cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сборник контрольных работ по русскому языку – Сборник контрольных работ по русскому языку

Сборник контрольных работ по русскому языку

Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение.

Друзья

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание

  1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.

  2. Прочитайте слова.

Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга, друзья, Юрий.

1 вариант. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

  1. Вспомни, какие бывают орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.

Живут, шина –

Часы, щавель –

Чудо, щупальца –

Ночка, ручной –

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают осенние листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделите для переноса.

  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи.

  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.

Зимний холод

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слово для справки:

постоянно.

Грамматическое задание

  1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистое.

  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

  2. Разберите по составу слова: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки

    .

  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Декабрь

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

(Так же необходимо чётко проговорить окончания в словах: веселая, пушистые.)

Грамматическое задание

  1. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье,

    вариант 2 – десятое.

  2. Разберите по составу слова: осинка, переход.

  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Село Юрьево

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1.Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2.Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3.Разберите по составу слова:

рыбка, тишина, лесной.

Контрольный диктант по теме «Части речи.

Имя существительное»

Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

  3. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1.Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.

2.Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

3.Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

  3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

Степь.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

  3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

Критерии оценивания:

Диктант:

«5» –ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке или при одном исправлении можно ставить).

«4» –ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм (2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.).

«3» –ставится, если допущено 3 – 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно (3 –4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках).

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматическое задание.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда учащийся обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если учащийся обнаруживает осознанное усвоение правил,

умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если учащийся обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если учащийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему: Сборник контрольных работ по русскому языку за 4 класс.

Вариант №1

 1.Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков:

  1.  янтарь                              3) объезд
  2. салют                               4)  день

 2. Отметь имя прилагательное, которое можно употребить со словом весло.

       1)        новое                            3) светлое    

       2)        густое                           4) высокое

3.   Синонимы – это

      1)        слова, противоположные по значению

      2)        слова, одинаковые по звучанию

      3)        слова, близкие по значению

      4)        слова, имеющие несколько значений

  4. Укажи ряд, где первым записано слово с приставкой, а вторым – с предлогом.

        1) (за)крыл (за)навес            3) (по)бежал (по)улице

        2) (при)гласил (при)ятеля   4)(в)косу (в)плели (ленту)

   5. В каком ряду во всех словах на  конце пишется мягкий  знак?

       1)        чертёж…, бежиш…                  3)        доч…, идёш…

       2)        береч…, пляж…                        4)        мыш…, луч…

   6. Отметь слово, в котором допущена ошибка.

         1) окрестность                             3) прекрасный

         2) опастный                                  4) властный

7. С каким способом действия при определении написания безударного личного окончания глагола ты согласен?

      1)        (он) держ…т – глагол 1 спряжения, так как неопределённая форма держать, поэтому держет

     2)        (они) забыва…т – глагол 1 спряжения, так как неопределённая форма забывать, поэтому забывают

    3)        (ты) стел…шь – глагол 2 спряжения, так как неопределённая форма стелить, поэтому стелишь

    4)        (он) держ…т – глагол 1 спряжения, так как неопределённая форма держать, поэтому держет

 

 8.В каком ряду оба существительных относятся ко второму склонению?

       1)        волна, леденец                                      3)        тетрадь, портфель    

       2)        окно, пугало                                          4)        бегемот, птица

9. В предложении Весной наша река выходит из берегов. глагол употреблён в форме:

       1)        неопределённой                          3)        настоящего времени      

       2)        прошедшего времени                 4)        будущего времени

10. Укажи словосочетание, в котором неправильно определён падеж имени прилагательного.

       1)        у бурого медведя (Р.п.)                 3)в бурном море (П.п.)

      2)        из свежей рыбы (Р.п.)                   4)о милой родине (В.п.)    

 11. Продолжи предложение так, чтобы в нём были однородные члены.

        Течение подхватило льдину___________________________________________________

 

 12. Перепиши предложения, вставляя подходящие слова.

      На улице появился (сторож, страж) порядка

      В нашем городе есть православные (храмы, хоромы)

      (Головная, главная) машина колонны свернула направо.

 

 

Вариант №2

 1. . Отметь слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.

        1)          народ                            3) воробьи

       2)         съезд                             4) вьюга

 2. Какое из слов является формой слова  горка?

      1)        гора

     2)        горный

     3)        горкой

     4)        горочка

3. Найдите синоним к слову  равнодушный:

           1)   участливый                           2) недружелюбный

           3)   безразличный                       4) решительный  

 4. В каком слове нет приставки ПО-

1) покрывало                               3) подхватить

2) подарок                                   4) поделка

 

  5. В каком  ряду  во всех словах на  конце  пишется  мягкий  знак?

      1)        печ…, уж…                             3)мелоч…, ёж…

      2)        мощ…, молодёж…                 4)борщ…, реч…

 

 6.        В окончании какого слова не пишется  буква Е?

1)  зимн…м лесом

2)  син…м шариком

3)  в весенн…м саду

4)  широк…м мостом

 

 7.В каком ряду оба глагола относятся ко 2 спряжению?

      1)        стелить, клеить

      2)        смотреть, строить

 

      3)        думать, лепить

     4)        петь, гулять

8. Число и падеж верно определены у слова…

     1)        в инее - единственное число, родительный падеж

     2)        из стали – единственное число, предложный падеж

     3)        на рояле – единственное число, предложный падеж

     4)        у школы – единственное число, винительный падеж

 

 9. Отметь словосочетание, в котором имя существительное женского рода, 3 склонения, в форме творительного падежа

      1)        гордиться книгой

      2)        любуется молодёжью

     3)        пятно на скатерти

     4)        боится мыши  

10. Укажи словосочетание, в котором неправильно определён падеж имени прилагательного.

     1)        по зимней дороге (Д.п)

     2)        в глубокий сугроб (В.п.)

     3)        от близкого друга (Р.п.)

     4)        ранним утром (П.п.)

   11.Продолжи предложение так, чтобы в нём были однородные члены.

        Медведь отъелся за лето_____________________________________________________

 

 12. Вставьте  название животных в известные фразеологизмы:

Покупать ___________________ в мешке

Писать как ____________________ лапой

         

         

 

nsportal.ru

Сборник контрольных работ и диктантов по русскому языку

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДИКТАНТОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор: С.А. Проскурякова, преподаватель ГБОУ СПО «Колледж градостроительства и сервиса №38» города Москвы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………

3

Диагностический диктант ……………………………………………

4

Диктанты по орфографии …………………………………………….

5

Диктанты по пунктуации …………………………………………….

18

Критерии оценки ……………………………………………...………

26

Литература …………………………………………………………….

27

Введение

Сборник контрольных работ и диктантов может быть использован для работы с обучающимися первого курса учебных учреждений СПО, а также с абитуриентами на подготовительных курсах. В нем реализуется идея систематического повторения наиболее трудных разделов орфографии и пунктуации русского языка.

Сборник начинается с небольшого диагностического диктанта, позволяющего определить уровень практической грамотности обучающихся. Для удобства поиска каждый материал сопровождается указанием соответствующей темы учебного курса. Некоторые словарные и текстовые диктанты имеют грамматическое задание. С учётом не очень высокого уровня языковой подготовки обучающихся диктанты и задания имеют сравнительно небольшой объём.

Исходя из конкретных условий образовательного процесса, можно использовать один и тот же материал как для разных видов обучающих работ, так и для контроля знаний.

Диагностический диктант.

На озере

Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот ветреный день, особенно у леса. Вдали часто среди волн вздымались и опадали белые гребни. Но эти беляки оставались там, далеко от берега, в мрачной синеве озера. Приятно было слушать, как шумел в ушах неистовый ветер, разоряя желтые деревья. И на берегу озера, как и в городе, вся земля была забрызгана листьями.

Тополя, необычно желтые и чистые, будто недавно отмытые водой, светло ветвились в небе, теряя листья, а над ними, в синем небе, мощно и светло шли высокие облака.

Сюда, в залив, к пароходной станции, волны не доходили, и здесь вода была ясна. Видны были водоросли на дне и песчаные дюны, видны были мелкие рыбы, которые скользили в тени причала, тихого и одинокого в этот ранний утренний час.

Чередование гласных в корнях слов, глухие и звонкие согласные, непроизносимые и удвоенные согласные.

Словарный диктант с грамматическим заданием.

Задание: обозначить нужные орфограммы; подобрать проверочные слова или дать другое обоснование выбранному написанию.

Быстрое сжигание, соединить провода, касаться дерева, сложить слагаемые, опасный росток, блистала заря, расстелить скатерть, закалить чувства, замереть от страха, ловко выросли, поверхностный ответ, легкая нагрузка, собираться в дорогу, большое растение, наслаждаться устным рассказом, хорошо загореть, примерить платье с застежкой, косить луг, жужжит оса, бессрочный паспорт, апелляция, карикатура, аннулировать, драма, можжевельник, огромный айсберг, тесный сапог, первые вестники, сверстник моего сына, территория парка, костный мозг, он косный человек (отсталый, невосприимчивый к новому), мы ровесники, чудесный мастер.

Правописание приставок; «Ы», «И» после приставок и в сложносокращенных словах.

Словарный диктант с грамматическим заданием.

Задание: сделать графический анализ, обосновывающий выбранное написание.

Безвкусное здание, отблеск зари, бесчестное воззрение, прикрепить расписку, задвижка прибора, прекрасный предшественник, бесстрашный президент, прервать сдержанно, излить душу, расцветает приозерное растение, пресечь беззаконие, припухшее место, воздать по заслугам, преклоняться перед авторитетом, здешний сад, предлагать расписание, приступить к работе, пребывать в покое, презирать врага, сжигание газа, бесчисленное множество, президиум собрания, не придавать значения, беспросветная мгла, ниспосланное чудо, сдобная булка, достойный преемник, безымянный воин, суперинтересная книга, межинститутский турнир, неигровая ситуация, изымать излишки, взимать налоги.

«О», «Ё», «Е» после шипящих, «О», «Е» после «Ц».

Диктант.

Задание: графически объяснить выбранное написание.

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе. Изредка он чокался со своим отражением в тяжелом глянцевитой самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объелся крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт молодцевато встряхнул челкой и пустился танцевать. Черт был не очень искусным танцором. Совершив один не совсем удачный скачок, он врезался в самовар и ожег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел.

Существительное.

Диктант с грамматическим заданием.

I. вариант.

Задание. Найти в тексте существительные, определить их род, число падеж и склонение.

Если у вас мало времени, извозчик быстро привезет вас в этот чудный уголочек на юго-западе города. На площадке, от дома до конца улицы, растут серебристые тополя, раскидистые вязы, вдоль забора – кусты жёлтой акации и пышной сирени. Но больше всего плодовых деревьев, ягодных кустарников. Этот сад – просто чудо. За ним ухаживали всей семьей, оберегая каждый листочек, и он до сих пор сохраняется таким, каким был в далекие годы.

Весной весь сад в бело-розовом цветении яблонь, груш, вишен. Идешь по аллее и невольно остановишься у тонкой осинки. У беседки белым облаком цветет бессловесная вишня. Перед беседкой расположилась клумба с анютиными глазками, душистым горошком, табаком, а посередине – куст роз.

Здесь, в саду, дети впервые соприкасались с прекрасным, приобщались к труду, приучались украшать землю.

II. вариант

Использовать контрольные карточки по теме: «Существительное»

Прилагательные.

Согласование существительных и прилагательных, суффиксы прилагательных, употребление прописных и строчных букв, правописание сложных прилагательных

Словарный диктант.

Разноцветные листья, любоваться синим озером, собираться на общенародный праздник, юго-западный ветер, говорить о зимней погоде, рыбацкий поселок, засухоустойчивое растение, химико-лабораторный опыт, приземлиться ранним утром, ткацкий станок, вышеуказанный пример, пушкинские поэмы, бунтарский характер, плоская доска, темно-фиолетовый цвет, русско- немецкий словарь, Ломоносовский университет, легкорастворимый сахар, дощатый пол, милостивый государь, Валентинин портфель, левитановские картины, под городом Саратовом, вместе с Костей Спицыным, охотничьи рассказы.

Глаголы.

Диктант.

Гроза

Мы с другом заблудились в лесу. Я уже очень жалел, что настаивал на этой прогулке, не учитывая всех обстоятельств. Мы бродили по зеленым зарослям, пока не повеяло холодом и не стало темнеть.

Пришлось заночевать в лесу. Вдруг разразилась ужасная гроза. Рокочет гром, хлещет дождь. Деревья борются с ветром, который крутится в их верхушках. Мы пробуем укрыться под старой ольхой на берегу реки, прижимаемся к скрипучему стволу и молча терпим капризы природы. Дождь мочит нас и здесь. Молнии, пролетая огненными птицами, на мгновение озаряют все, и снова темнота становится непроницаемой. Я еще не видел ничего подобного.

Близко от нас в дерево попадает молния. Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета. Ненастье гонит нас вперед, и утро застает нас на выходе из леса. За редкими деревьями расстилается тронутая ранним утренним солнцем степь, а в лесу каждая ветка брызжет холодной водой. Мы выходим из леса, со степи веет теплом.

Причастия и деепричастия. Причастные и деепричастные обороты.

Диктант.

Как возник «Остров сокровищ»

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широта и долгота, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесенными им на карте, написал их названия.

Вокруг карты стало складываться повествование о людях, посетивших этот остров. В ход пошли рассказы моряков, которые Стивенсон слышал в детстве, сопровождая отца в его поездках по маякам. Именно отец Стивенсона подсказал содержимое пиратского сундука. Так реальные вещи: карта, сундук – породили повесть о пиратах.

Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик, слушая историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, был в восторге от затеи отчима.

Наречия.

Диктант.

В лесу

Выехать в лес мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя, тронулись в путь. Был по-летнему теплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу мы добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю.

Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать. Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные. В чаще им почему-то было жутко. Гуляли мы еще долго, наслаждаясь чудесной прогулкой.

«Н», «НН» в различных частях речи.

Словарный диктант.

Усыпанный ростками, масляные краски, штопаные носки, нежданный гость, истинный борец, сломанный бурей, здание построено, кожаный портфель, речи торжественны, медленный темп, организованный отряд, раненый борец, подстреленный заяц, разбросанные вещи, ветреный день, это священный праздник, раненный в бою, деревянный забор, погашенная свеча, ответить обдуманно, картинная галерея, карманные часы, серебряный подстаканник, любимый воспитанник, бритвенный прибор, оппозиционная партия, избалованные дети, накрахмаленный фартук, некошеная трава, не выкошенное вовремя поле, увлеченный человек, она увлечена книгой.

Числительные; неопределенные и отрицательные местоимения.

Словарный диктант.

Четыреста семь растений, кое у кого расспросить, не хватает девяноста книг, что-то привлекло, приехали семисотый километр, с кем-нибудь познакомиться, шеститысячный тираж, кое о чем поразмыслить, чего-то не хватает, ни за что не скажу, сорокалетний мужчина, некого было спросить; никто иной, кроме вас, этого не сделает; не кто иной, как наш директор; какой-то шепот, не встречался ни с кем, никакие препятствия не останавливали его, вес тела есть не что иное, как сила земного притяжения; глядеть было не на что, оставалось проехать триста километров, (далее записать на доске), в 1811 году, из 300 вычесть 118, на 125-ом этаже, к 585 прибавить 16.

«НЕ» с различными частями речи.

Диктант.

1. Покатилось несмазанное колесо. 2. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. 3. Эта деревушка на нашей карте была даже не обозначена. 4. К нам подошел старичок невысокого роста. 5. Мы находились в виду у неприятеля, и необходимо было дать сражение. 6. Через полчаса наш небольшой отряд уже вышел на шоссе, еще не успевшее просохнуть после ночной росы. 7. Не зажигая огня, он разделся и скользнул под одеяло. 8.Он молчал, ни на кого не глядя и хмуро посапывая. 9. Три дня в лагере, куда неожиданно попала вожатой Натка, бушевала неуемная суета. 10. В академической библиотеке было немало медицинской литературы. 11. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки. 12. Володя сидел в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. 13. Недоумевая, кому он мог понадобиться глухой ночью, Виктор вышел на крыльцо. 14. Ни один человек не пройдет мимо пруда, не посмотрев, как плещется рыба. 15. Птиц гонит на юг не наступающий голод, а недостаток пищи. 16. С его словами нельзя было не согласиться.

Разделительные «Ъ» и «Ь»; «Ь» как показатель грамматических форм; «Ь» после шипящих в различных частях речи, «Ь» при обозначении на письме мягкости согласных.

Словарный диктант.

Ключ блестящ, не сделаешь столько задач, медная мелочь, несешься вскачь, похож на дочь, спрячь мышь, ландыш пахуч, лечь на кровать, точь-в-точь как обжора, утешь сестру, увлечься игрой, выделка кож, не можешь сберечь карандаш, лес дремуч, отсечь с плеч долой, плохо учишься, ждать невмочь, ремонт крыш, коснешься темы, нянчить ребенка, речной песок, резьба по кости, любоваться лунной ночью, выйти замуж, нежный лосьон, адъютант командующего, куриный бульон, сэкономить деньги, подготовленный отъезд, уменьшить боль.

Предлоги, союзы, частицы.

Словарный диктант.

Спрятался, чтобы не увидели; все то же поле предо мною; сразу же темнеет, ничего стало не видно, давай-ка выпустим лошадей, носила заветное колечко, чтобы прогнать болезнь; плыть от того берега; шли, не смотря по сторонам; вследствие быстрого разлива; в течение года, выбежать из-за угла, шли навстречу ветру, из-под каменных глыб; что бы ни ставили в театре, все ей нравилось; оттого что опоздала, я тоже знал это, ни за что бы не покинул завод; что делать-то будем, в течении своем река делает поворот, несмотря на дождь, ввиду отъезда из города; мы купили то же, что и вы; он именно это имел в виду, пришел на встречу с друзьями.

Тире между подлежащими и сказуемыми, обращения, вводные слова.

Диктант.

  1. Ой ты, Волга-река, голубое диво, до чего ж широка, до чего ж красива! (Островский)

  2. Уметь писать стихи также не значит еще быть поэтом. (Бел)

  3. Без пользы жить – безвременная смерть. (Гёте)

  4. Маленькое растение не укрытие от солнца.

  5. Трижды три – девять.

  6. Казалось, длина ковровой дорожки – три метра.

  7. Разжигать костер – дело нетрудное.

  8. Бесспорно, черствый хлеб – плохая еда, а сгущенное молоко – вкусная вещь.

  9. Это здание как прекрасный дворец.

10. Она хорошая подруга.

11. Когда идет дождь, без сомнения, первое дело – укрыться плащом.

12. Прочь, прочь, слеза позорная! (Лермонтов)

13. Что, Иванушка, невесел?

14. Язык – тот же океан.

15. Небо как колокол, месяц – язык. (Есенин)

16. Он честный человек и никогда не льстит.

Однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения.

Мини-диктант с грамматическим заданием.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены, начертить схемы конструкций с однородными членами предложений

I. вариант:

  1. Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность – все покинуло Давыдова в это момент. (Шолохов)

  2. Женя вскочила, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную телеграмму и хотела бежать. (Гайдар)

  3. Все, казалось, спало тихим сном: и плетни, и крыши домов, и занавески на окнах.

  4. Молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие и желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

II. вариант

  1. Его пленял вечер, и усадьбы, и дачи по сторонам, и березы, и это тихое настроение кругом.

  2. Вместе с рабочими теперь собиралось отдыхать всё: поле и лес, солнце и река.

  3. Ничто не шевелилось: ни одна травка в лесу, ни один лист на верхней ветке.

  4. Солнце тяжелыми горячими струями все полосовало землю, словно задалось целью расплавить ее.

III. вариант

  1. Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга.

  2. Мои мысли, мое имя, труды будут принадлежать России.

  3. Они пустились рассуждать о всякой всячине: о худе и добре, об их собачьей службе и о дружбе.

  4. Так, наверное, жиденький ручеек течет по травянистой канавке.

Обособление определений, приложений, дополнений.

Сравнительный оборот.

Диктант.

Задание: отметить определяемые слова и обособленные члены предложения, дав нужные пояснения по расстановке знаков препинания.

1. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. 2. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полоски дождевой воды, голубой от неба. 3. На старой ветле, пригретая ранними лучами солнца, ворковала горлинка. 4. Солнце стоит над глубокими и со всех сторон замкнутыми долинами. 5. Опрокинутый сильным ударом в грудь, он упал на землю. 6. Есть особая, вероятно, всем понятная прелесть в осенних днях, теплых и печальных. 7. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. 8. Рядом стоял Иван, молодой мужик с треугольным лицом и узкими глазами. 9. То была Волга-матушка, великая русская река, которую он так любил. 10. Тут кит-чудо замолчал и, всплеснув, на дно упал. 11. Деревянный мост, перекинутый через узкую речку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. 12. В крошечной комнатке душно, словно в парилке. 13. Что ты пристал как банный лист? 14. Словно легкая тень, молодая красавица приблизилась к назначенному месту. 15. Он был бледен как бумага. 16. Помимо тюков с табаком, на борт были приняты десять пассажиров.

Пунктуация в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях.

Мини-диктант с грамматическим заданием.

Задание: расставить знаки препинания, начертить схемы

I. вариант

1. Из-за снежной бури, которая разыгралась, я весь вечер не мог добраться до города и решил заночевать в комнате ожидающих. 2. Лишь изредка ветер тревожил ветви гигантских деревьев да вой волков нарушал суровое безмолвие тайги. 3. Я спросил его, почему он так далеко ушел от дома, и сказал, что беспокоился о нем. 4. То ветер запылит дорогой вечернею, то он помчится совсем без дорог, то подгоняет ручей течение, то его воду рябит поперек.

II. вариант

1. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. 2. Я думал, что Коновалов изменился от бродячей жизни, что наросты тоски слетели с него, как шелуха от вольного воздуха, которым он дышал в эти годы. 3. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливались красками уходящие в далекую даль луговые просторы. 4. Длинное озеро, которое сохранилось между валами в одном километре от моря, было самое глубокое место залива.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Диктант.

1. Уже после выяснилось: казаки ушли со второго поста этой ночью. 2. Без оркестра не мог обходиться тогда никакой спектакль: так уж повелось исстари. 3. Все привыкли к этим капризам и знали: все это скоро кончится, забудут и этих школяров. 4. На этот раз день был чудесным: солнце только и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появилось ощущение сладости; летали одуванчики; свистели птицы; легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье. 5. Мотор запел регистром выше, стремительно потекли по берегам наволоки. 6. Забинтованная его спина не была покрыта серым одеялом: тяжесть одеяла вызывала у Тихона сильную боль. 7. Я увижу другое: комната где-то, когда-то будет ярко освещена солнцем, будет синий таз стоять у окна, в тазу будет плясать окно, и Валя будет мыться над тазом, сверкая, как сазан, плескаться, перебирать клавиатуру воды. 8. На соседнем острове они зашли в дом, показавшийся Бестужеву построенным из старого янтаря, так желты были его бревенчатые стены.

Прямая и косвенная речь.

Мини-диктант с грамматическим заданием.

Задание: расставить знаки препинания и начертить схемы.

I. вариант

1. «Лесть и трусость – самые дурные пороки», – громко промолвила Ася. 2. Когда он опять был через два дня у них, она сказала: «Я не могла найти, через кого бы мне искать место гувернантки». 3. «Зачем вы не сдержали своего слова? – сказала она. – Я вам показала кантату Христофора Федоровича под тем условием, чтоб вы не говорили ему о ней». 4. «Куда ты едешь, мой друг, зачем?» – спросила она тихим голосом. 5. Я смотрел на нее и думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?»

II. вариант

1. Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. 2. «Обед новенькому!» – крикнула официантка на кухню. 3. «А ты кинь ее, – сказал мне Твардовский об этой главе уверенно и просто, как о чем-то совершенно ясном для него самого. – Она потому у тебя и не получается, что ее надо выкинуть». 4. Она говорит ему, протягивая расходную ведомость: «Распишитесь, пожалуйста, это же деньги. Просто распишитесь!» 5. «Я бы опять выкупался, – заговорил Шубин, – да боюсь опоздать».

Вводные слова и вставные конструкции.

Диктант.

Совята

Однажды (это было в начале сороковых годов), исследуя низовья Имана, я нашел гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищенной кочке. Насколько я помню, в гнезде лежало шесть беспомощных совят, видимо, таких же обжор, как и птенцы горихвосток.

К такому предположению я пришел, конечно, не случайно. Известно, что большинство сов – ночные птицы. Однако родители найденных мною совят вынуждены были нарушить свойственный совам образ жизни.

Совы охотились за мышами-полевками не только в ночное время, но (в этом мне удалось убедиться позднее) и большую часть дня. Очевидно, подросшие совята нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. При достаточном количестве пищи совы, наоборот, целый день неподвижно сидят в гнездах, заботливо оберегая своим телом беспокойных птенцов.

Критерии оценок:

Оценка

Количество ошибок

5 (отлично)

0/0

4 (хорошо)

0/1, 0/2, 0/3, 0/4,

1/0, 1/1, 1/2, 1/3,

2/0, 2/1, 2/2.

3 (удовлетворительно)

0/5, 0/6, 0/7, 0/8,

1/4, 1/5, 1/6, 1/7,

2/3, 2/4, 2/5, 2/6,

3/0, 3/1, 3/2, 3/3, 3/4,3/5,

4/0, 4/1, 4/2, 4/3, 4/4.

2 (неудовлетворительно)

0/9,

1/8,

2/7,

3/6,

4/5,

5/0.

Примечание.

Количество ошибок, допущенных в работе, записывается в виде дроби: орфографические ошибки – в числителе, пунктуационные – в знаменателе.

Литература

  1. Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. –М.: Просвещение, 2007

  2. Леденева И.И., Войлова К.А. 130 диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007

  3. Новикова Л.И. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2009

  4. Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Былина, 2008

  5. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. – М.: Просвещение, 2006

  6. Яковлева Е.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: Знание, 2006

infourok.ru

сборник контрольных работ по русскому языку 2 класс.doc

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка
знаний и умений учащихся усвоенных не на одном, а на нескольких
уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель –
установить насколько успешно ученики овладели системой
определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он
требованиям программы. Периодический контроль проводится как
правило после изучения логически завершенной части учебного
материала – темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного
курса. Если проверяется материал по системе уроков, которая
охватывает определенную тему, то это тематический контроль. Его
задача ­ проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного
предмета, выяснить как усвоены понятия, положения, существенные
связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными
одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью
периодического, особенной его формой, представляет собой
качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную
с проблемным обучением.
Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить,
обобщать материал,
выделяя главное,
существенное.
анализировать его,
Итоговый контроль.
Итоговая проверка и оценка знаний,
навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и
учебного года. ЕЕ цель – определить объем и глубину усвоенных
знаний и умений, их прочность и осознанность.
Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости
учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися
знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями
учебной программы.
В современных программах выделены
специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям
учащихся».
Формы контроля.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку
проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических
заданий, контрольных списываний, изложений, текстовых заданий,
сочинений.
Диктант служит средством проверки орфографических и
пунктуационных умений и навыков. Тексты для диктантов
6

znanio.ru

Сборник проверочных работ по русскому языку для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку для 5 класса составлен в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.

Материал сгруппирован по темам и последовательно расположен согласно учебнику: Русский язык. 5класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- 6-е изд.

В сборнике представлены разнообразные виды диктантов.

Цель представления

  1. Контроль за качеством усвоения учебного материала;

  2. Формирование орфографических умений и навыков

В сборнике представлены следующие виды работ:

- Словарные диктанты - способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.

-Самодиктанты напоминают словарные диктанты, но учитель не диктует слова. Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.

-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.

- Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.

-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.

- Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.

Сборник проверочных работ5 класс коррекционной школы VIII вида.

Предложение.

Диктант с грамматическим заданием.

Осень.

Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)

Задания:

Вариант №1

  1. Подчеркни в тексте вопросительное предложение.

  2. Разберите по членам предложение: Ветер гонит……

Вариант №2

1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.

2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..

Звуки и буквы.

Разделительный мягкий знак.

Выборочный диктант.

  1. Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:

Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.

Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Доска, звено, звезда, дождливый, гостиница, городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.

  2. Коренной, зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, увядание, далёкий, утешение, ночной.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород, находка.

  2. Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, вырезка, незабудки, подсказка, ползти, исчез, объезд.

  3. Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, Волгоград, стружка, гадкий, пирожки, снежки.

Правописание словарных слов.

Словарные диктанты.

  1. Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.

  2. Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.

Сомнительные гласные и согласные в корне.

Выборочные диктанты.

Выписать слова в два столбика:

  1. С сомнительными согласными в корне слова;

  2. С сомнительными гласными в корне слова.

  1. Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.

  2. Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.

Самодиктант.

Шел урок, а он молчал –

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел …… (звонок)

Зимой, в часы веселья,

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка

Зовут меня ….. (хлопушка)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ….. (горох)

Я болею, дома я.

В школе все мои друзья.

Дома быть мне непривычно,

Но врач мне выдал лист …. (больничный)

Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне».

Утро в колхозе.

Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно встречают дети.( 45 слов)

Задания.

  1. Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.

  2. Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.

  3. Выполни фонетический разбор слова день.

Волга.

С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу. Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов)

Задания.

1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова.

2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.

3.Выполни фонетический разбор слова:родилась.

Состав слова.

Выборочные диктанты.

  1. Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:

Носик, носит, нос

Стол, столетний, настольный

Мёд, медовый, медный

Куст, кусок, кустарник

Сон, сосна, сосновый

Берег, берегли, бережок

  1. Записывай только слова с приставками:

Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить, дорога, доплыл, написал.

  1. Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:

На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.

  1. Словарный диктант:

- Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.

- Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.

Части речи.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши только имена существительные:

Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.

  1. Запиши только имена прилагательные:

Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.

  1. Запиши только глаголы:

Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.

  1. Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:

А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.

Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.

Имя существительное.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:

Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.

  1. Выпиши только собственные имена существительные:

Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.

  1. Запиши в 3 столбика существительные по родам:

Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.

- допиши свое слово в столбик, где меньше слов.

4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.

Творческие диктанты.

1.Запиши существительные в единственном числе. Укажи род.

Стрижи, калачи, кирпичи, ужи, печи, ночи, малыши, ключи, плащи, врачи, вещи.

2.Работа с деформированным текстом.

Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

В лесу.

От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)

Задания:

  1. Подчеркни в тексте имя собственное.

  2. Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.

  3. Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые ( ), поездка ( ).

Три склонения имен существительных.

  1. Выборочный диктант

Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.

Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.

Словарный диктант.

Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.

- укажите склонение существительных.

Объяснительный диктант.

- Объясни выбор гласной в окончании существительных.

У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.

Творческий диктант.

Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под … пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?

Слова для справок: сосна, шубка, дорожка

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

В заповеднике.

В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок. Хорошо зверям в заповедном лесу. (49слов)

Задания:

  1. Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.

  2. Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.

  3. Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..

Предложение.

Запятая при однородных членах предложения.

- Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.

В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются.Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями.Это была не гроза а стремительный ураган.Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело.Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.

Диктант.

Поездка в Великий Новгород.

Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению. Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)

Задания:

  1. Грамматический разбор предложения: Проводник принес намчай.

  2. В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 5 класс.

Ласточки.

Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу.Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы. (60слов)

Задания:

  1. Выпиши из текса 2 слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбери проверочные слова. Добавь два своих примера.

  2. Выпиши из текста одно предложение с однородными членами и начерти схему однородных членов этого предложения.

  3. Сделать морфологический разбор слова к земле.

infourok.ru

Тест по русскому языку (3 класс) по теме: Сборник проверочных работ по русскому языку

Проверочная работа по русскому языку

по теме «Глагол»

  1. Что обозначают глаголы?_______________________________________________
  2. На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие оного предмета?______________________________________________
  3. На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие нескольких предметов?_____________________________________________
  4. Подберите глаголы к словам:

Лев______________________

Рыбы ____________________

Дети _____________________

Ученик ___________________

Составьте предложение, подчеркните главные члены предложения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Измените, глаголы говорить, стоять, шить по вопросам что делает? что делал?

Образец

Что делать?                  Что делает?               Что делал?

  петь                                 поёт                                 пел

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по русскому языку

по теме «Глагол»

  1. Что обозначают глаголы?_______________________________________________
  2. На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие оного предмета?______________________________________________
  3. На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие нескольких предметов?_____________________________________________
  4. Подберите глаголы к словам:

Лев______________________

Рыбы ____________________

Дети _____________________

Ученик ___________________

Составьте предложение, подчеркните главные члены предложения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Измените, глаголы говорить, стоять, шить по вопросам что делает? что делал?

Образец

Что делать?                  Что делает?               Что делал?

  петь                                 поёт                                 пел

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *