Система занкова – Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Кто такой Л. В. Занков?
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.
Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.
С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.
2. В чем суть его системы?
По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
3. Как она применялась в России?
Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?
Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.
В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
4. В чём плюсы системы Занкова?
Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.
Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.
Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе
Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
5. Так, а за что её критикуют?
Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.
Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.
При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
6. Что происходит с системой Занкова сегодня?
По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.
Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).
Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.
7. Так стоит ли на неё соглашаться?
Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.
Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?
Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.
Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
mel.fm
Система Л.В.Занкова
Система Л.В.Занкова
ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Л.В.Занкова (ФГОС НОО 2009г.)
Cистема развивающего обучения Л.В. Занкова (академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг.) введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова — Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ.
УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
— Русский язык. Автор: Нечаева Н.В.
— Литературное чтение (2 линии).
Автор: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.
— Математика (2 линии).
Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
Автор: Ванцян А.Г. (1 класс).
— Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
— Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил. 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
Отзывы о системе Л.В. Занкова
Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература. Многим детям необходима помощь родителей. Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус — отсутствие преемственности в среднем и старшем звене. В рамках системы разработаны учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по этим учебникам, очень мало.
По материалам сайта www.zankov.ru
Читать по теме:
Система Л.В.Занкова (ФГОС)
Программы начальной школы
Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
schoolguide.ru
Система Занкова (ФГОС)
Система Занкова (ФГОС)
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. УМК cистемы Л.В. Занкова выпускает издательский дом «Федоров».
УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
— Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
— Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
— Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.
— Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
— Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
— Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
— Музыка. Автор: Ригина Г.С.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.
— Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
— Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.
Учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. были включены в предыдущий федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Все учебники системы развивающего обучения Занкова прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.) и были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Программа Занкова включает в себя также факультативные курсы: «Экономика для младших школьников» для 1-4 классов (авторы: Смирнова Т.В. и др.) и «Я — гражданин России» для 3-4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.). Курсы обеспечены учебными пособиями и методическими рекомендациями. Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы программы Занкова:
— обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
— ведущая роль теоретических знаний;
— осознание процесса учения;
— быстрый темп прохождения учебного материала;
— работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Типические свойства методической системы — многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Важные особенности системы Занкова. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
— проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения по программе Занкова используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК системы Занкова на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
По материалам сайта : www.zankov.ru
Читать по теме:
Учебно-методический комплекс (УМК) системы Л.В.Занкова (ФГОС)
Видео от разработчиков системы Л.В.Занкова (ФГОС)
Программы начальной школы
Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
schoolguide.ru
1.2 Краткая характеристика системы обучения л.В. Занкова
Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологов, дефектологов, психологов и педагогов, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.
Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система Л.В. Занкова. [3]
Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
— особенность системы — процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
– дидактические принципы –
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний
Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материал.
Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.
4. Принцип осознания процесса учения
Осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
– методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
– предметные методики по всем образовательным областям;
Особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
— проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
– формы организации обучения — классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников;;
– система изучения успешности обучения и развития школьников –
для изучения результативности освоения учебных программ учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется. [4]
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.
studfiles.net
Леонид Владимирович Занков: система развивающего обучения
Система Занкова была введена в школах России в 1995-1996 годах как параллельная система начального обучения. Можно сказать, что она соответствует в достаточно высокой степени изложенным в Законе РФ об образовании принципам. Согласно им, образование должно иметь гуманитарный характер. Кроме того, оно должно обеспечивать развитие личности каждого ребенка.
Суть системы Занкова
Сегодня система Занкова является одной из тех, которые разрешены к применению, как и другие программы начальной школы. Вкратце расскажем о том, в чем заключается ее суть. Эта система предполагает то, что дети должны «добыть» знания. Их не следует просто преподносить учащимся, как считал Занков. Система его нацелена на то, что учитель задает определенную проблему, а дети должны ее решить самостоятельно, естественно, под руководством преподавателя. Во время занятия происходит спор, дискуссия, в которой появляется множество мнений. Постепенно из них выкристаллизовывается знание. Интеллектуальное движение, таким образом, идет в обратном традиционному порядке: не от простого к сложному, а наоборот.
К другим особенностям предложенной Занковым (портрет его представлен выше) программы относится высокая скорость обучения, множество заданий для проработки материала. Процесс этот непростой. Он должен быть как можно более разнообразным и динамичным. К примеру, школьники часто посещают библиотеки, музеи, выставки, проводится большая внеклассная работа. Все это способствует успешному обучению.
Теперь рассмотрим более глубоко и подробно методику, которую предложил Занков. Система его сегодня пользуется большой популярностью. Однако зачастую ее принципы понимаются превратно. Сначала мы кратко охарактеризуем идеи, которые предложил Занков. Система его будет рассмотрена нами в общих чертах. Затем мы поговорим о том, какие ошибки допускают современные педагоги в реализации этих принципов на практике.
Цель системы Занкова
Итак, популярную методику начального обучения разработал Леонид Владимирович Занков. Система его преследовала следующую цель — высокое общее развитие детей. Что же понимал под этим Л. В. Занков? Всестороннее развитие личности ребенка, которое затрагивает «ум» (познавательные процессы), волевые качества, управляющие всей деятельностью («воля»), а также нравственно-этические качества («чувства»), которые проявляются в различных видах деятельности. Общее развитие – это формирование и качественная трансформация свойств личности. Эти свойства являются фундаментом успешного образования в школьные годы. После окончания школы они становятся основой творческого труда в различных сферах деятельности. Развитие воображения способствует эффективному решению задач во многих областях. Л. В. Занков писал, что процесс учения при использовании этой системы меньше всего напоминает холодное и размеренное восприятие материала. Он проникнут чувством, появляющимся, когда человек восхищен открывшейся ему сокровищницей знаний.
Для того чтобы решить эту задачу, нельзя было просто усовершенствовать существующие программы начальной школы. Поэтому в 60-70 е годы 20 века была создана новая дидактическая система обучения. Стержнем и единым основанием ее стали принципы, на которых строится весь учебный процесс. Вкратце расскажем о каждом из них.
Высокий уровень трудности
Нужно было исходить из того, что существовавшие в то время школьные программы не были насыщены образовательным материалом. Кроме того, методы обучения отнюдь не способствовали проявлению творческой активности детей. Поэтому первым принципом стал принцип обучения школьников на высоком уровне сложности. Это наиболее важно в системе Занкова, так как лишь образовательный процесс, дающий обильную пищу для ума, может способствовать интенсивному и быстрому развитию. Под трудностью подразумевается напряжение как интеллектуальных сил школьника, так и духовных. При решении задач должны происходить интенсивная работа мысли и развитие воображения.
Учащийся должен преодолевать препятствия, которые возникают в ходе познания. В системе Занкова необходимое напряжение достигается путем применения анализирующего наблюдения и проблемного метода преподавания, а не за счет использования сложного материала.
Значение высокого уровня трудности
Основная идея данного принципа состоит в создании особой атмосферы, при которой наблюдается интеллектуальная активность школьников. Необходимо дать им возможность самостоятельно решать поставленные задачи, а также понимать и уметь определить трудности, появляющиеся в процессе обучения. Важно найти способы, с помощью которых можно преодолеть эти трудности. Этот вид деятельности, как считает Занков, способствует тому, что все имеющиеся знания о предмете активизируются. Он также развивает самоконтроль, произвольность (то есть управление деятельностью) и наблюдательность. Одновременно повышается и эмоциональный фон учебного процесса. Ведь каждый человек любит ощущать себя умным и способным добиваться успеха.
Быстрый темп
Л. В. Занков выступал против монотонных и однообразных упражнений, а также многократных повторений пройденного материала. Он ввел еще один принцип, суть которого заключалась в изучении быстрым темпом. Методика Занкова подразумевает динамичную и постоянную смену действий и задач.
Ведущая роль теоретических знаний
Л. В. Занков не отрицал того, что задача начальной школы заключается в формировании вычислительных, орфографических и других навыков. Однако он был против «натаскивающих», пассивно-репродуктивных методов. Занков Леонид призывал к тому, что навыки у учащихся должны быть сформированы в результате глубокого понимания науки, лежащей в основе предмета. Так появился еще один принцип, согласно которому ведущая роль должна принадлежать теоретическим знаниям. Он был направлен на то, чтобы увеличить познавательную нацеленность начального образования.
Сознательность обучения
Не менее важна и сознательность обучения. Под ней подразумевалось понимание содержания материала. Система Л. В. Занкова расширяет эту трактовку. Осознанным должен быть и сам процесс учения. К этому примыкает еще один принцип, который предложил Занков Леонид. Расскажем и о нем.
Связи между частями материала
Объектами пристального внимания должны стать связи, существующие между частями материала, закономерности вычислительных, грамматических и других операций, а также механизм появления ошибок и их преодоление.
Этот принцип можно раскрыть следующим образом. У младших школьников имеется важная особенность изучения материала, которая состоит в том, что активность его аналитического осмысления снижается быстрыми темпами, если ученики несколько уроков подряд вынуждены анализировать ту или иную единицу материала, осуществлять однотипные мыслительные операции (к примеру, с помощью изменения формы слова подбирать к нему проверочные слова). Математика Занкова поэтому сильно отличается от математики, преподаваемой с помощью других систем. Ведь именно этот предмет чаще других изучают на однотипных задачах, против которых выступает Леонид Владимирович. Известно, что в этом возрасте детям очень быстро надоедает делать одно и то же. В результате этого снижается эффективность их работы, замедляется процесс развития.
Система Л. В. Занкова решает эту проблему следующим образом. Для того чтобы не «топтаться на месте», необходимо исследовать единицы материала в связи с другими. Каждый раздел должен сравниваться с другими. Рекомендуется проводить урок по системе Занкова таким образом, чтобы школьники могли найти сходства и различия между различными частями учебного материала. Они должны быть способны определить меру зависимости дидактической единицы от остальных. Материал следует осмысливать как логическую взаимодействующую систему.
Еще один аспект этого принципа состоит в увеличении емкости времени, отводящегося на обучение, повышение коэффициента полезного действия. Это можно осуществить, во-первых, путем комплексного освоения материала, а во-вторых, путем отсутствия в программе отдельных периодов, предназначенных для повторения изученного ранее, как в традиционной методике.
Тематические блоки
Система обучения Занкова предполагает, что материал компонуется преподавателем в тематические блоки. В них входят единицы, которые тесно взаимодействуют между собой и зависят друг от друга. При изучении их одновременно экономится учебное время. Кроме того, появляется возможность исследовать единицы на протяжении множества уроков. К примеру, при традиционном планировании на изучение каждой из двух таких единиц выделяется по 4 часа. При объединении их в блок у учителя появляется возможность касаться каждой из них в течение 8 часов. К тому же за счет нахождения связей с похожими единицами осуществляется повторение материала, пройденного ранее.
Создание определенных условий обучения
Мы уже говорили о том, что большую роль в этой системе играет внеклассная работа. Но не только она. Сотрудники лаборатории Занкова, как и сам ученый, отталкивались от того, что определенные условия обучения в классе благоприятно сказываются на развитии всех учеников как слабых, так и сильных. Развитие при этом происходит индивидуально. Темп его может быть различным, в зависимости от способностей и склонностей каждого конкретного ученика.
Современное состояние системы Занкова
Более 40 лет прошло после разработки всех этих принципов. В наши дни появилась необходимость осмысления этих идей с точки зрения современной педагогики. Исследовав нынешнее состояние системы Занкова, ученые пришли к мнению о том, что трактовка некоторых принципов исказилась в педагогической практике.
Искажение значения «быстрого темпа»
«Быстрый темп» начал пониматься главным образом как сокращение времени, которое отводится на освоение материала. Однако педагогические средства и условия, которые использовал Занков, осуществлялись при этом не в должной мере. А ведь именно они и делали обучение школьников более интенсивным и легким.
Занков предлагал интенсифицировать процесс изучения предметов за счет того, что дидактические единицы рассматривались комплексно. Каждая из них была представлена в разных ее аспектах и функциях. В работу постоянно включался пройденный ранее материал. С помощью этих средств можно было отказаться от «пережевывания» уже известного учащимся, которое практиковалось традиционно. Занков стремился избежать однообразных многократных повторений, которые приводят к духовной апатии и умственной лени, а значит и тормозят развитие ребенка. Слова «быстрый темп» были введены им в противовес этому. Под ними подразумевается качественно новая организация обучения.
Неправильное понимание значения теоретических знаний
Еще один принцип, согласно которому ведущая роль должна отводиться теоретическим знаниям, также часто понимается педагогами превратно. Возникновение необходимости в этом было также обусловлено характером методик, применявшихся в середине 20 века. В то время начальная школа считалась особой ступенью школьного образования. Она имела так называемый пропедевтический характер. Другими словами, она только подготавливала детей к обучению в средней школе. Традиционная система, исходя из этого, формировала у ребенка – главным образом репродуктивным путем – необходимые навыки работы с материалом, которые можно применять на практике. Занков же выступал против такого сугубо практического способа усвоения школьниками первых знаний. Он отмечал присущую ему познавательную пассивность. Занков указал на необходимость осознанного овладения навыками, в основе которого – работа с теоретическими данными о том, что изучается.
Увеличение интеллектуальной нагрузки
В современной реализации данного принципа, как показал анализ состояния системы, произошел перекос в сторону чересчур раннего усвоения школьниками теоретических знаний. При этом осмысление их с помощью чувственного опыта не развито на должном уровне. Это приводит к тому, что интеллектуальная нагрузка значительно и неоправданно увеличивается. В классы, где происходит обучение по системе Занкова, начали отбирать самых подготовленных к школе. Таким образом были нарушены концептуальные основы системы.
Сегодня особенно популярен английский для школьников по методике Занкова. Это и понятно, ведь этот язык сегодня очень востребован, а традиционные способы его преподавания устраивают не всех. Однако нужно понимать, что, выбрав для своего ребенка английский для школьников по системе Занкова, вы можете быть разочарованы. Дело в том, что эта методика не всегда используется правильно. Современными учителями часто искажается система Занкова. Русский язык, математика, биология и другие предметы также преподаются по этой методике. Эффективность ее использования во многом зависит от педагога.
fb.ru
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Педагогические основы системы
Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка. Читать далее
Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов
Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Читать далее
Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников
У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Читать далееЗаключение
Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор, автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык», занковка с 1967 года: «Основная задача этой статьи была в том, чтобы показать системность в решении образовательной цели – развитие личности. В таком случае каждый шаг авторов системы и учебников оказывается педагогически оправданным и неслучайным. Мы коротко остановились на следующих компонентах обучения:
1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;
2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;
4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.
5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;
6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.
Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.
Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.
В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.
Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.
В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»Принять участие общественно-педагогическая акция системы развивающего обучения Л.В. Занкова «Будущее начинается вчера»
rosuchebnik.ru
Школьная программа «Система Занкова»
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. УМК cистемы Л.В. Занкова выпускает издательский дом «Федоров».
УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
— Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
— Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
— Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.
— Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
— Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
— Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
— Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.
— Музыка. Автор: Ригина Г.С.
— Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.
— Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
— Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.
Учебники системы Занкова, за исключением учебников по изобразительному искусству, не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.
Все учебники системы развивающего обучения Занкова прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.). Учебники УМК были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Следует обратить внимание на то, что вновь выпускаемые учебники и пособия имеют новое художественное оформление. При этом, ранее выпущенные учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, по русскому языку, литературному чтению (Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.), математике, окружающему миру, музыке и технологии для 4 класса вошли в Федеральный перечень учебников, допущенных Миниобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Программа Занкова включает в себя также факультативные курсы: «Экономика для младших школьников» для 1-4 классов (авторы: Смирнова Т.В. и др.) и «Я — гражданин России» для 3-4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.). Курсы обеспечены учебными пособиями и методическими рекомендациями. Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы программы Занкова:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Типические свойства методической системы — многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Важные особенности системы Занкова. Комплект обеспечивает:
- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
- актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения по программе Занкова используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК системы Занкова на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
nnmama.ru