что квест – это всегда сюрприз. А приятные сюрпризы любят все дети.
Теперь пару слов о том, как извернуться и сделать все вместе с ребенком во время прогулки. Никаких писем заранее. Просто гуляйте. Попросите малыша собрать какие-нибудь материалы или еще как-то отвлеките его, путь ребенок бежит впереди…. А сами быстро раскладывайте все этапные задания. В этом случае лучше начать с конца. То есть разместите гнома и дверь. Потом поставьте еще парочку дверей. Затем, на ветку дуба или под него положите сверток с камнями, прицепите листик дуба на березу, на клен положите загадку про березу. Семена клена заверните в письмо белчат и положите на ёлку, а под нее бросьте горсть каштанов. И отойдя с малышом еще на некоторое расстояние, подкиньте письмо от гнома, а потом привлеките внимание ребенка к нему. Дальше все просто: из сумки извлеките все для создания простого фонарика. Быстро собираете его и отправляетесь в обратный путь, по дороге проходя все этапы квеста. Написано, конечно, просто, на деле – не очень, но попробовать стоит.
Если же вы решили не рисковать с лесными приключениями, то проведите этот квест дома. Двери можно расставить по всей квартире, пусть они не будут заметны с первого взгляда. А вместо деревьев, можно развесить листья – напечатанные, нарисованные или настоящие, но так, чтобы их тоже нужно было поискать. На каждом листике с обратной стороны размещайте загадку про следующее дерево. В каком-нибудь углу насыпьте горсть желудей или каштанов, а может быть шишек, а под них спрячьте записку от белочек. Камни для гномика можно найти, например, в почтовом ящике. А сюрприз гномика искать по карте квартиры.
Скачать все картинки, которые я приготовила для квеста можно ЗДЕСЬ.
Как бонус устройте прогулку в поисках следов гнома. Ищите все маленькое, что может стать предметом обихода гномика, его домиком, его следами. Как гномик может использовать различные предметы, растения, природные материалы. Можно сделать фотоисторию жизни гномика. Для этого очень пригодится и сам гномик из квеста. Эту прогулку можно оформить отдельным постом в нашу галерею осеннего марафона.
Очень ждем рассказов о ваших играх до 15 октября. Так что у вас целый месяц, чтобы подготовиться, повеселиться и рассказать об этом. Но, конечно, это не все задания первого этапа! Каждая из ведущих подготовила для вас увлекательные задания:
Напоминаем, что присоединиться к марафону могут все желающие на любом этапе, для это даже не обязательно иметь блог, достаточно страничке в соцсети! Чем больше выполненных заданий, тем больше ссылок в нашей галерее, а значит, и больше шансов выиграть призы — чудесные книги от издательства Альпина Паблишер и игрушки от интернет-магазина Жили-были! Но и это не все, девочки-организаторы готовят личные сюрпризы участникам. А всем, оформившим подписку на наш марафон будут приходить бонусы в виде электронных пособий. Оформить подписку, добавлять статьи в галерею, познакомиться подробнее с правилами участия можно в основном посте нашего осеннего марафона.Мы ждем вас! Покажите вашу удивительную, особенную осень!
veseliebydni.blogspot.com
Читать книгу Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи Ирина Михеева : онлайн чтение
Текущая страница: 2 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Координация речи с движением «Осень»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, работать над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией).
Осень моя, осень,
Сад краснеет в росах.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Яблоки румяные
В зелени приносит.
(Сходятся в центр круга, руки поднимают вверх.)
Яблоки румяные,
(Расходятся из круга, руки вниз.)
Груши золотистые
Светятся, как звёзды,
(Отпускают руки.)
В зелени меж листьями.
К яблоньке пойду я,
(Делают поклон с рукой от плеча.)
Поклонюсь я тонкой:
Может быть, уронит мне
(Пожимают плечами.)
Яблочко в шапчонку.
(Протягивают руки вперёд.)
К груше подойду я
(Делают поклон с другой рукой от плеча.)
И подставлю кружку:
(Выставляют руки вперёд, пальцы сложены в виде кружки.)
Может быть, подарит мне
Наливную грушку.
(Пожимают плечами и берутся за руки.)
Осень моя, осень,
(Ведут хоровод в другую сторону…)
Сад краснеет в росах,
Яблоки румяные
В зелени приносит.
Е. Благинина
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение. Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Аким
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Абрикос и другие
Сказала мама:
– Апельсин!
– Нет, абрикос! —
Воскликнул сын.
– Арбуз! – Раздался папин бас.
А дочь вздохнула:
– Ананас…
Арбуз.
Ананас.
Апельсин.
Абрикос.
А что же вкусней? Очень трудный вопрос.
Есть лёгкий ответ:
– На вкус и цвет
Товарищей нет!
Б. Заходер
Игра «Найди различия»
Цель: развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти не менее пяти отличий.
Игра «Кто запомнит больше слов?»
Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование. Дети встают по кругу. Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч другому. Второй ребёнок должен запомнить предыдущее слово и назвать своё. Следующий ребёнок называет два предыдущих слова и своё. Если ребёнок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остаётся последним.
Игра «Сад и огород»
Цели: учить различать овощи и фрукты. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты».
Ход игры. Воспитатель делит детей на две группы и выдает каждой группе по корзинке. Перед детьми на ковре (столе) муляжи овощей и фруктов.
Дети должны собрать урожай: одна группа собирает только овощи, другая только фрукты.
Игра «Повар»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинку, на которой изображён повар, а вокруг него картинки с изображением стакана с соком, банки с вареньем и пирожка.
Воспитатель закрепляет на ковролинографе какой-либо фрукт, а дети рассказывают, какие сок, варенье и начинку для пирога приготовил повар из него.
Например:
Повар приготовил из яблок яблочный сок, сварил яблочное варенье, испёк пирожок с яблочной начинкой и т. п.
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а]. Выигрывает тот, кто нарисовал больше фруктов.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением фруктов и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.
Например:
Первый звук [а], последний – [н] (апельсин).
Игра «Составь слово»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового слова.
СЛИВА, АНАНАС, ДЫНЯ – сад
ПАПАЙЯ, АПЕЛЬСИН, ПЛОДЫ, АЙВА – папа
МАНДАРИН, АВОКАДО, КОСТОЧКА – мак
Дополнительно можно задать детям вопрос, какое слово в ряду лишнее и почему (когда это целесообразно).
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными гласными звуками, дети отгадывают название фрукта по схеме.
_ _ И _ А – слива
А _ А _ А _ – ананас
_ _ У _ А – груша
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают загадку.
Было зелёное платье атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело платье и это,
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Родилась она зелёной
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела.
(Слива)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик – как ладошка.
Был зелёным, а поспел он —
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
Я и чёрный, я и белый,
Я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки
На любую влезу стенку.
Ус зелёненький завью,
В грозди солнышко налью,
Всё до капельки отдам.
(Виноград)
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко)
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры. Дети сами загадывают друг другу загадки, описывая фрукт по опорной схеме.
Текст для пересказа
Хитрое яблоко
Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме.
На следующий день он опять нарисовал красивое красное яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.
На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой – ярко-жёлтый, а на маленьком черенке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко; оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:
– Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя рисовать буду.
Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.
Т. Пономарёва
Вопросы:
Что нарисовал Петя?
Почему яблоко выкатилось из альбома?
Кому Петя отдал первое яблоко? А второе?
Что случилось на третий день?
О чём пожалел Петя?
Почему яблоко снова стало нарисованным?
Текст для пересказа
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Л. Толстой
Вопросы:
Что купила детям мама?
Что сделал Ваня, когда никого не было?
Что сказал отец за обедом?
Что ответили дети?
Какое чувство испытывал Ваня из-за своего поступка?
Что рассказал отец про косточку?
Почему все смеялись за обедом?
Почему Ваня заплакал?
Грибы. Ягоды. Лес
Новая лексика
Существительные:
боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.
Глаголы:
расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, заблудиться, аукать.
Прилагательные:
белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год), малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.
Наречия:
рядом, далеко, близко.
Пальчиковая гимнастика
Корзина с ягодами
Вот корзина – так корзина!
(Изображают удивление, разводят руки в стороны.)
В ней крыжовник,
В ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
К нам ты в гости приходи-ка!
(Делают приглашающий жест – движение руками на себя.)
Ягод, что найдём мы в ней,
Нет полезней и вкусней!
(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)
С. Васильева
Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные – названия грибов, развивать мелкую моторику.
Мы идём в осенний лес.
(Маршируют на месте.)
А в лесу полно чудес!
(Разводят руки в стороны, «удивляются».)
Дождь вчера в лесу прошёл —
(Потряхивают ладонями обеих рук.)
Это очень хорошо.
(Хлопают в ладони.)
Будем мы грибы искать
(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)
И в корзинку собирать.
(Сводят руки перед собой – «корзина».)
Вот сидят маслята,
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.
(Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)
«Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок!
(Делают манящие движения руками.)
Ну, а ты, мухомор,
Украшай осенний бор».
(Грозят указательным пальцем правой руки.)
И. Михеева
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
У пеньков опять пять опят.
Диалог
Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.
– Мы с тобой шли?
– Шли.
– Подберёзовик нашли?
– Нашли.
– Я тебе его дал?
– Дал.
– Ты его взял?
– Взял.
– Так где же он?
– Кто?
– Подберёзовик.
– Какой?
– Мы с тобой шли?
– Шли.
(И т. д.)
Игра «Кто заблудился?»
Цели: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».
Игра «Найди две одинаковые банки с вареньем»
Цели: развивать зрительное внимание.
Игра «В лесу»
Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед детьми картинки с изображением грибов.
Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь – не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (…) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички – (…) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (…). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет – (…).
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Какое варенье? Какой компот?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).
Осень – время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
– Бабушка, – спрашивала Катя. – Если мы малину соберём, какой компот получится? (…) А варенье какое? (…)
– А вдруг чернику найдём, – продолжала размышлять Катя. – Какой компот получится? (…) А варенье какое? (…)
– Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (…) А какое варенье? (…)
– Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (…)
– А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (…)
Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники. Какой компот сварит бабушка? (…) А какое варенье? (…)
С. Чешева
Игра «Лишняя ягода»
Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём (начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква, черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.
Например:
Лишняя клубника, т. к. она – садовая ягода, а все остальные – лесные.
Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.
Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» – предлоги.
Например:
Осенний лес богат дарами.
_____________ _____________ _____________ _____________.
На лесной полянке много земляники.
Под еловой веткой спрятался боровик.
На болоте поспела кислая клюква.
Игра «Собери грибы»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].
Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов (мох, сосна).
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением мха и сосны и предлагает детям выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковролинографе, остальные работают с раздаточным материалом за столами.
Слова: мох, сосна.
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.
Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут?
(Подберёзовик)
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе,
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпка красная на нём.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовём?
(Подосиновик)
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нём – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор
Что ядом наполнен гриб…
(мухомор).
Текст для пересказа
Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:
– Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?
Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.
Л. Толстой
Вопросы:
Почему Митя оставил грибы в лесу?
Что случилось утром?
Что сказала мама?
Текст для пересказа
Брат и младшая сестра
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
– Что ж ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
– Что ж ты, Саня, – говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала.
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет…
Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.
Встречается бабушка.
– Что ж ты, – говорит, – Саня… Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!
– Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.
По Э. Шиму
Вопросы:
Что несли в кузовках Санька и Варя?
Что сказала бабушка?
Что ответил Санька?
Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?
Что Санька каждый раз отвечал бабушке?
Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?
Одежда, обувь, головные уборы
Новая лексика
Существительные:
пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка, джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки.
Глаголы:
надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, ухаживать.
Прилагательные:
кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий, длинный, чистый, грязный.
Пальчиковая гимнастика
Сто одёжек
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке платьице,
Шарф на шее,
Шаль большая,
(Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название одежды.)
Что за шарик катится?
(Пожимают плечами.)
Сто одёжек, сто застёжек,
Слово вымолвить не может.
(Ритмично сжимают-разжимают пальцы обеих рук.)
Мама так закутала,
(Похлопывают себя по плечам.)
Что не знаю,
(Пожимают плечами.)
Тут ли я!
(Руки от груди, через середину сбрасывают вниз.)
А. Барто
Пальчиковая гимнастика
Весёлый помощник
У Алёнки есть крючок —
Весельчак-весельчачок:
(Ритмичные, попеременные удары кулачками и ладошками)
Сам – разутый, голый,
А всегда весёлый,
(Ритмично сжимают-разжимают кулаки.)
Потому что всех подряд
(Хлопают в ладони.)
Одевает… Вот и рад!
На столе клубочков семь:
(Трут кулаки друг о друга.)
Папе свяжем синий шлем,
Бабушке – платочек
И пару чулочек.
Полушалок – маме,
С яркими каймами.
Деду свяжем мы кисет —
Подберём красивый цвет.
Поясок зелёный —
Братику Лявону.
Ну а моднице сестрице
В жёлтых розах – рукавицы.
(Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название.)
Э. Огнецвет
Скороговорки
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.
Стеша спешила,
Рубашку шила,
Да поспешила —
Рукав не дошила.
Шапка да шубка —
Вот и весь Мишутка.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.
Шапка
– Шапка, шапка, где была?
– Я была в кино.
– Что ж ты, шапка, видела?
– Было так темно…
Задремала я нечаянно
На коленях у хозяина.
– Шапка, шапка, где была?
– В цирке шапито.
– Что ж ты в цирке видела?
– Шапки да пальто,
Номерки, зонты и палки —
Все, что было в раздевалке.
В. Берестов
Игра «Правильно ли мы одеваемся?»
Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.
Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности. Дети находят ошибку в высказывании.
Например:
Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.
Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.
Игра «Запомни и назови»
Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3–5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и выложить соответствующие предметные картинки.
Например:
Воспитатель: Кофта, платье, пальто.
Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в названном порядке).
iknigi.net
Весельчаки: Краски осени. Фрукты.
Тема недели: Краски осени. Фрукты. Рассмотрите окружающую природу, изменения, которые произошли с наступлением осени. Какая стоит погода. Какими работами занимаются люди осенью? Что такое урожай? Рассмотрите с ребенком фрукты, назовите их. Опишите внешний вид, поиграйте в игру: Угадай, что это? Вы описываете фрукт, а ребенок угадывает, про какой фрукт вы говорите. Попросите ребенка нарисовать фрукты или раскрасить нарисованные. Следите за аккуратностью, чтобы ребенок не выходил за контуры рисунка. Загадайте ребенку загадки про фрукты: 1. Родилась она зеленой На цветущей белой кроне. А потом росла, краснела. Как созрела – посинела. (слива) 2. Колобок висит все лето Среди зеленых веток. Ударит гулко оземь, Когда на тупит лето. (яблоко) 3. Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду пока матрешка Упадет сама в траву. (груша) 4. В шкурке золотистой, Сладкий и душистый. (апельсин) 5. В шкуре желтой, Называется … (лимон) 6. С юга этот неженка – кругленький да свеженький. На щеках его пушок, а дотронься – брызнет сок. (персик) Для развития слухового внимания, элементарных математических представлений прочтите стихотворение: 1 Три яблока- одно сорвать Ручонка так и тянется. Но прежде надо сосчитать- А сколько же останется? Волина В. 2 Три яблока из сада Ежик притащил. Самое румяное Белке подарил. С радостью подарок Получила белка. Сосчитайте яблоки У ежа в тарелке. Поиграйте с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга) На базар ходили мы, мизинцы Много груш там и хурмы, безымянные Есть лимоны, апельсины, средние Дыни, сливы, мандарины, указательные Но купили мы арбуз- большие Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится Вверх. Выучите стихотворение на выбор: Пушкин А. С. … яблоко! Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно, золотисто, Будто медом налилось, Видны семечки насквозь. Или: Царь-яблоко. Л. Татьяничева Оно настолько велико, Что и вдвоем не съесть его, А красоту его и вкус Описывать я не берусь… Коры березовой светлей Нет даже пятнышка на нем! Как солнышко среди ветвей, Горит оно в саду твоем! Поиграйте в дидактические игры: «Назови ласково» (яблоко-яблочко, желтый лимон -желтенький лимончик) «Сделай сок» (из груши – грушевый сок) «Четвертый лишний» (морковь, яблоко, апельсин, слива) «Опиши фрукт» (груша – желтая, овальная, сладкая, сочная, вкусная, ароматная …) «Один-много» (лимон -лимоны) «Что изменилось?» (на столе несколько фруктов, один фрукт убираете и спрашиваете ребенка: что изменилось?)stepan092.blogspot.com
Материл по лексической теме: ЯГОДЫ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : ЯГОДЫ.Загадки-договорки:
Зеленый теленочек
Привязан веревочкой,
Лежит на боку и толстеет.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый,
Бархатный.
Круглый, толстый карапуз
Называетсяарбуз.
Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный —
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут? Смородина.
Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? — С… малиной.
В жаркий солнечный денек
На грядке вспыхнул огонек!
Ты не бойся, посмотри-ка —
Что за ягодка?…Клубника.
Синяя одежка,
Сладкая подстежка,
Словно шарик — посмотри:
С острой косточкой внутри.
Ароматна и красива,
На деревьях спеет… слива.
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
Средь валежника — смотри-ка! —
Что за ягодка? Брусника.
Загадки:
Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела.
Слива.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
Арбуз.
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики – ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
Виноград.
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
Земляника.
На кустах и на кусточках,
На больших болотных кочках
Ягоды растут в лесу,
Быстро зреют на весу.
Клюква.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Малина.
Куст с шипами,
Ягодки с хвостами
В зеленой одежке
С полосатой стежкой.
От ягодок — хруст,
Что за куст?
Крыжовник.
Ягода чёрная да не черника,
Куст колючий да не малина. Ежевика.
Стихи:
Земляника.
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит красный огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
Вишня.
Как о вишенке-малышкеЗнают все не понаслышке.Любят ягоду такуюИ девчонки, и мальчишки.Станешь вишню собирать,Вишней короб наполнять,И ладошки будут тожеВишни цвет напоминать.А. Богдарин
Ягодная полянка
Ha нашей ягодной полянке
Птички пели спозаранку,
Солнышко пригрело –
Ягодка поспела!
Берите скорее лукошко,
Да не жалейте ножки:
Ягодки собирайте,
К зиме припасайте,
Пробуйте, кушайте,
В лесу птичек слушайте!
Будет сладко да вкусно,
И не будет грустно!
ЗЕМЛЯНИКА Этой крохотной девчушке Жить не скучно на опушке С паучками и жучками, Земляными червячками. А порою за травою С милой матушкой землёю Можно здесь уединиться И секретами делиться.
Подвижные игры:
Мы по лесу шли, шли.
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы опять идем искать.
Маршируем по кругу , держа руки на поясе.
Наклоняемся к пальцам ног.
Маршируем по кругу.
Опять наклоняются.
За малиной.
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.
Спелых ягод наберем,
Наберем.
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка — малинка.
Водим хоро
profhelp.net