cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Развивающие уголки в средней группе – — . , — .

Предметно-развивающая среда в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Организация развивающей среды в нашей  средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство  психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

В раздевалке нашей группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе выкрашены в жёлто-зелёный цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей. Весь интерьер спальни выдержан в лавандово-розовой гамме, что способствует приятному          отдыху и спокойному сну детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (зелёные прямоугольники, красные квадраты). В нашей группе есть ребёнок, нуждающийся в диетпитании. Стол этого ребёнка также промаркирован (красный треугольник). Столы снабжены выдвижными ящиками, где для каждого ребёнка есть учебно-методический комплект, пластилин, цветные карандаши, пеналы для математики. УМК промаркированы таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно подготовить их для занятий (цветные квадраты).

В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Работы детей мы размещаем  в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.

Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал

размещён в игровой зоне, в выкатных ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. В мастерской помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится  в специальных ёмкостях.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для нашего района).

Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

1. Микроскоп

2. Лупа, большая и маленькая

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Нитки, проволока

10. Металлическая ёмкость

11. Насос

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Для этого у нас есть собственноручно сделанные «Сундучок ощущений», «Дидактическая подушка».

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны под кабинет, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, диапроектор с диафильмами.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе  создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка.

Игровая зона находится с левой стороны группы.

Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы).

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.

Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей нашей возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития»

В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных рамочках на магнитах.

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе разработан календарь настроения. Это солнышко с лучиками и съёмными бантиками различных цветов. Каждое утро дети выбирают бантики того цвета, который соответствует их настроению в данный момент.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей, а также уголок уединения и релаксации.

Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло, низкий столик, минифонтан. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Здесь же находится кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, паучок со съёмными лапками для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.

Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде мини-музеев. Такой мини-музей «Чудо-дерево» размещён в раздевалке и представляет собой деревце, на ветвях которого фото о жизни детей в детском саду.

Ещё один мини-музей «Город Мастеров»представлен экспонатами из бросовых материалов. В создании мини-музеев активное участие принимают родители и дети нашей группы.

Создавая нашу развивающую среду мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

19.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС

Слайд 1
Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС. Выполнила: Левшакова О.В воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» «Журавушка» Специалист 1-ой квалификационной категории

Слайд 2
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

Слайд 3
Что такое предметно — развивающая среда? (Терминология) 
Среда развития ребёнка в структуре ФГОС– это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. 

Слайд 4
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:     
 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.                                                                                                  2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Слайд 5
Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС 

Слайд 6
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:                      1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;                                          2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 

Слайд 7
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 
1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая. 

Слайд 8

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС 
Социально-коммуникативное развитие: 
Познавательное развитие: 
Речевое развитие 
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие: 
Центр ПДД

Центр пожарной безопасности

 Центр труда, уголок дежурств

 Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) 
Центр «Уголок Природы»

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

 Центр экспериментирования 
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Центр «Здравствуй, книжка!»

Логопедический уголок 
Центр ИЗО или уголок творчества

Центр музыкально-театрализованной деятельности 
Центр физического развития- Спортивный уголок «Будь здоров!» 

Слайд 9
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. 

Слайд 10
Направление: Художественно — эстетическое развитие. В Центре «Творческая мастерская»  находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. 

Слайд 11
Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги»  играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. 

Слайд 12
Направление: Познавательное развитие. Центр опытно-экспериментальной деятельности.   В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют  свойства различных  природных материалов. 

Слайд 13, 14
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены  макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д). 

Слайд 15
На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года  мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием, эко-дизайном. Зимний огород я устроила с большой выдумкой: оформила его в виде деревенского двора, декорировала подходящими постройками и декоративными аксессуарами. 

Слайд 16
«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. 

Слайд 17
Центр «Дидактических игр» (игротека)Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. 

Слайд 18
Направление: Социально-личностное развитие. Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: 
«Семья» 
«Больница»

Слайд 19
«Парикмахерская» 

«Театр»

Слайд 20
«Магазин» 
«Гараж» 

Слайд 21
«Центр ПДД» и «Центр пожарной безопасности»

Просмотр содержимого документа
«предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС»

Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС. 

Выполнила: Левшакова О.В

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18»

«Журавушка»

Специалист 1-ой

Квалификационной категории

Предметно-развивающая среда в ДОУ.

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

Что такое предметно — развивающая среда? (Терминология) .

  • Среда развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. 

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:

  • 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.                                                  
  • 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.     

Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС.

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС 

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

  • 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
  • 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 

Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  • 1) социально-коммуникативная
  • 2) познавательная
  • 3) речевая
  • 4) художественно-эстетическая
  • 5) физическая

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие: 

Познавательное развитие: 

Центр ПДД

Речевое развитие: 

Центр пожарной безопасности

Центр «Уголок Природы»

Центр сенсорного развития

Центр труда, уголок дежурств

Центр речевого развития или уголок речи и грамотности

Художественно-эстетическое развитие : 

Центр конструктивной деятельности

Физическое развитие: 

Центр «Здравствуй, книжка!»

Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) 

Центр ИЗО или уголок творчества

Центр математического развития

Логопедический уголок 

Центр физического развития

Центр музыкально-театрализованной деятельности  

Спортивный уголок «Будь здоров!» 

Центр экспериментирования 

  • При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. 

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

  • В Центре «Творческая мастерская»   находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ . 

Направление: Речевое развитие.

  • Центр «Мир книги»   играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. 

Направление: Познавательное развитие. 

  • Центр опытно-экспериментальной деятельности .   В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют  свойства различных  природных материалов. 
  • Центр «Природы»  включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены  макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д). 
  • На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года  мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием и эко-дизайном.
  • «Строительный» (конструктивный) центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. 
  • Центр «Дидактических игр» (игротека)

Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми . 

Направление: Социально-личностное развитие.

  • Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: 

«Семья»  «Больница» 

«Парикмахерская»  «Театр»

  • «Магазин»  «Гараж» 

«центр ПДД »

«Центр пожарной

безопасности»

Направление: физическое развитие.

Спортивный уголок

«Будь здоров!

  •   Дошкольный возраст — это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной  личности. 

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Предметно-развивающая среда в средней группе

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Со средней группы предметно-развивающая среда организуется воспитателем вместе с детьми.

Создавая развивающую среду в группе мы постарались гибко и вариативно использовать пространство, отказались от жёсткой закреплённостью зон и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Центр творчества.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо-деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, а также разнообразный материал для нетрадиционного рисования.

Детские рисунки и поделки выставляются на стенд «Наше творчество».

Уголок природы расположен непосредственно у окна.
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.  Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования в данном уголке, не стеклянное, безопасное для детей.

Центр сюжетно-ролевых игр в средней группы имеет ряд особенностей, как и сам период развития детей 5-го года жизни, когда игра уже перестраивается и от режиссерской и образной ее развитие движется к сюжетно-ролевой. В группе мы используем сюжетные пластиковые мобильные модули, они подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Модули функциональны, легко трансформируются, что позволяет варьировать пространство зоны. (принцип «Возьми и измени»). Со второй половины года аттрибуты для игр не выставляются, а хранятся в специальных контейнерах. На каждом контейнере наклеена картинка-маркировка. Дети самостоятельно подбирают аттрибуты. )

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

Патриотический уголок (со второго полугодия) способствует формированию патриотических чувств. В среднем возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

Особое внимание мы уделили изготовлению аттрибутов по театрализованной деятельности. В уголке «Играем в театр» располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Рядом расположен яркий, веселый уголок «Наряжайка», где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.

Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

detsad-kalinka.ru

Консультация (средняя группа) на тему: Предметно-развивающая среда в средней группе

«Предметно-развивающая среда в средней группе»

        В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно- пространственной среды.

        Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.                   

     Модель развивающей среды нашей средней группы  создавалась в соответствии с принципами построения развивающей среды  в дошкольных учреждениях, которые были отражены  в концепции В.А. Петровского:

— Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении -ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза». Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска на уровне глаз детей и др).

—  Принцип активности предусматривает создание  условий для самостоятельной свободной деятельности.

—  Принцип стабильности, динамичности предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

— Принцип комплексирования и гибкого зонирования заключается  в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям заниматься в соответствии с их  интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности: рисованием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации  и не мешать друг другу.

—  Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого предусматривает личное пространство каждому ребенку, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты.  

2

—   Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (музыкальные паузы, перед сном спокойную классическую музыку – «минутку тишины» или слушание короткой сказки и т.д.)

— Принцип открытости, закрытости предусматривает создание семейных альбомов, фотоуголков детей группы, декоративно-прикладного искусства. Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, о кукол в национальных костюмах,  гербы,  о родном городе или поселке и т.д.)

—  Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек.

     Наша работа начинается с утреннего приема детей в группу. Прием детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации, советы родителям, наши именинники, а также имеется уголок времени года.

      Групповое помещение позволяет нам выделить учебную, игровую и бытовую зоны.      

      Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы падает с левой стороны. Столы для занятий размещаются в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

       Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому  учебные столы и стулья у нас с регулируемыми ножками. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей ( 1 – дети низкого роста, 2 – дети высокого роста).

       В учебной зоне размещаются: уголок изодеятельности, уголок природы, книжный уголок, уголок музыкального развития, уголок дорожного движения, уголок ручного труда.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья  позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

        Целью уголка изодеятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирвоание

3

эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь используются такие материалы как доски для лепки, пластилин, стеки,  шаблоны, трафареты, бумага разного цвета, ножницы, карандаши, восковые мелки, фломастеры,  и т.д.   В уголке изодеятельности дети обычно проводят много времени, рисуют, делают поделки из пластилина, вырезают из бумаги.

      Работы детей мы размещаем в группе на доске, а также в раздевалке. Поделки из пластилина размещаются на специальной дощечке, которая разделена квадратиками. У каждого ребенка на квадратике свой рисунок.

       Уголок природы расположен непосредственно у окна. Его целью является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитании любви и бережного отношения к природе, приобщению детей к уходу за растениями и животными. Здесь  дети наблюдают за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учатся правильно за ними ухаживать, при этом пользуются таким материалом как детские лейки, палочки для рыхления, тряпочки, губки для протирания пыли и листьев, тазики, фартуки, корм. В уголке природы помещаем краеведческие материалы: фотографии, картинки о природе родного края, а также гербарий растений, типичных для данной местности.   Есть календарь погоды, где дети сами определяют и отмечают какая сегодня погода, какие осадки, какой ветер.  

       Рядом с уголком природы имеется уголок ручного труда, где помещен природный материал для изготовления поделок, игрушек-самоделок (шишки, камешки, ракушки, желуди, каштаны, палочки, береста,  и т.д.).  

       Книжный уголок представляет собой столик с полочкой для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. У детей формируется представление о книге как об особом предмете. Они рассматривают картинки, находят своих любимых героев, красочные иллюстрации насыщают зрительное восприятие детей, делая книгу источником положительных эмоций.  Уголок размещен  рядом с уголком изодеятельности, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же

рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой.

4

        В учебной зоне у нас имеются материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, дидактические игры.

       Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.

       Имеется игровая зона. Она позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений,  замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковер – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья».  В игровой зоне, в шкафах, размещен крупный напольный строительный материал, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек из разного строительного материала можно использовать наборы разных  игрушек (куклы, машины разной величины и др.). Настольный строительный материал хранится в коробках в закрытом виде с символикой фигур, которые в них хранятся. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть швейные машины, утюги, куклы, пупсы, для мальчиков – наборы инструментов, машины

      Рядом с игровой зоной имеется физкультурный уголок. Он оснащен мячами кеглями, скакалками, резиновыми мячами, на которых дети прыгают, дорожками – ребристыми и пуговичными.

      В игровой зоне располагается уголок ряжения и кукольный театр,  целью которых является  стимулирование творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений детей. В уголке ряжения есть сундучок для нарядов, сарафаны, юбки, кокошники, бусы, шляпы, косынки, фуражки, рубахи, кушаки. Ряжение  вносит много радости. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, одновременно с этим учатся навыкам самообслуживания: самостоятельно раздеваются и одеваются, застегивают и

расстегивают, завязывают и развязывают, учатся аккуратно и правильно вешать и складывать.

5

     В кукольном театре развиваются артистические способности детей, коммуникативность, общительность, развивается моторика рук и пальцев, двигательная активность детей, они знакомятся с множеством детских сказок. Здесь мы применяем фланелеграф – доска-стенд покрытая гладкой тканью фланелькой и плоскостные фигурки животных, людей из разных сказок, настольно- плоскостной театр, театр игрушек, где используем обычные детские игрушки, имеющиеся в группе или дома,  театр петрушек – персонажи детских спектаклей. Сценой театра является ширма, на нее ставится декорация, где происходит действие кукол. За ширмой находятся дети-кукловоды, в играх драматизациях используем самодельные костюмы, маски, изготовленные воспитателями и самими родителями.

      В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формировать умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.  Чтобы дети могли сами определять дежурных, имеются фотографии детей.

      Весь игровой материал находится в стеллажах и шкафчиках, для того чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место.

      Таким образом, создавая развивающую среду, мы постарались сделать ее информационно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Список литературы

1. Нищева Н.В «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева – Спб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

2. Рыжова Н.А. «Развавающая среда дошкольных учреждений» (из опыта работы). Москва, ЛИНКА 0ПРЕСС, 2003г.

3. Киреева Л.Г. «Организация предметно-развивающей среды» (из опыта работы)/ авт –сост. Л.Г. Киреева-Волгоград, 2009г.

 

nsportal.ru

Тематические уголки в детском саду в средней группе: правила и идеи оформления

Для правильного развития пятилетних малышей педагоги устраивают уголки в детском саду в средней группе. Тематика их может быть разнообразной, но общепринятыми являются уголки здоровья, дежурства, природы. Кроме этого, полезную нагрузку несут информационные стенды для родителей.

Уголок здоровья

В спортивно-оздоровительном воспитании большую роль играет уголок здоровья, в котором и дети, и родители могут почерпнуть полезную информацию о том, как сохранить физическое здоровье на долгие годы, причем донести это можно в яркой, красочной и доступной форме. Для этого достаточно учесть некоторые нюансы.

Как правильно оформить уголок здоровья

Уголок здоровья в детских садах должен находиться в таком месте, чтобы быть всегда на виду, и отличным выбором станет раздевалка. Именно здесь родители имеют возможность ознакомиться с полезной информацией, пока ожидают своего ребенка.

Для заголовка следует выбирать яркие цвета, которые привлекут внимание, и достаточно крупный шрифт, чтобы облегчить восприятие. И, конечно же, самое главное – это смысловая нагрузка, суть информации, которую требуется донести до читательской аудитории. Подготовленный материал должен быть свежим, интересным, важным, поэтому необходимо его периодически обновлять.

Составляющие уголка здоровья в детских садах

Уголки в детском саду в средней группе обязательно должны содержать простые рекомендации для родителей, направленные на укрепление здоровья малышей. Это могут быть элементарные меры профилактики, о которых мы иногда забываем, или что-то новое, о чем будет интересно узнать.

Обязательным компонентом уголка здоровья должна быть информация и для самих воспитанников, а поскольку в столь юном возрасте их можно заинтересовать красивыми картинками, то детская рубрика обязательно должна содержать яркие иллюстрации. Герои мультфильмов и сказочные персонажи должны пропагандировать правильный образ жизни и изображаться, к примеру, во время зарядки, утреннего умывания и т.д. Детские странички уголка здоровья должны находиться в зоне видимости малышей. Будет интересным разнообразить стенд рисунками или поделками воспитанников на тему здоровья.

Также физкультурный уголок в детском саду должен освещать информацию о проведенных или запланированных спортивных мероприятиях, эстафетах, соревнованиях, викторинах, поддерживающих тему охраны здоровья. Это могут быть фотографии детей и показательные спортивные результаты.

Основные темы для оформления уголка здоровья

Темы уголка здоровья должны помогать родителям в воспитании у детей элементарных правил здорового образа жизни. Приведем наиболее популярные:

  1. Какую выбирать одежду для прогулки?
  2. Что нужно знать родителям о прививках?
  3. Важность соблюдения правильного режима дня.
  4. Рацион питания ребенка средней группы.
  5. Профилактика простуды и вирусных заболеваний.
  6. Ежедневная физкультура.
  7. Профилактика кариеса.
  8. Безопасное поведение на воде.
  9. Защита от клещей и др.

Уголки в детских садах (фото некоторых мы представляет далее) наверняка помогут малышам быстрее освоить правила личной гигиены, а молодым родителям – узнать много нового о своих детях.

Уголок природы

Дети очень любят природу с ее удивительным многообразием растений и животных, а непосредственное общение с теми или иными видами — это самые яркие эмоции и наглядность, которые не сравнить с изучением картинок и описаний в книжках. Именно поэтому уголки природы в детских садах имеют такое большое значение в качестве обучающего пособия и украшения группы. Они доставляют несравненное удовольствие малышам, которые могут самостоятельно ухаживать за растениями и забавными питомцами, развивая чувство ответственности и любовь к природе.

Выбор обитателей живого уголка

Для эффективности образовательного воздействия на детей следует учитывать некоторые нюансы при выборе растений и животных, чтобы правильно оформить уголок в детском саду. Так, растения предпочтительны:

  • с выразительным, ярким внешним видом, чтобы удержать неустойчивое внимание малышей-дошколят;
  • неприхотливые, безопасные для здоровья;
  • разных видов, чтобы подвести детей к пониманию разнообразия и индивидуальности.

Важно размещать растения таким образом, чтобы уголки природы в детских садах выглядели эффектно и создавали дополнительный уют в помещении группы. Кроме этого, нужно учитывать их требования к освещенности, влажности и пр. Например, фиалка и бегония не любят прямых солнечных лучей, а кактус и герань предпочитают много света. И не забывайте, что дети должны иметь свободный доступ к «подопечным» растениям, чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

Живой уголок группы в детском саду можно пополнить такими растениями, как колючий алоэ и довольно мясистая агава, плетущийся красивым ветвями аспарагус, красочная бегония и др. Дети средней группы вместе со своим воспитателем могут ухаживать сразу за 6-8 видами комнатных цветов.

Что касается животных, то уголки в детском саду в средней группе могут стать домом для черепашек, ящерицы или стайки аквариумных рыб. Можно завести небольшого пушистого грызуна — потешную морскую свинку, хомячка или мышку, которые неприхотливы в уходе и вызывают умиление. К тому же у этих зверьков легко вырабатываются рефлексы на различные сигналы, что, несомненно, забавляет малышей.

Навыки ухода за живым уголком в средней группе

Воспитатели помогают детям овладеть такими простыми навыками, как правильный полив, выращивание растений в чистоте. Наблюдая за комнатными цветами с разной формой и размерами листьев, «пятилетки» развивают способность замечать многообразие цвета, формы, особенности поверхности растений и т.д. Дети средней группы находят сходства и различия отдельных видов, группируют их по общим признакам, начинают запоминать необходимые условия для их жизни.

Ребенок этой возрастной группы запоминает также особенности внешнего вида питомцев, начинает отличать зависимость движений от строения лап и наличия хвоста. Приобретаются навыки опрыскивания комнатных растений с мелкими листьями из пульверизатора и обтирания крупной листвы тряпочкой, а шершавых поверхностей – щеткой. Воспитатель обучает выбирать способ ухода в зависимости от хрупкости и количества листьев и т.д.

Разные виды рыб отличаются не только по внешним признакам, но и своими повадками, на которых воспитатель акцентирует внимание детей. Некоторые группы заводят поющую канарейку или парочку веселых пестрых попугайчиков.

Уголок дежурства в детском саду

Тематические уголки в детском саду в средней группе с раннего возраста приобщают воспитанников к самодисциплине и труду. В частности, уголок дежурства детей, составленный педагогом и красочно оформленный, играет важную роль в этом организационном процессе. Не обязательно для этого приобретать готовый стенд из поливинилхлорида, его можно сделать самостоятельно из плотного картона и установить в помещении группы.

Для хорошего восприятия детьми уголок дежурства украшают яркими символичными картинками с доступной информацией. Такое наглядное пособие приучает воспитанников к дисциплине, порядку, аккуратности, способствует развитию самостоятельности, превращая обычную помощь по наведению чистоты в группе в увлекательный процесс.

Уголок дежурства должен быть оснащен специальными прозрачными «кармашками», в которые вставляются разноцветные карточки с именами детей, их фотографиями, картинками, которые демонстрируют определенное действие очередного дежурного. Дополнительно можно закрепить на стенде крючки для фартуков.

Уголок родителя

Не менее важны родительские уголки в детских садах, которые также должны быть оборудованы в каждой возрастной группе. Подобные стенды устанавливаются, как правило, в раздевалках, где у родителей есть время ознакомиться с новой информацией. Это могут быть общие новости по детсаду, распорядок дня, дата проведения утренника, родительского собрания или любого другого события из жизни группы и юных воспитанников.

Информационные стенды для родителей могут использоваться и с другой целью – если медицинским специалистам необходимо сообщить оперативную информацию о проведении прививок, медосмотров, о специфике ухода за малышами, развития в данном периоде, тонкостях в общении и т.д.

Уголок родителя в детском саду удобно снабдить «кармашками» для того, чтобы вкладывать в них информационные листы. Украшением такого стенда могут стать лучшие рисунки и аппликации детей, что прекрасно дополнит оформление интерьера садовской группы.

Уголок информации в детском саду

Уголок информации в детском саду – это своего рода доска объявлений, красочная и яркая, притягивающая взгляды, дающая четкие сведения о событиях детского сада и отдельной группы. Отличием от уголка родителей является только то, что предлагаемая тематическая информация касается не только их, но также других работников дошкольных общеобразовательных учреждений.

В качестве примера можно назвать стенды с объявлениями для воспитателей, информационные уголки с упорядоченными методическими указаниями, перечень медицинских рекомендаций и профилактических мер, всевозможные аттестационные стенды и многие другие. Такого рода информацию принято размещать в холлах и коридорах дошкольных учреждений, которые являются максимально проходными местами.

Таким образом, тематическое оформление групп детского сада является неотъемлемой частью гармоничного воспитания детей, представляя собой яркое наглядное пособие для приобретения и закрепления определенных навыков и важный источник информации для родителей. Особенно важно по возможности, приобщать малышей к оформлению стендов, развивая в них элементы творчества.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *