Подготовка к олимпиаде по обществознанию 9 класс – Олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) по теме: Вопросы подготовки к олимпиаде по обществознанию 9-10-ых классов | скачать бесплатно
Олимпиада по обществознанию 9 класс
Материал олимпиады подготовила учитель истории
Конобевцева Лилия Николаевна
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18
I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП
Обществознание
9 класс
(90 минут)1 вариант
Блок1.
1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:
а) свободой слова
б) свободой совести
в) свободой веры
г) свободой передвижения
д) свободой собраний
3. Что пропущено в данном ряде: норма, дозволение, предписание, _____?
А) Закон
Б) Обряд
В) Запрет
Г) Право
3. Совокупность социальных институтов называется:
А) социальная стратификация
Б) социальная организация
В) социальная система
Г) социальная структура общества
4. Товар, способный своим трудом создавать другие товары-это
А) предметы труда
Б) средства производства
В) человек
Г) рабочая сила
5. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?
а) Экономической
б) Социальной
в) Политико-правовой
г) Духовной
д) Ни к одной из выше перечисленных
6. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет:
А) рынок товаров Б) рынок идей в) рынок ценных бумаг в) рынок услуг
7. Мораль от права отличается тем, что:
А) регламентирует в основном имущественные отношения
Б) регулирует все межличностные отношения
В) регулятором ее исполнения выступает государство
Г) регулирует административные отношения
8. Способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение людей — это:
а) Плюрализм
б) Насилие
в) Эффективность
г) Власть
9. Как называется комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний и включающая в себя практическую деятельность юристов и систему их подготовки?
А) Право
Б) Политология
В) Экономика
Г) Юриспруденция
10. Авторитаризм, тоталитаризм, демократия-это
А) формы государства
Б) формы правления
В) формы народного представительства
Г) формы политических режимов
11.Процесс гуманизации образования предполагает:
а) соблюдение устава школы
б) обязательное среднее образование
в) учет потребностей и интересов учащихся
г) обучение в две смены
12. Деньги — это:
а) финансовый актив, используемый для совершения сделок
б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг
в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа
г) все ответы верны
итого 12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.
Блок 2.Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».
1. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.
_______
2. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.
_______
3. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.
_______
4.К признакам любого государства относится:
а) уважение к законам
б) наличие парламента
в) унитарное устройство
г) наличие публичной власти
Блок4. Заполните пропуски
:1. Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .
2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Блок 5. Ответь на вопросы.
Вопрос 1
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.
Вопрос 2
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.
Блок 6.Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
Способность человека, переселение, критическая оценка собственных поступков, большие группы людей, переживание несоответствия своего поведения должному, перемещение.
1.-……………………………………………………………………………………………………………………………..
2.-……………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею. Участвующая в борьбе за власть, деятельность.
1-………………………………………………………………………………………………………………………………….
2.-………………………………………………………………………………………………………………………………..
Блок 7.
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов изпредложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть
и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Экономический ____(А) – это период колебания деловой активности. Он имеет
4 основные фазы: подъём, пик, ___(Б), дно. В период фазы подъёма резко
увеличиваются объёмы производства, растут цены и ___(В), ____(Г)
сокращается до естественного уровня. В точке пика экономика
«перегревается», ___(Д) переполнен товарами, а покупательская активность
населения низка. Предприятия же, не получающие ту ___(Е), на которую они
рассчитывали, оказываются неспособны погашать свои кредитные ___(Ж)
перед банками. Наступает период массового ___(З) фирм, растёт уровень
безработицы. Во время депрессии сокращается падение объёмов производства
Список терминов:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18
I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП
Обществознание
9 класс
(90 минут) 2 вариант
Блок 1.
1. Что является отличительной чертой индустриального общества?
а) приоритет ценностей коллектива
б) превращение науки в общественный институт
в) низкая социальная мобильность
г) широкое использование компьютерных технологий 2. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?
а) Смешанная республика
б) Парламентарная республика
в) Конституционная монархия
г) Дуалистическая монархия
д) Федеративное государство
е) Демократическое государство
3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары- это:
А) предметы труда б) средства производства в) человек г) рабочая сила.
4. Понятие «классовая борьба» ввели в употребление:
А) французские историки конца 18 века
Б) английские экономисты начала 19 века
В) социалисты-утописты
Г) К. Маркс и Ф. Энгельс
5. Интуиция — это:
а) чувственное познание
б) познание сверхъестественного
в) способность предвидения
г) непосредственное схватывание сущности вещи
6. Единство территории, языка, культуры, экономического уклада жизни являются признаками:
А) нации б) государства в) класса г) племени.
Поведение, которое не соответствует социальным нормам называется:
А) ненормальным б) аномальным, в) традиционным г) отклоняющимся.
К основным видам экономических отношений относят
1)труд
2)предпринимательство
3)производство
4)распределение
5)творчество
6)обмен
9 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.
10. высшим органом исполнительной власти в нашей стране является:
А) Министерство иностранных дел РФ
Б) Администрация Президента РФ
В) Верховный суд РФ
Г) Правительство РФ
11.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства
12. К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Блок 2. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».
1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
_______
2. Общество относится к саморазвивающимся системам.
_______
3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности._______
Блок3. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.
Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны
Блок 4. Заполните пропуски:
1. Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является ________________ .
Политическая __________________ — это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.
Блок 5.Ответь на вопросы.
1.Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
2.Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.
Блок 6.Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
Форма, денежные доходы, систематизация, роспись, законы, одна из областей, регулирующие, определенный срок, нормативные акты, государство, общественные отношения, расходы, иные, составляемая.
1-…………………………………………………………………………………………………………………………………
2-……………………………………………………………………………………………………………………………….
Группы населения, направленный, конкуренция, мотив, иностранная, истребление, расовый, другой, защита, национальный, государство , религиозный, отдельный, или, политика, экономический, национальная политика.
1-……………………………………………………………………………………………………………………………………….
2-……………………………………………………………………………………………………………………………………….
Блок 7. 15. Вставьте пропущенные слова.
В РФ свободное и добровольное участие граждан в выборах на основе всеобщего, _____ и _____ избирательного права при тайном голосовании.
А) Прямого
Б) Равного
В) Законного
Г) Народного
infourok.ru
Олимпиада по обществознанию 9 класс, задания с ответами
На этой странице мы составили задания, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде по обществознанию. Представленный комплект тренировочных заданий можно использовать на уроке в 9 классе, тем самым дав учащимся возможность актуализировать и систематизировать ранее пройденный материал, а также определить, насколько хорошо они готовы к олимпиаде.
Для подготовки к олимпиаде ученикам предлагается ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий. Чтобы школьники смогли использовать материалы с этой страницы самостоятельно, задания олимпиады по обществознанию дополняются правильными ответами и решениями.
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
А) создание славянской азбуки
Б) подсечно-огневое земледелие
В) сбор дани с подвластных племен
Г) написание свода законов «Русская правда»
2.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства
3.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость
А) верно только первое суждение
Б) верно только второе суждени
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
4.Общество – это
А) часть света или территория, на которую распространяется суверенитет государства,
Б) политическая организация, состоящая из органов власти,
В) социальная организация жизни людей в стране.
Г) один из видов этноса
5.К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня
6.Человека от животного отличает
А) инстинкт самосохранения
Б) наличие чувств
В) забота о потомстве
Г) способность трудиться
7.К практической деятельности относится
А) производство материальных благ
Б) познание законов развития природы
В) формирование религиозных представлений о мире
Г) сочинение музыки
8. Верны ли следующие суждения о познании?
Сознание управляет нашими контактами с внешним миром.
Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга.
А) верно только первое суждение
Б) верно только второе суждение
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
9. Философ Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”. В чем смысл этого высказывания?
А) я знаю о своем незнании
Б) я ничего не знаю
В) я знаю мало
Г) я хочу все знать
10. Дополните приведенный перечень биологических потребностей человека: в сне, заботе о потомстве, в поддержании теплового баланса, …:
А) в общении отдыхе
Б) в уважении
В) в труде
Г) в воздухе
Открытые вопросы
Вопрос 1
Заполните пропуски:
А) Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется … .
Б) Не является … действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Вопрос 2
Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
Вопрос 3
Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.
Вопрос 4
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.
Вопрос 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | В | В | В | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | Г | А | В | А | Г |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:
А) валовой внутренний продукт
Б) преступлением
Ответ на вопрос 2:
Федеративные государства
Ответ на вопрос 3:
Вооруженные силы
Ответ на вопрос 4:
контрибуция, т.к. не является видом личного дохода
Ответ на вопрос 5:
обмен, т. к. не является фактором производства
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токареваruolimpiada.ru
Олимпиада по обществознанию для 9 класса – ФГОС online
Обществознание 9 класс
Лимит времени: 0
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 9
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
-
Вы ответили правильно на все вопросы олимпиады и заняли 1 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 1 степени по этой ссылке!
-
Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 2 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 2 степени по этой ссылке!
-
Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 3 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 3 степени по этой ссылке!
-
Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады! Вы можете заказать изготовление персонального диплома участника олимпиады по этой ссылке!
- С ответом
- С отметкой о просмотре
fgosonline.ru
Олимпиада по обществознанию с ответами 9 класс
Школьная олимпиада по обществознанию для учащихся 9 класса. 2017 г.
Митина Т.М.-учитель истории
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Последовательно выполняя задания, выберите ответ и запишите по образцу:
1 – б.
1. Сфера жизни общества, элементами которой являются отношения в процессе производства материальных благ, называется:
А) экономической
Б) технической
В) базисной
Г) технологической
2. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:
А) подчинением природы обществу
Б) взаимной независимостью природы и общества
В) взаимным влиянием природы и общества
Г) полным подчинением общества природе
3. К духовной сфере жизни общества непосредственно относится:
А) принятие кодекса законов о труде
Б) введение правил, облегчающих открытие предприятий малого бизнеса.
В) поведение поэтического конкурса
Г) рост городского населения
4. В индустриальном обществе в отличие от аграрного:
А) развивается денежное обращение
Б) решающую роль играют церковь и армия
В) преобладает промышленное производство
Г) особое значение приобретают личные качества людей, занятых в производстве
5. К отличительным признакам правового государства относится:
А) наличие профессионального аппарата управления
Б) верховенство права
В) существование законодательного органа
Г) суверенность государства
6. Лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей – это:
А) личность Б) подданный В) гражданин Г) индивид
7. В каком году была принята первая Советская Конституция?
А) 1918 Б) 1922 Г) 1924 Д) 1977.
8. Несовершеннолетний согласно международному и российскому законодательству – это лицо до достижения им возраста:
А)14лет Б)15лет В)16лет Г)18лет
9. Какое из перечисленных прав является личным?
А) право на жизнь Б) право избирать и быть избранным В) право на частичную собственность Г) право на труд.
10. Движение от высшего к низшему, процессы деградации характерны для …
А) революции Б) прогресса В) регресса Г) перестройки
Часть В
При выполнении заданий части В после номера задания напишите ваш ответ.
а) Заполните пропуски.
1. в истории человечества известны две основные формы правления. Это ___________
2. форма национально-государственного устройства РФ называется: _________________
3. система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической властью называется ________
4. один из важнейших институтов общества; сфера общественного сознания, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное, называется_____________
5. художественное творчество в целом называется___________
6. прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения называется__________
7. социальная группа, в которой человек обязан исключительно своим рождением называется________
8.полезная деятельность, выполненная за деньги называется_______________
9, подкрепленное натуральной возможностью желание, намерение производителя (продавца) предложить к продаже свои товары называется________
10. высший этап развития человечества называется__________
б) Свободный ответ.
«Не хлебом единым жив человек» (Библия)
Объясните слова из Библии.
Сформулируйте не менее двух суждений.
Ключ и оценка работы.
а
в
в
в
б
в
а
г
а
в
за каждый ответ 1 балл
часть В.
А) Заполните пропуски
1. монархия и республика
2. федерация
3. политический режим
4. религия
5. искусство
6. коррупция
7. каста
8. услуга
9. предложение
10. цивилизация
За каждый ответ 1балл
Б) Свободный ответ.2балла
Оценивается по 3 критериям:
Использование обществоведческих понятий, выражение собственного мнении, аргументация собственной позиции.
multiurok.ru
Олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) на тему: Олимпиада по обществознанию 9 класс. Школьный этап.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
2015 – 2016 учебный год
Время выполнения 60 минут.
1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1. Выберите из списка большие социальные группы:
1) семья;
2) сословия;
3) общественные классы;
4) этнические общности;
5) школьный класс.
2. Определите признаки правового государства:
1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;
2) наличие конституции;
3) принцип разделения властей;
4) верховенство права над институтами власти;
5) законотворческая деятельность.
2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,
воздушно-десантные войска.
3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию:
Авторский гонорар, квартальная премия, заработная плата, контрибуция,
дивиденды по акциям.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,
если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной
политики и осуществляет руководство обороной страны.
2. Одной из причин безработицы является изменение потребительского
спроса на товары и услуги.
3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и
всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.
4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у
людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные
развлечения.
Ответ:
6.Решите задачу.
Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?
7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:
Примеры Структурные элементы
А) государство 1)политический институт
Б) реформирование 2)политический процесс
В) общественные движения
Г) демократизация
Ответ:
8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
Ответ внесите в таблицу.
Прежде всего в сфере социального ______(А) исследователь сам
является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку ______(Б) , а особую форму ______(В) . Другими словами, в отличие от ______(Г) и ______(Д) наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий ______(Е) . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее ______(Ж) эпохи, так и представления тех социальных ______(З) и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундаментальная проблема возможности ______(И) познания в области социальной науки, являющаяся ______(К) и по сей день.
Список терминов
1. внешний 9.естественный
2. дискуссионный 10.мировоззрение
3. внутренний 11.гуманитарный
4. субъект 12.группа
5. объект 13.познание
6. технический 14.объективный
7. самопознание 15.субъективный
8. социальный 16.неисследованный
9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
I. Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю — проведут тебя простухи,
Я знаю — пропадешь с такой, любя,
Я знаю — пропадают с голодухи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?
б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.
2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате данного вида познавательной деятельности?
3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом
данного вида познавательной деятельности?
б) Дайте его определение.
10. Решите кроссворд.
По горизонтали:
3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.
5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.
6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью.
8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
10. Единичный представитель человеческого рода.
11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества.
По вертикали:
1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.
2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.
4. Приспособление человека к окружающему миру.
7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.
8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
9. Человек, находящийся вне своей социальной группы.
Ответы.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
9 КЛАСС.
1.Ответы:
1 | 2 |
234 | 134 |
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 4 балла.
2. Ответ: Вооруженные силы.
2 балла за верный ответ.
3. Ответ: контрибуция, т.к. не является видом личного дохода.
2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
4. Ответ: обмен, т.к. не является факторами производства
2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
5. Ответы:
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задние 4балла.
6.Ответ: отказ продавца правомерен, так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену. Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д. До 3-х баллов за максимально полный ответ.
7.Ответы:
По 0,5 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 2 балла.
8. Ответ:
Прежде всего в сфере социального познания исследователь сам
является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку объекта, а особую форму самопознания. Другими словами, в отличие от естественных и технических наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий субъект. Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее мировоззрение эпохи, так и представления тех социальных групп и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом
обусловлена фундаментальная проблема возможности объективного
познания в области социальной науки, являющаяся дискуссионной и по сей день.
По: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе.
10 верных вставок – 7 баллов
9 верных вставок – 6 балла
8 верных вставок – 5 балла
7 верных вставок – 4 балла
6 верных вставок – 3 балл
5 верных вставок – 2 балл
4 верных вставок – 1 балл
0-3 верных вставок – 0 баллов
Всего за задание — 7 баллов.
9. Ответ:
1. а) Самопознание 1 балл.
б) Это изучение личностью собственных психических и физических
особенностей, осмысление самого себя. До 2-х баллов.
2. Самооценка 1 балл
3. а) Я-концепция 2 балла б) Я-концепция – относительно устойчивое, в
большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной
форме представление человека о самом себе. До 2-х баллов.
Максимум за задание 8 баллов
10.Ответы.
По горизонтали:
3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)
5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).
6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)
8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суждение).
10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).
11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества (Акция).
По вертикали:
1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость (Конфедерация).
2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).
4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).
7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Философия).
8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).
9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маргинал).
Максимум за задание 12 баллов
Всего: 46 баллов
Критерии оценивания.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
9 КЛАСС.
1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1. Выберите из списка большие социальные группы:
1) семья;
2) сословия;
3) общественные классы;
4) этнические общности;
5) школьный класс.
2. Определите признаки правового государства:
1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;
2) наличие конституции;
3) принцип разделения властей;
4) верховенство права над институтами власти;
5) законотворческая деятельность.
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 4 балла.
2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,
воздушно-десантные войска.
2 балла за верный ответ.
3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию:
Авторский гонорар, квартальная премия, заработная плата, контрибуция,
дивиденды по акциям.
2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.
2 балла за верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,
если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной
политики и осуществляет руководство обороной страны.
2. Одной из причин безработицы является изменение потребительского
спроса на товары и услуги.
3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и
всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.
4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня у
людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные
развлечения.
Ответ:
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задние 4балла.
6.Решите задачу.
Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?
До 3-х баллов за максимально полный ответ.
7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:
Примеры Структурные элементы
А) государство 1)политический институт
Б) реформирование 2)политический процесс
В) общественные движения
Г) демократизация
Ответ:
По 0,5 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 2 балла.
8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
Ответ внесите в таблицу.
Прежде всего в сфере социального ______(А) исследователь сам
является частью изучаемой реальности, в силу чего социальное познание представляет собой не изучение внешнего человеку ______(Б) , а особую форму ______(В) . Другими словами, в отличие от ______(Г) и ______(Д) наук, в самом объекте социального исследования изначально присутствует и сам познающий ______(Е) . Из этой особенности вытекает, что на исследовательские результаты в этой сфере неизбежно оказывает влияние как общее ______(Ж) эпохи, так и представления тех социальных ______(З) и классов, к которым принадлежит сам исследователь. Этим фактом обусловлена фундаментальная проблема возможности ______(И) познания в области социальной науки, являющаяся ______(К) и по сей день.
Список терминов
1. внешний 9.естественный
2. дискуссионный 10.мировоззрение
3. внутренний 11.гуманитарный
4. субъект 12.группа
5. объект 13.познание
6. технический 14.объективный
7. самопознание 15.субъективный
8. социальный 16.неисследованный
10 верных вставок – 7 баллов
9 верных вставок – 6 балла
8 верных вставок – 5 балла
7 верных вставок – 4 балла
6 верных вставок – 3 балл
5 верных вставок – 2 балл
4 верных вставок – 1 балл
0-3 верных вставок – 0 баллов
Всего за задание — 7 баллов.
9. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
I. Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю — проведут тебя простухи,
Я знаю — пропадешь с такой, любя,
Я знаю — пропадают с голодухи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
1. а) Проблемы какого вида познавательной деятельности поднимает Франсуа Вийон?
б) Дайте определение данному виду познавательной деятельности.
2. Как называется оценочный результат, который личность получает в результате данного вида познавательной деятельности?
3. а) Как называется целостный образ, являющийся результатом
данного вида познавательной деятельности?
б) Дайте его определение.
1. а) Самопознание 1 балл.
б) Это изучение личностью собственных психических и физических
особенностей, осмысление самого себя. До 2-х баллов.
2. Самооценка 1 балл
3. а) Я-концепция 2 балла б) Я-концепция – относительно устойчивое, в
большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной
форме представление человека о самом себе. До 2-х баллов.
Максимум за задание 8 баллов
10. Решите кроссворд.
По горизонтали:
3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.
5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям.
6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью.
8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
10. Единичный представитель человеческого рода.
11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общества.
По вертикали:
1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.
2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг.
4. Приспособление человека к окружающему миру.
7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.
8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
9. Человек, находящийся вне своей социальной группы.
Максимум за задание 12 баллов
Всего: 46 баллов
nsportal.ru
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 КЛАСС
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
9 КЛАСС
Часть А. Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ № 1-15)
(Время выполнения 25 минут)
1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
создание славянской азбуки
подсечно-огневое земледелие
сбор дани с подвластных племен
написание свода законов «Русская правда»
2.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
формированием рыночной экономики
ограничением социальной мобильности
расширением возможностей массовой коммуникации
организацией массового промышленного производства
3.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
4.Общество – это
1) часть света или территория, на которую распространяется суверенитет государства,
2) политическая организация, состоящая из органов власти,
3) социальная организация жизни людей в стране.
4) один из видов этноса
5.К числу социальных последствий НТР относится:
1) уменьшение среднего класса
2) снижение затрат на образование
3) рост требований к подготовке специалиста
4) увеличение продолжительности рабочего дня
6.Человека от животного отличает
инстинкт самосохранения
наличие чувств
забота о потомстве
способность трудиться
7.К практической деятельности относится
производство материальных благ
познание законов развития природы
формирование религиозных представлений о мире
сочинение музыки
8. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Сознание управляет нашими контактами с внешним миром.
Б. Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
9. Философ Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”. В чем смысл этого высказывания?
1) я знаю о своем незнании
2) я ничего не знаю
3) я знаю мало
4) я хочу все знать
10. Дополните приведенный перечень биологических потребностей человека: в сне, заботе о потомстве, в поддержании теплового баланса, …:
1) в общении отдыхе
2) в уважении
3)в труде
4) в воздухе
11. Принц Уэльский – это статус:
1) экономический
2) политический
3) предписанный
4) достигаемый
12. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку?
1) православные
2) украинцы
3) русские
4) москвичи
13. Верны ли суждения о социальных конфликтах?
А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит соперничество.
Б. При частичном разрешении конфликта сохраняются условия для его продолжения.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
14. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется
1) совместной деятельностью
2) наличием общей цели
3) совместным принятием решений
4) общностью быта
15. Петров идет на выборы в Государственную Думу, он играет социальную роль
1) труженика
2) покупателя
3) семьянина
4) гражданина
Часть В. Задания с кратким ответом. (Время выполнения 10 минут).
1 задание. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общества, три последующие – политическую сферу общественной жизни. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
Инфляция
Победа на выборах оппозиционной партии
Митинг в защиту Конституции
Снижение темпов промышленного роста
Введение налога с продаж
Учредительный съезд партии
Ответ: ________________________.
2 задание. В приведенном ниже списке указаны черты сходства и различия племени и нации. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) относится к этнической общности
2) является ступенью в формировании этносов
3) включает различные роды и кланы
4) объединяется устойчивыми экономическими связями
Ответ:
Черты сходства | Черты различия | ||
3 задание. Заполните пропуски в схеме:
монархия
абсо-лютная
сме-шанная
Задание 4. Дайте определение следующим понятиям:
Правоспособность –
Суверенитет –
Культура –
Консерватизм –
Физическое лицо –
Часть С. Работа с текстом. (Время 30 минут).
Межнациональные конфликты в современной России
«Россия – огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипуляции сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»…
Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по разному… Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и самое главное на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.
В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде».
(Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Г. Кадрия, И.П. Савченко, В.А.Шаповалов)
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.
Ответы
Часть А. максимум 15 баллов
№задания | ответ | балл |
1 | 2 | 1 |
2 | 3 | 1 |
3 | 3 | 1 |
4 | 3 | 1 |
5 | 3 | 1 |
6 | 4 | 1 |
7 | 1 | 1 |
8 | 3 | 1 |
9 | 1 | 1 |
10 | 4 | 1 |
11 | 3 | 1 |
12 | 4 | 1 |
13 | 2 | 1 |
14 | 3 | 1 |
15 | 4 | 1 |
Часть В. Максимум 15 баллов
1 задание ответ: 1, 4, 5, 2, 3, 6 – 2 балла, если допущена перестановка цифр – 0 баллов.
2 задание ответ: 2 балла, если допущена перестановка цифр – 0 баллов.
3 задание ответ: формы правления, республика, президентская, парламентская, смешанная, конституционная — 6 баллов, за правильный ответ по 1 баллу.
4 задание -1 балл за правильный ответ
Черты сходства | Черты различия | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Часть С. Максимум 10 баллов
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие социальные условия, сложившиеся с распадом СССР: дискредитация старой системы ценностей в глазах молодежи новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не внедрились в массовое сознание | |
Названы два условия | 2 |
Названо одно условие | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ может отражать следующие последствия: — межнациональные конфликты ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты; -межнациональные конфликты воздействуют на общество и молодых людей, подпитывая в них агрессию; -насилие становится фактом общественного сознания (подозрительность, страх и т.п.) — ситуация в обществе становится трудноуправляемой, непредсказуемой | |
Названы три последствия | 2 |
Названы два последствия | 1 |
Названо одно последствие ИЛИ ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие примеры: сотрудничество (совместная работа) представителей разных народов России в решении важных социальных проблем; межнациональное общение в быту, повседневной жизни. Трудовой деятельности, основанное на взаимном уважении; развитие и взаимное влияние национальных культур; рост числа межнациональных браков. Могут быть приведены иные имеющие основания примеры | |
Приведены три примера | 3 |
Приведены два примера | 2 |
Приведен один пример | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть сформулированы следующие принципы: 1) доброжелательность 2) интерес к национальным ценностям других народов; 3) поиск оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества; 4) отказ от националистических и сепаратистских идей; 5) отказ воспринимать непроверенную негативную, порой клеветническую информацию о другом народе 6) отказ от методов насилия и угроз | |
Правильно сформулированы три принципа | 3 |
Правильно сформулированы два принципа | 2 |
Правильно сформулирован один принцип | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Максимум 40 баллов
kopilkaurokov.ru
Олимпиада 9 класс по обществознанию
Школьный этап. 9класс. (Время выполнения 1 час20 мин.)
Уважаемый участник олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания школьного тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний.
Успеха Вам!
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий.
1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.
1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.
1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.
1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.
1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.
1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ
____________________________________________________________________________________________
2.2. Православие, католицизм, протестантизм
____________________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,
несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной _________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.
4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские способности.
4.2. Буржуазия — класс; кшатрии — каста; дворянство — ______________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
1. Темп речи
5. Постоянное несогласие со сверстниками
9. Участие инвалида в спортивных соревнованиях
2. Доведение дела до конца
6. Обливание холодной водой
10. Ежедневное соблюдение режима дня
3. Решительность
7. Целеустремленность
11. Самокритичность
4. Обжорство
8. Мимика
12. Трудолюбие
Черты характера человека
Волевые действия человека
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов
6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?
_________________________________________________________________________________
6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.
ХХ в.
Неправительственные
Массовый
индустриальный
Информация
Власть
Государственный
Земля
Насилие
Общение
XIX в.
Политический
СМИ
Убеждение
понятие
Знание
Правительственные
Информационный
военная сила
ценность
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.
Основные группы прав и свобод
Права и свободы
личные права
политические права и свободы
социально-экономические права
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
5
4
3
1
11
10
9
8
7
6
2
9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера
Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Определение ___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов
10. Уважаемые участники!
Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
За задание 5 баллов.
Темы
«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)
«Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)
«Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)
«Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)
«Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)
«Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б. Франклин)
«Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца». (А. Камю)
«Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)
«Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
«Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г. Белинский)
«Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)
«Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)
Максимальное количество баллов — 75
СПАСИБО!
Ответы и критерии оценивания школьного этапа олимпиады по обществознанию для учащихся 9 класса
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов
3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие ответственность.
4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балл
4.1. Капитал. 4.2. Сословие.
5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов
Черты характера человека
Волевые действия человека
3, 7, 11,12
2, 6, 9, 10
6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)
6.2. Да. ( 1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории Российской Федерации.) (2 балла).
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни
8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.
Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Основные группы прав и свобод
Права и свободы
личные права
право на свободу совести (4), право на благоприятную окружающую среду (2).
политические права и свободы
право избирать и быть избранным (3),право на собрания и манифестации (5), право на свободу слова (7).
социально-экономические права
право на образование (1), право на отдых (6), право на жилище (8), право на доступ к культурным ценностям (9), право на труд (10), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (11).
9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов
1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8. Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.
Глобализация — ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.
10. Эссе.
№
Критерии оценивания эссе
Баллы
К1
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
2
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
0
К2
Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией.
1
Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная позиция не представлена.
infourok.ru