Правила техники безопасности на уроках технологии – Общие правила техники безопасности на уроках Технологии
Общие правила техники безопасности на уроках Технологии
Общие правила техники безопасности
1. Приходи на урок за пять минут до звонка.
2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.
3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).
4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.
5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
7. Употребляй инструмент только по назначению.
8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и в беспорядке.
11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
13. Не разговаривай во время работы.
14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета.
16. По окончании работы убери свое рабочее место.
Техника безопасности
при пользовании электрического утюга
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.
3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения.
. Требования безопасности во время работы
1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
2. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
5. Во избежании пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
6. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.
1. Отключить электрический утюг от электросети.
2. Привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.
Правила техники безопасности при ручной обработке металла
До начала работы
1. Правильно надень спецодежду (фартуке нарукавниками или халат и головной убор: берет .При этом следует тщательно подобрать волосы)
2. При рубке металла надень очки.
З. Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).
4. Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
5. Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).
Во время работы
Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами. Во избежание травм следи за тем. чтобы:
а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) иметь не сбитую поверхность;
г)зубило должно быть длиной не менее 150 мм, причем оттянутая его часть должна равняться 60-70 мм;
д)при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.
3. .Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности,
4.Не применяй ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлиняй рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.
5. Слесарными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
6.При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).
После окончания работы
Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты (сними заусенцы на молотке, зубиле, керне. Очисти напильники от стружки).
Тщательно убери рабочее место (стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками). Отходы сложи в специальный ящик
Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
Из мастерской выходи с разрешения учителя.
Техника безопасности при ручной обработке древесины
Правила техники безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы
1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).
2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).
3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).
Во время работы
1. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
2. Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами.
З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:
а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
б) не отвлекайся во время работы;
в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.
4. Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности,
5. Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
После окончания работы
1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
2. Приведи в исправное состояние инструменты.
3. Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик.
4. Положи инструменты в том порядке,
который установил учитель.
5. Во избежание порчи насечек на губках
тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
6. Приведи себя в порядок.
7. Из мастерской выходи с
разрешения учителя.
Правила техники безопасности при работе с тканью
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок,
Требования безопасности во время работы
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3. Шить иголками только с наперстком.
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
8. или иголок на линии шва,
9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электрическую швейную машину от сети.
2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.
3. Включить вытяжную вентиляцию.
4. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
Требования безопасности во время работы
1. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.
2. Хлеб, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
3. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
Требования безопасности по окончании работы
1. Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
2. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
4. Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.
4. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками веред.
5. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.
6. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
7. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником.
8. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком.
9. Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
Правила техники безопасности при работе с тканью
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок,
Требования безопасности во время работы
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3. Шить иголками только с наперстком.
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
8. или иголок на линии шва,
9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
. Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электрическую швейную машину от сети.
2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
infourok.ru
Правила ТБ на уроках технологии
Правила рабочего человека
1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2. Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали работе и их удобно было брать.
3. Во время работы соблюдай порядок на рабочем месте.
4. Не забывай об осанке, держи спину прямо.
Общие правила техники безопасности
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
4. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
5. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
6. Не разговаривай во время работы.
7. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.
Правила работы в группе
1. Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать свое мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других, членов группы.
3. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, четко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалочку или жребий.
Правила техники безопасности
При работе с ножницами
1. Храни ножницы в специальном футляре (чехле).
2. Подавай ножницы кольцами вперед, в сторону товарища, закрыв острые края ладонью.
3. Не оставляй ножницы раскрытыми.
4. Не держи ножницы концами вверх — можно поранить глаза.
5. Ножницы нельзя близко подносить к лицу, и особенно, к глазам.
6. Нельзя размахивать ножницами.
7. Прежде чем встать с места, положи ножницы на стол. Ходить с
ножницами нельзя.
8. Работай ножницами на своем рабочем месте.
9. При разрезании держи материал в левой руке так, чтобы пальцы были в стороне oт лезвий ножниц.
10. Во время работы клади ножницы справа, кольцами к себе,
чтобы не уколоться об острые концы.
11. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
12. Перед работой проверь исправность инструмента. Работай только исправным инструментом — хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Правила техники безопасности
При работе с циркулем
1. Храни инструмент в чехле или футляре.
2. Передавай головкой вперед.
3. Не оставляй раскрытым на столе.
4. После работы циркуль держи сложенным, убери его в футляр или чехол.
5. Циркуль – колющий инструмент. Работай осторожно.
Правила техники безопасности
При работе со слесарными инструментами
1. При работе со слесарными инструментами нужно быть внимательным, аккуратными.
2. Тонкую проволоку откусывай кусачками.
3.Откусывая короткие кусочки, надо следить за тем, чтобы не поранить себя или соседа.
4. После использования инструменты надо класть на место.
5. Во время работы нельзя разговаривать, отвлекаться.
6. После работы следует всё тщательно убрать за собой.
Правила техники безопасности
При работе с иглой
1. Храни иглы в игольнице, шей с наперстком.
2. Не бери иглу в рот.
3. Не шей ржавой иглой.
4. Не приноси на урок большое количество иголок и булавок.
5. Во время перерыва в работе вкалывай иголки и булавки в игольницу.
6. После окончания работы проверь количество иголок и булавок в
игольнице: их должно быть столько же, сколько и в начале работы.
Правила техники безопасности
При вязании крючком и спицами
1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к липу, хранить в коробочках и пеналах..
2. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
3. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками – они портят пряжу,
нитки.
4. Сломанныe крючки и другие отходы следует складывать в отдельную
коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
Правила техники безопасности
При работе с шилом
1. Храни шило в футляре. Его можно сделать из колпачка от старого фломастера.
2. Не держи шило острием вверх, не направляй в сторону соседа.
3. Передавать шило можно только в футляре ручкой вперёд, зажав острие в руке.
4. Не оставляй шило на рабочем столе без футляра.
5. Ни в коем случае нельзя прокалывать детали изделий, держа их на весу.
6. Прокалывай отверстия, расположив заготовку на столе. Используй подкладной лист из толстой резины или толстого картона.
Правила техники безопасности
При работе с булавками
1 . Не бросай булавки. Проверяй их количество перед началом и в конце работы.
2. Храни булавки в игольнице.
3. Во время работы втыкай булавки в специальную подушечку.
4. Втыкай булавки аккуратно, чтобы не проткнуть насквозь руку.
5. Не бери булавки в рот.
Правила техники безопасности
При работе с канцелярским ножом
1. Хранить канцелярский нож нужно со спрятанным в ручку лезвием.
2. При работе выдвигай лезвие на 1 — 2 деления.
3. Нажимай равномерно и режь аккуратно и не торопясь.
4. Окончив работу, лезвие надо спрятать в ручку.
5. Передавай нож соседу со спрятанным лезвием, т.е в нерабочем состоянии.
Правила техники безопасности
При работе с пластилином
1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать её.
2. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не дадал на пол.
3. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не тpoгай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
4. Лепку выполняй только на специальной подложке.
5. Перед началом работы смочи руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
6. Перед работой разогрей пластилин в руках. Разминать сразу весь кусок тяжело и неудобно.
7. После работы вытри руки салфеткой и вымой теплой водой с мылом.
8. Люби рабочий материал и цени его, содержи в чистоте. Храни
пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг.
9. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужие изделия, даже если они плохо сделаны.
10. Научился сам — помоги товарищу. Подскажи, каким приёмом лучше сделать нужную форму или исправить, ошибку.
Правила техники безопасности
При работе с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волчье-Александровская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Калинина Н.Н.
Волоконовского района Белгородской области»
Правила техники безопасности,
работы инструментами
и поведения на уроках технологии
в кабинете начальных классов
infourok.ru
Техника безопасности в кабинете технологии: общие правила, инструкция
Помните анекдот о том, чем закончилась драка между физруком и трудовиком? Победу одержал трудовик, потому что карате — это карате, а молоток – это молоток. Шутки шутками, но в школе все инструменты должны использоваться только по назначению, как предписывает техника безопасности.
Техника безопасности – простая формальность?
Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.
Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.
Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.
Общие правила
Для начала рассмотрим общие правила техники безопасности в кабинете технологии:
- Приходить на урок следует за 5 минут до звонка.
- Заходить в кабинет можно только с разрешения преподавателя.
- Все ученики должны быть одеты в специальную одежду.
- Каждому следует занять закреплённое за ним место и не покидать его без разрешения педагога.
- Работу можно начинать только по команде учителя. Отвлекаться от работы не следует. Если к ученику обращается учитель, то стоит приостановить выполнение работы.
- Перед использованием инструмента ученик должен ознакомиться с правилами обращения с этим инструментом.
- Оборудование можно использовать только по назначению.
- Неисправные или тупые инструменты не могут быть использованы.
- Держать их нужно так, как показал учитель.
- Инструменты должны храниться в предназначенном для них месте.
- На рабочем месте каждого ученика должен быть порядок.
- Инструменты раскладываются строго в указанном преподавателем порядке.
- Отвлекаться на посторонние дела во время работы запрещено.
- На время перемены нужно покинуть кабинет.
- После урока рабочее место должно быть приведено в порядок.
Инструкции по технике безопасности
В кабинете технологии техника безопасности соблюдается на основе инструкции. В неё включаются правила, позволяющие избежать травм учеников во время уроков технологии.
Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии обычно включает:
- общие положения – информация, раскрывающая предназначение инструкции;
- требования и правила перед началом, во время и после работы;
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.
Инструктаж проводится в следующих случаях:
- вводный – в самом начале года;
- первичный – перед началом изучения новой темы;
- повторный – раз в полугодие;
- внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
- целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.
Журнал техники безопасности
Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:
- фамилии и инициалы учеников;
- даты рождения проинструктированных;
- класс, в котором они учатся;
- дата инструктажа;
- номер инструкции и её название;
- подписи учеников;
- фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
- подпись преподавателя.
Стенды
Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.
Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.
Для мальчиков
Техника безопасности в кабинете технологии для мальчиков включает правила работы с мужскими инструментами и оборудованием.
Правила работы за станками
Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.
Перед началом работы:
- Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
- Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
- Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
- Проверить, как работает станок «вхолостую».
Во время работы:
- Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
- Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
- Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
- Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.
После окончания работы:
- После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
- Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.
Ручная обработка металла
При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.
До начала работы:
- Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
- Надеть очки (при рубке металла).
- Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
- Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
- Убедиться в исправности верстачных тисков.
Во время работы:
- Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
- Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть — 6-7 см).
- Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
- При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
- Очистить оборудование от следов работы.
- Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
- Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
- Привести в порядок себя.
Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Обработка древесины
Обрабатывать древесину вручную – процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.
До начала работы:
- Надеть спецодежду (халат, головной убор).
- Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
- При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
- Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).
Во время работы:
- Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
- Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Пользоваться инструментами строго по назначению.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
- Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
- Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
- Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
- Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.
Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:
- при приготовлении пищи;
- при работе, связанной с кройкой и шитьём;
- при пользовании электрическим утюгом.
Приготовление пищи
Одно из любимых занятий девушек – кулинария. Однако для того, чтобы оно принесло только положительные эмоции, необходимо следовать установленным правилам.
Перед началом работы:
- Надеть халат или фартук, спрятать волосы под шапочку или косынку.
- Проверить исправность оборудования, изучить его маркировку.
- Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов.
- При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.
Во время урока:
- Вымыть руки.
- Перед тем, как начать работу с электроплитой, следует проверить, исправна ли она. Перед этим нужно встать на диэлектрический коврик.
- Также нужно проверить целостность вилки и шнура и установить плитку на специальную термоподставку. Не допускается использование плиты с открытой спиралью.
- Готовить нужно только в эмалированной посуде.
- Пользоваться приборами, предназначенными специально для конкретной деятельности.
- Пользоваться хорошо заточенными ножами.
- Пользоваться разделочными досками соответствующей маркировки.
- Проталкивать продукты в мясорубку специальным деревянным или пластиковым пестиком.
- Не натирать на тёрке мелкие частички продуктов.
- Ножи и вилки подавать только рукояткой вперёд.
- Отходы помещать в урну с крышкой.
- Горячие крышки, кастрюли, сковородки и другую кухонную утварь брать с помощью прихваток.
После окончания занятия:
- Отключить плиту от электропитания за вилку, не дёргать за шнур.
- Убрать рабочие столы, вымыть посуду и инвентарь.
- Убрать мусор, выбросить отходы.
- Выключить вытяжку.
- Снять халат или фартук, головной убор, вымыть руки.
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Работа с тканью
Кройка и шитьё также сопряжены с немалыми опасностями, поэтому техника безопасности при работе в кабинете технологии должна соблюдаться беспрекословно.
Перед началом урока:
- Надеть фартук, на голову повязать косынку.
- Проверить наличие нужных инструментов и их исправность.
- При обнаружении ржавых булавок, иголок, сломанных ножниц и т.п. сообщить учителю.
Во время работы:
- Проверить работу электрической швейной машинки, целостность шнура и вилки.
- Иголки и булавки в перерывах между шитьём вставлять в специальную подушечку или убирать в коробочку.
- Не брать в рот острые предметы.
- Пользоваться при шитье напёрстком.
- Выкройку к ткани прикреплять острым концом от себя.
- Ножницы класть и острым концом от себя, а передавать ручками вперёд.
- Не наклоняться низко над работающей швейной машинкой.
- Не держать пальцы близко к лапке работающей швейной машинки.
- Не откусывать нитки зубами.
После окончания занятия:
- Отключить машинку от электропитания за вилку, а не за шнур.
- Привести в порядок рабочий стол, убрать мусор в специальную урну.
- Снять фартук и косынку
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Использование электрического утюга
Любой электрический прибор представляет собой опасность, а утюг особенно, ведь им пользуются в непосредственной близости от рук, в связи с чем вероятность ожога увеличивается.
Перед началом занятия:
- Надеть фартук, спрятать волосы под косынку.
- Проверить, исправен ли утюг: осмотреть шнур и вилку на наличие повреждений.
Во время занятия:
- Включать и выключать утюг из сети сухими руками.
- В перерывах между работой ставить утюг на термоподставку.
- Не допускать соприкасания подошвы утюга со шнуром.
- Не прикасаться руками к подошве утюга.
- Не оставлять горячий утюг без присмотра.
После окончания занятия:
- Отключить утюг от электропитания за вилку.
- Привести рабочую поверхность в порядок.
- Снять спецодежду.
- Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Техника безопасности в кабинете технологии должна соблюдаться каждым учеником, вне зависимости от пола и возраста. Знакомиться с её правилами нужно серьёзно, задумываясь над каждым пунктом. Бездумно поставленная подпись в журнале по технике безопасности не спасёт от порезов, ожогов или других неприятностей.
fb.ru
Материал (технология) по теме: Инструкции по технике безопасности на уроках технологии
Общие правила техники безопасности
1. Приходи на урок за пять минут до звонка.
2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.
3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).
4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.
5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
7. Употребляй инструмент только по назначению.
8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и в беспорядке.
11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
13. Не разговаривай во время работы.
14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета.
16. По окончании работы убери свое рабочее место.
Техника безопасности
при пользовании электрического утюга
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.
3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения.
. Требования безопасности во время работы
1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
2. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
5. Во избежании пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
6. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.
Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электрический утюг от электросети.
2. Привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.
Правила техники безопасности при ручной обработке металла
До начала работы
1. Правильно надень спецодежду (фартуке нарукавниками или халат и головной убор: берет .При этом следует тщательно подобрать волосы)
2. При рубке металла надень очки.
З. Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).
4. Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
5. Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).
Во время работы
- Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
- Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами. Во избежание травм следи за тем. чтобы:
а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) иметь не сбитую поверхность;
г)зубило должно быть длиной не менее 150 мм, причем оттянутая его часть должна равняться 60-70 мм;
д)при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.
3. .Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности,
4.Не применяй ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлиняй рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.
5. Слесарными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
6.При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).
После окончания работы
- Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
- Приведи в исправное состояние инструменты (сними заусенцы на молотке, зубиле, керне. Очисти напильники от стружки).
- Тщательно убери рабочее место (стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками). Отходы сложи в специальный ящик
- Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
- Приведи себя в порядок.
- Из мастерской выходи с разрешения учителя.
Техника безопасности при ручной обработке древесины
Правила техники безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы
1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).
2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).
3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).
Во время работы
1. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
2. Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами.
З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:
а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
б) не отвлекайся во время работы;
в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.
4. Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности,
5. Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
После окончания работы
1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
2. Приведи в исправное состояние инструменты.
3. Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик.
4. Положи инструменты в том порядке,
который установил учитель.
5. Во избежание порчи насечек на губках
тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
6. Приведи себя в порядок.
7. Из мастерской выходи с
разрешения учителя.
Правила техники безопасности при работе с тканью
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок,
Требования безопасности во время работы
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3. Шить иголками только с наперстком.
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
8. или иголок на линии шва,
9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
. Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электрическую швейную машину от сети.
2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.
3. Включить вытяжную вентиляцию.
4. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
Требования безопасности во время работы
1. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.
2. Хлеб, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
3. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
Требования безопасности по окончании работы
1. Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
2. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
4. Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.
4. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками веред.
5. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.
6. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
7. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником.
8. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком.
9. Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
Правила техники безопасности при работе с тканью
Требования безопасности перед началом работы
1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок,
Требования безопасности во время работы
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3. Шить иголками только с наперстком.
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.
7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.
8. или иголок на линии шва,
9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
. Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить электрическую швейную машину от сети.
2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
nsportal.ru
Инструкции по ТБ на уроках технологии
СОДЕРЖАНИЕ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПО ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ И ТБ НА ЗАНЯТИЯХ В МАСТЕРКИХ ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ПИЩИ В КАБИНЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С РЕЖУЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ РАБОТЕ С УТЮГОМ В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РАБОТ СО СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
№____________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Данная инструкция разработана для учеников 5-11 классов МБОУ «Новопокровская школа». Учащиеся в течение учебного года занимаются соответственно программы по технологии для средней школы.
1.2. На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель технологии знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках обслуживающего труда, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.
1.3. В течение учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы.
1.4. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.
2.1. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку. При проведении практической работы на уроках кулинарии одевают форму.
2.2. Урок начинается по звонку.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ.
3.1. На уроках технологии учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы.
3.2. В течение урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:
— не начинать занятия без разрешения учителя;
-соблюдать все правила техники безопасности при работе с разными инструментами и машинами;
— самовольно не покидать место работы;
— не выполнять другие действия без разрешения учителя;
— соблюдать правила и нормы поведения.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.
4.1. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
— не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электромашины.
— ставить утюг на подставку;
— следить за исправностью электрических приборов.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПО ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ И ТБ
НА ЗАНЯТИЯХ В МАСТЕРКИХ ТЕХНОЛОГИИ
№____________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Данная инструкция разработана для учащихся 5-11 классов, занимающихся в кабинете «Технологии».
1.2. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех учащихся, находящихся в данном кабинете.
1.3. Выполнять работы, не связанные с заданием и указаниями учителя строго запрещается.
1.4. Проведение инструктажа и проверка знаний по охране труда проводится в объеме учебной программы и оформляется соответственно в журнале инструктажа.
1.5. К работе допускаются учащиеся, которые прошли мед. осмотр, инструктаж по охране труда и о безопасных методах работы.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Приходить на урок за 5 минут до звонка.
2.2. Открывает кабинет учитель.
2.3. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам
внутреннего распорядка.
2.4. Садится на свое место, согласно схеме посадки, установленной учителем.
2.5. Приготовить к уроку свое рабочее место. На рабочем месте ничего не должно быть лишнего. Инструменты на столе располагайте так, что бы предотвратить их падение.
2.6. Надеть спецодежду, волосы спрятать под головной убор (косынка, берет).
2.7. Не загромождать проходы между столами посторонними предметами.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательными и дисциплинированными на уроке, точно выполнять указания учителя.
3.2. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.
3.3. Нельзя брать письменные принадлежности, инструменты, приспособления у одноклассников во время урока, отвлекать других учащихся.
3.4. На перемене соблюдать дисциплину и порядок.
3.5. Не открывать без разрешения окна и не сидеть на подоконниках.
3.6. Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы, ножи).
3.7. Не пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность
для жизни детей (фонарики, петарды).
3.8. Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
3.9. После 2-го урока во время перемены дежурные должны проветривать кабинет.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Не оставлять рабочего места без разрешения учителя.
4.2. Дежурные должны убрать кабинет, используя веник и совок.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
5.1. При выявлении неисправностей в электрических устройствах, другом оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, нарушение норм
безопасности, травмировании учащихся немедленно сообщить об этом учителю или дежурному администратору.
5.2. Не устранять неисправности самостоятельно.
5.3. Порядок действий при возникновении пожара:
— эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации школы;
— эвакуацию проводить в следующем порядке:
— учащиеся ряда у стены, среднего ряда, ряда у окна;
— при выходе из класса соблюдать спокойствие, организованность и порядок.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ПИЩИ
В КАБИНЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ
№____________
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К работе на кухне допускаются учащиеся, которые прошли
медицинский осмотр, инструктаж по охране труда о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.
1.2. Проведение инструктажа и проверка знаний по вопросам охраны труда производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журналах инструктажа.
1.3. Выполнение данной инструкции является обязательной для всех лиц, которые работают на кухне.
1.4. При обнаружении неисправностей в электроприборах, сообщить учителю.
1.5. Не исправлять самим неисправности в электроприборах.
1.6. Не работать на неисправном электроприборе.
1.7. В процессе работы соблюдать правила санитарной гигиены:
· соблюдать чистоту одежды, обуви;
· содержать в чистоте технологическое оборудование;
· употреблять пищу в специально отведённом для этого месте;
· перед употреблением пищи вымыть руки с мылом.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Оденьте спецодежду, застегните на все пуговицы, волосы спрячьте под головной убор (платок).
2.2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.
2.3. Проверить исправность электроприборов.
2.4. Вымыть руки с мылом.
2.5. Инструменты располагайте на столе так, чтобы предотвратить их падение.
2.6. Не загромождайте проходы между столами посторонними предметами.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1. Внимательно и чётко выполняйте указания учителя.
3.2. При ручной обработке с ножом применяйте следующие правила:
· при работе с ножом держать ноги лезвием от себя;
· при нарезке пальцы держать на расстоянии от лезвия ножа;
· передавать нож друг другу только ручкой от себя;
· консервные банки открывать специальным ключом;
· соблюдать осторожность при работе с ручными тёрками;
· нарезку пищевых продуктов производить на разделочной доске.
3.3. При работе с электроприборами применяйте следующие правила:
· пред включением электроприборов — проверить исправность шнура;
· включать и выключать электроприборы необходимо держась за вилку сухими руками.
3.4. При работе с горячей жидкостью и горячей посудой применяйте следующие правила:
· не доливать кастрюлю жидкостью на 4-5 см до верха;
· при закипании жидкости уменьшить огонь;
· крышку открывать, приподнимая от себя;
· засыпать продукты в кипящую жидкость осторожно;
· при жарке осторожно класть продукты на разогретый жир и следить, чтобы не попали капли воды;
· пользоваться специальными лопатками;
· горячую посуду брать прихватками.
4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.
4.1. Выключить электроприборы.
4.2. Вымыть и убрать рабочие инструменты в отведённое для них место.
4.3. Убрать рабочее место.
4.4. Не выходить из мастерской без разрешения учителя.
5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. При выявлении неисправного оборудования, инструментов, а так же пожара, нарушений норм безопасности, аварии или травмы срочно сообщите об этом учителю.
5.2. Не ликвидируйте неисправность электросети и электрооборудования самостоятельно.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИ РАБОТЕ С РЕЖУЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
№____________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с режущими инструментами по кулинарной обработке продуктов.
1.2. Работы с режущими инструментами предусматривают использование кухонных ножей, мясорубки, скребка для чистки рыбы, терки и др.
1.3. Рабочее место должно быть оборудовано столом, разделочными досками, комплектом режущего инструмента.
1.4. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.5. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Подготовить рабочий стол и разделочную доску к работе.
2.2. Проверить исправность и правильность заточки инструмента.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и дисциплинированным.
3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом.
3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные учителем.
3.4. При использовании мясорубки продукты подавать деревянной лопаткой.
3.5. При работе с ручной теркой прочно удерживать обрабатываемые продукты, не тереть слишком маленькие части.
3.6. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты.
4.2. Сложить ножи в специально отведенное место.
4.3. Привести в порядок рабочее место.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИ РАБОТЕ С УТЮГОМ В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ
№____________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с утюгом.
1.2. Работа с утюгом предусматривает использование электрического тока напряжением 220 В.
1.3. К работе с электрическим утюгом допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Опасные производственные факторы:
— ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;
— возникновение пожара при составлении включенного в сеть утюга без присмотра;
— поражение электрическим током.
1.5. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями (резиновый коврик, несгораемая подставка под утюг).
1.6. При работе с электрическим утюгом используется специальная одежда: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка), а также диэлектрический коврик.
1.7. При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Проверить исправность сетевого шнура и вилки.
2.2. Поместить шнур в специальный держатель.
2.3. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.4. Убедиться в наличии термостойко подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. Не касаться мокрыми руками сетевого шнура, рукоятки переключателя.
3.2. Работать с утюгом, стоя на резиновом коврике.
3.3. Остерегаться одновременного прикасания руками к утюгу и трубам отопления и др. заземленной арматуре.
3.4. Следить за правильным выбором режима работы утюга.
3.5. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.
3.6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
3.7. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
3.8. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дёргать шнур.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Отключить электрический утюг от электросети, не выключать вилку из штепсельной розетки рывком за шнур.
4.2. Не класть шнур с вилкой на утюг, избегать прикосновений к горячим
частям утюга.
4.3. Привести в порядок рабочее место.
4.4. Снять спецодежду и вымыть руки.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
5.1. при возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении искрения и т.д., немедленно прекратить работу, отключить утюг и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. Отключить рубильник, обесточить электросеть.
5.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшим, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
№____________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с тканью.
1.2. К выполнения работ с тканью допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы и инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.1. Опасные производственные факторы:
— уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка;
— травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами и при работе на швейной машине;
— поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.
1.2. При выполнении работ с тканью используется специальная одежда для учащихся: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (колпак или косынка). При работе на электрической швейной машине используется диэлектрический коврик.
1.3. При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
1.4. После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак.
2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
2.3. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины.
2.4. Включить вытяжную вентиляцию и убедиться в её нормальном функционировании.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3.3. Шить иголками только с напёрстком.
3.4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
3.5. Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд.
3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.
3.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.
3.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
3.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Отключить швейную машину от сети.
4.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
4.3. Выключить вытяжную вентиляцию.
4.4. Снять спецодежду и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
5.1. При неисправности в работе швейной машины, работу прекратить, отпустить педаль пуска швейной машины и сообщить об этом учителю. Работу продолжать после устранения неисправности.
5.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.
5.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
№____________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с ножницами.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или подставками.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Подготовить рабочее место.
2.2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.3. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы.
3.2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
3.3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
3.4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или специальную подставку.
4.2. Приведите в порядок рабочее место.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
№_________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с иглами и булавками.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками и подушечками для хранения иголок и булавок.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Расположить коробку или подушечку для иголок и булавок в месте установленном
учителем.
2.2. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.
2.3. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать их учителю.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Шить с наперстком.
3.2. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя.
3.3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
3.4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.
4.2. Сдать коробки с иголками и булавками учителю или сложить в отведенные для этого места.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РАБОТ
СО СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ
№________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках обслуживающего труда при вязании на спицах и крючках.
1.2. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.3. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или пеналами для хранения спиц и крючков.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка)
1.5. Опасные факторы: уколы остриём спиц или крючком.
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Расположите коробку или пенал для спиц и крючков в месте, установленном учителем.
2.2. Убедитесь в отсутствии ржавых, гнутых спиц и крючков. В случае обнаружения сдать учителю.
3. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. Следить за соблюдением правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула.
3.2. Держать спицы на расстоянии не менее 30-45 см от глаз.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
4.1. Сдать коробки или пеналы со спицами (крючками) учителю или сложите в отведённое для этого место.
4.2. Привести в порядок рабочее место.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
5.1. Немедленно прекратить работу и доложить учителю об аварийной ситуации.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ
№________
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе на швейной машине с ручным приводом.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями, хорошо освещено.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Убрать с платформы машины посторонние предметы, проверить прочно ли закреплена игла и лапка.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
3.2. При работе на машине не отвлекаться на посторонние дела, разговоры, быть предельно внимательным.
3.3. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.
3.4. Остерегаться движущихся частей машины, особенно его рабочей части с иглой.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
4.1. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места.
4.2. Привести в порядок рабочее место.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
infourok.ru
Правила ТБ на уроках технологии
ПРАВИЛА РАБОТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Прежде чем начать работу, приготовьте рабочее место.
Берегите инструменты, экономьте материалы.
Всегда думайте, как сделать работу лучше.
Сидите на закрепленных местах и не вставайте без разрешения учителя.
Работу начинайте только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостановите работу. Не отвлекайтесь во время работы.
Не пользуйтесь инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
Используйте инструмент только по назначению.
Не работайте неисправными и тупыми инструментами.
При работе держите инструмент так, как показал учитель.
Инструменты и оборудование храните в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и в беспорядке.
Содержите в чистоте и порядке рабочее место.
Раскладывайте инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
Не разговаривайте во время работы.
Выполняйте работу внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела.
Во время перемены необходимо выходить из кабинета.
По окончании работы убери свое рабочее место.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ
Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
Кладите ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.
При работе внимательно следите за линией разреза.
Не работайте тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.
Во время резания придерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Не держите ножницы концами вверх.
Не оставляйте ножницы в раскрытом виде.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время резания.
Передавайте ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.
Не играйте с ножницами, не подносите их к лицу, используйте ножницы только по назначению.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ
Не бросайте иглы. Проверяйте их количество до начала работы и после работы.
Не закалывайте иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду.
Ни в коем случае не берите иглы в рот и не играйте с иглой.
Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.
Во время работы вкалывайте иглы в специальную подушечку — игольницу.
При шитье пользуйтесь напёрстком.
Не отвлекайся во время работы с иглой.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Берите то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЛАСТИЛИНОМ
Работайте на клеёнке или на дощечке.
Берите для работы нужный цвет пластилина.
Отрежьте стекой нужное количество пластилина.
Согрейте кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
Чтобы пластилин не прилипал к рукам, смачивайте периодически руки водой.
Не берите пластилин в рот.
Мелкие кусочки пластилина необходимо собрать и соединить с основными кусками по цвету.
Проследите, чтобы пластилин не остался на столе, стуле и на полу.
По окончании работы хорошо вытрите руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымойте их с мылом.
infourok.ru
Статья «Безопасность на уроках технологии»
Статья по технологии «Безопасная работа на уроках технического труда как основа сохранения здоровья обучающихся»
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Уроки технического труда дают возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Для обеспечения безопасной работы на уроках технического труда необходимо выполнение ряда условий:
готовность кабинета к безопасной работе;
исправность оборудования и инструментов;
дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке;
знание и соблюдение правил безопасной работы;
соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.
Рассмотрим подробнее все эти условия.
1. Готовность кабинета к безопасной работе.
В кабинете технического труда ученическая мебель, столярные и слесарные верстаки расставляются согласно санитарным требованиям и нормам. Класс проветривается на каждой перемене и перед началом занятий. Световой и температурный режимы также соблюдаются. Регулярно проводится влажная уборка помещения. Соблюдается чистота и порядок в кабинете. Имеется всё необходимое на случай возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации: огнетушитель, аптечка, комплект ватно-марлевых повязок и ёмкости с водой.
2. Исправность оборудования и инструментов.
Оборудование и инструменты в кабинете технического труда перед началом занятий проверяются учителем технологии. Они должны быть исправными, чтобы обучающиеся не получили травму при их использовании.
3. Дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке.
Проведение физкультминуток и динамических пауз способствует снижению утомляемости обучающихся, их отдыху и является необходимой частью любого урока, особенно когда изучаемая тема сложна для понимания и требует большой умственной и физической работы. Уроки технического труда позволяют сочетать умственный и физический труд обучающихся.
Кроме того отдых на уроке – это смена видов деятельности. Так, например, на одном занятии обучающиеся могут выполнять эскиз, чертёж или технический рисунок какой-либо детали или изделия, составлять технологические карты, работать с различными инструментами и оборудованием, проверять качество изготовленного изделия, составлять кроссворды, ребусы и так далее.
Учителю технологии важно также обращать внимание на то, чтобы работа была посильной для обучающегося. По возможности необходимо организовывать групповую работу, в которую можно включать сильных учеников наряду со слабыми и оценивать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
4. Знание и соблюдение правил безопасной работы.
Обучающиеся во время выполнения работ в кабинете технического труда должны быть в рабочей одежде. Это может быть фартук, халат или рабочий пиджак. Для защиты глаз при некоторых видах работ и при работе на токарном станке обучающиеся должны надевать защитные очки.
В кабинете технического труда организован уголок по технике безопасности. На стене расположены плакаты по технике безопасности.
Правил безопасной работы достаточно много и запомнить их порой бывает непросто всем обучающимся. Для этой цели я использую на уроках следующие приёмы.
1. Правила безопасной работы в стихах (смотрите мою статью «Техника безопасности на уроках технологии в четверостишиях»).
2. Приём «покажи как правильно».
Например, даю обучающемуся рубанок и говорю: «Положи рубанок на верстак». А затем добиваюсь того, чтобы обучающийся положил его правильно, то есть на бок лезвием от себя. Подобным образом поступаю и с другими инструментами. При использовании данного приёма замечаю, что если ученик ошибается, то в дальнейшем он старается не допускать подобных ошибок, а значит, запоминает правила обращения с инструментом, что немаловажно для сохранения здоровья обучающегося при работе с ним.
3. Вспоминаем известные пословицы и поговорки.
Например, «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Наука учит только умного», «Не хвались языком, а хвались делом», «Труд всегда даёт, а лень только берёт», «Учить – ум точить», «Сумел ошибиться, сумей и исправиться», «Кончил дело – гуляй смело», «Была бы охота, заладиться любая работа», «Откладывай безделье, но не откладывай дело», «Не игла шьёт, а руки», «В деле не сила нужна, а уменье», «Корень учения горек, а плод его сладок», «Терпенье и труд всё перетрут».
5. Соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.
При изготовлении различных изделий на уроках технического труда необходимо знать технологию их изготовления и соблюдать все необходимые технологические этапы. Незнание последних может привести либо к браку заготовки, либо к травме обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый обучающийся научился безошибочно следовать этой последовательности при изготовлении изделий.
А для этого необходимо следующее:
многократно повторять все технологические этапы;
учиться у своих товарищей;
обязательно спрашивать совета у учителя, если возникают какие-то сложности:
не идти вперёд, если не помнишь, что дальше.
Безусловно, выполнение технологических этапов обучающимися нельзя оставлять без учительского контроля, даже если ученик способный. Наблюдать за происходящим можно ненавязчиво со стороны. Это придаст уверенности обучающемуся, но и, в то же время, обезопасит его от возможных негативных последствий, а также сохранит его здоровье.
Таким образом, сохранить и укрепить здоровье обучающихся на уроках технического труда можно только при неукоснительном соблюдении правил безопасной работы. Только при этих условиях обучающийся получает позитивные эмоции и радость от результатов своего труда.
infourok.ru