cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Роль суффикса в слове – : | Pandia.ru

Урок русского языка по теме «Суффикс. Роль суффикса в слове»

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: Уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.

Задачи:

  • Познакомить с ролью суффикса в слове;
  • развитие внимания, памяти;
  • воспитание  доброго, ласкового отношения к окружающим.      

Ход урока

1. Орг. момент:

Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».

2. Работа в тетради:

— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».

— Подчеркните опасные места.

— Что общего во всех словах? (Словарные.)

3. Пятиминутка  чистописания:

   ОК   ИК   ЧИК   УШК   ОНОК

   ЛЕСОК    СТУЛЬЧИК      ДОМИК  

— Что интересного увидели в 1-й строке?

— Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?

— Что общего между словами 2-й строки?

— Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

4. Словарная работа.  Разгадывание кроссворда

— Угадайте словарное  слово по его значению.

–   Запишите слова в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

1. Страна, в которой мы живем.

2. Население страны.

3. Язык, на котором говорят россияне.

4. Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети …

5. Бывает классная, бывает домашняя.

6. Столица нашей Родины.

Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске.                 

— Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав.)

— Как вы понимаете  слово «состав»?

(Ученик дома работал со  словарем,  добавляет, если необходимо.)

(СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5;
В    СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим;
Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор;
Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ)

— Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

— Как думаете, о составе чего будем говорить на уроке? (О составе слова.)

5. Актуализация знаний:

— Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)

— Задайте вопросы друг другу по этой теме?

  • Что такое корень?
  • Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
  • Какие слова называются однокоренными?  (2 признака однокоренных слов.)

— А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?

Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)

Физминутка «Кони вышли на старт»

На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)

— Барьер (хлопок)

— Галоп (по коленям)

— Двойной барьер (2 хлопка)

— Галоп (по коленям)

— Трава (трут ладони)

— Галоп (по коленям)

— Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)

— Галоп (по коленям)

— Финиш (девочки кричат: Эге-гей!  Мальчики: Ура!)

6. Введение в тему.

— Откройте учебник на стр. 78.

Рассмотрите центральный  кадр на фотопленке.

— Что подставил Петя Зайцев к корню? Где?

— Что такое ОК?

— Где мы уже встречались с суффиксами? (В «Моей любимой азбуке».)

— КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?

7. Сообщение темы и цели урока.     

Цель: На уроке узнаете:

  • Что такое суффикс?
  • Где он стоит?
  • Для чего нужен?

8. Повторение  изученного

Нос лед мышь
Носик ледок мышонок

— Как называются эти пары  слов? (однокоренные слова)

— Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК.  (Толстый и тонкий)

— Изменился ли смысл слова? (да)

— Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)

— Сравните  другие слова.

— Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.

— Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».

 — Поместите свои схемы на доске под словами.

— Что интересного заметили?  (Слова разные, схемы одинаковые)

— Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня  есть ещё суффикс.)

— Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.

— Разделите  слова на две группы.

— Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?   

—  Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)

— Что сделало слово другим? (суффикс)

—  Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.

9. Формулирование учащимися определения.

— Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?  (2 ребенка)

10. Сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.

— Сравните с правилом в учебнике, на стр. 79.

11. Воспроизведение правила. Примеры.

12. Практическая часть урока: (начало формирования умений)

  • Работа в парах.

Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в парах.

На середине стола у вас лежат карточки. Переверните. Прочитайте слова. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?

Прочтите  первую пару. ( Иван – Иванушка)

Какое получилось слово?  (ласковое)

— Какая часть слова сделала имя Иван ласковым? (суффикс  -УШК-)

— Приведите примеры.

— У кого ещё есть ласковые слова? (заяц — заюшка)   

— С помощью какого суффикса оно образовалось?  (суффикс – ЮШК-)

— Какой суффикс сделал ласковыми ваши другие слова?   (- ЕНЬК-, -ОНЬК-)

Итак, какие суффиксы делают слово ласковым. Слова с такими суффиксами употребляются в разговорной речи, в сказках, в народных песнях, потешках.

—  Используете ли вы в речи такие суффиксы?

— Назовите своего соседа ласковым именем.

  • Поднимите руки, у кого есть слова с суффиксом -ОК-?

— Какое значение  он вносит?

— Какие ещё суффиксы делают слова «маленькими»? (-ИК-, -ЧИК-)

Игра «Побудь волшебником»

— Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

НОС,    ЗУБ,    ХВОСТ,    СТОЛ,    СТАКАН 

Итак, суффиксы -ОК-,  -ИК-,  -ЧИК- любят в стране Лилипутов.

Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное  значение

  • А вот в стране Великанов любят совсем другой суффикс: какой, узнаете выполнив упр. 126, стр. 79.

Работа по учебнику.

— Посмотрите на этих героев. Узнали вы их? (это из кукольного театра).

— В каких сказках они живут?

— Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей  — хором.

— Чем похожи все эти слова?  (-онок-, -ёнок-) – у них один суффикс.

— Грамматическая задача.

Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

– А ты кто?

– А я ваша тетка – Гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

– Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).

– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то, что маленьких гусей много?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом), гусятница, гусятина.

Физминутка.    

Покажите гусиный шаг.  Когда вы идете выстроившись друг за другом – говорят «гуськом».

Вывод: какие слова образовали? С помощью какой части слова они образованы?

– Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный  т.е. гусеничный след от трактора, танка: состоят из звеньев и способ передвижения похож).

  • Самостоятельная работа (на карточках).

– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.

– Впишите нужные  слова. 

— Выделите суффиксы.      

Самопроверка: сверьте с тем, что на доске.

13.  Творческая работа.

Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):

Мама сказала:

«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»

14. Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог:

Закончи предложение:  СУФФИКС НУЖЕН…

15. Задавание домашней работы:

— Откройте «Дидактические материалы» — с.50, упр. 107. Прочитайте задание и текст.

— Есть ли вопросы? затруднения? Это Д/З.

— Откройте дневники, запишите. Это задание для всех.

Дополнительное задание для желающих: Придумать сказку о суффиксе.

25.03.2008

urok.1sept.ru

Суффикс и его роль в слове

Данный урок в разделе «Части слова. Суффикс».

Тема: «Суффикс и его роль в слове».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

1.Образовательные:

— закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании;

— углублять представления о значениях суффикса в слове;

— развивать фонематический слух;

— формировать навыки грамотного письма;

— обогащать словарный запас учащихся;

— формировать умение работать с текстом.

  1. Воспитательные:

— воспитывать любовь к животным;

— содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

— содействовать профилактике утомляемости учащихся;

— прививать интерес к русскому языку.

  1. Развивающие:

— развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память;

— развивать и обогащать речь учащихся;

— развивать логическое мышление;

— способствовать развитию эмоциональной сферы;

— развивать коммуникативные умения.

Задачи урока:

— актуализировать знания о составе слова и роли морфем;

— организовать деятельность по определению роли суффикса в слове.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

— ценностное отношение к процессу определения роли суффикса;

— осознание обучающимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

— осознание практической важности суффикса для образования новых слов;

— ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

— осознание обучающимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

— умение принимать и сохранять цель урока;

— умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

— умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

— умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

— умение разбирать слово по составу;

— умение видеть роль суффикса;

-умение применять знания в жизненных ситуациях.

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный момент.

Создание рабочего настроения.

Формулирование темы и цели урока.

Презентация.

Усиление мотивации к обучению.

Подготовка к изучению нового материала.

Презентация.

Актуализация знаний.

Средство познавательной активности.

Объяснение нового материала.

Презентация.

Средство познавательной активности.

Закрепление и совершенствование знаний и умений.

Презентация.

Обработка полученных знаний на практике.

Усиление мотивации к обучению.

Итог урока.

Рефлексия.

Презентация.

Подведение итогов урока.

На данном уроке развивались ОУУН учащихся:

1. На конкретном учебном материале раскрывается применение следующих логических операций: сравнение, анализ, выделение главного, классификация, систематизация, обобщение.

2. Формируется навык:

— планирования предстоящих действий самостоятельной работы;

— обобщенного способа организации деятельности учащихся.

На уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемно- поисковые, исследовательские, практические методы. Их применение целесообразно и эффективно с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.

При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проблемное обучение.

Оборудование:

— учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык», «Методические рекомендации для учителя» 3 класс, М.: Баласс, 2011;

— карточки со словами для разбора, эталоны, рисунки суффиксов;

— мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Ребята, готовы вы к уроку? (ДА).

— На вас надеюсь я друзья!

(МЫ ХОРОШИЙ, ДРУЖНЫЙ КЛАСС. ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ У НАС!)

— Пусть этот урок принесёт вам радость общения. Я желаю вам удачи!

-На партах у вас листы самооценки, в которых вы будете фиксировать оценку своей работы на уроке.

  1. Формулирование темы и цели урока.

— В наш город приехал гость. Чтобы найти новых друзей. Дорога была долгой и трудной. По пути к нам он растерял некоторые буквы в своём имени. От его имени остались только 2 буквы, первая и последняя.

С . . . . . С

— Помогите ему восстановить своё имя.

— Послушайте, что он о себе рассказывает: «Я часть слова, стою я после корня, с моей помощью совершаются удивительные превращения, иногда в слове нас может быть ДВА и даже ТРИ».

— Кто же этот гость? (Суффикс).

— Правильно. Какова же тема сегодняшнего урока? (Суффикс и его роль в слове).

— Какую поставим цель на этом уроке? (Вспомним, что такое суффикс и определим его роль в слове).

На доске записаны ключевые слова темы: суффикс, часть слова, значение.

Я предлагаю вам составить план урока:

1. Вспомнить, что такое суффикс.

2. Найти (выделить) суффикс в словах.

3. Определить значение суффикса в слове.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

  1. Актуализация знаний. Вспоминаем то, что знаем.

— Для нашего гостя мы проведём небольшую экскурсию по нашему городу.

— Осматривая наш город, мы с вами будем находить друзей суффиксу.

  1. Закрепление знаний о роли суффиксов в словах.

А) Работа на листочках.

— Начнём экскурсию с леса, который находится за городом.

— Прочитайте, какие слова мы здесь встречаем?

— У вас на партах лежат листочки со словами.

ЛЕС

ЛЕСОК

ЛЕСНИК

— Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные).

— А о значениях данных слов? (Значения слов — разное).

— Объясните, что означает каждое слово?

Лес часть суши (Земного шара) покрытая деревьями.

Лесок – небольшой лес.

Лесник — работник лесного хозяйства

— Если у слов значения разные, то какие будут основы? (Разные).

— Давайте выделим основу и проверим.

— Для того чтобы найти основу, что нужно сначала сделать? (Чтобы найти основу, нужно найти окончание).

— Выделите окончание. (Проговаривают алгоритм и находят окончания).

— Как выделить основу? (Слова без окончания – основа).

— Что вы можете сказать об основах? (Они разные).

— Посмотрите, все слова однокоренные и произошли от одного корня, а основы и значение у них разные. Почему так произошло? (Из-за суффикса).

Б) Какой вывод о суффиксе мы можем сделать? (Часть слова, которая стоит после корня).

1 пункт плана выполнили.

На доске слова:

ЛЕС

ЛЕСОК

ЛЕСНИК

— Какое слово является главным, от которого произошли остальные? (лес).

— Какие слова произошли от него? ( ЛЕСОК, ЛЕСНИК).

-При помощи чего они образовались? (При помощи суффиксов –НИК, -ОК).

— Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).

— Для чего нам нужен суффикс -ОК? (Уменьшает слова).

— Вот мы нашли с вами первые два суффикса. Запишите их на листочках.

  1. Составление алгоритма.

— А теперь отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городе? (Волга).

На доске слова:

РЕЧЕНЬКА

РЕЧУШКА

РЕЧНАЯ (рыба)

— Возможно, здесь мы найдём новых друзей.

— Запишите первое слово (РЕЧЕНЬКА).

— Выделите в нём суффикс. Какой суффикс нашли? (Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика).

— Почему у нас получились разные ответы? (Мы не умеем выделять суффикс).

Какая же задача стоит перед нами? (Научиться выделять суффиксы).

Что мы должны с вами составить? (Алгоритм). По ходу составления алгоритма, вы будете записывать его в ТЕТРАДЬ ДОСТИЖЕНИЙ.

С чего же мы начнём?

Чтобы найти основу, что мы должны найти? (Окончание).

Итак, какой же первый шаг алгоритма? (Найти изменяемую часть – окончание).

  1. Найти изменяемую часть

(окончание).

Запишите к себе в эталон.

Что будем делать дальше? (Найдём основу).

Как найти основу? (Основа – это слово без окончания).

Выделите основу.

РЕЧЕНЬК-

Какой второй шаг? (Найти неизменяемую часть — основу).

2. Найти неизменяемую часть

(основу).

Запишите к себе в эталон.

— Теперь как найти суффикс? (Подобрать однокоренные слова).

— Какой третий шаг? (Подобрать однокоренное слово).

РЕКА

3. Подобрать однокоренное слово.

— Запишите.

— Какой следующий шаг? (Найти ту часть, которая добавилась).

-ЕНЬК-

4. Определить какая часть добавилась.

— Запишите.

— И какой же будет последний шаг? (Выделить значком).

-ЕНЬК-

5. Выделить значком.


2 пункт плана выполнили.

Алгоритм:

  1. Найти изменяемую часть (окончание).

  2. Найти неизменяемую часть (основу).

  3. Подобрать однокоренное слово.

  4. Определить какая часть добавилась.

  5. Выделить значком .

— Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (-ЕНЬК-).

— Запишите его.

— Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.

3. Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.

— Какой суффикс нашли? (-УШК-)

— Какое значение этого суффикса? (Уменьшает слово).

  1. Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ.

(1 ученик за закрытой доской).

Проверка с комментированием.

— Какой суффикс нашли? (-Н-).

— Какое значение этого суффикса? (Ласкательное).

— Подберите слова с этим суффиксом (славная, водная, грозный).

  1. Наш город посетил передвижной зоопарк.

— Давайте зайдём и посмотрим, нет ли там суффиксов?

— Мы посмотрим животных, а вы будете записывать слово, обозначающее название детёныша этого животного и выделять суффиксы.

Слон

Слонёнок

Волк

Волчонок

Медведь

Медвежонок

Лиса

Лисёнок

Взаимопроверка.

— При помощи какого суффикса вы образовали новые слова? (-ОНОК, -ЁНОК).

Значение этих суффиксов? (Уменьшительно-ласкательные).

Запишите на листочки.

    1. пункт плана выполнен.

  1. Самостоятельная работа по карточкам. 

(Разноуровневые задания).

— Ребята, я вам предлагаю два варианта карточек:

красные — попроще. Выполнив верно задание, вы получите «4».

зелёные — посложнее. Выполнив верно задание, вы получите «5».

— Выбери ту, что тебе подходит. (Так как это первый урок по изучению роли суффикса в слове, отметки в журнал будут выставлены по желанию).

  1. Несколько суффиксов попали с ветром в наш учебник в упр. 195.

— Давайте откроем учебники и найдём их.

— Прочитайте задание.

— Как назовёт эту книгу гномик? (Книжища). Запишите слово.

— Выделите суффикс (-ИЩ-). Какой это суффикс? (Увеличивает).

— Как назовёт книгу мальчик? (Книжка).

— Выделите суффикс (-К-).

— Как назовёт книгу великан? (Книжечка).

— Запишите это слово. Какой суффикс? (-ЕЧК-)

КНИЖИЩА, КНИЖКА, КНИЖЕЧКА

  1. Работа в парах.

— Откройте учебник на с. 156 упр. 196. Выполните в парах 1 в — синяя ручка,

2 в – зелёная ручка).

— Какой ещё вывод можем сделать? (Встретились однокоренные слова котик-котище. Суффикс изменил размер предмета).

  1. Подведение итогов

А сейчас мы с вами составим КЛАСТЕР.

— Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс?

Прием «Кластер» (фронтальный опрос).

На доске карточки со словами:

Часть слова.

Служит для образования новых слов.

Стоит перед корнем.

Стоит после корня.

Часть слова без окончания.

— А теперь предлагаю поразмышлять над следующей проблемой. Представьте себе, что бы случилось, если вдруг пропали суффиксы? (Предположения детей).

— К нам на урок пришел Суффикс.

(Заранее подготовленный ученик выступает в роли Суффикса).

-Давайте сравним свои размышления с его мыслями.

Суффикс:

Я, Суффикс, — настоящий волшебник!

Ведь мне по силам из простого дома сделать домик и даже домище. Огромного льва я легко превращаю в львёнка и львицу. Злое обращение к человеку с удовольствием меняю на доброе. Могу неживой предмет превратить в живой: гора — горец.

Трудно пришлось бы людям, если бы я, суффикс, исчез! Все предметы стали бы одного размера, у животных пропали бы их детёныши, нельзя было бы ласково обратиться к собеседнику и т.д.

— Молодцы. Ребята, посмотрите, сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли. Перечислим их.

— Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (-УШК-, -ЕНЬК-).

— Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (-ОНОК-, -ЁНОК-)

— Суффикс, который всё увеличивает? (-ИЩ-)

— Суффикс, который всё уменьшает? (-ОЧК-)

-Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск мы продолжим и на следующих уроках.

V. Оценивание детей.

— Вы большие молодцы. Суффикс очень благодарен вам за помощь.

А я вам за вашу работу поставлю оценки.

V1. Д/З

Выучить алгоритм, знать суффиксы. Упр. 196.

Приложение 1.

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

____________________________________________________________________________

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

____________________________________________________________________________

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

____________________________________________________________________________

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

____________________________________________________________________________

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

____________________________________________________________________________

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

____________________________________________________________________________

Замени словосочетание, одним словом. Выдели суффиксы.


Маленькая  гора — __________________

Детёныш льва – _______________________

Самка льва — ___________________________

Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:

Море –___________________________________________________

Берёза-___________________________________________________

Двор-_____________________________________________________

______________________________________________________________________

Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:

Море –___________________________________________________

Берёза-___________________________________________________

Двор-_____________________________________________________

______________________________________________________________________

Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:

Море –___________________________________________________

Берёза-___________________________________________________

Двор-_____________________________________________________

______________________________________________________________________

Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:

Море –___________________________________________________

Берёза-___________________________________________________

Двор-_____________________________________________________

______________________________________________________________________

Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:

Море –___________________________________________________

Берёза-___________________________________________________

Двор-_____________________________________________________

______________________________________________________________________

Подбери однокоренные слова с 2-мя разными суффиксами и выдели их:

Море –___________________________________________________

Берёза-___________________________________________________

Двор-_____________________________________________________

Приложение 2.

Установи последовательность разбора слов по составу.

-Выдели основу слова.

-Выдели приставку.

-Выдели суффикс.

-Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

-Измени слово и выдели в нём окончание.

Приложение 3.

Тест (вариант №1).

1. Укажи правильный ответ:

А) Приставка – это… Б) Корень – это…

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

  3. Общая часть однокоренных слов.

  4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

  1. Укажи слова с суффиксом – ок- :

  1. молоко 4) близок 7) восток

  2. желток 5) дубок 8) гребешок

  3. урок 6) кружок 9) крокодил

  1. Укажи слова с приставками:

  1. изба 4) списал 7) нарцисс

  2. сани 5) заучил 8) настройка

  3. сломал 6) выбить 9) зарница

  1. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

  1. суффикс

  2. корень

  3. окончание

  4. приставка

__________________________________________________________________________

Тест (вариант №2).

    1. Укажи правильный ответ:

А) Суффикс – это… Б) Окончание это…

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

  3. Общая часть родственных слов.

  4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

    1. Укажи слова с суффиксом – ик- :

  1. дворик 4) покинуть 7) носик

  2. дикий 5) мячик 8) крик

  3. мальчик 6) пикать 9) столик

    1. Укажи слова с приставками:

  1. изюминка 4) подсолнух 7) зайка

  2. покраска 5) надежда 8) поилка

  3. мальчик 6) нагрузка 9) наклейка

    1. Укажи часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

  1. окончание

  2. суффикс

  3. корень

  4. приставка

Тест

Корень – это _________________________________________________________________

Окончание – это __________________________часть слова.

Окончания служат для __________________________________слов .

Основа слова – это ________________________________________.

Суффикс служит для ___________________________________________________ .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это ________________.

Разобрать слово по составу – это значит _________________________________.

____________________________________________________________________________

Тест

Корень – это _________________________________________________________________

Окончание – это __________________________часть слова.

Окончания служат для __________________________________слов .

Основа слова – это ________________________________________.

Суффикс служит для ___________________________________________________ .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это ________________.

Разобрать слово по составу – это значит _________________________________.

____________________________________________________________________________

Тест

Корень – это ____________________________________________________________

Окончание – это __________________________часть слова.

Окончания служат для __________________________________слов .

Основа слова – это ________________________________________.

Суффикс служит для ___________________________________________________ .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это ________________.

Разобрать слово по составу – это значит _________________________________.

Дополнительный материал.

1. Сейчас послушайте рассказ ещё про одного суффикса.

— Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь?

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

— Запишите, какое слово получилось от слова колокол? (Колокольчик).

— Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.

  1. Теперь давайте оправимся в театр.

В этом театре живёт суффикс. Послушайте о нём.

Жил-был суффикс. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в театре несколько специальностей.

Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра. И актёр был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался. Иногда ему приходилось быть дублёром, иногда подменял заболевшего суфлёра. Был он ловким жонглёром. Иногда даже вставал на место билетёра, и тогда пропускал в театр всех детей бесплатно. Вот какой фантазёр этот суффикс!

Какой суффикс нашли?

— Перечислите слова, в которых он есть (дирижёр, гримёр, суфлёр, билетёр, фантазёр, дублёр).

— Запишите любые два слова. Выделите суффикс.

  1. Игра «Найди суффикс».

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с суффиксом, читают слово, прикрепляют суффикс).

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку на тему: «Суффикс. Роль суффикса в слове».

1.

Актуализация знаний

Словесный: монолог учителя

≈2

 Самостоятельно вставьте  пропущенные буквы. Распределите  слова на 2 группы.

сем…я   друз…я в…ехать   под…езд

руж..е   в…юга   с…едобный   об…явить

По какому принципу слова распределили в 2 группы. Какие слова записали в 1 группу? Докажите. Где пишется ь? Что такое корень?

Какие слова записали во 2 группу. Докажите. Где пишется ъ? Что такое приставка? А какие еще части слова знаете?

Давайте проведем расследование.

Выяснять, что знают по обсуждаемой теме, систематизировать  знания о корне, приставке, слушать, читать задания.

П. Ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию;

К.Слушать и понимать речь друг друга, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: формулирование темы и целей урока

≈15

. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

— Что общего в значении всех слов? (Это имена)

— Что общего в значении слов первой группы? второй?

— Какими словами мы недолжны пользоваться? Почему?

— А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? (-еньк-)

— После какой части она стоит? (После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

— Есть ли общая часть во второй группе слов. (-к-)

— После какой части она стоит? (После корня)

— Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

или уменьшительно- ласкательное, или пренебрежительное, грубоватое.

— Эта часть слова имеет своё название. Как вы думаете какую задачу нам предстоит выполнить на этом уроке? ( Мы познакомимся с новой частью слова)

— Чтобы подробнее узнать об этой части слова, прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.62 учебника.

— Как же называется новая часть слова?

— Сформулируйте тему урока.(Суффикс. Его значение в слове.)

— Какая орфограмма спряталась в названии темы? (Удвоенная –ф-)

Отвечать на вопросы

Воспринимать информацию представленную в устной форме.

Отвечать на вопросы

Формулировать  тему урока. Ставить учебные цели.

Уметь определять тему урока с помощью учителя (Р)

Формулировать цель урока

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

(Л)Стимулировать  и развивать любознательность Потребность в познании информации.

3.

Решение частных задач

Словесный: беседа

Частично-поисковый

Практический: работа по учебнику

Словесный: беседа

Конструктивный

-физминутка

Игровой метод

Метод конструирования

 Домашнее задание

≈23

1) Работа по учебнику. Стр.62 Сообщение профессора Самоварова.

Работа в группах. Используя сообщение профессора составьте рассказ о новой части слова по плану:

1. Что такое суффикс?

2. Для чего он служит?

3. Каким значком обозначается? (Слайд 4)

Рассказы детей о суффиксе (2 ученика)

2) Задание умного Совёнка. (Слайд 5)

— Попробуйте образовать новые слова.

тигр

мамонт

страус

кот

слон

-ёнок

Проверка: (фронтальный опрос)

— Кого называют полученные слова (Детёнышей животных)

— Какие части слова вы использовали (Корень и суффикс)

— Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных? (Суффикс)

-Мы с Вами будем собирать копилку суффиксов на наборном полотне ( учитель раздаёт наборное полотно «копилка Суффиксов») постепенно мы будем заносить суффиксы с которыми знакомимся в эту копилку, которую потом вы вклеите в тетрадь.

— Какой суффикс мы отправим в нашу копилку? (-ёнок-)

— Аня загадала слова, отгадайте и запишите их в тетрадь.

— Маленький дом можно назвать ….(домик). Очень большой дом называют…. (домище). Старый неказистый дом-это…(домишко).

 

Топай, топай, мишка

Хлопай, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Ваня  тоже предлагает нам суффиксы  для копилки –ик, -ишк-, -ищ-,-ин- Давайте отправим их туда!

(Суффиксы отправляются в “копилку”)

1) Игра “Будь волшебником” (Слайд 7)

— Придайте значение маленького размера предмета.

Нос, стол, дуб, хвост, мёд.

Проверка. Какие суффиксы использовали? (-ик, -ок)

— Отправляем их в “копилку”.

2) Работа с учебником. Стр.63 Упр.83.

(Проверка по слайду)

Переходим к следующему упражнению (упр.84)

Выполняем работу вслух по цепочке, слова записываем в тетрадь ( Пианино- пианист, барабан-барабанщик, гитара-гитарист, труба- )

Работа на карточках:

Вычеркните “лишнее слово”

Хвостище, глазище, усище, носики.

Лесок, садок, мячик, листок.

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Уч.ст.64 упр.85

Отвечать на вопросы учителя

Работать в группах

Составлять рассказ

Образовывать новые слова

Начать собирать копилку

Суффиксов

Размышлять

Выполнять зарядку

Пополнять копилку

Работать по учебнику

 

Слушать и понимать речь других (К)

Отвечать на простые вопросы учителя(П)

Строить речевые высказывания (П)

Строить речевые высказывания (П)

Смена вида деятельности

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

Уметь слушать и понимать речь других. (К)

Умение воспринимать информацию в устной и письменной форме(К)

nsportal.ru

«Суффиксы. Роль суффиксов в слове.»

Класс: 2

Урок русского языка

Тема: Суффиксы. Роль суффиксов в слове .

Цели:  Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова о роли суффикса в слове

Задачи: 1.Показать способ образования новых слов с помощью суффикса

           2.  Обогащать словарный запас

3. Воспитывать прилежание, активность.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний.

КРОССВОРД- СЛАЙДЫ

-Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.

-Кто отгадал загадку, тот диктует это слово с проговариванием.

  1. Животное, которое сторожит дом. (СОБАКА)

  2. Ребенок, который учится в школе, (УЧЕНИК)

  3. Предмет мебели, в который складывают вещи, (ШКАФ)

-Какая буква пишется на конце слова? Как проверить?

4. Порядок букв русского языка. (АЛФАВИТ)

5. Человек, который учит детей, которые посещают школу.(УЧИТЕЛЬ)

6. Птица с серно-белым оперением. (СОРОКА)

7. Столица России.(Москва)

Постановка цели урока

— КАКОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ? (СУФФИКС)

-Значит тема нашего урока?( Суффиксы. Роль суффиксов в слове)- СЛАЙД

-Кто знает, что такое суффикс?

-Какие части слова вы еще знаете? (корень, приставка, окончание)

-Какую часть мы уже изучили и знаем ,как выделять? (корень)

Создание проблемной ситуации

-Возьмем слово КОТ и ПОПРОБУЕМ ОБРАЗОВАТЬ ОТ НЕГО однокоренное слово…..

-выделим корень

— а это что за часть?( Суффикс)

— как выделяется суффикс?

— С помощью чего мы образовали новое слово?( с помощью суффикса)

-значит корень КОТ + суф. ИК = котик

-Возьмем слово ЛЕС, образуем новое однокоренное слово …..

-выделяем корень,

— что за часть осталась? (суф.) КОТ + ОК = ЛЕСОК

-что сделал со словом ЛЕС суффикс ОК? (образовал новое слово)

Так что же делает суффикс со словом? (образует новое слово)

Введение понятия «Суффикс», практическая работа

слайд

-Что такое суффикс? Где стоит ? для чего служит? Как выделяется графически? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова).

На интерн.доске.

Суффикс

Часть слова новые слова

после корня

Игра «Побудь волшебником» . работа в парах

На столах конверты. В них корни и суффиксы. Составьте слова.

Нос-

Слон-

Зуб-

Лед-

Лис-

Кот-

Суп-

Диван-

Проверка: (дети называют слова, на доске соответственно появляется) .  КОРЕНЬ и СУФФИКС выделяем вместе.  

Нос-носик

Слон-слоник

Зуб- зубик

Лед-ледок

Лис-лисенок

Кот-котенок

Суп-супчик

Диван-диванчик

-Какие получаются слова? (ласковые, маленькие)

Кто знает, как называются такие суффиксы? Суффиксы уменьшительно-ласкательные

Алгоритм нахождения суффиксов

-А как правильно найти суффикс? Давайте обратимся к учебнику с.90-Правило.

Работа устно (в зависимости от времени)

Я буду говорить слова, а вы от них образовывать новые слова с помощью суффиксов.

А) Женя-Женечка

Света-…

Федя-…

Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов

мороз -… день

вечер — … звон

туман-…. утро

липа-… чай

Г)дождик          

диванчик          

лосёнок

белочка

Прочитайте слова. придумай свои слова с такими же суффиксами.

Итог урока

Закончи предложение.

Суффикс – это                                         

Суффикс стоит                                        

Суффикс служит    

                            

Рефлексия

-Какое задание вам особенно понравилось?

— Что показалось сложным?

            

videouroki.net

Урок русского языка по теме «Что такое суффикс. Роль суффиксов в речи». 2-й класс

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы Слайд 2

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.

– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Дети настраиваются на активную работу Личностные:
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Работа в парах – Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.

Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)

Слайды 3

Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами

Слайд № 4 (подсказка)

28 февраля
Классная работа

Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного
3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока Работа в группах – Какие части слова вы знаете?
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 5
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось?
Слайд 6
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 7
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?
Слайд 8
– Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

– Корень, основа
– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс —к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62

– С помощью суффикса образовались новые слова?

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование
проблемы
Коммуникативные: работа в группах.
4. Закрепление: создание условий
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.
Прием «Кластер»
Фронтально
На доске и удетей карточки со словами:

Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение

– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 9, 10

У детей и на доске получается схема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Физминутка для глаз Слайд 11
5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации Групповая работа.
Образование слов с помощью суффиксов
1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: тель,ник,ист

строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 12)

Дети работают в группах.

Проверка.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: очк,ечк,оньк,еньк.

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 13)

 

 

 

 

 

 

– Имена звучат ласково.
ик-,ишк-

3 группа

Задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: —ик-,ищ-, ишк-, ин
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Можно сравнить вывод на стр. 63
Проверка по слайду (Слайды 14-16)

 

 

– Увеличивает предметы

4 группа

Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс —онок-, а когда —ёнок— и сделайте вывод.

лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок

(Слайды 17-20)

 

Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.

5 группа

Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс —ик— , а когда суффикс —ек-.

Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка

Проверка по слайду 21, 22, 23

Используя вывод, напиши правильно

Платоч…к стол…к
листоч…к билет…к
песоч…к зуб…к.

Укажите значение суффикса. (Уменьшительно-ласкательное)
Слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Превращает слова в маленькие предметы
-ищ, ин

Итог урока, рефлексия: создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.   – А теперь давайте подведем итог нашего урока.
– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
Слайд 25
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Какие смысловые оттенки они вносят?
– Кто остался доволен своей работой?
– Дополните предложения.
Дополнение предложений на сл.
– Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените работу группы на доске, а себя на листочках.
Самооценка (Слайды 26, 27)
– Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З индивидуальные дифференцированные карточки
Поменяйтесь заданиями между группами и выполните дома. Можно выбрать задание из конверта.
– Суффикс
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
тель-, —ник-, —ист-, —очк-, —ечк-. —оньк-, —еньк-, —ищ-, —онок-, —ёнок
Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).

urok.1sept.ru

Роль суффикса в слове. Определение суффикса.

— С какой частью слова уже познакомились? (С корнем)

-Что знаем о корне?(Корень – главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается .).

— Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов, найти слово, с помощью которого их можно объяснить, выделить общую часть).

-Прочитайте слова на доске: м..ря, зв..зда, тр…ва, м…лина, л…са.

(Слайд 2)

— Разбейте эти слова на группы. Как?

(1 группа – безударная гласная проверяется,

2 группа — безударная гласная не проверяется)

— Объясните пропущенную букву.

— Запишите слова 1 группы в тетрадь. Разберите их по составу.

— В какой части слова опасное место?

(В корне слова.)

— Какое слово осталось не записанным? (Малина.)

-Это словарное слово, которое надо запомнить, а почему? (Безударную гласную проверить нельзя.)

— Запишите это слово на следующую строчку один раз.

-А что такое малина? (Это сладкие красные ягоды.)(Слайд 3)

— Но малина , это не только ягоды, вспомните, как они растут? (Кустом.) (Слайд 4)

— Малина – это кустарник, на котором растут сладкие ягоды.

— По поводу происхождения существует две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом, другие обращают на её форму. Ягоды малины состоят из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо слова маленький, малый определили название ягоды. Но они не являются проверочными, а чтобы запомнить написание, можно ассоциировать со словами маленький, малый.

— А как вы понимаете такую фразу «Не жизнь, а малина?»

(Она обозначает очень хорошую жизнь.)

-Пусть ваша жизнь будет как малина.

— А теперь попробуем подобрать однокоренные слова к слову малина.

-Как можно назвать маленькую ягоду? (Малинка)

-Запишите в тетрадь. (запись на доске)

-Как называется участок земли, где растут кусты малины?(Малинник)

-Запишите и это слово, только обратите внимание на удвоенную букву н. (запись на доске)

-Выделите в каждом слове известные части слова.

( корень)

— Какую часть не выделили? ( -к-, — ник-)

-Где стоит эта часть? (После корня)

— Кто-нибудь знает , как она называется?

-Сформулируйте тему нашего урока? (Суффикс) Слайд 5

— Укажите, какие вопросы можем рассмотреть в этой теме? Составим план работы. Помогут нам в этом слова-помощники.

На доске появляется:

Что… (такое суффикс)

Где… (находится в слове)

Зачем… (нужен)

Какие… (бывают суффиксы)

— Прочитайте слова. (Зубок, ледок, глазок, медок) (Слайд 6)

— Найдите общую часть в словах (-ок-).

— Как она называется? (Суффикс).

— Можем ответить на первый пункт плана: что такое суффикс? (Да, это часть слова).

На доске (в плане) появляется табличка «часть слова».

— Прочитайте второй пункт плана, можем ли дать ответ на него?

(Да. После корня.)

На доске (в плане) появляется табличка «после корня».

— А зачем же нужен суффикс в словах? (Для образования новых слов).

На доске (в плане) появляется табличка «для образования новых слов».

— Каждый суффикс вносит своё значение в слово. Например , какой оттенок внёс суффикс -к- в слове малинка? (Маленькая ягода).

— В русском языке много суффиксов: -к, -ник, -чик, — щик, — онок, — енок, -ов, -ев, -н, -нн и т.д. Каждый суффикс вносит какой-то оттенок в слово.

-А выделяют его в слове вот таким значком .

-Выделите его в словах.

— Так что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего он служит? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

— Проверим по учебнику. Открываем стр.90

1.Работа по учебнику

Упражнение 126 на стр.91

-Разберите по составу. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?

2.Работа в паре. (Карточка № 1 жёлтая)

3.Игра «Побудь волшебником» (Карточка № 2 голубая)

— Давайте превратимся в волшебников. Образуем новые слова с помощью суффиксов – ок -, — ик — .

Дети выполняют задание на индивидуальных карточках. Проверка осуществляется на интерактивной доске.

Самооценка.

— Какое значение появилось в образованных словах. (Уменьшительно-ласкательное).

— Итогом нашего урока будет следующее задание.

Возьмите карточку № 3 (зелёного цвета) и с помощью жёлтого маркера выберите правильное утверждение:

Что такое суффикс?

Буратино сказал: «Суффикс – это часть предложения»

Мальвина сказала: «Суффикс – это часть слова».

Незнайка сказал: «Суффикс – это слово».

Где в слове стоит суффикс?

Буратино ответил: «Суффикс стоит в начале слова»

Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»

Зачем нужны суффиксы?

Мальвина сказала: «Суффиксы образуют новые слова»

Незнайка сказал: «Просто так».

— Вам понравился сегодняшний урок? Оцените себя (дети рисуют солнышко, если все удалось на уроке; солнышко с тучкой – если были ошибки; тучка – надо еще поработать).

Домашнее задание (по выбору детей)

Упр. 105 (д.м.)

Подобрать группу слов так, чтобы можно было поиграть в игру «Третий лишний».

— На этом наш урок закончен, закройте тетради.

— Посмотрите друг на друга ещё раз и улыбнитесь. Ведь улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку!

www.prodlenka.org

Суффикс и его роль в слове

Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)

Цели: Образовательные

  • Уточнить знания о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.

  • Находить и обозначать в слове суффикс по алгоритму.

  • Углублять представления о значениях суффикса в слове

  • Формировать навыки грамотного письма.

  • Обогащать словарный запас учащихся

Тип урока: объяснение нового материала.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к животным

  • Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

  • Прививать интерес к русскому языку

Развивающие

  • Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память

  • Развивать и обогащать речь учащихся

  • Развивать коммуникативные умения

Задачи

  • Актуализировать знания о составе слова и роли морфем

  • Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове

Прогнозируемые результаты:

Личностные

  • ценное отношение к процессу определения роли суффикса;

  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

  • осознание важности суффикса для образования новых слов;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

Метапредметные

  • умение принимать и сохранять цель урока

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке

Предметные

  • умение разбирать слово по составу;

  • умение видеть роль суффикса;

  • умение применять знания в жизненных ситуациях

Ход урока

1 Актуализация знаний

Слайд №1

Девиз нашего урока: «Если не лениться- можно много добиться».

Поудобнее садись,

Не шумите, не вертитесь

И внимательно вникайте.

А спрошу вас, отвечайте

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно

Путешествие зовет

Третьеклашек на урок!

2.Здоровьесберегающая минутка

Вспомним правила посадки.

( Ученик произносит, а дети выполняют)

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

3. Минутка чистописания

Слайд №2

« Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость.

Слайд №3

Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный,

мягкий, парный звук.

— Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строки, а затем соединения с этой буквой. м,им ом

. Словарная работа- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

— Зачем нужны кормушки?

— Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?

— Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)

— Изображение каких птиц вы видите?

— Запишем слова с комментированием.

Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь

— Назовите слово в котором звуков меньше, чем букв..

— Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)

4. Работа над темой урока

— Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА. СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ

-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове).

Слайд

— Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках.

5.. Графический диктант .(Один ученик на доске.)

— Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

=Изменяемая часть слова – это…

=Неизменяемая часть слова – это…

=Разделительный Ъ знак пишется после…

=В слове переходы – ход – является…, а ы – это…

(Проверка с доской:)

Физминутка для глаз

6. Упр. № 193

-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городе?

РЕКА

РЕЧЕНЬКА

РЕЧУШКА

РЕЧНАЯ

-Запишите слова и разберем их по составу.

— Можем это задание выполнить безошибочно ? (нет)

-Почему? (мы не умеем выделять суффикс)

-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)

-Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).

-Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).

-В какую часть входит суффикс? (неизменяемую).

-А неизменяемая часть это что? (основа).

-Так что же мы должны найти вначале?

-А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).

-Давайте найдём.

Итак, какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)

Найти изменяемую часть

(окончание)

-Выделите окончание в слове реченька

-Что будем делать дальше? (найдём основу)

-Как найти основу? (основа – это слово без окончания)

-Выделите основу.

-Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть — основу)

Найти неизменяемую часть

(основу)

-Теперь как нам найти суффикс? (подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово –река)

-Какой третий шаг? (подобрать однокоренное слово)

Подобрать однокоренное слово

— Запишите.

-Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась,.).

Определить какая часть добавилась

-И какой же будет последний шаг? (выделить значком)

Выделить значком

-Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).

-Выделите его

-Какое значение этого суффикса ?

-Теперь по алгоритму будем находить суффиксы дальше.

7.Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.

-Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)

-Какое значение этого суффикса?

8..Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ. 1 ученик за закрытой доской.

Проверка с комментированием.

-Какой суффикс нашли? (суффикс Н).

-Какое значение этого суффикса? (ласкательное)

9. Практическая часть урока: (начало формирования умений)

10.Работа в группах

Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Решим какую роль сыграл суффикс?

(Детям по группам даются слова и карточки с суффиксами.)

стол нога мама

дом ум дед

нога кот стул

ветер ветер белка

нос нос нога

1 группа- будет превращать слова в названия маленьких предметов

2 группа -…..в огромные предметы

3 группа-…в ласковые слова

Вывод: по группам (Все эти суффиксы…… значение и т.д)

— Используете ли вы в речи такие суффиксы?

— Назовите своего соседа ласковым именем.

Физминутка

— Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей — хором

11.Работа с учебником.

Упр.194 стр.154

— Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

— В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

— Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

— Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

— Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

— ИК, -ЕК, -К

— Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

— Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Разберите эти слова по сотаву.

— Чем будете пользоваться?

12.Подведение итогов

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

-Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли

-Какая морфема служит для образования новых слов?

-О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?

Суффиксы :

— учат видеть характер слов

— помогают ярче выразить эмоции

-точнее передают смысл высказывания

Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)

-. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

13.ТЕСТ (самооценка)

Отгадайте загадку

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Вся же – в дневнике я и в журнале.

О-ЦЕН-К-А

Оцените свою работу в классе.

14. Рефлексия

-Наш урок подошел к концу.

-Покажите свое настроение с помощью смайликов.

-Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.

15.Определение домашнего задания

— Упражнение №196.

— Спасибо за урок

— Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)

— При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники, и запишите упражнения.

Спасибо за урок! Урок окончен!

Дополнительный материал:

Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *