Роль суффикса в слове – : | Pandia.ru
Урок русского языка по теме «Суффикс. Роль суффикса в слове»
Разделы: Русский язык, Начальная школа
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: Уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.
Задачи:
- Познакомить с ролью суффикса в слове;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание доброго, ласкового отношения к окружающим.
Ход урока
1. Орг. момент:
Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
2. Работа в тетради:
— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
— Подчеркните опасные места.
— Что общего во всех словах? (Словарные.)
3. Пятиминутка чистописания:
ОК ИК ЧИК УШК ОНОК
ЛЕСОК СТУЛЬЧИК ДОМИК
— Что интересного увидели в 1-й строке?
— Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?
— Что общего между словами 2-й строки?
— Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
4. Словарная работа. Разгадывание кроссворда
— Угадайте словарное слово по его значению.
– Запишите слова в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.
1. Страна, в которой мы живем.
2. Население страны.
3. Язык, на котором говорят россияне.
4. Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети …
5. Бывает классная, бывает домашняя.
6. Столица нашей Родины.
Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске.
— Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав.)
— Как вы понимаете слово «состав»?
(Ученик дома работал со словарем, добавляет, если необходимо.)
(СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5;
В СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим;
Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор;
Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ)
— Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)
— Как думаете, о составе чего будем говорить на уроке? (О составе слова.)
5. Актуализация знаний:
— Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)
— Задайте вопросы друг другу по этой теме?
- Что такое корень?
- Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
- Какие слова называются однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)
— А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?
Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)
Физминутка «Кони вышли на старт»
— На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)
— Барьер (хлопок)
— Галоп (по коленям)
— Двойной барьер (2 хлопка)
— Галоп (по коленям)
— Трава (трут ладони)
— Галоп (по коленям)
— Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)
— Галоп (по коленям)
— Финиш (девочки кричат: Эге-гей! Мальчики: Ура!)
6. Введение в тему.
— Откройте учебник на стр. 78.
Рассмотрите центральный кадр на фотопленке.
— Что подставил Петя Зайцев к корню? Где?
— Что такое ОК?
— Где мы уже встречались с суффиксами? (В «Моей любимой азбуке».)
— КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?
7. Сообщение темы и цели урока.
Цель: На уроке узнаете:
- Что такое суффикс?
- Где он стоит?
- Для чего нужен?
8. Повторение изученного
Нос | лед | мышь |
Носик | ледок | мышонок |
— Как называются эти пары слов? (однокоренные слова)
— Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и тонкий)
— Изменился ли смысл слова? (да)
— Сравните другие слова.
— Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.
— Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».
— Поместите свои схемы на доске под словами.
— Что интересного заметили? (Слова разные, схемы одинаковые)
— Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня есть ещё суффикс.)
— Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.
— Разделите слова на две группы.
— Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?
— Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)
— Что сделало слово другим? (суффикс)
— Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.
9. Формулирование учащимися определения.
— Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс? (2 ребенка)
10. Сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.
— Сравните с правилом в учебнике, на стр. 79.
11. Воспроизведение правила. Примеры.
12. Практическая часть урока: (начало формирования умений)
- Работа в парах.
— Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в парах.
На середине стола у вас лежат карточки. Переверните. Прочитайте слова. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?
Прочтите первую пару. ( Иван – Иванушка)
Какое получилось слово? (ласковое)
— Какая часть слова сделала имя Иван ласковым? (суффикс -УШК-)
— Приведите примеры.
— У кого ещё есть ласковые слова? (заяц — заюшка)
— С помощью какого суффикса оно образовалось? (суффикс – ЮШК-)
— Какой суффикс сделал ласковыми ваши другие слова? (- ЕНЬК-, -ОНЬК-)
— Итак, какие суффиксы делают слово ласковым. Слова с такими суффиксами употребляются в разговорной речи, в сказках, в народных песнях, потешках.
— Используете ли вы в речи такие суффиксы?
— Назовите своего соседа ласковым именем.
- Поднимите руки, у кого есть слова с суффиксом -ОК-?
— Какое значение он вносит?
— Какие ещё суффиксы делают слова «маленькими»? (-ИК-, -ЧИК-)
Игра «Побудь волшебником»
— Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
НОС, ЗУБ, ХВОСТ, СТОЛ, СТАКАН
Итак, суффиксы -ОК-, -ИК-, -ЧИК- любят в стране Лилипутов.
Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение
- А вот в стране Великанов любят совсем другой суффикс: какой, узнаете выполнив упр. 126, стр. 79.
Работа по учебнику.
— Посмотрите на этих героев. Узнали вы их? (это из кукольного театра).
— В каких сказках они живут?
— Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей — хором.
— Чем похожи все эти слова? (-онок-, -ёнок-) – у них один суффикс.
— Грамматическая задача.
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетка – Гусеница.
Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.
– Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).
– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то, что маленьких гусей много?
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом), гусятница, гусятина.
Физминутка.
Покажите гусиный шаг. Когда вы идете выстроившись друг за другом – говорят «гуськом».
Вывод: какие слова образовали? С помощью какой части слова они образованы?
– Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный т.е. гусеничный след от трактора, танка: состоят из звеньев и способ передвижения похож).
- Самостоятельная работа (на карточках).
– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.
– Впишите нужные слова.
— Выделите суффиксы.
Самопроверка: сверьте с тем, что на доске.
13. Творческая работа.
Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):
Мама сказала:
«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»
14. Подведение итогов.
Итак, давайте подведем итог:
Закончи предложение: СУФФИКС НУЖЕН…
15. Задавание домашней работы:
— Откройте «Дидактические материалы» — с.50, упр. 107. Прочитайте задание и текст.
— Есть ли вопросы? затруднения? Это Д/З.
— Откройте дневники, запишите. Это задание для всех.
Дополнительное задание для желающих: Придумать сказку о суффиксе.
25.03.2008
urok.1sept.ru
Суффикс и его роль в слове
Данный урок в разделе «Части слова. Суффикс».
Тема: «Суффикс и его роль в слове».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
1.Образовательные:
— закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании;
— углублять представления о значениях суффикса в слове;
— развивать фонематический слух;
— формировать навыки грамотного письма;
— обогащать словарный запас учащихся;
— формировать умение работать с текстом.
Воспитательные:
— воспитывать любовь к животным;
— содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
— содействовать профилактике утомляемости учащихся;
— прививать интерес к русскому языку.
Развивающие:
— развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память;
— развивать и обогащать речь учащихся;
— развивать логическое мышление;
— способствовать развитию эмоциональной сферы;
— развивать коммуникативные умения.
Задачи урока:
— — актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
— организовать деятельность по определению роли суффикса в слове.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
— ценностное отношение к процессу определения роли суффикса;
— осознание обучающимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
— осознание практической важности суффикса для образования новых слов;
— ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
— осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
— умение принимать и сохранять цель урока;
— умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
— умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
— умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
— умение разбирать слово по составу;
— умение видеть роль суффикса;
-умение применять знания в жизненных ситуациях.
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап урока | Форма использования ИКТ | Цель |
Организационный момент. | Создание рабочего настроения. | |
Формулирование темы и цели урока. | Презентация. | Усиление мотивации к обучению. |
Подготовка к изучению нового материала. | Презентация. | Актуализация знаний. Средство познавательной активности. |
Объяснение нового материала. | Презентация. | Средство познавательной активности. |
Закрепление и совершенствование знаний и умений. | Презентация. | Обработка полученных знаний на практике. Усиление мотивации к обучению. |
Итог урока. Рефлексия. | Презентация. | Подведение итогов урока. |
На данном уроке развивались ОУУН учащихся:
1. На конкретном учебном материале раскрывается применение следующих логических операций: сравнение, анализ, выделение главного, классификация, систематизация, обобщение.
2. Формируется навык:
— планирования предстоящих действий самостоятельной работы;
— обобщенного способа организации деятельности учащихся.
На уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемно- поисковые, исследовательские, практические методы. Их применение целесообразно и эффективно с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.
При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проблемное обучение.
Оборудование:
— учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык», «Методические рекомендации для учителя» 3 класс, М.: Баласс, 2011;
— карточки со словами для разбора, эталоны, рисунки суффиксов;
— мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
— Ребята, готовы вы к уроку? (ДА).
— На вас надеюсь я друзья!
(МЫ ХОРОШИЙ, ДРУЖНЫЙ КЛАСС. ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ У НАС!)
— Пусть этот урок принесёт вам радость общения. Я желаю вам удачи!
-На партах у вас листы самооценки, в которых вы будете фиксировать оценку своей работы на уроке.
Формулирование темы и цели урока.
— В наш город приехал гость. Чтобы найти новых друзей. Дорога была долгой и трудной. По пути к нам он растерял некоторые буквы в своём имени. От его имени остались только 2 буквы, первая и последняя.
С . . . . . С
— Помогите ему восстановить своё имя.
— Послушайте, что он о себе рассказывает: «Я часть слова, стою я после корня, с моей помощью совершаются удивительные превращения, иногда в слове нас может быть ДВА и даже ТРИ».
— Кто же этот гость? (Суффикс).
— Правильно. Какова же тема сегодняшнего урока? (Суффикс и его роль в слове).
— Какую поставим цель на этом уроке? (Вспомним, что такое суффикс и определим его роль в слове).
На доске записаны ключевые слова темы: суффикс, часть слова, значение.
Я предлагаю вам составить план урока:
1. Вспомнить, что такое суффикс.
2. Найти (выделить) суффикс в словах.
3. Определить значение суффикса в слове.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Актуализация знаний. Вспоминаем то, что знаем.
— Для нашего гостя мы проведём небольшую экскурсию по нашему городу.
— Осматривая наш город, мы с вами будем находить друзей суффиксу.
Закрепление знаний о роли суффиксов в словах.
А) Работа на листочках.
— Начнём экскурсию с леса, который находится за городом.
— Прочитайте, какие слова мы здесь встречаем?
— У вас на партах лежат листочки со словами.
ЛЕС
ЛЕСОК
ЛЕСНИК
— Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные).
— А о значениях данных слов? (Значения слов — разное).
— Объясните, что означает каждое слово?
Лес — часть суши (Земного шара) покрытая деревьями.
Лесок – небольшой лес.
Лесник — работник лесного хозяйства.
— Если у слов значения разные, то какие будут основы? (Разные).
— Давайте выделим основу и проверим.
— Для того чтобы найти основу, что нужно сначала сделать? (Чтобы найти основу, нужно найти окончание).
— Выделите окончание. (Проговаривают алгоритм и находят окончания).
— Как выделить основу? (Слова без окончания – основа).
— Что вы можете сказать об основах? (Они разные).
— Посмотрите, все слова однокоренные и произошли от одного корня, а основы и значение у них разные. Почему так произошло? (Из-за суффикса).
Б) Какой вывод о суффиксе мы можем сделать? (Часть слова, которая стоит после корня).
1 пункт плана выполнили.
На доске слова:
ЛЕС
ЛЕСОК
ЛЕСНИК
— Какое слово является главным, от которого произошли остальные? (лес).
— Какие слова произошли от него? ( ЛЕСОК, ЛЕСНИК).
-При помощи чего они образовались? (При помощи суффиксов –НИК, -ОК).
— Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).
— Для чего нам нужен суффикс -ОК? (Уменьшает слова).
— Вот мы нашли с вами первые два суффикса. Запишите их на листочках.
Составление алгоритма.
— А теперь отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городе? (Волга).
На доске слова:
РЕЧЕНЬКА
РЕЧУШКА
РЕЧНАЯ (рыба)
— Возможно, здесь мы найдём новых друзей.
— Запишите первое слово (РЕЧЕНЬКА).
— Выделите в нём суффикс. Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика).
— Почему у нас получились разные ответы? (Мы не умеем выделять суффикс).
Какая же задача стоит перед нами? (Научиться выделять суффиксы).
Что мы должны с вами составить? (Алгоритм). По ходу составления алгоритма, вы будете записывать его в ТЕТРАДЬ ДОСТИЖЕНИЙ.
С чего же мы начнём?
Чтобы найти основу, что мы должны найти? (Окончание).
Итак, какой же первый шаг алгоритма? (Найти изменяемую часть – окончание).
-а
Найти изменяемую часть
(окончание).
Запишите к себе в эталон.
Что будем делать дальше? (Найдём основу).
Как найти основу? (Основа – это слово без окончания).
Выделите основу.
РЕЧЕНЬК-
Какой второй шаг? (Найти неизменяемую часть — основу).
2. Найти неизменяемую часть
(основу).
Запишите к себе в эталон.
— Теперь как найти суффикс? (Подобрать однокоренные слова).
— Какой третий шаг? (Подобрать однокоренное слово).
РЕКА
3. Подобрать однокоренное слово.
— Запишите.
— Какой следующий шаг? (Найти ту часть, которая добавилась).
-ЕНЬК-
4. Определить какая часть добавилась.
— Запишите.
— И какой же будет последний шаг? (Выделить значком).
-ЕНЬК-
5. Выделить значком.
2 пункт плана выполнили.
Алгоритм:
Найти изменяемую часть (окончание).
Найти неизменяемую часть (основу).
Подобрать однокоренное слово.
Определить какая часть добавилась.
Выделить значком .
— Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (-ЕНЬК-).
— Запишите его.
— Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.
3. Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.
— Какой суффикс нашли? (-УШК-)
— Какое значение этого суффикса? (Уменьшает слово).
Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ.
(1 ученик за закрытой доской).
Проверка с комментированием.
— Какой суффикс нашли? (-Н-).
— Какое значение этого суффикса? (Ласкательное).
— Подберите слова с этим суффиксом (славная, водная, грозный).
Наш город посетил передвижной зоопарк.
— Давайте зайдём и посмотрим, нет ли там суффиксов?
— Мы посмотрим животных, а вы будете записывать слово, обозначающее название детёныша этого животного и выделять суффиксы.
Слон | Слонёнок |
Волк | Волчонок |
Медведь | Медвежонок |
Лиса | Лисёнок |
Взаимопроверка.
— При помощи какого суффикса вы образовали новые слова? (-ОНОК, -ЁНОК).
Значение этих суффиксов? (Уменьшительно-ласкательные).
Запишите на листочки.
пункт плана выполнен.
Самостоятельная работа по карточкам.
(Разноуровневые задания).
— Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек:
красные — попроще. Выполнив верно задание, вы получите «4».
зелёные — посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «5».
— Выбери ту, что тебе подходит. (Так как это первый урок по изучению роли суффикса в слове, отметки в журнал будут выставлены по желанию).
Несколько суффиксов попали с ветром в наш учебник в упр. 195.
— Давайте откроем учебники и найдём их.
— Прочитайте задание.
— Как назовёт эту книгу гномик? (Книжища). Запишите слово.
— Выделите суффикс (-ИЩ-). Какой это суффикс? (Увеличивает).
— Как назовёт книгу мальчик? (Книжка).
— Выделите суффикс (-К-).
— Как назовёт книгу великан? (Книжечка).
— Запишите это слово. Какой суффикс? (-ЕЧК-)
КНИЖИЩА, КНИЖКА, КНИЖЕЧКА
Работа в парах.
— Откройте учебник на с. 156 упр. 196. Выполните в парах 1 в — синяя ручка,
2 в – зелёная ручка).
— Какой ещё вывод можем сделать? (Встретились однокоренные слова котик-котище. Суффикс изменил размер предмета).
Подведение итогов
— А сейчас мы с вами составим КЛАСТЕР.
— Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс?
Прием «Кластер» (фронтальный опрос).
На доске карточки со словами:
Часть слова.
Служит для образования новых слов.
Стоит перед корнем.
Стоит после корня.
Часть слова без окончания.
— А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что бы случилось, если вдруг пропали суффиксы? (Предположения детей).
— К нам на урок пришел Суффикс.
(Заранее подготовленный ученик выступает в роли Суффикса).
-Давайте сравним свои размышления с его мыслями.
Суффикс:
Я, Суффикс, — настоящий волшебник!
Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Могу неживой предмет превратить в живой: гора — горец.
Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс, исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику и т.д.
— Молодцы. Ребята, посмотрите, сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли. Перечислим их.
— Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (-УШК-, -ЕНЬК-).
— Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (-ОНОК-, -ЁНОК-)
— Суффикс, который всё увеличивает? (-ИЩ-)
— Суффикс, который всё уменьшает? (-ОЧК-)
-Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск мы продолжим и на следующих уроках.
V. Оценивание детей.
— Вы большие молодцы. Суффикс очень благодарен вам за помощь.
А я вам за вашу работу поставлю оценки.
V1. Д/З
Выучить алгоритм, знать суффиксы. Упр. 196.
Приложение 1.
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
____________________________________________________________________________
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
____________________________________________________________________________
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
____________________________________________________________________________
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
____________________________________________________________________________
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
____________________________________________________________________________
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
____________________________________________________________________________
Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.
Маленькая гора — __________________
Детёныш льва – _______________________
Самка льва — ___________________________
Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:
Море –___________________________________________________
Берёза-___________________________________________________
Двор-_____________________________________________________
______________________________________________________________________
Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:
Море –___________________________________________________
Берёза-___________________________________________________
Двор-_____________________________________________________
______________________________________________________________________
Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:
Море –___________________________________________________
Берёза-___________________________________________________
Двор-_____________________________________________________
______________________________________________________________________
Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:
Море –___________________________________________________
Берёза-___________________________________________________
Двор-_____________________________________________________
______________________________________________________________________
Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:
Море –___________________________________________________
Берёза-___________________________________________________
Двор-_____________________________________________________
______________________________________________________________________
Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:
Море –___________________________________________________
Берёза-___________________________________________________
Двор-_____________________________________________________
Приложение 2.
Установи последовательность разбора слов по составу.
-Выдели основу слова.
-Выдели приставку.
-Выдели суффикс.
-Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
-Измени слово и выдели в нём окончание.
Приложение 3.
Тест (вариант №1).
1. Укажи правильный ответ:
А) Приставка – это… Б) Корень – это…
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Общая часть однокоренных слов.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Укажи слова с суффиксом – ок- :
молоко 4) близок 7) восток
желток 5) дубок 8) гребешок
урок 6) кружок 9) крокодил
Укажи слова с приставками:
изба 4) списал 7) нарцисс
сани 5) заучил 8) настройка
сломал 6) выбить 9) зарница
Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
суффикс
корень
окончание
приставка
__________________________________________________________________________
Тест (вариант №2).
Укажи правильный ответ:
А) Суффикс – это… Б) Окончание это…
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Общая часть родственных слов.
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Укажи слова с суффиксом – ик- :
дворик 4) покинуть 7) носик
дикий 5) мячик 8) крик
мальчик 6) пикать 9) столик
Укажи слова с приставками:
изюминка 4) подсолнух 7) зайка
покраска 5) надежда 8) поилка
мальчик 6) нагрузка 9) наклейка
Укажи часть слова, которая служит для связи слов в предложении:
окончание
суффикс
корень
приставка
Тест
Корень – это _________________________________________________________________
Окончание – это __________________________часть слова.
Окончания служат для __________________________________слов .
Основа слова – это ________________________________________.
Суффикс служит для ___________________________________________________ .
Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это ________________.
Разобрать слово по составу – это значит _________________________________.
____________________________________________________________________________
Тест
Корень – это _________________________________________________________________
Окончание – это __________________________часть слова.
Окончания служат для __________________________________слов .
Основа слова – это ________________________________________.
Суффикс служит для ___________________________________________________ .
Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это ________________.
Разобрать слово по составу – это значит _________________________________.
____________________________________________________________________________
Тест
Корень – это ____________________________________________________________
Окончание – это __________________________часть слова.
Окончания служат для __________________________________слов .
Основа слова – это ________________________________________.
Суффикс служит для ___________________________________________________ .
Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это ________________.
Разобрать слово по составу – это значит _________________________________.
Дополнительный материал.
1. Сейчас послушайте рассказ ещё про одного суффикса.
— Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь?
Ласковый и добрый
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .
— Запишите, какое слово получилось от слова колокол? (Колокольчик).
— Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.
Теперь давайте оправимся в театр.
В этом театре живёт суффикс. Послушайте о нём.
Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.
Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!
Какой суффикс нашли?
— Перечислите слова, в которых он есть (дирижёр, гримёр, суфлёр, билетёр, фантазёр, дублёр).
— Запишите любые два слова. Выделите суффикс.
Игра «Найди суффикс».
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с суффиксом, читают слово, прикрепляют суффикс).
videouroki.net
1. | Актуализация знаний Словесный: монолог учителя | ≈2 | Самостоятельно вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на 2 группы. сем…я друз…я в…ехать под…езд руж..е в…юга с…едобный об…явить По какому принципу слова распределили в 2 группы. Какие слова записали в 1 группу? Докажите. Где пишется ь? Что такое корень? Какие слова записали во 2 группу. Докажите. Где пишется ъ? Что такое приставка? А какие еще части слова знаете? Давайте проведем расследование. | Выяснять, что знают по обсуждаемой теме, систематизировать знания о корне, приставке, слушать, читать задания. | П. Ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию; К.Слушать и понимать речь друг друга, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 2. | Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: формулирование темы и целей урока | ≈15 | . Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька. 2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька. — Что общего в значении всех слов? (Это имена) — Что общего в значении слов первой группы? второй? — Какими словами мы недолжны пользоваться? Почему? — А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? (-еньк-) — После какой части она стоит? (После корня. Учитель выделяет мелом корни.) — Есть ли общая часть во второй группе слов. (-к-) — После какой части она стоит? (После корня) — Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения: или уменьшительно- ласкательное, или пренебрежительное, грубоватое. — Эта часть слова имеет своё название. Как вы думаете какую задачу нам предстоит выполнить на этом уроке? ( Мы познакомимся с новой частью слова) — Чтобы подробнее узнать об этой части слова, прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.62 учебника. — Как же называется новая часть слова? — Сформулируйте тему урока.(Суффикс. Его значение в слове.) — Какая орфограмма спряталась в названии темы? (Удвоенная –ф-) | Отвечать на вопросы Воспринимать информацию представленную в устной форме. Отвечать на вопросы Формулировать тему урока. Ставить учебные цели. | Уметь определять тему урока с помощью учителя (Р) Формулировать цель урока Уметь слушать мнения своего товарища Принимать информацию в различной форме. (Л)Стимулировать и развивать любознательность Потребность в познании информации. | 3. | Решение частных задач Словесный: беседа Частично-поисковый Практический: работа по учебнику Словесный: беседа Конструктивный -физминутка Игровой метод Метод конструирования Домашнее задание | ≈23 | 1) Работа по учебнику. Стр.62 Сообщение профессора Самоварова. Работа в группах. Используя сообщение профессора составьте рассказ о новой части слова по плану: 1. Что такое суффикс? 2. Для чего он служит? 3. Каким значком обозначается? (Слайд 4) Рассказы детей о суффиксе (2 ученика) 2) Задание умного Совёнка. (Слайд 5) — Попробуйте образовать новые слова.
Проверка: (фронтальный опрос) — Кого называют полученные слова (Детёнышей животных) — Какие части слова вы использовали (Корень и суффикс) — Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных? (Суффикс) -Мы с Вами будем собирать копилку суффиксов на наборном полотне ( учитель раздаёт наборное полотно «копилка Суффиксов») постепенно мы будем заносить суффиксы с которыми знакомимся в эту копилку, которую потом вы вклеите в тетрадь. — Какой суффикс мы отправим в нашу копилку? (-ёнок-) — Аня загадала слова, отгадайте и запишите их в тетрадь. — Маленький дом можно назвать ….(домик). Очень большой дом называют…. (домище). Старый неказистый дом-это…(домишко).
Топай, топай, мишка Хлопай, хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка, Руки вверх, вперёд и вниз. Улыбайся и садись. Ваня тоже предлагает нам суффиксы для копилки –ик, -ишк-, -ищ-,-ин- Давайте отправим их туда! (Суффиксы отправляются в “копилку”) 1) Игра “Будь волшебником” (Слайд 7) — Придайте значение маленького размера предмета. Нос, стол, дуб, хвост, мёд. Проверка. Какие суффиксы использовали? (-ик, -ок) — Отправляем их в “копилку”. 2) Работа с учебником. Стр.63 Упр.83. (Проверка по слайду) Переходим к следующему упражнению (упр.84) Выполняем работу вслух по цепочке, слова записываем в тетрадь ( Пианино- пианист, барабан-барабанщик, гитара-гитарист, труба- ) Работа на карточках: Вычеркните “лишнее слово” Хвостище, глазище, усище, носики. Лесок, садок, мячик, листок. Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок. Уч.ст.64 упр.85 | Отвечать на вопросы учителя Работать в группах Составлять рассказ Образовывать новые слова Начать собирать копилку Суффиксов Размышлять Выполнять зарядку Пополнять копилку Работать по учебнику
| Слушать и понимать речь других (К) Отвечать на простые вопросы учителя(П) Строить речевые высказывания (П) Строить речевые высказывания (П) Смена вида деятельности Уметь слушать мнения своего товарища Принимать информацию в различной форме. Уметь слушать и понимать речь других. (К) Умение воспринимать информацию в устной и письменной форме(К) |
nsportal.ru
«Суффиксы. Роль суффиксов в слове.»
Класс: 2
Урок русского языка
Тема: Суффиксы. Роль суффиксов в слове .
Цели: Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова о роли суффикса в слове
Задачи: 1.Показать способ образования новых слов с помощью суффикса
2. Обогащать словарный запас
3. Воспитывать прилежание, активность.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний.
КРОССВОРД- СЛАЙДЫ
-Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.
-Кто отгадал загадку, тот диктует это слово с проговариванием.
Животное, которое сторожит дом. (СОБАКА)
Ребенок, который учится в школе, (УЧЕНИК)
Предмет мебели, в который складывают вещи, (ШКАФ)
-Какая буква пишется на конце слова? Как проверить?
4. Порядок букв русского языка. (АЛФАВИТ)
5. Человек, который учит детей, которые посещают школу.(УЧИТЕЛЬ)
6. Птица с серно-белым оперением. (СОРОКА)
7. Столица России.(Москва)
Постановка цели урока |
— КАКОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ? (СУФФИКС)
-Значит тема нашего урока?( Суффиксы. Роль суффиксов в слове)- СЛАЙД
-Кто знает, что такое суффикс?
-Какие части слова вы еще знаете? (корень, приставка, окончание)
-Какую часть мы уже изучили и знаем ,как выделять? (корень)
Создание проблемной ситуации
-Возьмем слово КОТ и ПОПРОБУЕМ ОБРАЗОВАТЬ ОТ НЕГО однокоренное слово…..
-выделим корень
— а это что за часть?( Суффикс)
— как выделяется суффикс?
— С помощью чего мы образовали новое слово?( с помощью суффикса)
-значит корень КОТ + суф. ИК = котик
-Возьмем слово ЛЕС, образуем новое однокоренное слово …..
-выделяем корень,
— что за часть осталась? (суф.) КОТ + ОК = ЛЕСОК
-что сделал со словом ЛЕС суффикс ОК? (образовал новое слово)
—Так что же делает суффикс со словом? (образует новое слово)
Введение понятия «Суффикс», практическая работа
слайд
-Что такое суффикс? Где стоит ? для чего служит? Как выделяется графически? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова).
На интерн.доске.
Суффикс
Часть слова новые слова
после корня
Игра «Побудь волшебником» . работа в парах
На столах конверты. В них корни и суффиксы. Составьте слова.
Нос-
Слон-
Зуб-
Лед-
Лис-
Кот-
Суп-
Диван-
Проверка: (дети называют слова, на доске соответственно появляется) . КОРЕНЬ и СУФФИКС выделяем вместе.
Нос-носик
Слон-слоник
Зуб- зубик
Лед-ледок
Лис-лисенок
Кот-котенок
Суп-супчик
Диван-диванчик
-Какие получаются слова? (ласковые, маленькие)
Кто знает, как называются такие суффиксы? Суффиксы уменьшительно-ласкательные
Алгоритм нахождения суффиксов
-А как правильно найти суффикс? Давайте обратимся к учебнику с.90-Правило.
Работа устно (в зависимости от времени)
Я буду говорить слова, а вы от них образовывать новые слова с помощью суффиксов.
А) Женя-Женечка
Света-…
Федя-…
Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов
мороз -… день
вечер — … звон
туман-…. утро
липа-… чай
Г)дождик
диванчик
лосёнок
белочка
Прочитайте слова. придумай свои слова с такими же суффиксами.
Итог урока
Закончи предложение.
Суффикс – это
Суффикс стоит
Суффикс служит
Рефлексия
-Какое задание вам особенно понравилось?
— Что показалось сложным?
videouroki.net
Этапы урока |
Форма организации урока |
Учитель |
Учащиеся |
Формирование УУД |
1. Самоопределение к деятельности | Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы | Слайд 2
– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями. |
Дети настраиваются на активную работу | Личностные: самоопределение, Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работа в парах | – Откройте свои тетради, запишите дату.
Объясните орфограммы. Чч Аа Сс Тт Ии Слайды 3 Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами Слайд № 4 (подсказка) |
28 февраля Работа на минутке красивого письма. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения главного |
3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока | Работа в группах | – Какие части слова вы знаете? – Что такое корень? Приставка? Слайд 5 Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К) – Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение – Выделите в этих словах корень. – Какие цели и задачи вы перед собой поставите? – Что получилось? Слайд 6 – Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит? – С помощью чего образовались новые слова? – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? – Это новая тема для вас? Слайд 7 – Какую цель перед собой ставим? – А откуда мы можем получить новую информацию? – С помощью какого суффикса образовали новые слова? – Какой оттенок смысла он придает новым словам? Слайд 8 – Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей. |
– Корень, основа – Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. – С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс —к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62 – С помощью суффикса образовались новые слова?
|
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы Коммуникативные: работа в группах. |
4. Закрепление: создание условий – для развития умения делать выводы; – для актуализации полученных знаний. |
Прием «Кластер» Фронтально |
На доске и удетей карточки со словами: Маленькое
слово – Выберите опорные слова, которые
характеризуют суффикс. |
У детей и на доске получается схема: | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
Физминутка для глаз Слайд 11 | ||||
5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации | Групповая работа. Образование слов с помощью суффиксов |
1 группа Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: —тель—, —ник—, —ист— строи _____ плот ______ арт _______ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. |
Дети работают в группах. Проверка. – Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека. |
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах). |
2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: —очк—, —ечк—, —оньк—, —еньк—. Женя – Женечка Миша – Мишенька Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. |
– Имена звучат ласково. |
|||
3 группа Задание. От
слова дом образуйте слова с помощью
суффиксов: —ик-, —ищ-, —ишк-,
—ин— |
– Увеличивает предметы |
|||
4 группа Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс —онок-, а когда —ёнок— и сделайте вывод. лосёнок бельчонок (Слайды 17-20) |
Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч. |
|||
5 группа Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс —ик— , а когда суффикс —ек-. Есть арбузик – нет арбузика Проверка по слайду 21, 22, 23 Используя вывод, напиши правильно Платоч…к стол…к Укажите значение суффикса.
(Уменьшительно-ласкательное) |
– Превращает слова в маленькие предметы |
|||
Итог урока, рефлексия: создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | – А теперь давайте подведем итог
нашего урока. – Над какой темой мы сегодня работали? – Что же такое суффикс? Слайд 25 – С какими новыми суффиксами познакомились? – Какие смысловые оттенки они вносят? – Кто остался доволен своей работой? – Дополните предложения. Дополнение предложений на сл. – Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените работу группы на доске, а себя на листочках. Самооценка (Слайды 26, 27) – Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились … Д/З индивидуальные дифференцированные карточки Поменяйтесь заданиями между группами и выполните дома. Можно выбрать задание из конверта. |
– Суффикс Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. —тель-, —ник-, —ист-, —очк-, —ечк-. —оньк-, —еньк-, —ищ-, —онок-, —ёнок— |
Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе). |
urok.1sept.ru
Роль суффикса в слове. Определение суффикса.
— С какой частью слова уже познакомились? (С корнем)
-Что знаем о корне?(Корень – главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается .).
— Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов, найти слово, с помощью которого их можно объяснить, выделить общую часть).
-Прочитайте слова на доске: м..ря, зв..зда, тр…ва, м…лина, л…са.
(Слайд 2)
— Разбейте эти слова на группы. Как?
(1 группа – безударная гласная проверяется,
2 группа — безударная гласная не проверяется)
— Объясните пропущенную букву.
— Запишите слова 1 группы в тетрадь. Разберите их по составу.
— В какой части слова опасное место?
(В корне слова.)
— Какое слово осталось не записанным? (Малина.)
-Это словарное слово, которое надо запомнить, а почему? (Безударную гласную проверить нельзя.)
— Запишите это слово на следующую строчку один раз.
-А что такое малина? (Это сладкие красные ягоды.)(Слайд 3)
— Но малина , это не только ягоды, вспомните, как они растут? (Кустом.) (Слайд 4)
— Малина – это кустарник, на котором растут сладкие ягоды.
— По поводу происхождения существует две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом, другие обращают на её форму. Ягоды малины состоят из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо слова маленький, малый определили название ягоды. Но они не являются проверочными, а чтобы запомнить написание, можно ассоциировать со словами маленький, малый.
— А как вы понимаете такую фразу «Не жизнь, а малина?»
(Она обозначает очень хорошую жизнь.)
-Пусть ваша жизнь будет как малина.
— А теперь попробуем подобрать однокоренные слова к слову малина.
-Как можно назвать маленькую ягоду? (Малинка)
-Запишите в тетрадь. (запись на доске)
-Как называется участок земли, где растут кусты малины?(Малинник)
-Запишите и это слово, только обратите внимание на удвоенную букву н. (запись на доске)
-Выделите в каждом слове известные части слова.
( корень)
— Какую часть не выделили? ( -к-, — ник-)
-Где стоит эта часть? (После корня)
— Кто-нибудь знает , как она называется?
-Сформулируйте тему нашего урока? (Суффикс) Слайд 5
— Укажите, какие вопросы можем рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники.
На доске появляется:
Что… (такое суффикс)
Где… (находится в слове)
Зачем… (нужен)
Какие… (бывают суффиксы)
— Прочитайте слова. (Зубок, ледок, глазок, медок) (Слайд 6)
— Найдите общую часть в словах (-ок-).
— Как она называется? (Суффикс).
— Можем ответить на первый пункт плана: что такое суффикс? (Да, это часть слова).
На доске (в плане) появляется табличка «часть слова».
— Прочитайте второй пункт плана, можем ли дать ответ на него?
(Да. После корня.)
На доске (в плане) появляется табличка «после корня».
— А зачем же нужен суффикс в словах? (Для образования новых слов).
На доске (в плане) появляется табличка «для образования новых слов».
— Каждый суффикс вносит своё значение в слово. Например , какой оттенок внёс суффикс -к- в слове малинка? (Маленькая ягода).
— В русском языке много суффиксов: -к, -ник, -чик, — щик, — онок, — енок, -ов, -ев, -н, -нн и т.д. Каждый суффикс вносит какой-то оттенок в слово.
-А выделяют его в слове вот таким значком .
-Выделите его в словах.
— Так что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего он служит? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
— Проверим по учебнику. Открываем стр.90
1.Работа по учебнику
Упражнение 126 на стр.91
-Разберите по составу. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?
2.Работа в паре. (Карточка № 1 жёлтая)
3.Игра «Побудь волшебником» (Карточка № 2 голубая)
— Давайте превратимся в волшебников. Образуем новые слова с помощью суффиксов – ок -, — ик — .
Дети выполняют задание на индивидуальных карточках. Проверка осуществляется на интерактивной доске.
Самооценка.
— Какое значение появилось в образованных словах. (Уменьшительно-ласкательное).
— Итогом нашего урока будет следующее задание.
Возьмите карточку № 3 (зелёного цвета) и с помощью жёлтого маркера выберите правильное утверждение:
Что такое суффикс?
Буратино сказал: «Суффикс – это часть предложения»
Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».
Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».
Где в слове стоит суффикс?
Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова»
Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
Зачем нужны суффиксы?
Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова»
Незнайка сказал: «Просто так».
— Вам понравился сегодняшний урок? Оцените себя (дети рисуют солнышко, если все удалось на уроке; солнышко с тучкой – если были ошибки; тучка – надо еще поработать).
Домашнее задание (по выбору детей)
Упр. 105 (д.м.)
Подобрать группу слов так, чтобы можно было поиграть в игру «Третий лишний».
— На этом наш урок закончен, закройте тетради.
— Посмотрите друг на друга ещё раз и улыбнитесь. Ведь улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку!
www.prodlenka.org
Суффикс и его роль в слове
Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)
Цели: Образовательные
Уточнить знания о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.
Находить и обозначать в слове суффикс по алгоритму.
Углублять представления о значениях суффикса в слове
Формировать навыки грамотного письма.
Обогащать словарный запас учащихся
Тип урока: объяснение нового материала.
Воспитательные
Воспитывать любовь к животным
Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
Прививать интерес к русскому языку
Развивающие
Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память
Развивать и обогащать речь учащихся
Развивать коммуникативные умения
Задачи
Актуализировать знания о составе слова и роли морфем
Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове
Прогнозируемые результаты:
Личностные
ценное отношение к процессу определения роли суффикса;
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
осознание важности суффикса для образования новых слов;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
Метапредметные
умение принимать и сохранять цель урока
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение провести рефлексию своих действий на уроке
Предметные
умение разбирать слово по составу;
умение видеть роль суффикса;
умение применять знания в жизненных ситуациях
Ход урока
1 Актуализация знаний
Слайд №1
Девиз нашего урока: «Если не лениться- можно много добиться».
Поудобнее садись,
Не шумите, не вертитесь
И внимательно вникайте.
А спрошу вас, отвечайте
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно
Путешествие зовет
Третьеклашек на урок!
2.Здоровьесберегающая минутка
Вспомним правила посадки.
( Ученик произносит, а дети выполняют)
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
3. Минутка чистописания
Слайд №2
« Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость.
Слайд №3
Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный,
мягкий, парный звук.
— Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строки, а затем соединения с этой буквой. м,им ом
. Словарная работа- Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
— Зачем нужны кормушки?
— Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?
— Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)
— Изображение каких птиц вы видите?
— Запишем слова с комментированием.
Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь
— Назовите слово в котором звуков меньше, чем букв..
— Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)
4. Работа над темой урока
— Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА. СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ
-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове).
Слайд
— Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках.
5.. Графический диктант .(Один ученик на доске.)
— Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
=Изменяемая часть слова – это…
=Неизменяемая часть слова – это…
=Разделительный Ъ знак пишется после…
=В слове переходы – ход – является…, а ы – это…
(Проверка с доской:)
Физминутка для глаз
6. Упр. № 193
-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городе?
РЕКА
РЕЧЕНЬКА
РЕЧУШКА
РЕЧНАЯ
-Запишите слова и разберем их по составу.
— Можем это задание выполнить безошибочно ? (нет)
-Почему? (мы не умеем выделять суффикс)
-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)
-Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).
-Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).
-В какую часть входит суффикс? (неизменяемую).
-А неизменяемая часть это что? (основа).
-Так что же мы должны найти вначале?
-А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).
-Давайте найдём.
Итак, какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)
Найти изменяемую часть
(окончание)
-Выделите окончание в слове реченька
-Что будем делать дальше? (найдём основу)
-Как найти основу? (основа – это слово без окончания)
-Выделите основу.
-Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть — основу)
Найти неизменяемую часть
(основу)
-Теперь как нам найти суффикс? (подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово –река)
-Какой третий шаг? (подобрать однокоренное слово)
Подобрать однокоренное слово
— Запишите.
-Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась,.).
Определить какая часть добавилась
-И какой же будет последний шаг? (выделить значком)
Выделить значком
-Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).
-Выделите его
-Какое значение этого суффикса ?
-Теперь по алгоритму будем находить суффиксы дальше.
7.Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.
-Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)
-Какое значение этого суффикса?
8..Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ. 1 ученик за закрытой доской.
Проверка с комментированием.
-Какой суффикс нашли? (суффикс Н).
-Какое значение этого суффикса? (ласкательное)
9. Практическая часть урока: (начало формирования умений)
10.Работа в группах
Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Решим какую роль сыграл суффикс?
(Детям по группам даются слова и карточки с суффиксами.)
стол нога мама
дом ум дед
нога кот стул
ветер ветер белка
нос нос нога
1 группа- будет превращать слова в названия маленьких предметов
2 группа -…..в огромные предметы
3 группа-…в ласковые слова
Вывод: по группам (Все эти суффиксы…… значение и т.д)
— Используете ли вы в речи такие суффиксы?
— Назовите своего соседа ласковым именем.
Физминутка
— Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей — хором
11.Работа с учебником.
Упр.194 стр.154
— Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)
— В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)
— Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?
ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК
— Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)
— Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?
— ИК, -ЕК, -К
— Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
— Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)
Разберите эти слова по сотаву.
— Чем будете пользоваться?
12.Подведение итогов
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли
-Какая морфема служит для образования новых слов?
-О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?
Суффиксы :
— учат видеть характер слов
— помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания
Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)
-. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.
13.ТЕСТ (самооценка)
Отгадайте загадку
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Вся же – в дневнике я и в журнале.
О-ЦЕН-К-А
—Оцените свою работу в классе.
14. Рефлексия
-Наш урок подошел к концу.
-Покажите свое настроение с помощью смайликов.
-Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.
15.Определение домашнего задания
— Упражнение №196.
— Спасибо за урок
— Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)
— При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники, и запишите упражнения.
Спасибо за урок! Урок окончен!
Дополнительный материал:
Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.
Ласковый и добрый
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .
Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.
kopilkaurokov.ru