cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сценарий музейный урок – Сценарий музейного урока «История старинных вещей» / Открытый урок

Содержание

Сценарий музейного урока «История старинных вещей» / Открытый урок

Цели:

– познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

– развивать сообразительность и образность мышления;

– воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

 

Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости.

Ведущая:
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Руководитель музея: Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие – путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Руководитель музея: Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Кулагино росли густые кустарники, промышляли башкирские племена… 

сценка

(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами)

1-я женщина – Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

2-я женщина – Надо назад вертаться! В Рязанскую губернию

3-я женщина – Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем?

1-я женщина – (Причитает) Господи! Божечки!

Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

1-й мужчина – Погодь, голосить! Глянь, луга-то какие!

2-й мужчина – А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

1-й мужчина – А небо, небо какое синее…

2-й мужчина – Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь.

1-й мужчина – А земли-то сколько – глянь, да какая добротная…

2-й мужчина – Ну, что же, мужики, наверное, здесь нам воля Божья остаться жить.

– Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле.

3-й мужчина – А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

– И спокойная такая тишина.

1-й мужчина – Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем.

(берет за руку сынишку)

1-й мужчина – Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином.

(выстраиваются в шеренгу)

1-й мужчина – Рубили избы, дебри корчевали, осваивали земли – даль звала.

1-я женщина – Свое селение Кулагино назвали, по фамилии рязанца-вожака.

Руководитель музея

: Среди первых переселенцев были семьи Леденевых, Кулагиных, Соловых. У нас в музее есть фотография потомков первых переселенцев Кулагина Сазона Осиповича с семьей.  

Первую зиму первопроходцы зимовали в землянках у подножия горы Святиковой, не успели избы построить. Зато весной 1784 г. начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки под холмом село Кулагино. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.

Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа)

 

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…

И кровать резная с пологом цветным.

 

1-й экскурсовод: Наши далекие предки были людьми трудолюбивыми и чистоплотными. В избе, в страшной тесноте, жили, как правило, 8-10 человек.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. 

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

 В нашем красном углу (показывает) мы видим икону Иоанна Крестителя, подаренную жительницей села Петиной Верой Сергеевной. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли передавали из поколения в поколение. Этот молитвослов (показывает) был найден в полуразрушенном доме и передан в музей Кубышкиной Натальей Павловной, кстати весит он почти 3 кг.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.

Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.

Ближайший угол к двери занимала печь. (показывает)


2-й экскурсовод:

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

 

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

 но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.  

В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи – материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!

Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну историю.


3-й экскурсовод: История про печку
(Кирьякова Ирина)

У нас в селе Кулагино много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!

Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!

Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же – исправно топилась и грела избу.

Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь – микроволновка!

Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты – всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!

Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!

Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»

Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!

Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества – бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!

Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

 

1 экскурсовод: В избе живут не только люди. Есть в ней ещё «жильцы» – кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в доме не обойтись.

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара – кочерга и ухват. Но они – самые нужные «припечные» жители.

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1–2 чел. пробуют под музыку)

 

Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает) и рукомойник – это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

 

2-й экскурсовод: Во многих русских народных сказках Бабу-Ягу обычно изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего они служат ей?

(Ступа, пест и помело) (показывает)

Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

А для чего они крестьянину?

В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.

Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку)

Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.

 

Это история про глиняный горшок (показывает) Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

 

1-й экскурсовод: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец – молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

 

Одежду наши предки носили домотканую – льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Япряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

open-lesson.net

Сценарий музейного урока «Музейные профессии»

«Музейные профессии»

Сценарий музейного урока

Аннотация. Музейный урок — «Музейные професии» разработан для детей младшего школьного возраста. Данный музейный урок является одним из первых музейных уроков, знакомящих детей в игровой форме с музейными профессиями, с их значимостью и важностью. Игровые технологии данного музейного урока активизирует познавательные процессы детей младшего школьного возраста и способствует лучшему усвоению знаний, помогают расположить ребенка к восприятию нового, доступно донести до него незнакомую информацию. Музейный урок можно проводить непосредственно в школьном музее, используя разделы экспозиции, экспонаты музея. Материалы музейного урока (загадки, игры, творческие задания, краеведческий материал) можно использовать во внеурочной деятельности младших школьников в образовательных учреждениях.

Ключевые слова:археология,музей, экспонат, профессия, научный сотрудник, хранитель, климатолог, реставрация, реставратор, гид, экскурсовод, художник, психрометр.

Цельурока: формирование у детей представлений о музейных профессиях, об их важности и значении средствами музейной педагогики.

Задачи урока: познакомить с разнообразием музейных профессий;обучать умению воспринимать предметный мир культуры;формировать представление о музее, музейную культуру;развивать словесно-логическое мышление на основе сравнения и обобщения;воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия;воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям различных профессий.

Форма проведения занятия: музейный урок — игра.

Инструментарий: презентация; карточки с новыми терминами; экспозиция школьного музея; книги учета экспонатов в школьном музее.

Методы и приемы: рассказ; показ; беседа; диалог; игра.

Ход музейного урока

1. Организационный этап.

2. Вводная часть.

Педагог:

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это – МУЗЕЙ!

Педагог: Как вы думаете, о чем мы будим сегодня говорить?

(Ответы детей)

Педагог: Сегодня у нас необычный урок – музейный урок в школьном музее.

3. Основная часть.

Педагог: Каждый из вас когда-то посещал музей. Давайте дадим определение слова «Музей». Обратимся к «Детской энциклопедии».

(Педагог обращается к «Детской энциклопедии»

Словарная работа — «музей»)

Музей – это греческое слово.

Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные.

Педагог: В каким музеях нашего города Белгорода вы бывали?

(Ответы детей)

Педагог: В Белгороде 5 Государственных музеев, известных далеко за пределами нашего края. А вообще в Белгородской области около 30 музеев различных типов, каждый интересен и уникален по-своему.

Педагог: Какие музеи других городов нашей страны вы посещали?

(Ответы детей)

Педагог: А как нужно вести себя в музее?

(Ответы детей)

Педагог: Послушайте стихотворениеи определите ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ.

(Ответы детей)

Педагог: Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей.

Педагог: Как называется музейные предметы, которые можно увидеть в витринах музея?

(Ответы детей)

Педагог: Что означает волшебное слово ЭКСПОНАТвыставленный на показ.

(Ответы детей

Словарная работа — «экспонат»)

Педагог: Найдите в экспозиции нашего музея понравившейся экспонат, попробуйте его изобразить и назвать.

Творческое задание.

(Дети выполняют задание – показывают экспонат и называют его)

Педагог: Ребята, как вы думаете, как экспонаты попадают в музеи?

(Ответы детей — работа археологов

Словарная работа — «археолог», «археология»)

Педагог: В чём заключается работа людей этой профессии?

(Ответы детей — раскопки и исследования)

Археология(древ, греч. — древний и слово, учение) — историческая дисциплина (наука), изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Жизнь археологов – сплошное приключение. Сначала они изучают летописи, книги, древние карты тех мест, где предположительно были поселения людей. Такие места называются археологическими памятниками. Археологи собирают информацию о каждом таком памятнике – производят «разведку». Затем они отправляются в экспедицию и уже на месте проводят раскопки. Находят предметы старины – оружие, монеты, рукописи, украшения, руины древних зданий. По вещам, найденным в земле, ученые-археологи пытаются понять, как развивалась история человечества и каждого народа, узнать, какими были наши предки, чем занимались.

Педагог: Археолог очень интересная профессия. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будим говорить.

(Ответы детей: о людях, работающих в музее, о музейных профессиях)

Педагог: Итак, найденныйпредмет попал в музей, а все ли предметы могут стать экспонатами музея?

(Ответы детей: нет, если предмет интересен и необходим для коллекции музея)

Педагог: Предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер. Теперь он считается постоянным жителем музея.

(Педагог демонстрирует книги учета экспонатов в школьном музее)

Педагог: Может ли этой работой заниматься кассир или продавец?

(Ответы детей)

Педагог: Этой работой занимается специально обученный НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК музея.

Педагог: Давайте поработаем научными сотрудниками. Возьмите свои работы и придумайте историю появления в нашем музее выбранных вами экспонатов.

Игра «О чем говорят вещи»

(Дети выполняют задание

Словарная работа — «научный сотрудник»)

Научный сотрудникобщее название ученных, занимающихся наукой, а также одна из конкретных категорий таких ученных.

Педагог: Есть не менее важная музейная профессия – ХРАНИТЕЛЬ. Он знает как надо хранить экспонаты в музее. А помогает ему КЛИМОТОЛОГ,который с помощью прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах.

(Словарная работа — «хранитель», «климатология», «психрометр»)

Климатология (отклимат и логия)наука,изучающая вопросы климатообразования, описания и классификации климатов земного шара, антропогенные влияния на климат. Раннее, будучи подразделом метеорологии, относилась к географическим наукам, т.к. изучение климата сводилась к рассмотрению его с географической точки зрения.

Психрометр —(древ.греч. — холодный) — прибор для измерения влажности воздуха и его температуры.

Педагог: Мы с вами уже выяснили, что у каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению.

Педагог: Тогда эти экспонаты, которые «нуждаются в лечении» попадают в руки ХУДОЖНИКА – РЕСТАВРАТОРА.

(Словарная работа — «реставратор», «реставрация»)

Реставрация — (от латинского — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные раннее свойства. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем.

Реставратор – это музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Педагог: А сейчас попробуемсебя в роли реставраторов.

Игра «Мы реставраторы».

(Дети собирают пазлы)

Физкультминутка

(Дети «застывают» по команде педагога в различных позах, изображающих те или иные музейные экспонаты (фарфоровая ваза, зонтик, военный мундир и др.)

Педагог: Итак,все предметы заняли свои места в экспозиции музея. Каждый экспонат музея нам может о многом рассказать. Но услышать историю музейных предметов бывает непросто, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае?

(Ответы детей: экскурсовод, гид)

(Словарная работа — «экскурсовод», «гид»)

Педагог: Конечно, экскурсовод или его еще называют гид. Он переводит язык вещей на язык людей. Он помогает встретиться этим двум мирам и понять друг друга.

Слово «гид» по-английски означает «тот, кто ведет».

От того, как работает гид, во многом зависит впечатление туристов от музея, города или целой страны.

Туристы могут задавать любые вопросы: от истории старинных домов до правил проезда в городском транспорте. Здесь важны не только основательные знания истории, культуры и искусства, но и сообразительность, умение сориентироваться в неожиданной ситуации. Ведь гид – это еще и организатор. Он должен следить, чтобы никто из туристов не заблудился в незнакомом городе, найти решение проблемы, если кто-то потерял багаж, паспорт или отстал от группы. И все это – с неизменно хорошим настроением и доброжелательностью. Экскурсоводу приходится по многу раз рассказывать одно и то же.

Но хороший гид никогда не потеряет интереса к своей экскурсии. Наоборот, отступая от заученной информации, он должен находить интересные факты, чтобы заинтересовать и развлечь экскурсантов.

Каждый гид – немножко артист. Он должен уметь вжиться в то, о чем говорит, заставить своих слушателей перенестись в другую эпоху, оказаться рядом с художником, создающим шедевр, или с королем, который отправляется на войну.

Педагог: Сейчас у вас есть возможность попробовать себя в роли экскурсовода. Расскажите о своем любимом месте в городе так, что бы нам захотелось там побывать.

Творческое задание.

(Дети представляют свои рассказы)

4.Заключительная часть. Подведение итогов. Информация о домашнем задании.

(Домашнее задание: подготовить сообщение «Музейные профессии»)

5. Рефлексия.

Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт,

И на все ответ найдёт.(Гид, экскурсовод)

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … художник.

Он ведёт раскопки

В поле и на сопке.

И в пустыне южной,

И в Сибири вьюжной,

И во всех частях страны

Он предметы старины

Ищет для музеев,

Чтобы люди

Заглянули в глубину –

Как мы жили в старину. (Археолог)

Врач произведений искусств – это… Кто? (Реставратор)

Завтра мы пойдем в Краеведческий _____________________________________.

Нас встретит улыбающейся ___________________________________________.

Его __________________________________будет интересным и увлекательным.

Вот красивые картины, написанные _____________________________________.

А вот старинная посуда, найденная _____________________________________.

Все______________________________________нам о многом могут рассказать.

_______________________________постарались, что бы нам было интересно!!!

(Слова-подсказки: музей, экскурсовод, рассказ, художник, археолог, экспонаты, научные сотрудники музея).

Приложение 1

Музей

Ты пришел мой друг в музей?

В гардероб иди скорей.

Отключи-ка телефон —

Тут не нужен перезвон.

Не носись юлой по залам,

Здесь не здание вокзала.

Не лепи к картинам жвачку

И не гавкай, как собачка.

Ныть не смей, что надоело —

Некультурным быть не дело.

И не будь неандертальцем —

Не скреби картины пальцем.

Не маши так рьяно ранцем,

Не пляши в музее танцев.

Чипсы, булочки и плюшки

Здесь не ешь, ведь ты не хрюшка.

Здесь не надо с кем-то драться,

Хохотать и кувыркаться.

Животом не лезь в витрину

И не корчи рож звериных.

Не ломай здесь экспонатов —

Так не делают ребята.

Фантик на пол не бросай,

Словно это невзначай.

И. Горюнов

Приложение 2

Словарь

Археология (древ, греч. — древний и слово, учение) — историческая дисциплина (наука), изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Климатология (отклимат и логия)наука,изучающая вопросы климатообразования, описания и классификации климатов земного шара, антропогенные влияния на климат. Раннее, будучи подразделом метеорологии, относилась к географическим наукам, т.к. изучение климата сводилась к рассмотрению его с географической точки зрения.

Музейэто место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам.

Научный сотрудникобщее название ученных, занимающихся наукой, а также одна из конкретных категорий таких ученных.

Психрометр — (древ.греч. — холодный) — прибор для измерения влажности воздуха и его температуры.

Реставрация — (от латинского — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные раннее свойства.

Реставраторэто музейный доктор. Он вернёт цвет и недостающие фрагменты картине и иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения на экспозиции.

Библиографический список

  1. Воротников А.А. Литература и искусство: уникальная энциклопедия школьника / А.А.Воротников.- Минск, 1995.- 326с.

  2. Герасимова В. А. Классные часы и беседы о российской истории / В.А. Герасимова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64с.

  3. Загадки, пословицы, скороговорки / литературная обработка Г. Науменко; ил. М. Федоровской. – М.: Астрель: АСТ, 2007. — 233с.

  4. Ионина Н.А. 100 великих музеев мира / Н.А. Ионина М.: Вече, 2001. – 512с.

  5. История мировой культуры: справочник школьника.- М.: Слово, 1996.- 335с.

  6. Иванов С.П. О работе штаба Воронежского фронта в период битвы под Курском // Битва на Курской дуге. — М.: Наука, 1975. — С.58-64.

infourok.ru

Сценарий музейного занятия «Бабушкин сундучок»

Сценарий музейного занятия «Бабушкин сундучок»

Учитель начальных классов

Чёрная Е.М.

Калуга

2012год

Цели и задачи музейного занятия на тему

«Бабушкин сундучок».

Цель: формирование общей культуры детей путём вовлечения их в творческий процесс занятия с использованием форм и методов музейной педагогики на базе школьного музея семьи «Теремок»; осмысление устройства предметной среды русского дома, приобщение к истокам русской семьи с её традициями и укладом жизни.

Задачи: — организация игрового и развивающего пространства с использованием народных игрушек, предметов быта и ремесла русского народа;

— приобщение детей к истокам родной семьи, ознакомление их с предметами быта и ремесла их бабушек и прабабушек, а также с семейными обычаями и праздниками;

— воспитание у детей любви к культурному наследию своей семьи, родного края, чувства гордости за своих предков, бережного отношения к семье, к старшему поколению, способности к сопереживанию, стремления ребят к красивому, доброму, возвышенному;

— развитие познавательной активности детей, умения рассуждать, вести беседу, обобщать, сравнивать, привитие навыков творческой деятельности в театрализованных представлениях и семейных праздниках.

Сценарий музейного занятия «Бабушкин сундучок».

(Входят гости, здороваются, занимают свои места).

Учитель: Дети, садитесь на лавки. Смотрите, какие они красивые! Их изготовили и расписали наши старшие ребята. Вот на таких лавках, только пошире, усаживалась раньше большая крестьянская семья.

Чувствуете локотки друг друга? Вот отсюда и пошло выражение «чувство локтя». Что оно означает?

Ответы детей (взаимопомощь, поддержку в трудную минуту и т.д.)

Вот и мы сегодня дружно, помогая друг другу, отправляемся в путешествие в прошлое, в то время, когда ваши бабушки были маленькими, такими, как вы. А поможет совершить нам это путешествие волшебный ларец – вот этот старинный сундук.

Вот какой у нас с вами

Волшебный ларец.

Там заперт на ключ

Волшебный дворец…

Позвоним-ка в бубенец

(звонят в колокольчик)

Попадаем во дворец…

(поднимают крышку сундука)

Открывается палата,

Ну-ка, чем она богата?

(дети заглядывают в сундук)

Нет ли там чудовища?

(Дети: «Нет»)

Есть ли там сокровища?

(Дети: «Да»).

Учитель: Смотрите, здесь столько всего интересного! (Достаёт тряпичную куклу). А как ты сюда попала, куколка?

1-ый Ученик: (Берёт куклу в руки) Это моя кукла. Её зовут Наточка. Когда я была совсем маленькой, её сшила для меня моя бабушка Наташа. С этой куклой я и спала, и брала её с собой в детский садик.

Учитель: Она, наверное, была твоей любимой доченькой, ты её баюкала, пела ей песенки. Ребята, возьмите в руки эту куколку, посмотрите, какая она милая, мягкая… (Дети передают куклу из рук в руки). А современные куклы «барби» жёсткие, их и нянчить не хочется.

А теперь посмотрим на эти два красивых, старинных полотенца. Нравятся они вам?

(Ответы детей).

Я знаю, что эти полотенца подарила нам Гришина бабушка Надежда. Что ты можешь рассказать нам о них?

2-ой Ученик: Эти полотенца вышивала моя прабабушка Прасковья. В их семье росло семеро детей – пять сестёр и два брата. Все девочки с детства могли шить, вышивать, вязать кружева.

Учитель: Да, большими мастерицами были твои прабабушки! Дети, обратите внимание на вышитые узоры и орнамент этих изделий. Какие цветы здесь изображены?

(Ответы детей).

А какой орнамент вывязан на концах полотенец?

(Ответы детей).

Да, любо-дорого посмотреть. И притрагиваться к ним так приятно. Потрогайте эти полотенца. Какие они на ощупь? Хочется ли ими вытереть своё личико? Как вы думаете, почему?

(Ответы детей).

Да, они красивые, мягкие, натуральные, льняные. И ещё – они выполнены руками близких для вас людей. Выполнены с большим вкусом и с большой любовью.

А вот, посмотрите, какой замечательный рушник – так называются эти старинные полотенца – получили мы его от семьи Димы Атоманенко. Что ты расскажешь об этой вещи, Дима?

3-ий Ученик: Этот рушник – дело рук моей прабабушки Марии Корнеевны. Она родилась в 1913году и прожила всю жизнь на Украине. В семье было пятеро детей и все девочки. Они очень любили украшать одежду вышивкой. А рушники – самые красивые – вешали на иконы и настенные портреты.

Учитель: Да, ребята, вот какой неповторимой, самобытной красотой окружали себя раньше ваши родные! У нас в сундучке есть ещё какие-то старинные вещи (достаёт мужскую вышитую рубашку, женскую блузку, фартук и полотенце с маками).

Кто автор и исполнитель этой красоты?

1-ый Ученик: Это – моя прабабушка сшила рубашку своему мужу Петру и вышила её синими васильками и золотыми колосками. А себе Нина расшила блузку этими синими цветами.

Учитель: И, наверное, этот фартук (показать) бабушка Нина очень любила, видите – он потёртый местами, износился, а вышивка до сих пор радует глаз. А это что за полотенце? (Показать).

1-ый ученик: Это полотенце вышивала дочка Нины – моя бабушка Люся. Ей было 8лет, когда она сделала такой подарок своему папе.

Учитель: 8лет было девочке, которая так умело, аккуратно вышила цветы, какие, дети?

(Ответы детей (маки)).

И сделала надпись, какую?

(Ответы детей («С добрым утром»)).

Учитель: Вот какое «чудо чудное, диво дивное» жило в домах наших предков и радовало всех окружающих. Эти вещи передавались из поколения в поколение, пока не дошли до нас. Они до сих пор хранят следы тех, кто сделал их и много раз прикасался к ним. Вещь – это не только то, что мы видим и знаем о ней, но и то, что мы к ней чувствуем. Скажите, а что вы чувствуете к этим вещам?

(Ответы детей (удивление прочностью и красотой этих предметов, трудолюбием их хозяев, тем, что эти вещи не пропали, дошли до наших дней и т.п.)).

Учитель: У нас в сундуке ещё одна интересная вещь (достаёт утюг). Поступила эта вещь из семьи Лизы Сафоновой. Как вы думаете, что это?

(Ответы детей).

Учитель: Да, это утюг. Что ты можешь сказать об этом утюге, Лиза?

4-ый Ученик: Это жаровой чугунный утюг. Ему около 100лет. Пользовались им так: открывали крышечку, закладывали внутрь горячие угли, раздували их (показывает: вперёд-назад), и утюг нагревался. И тогда гладили им одежду.

Учитель: Да, ребята, попробуйте, какой тяжёлый этот утюг, как он гладит бельё. Но когда-то, очень давно, такого утюга ещё не было, и бельё гладили другим способом.

Каким? Надо расспросить об этом своих бабушек. Как и чем стирали бельё? Это задание на дом. Его можно оформить в рисунках и рассказах.

multiurok.ru

Сценарий музейного урока «Сохраним в сердцах своих, память светлую о них».

ТЕМА РАБОТЫ «Мой прадедушка герой!»

Научно исследовательская работа ТЕМА РАБОТЫ «Мой прадедушка герой!» Выполнил: Иванов Захар Яковлевич учащийся 3 «В» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной

Подробнее

Женщина легендарной судьбы Герасимова Нина Сергеевна участница ВОВ, полковник МВД, почетный гражданин города Дмитрова

Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам. И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым, Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья. Всем миром,

Подробнее

Мухин Владимир Степанович

Мухин Владимир Степанович Родился Владимир Степанович в городе Сталинске 03.03.1924 года. Проживает с. Терентьевское по улице Береговая дом 5. Восемнадцатилетним пареньком он был призван на военную службу

Подробнее

Кузнецова Анастасия

2015 год Браташев Алексей Данилович 51 гвардейская стрелковая дивизия — 156 гвардейский стрелковый полк 3 батальон (связист) 27 августа 1943 года в районе с. Любовка Краснокутского района Харьковской области

Подробнее

Познавательно — творческий проект

Познавательно — творческий проект Автор: Рощина Анастасия Викторовна Москва, 2015 г. Тип проекта: познавательно — творческий Актуальность темы: Прошло семьдесят лет с тех пор, как закончилась страшная

Подробнее

Путеводитель по сетевым ресурсам Выпуск 9

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная система г.таганрога Центральная городская публичная библиотека имени А.П.Чехова Путеводитель по сетевым ресурсам Выпуск 9 (по страницам

Подробнее

НАША ПОБЕДА. МОЯ ИСТОРИЯ.

НАША ПОБЕДА. МОЯ ИСТОРИЯ. В 2015 году наша страна отмечает 70 — лет победы над фашисткой Германией. Великая победа в Отечественной войне 1941-1945г.г. уходит в историю. Так хочется сохранить память о подвигах

Подробнее

Мой прадед прошел войну!

Мой прадед прошел войну! Биография Мой прадед Становой Борис Тимофеевич. (12.06.1922-29.09.2001гг.) Прадед родился в Краснодарском крае (село Вечное). В 1932 г. его семья переехала в аул Бжедугхабль. Здесь

Подробнее

ЕВДОКИМОВ ГАВРИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЕВДОКИМОВ ГАВРИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ Родился в 1914 году. Службу проходил в составе 250-го хлебозавода. Водитель. Участвовал в боевых операциях с июля 1941 года по июль 1942 года. ЕВДОКИМОВ ИВАН ИВАНОВИЧ Родился

Подробнее

Проект «Бессмертный полк ВПТ»

1 Проект «Бессмертный полк ВПТ» «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». В.Златоусовский Проект «Бессмертный полк ВПТ» разработан в Воркутинском политехническом техникуме по инициативе

Подробнее

Радимов Александр Иванович

Радимов Александр Иванович Дата рождения: 25.08.1925 г. Место рождения: Рязанская область, Больше- Коровинский район, д. Токарево. Дата и место призыва: 29.01.1943, Перовский ГВК, Московская обл., г. Перово

Подробнее

Солдаты Победы Очерки о разведчиках

Фонд ветеранов военной разведки РАЗВЕДКА УКРАИНЫ СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ Солдаты Победы Очерки о разведчиках ФОНД ВЕТЕРАНОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА» Левицкий Владимир Михайлович Левицкий

Подробнее

Фотография из семейного альбома

МБОУ «Ракитовская СОШ» села Ракиты Рубцовского района Алтайского края Районный конкурс сочинений «Спасибо деду за победу!», посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Сочинение Фотография

Подробнее

«Спасибо деду за победу!»

Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ «Праздник со слезами на глазах» Номинация: «История Победы — история семьи» Исследовательская работа «Спасибо деду за победу!» Автор: Максимова

Подробнее

Воспоминания о прадедушке

Овчаров Владислав Воспоминания о прадедушке Моего прадедушку звали Овчаров Иван Ефимович. Родился он в 1917 году, в Курской области, Корочанского района. Закончил сельскую школу. Потом поступил в курский

Подробнее

План работы на 2016/2017 учебный год

Историко-краеведческий музей муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 25 с углубленным изучением отдельных предметов». «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Предлагаемая программа в области патриотического воспитания молодежи представляет опыт работы общеобразовательного учреждения по одному из приоритетных и актуальных направлений системы

Подробнее

Воеводин Павел Степанович

Воеводин Павел Степанович Родился в 1913 в деревне Мулино Володарского района Горьковской области. Призван Гороховецким РВК Ивановской области в Красную Армию в августе 1941 г. Звание гвардии ефрейтор.

Подробнее

«День Победы Великий праздник»

«День Победы Великий праздник» День Победы! Праздник долгожданный Мирная небес голубизна Помнят на Земле народы, страны- В этот день закончилась война. В течение года в старшей логопедической группе «Теремок»

Подробнее

Кирсанов Павел Матвеевич

Кирсанов Павел Матвеевич 9.11.1905-1977 1 Я, Кирсанова Валерия Игоревна, учитель информатики МБОУ «Гимназия 1», хочу рассказать о своем героическом дедушке, Кирсанове Павле Матвеевиче. Разве можно иначе

Подробнее

Исследовательский проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению

Подробнее

Гражданско-правовое направление

«Утверждаю» О.В. Якушева Директор МБОУ г. Мурманска СОШ 36 Приложение к приказу директора от 10.09.2015 8 2 План мероприятий по реализации проекта по патриотическому воспитанию школьников, профилактике

Подробнее

Бендюков Николай Филиппович

Бендюков Николай Филиппович 1916-2015 Родился в Омске в 1916 году. Окончил 5 классов. Работать пошел с 15 лет. Работал в полеводстве до 1937 года. В 1937 году был призван в армию. Отслужил два года. Затем

Подробнее

Проект «Победа деда — моя Победа»

Проект «Победа деда — моя Победа» Актуальность проекта: Воины, защитники Отечества, участники Великой Отечественной войны есть практически в каждой семье, поэтому праздник День Победы считается всенародным.

Подробнее

Василий Андреевич Синдеев ( )

Василий Андреевич Синдеев (30.01.1921- ) Василий Андреевич Синдеев, родился 30 января 1921 года в селе Долгие Лески Тульской области в крестьянской семье. Кроме него в многодетной семье выросли три брата

Подробнее

docplayer.ru

Сценарий музейного урока для учащихся 3-5 классов.

Сценарий проведения музейного урока

«Путешествие в город посуды» .

Для учащихся 3-5 классов. Составитель: Даровских Татьяна Алексеевна.

Цели и задачи :

Развивать устойчивый и углубленный интерес к общению с музейными экспонатами;

1.Вырабатывать умения определять культурно-исторический контекст возникновения и бытования;

2.Воспитывать зрительскую музейную культуру;

3.Развивать чувства уважения к своей земле, ее истории, традиции и обычаям;

4.Формировать историческое сознание и музейную культуру, исследовательские навыки.

Материал: глиняные горшки, корчаги, миски, фарфоровые и фаянсовые тарелки, деревянные ложки.

Ход мероприятия:

Экскурсовод: « Здравствуйте ребята, очень приятно видеть вас в нашем музее.А вы знаете, что означает слово «музей»?

«Музей имеет корни образования от латинского и греческих языков, и обозначает- « храм муз».

В нашем музее мы храним , изучаем, показываем памятники истории, материальной и духовной культуры. Виды музеев бывают разные — научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие. Вы сегодня гости историко-краеведческого музея нашего поселка.

В нашем музее много экспонатов, они хранят много тайн, если к ним прикоснуться, то можно узнать их историю.

Сейчас мы отправимся в путешествие в необычный город-город Посуды. На протяжении нашей экскурсии мы узнаем об истории посуды, отгадаем загадки о посуде, а домашнее задание для вас будет такое: надо написать небольшой рассказ об одном из видов посуды или выполнить рисунок..

Слова «посуда» не было в Древней Руси. То , из чего можно есть, называли «судно», а то, из чего можно было пить, называли «сосуд».Очень часто, например в «Домострое», слово «сосуд» употребляли как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово «Посуда» встречается в России в 17 веке.

1.На этой улице живут горшки .Глиняная посуда появилась очень давно. Она испокон веков используется многими народами. Глина- это натуральный и экологически чистый материал. Считается, что она устраняет негативные эмоции .Более крупное производство глиняных горшков и кувшинов появилось только в 19 веке. К мастерам гончарного дела издавна предъявлялись строгие требования, они не должны были садиться за гончарный круг с плохими мыслями .Работая с глиной, мастер вкладывает в нее частичку своей души. Если он находится в плохом настроении, то посуда будет иметь плохое качество. Сегодня старинная керамическая посуда- это предмет гордости коллекционеров. Форма горшков возникла не случайно, в древности считалось, что только в горшочках продукты могут прогреться равномерно .Пища, приготовленная в такой посуде, имеет оригинальный вкус .Это объясняется тем, что материал(глина) быстро прогревается, глина отлично накапливает тепло, при этом она его медленно «отдает». Получается, что пища « томится».На Руси в горшках готовили практически все блюда. От глиняного горшка берут начало многие современные виды посуды :кастрюли, контейнеры, супницы, баночки.

2. В этом переулке живут корчаги. Корчага- это глиняный сосуд больших размеров ,который использовали как для хранения напитков, так и для их приготовления, в том числе: нагревания воды, варки пива, кваса, браги. И других напитков. Корчага представляет собой нестройный, развалистый сосуд, в полбочонка , с широким горлышком и суженным днищем .Само слово «Корчага « является очень древним, первые упоминания о ней встречаются в летописях под 997 годом, то есть с первым упоминанием о вареном меде. Старославянское слово «кърчага» родственно греческим «керамион», « керамос»(сосуд, емкость), но , скорее всего произошло от тюрского «курчук», то есть бурдюк или сосуд. Корчага могла иметь форму горшка или кувшина.Корчага как правило, не имела крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом.В печи тесто запекалось в плотную корку, которая хорошо закупоривала сосуд. В нашем музее вы можете увидеть корчаги, которым уже больше 80 лет.

3. А вот здесь живут миски .Миска- очень удобный вид столовой посуды для супа, похлебки, каши .Особенно для русской кухни, богатой супами и кашами, миска была незаменимым столовым предметом. Миски выполняли роль тарелок. Кроме простых горшков и мисок в русской избе иногда не было никакой другой посуды. Часто миски были очень большие, из них ела вся семья .В старинных книгах по этикету можно найти удивительные рассказы, как полагается есть из общей миски .Хорошей манерой считалось тщательно обтереть ложку, прежде чем снова взять суп из общей миски. Вот здесь вы можете увидеть миски, изготовленные мастерами- гончарного дела в селе Таволги , которое находится недалеко от г. Невьянска.

4.Здесь у нас живут тарелки. Тарелки- значительно позднее слово, но это самый привычный для нас вид столовой посуды. Ученые считают, что русское слово «тарелка» произошло от немецкого «талер». Об этом говорит и тот факт, что уже в 16 веке тарелку называли так : талера, тарель , торел .Впервые тарелки стали использовать для еды во Франции. Они не были похожи на современные. И даже имели четырехугольную форму. Тарелка сделана для того, чтобы каждый обедающий ел из своей посуды . Тарелка намного меньше, чем миска, и более плоская. В древней Руси и других странах иногда вместо тарелки использовали большие ломти хлеба. На эти ломти можно было положить куски мяса, рыбы .Хлебные тарелки съедались, раздавались нищим, выбрасывались собакам.

Из чего же делали тарелки. Первые тарелки из глины появились примерно 10 тысяч лет назад .Они представляли собой кусок раскатанной глины с углублением по середине .Тарелки делали из олова, меди, золота и серебра, бронзы. А вот фарфоровой тарелке всего 300 лет, когда она появилась в Европе, то ценилась дороже золота и была неслыханной роскошью даже на королевском столе .На Руси тарелки служили не только для еды, ими, например, цари награждали своих подданных.В нашем государстве только в 1740 году научились изготавливать изделия из твердого фарфора , но вплоть до конца 19 века фарфоровые тарелки были только в богатых домах. В 1989 году Матвей Сидорович Кузнецов основал в России фарфоро-фаянсовое производство посуды. Он построил несколько заводов, продукция пользовалась широким спросом. И уже в 20 веке фарфоровая посуда продавалась в России в каждом большом магазине.

Вот эти тарелки были изготовлены на одной из фабрик Кузнецова, имеется клеймо ,обратите внимание на качество. .

Существуют и декоративные тарелки, которыми украшают жилье.

5.А сейчас послушайте историю ложки .Ложки использовались в качестве столового прибора еще в древности, в древней Европе ложки в основном делали из дерева, греки вместо ложек использовали морские ракушки, в Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Затем появляется бронзовая и серебряная ложка, а затем золотая. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году.

Ложки из металла прочно вошли в европейский обиход .Алюминиевые ложки стали самыми распространенными среди простого народа также как и деревянные .Деревянные ложки изготавливались из березы, осины и клена, и со временем этот промысел в России получил широкое распространение, например, Семеновский уезд во второй половине 19 века выпускал в год до 3-х миллионов деревянных ложек .Их украшали рисунками, полировали , раскрашивали, покрывали специальным лаком. У нас собрана коллекция семеновских деревянных ложек .От большой до маленькой.

6.А вот вилка- самая молодая из собратьев по столу. Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце .Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости .Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки .Не хотела есть руками, вот и придумала. Была эта вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Приживалась вилка плохо, одно время даже считалась вредным и запрещенным предметом. Традиционно за приметами с вилкой в народе закрепили несчастье – уронить вилку считалось кануном несчастья, дурной приметой. У нас в России вилка появилась при дворе царя Алексея Михайловича, да и то только для почетных гостей .Не без помощи Петра 1 российская аристократия узнала вилку в начале 18 века. В настоящее время существует много разновидностей вилок для разных видов блюд.

Вот и закончилось наше путешествие, в следующий раз мы продолжим знакомство с другими видами посуды, а сейчас попробуйте отгадать загадки:

1 .Из меня посуду тонкую,нежно-белую и звонкую обжигают с давних пор, называюсь я ( фарфор).

2. Если я пуста бываю, про себя не забываю, но когда несу еду, мимо рта я не пройду ( ложка).

3.В земле я родился. В огне закалился.(горшок).

4.Она бывает глубока, она бывает мелка, однако это не река ( тарелка).

5.Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит. ( самовар).

А вы знаете загадки про посуду?

Понравились вам истории про посуду? Нарисуйте дома, что вам больше запомнилось или напишите небольшой рассказ.

До новых встреч в нашем музее!.

Использованная литература : Интернетресурсы.

infourok.ru

«Сценарий музейного урока «Музейные профессии»


«Музейные профессии»
Сценарий музейного урока
Аннотация. Музейный урок — «Музейные професии» разработан для детей младшего школьного возраста. Данный музейный урок является одним из первых музейных уроков, знакомящих детей в игровой форме с музейными профессиями, с их значимостью и важностью. Игровые технологии данного музейного урока активизирует познавательные процессы детей младшего школьного возраста и способствует лучшему усвоению знаний, помогают расположить ребенка к восприятию нового, доступно донести до него незнакомую информацию. Музейный урок можно проводить непосредственно в школьном музее, используя разделы экспозиции, экспонаты музея. Материалы музейного урока (загадки, игры, творческие задания, краеведческий материал) можно использовать во внеурочной деятельности младших школьников в образовательных учреждениях.
Ключевые слова:археология,музей, экспонат, профессия, научный сотрудник, хранитель, климатолог, реставрация, реставратор, гид, экскурсовод, художник, психрометр.
Цельурока: формирование у детей представлений о музейных профессиях, об их важности и значении средствами музейной педагогики.
Задачи урока: познакомить с разнообразием музейных профессий;обучать умению воспринимать предметный мир культуры;формировать представление о музее, музейную культуру;развивать словесно-логическое мышление на основе сравнения и обобщения;воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия;воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям различных профессий.
Форма проведения занятия: музейный урок — игра.
Инструментарий: презентация; карточки с новыми терминами; экспозиция школьного музея; книги учета экспонатов в школьном музее.
Методы и приемы: рассказ; показ; беседа; диалог; игра.
Ход музейного урока
1. Организационный этап.
2. Вводная часть.
Педагог:
Как обычно, в красивом здании
Где хранится кладезь знаний
Обо всем, что нас окружает
И, конечно, всегда поражает.
Здесь предметы культуры всей.
Что же это – МУЗЕЙ!
Педагог: Как вы думаете, о чем мы будим сегодня говорить?
(Ответы детей)
Педагог: Сегодня у нас необычный урок – музейный урок в школьном музее.
3. Основная часть.
Педагог: Каждый из вас когда-то посещал музей. Давайте дадим определение слова «Музей». Обратимся к «Детской энциклопедии».
(Педагог обращается к «Детской энциклопедии»
Словарная работа — «музей»)Информационная справка
Музей – это греческое слово.
Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные.
Педагог: В каким музеях нашего города Белгорода вы бывали?
(Ответы детей)
Педагог: В Белгороде 5 Государственных музеев, известных далеко за пределами нашего края. А вообще в Белгородской области около 30 музеев различных типов, каждый интересен и уникален по-своему.
Педагог: Какие музеи других городов нашей страны вы посещали?
(Ответы детей)
Педагог: А как нужно вести себя в музее?
(Ответы детей)
Педагог: Послушайте стихотворениеи определите ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ.
(Ответы детей)
Педагог: Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей.
Педагог: Как называется музейные предметы, которые можно увидеть в витринах музея?
(Ответы детей)
Педагог: Что означает волшебное слово ЭКСПОНАТ – выставленный на показ.
(Ответы детей

schoolfiles.net

Сценарий урока «Экскурсия в музейную комнату»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шадринская средняя общеобразовательная школа

Сарапульский район, д.Шадрино,
 

Сценарий урока -экскурсии в музейную комнату

(для учащихся начальных классов)


 


 

Работу выполнила:

Юшкова Татьяна Анатольевна –

зам директора по ВР,

первая квалификационная категория

2017 год
 

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Живы в памяти старшего поколения голодные и холодные годы войны. Нам надо знать о людях, подаривших нам Великую Победу! Часто на страницах газет и на телевидении современную молодежь обвиняют в бездуховности, в отсутствии ответственности. Но это не так. У нашей молодежи есть желание творить, созидать, сделать что-то полезное для своей страны. Возможно, что беседы с людьми прошедшими и испытавшими весь ужас войны, помогут, вырастить достойных людей. Одно дело слышать и читать о Великой Отечественной войне, совсем иное, когда общаешься с непосредственными участниками событий. Молодое поколение должны брать пример и гордиться своими земляками, героическими людьми. Время стирает из памяти события прошлого, да и самих свидетелей подвигов становится с каждым годом все меньше, но история Великой Отечественной войны должна остаться в памяти

Именно поэтому я сочла необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории музейной комнаты , которая имеет все эти материалы и очень хочется, чтобы её восстановили .

             Наша деревня Шадрино находился в глубоком тылу, но шадринцы  приняли самое активное участие в смертельной схватке с фашизмом. Маленькая деревня в Удмуртии дала стране 135 человек, уроженцев деревни Шадрино , которые к сожалению погибли на Великой Отечественной войне.

. Но, несмотря на то, что после разгрома фашистской Германии прошли десятки лет, в истории нашего края, отражающей вклад шадринцев в Победу, осталось еще много «белых пятен».

      Целью данной работы является отражение вклада шадринцев в Победу над фашистской Германией. Восстановление героики дней Великой Отечественной войны, увековечивание подвига шадринцев —  воинов и тружеников тыла представляется особенно актуальным к дням воспоминаний о Великой Победе 1945 года.

        Задачи:

— Собрать воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны, живых свидетелей истории;

—  Обобщить и систематизировать собранные  материалы для того, чтобы их можно было бы использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных празднованию Победы.

        Источники : музейная комната , руководителем которой является Коробейников И.С. – житель нашей деревни Шадрино который занимался сбором воспоминаний жителей деревни Шадрино — участников и очевидцев событий; данные, полученные в Совете ветеранов ; музейные и архивные материалы;

        Ценностью данной работы  является то, что  в ней собраны малоизвестные факты  из прошлого деревни Шадрино периода Великой Отечественной войны и даже опровергнуты некоторые утвердившиеся стереотипы. Руководителю музея Коробейникову Ивану Сергеевичу удалось открыть для широкой общественности  новые имена героев, собрать информацию, которая не была известна  долгие годы. 72 года отделяют нас от Победы в Великой Отечественной войне. Но, хотя война все дальше и дальше уходит в прошлое, потомки всегда будут помнить, то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину.

Немало подвигов в эти дни было совершено на нашей Российской земле. Одни из них хорошо известны, другие – остались лишь мгновениями войны. Именно о таких подвигах, вернее о людях их совершивших я хочу рассказать в своей работе.

Заключение.  

Годы войны – века памяти.      Семьдесят два года назад закончилась Великая Отечественная Война. За это время заросли травой окопы и траншеи, возродились из руин города, выросли новые поколения, изменился строй и название государства.  Но неизменным осталось чувство благодарности к тем, кто принёс долгожданную победу в мае 45-ого.   Я восхищаюсь   земляками – воинами и рада, что представилась возможность рассказать о их подвигах в годы Великой Отечественной войны. Очень важно успеть записать и сохранить воспоминания о событиях 1941-1945 годов. Ведь для будущих поколений, минувшая война – это уже история, которую мы изучаем по книгам. Поэтому я планируем продолжить работу  по изучению страниц Великой Отечественной войны и славных подвигов советских воинов. Низкий поклон  памяти отважных героев, подаривших нам Победу.

Проходят дни, но год от года,

Как взлет, как в будущее мост,

Твой подвиг в памяти народа

Встает во весь могучий рост!
 

Экскурсия в «Комнату Памяти»

Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы с вами находимся в «Комнате памяти», руководителем которой является Коробейников И.С., все экспозиции, которые вы видите, задуманы и выполнены его руками.

Сегодняшнюю экскурсию по нашей «Комнате Памяти» для вас проведу я, Юшкова Татьяна Анатольевна

30 ноября 1939 года началась Советско – финляндская война.

Она продолжалась до марта 1940 года. Красная армия победила в этой войне, но понесла большие потери. 126 тысяч красноармейцев погибли. С финской стороны погибло 24 тысячи человек. Из нашей деревни Шадрино в этой войне погибло 2 человека. На фото Советско-финляндская война


 

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

В музее находится амуниция фашистских солдат.


 


 


 

На этом стенде фотографии наших односельчан, которые с первого дня войны находились в действующей армии

С 23 июня 1941 года началась мобилизация. Многих мужчин из деревни Шадрино забрали на войну. Этот стенд посвящен мобилизации.

В первые месяцы войны Красная армия отступала, неся большие потери. На этом стенде фотографии наших односельчан, которые погибли впервые месяцы войны. Здесь вы видите диораму «Поле боя».

В начале декабря 1941 года немецкие войска были остановлены на подступах к Москве. Немецкие солдаты замерзали в суровую русскую зиму. Из-за отсутствия зимнего горючего и масел техника у них вся встала.

Сложились условия для наступления Красной Армии. Многие наши односельчане воевали под Москвой.

На разъезде Шолья в сентябре- октябре были сформированы две дивизии. Это 94-я кавалерийская и 357-я стрелковая. Эти дивизии в ноябре выехали на фронт защищать Москву. На этих стендах фотографии наших односельчан, которые воевали в этих дивизиях.

В начале сентября 1941 года Ленинград был взят немецкими войсками в кольцо, то есть полностью был окружен. 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Около миллиона жителей города умерли с голоду. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Многие наши односельчане воевали под Ленинградом.

Некоторые красноармейцы попадали в плен. Они находились в лагерях для военнопленных. Многие из них там погибли и стенд посвящен узникам концлагерей.


 

Сталинградская битва – самое крупное сражение второй мировой войны. В городе Сталинграде бои шли за каждый дом. В итоге этого сражения немецкая армия была окружена. 90 тысяч немецких солдат и офицеров попали в плен.

На стендах имеются фотографии наших односельчан, которые участвовали в Сталинградской битве.

Очень много наших солдат пропало без вести. То есть мы не знаем где и как они погибли. На этом стенде, пропавшие без вести, в 1942 году.

Летом 1943 года была Орловско – Курская битва. Было очень большое танковое сражение. Хотя Красная Армия понесла очень большие потери, но это сражение она выиграла.

На стенде фотографии наших односельчан, которые воевали на Орловско-Курской дуге.

Здесь вы видите телефонную связь Красной Армии.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Во время Великой Отечественной войны Шадринская школа была начальной

школой. Было только 4 класса. Этот стенд посвящен нашей школе.


 


 

Тяжело было на фронте, да и в тылу было нелегко. В колхозе все сельскохозяйственные работы легли на плечи женщин, стариков и детей. Всю мужскую работу приходилось делать женщинам и подросткам. Здесь вы видите некоторые орудия труда тех времен.

Зимой часть колхозников отправляли на лесозаготовки. Фронту нужна была древесина. Этот стенд посвящен тем, кто работал на лесозаготовках. На полях колхоза работала женская тракторная бригада. Здесь вы видите фотографии членов этой бригады.


 

Наши односельчане принимали активное участие в освобождении от фашистов Украины, Белоруссии, республик Прибалтики, Восточной Пруссии. Эти стенды посвящены им. Здесь и награды и документы.


 

И вот она – долгожданная победа!

Первого мая 1945 года Берлин был взят Советскими войсками. Германия была полностью разгромлена.

На этом стенде фотографии наших односельчан, которые принимали участие во взятии Берлина. Здесь лежат их награды и документы.

135 человек, уроженцев деревни Шадрино погибли на Великой Отечественной войне.


 

Сегодня мы героев вспоминали

Что нашу землю от фашистов отстояли

Велик их подвиг, вечна слава их

Они живут и будут жить в сердцах людских.

Ради счастья и жизни на свете

Ради воинов павших тогда

Да не будет войны на планете

Никогда, никогда, никогда.


 


 

Наша экскурсия завершена, спасибо за внимание.


 


 

Приложение 1

Описание творческой работы, представленной на Фестиваль

Фамилия, имя, отчество педагога: Юшкова Татьяна Анатольевна

Должность и место работы: зам. директора по ВР

Творческая разработка: урок / мероприятие по теме : урок- экскурсия в музейную комнату

Возрастная категория детей: ступень обучения – начальная / основная / средняя

Метод когнитивного обучения, использованный в разработке, метод эмпатии

В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль?

    Посредством чувственно- образных и мысленных представлений ученик пытается переселиться в изучаемый объект ,почувствовать и понять его изнутри.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *