cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

С какой целью аркадий рассказывает биографию павла петровича – С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди?

Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Разделы: Литература


Цели урока: дать представление о раскрытии характеров героев через любовь; анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Тургенева; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме; анализируя фрагменты текста и эпизоды, создать у учащихся целостное представление об изменении внутреннего мира героев после испытания чувством любви; продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Закрепление умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в развернутой беседе, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера А. Бергункера и Н. Рашевской “Отцы и дети”, 1958 г., раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями),

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд № 2.)

Задача сегодняшнего урока - проследить, как раскрываются герои Тургенева через чувство любви. Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Тайны человеческой души велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн”. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Мудрость Тургенева как раз и состоит в том, что он показывает разные варианты судеб.

Действия учащихся: записывают тему урока и эпиграф в тетрадь.

2. Учитель. Приложение 1, слайд № 3. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Обратимся к истории любви Павла Петровича Кирсанова. Приложение 2. Эпизод № 1. Перед вами лежит фрагмент текста “История любви П. П. Кирсанова”. Задание:

прочитайте эпизод и ответьте на вопросы:

  1. С какой целью Аркадий рассказывает биографию Павла Петровича?
  2. Как воспринял ее Базаров?
  3. Каково отношение Тургенева к Павлу Петровичу и его поступкам?
  4. Прав ли Аркадий, говоря, что Павел Петрович “скорее сожаления достоин, чем насмешки”?
  5. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича?

Действия учащихся: (работа в группах). Перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста и вопросами. На экране выведены вопросы. Учащиеся вслух читают эпизод, после обсуждения ответы записывают в тетрадь.

Примерные ответы:

1. История Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием. Рассказывает с целью оправдания поведения своего дяди.

2. У Базарова она вызывает совсем другую оценку, осуждение и презрение, он называет Павла Петровича “малодушным” человеком, говорит, что он “раскис”, нельзя ставить всю жизнь на карту женской любви.

3. Сам Тургенев употребляет довольно грубые слова, говоря о поступке Павла Петровича: “таскался за ней повсюду”, ей надоело его “неотвязное преследование”.

4. Павел Петрович не понимал свою избранницу, воспринимал ее как “непонятный, почти бессмысленный образ”. Он потерял свое “я”, растворился в этой любви, оказался в жизненной пустоте. Он достоин сожаления, а не насмешки.

5. Жертва Павла Петровича была бессмысленна и необязательна. Он никак не мог понять, что княгиня Р. не любит его, Павел Петрович потерял чувство достоинства. Смерть княгини отняла у него последнюю зацепку в жизни: “потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Дальнейшая его жизнь – не жизнь, а существование.

3. Учитель. Можно сделать вывод, что у Павла Петровича никогда не было большой цели в жизни. Даже любовь не обогатила его, а выбросила из жизни.

4. Учитель. Следующие эпизоды, к которым мы обратимся, раскроют взаимоотношения Базарова и Одинцовой. Вспомните, что говорил Базаров о любви до встречи с Одинцовой? Ответ учащихся:

Базаров отрицает наличие таинственности, загадочности любви, он считает это “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”. Нельзя ставить все на карту женской любви.

Учитель. Приложение 1, слайд № 4 (опорные пункты пересказа и вопросы). Это все пока теоретические рассуждения героя, ведь Базаров мог и не полюбить никого. Как же поведет себя Базаров в любви? Обратимся к сюжетной линии Базаров – Одинцова.

Действия учащихся: 5-6 учеников предлагают пересказ сюжетной линии Базаров – Одинцова. На экране выведены основные пункты пересказа. После каждого эпизода учащимся предлагаются вопросы для дискуссии.

Пересказ №1. Действия учащихся. Один учащийся пересказывает фрагмент текста. Аркадий и Базаров приезжают на бал. В дверях зала остановилась женщина высокого роста в черном платье. Она поразила Аркадия достоинством своей осанки. Одинцова заинтересовала собой Базарова. Она тоже заметила его.

Вопрос:

Вспомните, какую характеристику дает Базаров Одинцовой?

  • Какое необычное качество заметила Одинцова в Базарове?
  • Примерные ответы:

    1. “Это что за фигура? На остальных баб не похожа...Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа...”. Базаров замечает, что в ней есть что-то, отличающее ее от остальных женщин дворянского круга.

    2. Одинцова приглашает Аркадия с Базаровым к себе в имение. “Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить”. Одинцова оказывается внимательной и наблюдательной женщиной, способной с первого взгляда почувствовать необычность Базарова.

    5. Учитель. Нам известны факты биографии Базарова, его взгляды на жизнь. Но мы не знакомы с Анной Сергеевной Одинцовой. Следующий фрагмент текста – биография Анны Сергеевны.

    Приложение 1, слайд № 5 (вопросы).

    Приложение 2. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста (эпизод № 2) и вопросами. После выразительного чтения и обсуждения в микрогруппах, учащиеся отвечают на вопросы устно.

    Вопросы:

    Назовите особенности жизни Одинцовой к моменту встречи ее с Базаровым?

  • Как к ней относятся окружающие?
  • Примерные ответы: 1. За ум, независимость и гордость ее боялись и уважали, но не любили. 2. Обеспеченность как основа ее независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей вокруг, отсутствие друзей – вот основные особенности жизни Одинцовой до встречи с Базаровым.

    6. Учитель. Приложение 1, слайд № 6. Следующий этап развития сюжетной линии – встреча в гостинице. На экране изложены основные наблюдения героев. “Вот тебе раз! бабы испугался! – подумал Базаров и заговорил преувеличенно развязно. “Одинцова не спускала с него ясных глаз”. “Ломанье Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее...но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и ей это даже польстило”. “Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова”.

    Действия учащихся: один из учащихся пересказывает основные события встречи. После пересказа учащиеся отвечают на вопросы. Вопросы: Какие качества рассмотрела Одинцова в Базарове? Почему она решилась пригласить друзей к себе в Никольское? Примерные ответы: Одинцова учла неразвитость художественного вкуса у Базарова, но увидела в нем ум, самобытность, силу и отсутствие пошлости. Для Одинцовой – это интересное новое знакомство, которое способно нарушить уединение и одиночество, внести свежую струю воздуха в привычный образ жизни.

    7. Учитель. Презентация, слайд № 7. Следующий этап – Базаров и Аркадий гостят в Никольском. На экране изложены основные изменения в психологии поведения Базарова и Одинцовой. Прочитайте и ответьте на вопросы. Выводы запишите в тетрадь.

    Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с цитатами и вопросами, два ученика читают цитаты, после обсуждения отвечают на вопросы. Выводы записывают в тетрадь.

    Вопрос: определите основные изменения в психологии поведения Базарова и Анны Сергеевны.

    “В Базарове...стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало”.

    “В разговоре с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе”.

    “Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло...Она как будто хотела и его испытать и себя изведать”.

    Примерные ответы: Одинцовой любопытен Базаров, она чувствует пропасть между ним и собой, но сила его натуры ее увлекает. Базаров любит в Одинцовой не только красивую женщину, но и человека умного и сильного. Отрицаемая им любовь заняла его сердце.

    Учитель. Приложение 1, слайд № 8. Обратимся к просмотру фрагмента фильма “Отцы и дети”, сцена объяснения Базарова и Одинцовой. Обратите внимание на поведении героев, их эмоции, оттенки переживаний. Вопрос: какие эмоции испытывают герои в этой сцене? Как раскрываются характеры героев в сцене объяснения?

    Примерные ответы: Базаров испытывает сильнейшее переживание, он открывает для себя новое чувство, не стыдится признаться в своей любви Одинцовой. Для Одинцовой признание Базарова – это нарушение ее внутреннего устоявшегося мира. Она тоже испытывает душевный подъем, но не решается разрушить внутренний комфорт.

    8. Учитель. Приложение 1, слайд № 9 (вопросы на экране). Обратимся к главе XVIII романа. Прочитайте сцену объяснения и ответьте на вопросы.

    Приложение 2. Эпизод № 3. Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с фрагментом текста и вопросами. Вопросы: почему же не состоялось счастье Базарова? Почему Одинцова так и не ответила на его любовь? Учащиеся читают вслух фрагмент, обсуждают вопросы, выводы записывают в тетрадь.

    Примерные ответы: Базарову очень тяжело в этом конфликте. Он отрицал чувство любви в романтическом плане, а сам полюбил Одинцову. Для Одинцовой вторжение Базарова в ее жизнь означает конец душевного спокойствия. Базаров из чуждого ей мира, это мезальянс. В отношении материальном он не мог ей дать ничего, он отрицает те устои жизни, которые для нее привычны. Она не готова идти за ним в его жизнь, не готова впустить его в свою. Да и Базарову в ее жизни будет неуютно.

    9. Учитель. Приложение 1, слайд № 10. На уроке мы проследили внутренние психологические изменения героев, раскрытие характеров героев через любовь.

    10. Подведение итогов, выставление оценок.

    Домашнее задание (письменно ответьте на вопрос): Вспомните эпиграф нашего урока. Поразмышляйте над словами Тургенева о любви, проанализируйте психологические портреты героев, их поступки и мысли.

    1. Поведение героев в ситуации любви: их психологический портрет.

    2. Могли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой?

    Список литературы.

    1. Тургенев И. И. Собр. Соч.: В 28 т. – М. – Л.1960-1965. – Т. 7.
    2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: 2000.
    3. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. – М.: 1991.
    4. Тургенев в школе/ Составитель Курдюмова Т. С. – М.: 1981.
    5. Интернет-ресурсы: http://az.lib.ru, http://www.turgenev.org.ru, http://writerstob.narod.ru.

    9.03.2015

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося. — КиберПедия

    Н. П. Кирсанов

    П. П. Кирсанов

    Базаров Аркадий Кирсанов

    Одинцова

    Ситников, Кукшина

    Родители

     

    2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

     

     

    Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

    Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

     

    Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

    Задание.

    Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

    — Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

    — Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

    (Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное — внешний вид, облик героя.)

    — Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

    (Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» — разночинцы были ненавистны дворянам.)

    — Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

    (Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание — совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде).



    — Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

    (Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века).

    — Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

    Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

    — Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

    — С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

    — Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

    — Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

    Задание.

    Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

    — С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

    — Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?

    (Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге — пошел по стопам отца.)

    — А по каким стопам идет Базаров?

    (Его слова — «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

    Вывод: Базаров и братья Кирсанова — люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

    — Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

    Задание.

    Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «...войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с баршины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется — мука будет». «Я объездил все свои деревни, — сообщал он П. В. Анненкову,— и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («...народ.., в надежде, что... выйдет еще указ — и землю отдадут даром, или царь ее подарит...»)».



     

    cyberpedia.su

    Материал для изучения романа и.с. Тургенева отцы и дети


    Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.
    В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
    Целенаправленно организованная самостоятельная работа обучающихся вечерней школы осуществляется с учетом индивидуальной литературной и читательской подготовленности с опорой на личный жизненный опыт.
    Самостоятельная работа обучающихся с текстом произведений – условие, которое обеспечивает успешное проникновение школьников в авторский замысел, постижение ими всей глубины смысла литературного произведения. В этом случае, естественно, исключается усвоение выводов о произведении только на основе оценочных суждений, почерпнутых в учебнике или литературно-критических статьях.
    Успех самостоятельной работы учеников поможет учителю реализовать один из основных принципов обучения в вечерней школе – принцип индивидуализации обучения.
    Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.
    Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.
    Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.
    В каждом дидактическом материале, как правило, три вопроса: первый требует распознавания, дифференциации и отбора материала, выявления существенного, главного и второстепенного, что способствует формированию начальных предпосылок для последующих оценочных суждений. Далее ученикам предлагаются вопросы и задания по элементам анализа. Чтобы на них ответить, необходимо понять и оценить смысл рассказанного автором. Этот вид работ, обусловленный целями анализа, поможет ученикам овладеть такими приемами мыслительной деятельности, как конкретизация, анализ, обобщение и синтез. Третий вопрос предполагает знание текста, умение его анализировать, делать соответствующие выводы.
    Каждый дидактический материал дополняется отрывками из писем, дневников писателя, воспоминаниями со

    educontest.net

    Павел Петрович Кирсанов в романе "Отцы и дети": биография и история жизни |LITERATURUS: Мир русской литературы

    Спор Базарова с
    Павлом Петровичем
    Кирсановым.
    Художник Д. Боровский
    Павел Петрович Кирсанов - один из центральных героев знаменитого романа "Отцы и дети" Тургенева. Этот персонаж является дядей юного "нигилиста" Аркадия Кирсанова и старшим братом помещика Николая Петровича Кирсанова.

    Ниже представлена краткая биография и история жизни Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети".

    Смотрите: 
    - Все статьи о Павле Кирсанове
    - Краткое содержание романа
    - Все материалы по роману "Отцы и дети"

    История жизни Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети": биография героя


    Светская жизнь в Петербурге

    Будучи юношей, Павел Петрович оканчивает престижное военное училище, Пажеский корпус, и поступает на службу в гвардию. Он  становится "светским львом" и повесой, вращаясь в высшем свете Петербурга. Павел Петрович быстро продвигается по службе. Впереди у него блестящая военная карьера. Но в его жизни появляется любовь.

    Любовь к княгине Р.

    Однажды Павел Петрович страстно влюбляется в эксцентричную княгиню Р. Чтобы быть с ней рядом, он бросает службу и уезжает за границу. Когда княгиня Р. разрывает с отношения с Павлом Петровичем, это "убивает" его. Он остается один, с разбитым сердцем, без карьеры и без семьи.

    Жизнь в деревне

    Через некоторое время Павел Петрович переезжает жить в деревню к брату. Но даже здесь, в провинциальной глуши, он по-прежнему ведет себя, как аристократ. Он одевается по моде и пользуется изысканными духами. Несмотря на свой возраст, он все еще остается красивым и видным мужчиной.

         Смотрите: Внешность Павла Петровича Кирсанова

    Павел Петрович Кирсанов придерживается либеральных взглядов. Он - славянофил, хотя и любит все английское. Павел Петрович выписывает модные газеты на английском языке.
    Дуэль Кирсанова и Базарова

    Павел Петрович хорошо воспитан и почтителен. Он терпеть не может циничного нигилиста Евгения Базарова. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров целует Фенечку, неофициальную жену Николая Петровича.

    Сам Павел Петрович, вероятно, тоже питает нежные чувства к Фенечке, потому что она внешне похожа на покойную княгиню Р. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль за его дерзкое поведение. К счастью, дуэль заканчивается удачно - никто не погибает.

    Отъезд за границу

    Павел Петрович уезжает на лечение за границу после свадьбы своего племянника Аркадия Кирсанова. Павел Петрович поселяется в Дрездене. За границей он ведет все ту же аристократическую жизнь: бывает в театрах, общается с интересными людьми. Однако в глубине души он по-прежнему несчастлив. 

    Так выглядит краткая биография и история жизни Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" Тургенева. 

    www.literaturus.ru

    Какую роль сыграла для Базарова история любви Павла Петровича.

    Вообще, как ни странно, оказывается, что любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу. И Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви. Они оба раньше “были великие охотники до женщин и до женской красоты”. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. “Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р. ) скоро достиг своей цели, но лёгкость торжества не охладила его”. Базаров скоро понял, что от Одинцовой “не добьёшься толку”, а “отвернуться, к своему изумлению, не имел сил”. И для Базарова, и для Павла Петровича любовь оказывается чувством, далёким от простого влечения. Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем “ещё мучительнее привязался к княгине”, любовь “мучила и бесила” Базарова. В описании княгини Р. и Одинцовой есть похожие образы. Княгиня послала Павлу Петровичу кольцо со сфинксом, подаренное самим Павлом Петровичем, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка”. Образ креста, перекрещенных линий появляется и в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она “скрестила на груди руки”, а из-под складок платья “едва виднелись кончики её ног, тоже скрещенные”. Аркадий говорит про княгиню: “Что гнездилось в её душе — бог весть! ” Одинцова, окончательно решив отвергнуть Базарова, думает: “…Нет, Бог знает, куда бы это повело… ” В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: “…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина”. (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей! ) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, “сокрушая” своим настроением отца. “Лихорадка работы” сменилась “тоскливой скукой и глухим беспокойством”. Таким образом, Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному. Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство — жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: “Он скорее сожаления достоин, чем насмешки”. После признания Базарова “Одинцовой стало и страшно, и жалко его”; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим её дом, ей опять “стало жалко” его.

    может увидел, что неча любить всю жизнь женщину, которой ты совсем не нравишся.

    для Базарова история любви Павла Павловича сыграла очень большую роль..

    Базаров стал препарировать лягушек с любовью

    история повторяется... и хорошо что в ней есть с кого взять пример

    touch.otvet.mail.ru

    Краткий пересказ романа "Отцы и дети" по главам (краткое содержание) |LITERATURUS: Мир русской литературы

    Павел Петрович и
    Николай Петрович Кирсановы.
    Художник П. М. Боклевский
    Роман "Отцы и дети" Тургенева - знаменитое произведение русской литературы XIX века.

    В этой статье представлено краткий пересказ романа "Отцы и дети" Тургенева по главам: краткое содержание каждой главы произведения. Роман состоит из 28 глав.

    Смотрите: 
    - Краткое содержание романа (наиболее сжатое)
    - Все материалы по роману "Отцы и дети"

    Краткий пересказ романа "Отцы и дети" Тургенева по главам (краткое содержание)


    Действие романа начинается 20 мая 1859 г. где-то в глубинке Российской Империи.

    Глава I
    Помещик Николай Петрович Кирсанов встречает своего сына Аркадия из Петербурга после окончания Университета. Отец и сын очень рады встрече.

    Глава II
    Аркадий знакомит отца со своим старшим другом - нигилистом Евгением Базаровым. Все вместе они едут в имение Кирсановых.

    Глава III
    По дороге Николай Петрович Кирсанов стыдливо рассказывает сыну о своей неофициальной жене - крестьянке Фенечке. Аркадий не осуждает отца, который уже 10 лет вдовец.

    Глава IV
    Наконец Кирсановы и Базаров приезжают в Марьино - имение Кирсановых. Здесь Базаров знакомится с дядей Аркадия - Павлом Петровичем Кирсановым, бывшим светским львом и аристократом. Базаров и Павел Петрович сразу не нравятся друг другу.

    Глава V
    Утром Аркадий знакомится с Фенечкой - неофициальной женой своего отца, Николая Петровича. Фенечка показывает Аркадию Митю, его сводного брата. Базаров идет гулять и к завтраку он возвращается с лягушками для своих опытов.

    Глава VI
    За завтраком Базаров рассказывает старшим Кирсановым, что он - нигилист и ни во что не верит. Кирсановы не одобряют нигилизм. Между Павлом Петровичем и Базаровым нарастает неприязнь. Аркадий и Базаров остаются наедине. Аркадий рассказывает другу историю жизни своего дяди - Павла Петровича Кирсанова.

    Глава VII
    В этой главе автор рассказывает биографию двух стариков Кирсановых, Павла Петровича и Николая Петровича. Павел Петрович был когда-то блестящим офицером в Петербурге. Из-за страстной любви к княгине Р. он оставил карьеру и уехал за границу к любимой. В конце концов княгиня Р. разорвала с ним отношения. Он тяжело переживал утрату и так и не женился.

    Глава VIII
    После завтрака Павел Петрович приходит к Фенечке посмотреть маленького Митю. Фенечка, как всегда, смущается при Павле Петровиче. Вскоре приходит Николай Петрович Кирсанов и ласкает сына.

    Глава IX
    В тот же день Базаров знакомится с Фенечкой и ее сыном Митей. Аркадий говорит, что отцу стоило бы жениться на Фенечке, чтобы узаконить брак. На это Базаров отвечает, что он не верит в брак.
    В это время Николай Петрович садится играть на виолончели. Базаров насмехается над старым романтиком. Аркадию неприятны эти насмешки, но не дает отпор Базарову.

    Глава X
    Спустя около 2 недель. Начало июня.
    Базаров снова говорит Аркадию, что его отец, Николай Петрович, слишком романтичен для своего возраста.
    В этот же вечер Базаров и Павел Петрович жарко спорят о нигилизме. Павел Петрович выходит из себя, Базаров спокойно остается при своем мнении. Аркадий поддерживает Базарова, так как тоже считает себя нигилистом.

    Глава XI
    Николай Петрович Кирсанов приходит в беседку в саду и вспоминает счастливое время со своей покойной женой. Несмотря на жизнь с Фенечкой, он по-прежнему грустит о жене, с которой был очень счастлив.

    Глава XII
    Чтобы развлечься, Базаров и Аркадий едут в город *** к родственнику Кирсановых, чиновнику Колязину.
    В городе Базаров встречает своего приятеля Ситникова. Ситников восхищается своим "учителем" Базаровым и тоже называет себя нигилистом. Ситников ведет Базарова и Аркадия к своей подруге Кукшиной, чудаковатой и независимой даме.

    Глава XIII
    Базаров, Аркадий и Ситников завтракают у Кукшиной. Завтрак превращается в пьяную вечеринку. Аркадий смущается, а Базаров уходит, не попрощавшись. Ситников бежит вслед за Базаровым и спрашивает его мнение о Кукшиной. Базаров ничего о ней не говорит.

    Глава XIV
    Спустя несколько дней Базаров и Аркадий приезжают на бал к губернатору. На балу Ситников знакомит Аркадия с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Одинцова приглашает Аркадия и Базарова к себе в гости. Базарову нравится Одинцова, но он всячески маскирует это.

    Глава XV
    На следующий день Базаров и Аркадий навещают Одинцову в гостинице, где она остановилась. Во время разговора Базаров краснеет - Аркадий это замечает. Одинцова приглашает друзей к себе в имение Никольское. Через три дня они едут к ней в гости.

    Глава XVI
    Базаров и Кирсанов приезжают в имение Одинцовой. Здесь они знакомятся с младшей сестрой Одинцвой - Катей Локтевой. Тем временем Аркадий влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Но та проводит больше времени с Базаровым. Аркадий ревнует.

    Глава XVII
    Проходит 15 дней в гостях у Одинцовой.
    Базаров говорит, что ему нужно ехать к родителям. Одинцова говорит Базарову, что будет скучать по нему. Она также признается ему, что в душе она очень несчастна и устала жить. Аркадий продолжает ревновать Одинцову к Базарову, но скрывает это.

    Глава XVIII
    На следующий день Одинцова и Базаров снова говорят наедине. Базаров признается ей в любви. Одинцова не отвечает ему взаимностью. Она боится потерять самое главное - спокойствие в жизни.

    Глава XIX
    Вскоре Базаров просит у Одинцовой прощения за свое признание. В это время к Одинцовой приезжает Ситников. Он надеется ехать с Базаровым и Аркадием назад в город. Но те нарочно уезжают без Ситникова и направляются в имение к Базарову. В пути друзья мало разговаривают. Их отношения давно напряжены.

    Глава XX
    Евгений и Аркадий приезжают в имение Базаровых. Оказывается, Базаров уже 3 года не видел родителей. Его родители - очень хорошие люди, безумно любящие сына. Старики сдерживают свои чувства, потому что Евгений не любит показывать чувства.

    Глава XXI
    На следующий день Аркадий говорит со стариком Базаровым о Евгении. Отец признается. что очень гордится Евгением.
    Вечером Базаров объявляет отцу, что завтра он едет назад к Аркадию. Он обещает старикам вернуться через месяц. Когда молодые люди уезжают, отец и мать Базарова грустят, так как сын побыл у них только 3 дня.

    Глава XXII
    По пути друзья решают заехать к Одинцовой. Она принимает их очень холодно, и приятели  через несколько часов уезжают.
    Аркадий и Базаров снова поселяются в имении Кирсановых. Через 10 дней Аркадий едет к Одинцовой, но всем говорит, что едет в город по делам.

    Глава XXIII
    Базаров намекает Аркадию, что понимает, куда тот едет. Тем временем сам Базаров находится у Кирсановых и занимается наукой.
    Однажды Базаров остается наедине с Фенечкой. Он целует ее, а она не противится. Павел Петрович видит эту сцену. Фенечка в испуге убегает. Павел Петрович скрывает этот случай от брата Николая Петровича. Он решает сам разобраться с Базаровым.

    Глава XXIV
    Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. На дуэль Базаров берет в секунданты слугу Петра. В ходе дуэли Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
    После этого Базаров уезжает от Кирсановых, а Павел Петрович поправляется после дуэли. Он просит брата Николая Петровича жениться на Фенечке, чтобы узаконить отношения.

    Глава XXV
    Тем временем Аркадий в гостях у Одинцовой сближается с ее сестрой Катей, милой и доброй девушкой. Аркадий собирается признаться ей в любви, но не решается.
    Вдруг к Одинцовой приезжает Базаров. Он рассказывает про дуэль. На этот раз Базаров и Одинцова общаются как друзья, но с некоторой неловкостью.

    Глава XXVI
    На следующий день Аркадий признается в любви Кате. Она отвечает ему взаимностью. Анна Сергеевна согласна выдать Катю замуж, но сначала она хочет узнать мнение отца Аркадия.
    Базаров уезжает от Одинцовой домой к родителям. Он прощается с Аркадием навсегда. Он говорит, что их пути разошлись и что они - разные люди.

    Глава XXVII
    Базаров живет у родителей. Однажды в процессе работы он заражается тифом, смертельной инфекцией. Вскоре он замечает симптомы и понимает, что скоро умрет. Он признается отцу, что смертельно болен. Базаров сообщает Одинцовой, что он умирает. Она приезжает со своим доктором, но тот ничем не может помочь Базарову. Вскоре Евгений умирает.

    Глава XXVIII
    Спустя 6 месяцев.
    Николай Петрович Кирсанов и Фенечка женятся в один день с Аркадием и Катей. "Аристократ" Павел Петрович вскоре уезжает за границу в Дрезден. Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж за видного деятеля. Кукшина тоже уезжает за границу. Ситников женится и живет в Петербурге.

    Конец.

    Это был краткий пересказ романа "Отцы и дети" Тургенева по главам: краткое содержание основных событий и фактов из каждой главы.

    Смотрите: 
    - Краткое содержание романа (наиболее сжатое)
    - Все материалы по роману "Отцы и дети"

    www.literaturus.ru

    Урок 4. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл.5-11)

    Урок 4. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл.5-11)

    Цели урока: проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; сделать вывод об основном конфликте романа.

    Ход урока

    I. Составление характеристики героев

    Для каждого героя составляется таблица следующего вида:

    Герой

    Характеристики

    Информация в тексте романа

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Черты характера, образование

    Общественно-политические взгляды

    Отношения с окружающими

    Речь, лексика

    II. Составление и работа с опорными конспектами

    1. Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося.

    Н. П. Кирсанов

    П. П. Кирсанов

    Базаров Аркадий Кирсанов

    Одинцова

    Ситников, Кукшина

    Родители

    2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

    Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

    Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

    III. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

    Задание.

    Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

    — Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

    — Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

    (Аркадий ему лишь говорил, что его родители — добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов — мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное — внешний вид, облик героя.)

    — Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

    (Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» — разночинцы были ненавистны дворянам.)

    — Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

    (Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание — совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде).

    — Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

    (Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века).

    — Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

    Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

    — Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

    — С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

    — Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

    — Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

    Задание.

    Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

    — С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

    — Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?

    (Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге — пошел по стопам отца.)

    — А по каким стопам идет Базаров?

    (Его слова — «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

    Вывод: Базаров и братья Кирсанова — люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

    — Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

    Задание.

    Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «...войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с баршины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется — мука будет». «Я объездил все свои деревни, — сообщал он П. В. Анненкову,— и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («...народ.., в надежде, что... выйдет еще указ — и землю отдадут даром, или царь ее подарит...»)».

    IV. Анализ идеологического конфликта в романе

    В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

    — Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

    (Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

    — Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

    (Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

    — Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

    (Основные линии спора:

    - об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

    - о принципе деятельности нигилистов;

    - об отношении к народу;

    - о взглядах на искусство и природу.)

    1. Первая линия спора.

    Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

    (Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу — старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы — основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, ах основное занятие — ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм — бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)

    — Каков итог этого спора?

    (Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, — тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)

    2. Вторая линия спора.

    Вторая линия спора — о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» — спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

    — Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

    (Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

    — Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

    (Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

    — Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

    (Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

    — Есть ли в романе единомышленники Базарова?

    (Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

    — Что мы знаем об этих героях?

    (Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», — так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.

    Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» — гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», — проговорил он. (Маколей — английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)

    — В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

    (Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

    3. Третья линия спора о русском народе.

    — Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

    (По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

    Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

    У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

    — Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

    (Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над нами; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне — грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

    Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

    — Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

    (Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз...; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

    4. Четвертая линия спора.

    Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.

    Задание.

    Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

    (И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

    Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

    — Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

    (Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

    — Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

    (Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

    — Как же смотрит Базаров на природу?

    (Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

    — Как решается эта линия спора?

    (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

    V. Итог урока

    Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

    — Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

    — Докажите, что аристократизм — «бесплодный принцип».

    — Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

    — Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

    — Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

    — Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

    — Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

    — Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

    — Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

    Домашнее задание

    Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

    multiurok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *