cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сенситивные периоды по монтессори – Сензитивные периоды развития по Монтессори — Путь Монтессори

Содержание

Сензитивные периоды развития ребенка, методика Монтессори

Шесть сензитивных периодов развития ребенка

Период развития речи ребенка (от рождения до 6 лет)

Процесс усвоения родного языка начинается еще во время внутриутробного развития плода — ребенок отличает голос матери от других звуков, улавливает интонации, настроение речи. В это время наиболее ярко раскрывается принцип «впитывающего разума» у детей. Находясь в постоянном взаимодействии с языковой средой, ребенок к трем месяцам может отличать родную речь от иностранного языка, к году у него формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный.

Период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)

После рождения ребенок сталкивается с резким изменением окружающей среды, которую ему предстоит освоить. Несмотря на то, что он обладает всеми чувствами, умение анализировать и утончать их — процесс длительный и интересный. Очень важно в этот период дать натрогаться, напробоваться, насмотреться и наслушаться — это залог гармоничного развития всех отделов головного мозга.

Период освоения движений и действий (от 1 до 4 лет)

Владение собственным телом — один из важнейших факторов развития личности в целом и отдельных способностей. Очень важно дать ребенку возможность овладевать своим телом, чувствовать его границы, центр тяжести, пробовать различные виды движения. Часто родители отдают предпочтение развитию только мелкой моторики, однако стоит отметить тот факт, что умение ходить по линии, забираться и спускаться с лестницы, прыгать, подкидывать мяч ничуть не меньше влияют на интеллектуальное и психическое развитие.

Период интереса к мелким предметам (от 1,5 до 4,5 лет)

С двух лет ребенок начинает остро видеть соринки на полу, крошки на столе, божью коровку на травинке (у которой к тому же обнаруживаются пятнышки и лапки). Он стремится овладеть этим «маленьким» миром, в процессе тренируя мелкую моторику, утончая движения руки, тем самым он подготавливает свой мозг к письму, чтению, развитию речи.

Период восприятия порядка (от рождения до 3 лет)

Чтобы понять, насколько важен порядок для ребенка мы можем представить себя в ситуации невесомости, когда непонятно где пол, где потолок, как взаимодействовать с предметами. Порядок для малыша — это ощущение безопасности, стабильности, владения ситуацией. Порядок в окружающей среде — ребенку важно, чтобы вещи находились на своих местах, потому что это дает уверенность в том, что он найдет то, что ему нужно. В этот сензитивный период очень легко научить ребенка поддерживать чистоту и порядок в комнате, на рабочем месте. Самое главное в этом процессе — самим поддерживать его. Порядок во времени — понимание времени формируется значительно позднее, при этом малыш нуждается во временных якорях и последовательностях (искупались-сказка-сон, проснулся-зарядка-завтрак и т.д.), которые дают ощущение безопасности и формируют доверие к миру. Порядок в отношениях — здесь речь идет об одинаковых реакциях разных взрослых, а проще говоря, единстве правил общения с ребенком. Если мама говорит, что нельзя сладкое перед едой, то такой же точки зрения придерживается и папа, и бабушка.

Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

Пройдя через кризисы первого года жизни, ребенок получает определенную независимость от взрослого и начинает выстраивать различные поведенческие модели.

Формирование собственного Я идет через взаимоотношения с другими людьми и теми реакциями, которые они возвращают ребенку. При этом важно понимать, что принцип впитывающего разума работает и здесь.

И сколько бы не говорили взрослые, что «нужно делиться, здороваться, и что обманывать плохо», пока они сами в своей повседневной жизни не проявляют щедрости, молча заходят в лифт с соседями и просят сказать, что их нет дома звонящим по телефону — усилия их будут тщетны, просто слова бесполезны.

Возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от конкретного ребенка и его личных особенностей. Знание о существовании сензитивных периодов и их основных особенностях являются необходимыми для того, чтобы создать вокруг ребенка максимально эффективную среду для развития в соответствии с его потребностями.

 

Поделиться в социальных сетях
ВКонтакте    Facebook    Одноклассники   Twitter

montessoriomsk.ru

Что такое сензитивные периоды? — Монтессори Press

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждением, то есть не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

 

Сензитивный период развития речи

(от рождения до 6 лет)

 

В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка. Поэтому не разговаривайте с детьми на упрощенном детском лепете.

Пожалуй, нижнюю границу этого сензитивного периода можно передвинуть на более ранние сроки развития детей. Современные учёные доказали, что важно разговаривать с ребёнком ещё до его рождения, когда он находится в утробе матери.

 

Сензитивный период развития чувства порядка

(от рождения до 3,5 лет)

 

Ребёнок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребёнка, следовательно, порядок и внутри ребёнка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребёнок проживает и впитывает.

Что такое порядок во времени?

 

—  Это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).

Что такое порядок в пространстве?

 

—  Это значит, что у каждой вещи — своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку, на которой доступно будут лежать книги ребёнка, бумага, карандаши, пластилин и другие необходимые принадлежности. Отведите место для игрушек, пусть их будет немного, но у каждой своё место. Хорошо бы иметь и шкафчик для одежды или хотя бы полочку, чтобы малыш мог самостоятельно пользоваться.

Что такое порядок во взаимоотношениях?

 

—  Это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.

Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до трёх лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

 

Сензитивный период развития самостоятельности

(от рождения до 5 лет)

 

Так создала природа, что с самого рождения ребёнок растёт, и его развитие ведёт к независимости. В семь месяцев ребёнок может сам стягивать шапку с головы. Это проявление самостоятельности. В восемь месяцев он берёт кусочки хлеба и съедает их. В девять месяцев пьёт из стакана, не проливая, если стакан держат, а в год малыш уже сам держит стакан, когда пьёт. В 1 год 1 месяц — подносит ложку ко рту, пока ещё пачкается, а в 1 год 9 месяцев съедает содержимое тарелки, испачкавшись совсем чуть-чуть. К трём годам ребёнок самостоятельно одевается. Это всё происходит, если родители не мешают проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делают за него то, что он мог бы сделать сам. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности. В противном случае, считал ученик Марии Монтессори Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.

 

Сензитивный период развития движений и действий

(от рождения до 4 лет)

 

Слава богу, современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия. Знаете ли вы, уважаемые родители, что мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Мудрая Мария Монтессори создала специальную среду, в которой дети могут свободно двигаться во время работы. Более того, в этой среде имеется специальная «шумная комната», в которой можно выплеснуть всю накопившуюся избыточную энергию, а также подкачать мышцы на тренажёрах, развить ловкость движений.

Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

Нижнюю границу этого сензитивного периода можно отодвинуть на более ранний период, с того момента, как малыш начал двигаться в животе мамы. Например, в книге доктора медицинских наук М.Л.Лазарева «Мамалыш — или рождение до рождения» описываются игры, в которые можно играть с малышом, когда он еще не родился.

 

Сензитивый период сенсорного развития

(от рождения до 5 лет)

 

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Она разработала комплект развивающих сенсорных материалов, с помощью которых дети могут развивать свои способности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство — вершину сенсорного развития. В системе Монтессори создаются условия для развития сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

Благодаря открытиям современных учёных, границы этого сезитивного периода можно отодвинуть в дородовое детство. М.Лазарев в книге «Мамалыш — или рождение до рождения» описывает пренатальные игры, когда активизированы сенсорные чувства ребёнка. Еще не родившийся малыш реагирует на поглаживания, чувствует звуки, запоминает звуковые образы.

 

Сезитивный период восприятия мелких предметов

(от 1,5 до 2,5 лет)  

 

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год — поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года — имитирует пишущие движения, в 2, 7 — формирует валик из пластилина, в 2,9 — чертит закрытый круг.

 

Сензитивный период развития социальных навыков

(от 2 до 6 лет)

 

 Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе. Не случайно в среде — Монтессори все материалы только в единственном числе. Это даёт возможность детям научиться договариваться, уметь ждать, уметь просить и отказывать, уметь благодарить и соглашаться сотрудничать.

Новейшие исследования доказывают, что границы этого сензитивного периода можно отодвинуть. Первый толчок ребёнка в утробе матери — это начало личности. Это значит, что малыш заявил о себе и готов к общению. «Ребёнку необходимо ответить, его надо поддержать, радоваться вместе с ним его активности. Диалог развивает мозг ребёнка», — пишет в книге «Мамалыш или рождение до рождения» М.Л.Лазарев.


Лариса Шумилова

montessori-press.ru

Сензитивные периоды — Детский развивающий Монтессори центр «Созвездие»

Источник: Журнал «Монтессори-Клуб»

Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй — слишком горячая. А в третьей — в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй — слишком мягким, зато третий — в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой всё для ребенка было бы «в самый раз».  

Всё: еда, мебель, учебные занятия, социальные отношения, одежда, распорядок, ритуалы, — всё должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес. Но Монтессори-педагоги уже почти сто лет изучают побуждения детей по всему миру. Доктор Монтессори называла такие мотивации «сензитивными периодами». Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки. Этот внутренний потенциал невозможно узнать напрямую. Ребенок не может ни осознать, ни непосредственно воздействовать на свои способности. И, тем не менее, в основе Монтессори-философии заложена вера в то, что каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо». Если, конечно, все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».  

У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать «как раз». Первое — это знание сензитивных периодов. Второе — знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сензитивный период. Третье — умение наблюдать. 

Сензитивные периоды

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому. Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов — физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов.

Каждый сензитивный период это: 

  • Период особой чувствительности и психических отношений; 
  • Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды; 
  • Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные; 
  • Страсть и приверженность;
  • Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности; 
  • Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес.  

Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда. 
Сензитивные периоды приходятся на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны 11 сензитивных периодов.

1. Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами (от 2 до 4 лет). 

2. Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба (от рождения до 1,5 лет). 

3. Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет). 

4. Вежливость и этикет. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет). 

5. Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет). 

6. Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет). 

7. Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).  

8. Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет). 

9. Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).  

10. Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет). 

11. Математика. Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).  

Подготовленная среда

В конце концов, три медведя вернулись в свою подготовленную среду, они пришли домой. И медвежонок сделал несколько открытий: кто-то ел мою кашу. Кто-то сидел на моем стуле и сломал его. Кто-то спит на моей кровати! Для маленького ребенка жизнь в Монтессори-классе тоже похожа на постоянные открытия. Класс наполнен развивающими материалами, которые могут помочь ребенку реализовать собственные сензитивные периоды и образовательный потенциал.  

Ребенок обследует класс, находит предметы и упражнения, которые удовлетворяют побуждениям, вызванным сензитивными периодами. Сензитивный период порядка, например, побуждает ребенка сортировать и упорядочивать предметы. Он может выбрать для работы блоки цилиндров, розовую башню или красные штанги. Сензитивный период порядка побуждает ребенка настаивать на определенной последовательности событий. Родители малышей знают, что их дети реагируют громким плачем, когда что-то выбивается из привычного порядка вещей.  

Если в среде нет того, что необходимо ребенку, Монтессори была уверена, что он не сможет полностью реализовать свои задатки. Развитие личности ребенка существенно затормозится. 

«Как раз» приобретает теперь второе значение. Кроме того, что среда должна быть наполнена правильными предметами, она должна быть еще и подготовлена вовремя. Каждый сензитивный период имеет свое начало и конец, в свое определенное время. Эта идея удивительно ясно выражена в новелле Никоса Казанцаки: 

«Помню одно утро, когда я обнаружил кокон на коре дерева как раз в тот момент, когда бабочка проделала в нем отверстие и готовилась выйти наружу. Я немного подождал, но ее появление затягивалось, а я был нетерпелив. Я склонился и подышал на него, чтобы согреть. Я согревал его так быстро, как только мог, и чудо стало свершаться на моих глазах — быстрее, чем в жизни. Куколка открылась, бабочка начала медленно выползать из нее. И я никогда не забуду ужаса, который испытал при виде ее крыльев — сложенных сзади, сморщенных. Несчастная бабочка всем своим трепещущим телом пыталась расправить их. Склонившись над ней, я пытался помочь своим дыханием, но напрасно. Она должна была вылупляться постепенно, и разворачивание крыльев — это постепенный процесс, которому следовало бы совершаться под солнцем. Теперь было слишком поздно. Мое дыхание заставило бабочку появиться — всю сморщенную — раньше своего времени. Она отчаянно боролась за жизнь, но через несколько секунд умерла у меня на ладони. 

Это маленькое существо я считаю самым большим грузом на моей совести, потому что сегодня я понимаю: насилие над законами природы — это грех. 

Мы не должны торопиться. Мы не должны быть нетерпеливыми, но нам следует доверять внутреннему ритму». 

Периоды беспокойства и тревоги не являются чем-то необычным для Монтессори-учителей — только обучающихся, начинающих и даже опытных учителей со стажем. Ход мысли бывает примерно таким: «Как я смогу узнать каждого ребенка настолько, чтобы точно подготовить среду, в которой будут все необходимые предметы, упражнения, отношения для удовлетворения его стремления к самосовершенствованию?» И эта мысль очень отчетлива, поскольку учитель задает себе такой вопрос про каждого ребенка. Как бы то ни было, существуют несколько основных принципов в подготовке образовательной среды. 
Принцип свободы — главный из них. Дети свободно выбирают себе работу — обучающее занятие — основанную на их актуальном сензитивном периоде. Но свобода не означает полной вседозволенности, здесь действует принцип свободы в заданных границах. Монтессори-учитель понимает, что для ребенка свобода — это средство развития внутренней самодисциплины. Самодисциплина рассматривается как результат приобретения независимости от других. Другими словами, взрослый никогда не должен делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Но зато взрослый может оберегать работу ребенка с выбранным материалом, защищая его от вмешательства со стороны других детей.

Красота и привлекательность — следующий принцип подготовки среды. Каждое упражнение скомплектовано, все необходимое есть и находится в полном порядке. Вещи, находящиеся в классе, привлекательны и элегантны, сконструированы так, чтобы привлекать внимание и интерес ребенка. Предметы в классе также отражают реальности окружающего мира. Дети пользуются реальными холодильниками и раковинами вместо игрушечных. Поскольку в реальной жизни ни у кого нет одновременно нескольких одинаковых предметов, все вещи в классе представлены только в одном экземпляре. 

Контакт с природой и реальностью — это третий принцип. Монтессори утверждала, что, непосредственно взаимодействуя с природой, ребенок начинает понимать и ценить порядок, гармонию, красоту. Среда Монтессори-класса — это место для реальной жизни. Дети учатся заботиться о растениях, животных, рыбках. Увеличительные стекла, микроскопы, простые эксперименты доступны для детей, чтобы они могли наблюдать природу и учиться у нее. 

Наблюдение — Монтессори-метод

Сензитивные периоды описывают внутреннее состояние ребенка. Ребенок впрямую не демонстрирует его. Вместо этого Монтессори-учитель должен научиться наблюдать за ребенком, чтобы увидеть проявления, позволяющие судить о его сензитивном периоде. Среда в классе готовится в соответствии с наблюдениями учителя. 

Монтессори понимала, что наблюдение — это привычка, которая развивается и совершенствуется в практике. Она также понимала, что целью наблюдения является помощь ребенку в развитии его духа. То есть, учитель наблюдает и постоянно корректирует подготовленную среду так, чтобы она всегда соответствовала актуальным сензитивным периодам детей. Качество наблюдения, к которому должен стремиться Монтессори-педагог, — тесная близость, потому что именно в такие моменты мы хорошо узнаем другого человека. Близость вызывает рефлексию, а рефлексия должна начинаться с нас самих.

Монтессори писала: 

«Мы настаиваем на том, что учитель должен подготовиться к систематическому изучению самого себя, чтобы искоренить свои самые глубоко сидящие дефекты, которые могут помешать отношениям с ребенком. Чтобы выявить эти неосознаваемые недостатки, мы должны пройти специальное обучение. Мы должны научиться видеть себя со стороны, как другие видят нас». 

В том варианте сказки о Машеньке и медведях, который я знаю, Машенька проснулась, объяснила свое присутствие семье медведей, и ее пригласили на обед. Так и дети пробуждаются в возрасте шести лет, то есть дети становятся способными управлять собой и осознавать себя. Сензитивные периоды, как первый способ учения, заканчиваются. Младшие школьники обучаются иначе, чем дошколята. Они стремятся удовлетворить глубокое чувство изумления. Младших школьников интересуют причины всех вещей. Еще они хотят осознать свое место в мире общества и морали. Почему Машенька не послушалась своих родителей? Какое право она имела войти в дом трех медведей без приглашения? Какие законы природы делают одну чашку каши холодной, другую — горячей, третью — «в самый раз»?  

Подростки же, в отличие от младших школьников, спросят только: «Кто отвечает за это?» 
Но подростки — это следующая история.

www.center-sozvezdie.ru

Сенситивные периоды по Монтессори — запись пользователя mi_li_family (mi_li_family) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Марии Монтессори









Характеристики периодов:
▫️Периоды универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
▫️ Периоды индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. ▫️Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период.
▫️Периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
▫️Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:
▪️более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления;
▪️этапом наибольшей интенсивности (пиком), который наблюдать наиболее просто;
▪️более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности.
▫️Даже самая эффективная мама извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов.

Материал составлен на основе книги. Подробнее про периоды, особенности и необходимые шаги для развития можно прочитать в группе Effective_Moms
периоды развития ребенка

www.babyblog.ru

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ.. Не упустить и правильно использовать! — сенситивный период — запись пользователя РОБОТЫ-ПЫЛЕСОСЫ iClebo (yuchch) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Марии Монтессори

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования,. Служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период!

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере,следующие возможности:

- знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

- предвидеть наступление следующего сенситивного периода и ПОДГОТОВИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.

Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей.

Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка. Поэтому выглядит, мягко говоря, странной идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет): во-первых, биологический возраст 5 лет не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания какого-либо сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно так.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «ЗОНЕ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

От рождения до шести лет

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Ребенок от рождения до трех лет сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру.

Сенситивный период развития речи

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй - образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сенситивный период восприятия порядка

«Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.

В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.

Сенситивный период сенсорного развития

Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.

Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств?

Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов.

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.

Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.

Сенситивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Естественное стремление ребенка много двигаться учтено Марией Монтессори при создании методики работы с Монтессори-материалом. Например, место для работы выбирается достаточно далеко от полки, где он хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал или его отдельные части. Есть упражнение по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которая отводится удовлетворению естественной потребности ребенка.

Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.

Во время сенситивных периодов потребность в действии даже больше, чем потребность в пище. Если среда удовлетворяет потребность ребенка, которую он имеет в сенситивном периоде и ребенок может реализовать себя, он спокоен и счастлив!!!!!!!

сенситивный возраст это

www.babyblog.ru

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ПО МОНТЕССОРИ)

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще –вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течении некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с космическим планом развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

— знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

— предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.

Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей.

Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка. Поэтому выглядит, мягко говоря, странной идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет): во-первых, биологический возраст 5 лет не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания какого-либо сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно так.

Отсюда следует необходимость динамической диагностики развития детей, определения индивидуальных особенностей развития ребенка в определенный период времени.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

От рождения до шести лет

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни. И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру.

Но оказывается, что возможностей органов чувств человека совершенно не достаточно для дальнейшего и более глубокого познания мира. Да и чтобы верно ориентироваться в нашем мире, мало обладать чувственным образом мира.

Здесь ребенок переходит к следующей ступени развития, основные цель и результат которой, согласно космическому плану – формирование в сознании ребенка осмысленных образов мира, самого себя как человека и своего места в мире. Здесь глобальная ориентация в развитии связана с поиском места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной, индивидуальной роли.

Сенситивный период развития речи

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сенситивный период восприятия порядка

«Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.

В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.

*Более подробно этот вопрос будет освещен на лекции в нашем Центре.

Сенситивный период сенсорного развития

Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.

Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств?

Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов.

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.

Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.

Сенситивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Естественное стремление ребенка много двигаться учтено Марией Монтессори при создании методики работы с Монтессори-материалом. Например, место для работы выбирается достаточно далеко от полки, где он хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал или его отдельные части. Есть упражнение по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которая отводится удовлетворению естественной потребности ребенка.

Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.

www.baby.ru

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ПО МОНТЕССОРИ)

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ПО МОНТЕССОРИ) Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще –вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течении некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с космическим планом развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности: — знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент; — предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей. Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей. Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка. Поэтому выглядит, мягко говоря, странной идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет): во-первых, биологический возраст 5 лет не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания какого-либо сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно так. Отсюда следует необходимость динамической диагностики развития детей, определения индивидуальных особенностей развития ребенка в определенный период времени. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности. Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты. От рождения до шести лет В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному. Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире. В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни. И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их. В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала). Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру. Но оказывается, что возможностей органов чувств человека совершенно не достаточно для дальнейшего и более глубокого познания мира. Да и чтобы верно ориентироваться в нашем мире, мало обладать чувственным образом мира. Здесь ребенок переходит к следующей ступени развития, основные цель и результат которой, согласно космическому плану – формирование в сознании ребенка осмысленных образов мира, самого себя как человека и своего места в мире. Здесь глобальная ориентация в развитии связана с поиском места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной, индивидуальной роли. Сенситивный период развития речи Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата. Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка. В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка. Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно». Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка. Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров. В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом. В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов. Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей. Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли. Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем. Сенситивный период восприятия порядка «Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира. Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет. В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*. *Более подробно этот вопрос будет освещен на лекции в нашем Центре. Сенситивный период сенсорного развития Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого. В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов. Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств? Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития. Сенситивный период восприятия маленьких предметов. От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей. Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п. Сенситивный период развития движений и действий Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни. В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений. Естественное стремление ребенка много двигаться учтено Марией Монтессори при создании методики работы с Монтессори-материалом. Например, место для работы выбирается достаточно далеко от полки, где он хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал или его отдельные части. Есть упражнение по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении. Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которая отводится удовлетворению естественной потребности ребенка. Сенситивный период развития социальных навыков В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д. Как изменять игры с ребенком в зависимости от сенситивного периода его развития:

www.baby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *