cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Родительское собрание с психологом – Родительское собрание с психологом

Родительское собрание с психологом

Сценарий родительского собрания для родителей 5-6 классов.

Подготовила: Педагог- психолог Райзвих А.В.

Тема: «Всегда ли подросток виноват, если у него пропало желание учиться?»

Цель: проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса к учебе; расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми.

Подготовка: в начале родительского собрания провести среди родителей экспресс-тестирование «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» (см. приложение №1).

Здравствуйте уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Начнем наше родительское собрание с экспресс-тестирования «Хорошо ли я занимаюсь воспитание своего ребенка?» Это поможет вам понять причины снижения успеваемости. (анкета проводится без обсуждения результатов).

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями.

Даже в наше просвещённое время есть немало неразумных людей, которые полагают, что если у человека что-то не ладится в его делах, то виноват в этом он сам и только он, то есть перево­дят проблему на поверхностный уровень выбора им конкретных действий, забывая, что возможности у всех разные.

Но чаще обилие двоек в дневнике, нежелание учиться — след­ствие каких-то подспудных проблем. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получает двойки? Давайте рассмотрим возможные причины возникновения проблем:

1 Причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин: врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обус­ловленные слабостью нервной системы, особенностями темпе­рамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруд­нительным успешное и активное освоение школьного материа­ла. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, кото­рый рассчитан на детей со средней скоростью восприятия ин­формации и деятельности. Медлительные дети дольше входят в какой-то процесс, поэтому их бывает нелегко засадить за уроки. Оборотная сторона медлительности часто — добросовестность и основательность. Но негативная реакция родителей и учителей, постоянные упрёки и отсчитывания могут привести к серьёзным последствиям для здоровья, вызвать отвращение к учению вооб­ще. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, де­лать неверные лишние движения и из-за волнения и страха во­обще теряют способность соображать и что-то делать. Чрезмерное же напряжение приводит его к переутом­лению, потере контакта с другими детьми, и ребёнок в итоге со­всем теряет интерес к учёбе, начинает ненавидеть школу.

2 Причина успешной учёбе может помешать целый воз причин меди­цинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, психическая депривация (недоста­точность), расстройства психоневрологической сферы и т.д..

Правило: Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

3 Причина — кислородная недостаточ­ность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобран­ность могут стать прямым следствием, что особенно часто наблюдается у детей, живущих в боль­ших городах, вдали от лесов и парков и с плохой экологией, слиш­ком много сидящих дома, спящих с закрытыми форточками. «Неспортивность» ре­бят, нелюбовь к подвижным играм, длительным прогулкам и по­ходам. А если ещё вдобавок он(-а) отягощен(-а) музыкальной, художественной или какой-нибудь иной школой, то времени на так необходимые дет­ские игры, забавы и вообще активную жизнь на свежем воздухе может не хватать совсем.

Правило: Утренняя зарядка, лучше на свежем воздухе, гимнасти­ческие паузы-разминки во время приготовления уроков, а также бег, лыжи, велосипед, плавание, игры с мячом, в бадминтон, особенно в выходные дни. И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример – это необходимое условие поддержания нормаль­ной работоспособности школьника, закалки воли.

4 Причина — В ребёнке ещё до первого класса сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тре­вожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей вроде «вот отдам тебя в школу, там у тебя отобьют охоту бало­ваться» и т.д. Страх перед школой детям могут передать родите­ли, если у них самих в детстве были проблемы в школе.

5 Причина — особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках2 (И.Гете)

  • Унизительно подрос­тку переминаться с ноги на ногу у доски, краснеть, не зная ма­териала и не понимая каких-то вещей, какие усвоили почти все в классе, когда на него смотрят насмешливые глаза девочек, да ещё учительница того гляди скажет что-нибудь унизительное пе­ред всем классом. И подросток, если ему не удаётся учиться ус­пешно, предпочитает уходить от постыдной ситуации вообще, заявляя всем, что образование ему не так уж и нужно. Ситуацию, увы, часто усугубляют именно такие обидные реплики учителей, будто нарочно желающих ущемить самолюбие подростка.

  • Заявления типа «не хочу учиться, а хочу…» зарабатывать деньги, жить в своё удовольствие, развлекаться с девчонками и т.д. иногда делаются ради того, чтобы

    нащупать границы своих полномочий в семье и обществе и постараться их расширить.

  • Соблазняет пример приятелей, ко­торые уже бросили школу, упиваются псевдоромантикой воли, возможностью ничем себя не утруждать и презирать «ботаников», демонстрируя перед ними бесшабашную удаль, превосходство якобы более взрослых, независимых и бывалых людей, не «име­ющих никаких обязательств. Однако соблазняются вольной без­заботной жизнью далеко не все подростки. Стало быть, дурной пример приятелей — это лишь поверхностная причина бойкота школы. За нею непременно кроются другие.

6 Причина — Плохая успеваемость часто бывает следствием недостат­ка силы воли.

  • Порой подросток даже ругает себя за лень, сла­бость характера, но толку от этого бывает немного (он только сни­жает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругатель­ные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.

Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления, дамоклова меча и погонщика — одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем луч­ше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость — это и есть умение управлять собой.

  • родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разреша­ют не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному.

  • отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь — как Бог на душу положит: обед — когда захочется (да и не обед это, а — схва­тил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора — без оглядки на часы, уро­ки — когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне — гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей — это прежде всего самовоспитание. Беза­лаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет де­тей, убивает усердие, вообще желание трудиться.

Пример:

Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказывали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, стирать гладить ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Делайте выводы родители!

7 Причина: эмоциональный дефицит. Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди. Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжён­ная атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто посто­янное несогласие родителей друг с другом. Некоторые родители наивно полагают: мы между собой выясняем отношения, наши проблемы решаем так эмоционально, а ребёнка это не касается, он не реагирует. Большое заблуждение! Пережива­ния детей по поводу дисгармонии супружеских отношений очень глубоки, но не всегда видны внешне. Ребёнок действительно мо­жет не проявлять своей причастности к скандалу, выглядеть ув­лёкшимся , а между тем он от страха боится проявить себя, внутри в нём может всё дрожать от волнения, потому что болез­ненно отзываются и так же непримиримо конфликтуют мамина и папина «половинки». А последствия такого внутреннего противо­стояния, напряжения проявляются, в частности, тогда, когда ре­бёнок плохо усваивает школьный материал. У ребёнка тоже легко меняется настрой, и за уроками ему непросто сосредоточиться, сконцентрироваться на предме­те занятий, вникнуть в материал.

Правило: Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия,

в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это — основа, на которой строится успешное обуче­ние.

8 Причина ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки — в слёзы, а папа не­брежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (на­правленную к получению знаний) линию поведения?

Правило: (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны,

9 Причина Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя. Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь сооб­ражаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросают­ся и дорогие родители, и учителя, прицельно убивают веру ре­бёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Да­лее — неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.

Правило: Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

10 Причина в учебных делах важно соблюдать баланс «похвала —
осуждение». М. Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым»
сообщает о данных, полученных учёными в ходе практических экспериментов. Их результаты говорят о том, что для благопо­лучного существования человека нужно, чтобы раздражители, вы­зывающие положительные эмоции, составляли 35 процентов, вы­зывающие отрицательные эмоции — 5 процентов, а эмоциональ­но нейтральные — 60 процентов. В связи с этим помимо наказа­ний и поощрений автор книги называет ещё один весьма дей­ственный приём — игнорирование. Когда же не соблюдается со­ отношение положительных и отрицательных раздражителей, про­исходит психологическая катастрофа.

11 Причина: превышение разумного порога строгости родителей по
отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учеб­ных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на пло­хую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорче­ния по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родите­лей злосчастную двойку?

Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

12 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложился
культ знаний
, поиска истины. Там, где папа всё свободное вре­мя проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет тра­диции, непременно получить образование, там и у ребёнка не фор­мируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

Правило:

  • Будет очень хорошо, если роди­тели в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пой­дут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.

  • Будьте примером для ребенка – это самый и ненавязчивый прием воспитания.

.

13 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодо­левать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки стано­вятся посложнее, предметов — больше, программа — обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию.

Правило:

  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

  • При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

14 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и це­лых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях.

Существует противоречие. Большинство родителей — частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах, когда они и так, как правило, с воодушевлением учатся, послушны. Родительско — учительский контакт заметно ослабевает в средних клас­сах, когда это воодушевление угасает, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от роди­телей и учителей намного опережает ответственность за себя.

Правило: регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.

15 Причина: причиной отказа посещать школу может стать преследо­вание ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угод­но. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции не­приятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обяза­тельно найдут что-либо, к чему можно прицепиться. Преследова­ние кого-то из детей иногда начинается с негативного отношения к ребёнку учителя, если он больше заботится о своём авторитете среди учеников и об управляемости класса, чем о психологичес­ком самочувствии отдельных ребят.

Правило: Родители должны ему помочь выстроить стратегию поведения с одноклассниками.

16 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения. Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в шко­лу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осоз­навать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практи­ческого материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.

Тик мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но главное это знания и стремления к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям – это зависит от вас. «Ошибки» у вас будут, но это – ошибки в кавычках, на самом деле они – шаги на пути к успеху.

Известный педагог-новатор М. Щетинин говорил: «Мы ставим целью не столько обучить ученика, но поставить его в позицию активного созидателя себя и других… Ученику невозможно не дышать перспективой».

Приложение №1.

Тест «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»

  1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

А) 4

Б) 3

В) 2

2) Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?

А) знаю всех,

Б) знаю половину,

В) знаю лишь некоторых.

3)Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

А) постоянно,

Б) 1-2 раза в неделю,

В) ни разу.

4) Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям,

Б) пойду к завучу,

В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.

5) знаете ли вы интересы (увлечения)с своего ребенка?

А) да, знаю,

Б) частично,

В) догадываюсь, но точно не знаю.

6) Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

А) да,

Б) иногда,

В) нет, но догадываюсь.

Анализ результатов теста

Подсчитайте количество отмеченных высказываний «а», «б», «в».

Если больше «а». Вы знаете, что ребенок нуждается вашей помощи.

Если больше ответов «б». Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации все жизнедеятельности ребенка.

Если больше ответов «в». Вы вместе с другими членами семьи должны помочь своему ребенку.

Используемая литература:

              1. Булгагов А.А. Наши неуправляемые подростки. М., 2003.

infourok.ru

Конспект родительского собрания с психологом в детском саду по теме «Ох, уж эти детки»

Родительское собрание в дошкольной группе на тему:

«Ох, уж эти непослушные детишки»

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

1 этап

Эмоциональный настрой.

Слайд 1

Психолог: Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем необычном собрании.

Прежде чем приступить к теме нашего собрания, мне бы очень хотелось окунуть вас в детские воспоминания.

Перед вами ряд милых, детских открыток. Выберите одну любую открытку и свяжите ее с ответом на мой вопрос: «Что такое детство?»

Давайте начну я……. Спасибо вам за ответы, вот мы и попробовали окунуться в наши детские воспоминания. Вспомнить и понять, а как мы чувствовали и воспринимали мир вокруг, будучи детьми.

Детство — это любовь, внимание, ласка и забота.

Теперь, вспомнив свои детские желания и эмоции, надеюсь, вам будет легче понять своих детей.

2 этап

Мотивационный.

Слайд 2

Почему наши дети чаще всего ведут себя так, как мы бы этого не хотели? Заслуженно ли мы их наказываем? Может быть в том, что они так себя ведут, виноваты мы сами?

Какими они вырастут, войдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливыми, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенными и послушными.

Сегодня на нашей встречи я предлагаю вам вместе найти ту кнопку, которая включает и выключает детские капризы и непослушание.

Проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как наши дети: послушные, смирные, спокойные через минуту превращаются в капризных деспотов, который не только не слышит вас, но и делает все наоборот!

Скажите, у вас в семье бывают такие ситуации, когда ребенок вас не слушается? Как вы поступаете в такой ситуации? А чтобы не забыть все что вы сказали, я буду втыкать спички в это румяное яблоко.

Ситуации:

  1. Представьте, что у вас не один ребенок, и старший всегда задирает младшего.

  2. Ваш ребенок без спроса взял у вас деньги из кошелька и потратил их на конфеты.

  3. Ребенок устраивает истерику в магазине, требуя купить ему такой же конструктор, как у друга Вани, и т.д.

Кричим, ставим в угол, запрещаем смотреть мультики, играть в компьютер, отказываем в покупке чего-либо, не разговариваем, игнорируем, не пускаем играть, не берем в гости, закрываем в комнате одного. Все основные запреты нами перечислены, хотя в жизни их конечно же больше, но нам хватило и этих запретов, чтобы яблоко превратилось в кого?

Сейчас, глядя на яблоко, скажите, вам оно никого не напоминает? Правильно, получился ежик. Вот так наши дети из румяных, беззащитных, красивых, маленьких или больших превращаются в колючих, взъерошенных, обидчивых, замкнутых ежиков.

Что же делать? Что нужно знать. Как правильно поступить, чтобы ребенок не превратился в «колючего ежика», а оставался добрым, ласковым, общительным.

Слайд 3

Тема нашего собрания: «Ох уж эти непослушные детишки»

3 Этап

Ход собрания

Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе научиться лучше относиться к ребенку, с пониманием и уважением общаться с ним. Чтобы не совершать привычных ошибок в общении с ребенком, и не «включать» активное противоборство.

Для начала, давайте рассмотрим основные причины детского непослушания:

Слайд 4

Дети: причины для непослушания

Причина № 1: Темперамент и характер. Если ваш ребенок не очень послушен, радуйтесь. Значит, он достаточно активен и самостоятелен. Непослушные дети, которые знают правила, но тем не менее иногда их нарушают, обладают энергией перемен. Они становятся теми взрослыми, которые способны разрушать устаревшие догмы. Благодаря им возможно развитие. Они уже с детства обладают инновационным мышлением, собственным взглядом на мир и его законы. Они задают вопросы о том, почему правила именно таковы, предлагают новые правила взамен старых, порой отчаянно спорят, доказывая свою правоту. И хоть это изматывает родителей, воспитателей и учителей, они вырастают в тех, кем можно гордиться.

Причина № 2: Путь взросления. Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета, явления и сопротивляется попыткам себя отвлечь – даже если он внимательно наблюдает, как песочек из его руки высыпается ему на ногу или как чай из кружки, журча, льется на пол.

Второй – для того, чтобы достичь цели, должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе (а может, и в первую очередь) и ваше «нельзя»!

Названные механизмы позволяют ему идти вперед, познавая мир. Поэтому, если вопрос не касается безопасности, стоит понять, какая исследовательская задача стоит за поведением ребенка. 

Причина № 3: Умение сказать «нет». Задумывались ли вы над тем, что умение пользоваться словом «нет» не каждому дано? А между тем способность иногда отказывать – важный социальный навык. Вспомните своих знакомых, которые постоянно дают другим в долг, хотя им долг никогда не возвращают. Или тех, кто постоянно делает работу за других. Или тех, чьим временем, силами или вещами то и дело пользуются знакомые. Они не умеют говорить слово «нет», боясь испортить отношения. И все время оказываются в проигрыше. Но ведь ребенок обучается говорить «нет» именно в семье! Не думайте, что он сможет научиться этому с другими, если вы требуете от него беспрекословного подчинения. Поэтому нужно относиться с пониманием к периодическому упрямству, попыткам вас убедить в своей правоте или даже действиям наперекор.

Причина № 4: Тренинг самостоятельности. Для чего мы воспитываем своих детей? Для того чтобы они могли самостоятельно выйти во взрослый мир, быть порядочными и при этом эффективными. И ключевое слово здесь – «самостоятельно». Если ребенок постоянно занимает ведомую позицию, а взрослый – ведущую, то о самостоятельности речи не идет. Постоянный контроль, указания, приказы убивают ростки самостийности. Ребенок начинает «бунтовать», демонстрируя непослушание, если он может больше, чем ему позволяют. Особенно ярко это проявляется в периоды кризисов: в 3, 7 лет и в подростковом возрасте.

Отношения родителей и детей – это отношения иерархические. Родители – выше, они руководители. Дети в иерархии стоят ниже, они подчиненные. Родители имеют право настаивать, руководить действиями детей.

Дети должны прислушиваться к мнению родителей и выполнять их указания, даже если иногда они им не по нраву.

Но ребенок не должен быть марионеткой в руках родителей. Они должны выстроить систему воспитания таким образом, чтобы в ней было место свободе решения и личному выбору ребенка. Если же чадо начинает бунтовать, значит, родителям пора задуматься, не перегнули ли они где-то палку.

Работа в группах

Сейчас я вам предлагаю в творческих группах рассмотреть историй, иллюстрирующие основные причины непослушания, и обсудить в чем же причина такого поведения детей?

Слайд 5

Ситуации.

Слайд 6.

Случай № 1: «Ксюша и ее строгая мама»

Родители делятся на 4 группы, каждая группа работает со своей ситуацией — 3-4 мин., затем обсуждение, с комментарием психолога.

4-летняя Ксюша, активная, умненькая девочка. Иногда шалит, но чаще ведет себя хорошо. С другими ребятами дружит. Маму Ольгу, Ксюша совершенно не слушается. Любая просьба мамы принимается в штыки. «Нет!», «не хочу!», «не буду!» – любимые слова. Чуть то – сядет, набычится, руки переплетет, и ни в какую нельзя уговорить одеться, убрать игрушки или пойти спать.

А вот папа Ксюши, который несколько раз в неделю встречается с дочерью, говорит, она ведет себя идеально. И советует своей бывшей жене присмотреться к своему подходу в воспитании. Ольга производила впечатление человека бескомпромиссного, с собственным мнением, не поддающимся переубеждению. Она больше склонна не просить, а приказывать.

— В чем причина непослушания?

— В чем ошибки мамы?

— Какой выход вы предложите из сложившейся ситуации?

Слайд 7

Авторитарный стиль. Описывается словом «сверхконтроль»; руководство поведением – максимальное, уважение к самостоятельности – минимальное. Родители этого стиля предпочитают «силовые» методы воздействия на ребенка. «Твое мнение нас не интересует», «Вырастешь – будешь командовать, а пока слушайся». Если же ребенок не слушается, родитель применяет «тяжелую артиллерию»: угрозы, наказания, суровые нотации, даже физическое воздействие. Самое главное – это не упустить ни пяди подчинения ребенка. Неправда, что авторитарные родители не любят своих детей. Просто это их способ заботиться о них. Яркий пример авторитарного воспитания виден в фильме «Похороните меня за плинтусом»

Родители бескомпромиссны в общении с ребенком.

Есть правило – оно должно быть выполнено!

Блокировка у детей развития самостоятельности.

Ребенку отводится полностью ведомая роль, поскольку «родители знают лучше».

Дети получают мало положительных эмоций при общении с родителями и могут считать, что их «не любят».

Но он опасен тем, что легко переходит в деспотизм, когда жесткость становится жестокостью.

Ими руководит вовсе не жестокость, а тревога за свое чадо.

Последовательность в воспитании, четкое определение границ «можно» и «нельзя», твердость и уверенность в себе.

Как реагирует ребенок 

Первая, и главная, мысль: если ребенок протестует, сталкиваясь с излишней строгостью родителей, – это хорошо.

Непослушание – симптом слишком жестких рамок и ограничений, недостатка свободы и самостоятельности. Ребенок отстаивает свое право думать, принимать собственные решения и получать личный опыт!

Протест может быть разным. Кто-то это делает «тихо»: упрямо не желая подчиняться, находя обходные пути, обманывая. Кто-то выступает открыто: громко кричит и требует.

Это зависит от темперамента ребенка и того опыта, который он уже получил в жизни. Чем меньше малыш, тем более явным и искренним будет его протест.

Авторитарные родители, столкнувшись с неповиновением ребенка, не задумываются, почему так происходит, не ищут причины в себе. Чаще всего взрослые, вместо того чтобы дать ребенку больше самостоятельности, еще сильнее «закручивают гайки». И это лишь усугубляет проблему непослушания.

Эксперимент

Сейчас предлагаю вам рассмотреть подобную ситуацию, когда в семье преобладает авторитарный стиль воспитания. И вы мне в этом поможете.

Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура — треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере. 
Вы – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. Вы очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок.

Р- Мама, а что там такое, посмотри!
М- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
М- Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза ленточкой)

Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
Р — Мама, а кто такой дядя Юра?
М — Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю ленточкой уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
Р — Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
М — Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (завязываю ленточкой рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку.

Мама кричит: — Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю ленточкой руки)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги.

Мать в ужасе кричит на него: — Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю ленточкой ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю ленточкой сердце).

Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.


Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
— Не завязывать глаза или уши — разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
— Не завязывать рта — выслушать ребенка;
— Не завязывать руки — помыть руки после прогулки;
— Не завязывать ноги — обуть резиновые сапоги;
— Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.

Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Прослушайте стихотворение о последствиях авторитарного стиля.

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире…

Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

infourok.ru

Родительское собрание – тренинг психолога в детском саду: «Скоро в школу»

Категория участников: родители будущих первоклассников

Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

Оборудование: бейджики, плакат «Будущие школьники», стикеры, ручки; карточки синего, зеленого, желтого цвета плакат «Правила группы», две одинаковых фотографии; напечатанные фразы (к задаче «Анализ проблемных ситуаций»), таблица «Пойми чувства ребенка», лист ватмана с изображением большого ящика, цветные кружочки по количеству участников тренинговой группы, буклеты «В ожидании первого звонка».

Ход проведения родительского собрания-тренинга психолога в детском саду:

Введение

Уважаемые родители!

Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу — новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Как же помочь ребенку успешно встретиться с этими изменениями в жизни? Какова роль семьи в этот период жизни ребенка? Об этом мы сегодня и поговорим.

Упражнение «Знакомство»

Цель: помочь родителям лучше узнать своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроить их на совместную работу.

Предложить родителям написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы.

А — активный, артистический …

Р — умный, подвижный …

Т — творческий …

Е — эмоциональный, энергичный …

М — милый, малыш …

Инструкция: назовите свое имя и расскажите вкратце о своем ребенке, семье. После каждого рассказа разместить листок с именем ребенка на общем плакате под названием «Будущие школьники».

Правила работы группы

Психолог обращается к группе: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила?» После ответов участников он предлагает принять правила работы группы во время тренингового занятия, которые записываются на плакате «Правила группы»:

— выключить мобильный телефон;

— внимательно слушать друг друга и не перебивать;

— активно участвовать в работе группы и тому подобное.

Диагностический момент, ожидания участников

— Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашей заботы в связи с школьной жизнью ребенка:

карта синего цвета — сильная забота;

карта желтого цвета — оказывается иногда;

карта зеленого цвета — отсутствует вообще.

Вопрос к родителям:

— В чем вы видите проблему вашей заботы?

— Озвучьте, пожалуйста, свои ожидания от занятия.

— Значит, потеря веры в себя, чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребенку или наоборот чрезмерная любовь к нему и являются причинами заботы родителей.

Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других — три месяца, а у третьих — растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей — испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Упражнение «Разные взгляды»

Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.

2-3 родителям предлагают выйти из кабинета. Дают фотографию человека, предварительно сообщив, что это — фото вора. Предлагают описать этого человека. В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач.

Когда через несколько минут все собираются вместе, каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он.

Описания будут противоположными.

Обсуждение:

— О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.

В детстве человек похож на открытую чистую книгу — что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.

Родительская установка — это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель — это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

Анализ проблемных ситуаций

— На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.

Скачать приложение внизу статьи.

— Итак, проанализировав ситуации общения, мы понимаем негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых.

— Видно, что вы уже немного устали, предлагаю такую игру.

Игра-разминка «Акулы»

class=»eliadunit»>

На полу находится лист бумаги.

— Представим, что мы плаваем по морю (участники хаотично двигаются по комнате). По команде «Акулы» все должны спасаться (встать на лист).

— Как чувствуете себя сейчас? Улучшилось ли ваше настроение?

Информационное сообщение «Правильная организация дня первоклассника»

Ребенок 6-7-летнего возраста должен спать не менее 10 часов в сутки для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, то есть элементарные подсчеты говорят нам о том, что ложиться в постель ребенок должен не позднее 9:00 вечера. Перед сном лучше исключить долгий просмотр телепередач и компьютерные игры — нервная система должна прийти в состояние покоя и подготовиться к спокойному сну. Час перед сном посвятите общению с ребенком — вспомните и обсудите прошлый день, обдумайте планы на будущее, поиграйте в спокойные игры.

Желательно, по возможности, сохранить дневной сон. Даже если спать после школы ребенок отказывается, спокойный отдых с закрытыми глазами хотя бы 30 минут определенно будет полезным для здоровья.

В среднем первоклассник должен быть на свежем воздухе хотя бы 3,5 часа в день.

После школы ребенок не должен сразу садиться за выполнение задач, ему необходимо обязательно отдохнуть 2-3 часа.

Нельзя выполнять задачи без перерыва. Работоспособность шестилетнего ребенка примерно 15 — 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Многие из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, которые требуются со стороны взрослых. Есть и такие дети, которые отличаются медлительностью, причина которой может быть различной (личностные особенности, болезнь).

Какие же основные признаки переутомления?

— плаксивость;

— невнимательность;

— раздражение;

— замедление темпа речи;

— ухудшение почерка;

— увеличение количества ошибок и другие.

Если это происходит дома, во время выполнения домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что-то другое — приятное и полезное для ребенка.

Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, обувью, одеждой…) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного ребенка вместе повалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.

Чтобы утро не начиналось с конфликтов, а уроки – с замечаний, приучайте ребенка накануне вечером готовить портфель, форму к следующему учебному дню. Вместе с ребенком возьмите расписание и соберите учебники, тетради, школьные принадлежности, а также другие предметы, которые попросил принести учитель. Не позволяйте ребенку надеяться на звонки одноклассникам или учителю, сразу приучайте его запоминать требования и просьбы педагогов и записывать задачи верно, когда учится писать.

Для того чтобы ребенку спокойнее было первое время учиться, будьте рядом, как никогда: проводите в школу, встречайте, будьте рядом, когда он делает уроки, вместе гуляйте и тому подобное.

Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация и слова ребенка                                           Чувства ребенка

1. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.

— Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.

— Какая разница в чем рисовать! — говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец.

2. Родители к поступлению дочери в школу купили школьные принадлежности, составили все вещи в рюкзак. Дочь — матери:

— Мама, почему мне нельзя ни доставать вещи из ранцу, ни походить с ним по комнате, зачем же вы мне его купили?

— Для обучения в школе, а не для того, чтобы ходить с ним по комнате!

3. Сын выполняет задачи в прописях.

Папа:

— Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.

Мать:

— Ужас! Где же он старался, одни «каракули».

4. Папа спрашивает у сына:

— Что это у тебя с тетрадями, почему они такие грязные?

— Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель и из него все посыпалось.

— Меньше бы ворон ловил, ничего бы не просыпалось, недотепа!

5. Первоклассник — маме:

— Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и показал учителю тетрадь!

— Я тоже очень рада за тебя, молодец, сынок!

6. Дочь собирает портфель.

— Мама, пожалуйста, можно я возьму куклу Машу с собой, я обещаю, что буду играть ею только на перемене!

— В школе надо учиться, а не в куклы играть.

psichologvsadu.ru

Родительское собрание. Выступление психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Приветствие

Добрый вечер, уважаемые родители, меня зовут (ФИО), я педагог-психолог в старших классах. Тема нашей сегодняшней встречи – психологические особенности подростка. Мы поговорим, прежде всего, о личностных особенностях, а также рассмотрим, какие сложности в школьной жизни могут происходить в 9-10 классах. Если после родительского собрания вы захотите задать какие-либо вопросы или получить консультацию по поводу особенностей вашего ребенка, то я вас жду у себя в кабинете в приёмные часы.

Итак, перейдем к личностным особенностям учащихся 9-10 классов.

2. Особенности возраста

Если раньше 15-16 лет считались возрастом начала подросткового кризиса, то сейчас кризис подросткового возраста начинается с 12-13 лет, а значит, в 15 может достигать своего пика, а у некоторых детей вступать в завершающую фазу. Что же происходит с подростком в 9-10 классе.

Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение это носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.

В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, тревожность, стресс,замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.

Усиливается желание подростка чувствовать себя взрослым. С одной стороны в этом случае подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое, с другой стороны, часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика. В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.

Также в это время, как никогда сильна “реакция группирования”. Подростковая группа – своеобразный социальный “полигон”, где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение. Но в тоже время – ребенок, зачастую, полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует.

Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Юноши и девушки охотно используют время обучения для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: “всегда быть дома в 20 часов и точка”. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.

Помните: влияние группы тем больше, чем неблагополучнее у подростка отношения с родителями.

Стоит также отметить, что в это время может проявиться потребительское отношение к взрослым. С одной стороны подросток хочет проверить равенство своих прав с правами взрослых, с другой, очень часто подросток воюет с родителями прежде всего за расширение своих прав, в то время как круг своих обязанностей стремится сузить. В данном случае необходимо четко оговаривать с ребенком круг его прав и обязанностей в вашей семье. Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования (ребенок должен чувствовать безопасность).

Еще одна значимая проблема в этом возрасте – это проблема самооценки.

Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей. Чтобы помочь ребенку в повышении самооценки родители могут:

  • Выделять позитивные качества, а не только негативные
  • Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что “эталоны” взрослые тоже ошибаются
  • Оказывать эмоциональную поддержку

3. Профессиональное будущее

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Но кто же несет ответственность за выбор будущей профессии.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки могут этого не осознавать. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников. С одной стороны семейная традиция может ограничивать выбор, с другой – стороны через профессию родителей у детей есть возможность познакомится с тонкостями той или иной профессии.

В целом при проведении опроса учащихся о том, что повлияло на их выбор профессии чаще всего встречаются три варианта ответа

– Родители выбрали вуз и профессию за ребенка

– Родители не участвовали в выборе профессии ребенка

– на выбор профессии повлияли друзья или общество (модная, популярная профессия)

Важно понимать также другое – в силу своего возраста и своих знаний подросток пока не может соотнести позиции хочу-могу-надо. Это значит, что при выборе профессии ребенок часто забывает о таких вещах, как собственные способности, медицинские противопоказания к этой профессии, особенности той или иной профессии. Например, очень часто многие подростки говорят, что хотя быть менеджерами, но при этом, когда их просишь рассказать, как они видят работу менеджера, выясняется, что как таковых познаний об этой деятельности нет.

Поэтому если ваш ребенок еще не определился с выбором профессии, а также не определился с выбором учебного заведения, то, возможно, стоить обратиться к специалистам по профориентации. Это может быть и школьный психолог, и сотрудники специализированных центров. В Южном округе бесплатные услуги оказывает центр Горизонт, Взаимодействие. В кабинете школьного психолога учащиеся могут пройти и компьютерное тестирование на определение подходящей сферы, и получить консультацию по профориентации, также совместно с психологом учащиеся могут осуществить выбор подходящего к выбранной профессии учебного заведения.

Важно помнить, что самое главное для подростков как бы они не стремились к самостоятельности – это ощущение участия и поддержки со стороны взрослого . Для детей важно, что по трудному пути взросления и самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который в трудную минуту поддержит и поможет.

Поэтому так важно любить и принимать своего ребенка. Не терпеть, а именно принимать, понимать, что подростковый возраст – явление проходящее, а вот отношения испортить во время протекания кризиса с ребенком можно раз и навсегда.

Спасибо за внимание!

16.03.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработанные родительские собрания педагога — психолога с родителями.

Тема: «О разумной родительской любви»

Вопросы обучения, воспитания и здоровья детей тесно взаимосвязаны. Педагоги, психологи, врачи пытаются найти ответы на вопросы, связанные с плохим воспитанием детей (подростков), ищут его причины. Всегда были проблемы с воспитанием подрастающего поколения. Судьбы детей зависят от взрослых, от их поведения, от их умения научить чему-либо. Основа воспитания детей — семья, так было всегда. Не все семьи готовы к воспитанию своих детей. Молодые мамы хорошо знают, как кормить, одевать, прогуливать, но как воспитать? Таких консультаций они не получают и воспитывают, как умеют. Семьи бывают разные: хорошие и плохие, полные и неполные, распадающиеся и уже распавшиеся. В таких семьях есть дети. Плохо живется детям в семьях полных, но неблагополучных. (В семьях ссоры, скандалы из-за неправильного поведения одного из супругов. Дети все это воспринимают болезненно). Есть семьи, где не любят ребенка. Ребенок это видит и понимает. Такие дети ведут себя по-разному. Одни угождают родителям, другие пытаются вызвать к себе жалость, замыкаются, хотят обратить на себя внимание, ожесточаются, делают зло. Есть семьи, которые отличаются гиперопекой. Дети в такой семье воспитываются в оранжерейных условиях, с ребенка сдувают пушинки, не позволяют ничего делать, принимать самостоятельные решения. Из таких семей вырастают ленивые, капризные, привередливые мужчины и женщины. Они, став взрослыми, не в состоянии взять на себя домашние заботы, тем более заботы о своих детях.

Воспитание в семье разное:

A) дурное воспитание приводит к хулиганству, правонарушениям,

преступлениям;

Б) сухое и суровое воспитание — приводит к жестокости, когда подростки идут на убийство;

B) противоречивое воспитание (родители — одно, бабушки — другое, школа — третье) приводит к неврозу.

В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди: выносливые, трудолюбивые, легкоранимые, безразличные, безответственные, с неуравновешенн

infourok.ru

Конспект родительского собрания на тему «Психологическая поддержка ребёнка»

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЁНКА»

(Вид– тематическое родительское собрание, обосновывается обсуждением актуальной темы, в которой заинтересовано большинство родителей класса.)

Цель: повысить педагогическую культуру родителей, пополнить их знания по вопросам воспитания в семье с учётом психологических особенностей детей.

Задачи.

  1. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

  2. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.

Форма приглашения – распечатанное приглашение, вложенное в дневники учащихся.

Оборудование: классная доска.

Раздаточный материал: чистые листы бумаги, рекомендательные листовки.

Подготовка к родительскому собранию: на предыдущем родительском собрании выбирается тема (в данном случае «Психологическая поддержка ребёнка») совместно с родителями.

2) Предварительная договорённость с психологом, обсуждение тезисов и направлений выступлений.

3) За неделю до проведения родительского собрания, учитель должен изготовить и вложить в дневники учащихся приглашение родителей на родительское собрание.

4) Перед приходом родителей, учитель совместно с учащимися готовят класс: проветривают, прибирают (дежурные), подготовка учителем записей на доске, разложить на парты раздаточный материал, подготовка рекомендательных листовок для родителей.

5) Подготовка места для протоколирования родительского собрания. Протокол заполняется секретарём родительского комитета.

6) Договорённость с техническим персоналом для выделения места в гардеробе для верхней одежды родителей.

7) Встречает родителей учитель, проводит в класс и просит присесть на место своего ребёнка (при необходимости оповестить родителей, где сидит его ребёнок).

Ход собрания

I. Вводное слово. Приветствие.

Прежде, чем мы приступим к обсуждению заявленной теме, я хотела бы рассказать вам о результатах недавно проведённых мероприятий (рассказ учителя, поощрение, слова благодарности.)

 — Уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание посвящено психологической поддержке ребенка, положительным и отрицательным эмоциям. Для начала хотелось бы вам предложить послушать, как отвечали ваши дети на вопрос: «Какой я?» (Оглашаются результаты опроса учащихся)

— Как вы думаете, какими были мотивы выбора детьми прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества.

— Мнения родителей. 

(Происходит обмен мнениями)

II. Введение в тему.

 — Сегодняшний наш разговор посвящён теме человеческих эмоций. Психологическую справку вам готов представить школьный психолог.

(Предоставляется слово школьному психологу)

 — «Отрицательные» эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция — это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях страдает здоровье человека. Поэтому мне хотелось бы обратить ваше внимание на эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции страха и добра».

— Хочу рассказать вам несколько историй, для сравнения, о положительных и отрицательных эмоциях, используемые в воспитании родителей (информация может быть из психологических учебников, из Интернет — ресурсов).

Учитель раскрывает доску, демонстрирует запись. 

(Запись на доске)

 Гнев, злоба, агрессия – эмоции разрушения. Боль, страх, обида – эмоции страдания.

III. Родительский тренинг.

(слово учителя) 

— Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

— Высказывания родителей.

— Как вы думаете от чего зависели эмоции ребят? (Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей в любви, признании и т. п.) Как вы думаете, как формировать положительные эмоции у детей? С чего начинать?

— Предположения родителей.

(сообщение учителем о социально – эмоциональном климате в классе)

 Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения:

— во-первых, запрещенные в общении с ребенком в семье;

— во-вторых, рекомендуемые и желательные в общении с ребенком в семье.

 А теперь вам предлагается сравнить выражения, записанные вами, с теми, которые представлены на доске (Демонстрация выражений).

 При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что…

Сколько раз надо повторять…

О чем ты только думаешь…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты становишься…

Ты такой же, как…

Отстань, некогда мне…

Почему Лена (Вася, Настя и т. д.) такая, а ты нет…

 При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:

 Ты у меня самый умный, (красивый и т. д.).

Как хорошо, что у меня есть ты.

Ты у меня молодец.

Я тебя очень люблю.

Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

 IV. Рекомендации родителям.

Сейчас, вам предлагаются рекомендательные листовки, которые, я надеюсь, будут вам служить подсказкой в воспитании детей (учитель раздаёт листовки).

 Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

 — Безусловно, принимайте индивидуальность своего ребенка.

 — Активно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.

  — Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

 — Не вмешивайтесь в его занятия, которые он может выполнить сам.

 — Помогайте, когда просит.

 — Поддерживайте и отмечайте успехи.

 — Избегайте подчёркивания промахов ребёнка.

 — Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами.

 — Разрешайте конфликты мирно.

 — Избегайте дисциплинарных поощрений и наказаний.

 — Демонстрируйте оптимизм.

 V. Подведение итогов собрания.

 — Наше родительское собрание подошло к концу. Хотелось бы узнать, какой вывод мы с вами можем сделать?

— Предположения родителей.

— Благодарю за ваше присутствие на сегодняшнем родительском собрании. Желаю всем успехов в воспитании ребенка (сообщение родителям о планируемом проведении следующего родительского собрания, его повестке). Если у вас возникли какие – либо вопросы, я готова вас выслушать.

 (Возможные вопросы родителей).

infourok.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Родительское собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ»

Родительское собрание-просвещение
«Работа педагога-психолога в ДОУ»

    Здравствуйте, Уважаемые родители! Меня зовут Анастасия Валерьевна,  я работаю психологом в нашей детском саду.   Я являюсь членом профессиональных сообществ: 1. Методическое объединение педагогов-психологов. 2.  Методическое объединение групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Также  являюсь руководителем студии «Мультляндия», где мы с детьми создаём настоящие мультфильмы. Занимаюсь с детьми групп компенсирующей направленности. Занятия провожу индивидуальные и групповые.  Сегодня Вашему вниманию представляю выступление на тему: «Работа педагога-психолога в ДОУ».

    Хочу спросить у вас: какое определение можете дать Вы, Кто такой  психолог? (ответы родителей).

ПСИХОЛОГ — специалист в области психологии, как правило с высшим образованием, знающим психику человека.

   Чтобы наша встреча был продуктивной и комфортной для всех, я предлагаю познакомиться.

 Игра знакомство.

    Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих.

Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

Спасибо!

А теперь продолжим….

Основные функции педагога-психолога в детском саду —

создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности,

— игре,

— общение со сверстниками, взрослыми;

— получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.

Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

 Основными обязанностями психолога является:

1. психологическое просвещение.

2. психологическая профилактика (своевременное предупреждение возможных нарушений психического здоровья детей)

3. психокоррекция (деятельность направленная на исправление особенностей психологического развития)

4. психодиагностика (подбор методического материала для индивидуально- психологических особенностей каждого ребенка)

5. психолого-педагогический консилиум (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка).

Основной целью психолога является:

Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Перед детским психологом стоят несколько задач:

1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;         

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

 4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психологическую помощь педагог- психолог оказывает: родителям, педагогам, и главное – детям. А сейчас я хочу рассказать подробнее о направлениях работы.

  • Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей, а именно: 

— повышение уровня психологических знаний; 

— включение имеющихся знаний в структуру деятельности

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и тренингов.

  • Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно -образовательного процесса. 

Проводится: 

Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

  • Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

Для этого предусмотрено: 

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

  • Коррекционная и развивающая работа. 

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

       В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

       Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.Педагог-психолог осуществляет:

  • Психологическую диагностику познавательных процессов детей
  • Психологическую диагностику личностных качеств.
  • Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Старший возраст (5-6 лет):

•  внимание, память, мышление, воображение

• общая моторика;

• самооценка, статус в группе;

• мотивация;

• произвольность;

• коммуникативные навыки;

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• мотивация;

• произвольность;

• самооценка;

• память, воображение, мышление;

•коммуникативные навыки.

      Групповые и индивидуальные  занятия я провожу по программе психологических занятий «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой. Эта программа  разработана для работы с детьми разных возрастов, каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной для детей. В этом году приобретены рабочие тетради также по этой программе. Мой кабине находится в мультимедийном центре, поэтому зачастую для занятий я использую интерактивную доску, создаю игровые задания для развития психических процессов. Современных детей привлекает компьютерные технологии,  поэтому эти занятия им  очень нравятся.

Сейчас я предлагаю Вам пройти тест : « Знаете ли Вы своего ребёнка?».

“Знаете ли Вы своего ребенка?

(Из книги одного из ведущих специалистов США в области детской психологии Алана Фромма “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13)

Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

  1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
  2. Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?
  3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?
  4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?
  6. Часто ли он выходит из себя?
  7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?
  8. Удается пи ему ночью спать спокойно?
  9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?
  10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?
  11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?
  12. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

    Если Вы ответили положительно на все вопросы — можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” — это все-таки хорошая адаптация.

Если у Вас оказалось много ответов “нет” (больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие-то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.

Что это за проблемы — попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

Родители анализируют результаты теста.

Уважаемые родители!

Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.

Спасибо за внимание!

    Перед уходом оставьте пожалуйста оценку нашей встрече. В корзиночку положите соответствующий смайлик. Желтый смайлик — встреча была полезной, Зеленый — бесполезной.

Спасибо! До новых встреч!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *