Роль умк в учебном процессе – Роль УМК в образовательном процессе
Современный УМК как средство формирования и развития учебной деятельности
СОВРЕМЕННЫЙ УМК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (26.08.2015 Г.)
Фриауф Л.Н., учитель физики
МБОУ «Селекционная СОШ»
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Основной целью УМК является духовно-нравственное, познавательное, эстетическое развитие личности, реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Формулировка задач УМК предполагает, что получаемые ребенком теоретические знания, культивируемые отношения к учебной деятельности должны стать одним из средств формирования личности.
Комплекс учебников для основного и среднего общего образования «Вертикаль» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. УМК всех предметных линий обеспечивают устойчивую мотивацию подростков к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС основного общего и среднего образования, формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.
Учебно-методический комплекс должен включать систему средств обучения, соответствующих государственным стандартам образования. В этот комплекс обычно входят основной учебник, рабочая тетрадь и несколько дополнительных учебных пособий, которым принадлежит существенная обучающая функция – не только расширять и углублять предметные знания, но и активно способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД). Дополнять такой комплекс могут интерактивные программные продукты.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.Весь УМК должен пониматься учителем и учениками, в первую очередь, как программа учебной интеллектуальной деятельности, изначально заложенная в текстовое содержание и задания к нему. Для формирования же универсальных учебных действий в современных условиях доминирующую роль играют не столько учебники, сколько правильно отобранные дополнительные учебные пособия. Таким образом, УМК одновременно выполняет функции носителя содержания образования и функции проектирования учебного процесса, ориентированного, прежде всего, на развитие самого ученика.
В практике ведущим остается школьный учебник. Он является почти единственным стабильным средством обучения, а среди дополнительных учебных пособий не так много таких, которые бы обеспечивали самостоятельное целенаправленное руководство познавательной деятельностью учащихся. УМК должен обеспечивать усвоение всех компонентов содержания образования (знаний, репродуктивных и творческих умений, системы ценностей). Система заданий дополнительных учебных пособий, должна расширять аппарат усвоения учебника и целенаправленно организовывать учебную деятельность учащихся. Применение УМК должно быть технологичным и предусматривать возможности экономии учебного времени.
Важнейшую роль в УМК играют задания. Условно их можно разделить на следующие группы:
Задания на понимание текста (о чем говорится в тексте, что говорится в тексте об этом).
Задания на тренировку памяти (воспроизведение терминов, фактов, фрагментов текста).
Задания на определение понятий.
- Задания на обобщение понятий или исключение понятия из ряда близких по смыслу.
Задания на репродуктивное применение знаний: выполнить практическую работу по инструкции, решить задачу по образцу, объяснить факт, знакомый по сходным ситуациям и т. д.
Такой подход к составлению заданий позволяет учитывать большинство проявлений интеллектуальной и практической деятельности (аналитической, синтетической, сравнительной, систематизирующей и т. д.) как на репродуктивном, так и на творческом уровнях.
На учебно-методический комплекс ложится функция организации приемов учения. В данном случае эта функция реализуется в виде системы заданий. Методический аппарат комплекса актуализирует такие учебные действия, как принятие и осознание цели учения, осуществление действия, указанного в задании, проверку результата выполнения действия. Сами задания своими формулировками, начинающимися со слов – выберите, соотнесите, установите связь, дайте определение, проанализируйте, найдите общее
Следовательно, УМК с помощью заданий, вопросов и задач разного типа, сформулированных в соответствии с конкретными целями обучения и обладающих либо отдельными функциями, либо их совокупностью, должен обеспечить управление деятельностью учащихся по формированию УУД. Сформированность этих умений станет объективным признаком усвоения предметного (специального) и внепредметного (прикладного) содержания. Результатом такого усвоения становятся:
осознанное выполнение необходимых действий;
определенная степень свободы ученика в применении сформированных умений как в знакомой, так и в новой ситуации.
Таким образом, роль учебно-методического комплекса и его системы заданий заключается в формировании как частно-предметных так и надпредметных умений, проявляемых, на репродуктивном и творческом уровнях усвоения содержания образования.
infourok.ru
Доклад на тему «Методические аспекты создания УМК»
Методические аспекты разработки учебно-методических комплексов в профессиональном образовании.
Пугачева М.М.
Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых эффективному освоению студентами учебной дисциплины.
От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности. УМК должен разрабатываться по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС.
Учебно-методический комплекс по дисциплине позволяет решать следующие задачи:
· Формирование необходимых профессиональных компетенций у будущих специалистов
· Оптимальная организация учебного процесса при изучении дисциплины
· Повышение эффективности и качества обучения
Современный учебно-методический комплекс (в центре которого, безусловно, учебник) — это очень большой набор составляющих его рабочих компонентов. Тенденцией становится преобладание электронного контента в работе учителя. Классическая методика в том виде, в каком нам ее преподавали и с которой мы работали до сих пор, постепенно уходит. Сегодня мы имеем дело с педагогическими технологиями, когда каждый элемент учебно- методического комплекса заточен функционально, позволяет выполнять определенную педагогическую функцию и поэтому добиваться более высоких образовательных результатов. Результат применения современных учебно-методических комплексов можно сформулировать так: если учитель научился пользоваться всем тем, что ему сейчас предоставлено, он не может не научить, а ученик не может не научиться.
Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
— разработка рабочей учебной программы по дисциплине;
— разработка конспектов лекций, учебных, учебно-методических рекомендаций;
— оформление документации по УМК;
— апробация материалов УМК в учебном процессе;
— корректировка материалов УМК.
Структуру УМК дисциплины можно представить в виде простейшей схемы, которая облегчает классификацию материала и формирование основных разделов комплекса (рис.1)
дисциплины
Нормативная и учебно-программная документация
Учебно-методическая документация
В первый раздел входят:1. Выписка из ФГОС СПО по специальности
2. Примерная программа по дисциплине
3. Рабочая программа по дисциплине
4. Календарно-тематический план преподавателя
Во второй раздел входят:
1. Поурочные планы
2. Конспекты лекций по дисциплине
3. Методические указания по выполнению практических занятий
4. Методические указания по выполнению лабораторных занятий
5. Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
6. Перечень литературы для самоподготовки студентов
7. Дидактический материал
8. Учебно-наглядные пособия
В третий раздел входят:
1. Средства входного контроля
2. Средства текущего контроля
3. Средства тематического контроля
4. Средства итогового контроля
Во всех видах контроля применяются следующие формы проверки знаний: тестирование, семинары, контрольные работы, зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых работ.
Благодаря УМК, педагог отчетливо видит перед собой весь спланированный процесс, каждый его этап, любое действие. Досконально проработанный учебно-методический комплекс – основа хорошо организованного и эффективного обучения. Даже если вдруг посреди учебного года заболевшего преподавателя заменит другой, учебный процесс от этого не пострадает, потому что новый педагог сможет воспользоваться материалами, заранее подготовленными коллегой.
infourok.ru
Создание и использование электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Методическая разработка
«Создание и использование
электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе техникума по профессии «Мастер общестроительных работ: арматурщик, электросварщик ручной сварки»
Разработала О.Ю. Паутова
мастер производственного обучения
имеющаяся квалификационная категория – высшая
г. Нижний Новгород
2017 г.
Введение
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Проведенные в техникуме статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления.
В настоящее время в нашем техникуме идёт разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являются профилирующими в профессиональной подготовке.
Внедрение СЭО в учебный процесс способствует повышению качества обучения, совершенствования организации учебного процесса образовательной организации и управления им.
Возможности и преимущества СЭО:
— инновационность образовательного процесса;
— формирование единой информационной образовательной среды;
— мобильность обучения;
— гибкое построение учебных программ и курсов;
— разнообразие учебных элементов;
— применение современных технологий и методик преподавания;
— мониторинг успеваемости каждого студента и группы в целом;
— мониторинг качества обучения;
-формирование банка собственных электронных учебно-методических материалов.
Система электронного обучения «Академия-Медиа» (далее — Система) относится к объединенному классу LMS (Learning Management System — системы управления обучением) и LCMS (Learning Content Management System — системы управления учебным контентом). В качестве ядра Системы используется свободное программное обеспечение с лицензией GPL — Moodle. Система адаптирована для образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО).
Система ЭО дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять образовательными ресурсами информационно-образовательной среды ОО СПО. Интерфейс Системы ориентирован на работу преподавателей, не обладающих высоким уровнем владения современными информационными технологиями (администрирование баз данных, сайтов и др.). Основной задачей разработки Системы является создание максимально удобного и интуитивно понятного интерфейса. Преподаватель, используя интерактивную справочную систему, может управлять электронным курсом по дисциплине, а также дополнять его разнообразным авторским образовательным контентом. Практически во всех модулях и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML-редактор. Можно вставлять таблицы, схемы, рисунки, видео, Adobe Flash и др. С помощью этого удобного механизма настройки Преподаватель курса, даже не обладая знанием языка HTML, может легко настроить элементы оформления учебного материала.
В Системе предусмотрена возможность организации учебного курса с тематической структуризацией, в соответствии с которой курс разделяется на секции по темам.
Основное содержание курса основывается на электронных учебных изданиях (электронных приложениях и учебниках) Издательского центра «Академия», при этом у Преподавателя есть возможность редактирования структуры содержания курса и добавления в курс различных элементов (лекций, заданий, форума, глоссария и др.). Таким образом, Система дает Преподавателю обширный инструментарий для организации учебно-методического материала, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности студентов как индивидуальной, так и групповой.
Система ориентирована на использование в локальной сети образовательного учреждения, может быть также использована для дистанционного образования, так как обладает большим набором средств коммуникации.
Так как основной формой контроля знаний в электронном обучении является тестирование, то Система имеет обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования, поддерживает несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Система предоставляет большое количество функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, например, для корректировки Преподавателем тестовых заданий после выполнения их Студентами существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В Системе содержатся средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно — уровни сложности отдельных тестовых вопросов для Студентов.
Работа Преподавателя в СЭО
Преподаватель. Основная задача — обучение Студентов с использованием обучающих объектов (электронных учебных изданий). Он:
производит мониторинг успеваемости и посещаемости Студентов;
имеет доступ к электронным журналам всех Студентов;
может дополнять структуру курса различными учебными элементами.
Рабочее место Преподавателя представляет собой контрольную панель, вход на которую защищен логином и паролем.
Создание «Нового курса»
В разделе «Курсы» отображены курсы, к которым вы имеете доступ. С помощью сортировки по специальностям / профессиям вы можете выбрать нужный вам курс или создать новый
Для Преподавателя выводится список учебных групп, подписанных на данный курс
Создание «Рабочей программы»
Добавление «Лекции»
Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.
Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.
Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.
Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.
Добавление «Теста»
Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Добавление «События»
В верхней части блока «События» располагается календарь на текущий месяц с отмеченными событиями. Под календарем указаны пять ближайших событий. Ознакомиться с остальными событиями можно, перейдя по ссылке «Перейти к следующим событиям» в нижней части блока «События».
Создать событие вы можете, нажав на кнопку «Добавить событие» в нижней части блока «События».
Центральную часть страницы занимает сетка календаря на текущий месяц с отмеченными на нем событиями, на которые необходимо обратить внимание.
Текущая дата всегда выделяется голубым фоном. Даты, на которые назначены события, отмечаются цветной обводкой. Цвет назначается в зависимости от типа события. Расшифровка цветов приведена сразу под календарной сеткой. В области расшифровки названия типов событий являются ссылками — при нажатии на них можно выключить/включить отображение данного типа событий.
В правой части страницы располагается сетка календаря на три месяца (предыдущий, текущий и следующий) и указываются даты, к которым привязаны события.
Просмотр «Успеваемости студентов»
С помощью раздела «Журнал» реализуются функции педагогического контроля и оценивания успешности процесса обучения, самоконтроля результатов учебной деятельности.
Экспорт «Отчета по оценкам»
Заключение
Цель работы — теоретическое обоснование и практическое использование электронных образовательных ресурсов.
Использование СЭО значительно облегчает и сокращает время подготовки преподавателя к уроку. Более того дает возможность конструировать уроки, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения.
Внедрение в учебный процесс использование СЭО не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: усвоение нового материала, закрепление, обобщение и контроль.
Зачем нужно применение ЭОР преподавателю?
— экономия времени на уроке;
— глубина погружения в материал;
— повышенная мотивация обучения;
— возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
— привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение в образовательный процесс системы электронного обучения несомненно способствует:
— повышению качества знаний, умений и навыков полученных обучающимися;
— повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности преподавателей, их информационной культуры;
— развитию информационно — образовательного пространства техникума и укреплению материально-технической базы;
— повышению привлекательности техникума как современного образовательного учреждения, использующего эффективные образовательные технологии, для потенциальных абитуриентов;
— повышению объективности контроля за счёт его автоматизации;
— сокращение рутинных операций на всех этапах урока, в том числе сокращение времени на обработку результатов контроля;
— повышению интереса студентов к образовательному процессу;
— возможности построения индивидуальных образовательных траекторий с целью реализации образовательных запросов студентов;
— повышение уровня обученности и качества знаний;
Вывод – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.
Список используемых источников.
Лапчик М.П.,Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. «Теория и методика обучения информатике: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие – М.: Издательский цент «Академия», 2005 г.
«Что такое электронные образовательные ресурсы» — www.ed.gov.ru/news/konkurs.
«Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» — http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / М. Ю. Олешков. — 3-е изд. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
Что такое электронные образовательные ресурсы» — www.ed.gov.ru/news/konkurs
infourok.ru
Использование нового УМК в образовательном процессе.doc
«Физика» 7, 8,9 авторов Грачева А.В. Погожева В.А., Селиверстова А.В., Бокова
П.Ю. способствует овладению учащимися следующими видами деятельности:
понимание смысла изученных физических явлений, понимание смысла
физических величин, понимание смысла физических законов.
Изучая физику по этому учебнометодическому комплекту, ученики
не только овладевают теоретическими вопросами, изучаемого курса, но и
научатся решать расчетные задачи с использованием нескольких формул по
одной из тем курса. УМК позволяет учащимся 7го, 8го, 9го класса овладеть
основами методологических знаний и умений: знать назначение и схематическое
обозначение прибора, правильно составлять схемы его включения в
экспериментальную установку, определять цену деления, пределы измерения
прибора и записывать его показания, делать выводы по результатам опытов, а
также делать минипроекты (развитие научноисследовательской деятельности).
Каждый параграф учебника проверяет умения учеников работать с
физическим текстом. Работая с текстами физического содержания, учащиеся
учатся понимать смысл использованных в тексте физических терминов,
отвечают на прямые вопросы к содержанию текста, отвечают на вопросы,
требующие сопоставления информации из разных частей текста, используют
информацию из текста в измененной ситуации, переводят информацию из одной
знаковой системы в другую. Уникальность УМК заключается в том, что
информация во всех параграфах учебника представлена различными способами:
в виде графиков, схем, схематичных рисунков, таблиц и др. Это позволяет
учащимся не только воспринимать и перерабатывать полученную информацию,
но и понимать, что она может быть представлена различными способами.
Благодаря такому подходу изложения материала у учеников
формируется умение работать с информацией различного типа. А отдельные
параграфы непосредственно учат ребят преобразовывать одну и ту же
информацию в различные виды: графики, таблицы, формулы. Хотелось бы,
чтобы в УМК было больше заданий, которые направлены на формирование у
учащихся методологических знаний и умений,
а также навыков
экспериментальной работы, например, я ввожу домашние экспериментальные
задания (выращивание кристаллов, изготовление моделей по темам
«Электрический ток», «Электромагнитные явления», «Статика», которые потом
учащиеся представляют на уроке в форме защиты проекта. Авторы учебника
сохраняют целиком и полностью общепринятую терминологию, однако,
буквенное обозначение отдельных физических величин изменяют, например,
обозначение потенциальной и кинетической энергии.
Наличие дополнительного учебного материала позволяет
дифференцированно подходить к процессу обучения физике. Причем,
отличительной особенностью учебника является то, что дополнительный
материал содержится и как отдельный параграф учебника, и как часть
параграфа. Количество дополнительного материала вполне соответствует
общепринятым нормам и динамично вписывается в логику изучения учебного
znanio.ru
Электронный учебно-методический комплекс и его роль в организации учебной деятельности студентов
В современном мире специалист, должен быть широко эрудирован, разносторонне профессионален, владеть методологией научного творчества, новейшими информационными технологиями, методами обработки, получения и фиксации научной информации. Использование информационных технологий в образовательном процессе средних профессиональных организаций следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют логике развития образования в нашей стране [3].
Сегодня информатизация учебного процесса является реальной необходимостью, т.к. большинство современных студентов не мыслят свою жизнь без компьютера. Им неинтересно изучать по настенным таблицам, записывать лекции, иногда даже слушать рассказ преподавателя, выполнять практическую работу в тетради. Не случайно большинство студентов, особенно технического профиля обучения, считают дисциплины экономического цикла второстепенными. Как же развить интерес к ним?
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР), являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, способствуют развитию профессиональной и социально-трудовой компетентности студентов, а так же их информационной культуры. Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность осуществлять процесс обучения на новом качественном уровне (полная его информатизация), позволяя многократно увеличить возможности преподавателя и студента в процессе учебной деятельности [1, с. 6].
Одним из самых востребованных способов использования ЭОР, в целях информатизации учебного процесса при изучении дисциплин экономического цикла, считаю использование электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам экономического цикла. ЭУМК — это категория электронных образовательных изданий, который может состоять из следующих модулей: курс лекций, методические указания по выполнению практических занятий, методические рекомендации по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы, инструкционный материал, средства самоконтроля и т.п.
В центре нашего внимания внедрение ЭУМК по дисциплинам экономического цикла как средство для учебной деятельности студентов. ЭУМК — программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний [7, с. 454]. Другими словами, ЭУМК представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных, а также набор методических средств и материалов, поддерживающих учебный процесс [6, с. 368].
Мною разработаны электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Организация предпринимательской деятельности» для студентов 4 курса специальностей разного профиля обучения, «Организация научно-исследовательской деятельности», «Управление персоналом» для студентов 2 и 3 курсов специальностей социально-экономического цикла. Каждый, из которых содержит следующие дидактические модули: модуль № 1 Рабочая программа, модуль № 2 Введение в предмет, модуль № 3 Курс лекций, модуль № 4 Методические указания по выполнению практических занятий, модуль № 5 Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, модуль № 6 Дидактический материал для самоконтроля знаний по предмету. Основой такой обучающей программы является некоторый алгоритм обучения, чему способствует структура ЭУМК.
Используются ЭУМК на занятиях при изучении вышеперечисленных дисциплин систематически на всех этапах занятия. Занятия проводятся с использованием интерактивной доски, обязательное условие наличие мобильного устройства, планшета, ноутбука в целях обеспечения индивидуальной работы студентов. Каждая тема лекционного и практического занятия включает текст ЭУМК. Каждая тема заканчивается вопросами и заданиями для самоконтроля, закрепления.
Для изучения нового материала применяю, прежде всего, в том случае, когда наряду с текстом имеются и фото-, графо-схема- материалы. Например, при изучении пакета управленческой документации можно продемонстрировать унифицированные формы этих документов, на интерактивной доске оформить эти формы, опираясь на образец оформления (который представлен в инструкционном материале ЭУМК).
Для обеспечения учебного процесса наглядными материалами использую также электронный каталог «Документационное обеспечение управления». Это позволяет студентам самостоятельно оформить любой управленческий документ баз помощи преподавателя. И самое главное, лучше запоминают и усваивают материал лекции и практического занятия. А также, в итоге у студентов вырисовывается подсознательно четкая картина, какими знаниями, умениями и навыками (то есть компетенциями) полученными ранее, они обладают, к чему необходимо стремиться. В результате, студенты могут получать последующее задание по выполнению сквозной задачи, которая необходима для формирования учебного портфолио по дисциплине. В дальнейшем эта компетентность (умения и навыки) используются при изучении профессиональных модулей.
Необходимым условием эффективного управления познавательной деятельностью студентов является получение обратной связи (информации) о ходе учебного процесса, или мониторинг уровня их знаний, умений и навыков, т.е. сформированности определенных компетенций. Применение электронных образовательных изданий и ресурсов позволяет и обеспечивает преподавателя оперативной обратной связью. Достоинством всех электронных учебно-методических изданий (ЭУМК) является наличие материалов для контроля, которые позволяют осуществить первичный, рубежный и итоговый контроль, устранить проблему накопления и объективность выставления оценок [5, с. 59].
Для самоконтроля в ЭУМК предлагаю выполнить тестовые задания разных типов и уровней, криптограммы, составить «кластер» понятий, синквейн по теме учебного занятия.
Контроль полученных знаний посредством электронных тестов позволяет:
– сократить время на проверку знаний;
– снизить эмоциональное напряжение;
– повысить объективность контроля знаний, обеспечить 100%-й охват студентов;
– информатизировать процесс оценки знаний;
– реализовать одну из важнейших форм контроля — самоконтроль.
Результатом является не только повышение интереса студентов к изучению дисциплин, но и повышение качества знаний студентов. Конечно, интересней работать со студентами, которые стремятся улучшить свой конечный результат, повысить профессиональную компетентность, быть разносторонне знающими и развитыми специалистами.
Студенты обязательно должны владеть терминологией. Многие социально-экономические термины сложны для запоминания, поэтому на каждом занятии стараемся закреплять термины. Глоссарий терминов ЭУМК помогает студентам выбрать оптимальное для запоминания распределение, а составленный «кластер» понятий закрепить эти термины и использовать при формировании понятийного аппарата на следующем занятии. Существует положительная динамика по усвоению терминов.
Результативным является использование методических указаний по выполнению практических заданий и рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе студентами всех курсов и специальностей, делая этот процесс не только познавательным, но и увлекательным. Например, при выполнении опережающего задания, связанного с научно-исследовательской (проектной) деятельностью программой предусмотрено мини исследование, которое проводиться в процессе внеаудиторной самостоятельной деятельности студентами, поэтому методические указания и рекомендации по осуществлению данного вида деятельности помогут выполнить это задание, подготовить его к защите и защитить.
Так же следует отметить, что результатом педагогического воздействия электронных учебно-методических комплексов является не только приобретение знаний, умений и навыков, а раскрытие интеллектуального потенциала студента, формирование его готовности к творческой деятельности, воспитание в нем культуры самостоятельно добывать и применять знания, развитие критического мышления.
ЭУМК имеет целевое назначение:
1) для участников образовательного процесса, т. е. для преподавателя и студента;
2) для учебной дисциплины.
Достоинства ЭУМК:
– помогает студентам осознать целевую картину изучаемого материала дисциплины;
– облегчает усвоение материала;
– правильный отбор учебного материала;
– индивидуализирует обучение и облегчает условия для профессионального саморазвития и самореализации личности;
– активная самостоятельная деятельность студента по усвоению материала;
– рациональная дозировка его подачи;
– обеспечение возможности каждому студенту работать со свойственной ему скоростью;
– постоянный контроль деятельности студентов и ее результатов;
– совершенствовать контроль и самоконтроль;
– повысить результативность учебного процесса [4, с. 35].
Главными достоинствами ЭУМК являются высокая степень наглядности, компактное изложение учебного материала, ориентация на дифференцированный уровень подготовки, адекватная оценка студента. Наглядность и конкретность изложения материала обеспечивается интерактивными демонстрационными средствами; дифференцированный подход — средствами электронных рабочих «кейсов»; адекватность оценки студента — использованием многоуровневых тестов и инвариантных заданий. Организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, построенная на ЭУМК, способствует подготовке студентов к дальнейшей профессиональной деятельности.
ЭУМК по дисциплинам экономического цикла внедряются в педагогическую практику ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» и не только, с 2013 года в рамках реализации ФГОС СПО. Их целесообразность подтверждена результатами экспертных заключений ГБОУ ДП (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» (№665 от 20.03.2013 г., №794 от 12.11.2014 г.). ЭУМК по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности» решением редакционно-издательского совета ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» (протокол №9 от 23.12.2014 г.) рекомендован к изданию.
В электронной версии электронные учебно-методические комплексы размещены на личном сайте преподавателя (http://irinasudutkina.jimdo.com) в разделе «Электронная библиотека: в помощь студенту» и на портале колледжа (http://sgpek.ru), в сетевой папке «Методическое объединение преподавателей социально-эконмического цикла» в разделе «Методическое сопровождение ФГОС СПО».
В заключение хочется отметить, что информатизация учебного процесса посредством внедрения электронных образовательных изданий и ресурсов, следует воспринимать как данность и необходимость, в которой мы все сейчас оказались и живем. Это связано с бурным развитием компьютерных технологий. Плюс в том, что информация стала более доступной даже студентам (через Интернет). Поэтому у преподавателя есть возможности при меньших затратах времени дать больший объем знаний, обеспечить большую практическую направленность обучения. Активизация деятельности преподавателя, увлеченность предметом, использование новых средств обучения позволяют обучающимся почувствовать свою значимость в учебном процессе (мотивация), обеспечивают заинтересованность студентов, активизируют их мыслительную деятельность, предоставляют возможность проявить индивидуальные способности, оценить свой рост.
Но не следует забывать, что электронное образовательное издание, даже самое лучшее, не может и не должно заменять печатную версию книги. Так же, как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронное издание, принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же, как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменить чтение и изучение обычного учебника, а напротив, побуждать студента сесть за книгу [2, с. 129].
Литература:
1. Вознесенская Н. В. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде вуза / Н. В. Вознесенская, В. И. Сафонов // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 3 (7). – С. 6-9.
2. Каракулина О.И. Роль электронных образовательных ресурсов в повышении качества знаний студентов / О.И. Каракулина //Освоение и внедрение современных образовательных технологий: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, 27 февраля 2013 г.) – М.: Спутник, 2013. С. 126-129.
3. Концепция долгосрочного образования социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 02.11.15).
4. Мерлина Н. И. Электронный УМК и его роль в организации самостоятельной работы студентов / Н. И. Мерлина, М.А. Ситникова // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1 (13). – С. 33-38.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003. – С. 272.
6. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 367–370.
7. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. – М.: АПО, 2009. – С. 454-455.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Роль УМК в преподавании дисциплин общепрофессионального цикла и спецдисциплин Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
РОЛЬ УМК В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА И СПЕЦДИСЦИПЛИН
МЕЛЬНИКОВА В.В.
Требования и запросы работодателей постоянно растут, и уровень профессиональной квалификации специалистов не всегда в достаточной степени им соответствует. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать методику профессиональной подготовки рабочих и специалистов в период обучения профессии или специальности в колледже. Автор статьи рассматривает использование комплексно-методического обеспечения и учебно-методических комплексов как один из способов совершенствования педагогического процесса, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.
Requirements and inquiries of employers constantly grow, and level of professional qualification of experts not always sufficiently corresponds to them. In this connection it is necessary to improve constantly a technique of vocational training of workers and experts in training of a trade or a speciality in college. The author of article considers use of complex methodical maintenance and educational methodical complexes as one of ways of perfection of the pedagogical process, providing high quality of preparation of experts.
Сегодня все больше и больше становятся востребованными услуги профессионалов в различных сферах общества. Среди таких сфер особое место занимает производственная деятельность человека. В последние время практика показывает, что уровень профессиональной квалификации большинства работников в не достаточной степени соответствует постоянно возрастающим требованиям и запросам работодателей. В этой связи очень важно совершенствовать методику профессиональной подготовки по усвоению и развитию профессиональных компетенций у молодых рабочих и специалистов на первом этапе их становления профессиональной деятельности, т.е. в период обучения профессии, специальности в колледже. Это в немалой степени обусловлено уровнем и качеством подготовки обучающихся и студентов, отработки всех навыков и умений на практических занятиях, а так же на всех видах практик [1].
Одним из способов решения проблемы совершенствования педагогического процесса в колледже является использование системы методического обеспечения образовательного процесса в виде комплексно-методического обеспечения (КМО — создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение необходимого качества подготовки рабочих (служащих) и специалистов) и учебно-методических комплексов по дисциплинам, профессиональным модулям (УМК — системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов начального, среднего профессионального образования), для обеспечения высокого качества подготовки специалистов.
Поэтому основными задачами УМК являются: создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих обучение; оптимизация и интенсификация деятельности студентов, преподавателей и руководителей практики; обеспечение единства требований к обучаемым; организация и регулирование методической работы преподавателей, совершенствование их мастерства.
Под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса мы понимаем планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-
методической документации и учебно-методических средств обучения, которые необходимы для полного и качественного профессионального образования в рамках времени и содержания, ФГОС, учебных планах и программ учебных дисциплин, профессиональных модулей [1]. Разработка такого комплекса основывается на определенных критериях.
1. Комплексность, которая предполагает охват всего основного содержания дисциплины, профессионального модуля, обеспеченная необходимым оптимальным минимумом учебной и учебно-методической документацией, средствами обучения (см. схемы 1,2,3,4).
2. Универсальность, которая учитывает наиболее типичные учебные ситуации в преподавании дисциплин.
3. Реализованность обучающей, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса.
4. Дидактическое обеспечение учебного процесса всех основных этапов, звеньев педагогического процесса.
Комплексное обеспечение учебного процесса — это один из важнейших путей повышения качества образования. За годы педагогической деятельности у преподавателя скапливается богатый учебный материал, который помогает преподавателю сделать свой урок интереснее, качественнее, но для этого необходимо четко структурировать данный материал и придать системность при комплектовании УМК. Данный подход способствует формированию целостной «картины» по учебной дисциплине, профессиональному модулю, как у преподавателя, так и у обучаемого, так как современный специалист должен обладать целостным взглядом на свою профессиональную деятельность и иметь необходимый уровень знаний и умений по профессии и специальности [2].
Структуру УМК можно представить следующей схемой.
Схема 1
Рассмотрим более подробно данную структуру.
Схема 2
Схема 3
Наряду с данными схемами в колледже разработано Положение Комплексно-методическое обеспечение (КМО) образовательного процесса, где четко прописаны комплекты, обеспечивающие КМО учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).
1. Нормативный комплект по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу, профессиональному модулю).
2. Комплект «Практическая подготовка студентов».
3. Комплект «Организация самостоятельной работы студентов».
4. Комплект «Тематическое планирование».
5. Комплект «Промежуточная аттестация студентов».
6. Комплект «Курсовое проектирование».
7. Комплект «Учебная и производственная практики».
8. Комплект «Государственная (итоговая) аттестация студентов / обучающихся».
Как показывает практика, наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных способов представления информации.
В последнее время большое значение имеет подготовка учебно-методических материалов в электронном виде (ЭОР). ПЦК «Издательское дело» был разработан ЭОР, в который входят следующие материалы: ФГОС, учебная рабочая программа, методические пособия и разработки по дисциплинам и профессиональным модулям, необходимые для выполнения практи-
ческих занятий, самостоятельных работ, контрольно-измерительные материалы в тестовой форме, справочник по издательскому делу.
3. Учебно-методические материалы
Лекции
Курс лекций (авторский) — учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
Конспект лекций (авторский) — учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.
Методическая разработка.
Небольшая по объему методическая работа, охватывающая методику преподавания или изучения ряда тем или одной темы предмета или курса. Разрабатывается для внутреннего пользования в учебном заведении.
Учебно-методическое пособие
Работа для реализации целей учебного курса (части курса, основных вопросов курса) на основе утвержденных программ, в том числе авторских, для оказания конкретной методической помощи людям, обучающимся по образовательным программам, предусматривающим значительный объем самостоятельной работы (системы заочного, очно-заочного, открытого, курсового образования) по базовому учебнику, издаются в помощь изучающим сложные дисциплины, требующие применения и освоения значительного по объему учебного материала.
Методические рекомендации.
Методическая работа, раскрывающая новые методические приемы, формы и методы организации учебной, производственной или любой другой деятельности, подтверждающая эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками. Рассчитаны на конкретного адресата — педагога, специалиста, руководителя и т.д.
Дидактические материалы
Средство обучения. Вид учебных пособий, содержащий исходные данные, используя которые учащиеся проделывают конструкторскую работу, поставленной перед ними учебной задачи
Инструкции, руководства
Схема 4
Учебно-методические материалы и различные средства обучения требуют дальнейшего совершенствования и развития. Но уже сейчас, как показывает практика, использование мультимедийных компьютерных обучающих программ, комплекса учебно-методических материалов позволяет существенно повысить качество образования.
Библиографический список:
1. Воленко О.И. Учебно-методическое обеспечение колледжей столицы // Профессиональное образование. Столица — 2007. № 10. С. 11-12.
2. Калякин А.С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология — 2009. № 2. С. 70-74.
3. Панеш У.М. Учебно-методическое обеспечение образовательно-профессиональных программ — путь к высокому качеству обучения в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 1. С. 9-11.
4. Артемьева Л.А., Бурмистрова А.С., Куторго Н.А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов укрупненного колледжа/ Научные исследования в образовании — 2010, № 04.
5. Просветова А.В. Особенности внедрения инновационных учебно-методических комплексов в образовательном процессе учреждениях СПО // Научные исследования в образовании — 2010, № 08.
Ключевые слова: педагогический процесс, совершенствование педагогического процесса, комплексно-методическое обеспечение, учебно-методические комплексы.
Keywords: pedagogical process, perfection of pedagogical process, complex methodical maintenance, educational methodical complexes.
cyberleninka.ru
Электронный учебно-методический комплекс как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины «Информатика».
Литвинова Г.А.
преподаватель информатики.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Муромский медицинский колледж»
Электронный учебно-методический комплекс как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины «Информатика».
В соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога возникает потребность в педагоге, способном к научно-исследовательской и научно-методической работе, обеспечивающем создание качественных учебно-методических комплексов, организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческой активности.
В настоящее время значительно выросло требование к педагогическому обеспечению образовательного процесса. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышаются, если его комплексное научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине — это важный ресурс методического обеспечения реализации ФГОС СОО нового поколения. Поэтому в условиях новой экономической и образовательной политики, определилась острая необходимость в разработке, создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего современный уровень качественной профессиональной подготовки компетентных специалистов в колледже.
Данный проект предназначен обучающихся средних професиональных учреждений, изучающих учебную дисциплину «Информатика» и для преподавателей, работающих в учебных образовательных учреждениях СПО.
Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке и создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Информатика».
При использовании электронного учебно-методического комплекса студент является участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Использование данного пособия обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения. Все это формирует профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, что является основным приоритетом современного профессионального образования.
Для подготовки выпускника, отвечающего современным требованиям, необходимо внедрять новые формы организации учебного процесса и педагогические технологии с применением современных компьютерных и мультимедийных средств. Стандарты образования третьего поколения требуют от выпускников профессиональных компетенций. Основным критерием качества обучения студентов становится их компетентность в различных сферах будущей деятельности: профессиональной, коммуникативной, социально-экономической и общекультурной. Формирование профессионально-коммуникативной и информационной компетентности студентов- один из основных приоритетов современного профессионального образования.
Новизна данного проекта заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс новые технологии, сделать это точно и целенаправленно для повышения эффективности обучения.
Инновационный подход ориентирует на внедрение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамического развития жизнедеятельности и потребностями личности, общества и государства, а так же в выработке у студентов социально полезных знаний, убеждений, отношений и опыта поведения в различных ситуациях.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
1) пребывание субъектов образования в едином пространстве мысли;
2) совместное погружение в условия задачи (проблему), то есть включение в единое творческое пространство;
3) согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
4) совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Основная особенность интерактивных методов — это высокий уровень взаимно направленной активности студентов взаимодействующих друг с другом эмоционально, духовно тем самым, сплачивая участников.
При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не столько даёт готовые знания, сколько побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций рамках учебной дисциплины.
Для реализации требования ФГОС как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины «Информатика» и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся был разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекс, который позволил практически применить интерактивное обучение.
Цель данного проекта явилась организация познавательной деятельности студентов, развитие творческой активности и их интеграцию в информационное пространство.
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
эффективное усвоение учебного материала;
3) самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
4) установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде;
5) развитие навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других членов группы;
6) формирование жизненных и профессиональных навыков;
7) выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.
Противоречия:
— между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;
— между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и недостаточной разработанностью соответствующих методик;
— между формализованным характером организации образовательной среды в колледже и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации обучающихся.
Условия реализации проекта:
-опыт преподавателя;
— уровень профессионализма;
-стремление развивать и воспитывать творческую личность обучающегося посредством преподавания своей учебной дисциплины.
Электронный УМК выполнен в виде сайта, разделы которого имеют разветвленную структуру. Содержание учебно-методического комплекса соответствует Положению об УМК, утвержденному в колледже. Все содержимое УМК классифицировано и разделено на блоки.
Нормативный блок содержит рабочие программы и КТП учебной дисциплины.
В теоретическом блоке размещены электронный учебник, презентации по темам курса содержащие теоретические и контрольные вопросы.
Практический блок содержит методические указания к самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе студентов, которые используется студентами при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине.
Блок контроля включает текущий контроль по разделам и темам, представленный в форме тестов.
Промежуточный контроль включает комплекс контрольно-измерительных материалов по дисциплине, который проводится в форме дифференцированного зачета.
Дополнительно в УМК для наглядного представления информации предусмотрен перечень средств обучения, включающий флеш-анимации, показывающие короткую динамику процесса и презентации, созданные в программе Power Point.
Этапы реализации проекта:
Организационный – 2016-2017 г.г.
Практический – 2018-2019 г.г.
Аналитико-рефлексивный – 2020-2021 г.г.
Практическая реализация инновации:
Обучающиеся самостоятельно участвуют в создании тренажеров, электронных шпаргалок, викторин, буклетов, презентаций, видеороликов, которые я использую в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.
Студенты под руководством преподавателя выполняют творческие работы (проекты, исследования) с применением информационно – коммуникационных технологий, демонстрируя хорошие навыки работы с прикладными программами. Все выполненные ими работы также представляются на учебных занятиях, научно-практических конференциях различного уровня.
Эффективность использования инновации:
Как показывает практика, в результате использования электронного УМК, увеличивается познавательная деятельность студентов, происходит развитие их творческой активности.
Созданное электронное учебно-методическое сопровождение учебной дисциплины «Информатика» на сайте www.webkabinet41.ucoz.net помогает:
— обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;
— преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования.
infourok.ru