cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Педагогические понятия – 4. Основные педагогические понятия

4. Основные педагогические понятия

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся вос­питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру­ет также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы — словом, все созданное в процессе исторического разви­тия духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание – это спе­циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усво­ения.

Знания это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование – это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо­вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог­ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво­ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Формирование процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т.д. Воспита­ние – один из важнейших факторов фор­мирования личности. Формирование подразумевает некую за­конченность человеческой личности, достижение уровня зре­лости, устойчивости. Понятие «формирование» употребляется для обозначения процесса воздействия на личность.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека. Оно связано с постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состо­яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ­шего к высшему. В человеческом развитии проявляется дейст­вие универсального философского закона взаимоперехода ко­личественных изменений в качественные и наоборот.

Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание – это процесс улучшения собственной личности, самостоятельная работа над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способности и черт характера. Самовоспитание — необходимое условия для дальнейшего развития своего «Я», его совершенствования.

Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование – средство

самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

studfiles.net

Шпаргалка по педагогике — ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

32. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. Основные педагогические категориивоспитание, обучение, образование. Наша наука оперирует еще общенаучными категориями — развитие, формирование.

1. Воспитание целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание — передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы.

В узком социальном смысле под воспитание — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле

воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

2. Обучение — специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основа обучения ЗУН, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знанияотражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительно­сти. Уменияготовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыкикомпоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до  совершенства путем многократного упражнения.

Обучение имеет воспитывающий характер. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

3. Образование результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — объем систематизированных ЗУНов, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

4. Формирование процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение.

5. Развитие – также имеет неопределенные границы применения в педагогике. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, не­прекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

infourok.ru

Основные педагогические понятия

Поиск Лекций

Тема «Предмет и задачи педагогики»

 

План:

1. Понятие «педагогика», объект и предмет педагогики.

2. Задачи и функции педагогики

3. Источники развития педагогики

4. Основные педагогические понятия

5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

 

-1-

Свое название педагогика получила от греч. слов пайдос — дитя, аго – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека.

Педагогика – наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека.

Объект педагогики – образование – сфера обучения и воспитания (по П. И. Пидкасистому).

Предмет – закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере (обучения и воспитания) (по П. И. Пидкасистому).

В определении предмета исследования педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения. В конце XX века ведущей категорией и предметом исследования в педагогике стало образование.

И.П. Подласый считает предметом педагогики воспитательную деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях.

И.Ф. Харламов уточняет: «Предметом педагогики является исследование закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса».

Фицула М.Н. – воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательных заведениях людьми, уполномоченными на то обществом.

-2-

Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.

постоянные:

— вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;

— изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

— разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

— прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;

— внедрение результатов педагогических исследований в практику.

Временные задачи: разработка стандартов, учебников, программ. Они возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются творческими коллективами.

Задачи педагогики (по П. И. Пидкасистому) – описание, объяснение, прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

Функции педагогической науки: общетеоретическая, прогностическая и практическая.

Общетеоретическая функция — теоретический анализ закономерностей педагогического процесса.

Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция – обусловленное (вызванное чем-либо, зависящее от чего-либо) предвидение развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.).

На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция — усовершенствование педагогической практики, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

-3-

Источники развития педагогики:

— многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей;

— религия;

— философские, педагогические и психологические труды;

— текущая мировая и отечественная практика воспитания;

— данные специально организованных педагогических исследований;

— опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания.

 

-4-

Основные педагогические понятия

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

 

Образование Результат обучения, в буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Воспитание Целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Обучение Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
Развитие Процесс качественного и количественного изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. Процесс количественных и качественных изменений в организме человека.
Саморазвитие (самовоспитание) Собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала в процессе естественного физиологического, физического, психического, социального развития.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения
Знания Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Освоенная человеком информация, ставшая его достоянием.
Умения Готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Овладение способами применения знаний на практике
Навыки Компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Умения доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Формирование Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

 

 

-5-


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Методы педагогики.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К этим методам относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, компетентная оценка), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей.

Педагогическое наблюдениеприменяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа помогает выяснить мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям с целью составления более глубокого представления о сущности и причинах этих явлений.

При анализе многих педагогических явлений большое значение имеет изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на анализе и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и преподавателей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически, то есть опытным путем, педагоги нередко приходят к важным методическим позитивным результатам, которые не были ранее известны в педагогике. Эти новшества требуют обобщения и подведения под них теоретической основы.

Основные понятия педагогики.

К основным понятиям педагогики относятся: воспитание, развитие, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогические технологии.

Воспитание – специальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Понятие «воспитание» – одно из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной задачи (например, развитие тех или иных черт характера, познавательной активности). Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе:

  • определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;

  • мировоззрения;

  • поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Выделяются следующие основные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое и ряд других (в последнем разделе данного пособия дана классификация форм воспитания по институциональному признаку). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Таким образом, воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить следующие виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных управляемых и неуправляемых факторов. Развитие каждого человека то или иное поколение людей обеспечивает через воспитание, передавая свой опыт и опыт предшествующих поколений. В процессе воспитания индивида идет его развитие, уровень которого затем влияет на данного индивида и изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых обществом для развития человека. Социально сформированная образовательная сфера – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь осуществляются передача и использование опыта поколений согласно целям, программам и структурам с помощью подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую образовательную структуру, что предполагает управление развитием человека.

Образование можно трактовать как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В образовании выделяются процессы, которые обозначаются непосредственно как акт передачи и акт восприятия опыта. Важнейшим из них является обучение.

Обучение – процесс непосредственной передачи и восприятия опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) в виде усвоения опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Осуществляя воспитание, образование и обучение, люди вступают в определенные отношения – воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность человеческих отношений, направленных на развитие людей посредством воспитания, образования и обучения.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы.

Педагогическая деятельность – это управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта, в том, что объектом и субъектом деятельности является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача – это результаты осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должны появиться новые знания, умения или качества личности. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Задачи обучения – это изложение учебного материала и проверка полученных знаний. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Педагогические технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Сущность традиционных педагогических технологий сводится к процессу передачи готовых известных знаний от преподавателя учащемуся. Однако традиционные технологии могут иметь целый ряд недостатков. Серьезнейший из них – разрыв между требованиями, предъявляемыми к человеку в процессе обучения и в реальной профессиональной деятельности.

Недостатки традиционного обучения призваны устранить новые информационные технологии (НИТ), которые позволяют эффективно структурировать и приблизить к мировым стандартам как содержание образования, так и сам учебный процесс.

Новые информационные технологии неразрывно связаны с компьютерным обучением. Вместе с тем они базируются на определенных закономерностях распространения и усвоения информации. Такой синтез позволяет разработать и применять открытые системы интенсивного обучения как в содержательном аспекте (влияние информатизации образования на содержание обучения), так и в процессуальном аспекте (влияние информатизации образования на учебный процесс).

Таблица 1

studfiles.net

Шпаргалка — педагогика — Понятие о педагогике. Основные педагогические понятия (категории)

5. Понятие о педагогике. Основные педагогические понятия (категории)

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в определенных условиях, а также факты воспитания, образования и развития категорий обучаемых.

Предмет педагогики — поиск и изучение закономерностей управления педагогическим процессом, выявление лучших форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения различных категорий людей.

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Функции педагогики:

1. Общетеоретическая функция состоит в теоретическом анализе закономерностей пед.процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

2. Прогностическая функция состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование.

3. Практическая (преобразовательная)состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется пед.практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Задачи педагогики — описание, объяснение, прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание).

Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.

Виды воспитания: умственное;  нравственное; физическое;  трудовое;  эстетическое и т. д.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Ядро образования – это обучение.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

infourok.ru

Основные педагогические понятия-категории

(Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Кн 1. — Казань 1996. — С. 24-35)

Развитие педагогики как науки на ее современном этапе требует системно-скоординированного анализа и углубленного осмысления ее понятийно-терминологического аппарата и прежде всего ее наиболее общих понятий, которые принято называть педагогическими категориями.

Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.

В учебниках педагогики в качестве основных понятий-категорий чаще всего называют: образование, воспитание, обучение. Кроме того, к основным педагогическим категориям есть все основания отнести такие понятия, как «развитие» и «социализация личности», так как без них, и это будет показано далее, невозможно достижение системно-целостного понимания основных закономерностей развития образовательно-воспитательных систем.

Одним из критериев истины, как известно, является практика. Если же обратиться к анализу практического опыта преподавания курса «Педагогика» в педагогических вузах и университетах, то именно в толковании и определении основных педагогических понятий-категорий студенты допускают наибольшую путаницу и часто одно понятие подменяют другим. Но это, скорее всего, не вина вузовских преподавателей или студентов, а беда самой педагогической науки, в которой до настоящего времени основные понятия четко не определены и системно не проанализированы.

Более того, как показывает углубленный анализ педагогической литературы, за определение и корректировку основных понятий-категорий брались практически все авторы учебников педагогики. И, как следствие, каждый из них привносил свою долю смысла и часто превращал очевидные вещи в кусочек своей «мудрости», что, в конце концов, создавало еще большую неразбериху и путаницу в толковании этих понятий.

Для того чтобы читатель мог убедиться в правоте наших суждений, приведем несколько типичных определений и толкований понятия «образование».

М.А.Данилов и Б.П.Есипов, определяя дидактику как часть педагогики и как науку об образовании и обучении, писали: «…овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей ― это есть образование, а основной путь получения его ― обучение. Итак, в трактовке М.А.Данилова и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.

В учебнике «Основы общей педагогики» под редакцией Ф.Ф.Королева и В.Е.Гмурмана находим следующую формулировку: «…под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения. Влияние, оказываемое на нравственный облик личности в процессе образования, обычно рассматривается как его воспитательная сторона (функция, элемент)». Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман в понятии «образование» включает, кроме обучения, также и воспитание личности. Правда, далее в этом же учебнике они подчеркивают, что «сопоставляя понятия «воспитание» и «обучение», нетрудно убедится в том, что объем одного и другого понятия совпадает не полностью, а только частично», воспитание «может осуществиться и осуществляется во всех сферах жизни».

Последняя мысль очень важна, так как объем понятия «воспитания» действительно выходит за пределы понятия «образования». Например, мы говорим о социальном воспитании или воспитании среды.

Б.М.Бим-Бад, опираясь на антропологические основания в исследовании важнейших течений в мировой педагогике, пришел к следующим обобщающим выводам: «Человековедение, синтезируемое педагогикой, привело в конце XX века к пересмотру самого понятия «образование», включающего в себя и воспитание, и учение, и обучение».

Можно было бы привести еще ряд определений понятия «образование», но в них, как и в вышеприведенных, усматривается ряд недостатков и соответственно возникает ряд вопросов:

1. Ни в одном из вышеприведенных определений понятия «образование» нет даже попытки выйти на более широкое родовое понятие. Возникает вопрос: какое понятие является родовым по отношению к понятию «образование»?

2. Почему некоторые авторы из процесса образования исключают воспитание, тогда как более чем, очевидно, что если человек получает среднее образование или высшее, то это результат не только обучения, но и целенаправленного воспитания?

Поиски ответа на первый вопрос показывают, что более широким, то есть родовым, по отношению к понятию «образование» является понятие «культура». Этот чрезвычайно важный вывод сделан С.И.Гессеном в его «Основах педагогики. Введение в прикладную философию», где он в частности, писал: «…в составе жизни современного человека мы различаем как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним, поэтому для обозначения совокупности всех трех слоев». И далее ученый курсивом выделяет: «Образование есть не что иное, как индивидуальная культура». Но культура чего и за счет чего? Размышление над этим вопросом приводит к утверждению, что образование достигается не иначе как за счет обучения и воспитания, но не любого, а систематического и целенаправленного.

Здесь также уместно заметить, что каким бы хорошим ни было образование, его ни когда не следует считать завершенным. Более того, на определенных этапах своего развития образование переходит в самообразование. С учетом сказанного можно сформулировать следующее определение: Образование это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

Если сказать коротко, то образование ― это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни. Это «введение» осуществляется в различных формах и видах. К примеру, можно назвать: такие формы и виды образования, как дошкольное, школьное и вузовское, общее и профессиональное, гуманитарное и техническое. Если осмыслить и оценить результат образования, то в самом обобщенном виде их можно охарактеризовать как овладение культурной различных видов деятельности и общения.

Далее, если перейти к анализу понятия «воспитание», то только в отечественной педагогической литературе можно встретить более шести его определений и трактовок.

1. Самая большая путаница в определение понятия «воспитание» вносится, когда оно трактуется как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение. Так, в частности, рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д.Ушинский. Именно эта чрезвычайно широкая трактовка понятия «воспитание» привела к тому, что педагогику часто упрощенно определяют как науку о воспитании.

2. Осознавая некорректность и нецелесообразность столь широкого толкования понятия «воспитания», в учебниках педагогики стали использовать это понятие в более узком педагогическом смысле. Так, в учебнике «Педагогике» Ю.К.Бабанского читаем: «воспитание в специальном педагогическом смысле ― есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношение, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе». Это определение является, на наш взгляд, недостаточно корректным, так как в нем не выделено более широкое ― родовое ― понятие по отношению к понятию «воспитание». Да и термин «влияние» может быть истолкован весьма неоднозначно.

3. Х.И.Лийметс, а вслед за ним Л.И.Новикова и А.В.Мудрик придерживались точки зрения, что «воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности». Данное определение, являясь частью предыдущего, также не раскрывает специфику управления, то есть не отвечает на вопрос, как можно управлять развитием личности?

4. Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам и правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П.Блонского и А.П.Пинкевича. И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены охарактеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».

5. В 70 ― 80-е годы в учебниках педагогики, как например, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной, воспитание все чаще трактуется уже как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более правильно отражает специфику воспитательного процесса.

6. При характеристике процесса и результатов воспитания в педагогической литературе можно встретить утверждение о том, что воспитывает все, в том числе и социальная среда. Эта точка зрения представляется правильной, но при условии, что в данном случае речь идет о «социального воспитания», то есть по существу о «социализации личности».

7. Определенный интерес представляет достаточно оригинальная характеристика воспитание, данное в одном из современных немецких учебниках педагогики Ф.В.Кроном. «Воспитание ― это символическая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно».

Анализ и обобщение всех вышеперечисленных формулировок приводит нас к следующему развернутому определению понятия «воспитание».

Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общении воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

В этом последнем определении понятия «воспитания» имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.

Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.

Во-вторых, управление развитием осуществляется как прямо, так и косвенно через управление любыми видами деятельности общения воспитанников.

В-третьих, в определении обозначено, что одним из важных результатов воспитания является его переход к самовоспитанию.

Определяя понятие «обучение», сразу отметим, что, несмотря на то, что в учебниках педагогики различных авторов оно трактуется по- разному, все же в большинстве случаев оно правомерно определяется через два вида деятельности: преподавание и учение.

Не вдаваясь в подробности анализа различных трактовок понятия «обучение», приведем лишь одно определение.

Обучение — это два взаимно обусловленных вида деятельности (преподавания деятельность учителя и учения деятельность учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.

В этом определении хотелось бы особо обратить внимание на последнюю фразу, то есть на то, что обучение на определенных этапах развития личности переходит в самообучение.

К важнейшим педагогическим понятиям в современных учебниках педагогики причисляется также понятие «социализация личности». Не анализируя всех возможных определений и трактовок этого понятия, приведем то, которое предложено А.В.Мудрик и которое, на наш взгляд, наиболее удачно схватывает его суть: «Социализация ― развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвитие и самореализация в том обществе, которому он принадлежит». «Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, которому он принадлежит».

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально ― ролевыми функциями. Однако следует иметь в виду, что социализация личности может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально ― ролевыми функциями овладевает личность.

Так, например, подросток втягивается в преступную группировку. Ясно, что у него будут развиваться качество, характерные для подростков из преступного мира.

Нелишне заметить, что социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания. Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.

С учетом сказанного можно дать следующее определение: социализация личности это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализация в социуме.

Одним из важнейших понятий-категорий, применяемых в педагогике, является также «развитие». Однако с определением, толкованием этого понятия в учебниках педагогики происходят странные вещи. В одних учебниках понятия «развитие» определяется через «формирование», в других «формирование» через «развитие».

Так, в учебнике «Педагогика» Т.А.Ильиной дает следующее определение: «Развитие человека ― это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль».

У Ю.К.Бабанского читаем: «Формирование личности и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания».

Как видим, в определении понятия «развитие» допускается типичная логическая ошибка: «развитие» определяется через «формирование», а «формирование» через «развитие». И, несмотря на то, что проблеме развития в педагогике уделяется большое внимание, акцент традиционно делается на развитии личности ученика, воспитанника. Вместе с тем развитие личности ученика, воспитанника является следствием развития всей педагогической (образовательной) системы. Поэтому важно понять, что вообще характерно для этого развития, каковы необходимые и достаточные признаки самого процесса и результата развития системы, объекта.

Самый общий ответ на этот вопрос мы находим в «Философской энциклопедии»: «Развитие ― необходимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений».

Если применить это определение процесса и результата развития к характеристике педагогических (образовательно-воспитательных) систем, то возникает вопрос: какова наиболее общая закономерность, характеризующая необратимость позитивных изменений в образовательно-воспитательной системе?

Для ответа на этот вопрос обратимся к таблице «Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий», в которой можно выделить следующие закономерности развития педагогических систем:

а) для образования ― это переход образования в самообразование;

б) для воспитания ― это переход воспитания в самовоспитание;

в) для социализации ― это переход социализации в самореализацию;

г) для обучения ― это переход обучения в самообучение;

д) для развития педагогических (образовательно-воспитательных) систем в целом ― это переход развития в саморазвитие.

С учетом сказанного, понятие «развитие» для педагогических (образовательно-воспитательных) систем можно определить следующим образом: развитие педагогической (образовательно-воспитательной) системы это процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью, которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что основная трудность и особенность анализа основных педагогических понятий категорий заключается в том, что они частично перекрывают друг друга и исторически их развитие, как например теории образования и обучения или воспитания, было неодинаково.

Таблица 1

Понятия

Формы и виды проявления

Родовые понятия

Закономерности развития пед. систем

Отличи-

тельные признаки

Результаты

Образование

Дошкольное, школьное, вузовское, общее, профессиона-льное, гуманитарное, техническое

Культура

Переход образования в самообразова-ние

Целостное системати-ческое обучение и воспитание

Овладение культурой различных видов деятель-ности обще-ния, становле-ние (образова-ние) личности как человека культуры

Воспитание

Нравственное, умственное, физическое, эстетическое, половое и т. д.

Деятельность

Переход воспитания в самовоспита-ние

Педагоги-ческое управление развитием и самораз-витием (самовос-питанием личности)

Разностороннее развитие лич-ности, включая ее способность к творческому саморазвитию

Обучение

Физике, математике, истории, литературе, иностранному языку

Деятельность

Переход обучения в самообучение

Два взаи-мообусловленных вида дея-тельности: преподава-ние и уче-ние (учеб-ная дея-тельность)

Овладение знаниями, умениями, навыками предметной деятельности

Социализация

Социальное обучение, социальное воспитание

Деятельность

Переход социализации в самореа-лизацию

Социально – ролевое взаимодействие лич-ности в социуме

Овладение человеком ролевыми функциями жизнедеятельности в социуме

Развитие

Развитие, саморазвитие

Система

Переход из состояния развития в саморазвитие

Необрати-мое целе-направленное измене-ние систе-мы

Способность системы к саморазвитию

В отдельные периоды акцентировалось внимание то на процессе обучения, то на воспитании, то на развитии. А в настоящее время большое внимание уделяется социализации личности, а также его саморазвитию и самовоспитанию. Поэтому будущее ― за системно ― скоординированным исследованием и углублением наших представлений об основных педагогических понятиях категориях, что неотделимо от развития педагогической теории и практики в целом.

studfiles.net

34. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ. Психология и педагогика: Шпаргалка

34. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

К числу основных понятий, категорий педагогики относятся: образование, воспитание, обучение, развитие, формирование личности. Все эти основные понятия педагогики тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому при характеристике понятий важно отличать главные, специфические функции каждой из категорий педагогики.

Образование – это процесс и результат овладения знаниями, умениями и навыками учащимися, формирование их мировоззрения, развитие творческих сил личности.

Обучение – это деятельность, направленная на усвоение определенных знаний. В процессе обучения происходит взаимодействие преподавателя и учащихся, таким образом осуществляется образование человека. Целью обучения, направленного на всестороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального – с учетом их возможностей – интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний основ наук, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике, творчески применять их для решения новых проблем. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности ученика в целом, приобщение школьников к самообразованию и самовоспитанию.

Под воспитанием понимают социальное, целенаправленное создание условий (материальных, организационных) для развития человека. Воспитание в широком смысле слова включает в себя воздействие общества на личность в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией) и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание иногда трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например воспитание общественной активности, коллективизма. Воспитание, как часть социализации, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых.

Образование включает в себя просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний и обучение.

Формирование личности – процесс развития и изменения личности под влиянием реальной действительности, среды и наследственности.

Личностьв педагогике понимается какчеловек, участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида и пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *