cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Секреты выбора профессии могу хочу надо – План-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме: «ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

Содержание

План-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме: «ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку 2013 года.

Номинация: «Урок»

Конспект учебного занятия 
«Формула выбора профессии «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Правила выбора профессии»

Автор: педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
Копылова Татьяна Николаевна

г. Нерюнгри, 2013 год


Пояснительная записка

Объединение: профориентационный клуб «Твой выбор»

Возраст детей: 14-16 лет

Место занятия в образовательной программе:  Изучение нового материала

Цель: осознание  подростком оснований для выбора профессии (как выбираем).

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить знание формулы выбора профессии;
  • познакомить воспитанников с правилами выбора профессии.

Развивающие задачи:

  • сформировать у обучающихся умение определять  «поля» выбора (из чего выбираем) причины.

Воспитательные задачи:

  • прививать чувство ответственности к выбору профессии.

Формируемые компетенции:

  • личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)
  • профессиональные компетенции.

Оборудование:

  • Распечатанные на принтере  карточки (правила выбора профессии)

(Приложение 1), буклеты(Приложение 2).

Методы обучения:

1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог).

2. Метод игры (развивающие).

3. Практический (упражнения).

4.Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)

Педагогические технологии:

  • Игровые технологии.
  • Тренинговые технологии.

Краткая аннотация:

Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения подростков и предполагает проведение диагностической, развивающей, информационно-просветительской и обучающей работы со старшеклассниками. Основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Результаты апробации развивающих занятий с элементами тренинга по программе «Профессиональный выбор» подтверждают факт, что данная программа достаточно успешно способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Построение личного профессионального плана проявляется, как в достоверном росте композиционных оценок показателей построения профессионального плана, так и по показателям, входящим в его структуру. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте использования групповой работы элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений в комплексе с психодиагностикой и индивидуальными консультациями, дающих живые примеры и для лекций, и для разборов ситуаций.

Программа «Профессиональный выбор» имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы: осознание личностных особенностей обучающихся и соотнесение их с требованиями будущей профессии, создать условия, стимулирующие развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника.

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
  • дать старшеклассникам представление об основах стратегии выбора профессии;
  • помочь подросткам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Развивающие:

  • Развитие качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста и психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
  • Определить уровень развития различных сторон личности;
  • Выявить первичные профессиональные намерения и их динамику;
  • Выявить интересы, склонности и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого;
  • Определить выраженность и структуру способностей.

Воспитывающие:

  • Воспитание положительного отношения к себе и формирование у воспитанников ценностно-нравственной основы выбора.

Данная программа реализуется на базе МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри в профориентационном клубе «Твой выбор».

Программа ориентирована на учащихся 9 — 11-х классов и реализуется в течение одного года. Группы формируются из подростков (14-16 лет) различных школ. Численность групп составляет 12-15 человек. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в основном группа работает в кругу. Срок реализации программы 216 часов, из них:

Групповые занятия — 144 часа. Продолжительность каждого занятия — 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Индивидуальная работа с воспитанниками – 72 часа. Индивидуальные консультации проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1-2 часа, по запросу воспитанников и  родителей.

Программа состоит из двух блоков:

  • Блок I «Успех в выборе профессии»;
  • Блок II «Профессиональный выбор».

Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу).

Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».

— Ребята, поздоровайтесь  друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.

 -Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел.

 -Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!

-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно.

(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)

Слайд 1

Сообщение темы занятия

Психолог: Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии. «ХОЧУ-МОГУ-НАДО».  Правила выбора профессии».

Слайд 2

Основной этап.

2. Изучение нового материала.

Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня, 

Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности. 

Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь  выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.

Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений  и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:

 На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.

Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?

На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.

На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.

Рекомендации педагогам: в целях активизации творческого процесса, после рассмотрения блока теоретической информации организовать и провести игру (упражнение) на «разогрев» и «настройку».

Игра « Телеграф»

Психолог: Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй — первого и третьего, третий — второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаёшь (хлопок).

3. Закрепление пройденного материала.

Психолог: Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и  «должен».

Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться.

(Самостоятельная работа воспитанников).

1.Что изменилось?

2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».

3.Как меняется ваше мнение к деятельности?

Рекомендации педагогам: необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и  в ходе обсуждения разобрать утверждения.

Слайд 3 (рекомендации)

3. Практическая работа.

Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии.

Учащиеся формулируют правила:

  1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию.
  2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).
  3. Выбрать наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучить выбранную профессию.
  5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.
  7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. 

Слайд 4

Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ).

Слайд 5

Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие игровых моментов.

Игра «Летает, не летает»

Психолог: Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если — нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.

Самолёт

Пароход

Планер

Комод

Стол

Оса

Гранат

Агат

Топор

Орёл

Коса

Пчела

Стрекоза

Глаза

Муха

Вертолёт

Ручка

Заяц

Скворец

Стул

Фанера

Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.

Рекомендации педагогам: обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает — не летает» — фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение.

4. Подведение итогов.

Ответы учащихся на вопросы педагога:

  • О чем мы с вами сегодня говорили?
  • Что важного я сегодня узнал (а)?
  • Что пригодится мне в будущем?
  • Какие правила выбора профессии тебе известны?
  • Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?
  • Почему важно узнать о профессии как можно больше?
  • Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?
  • В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле.

(Ответы детей)

Правила выбора профессии  вы уже знаете, а советы,  которых надо придерживаться при выборе профессии я предлагаю вам прочесть  в буклете.

5.Рефлексия. 

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь.

Данный этап состоит из двух: ответы учащихся на вопросы педагога и ритуал прощания.

Слайд 6

Вопросы для рефлексии:

  • Как я оцениваю занятие?
  • Моя работа на занятии?
  • Работа педагога?

Рекомендации педагогам: обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первых занятиях прививаются навыки рефлексии.

Ритуал прощания: упражнение «Спасибо за приятное занятие». Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова. 

Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».

Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите, церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!»

(ритуал прощания)

Рекомендации педагогам: использовать упражнения для ритуала прощания необходимы, они дают положительные эмоции, и желание снова встретится на занятии.

Можно использовать и другие упражнения для ритуала прощания, но в нашем объединении это упражнение стало традиционным.

Литература

  1. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1995
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО, 2005.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
  5. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006
  6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

nsportal.ru

Как выбрать профессию — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Как выбрать профессию

Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии.

В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ

Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

Возможные варианты ответов включают в себя:

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Управление

Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь

Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер

Консультант
Финансист
Экономист

Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник

Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер

Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед

Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер

Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик

Обслуживание

Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник

Оператор связи
Информатик

Гид-переводчик
Менеджер по рекламе

Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик

Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер

Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод

Продавец
Экспедитор
Товаровед

Мелиоратор
Эколог
Озеленитель

Обучение и воспитание

Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог

Филолог
Лингвист

Консультант

Инструктор по вождению

Учитель музыки
Учитель живописи

Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог

Учитель труда

Эколог

Производство и добыча

Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор

Финансист
Экономист

Бухгалтер
Кассир

Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь

Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица

Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод

Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея

Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий

Конструирование

Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург

Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф

Аналитик
Экономист
Финансист

Конструктор
Механик

Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант

Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер

Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель

Исследование

Психолог
Физиолог
Социолог
Следователь
Лаборант

Социолог
Математик
Историк
Маркетолог
Статистик
Аналитик

Аудитор
Экономист
Аналитик

Инженер-технолог
Инженер-математик
испытатель
Хронометражист
Метролог

Киновед
Искусствовед
Литературовед
Культуролог

Биолог
Микробиолог
Зоопсихолог
Зооинженер
Лаборант-эколог

Санитарный врач
Лаборант
Товаровед
Дегустатор
Технолог

Почвовед
Метеоролог
Геолог
Гидрогеолог

Защита

Адвокат
Военный
Сотрудник полиции
Врач
Спасатель

Программист
Нотариус
Документовед

Страховой агент

Юрисконсульт
Инкассатор

Инспектор по ТБ
Взрывотехник
Испытатель
Пожарный
Водолаз

Каскадёр
Постановщик трюков
Реставратор
Музейный работник

Егерь
Лесничий
Ветеринар

Таможенник
Врач-эпидемиолог
Врач-диетолог
Лаборант

Мелиоратор
Эколог
Метеоролог

Контроль и оценка

Прокурор
Врач-эпидемиолог
Ревизор
Аудитор

Программист
Редактор
Корректор
Оператор

Аудитор
Бухгалтер
Контролёр
Налоговый инспектор

Инженер-технолог
Инспектор по ТБ
Контролёр
Сотрудник ГИБДД

Редактор
Критик
Музейный работник
Оценщик

Зооинженер
Агроном
Охотовед
Агротехник
Зоолаборант

Санитарный инспектор
Контролёр
Риэлтор
Метролог
Таможенник

Радиолог
Эколог
Метеоролог

Понятно, что абсолютно все профессии найти на ней не получится, но общее направление поисков будет очевидным. Подробнее познакомиться с заинтересовавшими направлениями и специальностями можно в нашем Каталоге профессий.

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

Состояние здоровья

Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

Профессиональные предрасположенности и способности

Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

Результат формулы выбора профессии

Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для вас (ХОЧУ)
  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

Простые шаги выбора профессии

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

  • Условия работы
  • Направление деятельности
  • Уровень заработной платы
  • Уровень требуемого обучения
  • Содержание и характер работы
  • Сложность трудоустройства по специальности
  • Сфера деятельности
  • Любые другие важные для Вас требования

2. Определить степень значимости каждого требования.

Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

3. Составить список интересных профессий

Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

5. Проанализировать результаты

На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

6. Проверить результаты

Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

7. Определить шаги к получению профессии

Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

Ещё один простой способ выбрать профессию

Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

Заключение

Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!

proforientatsia.ru

Секреты выбора профессии: «Хочу» — «Могу» — «Надо» В жизни каждого

щетка, которой по этим волосам проводят, тут и там чей-то взгляд, вон высокая брюнетка, которая уже не в первый раз на него посматривает, а потом

щетка, которой по этим волосам проводят, тут и там чей-то взгляд, вон высокая брюнетка, которая уже не в первый раз на него посматривает, а потом поспешно отводит глаза, делая вид, будто он вовсе ее не

Подробнее

Гайд по анализу потребителей В2C рынка

Гайд по анализу потребителей В2C рынка Данный пример гайда подойдет для проведения как глубинных интервью, так и фокусгрупп. Группы вопросов, представленные в анкете, помогут также составить анкету для

Подробнее

Педагог-психолог Молчанова Е.И

Педагог-психолог Молчанова Е.И Рекомендации родителям пятиклассников Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или

Подробнее

Какова роль матери в воспитании ребенка

Какова роль матери в воспитании ребенка Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить ребенку хорошие качества,

Подробнее

Дрогой колледж, с Юбилеем!!!

Октябрь 2015 10 октября День психического здоровья Сам себе психолог — это как сам себе стоматолог. Больно, неудобно и чревато осложнениями… (народная мудрость) Дрогой колледж, с Юбилеем!!! Он стал вторым

Подробнее

Курс: «7 шагов к новым деньгам»

Курс: «7 шагов к новым деньгам» Шаг 2: Как вы относитесь к деньгам Вчера мы с вами определили вашу текущую денежную ситуацию. Надеюсь, вы выполнили все упражнения и вам многое стало понятно. Без осознание

Подробнее

Упражнение: Психология богатства

Упражнение: Психология богатства Психология богатства, в чем проявляется? Как привить ее себе, избавится от бедного мышления? Ведь быть богатым и счастливым хотят абсолютно все! Надо понимать, что это

Подробнее

КОЛЛЕДЖ МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ.

КОЛЛЕДЖ МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ. В жизни каждого человека наступает момент, когда стоит определиться с выбором будущей профессии. Многие даже не задумываются и считают, что по специальности не будут работать,

Подробнее

НАША ГРУППА «СТРАНА ЧУДЕС»

НАША ГРУППА «СТРАНА ЧУДЕС» (старшая группа «А») НЕ КРУТИТЕ ПЕСТРЫЙ ГЛОБУС- НЕ НАЙДЕТЕ ВЫ НА НЕМ ТОЙ СТРАНЫ, СТРАНЫ ЧУДЕСНОЙ ТОЙ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ. ВЕДЬ В ЭТУ СТРАНУ НЕ ИДУТ, НЕ ИДУТ ПОЕЗДА, МАМЫ ВПЕРВЫЕ

Подробнее

Конкурсное задание «Эссе» «Я — учитель»

Конкурсное задание «Эссе» Прудникова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского района Саратовской области» «Я — учитель»

Подробнее

ОТ УЧЕБЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев ОТ УЧЕБЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УДК 371.3(075.3) ББК 74.26я721 Ч-689 Серия «Профессиональная ориентация» Рецензенты: доктор

Подробнее

Вы это то, что вы делаете

ВВЕДЕНИЕ Вы это то, что вы делаете Привычка, мой друг, это долгая практика, которая, в конце концов, становится самим человеком Эвен Б лагодарю вас за то, что вы читаете эту книгу. В ней вы найдете ряд

Подробнее

Родительское собрание. 9 ф/м 1 класс

Родительское собрание «Особенности организации учебного труда девятиклассника» 9 ф/м 1 класс Классный руководитель: Круц Марина Юрьевна Цели: формирование наклонностей и интересов в учении. Формирование

Подробнее

Десять причин читать сказки для детей

Десять причин читать сказки для детей В последе время чтение книг становится все менее распространенным явлением. О традиции читать сказки для детей вслух не нужно забывать. Каковы причины того, что нужно

Подробнее

Как определиться? Выбор профессии

Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. Как определиться? Когда возникает такой вопрос,

Подробнее

Учитель: Морарь Н.П.

Человек в социальном измерении МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию — 6 класс. Учитель: Морарь Н.П. ТЕМА Знать Уметь Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Подробнее

+7(926) Коучинг «Зеленая»

Аутотренинг и вера в себя. Свобода, независимость, самовыражение Общие сведения о картах В колоде 83 карты. Проекционные карты это гибкий, творческий метод, с помощью которого мы можем исследовать важные,

Подробнее

Развитие ребенка от 2 до 3 лет О возрасте

Развитие ребенка от 2 до 3 лет О возрасте Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш — вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость

Подробнее

Дети нового тысячелетия: как их понять? А.Н. Кошелева, Ю.Л. Проект, педагоги-психологи ЦВР Культурные условия, в которых происходит взросление современных детей существенно отличаются от детства их родителей.

Подробнее

Учитель Морозова Е.Л. ТЕМА Знать Уметь

МАТЕРИАЛЫ для сайта по обществознанию — 6 класс. Учитель Морозова Е.Л. ТЕМА Знать Уметь Человек в социальном измерении Знать: человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное:

Подробнее

Мой год. Солярный прогноз

Мой год Солярный прогноз День рождения важная дата. В этот день Солнце входит точно в тот же самый градус знака Зодиака, что и при рождении. В астрологии это явление называется Соляром.! Как правило, Соляр

Подробнее

«Все дети талантливы?!»

«Все дети талантливы?!» Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос хорошим и порядочным, вежливым, пунктуальным и трудолюбивым. Для этого и осуществляется процесс, который принято называть воспитанием.

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Факультет управления ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 37.03.01 «ПСИХОЛОГИЯ» Уровень подготовки бакалавриат Квалификация (степень) Прикладной

Подробнее

Ошибки при выборе профессии

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека им.м.горького Отдел обслуживания Юношеская кафедра Ошибки при выборе профессии 16+ памятка

Подробнее

Эффективные вопросы для коуч-сессий

Эффективные вопросы для коуч-сессий С помощью данных вопросов, коучу удается в процессе работы с клиентом повышать его осознанность, помогать клиенту находить выход из сложных ситуаций, принимать верные

Подробнее

Развитие воображения у детей.

Консультация для родителей Развитие воображения у детей. Развитие воображения у детей — очень важная задача родителей. Не секрет, что люди с развитым воображением, богатым внутренним миром — интересные

Подробнее

Как выбирать руководителя?

Как выбирать руководителя? «Управляем предприятием» 02 (49), 2015 Русские практики управления Ирина Шевцова Генеральный директор группы компаний «Форус». Это один из вопросов, который мне задавали на семинарах

Подробнее

Задача A. Тестирование

Задача A. Тестирование testing.in testing.out секунды 5 тестов по балла Одним из способов контроля знаний учащихся является проведение тестирований. На тестировании обычно предлагается несколько вопросов,

Подробнее

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью,

Подробнее

Номинант: Рахматулин Егор

Номинант: Рахматулин Егор Здравствуйте! Меня зовут Егор Артурович, я звоню по поводу Ваших финансовых обязательств С ЭТОЙ ФРАЗЫ НАЧИНАЕТСЯ МОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОЛУТОРА ЛЕТ, И НЕ ТОЛЬКО ДЕНЬ,

Подробнее

docplayer.ru

Секрет выбора профессии

Разделы: Классное руководство


Тип занятия – комбинированный

ДЦ: создать условия для формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
  • развивающая:
  • способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
  • воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемное изложение материала
  • частично-поисковый

Форма организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал для групповой работы;
  • рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению;
  • видеофрагменты;
  • презентация ученика о своей будущей профессии;
  • презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы
  • документкамера,
  • фотостенд “Мир профессий”

Ход занятия.

1. Орг. момент

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.

Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.

— Согласны ли вы с этими словами? Почему?

— А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?

— Какой же вывод напрашивается?

(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель: Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ. См. приложение № 1)

Учитель:

— Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)

— Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)

4. Объяснение нового материала

Учитель: Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?

(Просмотр видеофрагмента : диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)

(Ответ: потому что профессия бухгалтера не соответствовала ее психологическим особенностям).

Учитель: Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.

— Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? — Вернемся к формуле выбора профессии.

(Работа на интерактивной доске)

Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.

5. Осознание и осмысление первичной информации

Учитель: Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара. См. приложение № 3)

— Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?

— Что не учла? Почему?

(Оценивание проекта другими учениками)

6. Практическая работа (работа в группах) См. приложение № 4

Учитель: Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий

(групповая работа и презентация результатов групповой работы).

Психологический тест.

Учитель: Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).

7. Рефлексия

— Что нового ты сегодня узнал на занятии?

— Какие трудности испытывал и почему?

— Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?

18.04.2010

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Секреты выбора профессии. Сластёновский учебно-педагогический комплекс детский сад

Твоя будущая профессия

У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:

 1. Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей.

 2. Склонности: интересы к определенным видам деятельности, пожелания.

 3. Способности – как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.

 4. Актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии, а также прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.

        Жизнь – штука сложная, и далеко не всегда вышеперечисленные условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать «мучения», пополнить ряды безработных или?..

Рассмотрим наиболее типичные «ошибки выбора»:

 — «Романтичная» или «интеллигентная» профессия. Увы, оказывается, что для успешной реализации себя в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась, так сказать. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль от того, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем…

 — «Модная профессия». Огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем – предвестник спада. Физики, инженеры шестидесятых, экономисты девяностых – довольно много мрачных примеров нелегких судеб.

 — «Профессия, обещающая «большие деньги». Оказывается, не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской бирже… А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно- сосудистой и нервной системы…

 — «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у…». Времена и социальные обстоятельства, как нетрудно заметить, частенько меняются – это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

         Выбор профессии – это прежде всего ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним проявлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств– это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

        Готовых решений ни для кого нет. Каждый человек – не столько представитель какого-либо «вида» или «типа», сколько он сам.

         Если вы задаете себе вопрос о выборе профессии – значит, этот вопрос для вас актуален и выбирать надо сейчас. Любое серьезное решение должно продуманно строиться на объективной информации. Подобрать и проанализировать ее наилучшим образом вам помогут опытные консультанты по профориентации. Хотелось бы пожелать вам удачи. Учитывая советы специалистов, вы будете двигаться в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор остается за вами.

Труд — это товар. Товар — это способности, возможности, квалификация. Все материальные блага человек добывает собственным трудом.

Каждый хотел бы стать профессионалом. Выбирая профессию, необходимо учесть мнения всех сведущих по данной проблеме людей:

  1. Экскурсии на предприятия, в учреждения (увидеть рабочее место, условия труда, особенности рабочего процесса, темп работы).
  2. Опыт работающих друзей.
  3. Опыт знакомых. ( Нравится ли работа им, сколько зарабатывают)
  4. Родительский опыт (вы наблюдаете за их работой каждый день)
  5. Наблюдая за работой профессионалов (учителя, врачи, работники торговли, транспорта, артисты и т.д.)
  6. День открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях.
  7. Собственный опыт. ( Производственная практика, занятия в кружках, чтение литературы, просмотр передач)

Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями, с какими ты согласен, а с какими нет:

  • профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • Профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Формула выбора профессии:

ХОЧУ+ МОГУ + НАДО

Несколько советов по поводу принятия решения о выборе профессии

  • Жизнь предлагает Вам множество вариантов профессиональной карьеры. Но некоторые люди торопливо, как следует не подумав, видят только один вариант, а остальные сходу отбрасывают: «Это не для меня!» И в результате оказываются без выбора.
  • 2. Выбирая, всегда проясняйте для себя как достоинства, так и недостатки каждого варианта.
  • 3. Если Вы стоите перед разными вариантами карьеры не поленитесь проверить последствия каждого выбора. Последствия ближние (чем вариант обернется через 1-3 года) и последствия дальние (через 10-15 лет).
  • 4. Выбирая из нескольких вариантов профессий, полезно очень тщательно взвешивать все за и против каждого варианта. Иначе — прогорите.
  • 5. Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. И слушайте, слушайте, слушайте. Чем больше Вы будете расспрашивать своих друзей, учителей, родственников, школьного психолога, психолога — профконсультанта, тем яснее поймете, чего Вы хотите, и что можете получить.
  • 6. Не бойтесь ошибиться при выборе профессии. У Вас будет возможность поменять ее. Вам даже придется менять ее на протяжении жизни — и не один раз. Правда, за ошибку придется заплатить — потерей темпа движения, хотя бы временным отставанием от своих сверстников.

«Если не знаете что делать, — сделайте шаг вперед».

slasteny.schools.by

Конспект занятия «Секреты выбора профессии»

Секреты выбора профессии.

Цель:  Создание условий для успешного выбора профессии.

Задачи:

1.Способствовать поиску интересов учащихся;

2.Содействовать развитию  умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности, через развитие ассоциативного мышления;

3. Предоставить возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Ход занятия:

Здравствуйте, Вам известны правила работы в круге? Тогда я напомню основные, которые нам сегодня пригодятся: будь позитивным, будь активным, уважай одноклассников, без оценок и комментариев.

Сегодня я предлагаю Вам поговорить о выборе профессии. Ведь профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом — счастье, которое в ваших руках. 

Одна из составляющих профессионального выбора – это наши интересы, так что

  1. Возьмите заготовки на Ваших планшетах, они разделены на три сектора
  2. В первом секторе крупно напишите свое имя
  3. Переверните, во втором секторе укажите свой любимый урок
  4. В третьем секторе изобразите свое хобби, любимое занятие. Я думаю, вы успеете за 2 минуты.

Все закончили? Отлично! А сейчас прикрепите заготовки себе на грудь и поздоровайтесь с двумя одноклассниками. При этом  первому однокласснику  вручаем отрывной листок с названием любимого урока, второму  — хобби.  

Спасибо, присаживайтесь. Мне интересно, с кем вы поздоровались, и что узнали про своих одноклассников.

 Часто наши интересы находят свое отражение в профессии, которую мы выбираем. При этом разные профессии могут соответствовать одинаковым интересам, например, человек, которому нравится выступать, может быть артистом или учителем!  Предлагаю вам сыграть в игру «Цепочка профессий». Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, ме таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про фессию, близкую повару и т.д. При этом вы поясняете, почему выбрали ту или иную профессию.

Повар – врач, ученый, строитель, скульптор (замешивают, варят)

Актер- учитель, диктор, музыкант, певец, лектор, (выступают перед публикой)

Художник- маляр, дизайнер, архитектор, швея, строитель (создают своими руками)

Режиссер, писатель, композитор, сценарист, рекламный агент (планируют, в творчестве работает воображение)

Музыкант, сантехник, электрик, столяр, плотник, стоматолог (орудуют инструментами)

Библиотекарь,  юрист, переводчик (чтение, книги)

Продавец, менеджер, врач, кассир, диспетчер, водитель такси (общение с людьми)

Инженер, автомеханик, программист, наладчик оборудования, водитель (работа с техникой)

Флорист, садовод, продавец в цветочном магазине, агроном (работа с растениями)

Кинолог, ветеринар, зоотехник, дрессировщик (работа с животными)

Пожарный, полицейский, каскадер, следователь, автогонщик, спасатель (работа связана с риском)

Спасатель, социальный работник, врач, учитель (помогают людям)

 

Хочу обратить Ваше внимание на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Это говорит нам о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных про фессиях…

Ребята, мы с Вами выяснили, что выбирая профессию, важно учитывать свои интересы. А что еще поможет выбрать профессию? А с кем-нибудь можно посоветоваться? А с одноклассниками?

Давайте проверим это, сыграем в игру  «Кто есть кто». Для этого Вам необходимо встать вместе с фломастером, отодвинем стулья не шаг назад.

Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, вы должны  определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени и показать на него фломастером на уровне груди. А те люди, кого будут выбирать, постарайтесь запомнить в каких профессиях вас выбирали, нам это понадобится для обсуждения.

Спасибо, присаживайтесь.

Итак, кто согласен с выбором одноклассников? Есть те, кто не согласен? Расскажите, в каких профессиях Вас выбирали, и в каких профессиях вы видите себя?

Итак, оказывается,  доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах  все-таки можно и нужно. Ведь это те люди, которые видят нас каждый день, видят, чем мы занимаемся, и что у нас получается лучше всего.

Ребята, наша встреча посвящена выбору профессии. Мы уже успели выделить свои интересы, сумели найти сходства в совершенно разных профессиях, узнали мнение одноклассников о том, какая профессия вам больше подходит.  Наша встреча подходит к концу, и я прошу вас найти на своих планшетах звезды и написать на них окончание фразы: «Моя профессия будет…». Какой будет Ваша профессия? Она может быть:  веселой, строгой,  помогающей, доходной, позитивной, интересной, творческой, необычной.

Давайте украсим своими звездами наше небо (учащиеся по очереди озвучивают пожелания и прикрепляют звезды). Я желаю вам, чтобы ваша будущая профессия была такой же яркой, как наше небо, и обязательно любимой!  До свидания, мне очень интересно было сегодня с вами.

nsportal.ru

Профориентационное занятие1 в 9 классеХочу Могу.docx

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось. Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ­модель, телеведущий, веб­дизайнер,
журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент,
спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер
(водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер,
слесарь­водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк­подводник, летчик­испытатель, космонавт,
горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50
тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество,
которое нас окружает, на страну, в которой живем. 8V. IV. Проблемная ситуация «Чей это
выбор?»
ПСИХОЛОГ. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал
в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он
задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал
удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй
признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по
иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы
считаете?
Примерные ответы детей:
­ «Давят» родители.
­ Идут за модой.
­ Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
­ Выбирают «за компанию».
­ Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
­ Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
­ Подражают героям кино и телесериалов.

ПСИХОЛОГ. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе
профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за
модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать
профессию?
V. Мини­лекция «Формула профессии»
ПСИХОЛОГ. Скажите пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты
умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего
классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Психолог мелом перечеркивает тире между словами в названии темы урока, получаются
плюсы ).
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *