cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что означает пословица всем делам помощница – Почему так говорят: «Пословица всем делам помощница»?

Проект «Пословица – всем делам помощница»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (7,6 МБ)


Основополагающий вопрос. Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Проблемные вопросы:

  • Зачем человек использует в своей речи пословицы?
  • Цель проекта:расширить представление о пословице.

Задачи:

  • Выяснить что такое пословицы и для чего они нужны.
  • Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся класса, родителей и педагогов школы
  • Познакомиться с тематикой пословиц.
  • Узнать информацию о В.И. Даль.
  • Научить соотносить пословицу с рисунком.
  • Учить общению друг с другом, работать в группе, обмениваться информацией.
  • Учить представлять результат своей работы.

Вид проекта:

  • по количеству участников – групповой
  • по месту проведения – урочный
  • по времени — краткосрочный

Этапы проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно.  Класс я разделила на группы. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования . Детям были предложены темы.

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

  • группа 1 – Что такое пословица? Собрать пословицы о труде, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 2 – Для чего нужны пословицы? Собрать пословицы об учении, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 3 – На какие группы можно разделить пословицы?Собрать пословицы о дружбе, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 4 – Кто такой В.И. Даль? Собрать пословицы о Родине, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

— Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

— Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.

Итак, мы выработали действия детей:

– хорошо подумать самому

— найти в интернете

– спросить дома;

– воспользоваться энциклопедиями;

ЭТАП 2. Разработка проекта

Задачи этапа — сбор и уточнение информации, анкетирование.

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, посоветовать использовать видео ресурсы.

2. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

3. Учитель наблюдает и консультирует.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 .

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая быстрый темп работы над проектом .

ЭТАП 4. Оценка результатов.

Задачи этапа — анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их, дети дополняли выступающего.

До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

ЭТАП 5. Проведение урока “Пословица – всем делам помощница”.

Механизм оценки результатов проекта.

В ходе работы над проектом ребята узнали:

1) что такое пословица;

2) на какие темы бывают пословицы;

3) как использовать в речи пословицу.

4) Вл. Ив. Даль создал “Словарь живого великорусского языка”;

5) Ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

6) Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

7) Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Учащиеся 1”А” класса не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. И вот какая русская пословица гласит об этом. “Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.”

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков “Русские пословицы в рисунках”

Авторы и составители ученики 1 “А” класса

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя начальных классов для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения пословицы, формировать умения применять ее в речевой ситуации;

обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Список использованной литературы и электронных информационных источников.

1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011

3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

АНКЕТА.

Ответить на вопросы:

  • Что такое пословица?
  • Из каких источников узнаёшь о пословицах?
  • Употребляете ли Вы в речи пословицы?
  Я мама папа бабушка дедушка
Да  
 
     
Иногда          
Никогда          
Часто          
  • С какой целью Вы их используете?
  Я
мама
папа бабушка дедушка
Дать совет          
Покритиковать          
Украсить речь          
Ни с какой целью          
  • Любимая пословица.
Я  
Мама  
Папа  
Бабушка  
Дедушка  

Урок внеклассного чтения “Устный журнал “Пословица – всем делам помощница”

Цель: создать условия для обогащения словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками, для формирования у детей способности добывать информацию разными способами и самостоятельно, творчески осваивать её.

Задачи: способствовать совершенствованию знаний учащимися русских пословиц, умений восстанавливать деформированные пословицы, подбирать соответствующие пословицы к предложенной ситуации, изображать их на рисунке, содействовать привитию интереса к поиску нужной информации, к фольклорным ценностям России.

Ход занятия

I. Мотивационный настрой.

— Сейчас мы с вами ребята перенесёмся в далёкое прошлое.

II. Определение целей занятия.

На доске пословицы:

  • Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
  • Красна сказка складом, а песня-ладом.

(Слайд 2)

— Чем являются данные выражения, назовите одним словом. (Пословицы.)

— Сегодня мы с вами продолжим работать над проектом “Пословица – всем делам помощница”. Мы будем составлять странички устного журнала, как настоящие журналисты. (Слайд 3)

III. Реализация проекта.

Определение пословиц. Работа с источниками информации.

— Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их очень-очень много! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому…

— Что же такое пословицы? (Ответы детей.)

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

— Для чего нам нужны пословицы? ( Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.)

— Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

— Где мы добываем информацию, чтобы ответить на интересующие нас вопросы?

(Спросить у взрослых, поискать и Интернете или в различных словарях и энциклопедиях в библиотеке.)

— А какой известный человек собирал пословицы, чтобы потом создать “Словарь живого великорусского языка”? (Вл. Ив. Даль) (Слайд 4 )

— Что знаете о В.И.Дале?

Сообщение ученицы:

— В.И.Дальбыл офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни был “Словарь живого великорусского языка”. Этот словарь принёс автору славу и известность. Огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр.

— Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Чтобы объяснить нам их смысл, познакомить с историей.)- На какие группы мы можем разделить пословицы, которые собирали мы с вами? Ответы детей.

1 страница. “Птица сильна крыльями, а человек дружбой”.

Какие пословицы о дружбе вы знаете?(Слайд 5 )

(Дети читают пословицы о дружбе, подготовленные заранее.)

Учитель:

Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.

Учитель:

Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”.(Слайд 6 )

— Как вы её понимаете?

По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

“Птица сильна крыльями, а человек – дружбой” - так гласит русская пословица. Хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе?

Продолжи пословицу. (Слайд 7 )

  • Сам пропадай, а (товарища выручай).
  • Нет друга – ищи, а нашёл — …(береги).
  • Старый друг лучше …(новых двух).
  • Человек без друзей, что …(дерево без корней).
  • Друзья познаются …(в беде).
  • Дружба дружбой, а …(служба службой).
  • С кем поведёшься, от того…(и наберёшься).
  • Ищи товарища лучше себя, а не …(хуже себя).

Далее идет защита презентаций детей, которые готовили пословицы о дружбе ( иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).

2 страница. “Книги читать – скуки не знать”

Учитель:

Вторая страница нашего журнала называется: “ Книги читать – скуки не знать” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании. (Слайд 8 )

(Учащиеся произносят по одной пословице.)

Учитель:

Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Учитель:

Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими, труженик села – о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать детей.

Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Мы должны бережно относиться к книгам.

Задание: “Собери части пословицы”. (Слайд 9)

Далее идет защита презентаций детей , которые готовили пословицы об учении ( иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).

3 страница. “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Учитель:

Перевернём следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”. (Слайд 10)

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли.

Какие пословицы о труде вы знаете? (Была предварительная подготовка дома)

Учитель:

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Но главный наш труд сегодня – это учёба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлёкся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Задание: “Объясни пословицы” (Слайд 11)

Далее идет защита презентаций детей , которые готовили пословицы о труде ( иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).

4 страница “Береги землю родимую, как мать любимую”.

Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Береги землю родимую, как мать любимую”. (Слайд 12)

Какие пословицы о Родине вы знаете?

(ответы детей)

Учитель:

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной. (Слайд 13)

Далее идет защита презентаций детей , которые готовили пословицы о труде (иллюстрация пословиц, пословицы собственного сочинения и рассказы, поясняющие смысл пословиц).

Запомните, друзья, что пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

IV. А сейчас мы проведём небольшую викторину.

(Слайд 14) (Слайд 15) (Слайд 16)

V. Организация выставки рисунков.

VI. Подведение итогов.

IV. Итог

— Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания о пословицах. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков ни забыты, они дошли до наших времен.

— А для чего мы учим пословицы?

— Чтобы речь была более выразительной, образной, яркой.

— Использование пословиц в своей речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Недаром говорится, что Красна речь пословицей. Пословица – всем делам помощница.

24.04.2014

urok.1sept.ru

Классный час «Пословица – всем делам помощница!»

Классный час «Пословица – всем делам помощница!»

Цель: обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; учить работать в группе.

Оборудование: плакат с пословицами, «Книга пословиц», карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами, музыкальное оформление (диск), русский костюм.

Подготовительная работа: класс делится на 3 группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждой странице «книги пословиц».

Ход классного часа.

Звучит русская народная музыка.

-Сегодня мы будем говорить о том, что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Выходит девочка в русском костюме; в руках у нее рушник с хлебом и солью.

Здесь и красные девицы,

Добрые молодцы кругом —

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Все мы рады вас встречать,

Ведь изба красна не углами,

А пирогами. (угощает гостей и детей)

О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.

Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Дети: пословицы.

Правильно, и тема нашего классного часа

«Пословица – всем делам помощница»

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

-А какие жанры фольклора вы еще знаете?

Поговорки, потешки, скороговорки, прибаутки, загадки…

Сохранилось много пословиц и люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток, решили собрать все это в одну книгу «Книгу пословиц».

У меня тоже есть «Книга пословиц», правда не совсем обычная, и сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам этой книги. Каждая страница нашей книги – тема, на которую собраны пословицы. Итак, путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

Чтение – лучшее учение

1 Чтение «по цепочке»

У детей карточки с текстами рассказов

Каждая группа читает свой текст «по цепочке»

Дети самостоятельно оценивают работу каждого.

Кто читал хорошо, без ошибок?

Один из группы называет лучших чтецов.

2.Подбор пословиц о чтении

Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме, и объясните их.

Дети выбирают подходящие пословицы из конверта.

Каждая группа зачитывает пословицы, которые нашли.

Книга для ума, что теплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга – лучший друг.

Грамоте учиться вперед пригодится.

Открываем вторую страницу нашей «КНИГИ»

« Дерево сильно корнями, а человек — трудом»

Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети: о труде

Найдите в конвертах пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы, а затем каждая группа зачитывает свои.

*Без труда ничего не дается.

*Землю красит солнце, а человека – труд.

*Птица крепнет в полете, а человек в труде.

* Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

А сейчас послушаем стихотворение. (Алина)

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба —

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

— А пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме учебы вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

— Дома вы выучили загадки о профессия, давайте их загадаем друг другу.

1 Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро./маляр/

2 Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. /пограничник/

3.Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? /космонавт/

4.Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней? /доктор/

Открываем следующую страницу

«Птица сильна крыльями, а человек — дружбой»

Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на этой странице?

Дети: О дружбе

Давайте найдем пословицы о дружбе.

*Человек без друга, что земля без воды.

*Друга ищи, а нашел – береги.

*Друзья познаются в беде.

*Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.

*Друга на деньги не купишь.

Игра «Отгадай пословицу»

Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете работать дружно.

Дети получают карточки со словами из пословиц и листы чистые. Дети по этим словам вспоминают пословицы и записывают их.

КОСА – КАМЕНЬ

Нашла коса на камень.

ЛЕС – ДРОВА

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок

Шило в мешке не утаишь.

ДЕЛО – МАСТЕР

Дело мастера боится.

Труд — ЛЕНЬ

Труд человека кормит, а лень портит.

И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

« Кончил дело – гуляй смело»

-Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

-А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется «Кончил дело, гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовленные заранее дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко.

Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде закончу урок!

Птичка .

Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик.

Нет, милая, гулянье не впрок.

Дай прежде закончу урок.

Кошка.

Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик .

Нет, кисонька, нет.

Теперь гулянье не впорк,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.

Мальчик.

Ну – ка, кто меня манил?

Все.

Кончил дело?

Мальчик.

Да!

Все.

Гуляй смело!

Ребята, правильно поступил мальчик?

Дети: Да!

Так вот и мы сейчас решим кроссворд с пословицами о труде и будем смело гулять.

КРОССВОРД (приложение)

-Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали. Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете их употреблять правильно в своей речи.

infourok.ru

Классный час (2 класс) на тему: Классный час: «Пословица — всем делам помощница»

         Классный   час

«Пословица — всем делам помощница»

Никифорова     Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ«Новопогощенская СОШ»

Брянская обл.

Цель: расширить кругозор уч-ся, об устном народном творчестве (пословице) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с играми и заданиями.

                      Ход занятия

Орг. момент.

-Дорогие ребята, я вас приветствую. Прошу садиться. Сегодня мы отправимся в удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Наш сегодняшний классный час посвящает именно пословицам.

Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то научение. Пословица советует, научает наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, от того их речь становится ярко, образной. Давайте вместе прочтем пословицы написанные на доске.

«Крана речь пословицей»

«Без пословицы не проживешь»

«Пословица не даром молвится»

-Открываем первую страницу нашего журнала.

                               

                                                1стр.

             «Чтение-лучшее учение»

-Ребята, а какие вы знаете пословицы о чтении, грамоте, учении?

-«Книга-зеркало жизни. » «Книга для ума что теплый дождик для всходов.» «Книга поможет в труде, выручит в беде.» «Кто много читает, тот много знает.» «Прочел новую книгу, встретился с другом.» «Грамоте учится, вперед пригодится.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Хорошая книга, лучший друг.»

-Книги рассказывает нам о многом. О нашей Родине и ее природе, о ее интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научится ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешно собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше пронять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относится книге.

     

 Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

  Болезни книги нет вещи на свете!

  Пусть книги друзьями заходят в дома

   Читатель всю жизнь набирайтесь ума.

  -Ребята, к нам в гости пришла лисичка.

  Смотрите, она принесла письмо, давайте посмотрим, что в нем написано?

   -А в нем написаны вопросы. Вы мне поможете на них ответить?

  1.Что означает слово «библиотека»?

 ( Слово библиотека произошло от греч. « библио » книга. « тека» хранилище. Дословный перевод книгохранилище, т.е. помещение для хранения книг.)

2.Для чего нужен читательский формуляр?

 ( Формуляр- это специальная карточка, куда библиотекарь записывает название книге, ее автора,  дату выдачи и  дату возврата книги. Вы ставите подпись  о том, что  книгу, действительно  получили. Формуляры нужны для того, чтобы книги из библиотеки не потерялись.)

Надеюсь вы ,детки любящие книги, не раз бывали в библиотеке, и уже знакомы с читательским формулярами?

3.На чём была написана первая книга?

(В Китае первые книги писали на глиняных дощечках. Древние египтяне использовали папирус- очень тонкий древесный материал. Папирус сворачивали в трубочки. В Древней Руси сообщение писали  на бересте- тонкой берёзовой коре ( берестяные грамоты) Ещё книги писали на хорошо обработанной шкуре животных. Шкуру натягивали на дощечки. Отсюда пошло выражение « Прочитать книгу от корки до корки ( от дощечки до дощечки).

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием нашей гостьи и теперь мы можем открывать вторую страницу нашего журнала, а называется она…..

                            2 стр.

             « Без труда ничего не даётся.»    

Вы, наверное, уже догадались это тема этой страницы- труд.  А какие вы знаете пословицы о труде?

« Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

« Без труда мечта мертва.»

« Упустив минуту -потеряешь час»

« Землю красит солнце, а человека – труд.»

« Человек живёт век, а доброе дело – два.»

« Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.»

« Деревья смотри в плодах, а человека в делах.»

 Стол за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

-А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

-А теперь я предлагаю вам загадки о профессиях:      

 1. Его работа в глубине, на самом дне,

     Его работа в темноте и тишине

     Пусть труд его нелегок и непрост,

     Как космонавт плывет он среди звезд.

                                                             ( водолаз.)

2. Он спускается в забой

    Его работа под землей.

                                                   (забойщик)

3. Ему нужны такие вещи:

    Молоток, тиски и клещи

    Ключ, напильник и ножовка

    И всего нужней — сноровка.

                                                 (слесарь)

4. Мастер, мастер помоги –

    Прохудились сапоги.

    Забей покрепче гвозди –

    Мы пойдем сегодня в гости.

                                                    (сапожник)

 5. Заболела эта книжка,

     Изорвал ее мальчишка

     Я больную пожалею,

     Я возьму ее и склею.

                                              (переплетчик)

                       3 стр.

«Друга ищи, а найдешь – береги.»

   «Птица сильно крыльями, а человек дружбой,»

   «Человек без друга – это земля без воды.»

   «Человек без друзей – что дерево без корней.»

   «Друзья познаются в беде.» «Старый друг лучше новых двух.» «Не тот друг, кто медком помажет, а тот , кто правду скажет.» «Будь сам другом – и тебе помогут в беде.»

                            4 стр.

«Счастье не ищут, а делают.»

    «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.» «Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь там и опустишь.»

«У кого счастье поведется, у того и петух понесется.»

    Некоторые люди говорят, что счастье это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье не купишь за деньги. Ошибаются и те, кто считают, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

                                 5 стр.

«Родина – мать, умей за нее постоять.»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.»  «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалости.» «Своя земля и в горсти мила.» «Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.» «На чужой сторонушке рад своей воронушке.» «Жить – Родине служить.»

                    *       *        *       *

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…..

А другим наверно вспомнится

Свей родной московской двор.

В лужах первый корабли

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

        Викторина пословиц.

-Я буду читать пословицы, начало пословицы,

а вы должны ее продолжить.

1.Кто много читает…(тот много знает)

2.Книгу читать…(как на крыльях летать)

3.Позно встанешь…(мало сделаешь)

4.Мир освещается солнцем…(а человек знанием)

5.Поспешишь….(людей насмешишь)

6.Что одному не под силу…(то легко коллективу)

7.Не красна шуба углами…(красна пирогами)

Кончил дело…(гуляй смело).

    Игра: По двум словам отгадай всю пословицу.

— Сейчас я буду читать вам пары слов, а вы должны назвать мне всю пословицу:

Например: коса – камень (пошла коса на камень)

1.Лес – двора (Чем дальше в лес – тем больше дров)

2.Шило – мешок ( Шило в мешке не ужалит)

3.Язык – дело (Не спеши языком, а спеши делом)

4.Дело – мастер (Дело мастера боится)

5.Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

6.Ученые – тьма (Ученые света, а не ученые тьма)

— Вам понравилось играть. Я знаю еще одну игру, называется она «Семь и один».

— Назовите пословицы, в которых употребляются число «7» и «1».

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один отрежь».

«Семь бед, один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

         Итог занятия:

Ребята, вот мы и закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. На надеюсь , на этом занятие вы узнали много интересного. Спасибо за внимания.  

 

   

 

                     

                  

                                                                                   

nsportal.ru

Что означает пословица всем делам помощница. Конспект образовательной деятельность по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Пословица всем делам помощница. Тема:Пословицы — всем делам помощницы




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















windows10official.ru

«Пословица — всем делам помощница»

Калтабаева Клара Смадьяровна,
Астраханская область, п. Прикаспийский,
воспитатель МБОУ «СОШ п.Прикаспийский»

«Пословица — всем делам помощница»

Ведущий: Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров   русского народного фольклора. Пословицы возникли с  далёких незапамятных времён, как  только люди научились говорить и общаться друг с другом.

С тех пор они  по жизни всегда с человеком: советуют, поучают, предупреждают, наставляют. Недаром говорят: «Пословица  недаром молвится». В этом мы убедимся на нашем устном журнале «Пословица – всем делам помощница».

Говорят, «без пословицы не проживёшь». На свете, наверное, нет человека, который хоть раз не  использовал пословицы в своей речи.  Пословицы делают нашу речь богатой, образной, яркой, выразительной.

Люди с уважением относятся к пословицам, ведь это  наша культура и история.

I  страница: « С книгой жить — век не тужить»

Ведущий: Книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку,  и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Нашим замечательным друзьям мы посвящаем эти пословицы:

1. Книга – зеркало жизни.

2. Книга поможет в труде, выручит в беде.

3. Хорошая книга – лучший друг.

4. Кто много читает, тот много знает.

5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.

6. С книгой жить – век не тужить.

Ведущий:

Ребята, я знаю, что вы любите читать книги. Сейчас я узнаю, как внимательно вы читали сказки. Посмотрите, что у меня на столе?

У меня корзина здесь,                           Поспешите угадать,

В ней вещей не перечесть,                  Что в ней и откуда?

Вес её полпуда.

Задание №1:  определить принадлежность того или иного  предмета и назвать сказку.

Скачать полностью работу

u4eba.net

Что значит пословица всем делам помощница. I




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















Назад Вперёд

Основополагающий вопрос. Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Проблемные вопросы:

  • Зачем человек использует в своей речи пословицы?
  • Цель проекта:расширить представление о пословице.

Задачи:

  • Выяснить что такое пословицы и для чего они нужны.
  • Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся класса, родителей и педагогов школы
  • Познакомиться с тематикой пословиц.
  • Узнать информацию о В.И. Даль.
  • Научить соотносить пословицу с рисунком.
  • Учить общению друг с другом, работать в группе, обмениваться информацией.
  • Учить представлять результат своей работы.

Вид проекта:

  • по количеству участников – групповой
  • по месту проведения – урочный
  • по времени — краткосрочный

Этапы проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Класс я разделила на группы. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования. Детям были предложены темы.

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

  • группа 1 – Что такое пословица? Собрать пословицы о труде, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 2 – Для чего нужны пословицы? Собрать пословицы об учении, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 3 – На какие группы можно разделить пословицы?Собрать пословицы о дружбе, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 4 – Кто такой В.И. Даль? Собрать пословицы о Родине, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.

Итак, мы выработали действия детей:

– хорошо подумать самому

Найти в интернете

– спросить дома;

– воспользоваться энциклопедиями;

ЭТАП 2. Разработка проекта

Задачи этапа — сбор и уточнение информации, анкетирование.

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, посоветовать использовать видео ресурсы.

2. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

3. Учитель наблюдает и консультирует.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 .

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая быстрый темп работы на

gameriskprofit.ru

Устный журнал «Пословица — всем делам помощница»

МОУ Школа – детский сад с.Катравож

Имени Героя Советского Союза А.М.Зверева

Устный журнал

«Пословица – всем

делам помощница»

Выполнила: Воспитатель Сязи О.Н.

Катравож 2016 год

Цель: познакомить детей с некоторыми пословицами; научить классифицировать пословицы; развивать связную речь детей; воспитывать любовь к чтению, доброту, отзывчивость.

Все мы знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – краткое народное изреченье, заключающее в себе какое-то поучение. Она умеет форму совета, поученья, наставления, предупреждения. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

Оформление: На доске написаны пословицы:

1. Чтение — лучшее учение.

2. Дерево сильно корнями, а человек трудом.

3. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

4. Родина — мать, умей за нее постоять.

Ведущий: Ребята, наш журнал состоит из 4 страниц.

I страница – Кто много читает, тот много знает.

Прочитайте первую пословицу, о чем будет идти речь?

Дети: О книге.

Дети читают пословицы: Книга – зеркало жизни. Кто много читает, тот много знает. Хорошая книга- лучший друг.

Ведущий:  Книги рассказывают нам о многом: о Родине, о природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

(Дети читают наизусть выученные стихи).

Книга твой верный друг и товарищ
Береги ее везде
Ведь она тебе поможет
И в учебе и в труде. 
У меня друзей немало
И живут они вокруг
Но из всех друзей хороших
Книга — самый лучший друг.
В каждом доме
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Книгу всем понятную
Умную, занятную
Мальчики и девочки
Все читать хотят.

Игра “Ромашка”

На больших лепестках написаны названия книг, на маленьких- их авторы. Нужно совместить лепестки. Например: “Три медведя” — Л.Н.Толстой, “Золушка” — Ш.Перро, “Серебряное копытце” — П.Бажов, “Мороз Иванович” — В.Одоевский.

II страница «Дерево сильно корнями, а человек трудом»

Ведущий: Посмотрите на вторую пословицу. О чем будем говорить?

Дети: О труде.

Ведущий: Какие пословицы о труде вы знаете?

Учащиеся читают пословицы и стихи.

Дети: Землю красит солнце, а человека – труд.

Труд кормит, а лень портит.

Упустишь минуту — потеряешь час.

Птица крепнет в полете, а человек — в труде.

Без труда мечта мертва.

Без труда ничего не дается.

Человек живет век, а доброе дело – два.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

1. Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, нож…

2. И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба — Все это создано трудом, А не свалилось с неба.

3. За все, что сделано для нас, Мы благодарны людям. Придет пора, настанет час, И мы трудиться будем.

Ведущий:  Пока вы школьники, главный ваш труд – это учеба. Но кроме хорошей учебы, вы должны себя уметь обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Давайте отгадаем загадки о профессиях.

Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик)

Кто в дни болезни всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Бывает же работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши. (Милиционер)

Станет палочкой махать,
Станет музыка играть. (Дирижер)

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка! (Слесарь)

Мастер, мастер, помоги —
Прохудились сапоги .
Забивай покрепче гвозди —
Мы пойдем сегодня в гости! (Сапожник)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Кто пасет овец и коз
Там, где луг травой зарос? (Пастух)

Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

III страница – Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Ведущий: Посмотрите на третью пословицу на доске. О чем речь пойдет?

Дети: О дружбе. (Чтение и разбор пословиц )

Друга ищи, а найдешь береги. Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга — что земля без воды.

IV страница – Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ведущий: Посмотрите на четвертую пословицу на доске. О чем речь пойдет?

Дети: О Родине.

(Дети читают стихи и пословицы о Родине или слушают песню о Родине).

С.Михалков.

Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!

А. Прокофьев.

Нет на свете Родины красивей —
Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия, от морей простерлась до морей.

Ведущий: Вот подошли мы к последней странице нашего журнала. Давайте, поиграем в игру.

Игра на сопоставление пословиц из двух предлагаемых слов. Выигрывает тот, кто быстрее других составит пословицы.

  • Шило — мешок (Шила в мешке не утаишь).

  • Язык — дело ( Не спеши языком, торопись делом)

  • Дело — мастер (Дело мастера боится)

  • Труд — лень (Труд человека кормит, а лень портит).

  • Минута — час (Упустишь минуту- потеряешь час).

  • Кто много читает… (тот много знает) 2. Книгу читать… (на крыльях летать) 3. Поздно встанешь… (мало сделаешь) 4. Мир освещается солнцем… (а человек знанием) 5. Что одному не под силу, то… (легко коллективу) 6. Не красна изба углами — … (красна пирогами)

Игра «Семь и один»

Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один».

  1. Семеро одного не ждут. 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 3. Семь бед – один ответ. 4. Семеро с ложкой, один с сошкой.

Подведение итога устного журнала. Награждение победителей.

Литература.

  1. В.Князев. Книга пословиц.

  2. О.Н.Козак. Загадки и скороговорки. Санкт-Петербург, 1997

  3. В.И.Даль. Толковый словарь русского языка

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *