Развитие форм рельефа россии – Развитие форм рельефа (8 класс) – Россия и мир
стихийные природные явления России и деятельность человека
Зачастую принято считать, что современный рельеф земной поверхности является ни чем иным как результатом движения тектонических структур в далеком прошлом.
Однако изменения форм рельефа активно происходят в наши дни. Рельефообразующие факторы, которые характерны для территории России в наши дни можно разделить на две группы: экзогенные (деятельность ветра и вод) и эндогенные (движения в литосфере).
Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы: внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры (их называют неотектоническими или новейшими), и внешние (экзогенные).
Развитие форм рельефа России
Развитие форм рельефа России берет свое начало с четвертичного периода, когда из-за изменения климата, многие территории нашей планеты покрылись ледниками. Так центрами оледенениями стали современные Уральские горы, полуостров Таймыр и Среднесибирское плоскогорье.
Со временем, ледники начали двигаться на юг, перемещая за собой песок, щебень и глину. Высокие температуры южных территорий способствовали быстрому таянию льда, что привело к оседанию на почву рыхлых пород и образованию мореного рельефа.
Такой вид рельефа преобладает в Московской и Смоленской области. Очередные климатические изменения на планете вызвали таяние северных ледников.
Ледниковые воды заполняли углубления в кристаллических породах, создавая, таким образом, озера северной части Русской равнины.
Деятельность человека и формирование рельефа
В ходе развития промышленности происходят непоправимые изменения рельефа России. К видам деятельности человека, влияющих на рельеф относятся: добыча полезных ископаемых, строительство автомобильных магистралей и железных дорог, перемещение грунта в сельскохозяйственных целях.
Очень часто вмешательство людей в рельефную структуру вызывают такие негативные последствия как появление природных стихийных явлений.
Влияние ветра на развитие рельефа
В регионах Российской Федерации, для которых характерно большое количество осадков, на формирование рельефа оказывает влияние ветер.
В частности, особое влияние ветра на формирование рельефа характерно для таких территорий как Прикаспийская низменность и побережье Балтийского моря (Калининградская область).
Стихийные природные явления
Стихийные природные явления – это явления, которые происходят в шарах литосферы. К числу стихийных природных явлений относят оползни, землетрясения, лавины, извержения вулканов.
Наиболее характерным для России является землетрясение. Так в 1995 году от сильного землетрясения пострадал Сахалинский полуостров. Сильнейшие внутренние толчки привели к уничтожению нескольких населенных пунктов.
Для горных районов, в частности региона Уральских и Алтайских гор, характерны оползни и обвалы. Из-за того, что эти горные системы принадлежат к старым горам, массы снега, которые сходят весной, несут за собой обломки камней, что является опасным для местных жителей.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: География минеральных ресурсов России: полезные ископаемые
Следующая тема:   От чего зависит климат нашей страны России: факторы влияния
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Объяснение учителя, заполнение таблицы IV. Закрепление
| Слайд 1. Рельеф нашей страны отличается исключительным разнообразием и его формирование связано с действием целого ряда факторов, которые мы сегодня с вами рассмотрим. Запишите тему урока. слайд 2. Задание 1: Вспомните 1. какие рельефообразующие процессы вам известны? Внутренние процессы, принято называть – эндогенными (внутреннего происхождения), а внешние — экзогенными (внешнего происхождения). 2. какие формы рельефа они создают? 3. Какие процессы сопровождают внутренние процессы? (движения литосферных плит, землетрясения, вулканизм) 4. Где находятся сейсмоопасные зоны РФ? Слайд 3. Задание 2: по мере изучения процессов, влияющих на формирование рельефа, заполните таблицу. Таблица 1. Основные факторы рельефообразования.
Современные неотектонические движения нередко сопровождаются землетрясениями. Особенно характерны для Сахалина, Камчатки, Курил. Кавказа, Прибайкалья, т.е. для современной альпийской складчатости. 28 мая 1995 г. был почти полностью разрушен город Нефтегорск, при этом правительственная комиссия, оценивавшая последствия землетрясения приняла решение о невозможности восстановления города на этом месте. Погибло более 2 тыс. чел. На нашей равнинной и платформенной территории землетрясений быть не может, но до нас могут докатиться отголоски других землетрясений, как это было в 1977 году. После Карпатского землетрясения. Жители Дальнего Востока часто испытывают на себе последствия моретрясений – цунами. Появление, которых, чаще всего очень неожиданно. Так в 1952 г. 30 – метровая волна полностью разрушила поселок Северо – Курильск. Подобная волна прошла по дальневосточному побережью 4 октября 1994.г. Всего в России насчитывается 68 действующих вулканов, из них 40 на Камчатке и 28 на Курильских островах, а также более 300 потухших, т.е. на исторической памяти человечества. Самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка. Среди внешних процессов оказавших наибольшее влияние на формирование рельефа нашей страны необходимо поставить деятельность ледника. В начале четвертичного периода климат стал более холодным и влажным. Снега выпадало все больше, он не успевал таять, слеживался, превращаясь в лед. Накопление льда шло в течение сотен и тысяч лет, в конце концов, он под собственной тяжестью начал двигаться, сметая все на своем пути. Он стекал с гор Скандинавского полуострова, Полярного Урала, Таймыра, плато Путорана вглубь материка. Толщина льда достигала 3000 м. Как считают ученые всего было 4 эпохи оледенения, и последний ледник растаял около 10 тыс. лет назад. Двигаясь, ледник, сглаживал формы рельефа, «сдирал» рыхлые горные породы, выламывал камни, оставлял на них продольные полосы, закруглял и сглаживал выступы горных пород. Доходя до 50° с.ш. он таял, а все, что он с собой принес (пески, глины, валуны), он откладывал в виде конечно – моренных гряд. Поскольку ледник то наступал, то отступал, моренные гряды параллельны друг другу. Размеры некоторых обломков принесенных ледником, поражают воображение- до нескольких сотен метров в длину и нескольких десятков метров в ширину. А ведь ледник переносил их на 200-500 км. Такие валуны впоследствии покрылись почвами, растительностью и стали холмами. При таянии потоки талых вод устремлялись в низины, размывая все на своем пути, где сформировали водно-ледниковые равнины, например Мещерская низменность и озера ледникового происхождения. Поверхность суши постоянно подвергается воздействию атмосферных осадков, подземных вод, текучих вод и т.д. Если бы не происходило поднятие земной коры, то хватило бы сего 200 млн. лет, чтобы вода смыла все выступающие над морем участки и вся поверхность превратилась бы в единый океан. Эрозионный рельеф характерен для районов с большим уклоном и большим количеством осадков. Явление карста связано с растворением водой осадочных горных пород (известняка, гипса и др.). Эрозионный рельеф сильно осложняет сельское хозяйство, строительство, дорожные работы. По имени греческого бога Эола, повелителя ветров названы формы рельефа, обязанные ему своим образованием. Они характерны для засушливых районов и побережий российских морей. Антропогенные формы рельефа образуются при строительстве жилищ, добыче полезных ископаемых, создании террас для сельского хозяйства, каналов, прудов, водохранилищ. Задание 3: Используя записи в тетради нанести на контурную карту примеры различных по происхождению форм рельефа. Выставление оценок §8, записи в тетради | Внутренние и внешние Внутр. – крупные, Внешние — мелкие Заполняют таблицу по мере объяснения . |
kopilkaurokov.ru
Современное развитие рельефа. 8-й класс
Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: раскрыть учащимся представления о внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессах как о необходимом условии развития рельефа, научить самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, показать непрерывность развития рельефа, выявить особо опасные природные явления, причины возникновения.
Оборудование: физическая и тектоническая карты России; карта новейших тектонических движений; интерактивная доска; наглядно-иллюстрационный материал о селях, эрозионной деятельности рек и оврагов, оползнях и других экзогенных процессах; диафильм «Формирование рельефа».
ХОД УРОКА
1. Организационныймомент
2. Повторениеизученного материала.
– Найдите на физической карте основные равнины
и горы. Где они расположены?
– Выделите основные черты рельефа нашей страны.
Дайте оценку строения поверхности с точки зрения
возможностей хозяйственного освоения
территории. Как вы думаете, чем отличается жизнь
людей в горах и на равнине?
– Приведите примеры влияния рельефа на
особенности природы нашей страны.
– Равнины России относят к величайшим в мире. С
какими равнинами земного шара их можно сравнить
по величине и строению?
4. Изучениеновогоматериала (Презентация)
(Слайд 1) Поверхность Земли постоянно, хотя и очень медленно, изменяется в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов. Рельеф, который мы видим на территории нашей страны сейчас, есть результат такого взаимодействия в течение последнего геологического отрезка времени. Особенно сильно отразились на современном рельефе важнейшие события четвертичного периода: новейшие тектонические движения, древние оледенения, наступания морей.(Слайд 2)
Среди внутренних (эндогенных) процессов наибольшее влияние на рельеф оказали в четвертичное время новейшие тектонические движения и вулканизм. Эндогенные процессы – рельефообразующие процессы, происходящие главным образом в недрах Земли и обусловленные ее внутренней энергией, силой тяжести и силами, возникающими при вращении Земли.
Как внутренние силы Земли влияют на рельеф?
Новейшие (неотектонические) движения. (Слайд 3) Высота современных горных хребтов, возвышенностей, низменностей и межгорных котловин в значительной мере обусловлена амплитудой (размахом) тектонических движений неоген-четвертичного времени. Эти движения носят название новейших тектонических (неотектонических). (Слайд 4) Почти вся территория нашей страны испытывала в это время поднятие. Но северная окраина азиатской части России опустилась и была затоплена водами морей Северного Ледовитого океана. Опускались и заполнялись рыхлыми отложениями и некоторые участки низких равнин (центральные районы Западно-Сибирской равнины, Прикаспийская низменность). Размах новейших движений на платформах измеряется десятками и сотнями метров. В более подвижных складчатых областях амплитуда новейших тектонических движений измеряется километрами.
Землетрясения. (Слайд 5)
Свидетельством продолжающихся в настоящее время
тектонических движений служат землетрясения.
Наиболее частые и сильные землетрясения
наблюдаются на Камчатке, Курильских островах, в
горах Прибайкалья. Подвержены значительным
землетрясениям Большой Кавказ, юго-восточная
часть Алтая, Тыва и низовье Лены.
Вулканизм. (Слайд 6) Действующие
вулканы в нашей стране есть лишь на Камчатке и
Курильских островах, где мощные процессы смятия
горных пород в складки и создания молодых горных
сооружений активно продолжаются и поныне. Здесь
насчитывается около 60 действующих и в 3 раза
больше – потухших вулканов. Почти всё время
какие-то из вулканов находятся в деятельном
состоянии. Временами раздаются мощные взрывы,
сопровождающие извержения вулкана, из кратера
вырываются и текут по склонам потоки раскаленной
лавы. При соприкосновении лавы со снегами и
ледниками образуются грязевые потоки. Тучи пепла
поднимаются вверх на несколько километров, а при
ветре образуют огромные шлейфы. Больших бед
вулканы Курил и Камчатки пока не причинили, но
это – неуправляемая сила, и трудно предсказать,
какие сюрпризы они готовят.
Извержения вулканов и землетрясения приносят людям неисчислимые бедствия, являются катастрофой для многих, живущих в подверженных им районах. Вулканы и землетрясения издавна вызывали у людей суеверный страх, порождали веру в сверхъестественные силы. Предотвратить эти явления человек не в состоянии. Но, зная об их приближении, можно избежать человеческих жертв и уменьшить наносимый ими ущерб. Поэтому большое значение имеет изучение вулканов и землетрясений и их предсказывание. В Петропавловске-Камчатском в этой целью создан Институт вулканологии.
Среди внешних (экзогенных) процессов
формирования рельефа наибольшее влияние на его
современный облик оказали древние оледенения,
деятельность текучих вод и в районах,
покрывавшихся морскими водами, – деятельность
моря.
Экзогенные процессы – процессы,
вызванные внешними силами Земли.
Древние оледенения. (Слайд 7)
Общее поднятие суши, изменения очертаний
материка Евразии и похолодание климата на земном
шаре привели к возникновению в четвертичное
время покровного оледенения.
Всего было 3-4 эпохи оледенения. Центрами
оледенения служили горы Скандинавии, Полярный
Урал, Путорана и горы Таймыра. Отсюда лед
распространялся на прилежащие территории.
В более южных районах, где происходило таяние льда, на равнинах отлагался принесенный материал – морена. Морена состоит из перемешанных песка, глины, мелких обломков твердых горных пород и крупных камней (валунов) и образует на поверхности моренные холмы. Там, где проходил край ледника, мощность морены оказалась особенно большой и возникли конечно-моренные гряды. Так как было несколько оледенений и границы их не совпадали, то возникло несколько конечно-моренных гряд.
При таянии ледников образовывались огромные массы воды, которые перемывали морену, переносили и отлагали песчаный материал, выравнивая поверхность. Так были созданы на пониженных участках по окраинам ледника водно-ледниковые равнины.
Созданные древним оледенением формы рельефа лучше всего выражены на Русской равнине, где мощность ледника была наибольшей.
Значительным было древнее оледенение горных районов. Следами его являются острые пикообразные вершины и долины с крутыми склонами и широким дном (троги), в том числе и там, где нет современного горного оледенения.
Деятельность моря. По берегам морей Северного Ледовитого океана на территории России встречаются неширокие полосы морских отложений. Ими сложены плоские приморские равнины, возникшие при наступлении морей в послеледниковое время. В юго-восточной части Русской равнины морскими отложениями сложена обширная Прикаспийская низменность. В Четвертичное время здесь неоднократно происходило наступание моря. В эти периоды Каспий через Кумо-Манычскую впадину соединился с Черным морем.
Деятельность текучих вод. (Слайд
8) Текучие воды постоянно изменяют поверхность
суши. Продолжается их рельефообразующая
деятельность и в настоящее время. Процессы
разрушения горных пород и почв текучими водами
(эрозионные процессы) особенно энергичны в
районах с большим количеством осадков и
значительными уклонами поверхности.
Эрозионный рельеф в особенности характерен для
гор и возвышенностей. Во всех горных районах
преобладает эрозионный рельеф. Густая сеть
горных ущелий и глубоких речных долин расчленяет
склоны хребтов.
На равнинах, в областях, не подвергавшихся
древнему оледенению, эрозионное расчленение
поверхности продолжалось в течение всего
четвертичного периода. Здесь образовалась
разветвленная система речных долин, балок и
глубоких оврагов, расчленяющих водораздельные
поверхности (Среднерусская, Приволжская
возвышенности).
Текучие воды не только расчленяют поверхность,
создавая эрозионный рельеф, но и отлагают
продукты разрушения в долинах рек и на пологих
склонах. Особенно много материала переносят
реки. Плоские равнины, созданные речной
аккумуляцией (накоплением наносов рек), тянутся
полосами вдоль русел рек. Особенно характерны
они для низких равнин и межгорных котловин.
Большие площади эти формы занимают на
Западно-Сибирской равнине.
Процессы, вызванные действием силы тяжести. (Слайд 9) В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль в преобразовании рельефа играет действие силы тяжести. Оно вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам и накопление их на пологих и вогнутых склонах и предгорьях. В горах при большой крутизне склонов часто происходит перемещение больших масс крупного обломочного материала: каменных глыб и щебня. Возникают обвалы и осыпи. Иногда эти процессы происходят и на равнинах, на крутых склонах речных долин и оврагов.
При неглубоком залегании водоупорных пород и
особенно при чередовании водоносных и
водоупорных слоев происходит соскальзывание
переувлажненных верхних пластов по водоупору.
Возникают оползни.
Оползнем называют смещение
(сползание) масс горной породы вниз по склону под
действием силы тяжести.
Оползневой рельеф характеризуется бугристой
поверхностью, переувлажненностью понижений
между буграми. Оползневые процессы усиливаются
при землетрясениях, подмывании оползневых
склонов водотоками, выпадении обильных осадков и
т. д.
Оползни могут разрушать дома и транспортные
магистрали, снести сады и посевы
сельскохозяйственных культур. Иногда оползни
влекли за собой человеческие жертвы. В
густонаселенных районах оползни приносят
государству большой ущерб.
Изменение рельефа особенно быстро происходит в
районах, сложенных рыхлыми породами. Твердые
горные породы более устойчивы, но и они
постепенно разрушаются. Большую роль в этом
играют процессы выветривания. Подготовленный
выветриванием материал затем перемещается под
действием силы тяжести, воды и ветра, а
освобожденная от него поверхность горных пород
вновь подвергается выветриванию.
При накоплении большого количества продуктов
выветривания в понижениях на склонах гор, а
иногда и возвышенностей и выпадении обильных
осадков возникают водокаменные и грязекаменные
потоки – сели, движущиеся с
большой скоростью и разрушающие всё на своем
пути.
Эоловые формы рельефа. Эоловые,
то есть созданные ветром и названные по имени
греческого бога Эола – повелителя ветров, формы
рельефа встречаются в засушливых, пустынных
районах Прикаспийской низменности, на участках,
лишенных растительности и сложенных рыхлыми
сыпучими песками. Чаще всего они представлены
котловинами выдувания, буграми и барханами –
холмами серповидной формы, движущимися со
скоростью до 5 м в год.
В южных районах нашей страны – на юге Русской
равнины и Западной Сибири, в предгорьях Кавказа,
Прибайкалья и Забайкалья – широко
распространены рыхлые, пористые горные породы,
называемые лёссом. Лёссы – очень ценные
почвообразующие породы, на них всегда
формируются наиболее плодородные почвы. Однако
лёссы легко размываются водой, поэтому в области
их распространения часто возникают овраги.
Как человек изменяет рельеф? (Слайд 10)
Человек в процессе своей хозяйственной деятельности также изменяет рельеф. Он создает такие формы рельефа, как котлованы при открытой разработке полезных ископаемых, достигающие глубины десятков, а иногда и первых сотен метров, железнодорожные насыпи, каналы и т.д.
Для уменьшения скорости современных рельефообразующих процессов, для их предупреждения необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах, подверженных их действию. В эрозионно опасных районах необходимо залужать приовражные склоны, закреплять вершины растущих оврагов, пахать поперек склона. В районах развития оползневых процессов рекомендуется устраивать водостоки, уменьшающие просачивание осадков, ограничивать нагрузки на грунт при строительных работах.
5. Закрепление изученного материала
– В результате чего изменяется поверхность
Земли?
– Назовите известные вам рельефообразующие
процессы.
– Какие известные вам явления природы, связанные
с образованием гор, вызывали суеверный страх у
наших предков?
– Подумайте, для горных или равнинных областей
наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие
породы наиболее подвержены эрозии?
– Какие стихийные природные явления связаны с
процессами формирования рельефа?
– Расскажите о распространении стихийных
природных явлений по территории страны,
объясните его.
– Какие современные рельефообразующие процессы
наиболее типичны для вашей местности?
6. Итог урока
Рельефообразование Земли.
Причины изменения: внутренние процессы | |
Неотектонические движения | Поднятия всей территории России, затем опускание северной окраины и затопление водами морей Северного Ледовитого океана, затопление понижений Западной Сибири и Прикаспия. |
Землетрясения | Камчатка, Курилы, горы Прибайкалья, Большой Кавказ, Юго-Восточный Алтай, Тыва. |
Вулканизм | Курилы, Камчатка; потухшие вулканы – Кавказ, Восточные Саяны, Забайкалье, Дальний Восток. |
Поверхность Земли изменилась в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов. К внутренним процессам относятся неотектонические движения, землетрясения и вулканизм.
Рельефообразование Земли
Причины изменения: внешние процессы | |
Древние оледенения | Покровное – 3-4 эпохи с центрами: Скандинавские горы, Полярный Урал, Путорана, горы Таймыра; образование морен, штрихов и борозд. На Русской равнине мощность ледника самая большая. |
Деятельность моря | По берегам морей неширокие полосы морских отложений (приморские равнины): побережье Северного Ледовитого океана и Прикаспийская низменность. |
Деятельность текучих вод | Эрозионные процессы в районах с большим количеством осадков, со значительным уклоном поверхности (ущелья, пещеры, речные долины, балки, овраги). |
Процессы под действием силы тяжести | Обвалы, осыпи, оползни, сели (горные районы) |
Деятельность человека | Практически вся доступная территории России: котлованы, насыпи, каналы, терриконы, плотины и т.д. |
Рельеф России необычайно разнообразен и имеет длительную историю. В его формировании участвуют самые разнообразные си
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок 9. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА | Поурочные планы по географии 8 класс
Урок 9. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА
19.08.2014 9948 0Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресурсы России».
Возможные варианты проверки:
1. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры Западной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно- Европейской равнины, Уральских гор. Задания — назвать тектоническую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторождения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.
2. Индивидуальный опрос:
1) Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектоническим строением территории.
2) Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к платформам и складчатым областям.
3) Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.
4) Расскажите о рациональном использовании минеральных ресурсов и охране недр.
5) Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока:
1) Что такое полезные ископаемые?
2) Что такое месторождение?
3) Что такое бассейн?
4) От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
5) Какими полезными ископаемыми богата Россия?
6) Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добываем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?
7) Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?
8) Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторождения России.
9) Где на территории Восточно-Европейской равнины добывается железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?
10) Какие меры необходимо применять для сбережения полезных ископаемых?
11) Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?
12) Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?
13) Какая существует классификация полезных ископаемых?
4. Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.
Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуализировать сведения, полученные школьниками в процессе изучения курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рельефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою последующую лекцию.
III. Получение новых знаний.
Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составление таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учителю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.
1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:
I. Внутренние, или эндогенные (от греч. endon — внутри и genes — рождающий, рожденный). Их источником является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, медленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.
II. Внешние, или экзогенные (от греч. ехо — снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.
Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндогенных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно выделить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы действуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период — другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.
2. Эндогенные формы рельефа создаются в результате движений земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась — нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами… Ну, разве что в отдельных местах и изредка — во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и перемещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не замечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: поднимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные передвижения приводят к тому, что где-то земная кора медленно поднимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложенной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на прибрежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы исследовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выяснилось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уровнем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина — в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые решили множество вопросов. Например, было установлено, что Северная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускается. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы обладают большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен — это параллельная система разрывов, которые ограничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1620 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное землетрясение может произвести значительные изменения земной поверхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.
3. Формы рельефа, созданные экзогенными процессами.
На повышенных участках земной поверхности происходит разрушение горных пород. Затем непосредственное действие силы тяжести, вода, ветер, льды переносят измельченные, разрушенные горные породы на пониженные участки поверхности, где откладывают их. Снос частиц породы с повышенных участков носит название денудация (от лат. denudation — обнажение). Отложение породы — это аккумуляция (от лат. accumulatio — собирание в кучу, накопление). Скорость денудации зависит от того, какие породы разрушаются и сносятся. Осадочные породы обычно разрушаются легче, магматические и метаморфические — более устойчивы. Денудация снижает высокие участки земной поверхности, аккумуляция повышает низкие, таким образом, общий перепад высот уменьшается.
Экзогенные процессы начинаются с подготовки горных пород к переносу, с их разрушения. Все процессы разрушения называются выветриванием. Оно происходит под действием солнечных лучей, воды, воздуха, организмов.
1) Склоновые процессы. Суть этих процессов состоит в том, что под действием силы тяжести — с помощью воды или без неё — породы, слагающие склон, сносятся с его верхней части к подножию, где и отлагаются. При этом склон постепенно становится положе. Чем круче склон, тем сильнее проявляются склоновые процессы. Склоновые процессы сопровождают любой вид экзогенных процессов и многие виды эндогенных и связаны с ними настолько тесно, что кажутся входящими в состав этих процессов. Падение или скатывание мелких обломков (песка, щебня) называется осыпанием. Если падают или скатываются крупные обломки, — это камнепад; когда по склону сходит большая масса породы, которая в процессе движения дробится, перемешивается, — это обвал. При больших обвалах могут быть перемещены огромные количества породы. Так, в 1911 году на Памире произошел в результате землетрясения знаменитый Усойский обвал, создавший в долине реки плотину, выше которой образовалось Сарезское озеро. Вес обвала составил 7 млрд т.
2) Формы рельефа, созданные текучими вода.ми. Текучая вода
— наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Размыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio
— разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, — эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. Овраг — это крутосклонная рытвина на возвышенности, образованная талыми и дождевыми водами, т. е. временным водотоком. Длина оврага может достигать нескольких километров, глубина — нескольких десятков метров, ширина — десятков, иногда сотен метров. Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Участки расчлененны оврагами настолько, что склоны соседних оврагов пересекаются, становятся непригодными для какого-либо использования. Они называются дурными землями, бедленд. Борьба с оврагами ведется путем закрепления их склонов лесными посадками. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны её более пологи, они заросли травой, иногда кустарником или лесом. Постоянные водотоки — ручьи и реки — текут в долинах, выработанных текучей водой совместно со склоновыми процессами. По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек широкие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Формы рельефа, созданные текучими водами, широко распространены на некоторых территориях, например Волгоградской области.
3) Формы рельефа, созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения гонных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. Частой формой карстового рельефа являются воронки — замкнутые впадины конической, чашеобразной формы диаметром несколько метров. Они встречаются на юге Волгоградской области в Заволжье.
4) Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по перемещению обломков горных пород производят ледники — естественные скопления льда в местах, где преобладают низкие температуры. Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести, так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. Обломки горных пород, переносимые ледником и в конечном счете откладываемые им, называются мореной. Горные ледники располагаются в привершинных чашеобразных нишах — карах. Когда ледник двигается вниз по горной долине, он расширяет и углубляет её, образуя корытообразную долину — трог. В более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. Покровное оледенение захватывает не только горные районы, но и обширные области на равнинах. В четвертичный период возникло несколько покровных оледенений. Их центры в России располагались на Кольском полуострове, Полярном Урале, плато Путорана, горах Бырранга. Когда климат стал теплее, ледники становились всё короче и постепенно исчезли совсем. В областях, где ледники откладывали материал, остались большие площади, занятые холмистым моренным рельефом. Такой тип рельефа преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. Последнее оледенение дошло и до Волгоградской области.
5) Формы рельефа в областях с сухим климатом. Рельеф областей с недостаточным увлажнением — пустынь и полупустынь — обычно прежде всего связывают с действием ветра. Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют эоловыми — по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее простые эоловые формы — котловины выдувания. Это понижения, образовавшиеся в тех местах, где с поверхности, не защищенной растительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление сыпучего песка, навеянное ветром, высотой от метра до 100-150 м. Бархан в плане имеет форму полумесяца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.
6) Формы рельефа берегов. Своеобразные формы рельефа создаются на берегах морей и крупных озер. Практически все они связаны с геологическим строением берега, с деятельностью морских или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего формируется клиф — вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи — скопления морских наносов.
7) Формы рельефа в областях распространения многолетней мерзлоты. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы претерпевают деформации. Наиболее распространенный тип деформации мерзлых грунтов — пучение, связанное с увеличением в объеме воды при замерзании. Возникающие при этом формы рельефа называются буграми пучения; их высота обычно не более 2 м. В ходе послойного замерзания образуются грунтовые и речные наледи. Известны гигантские наледи площадью до 20 км2. Толщина наледей — от нескольких до 500 м.
8) Формы рельефа, созданные живыми организмами. На суше такие формы обычно невелики. Это болотные кочки, сурчины, в тропических странах — термитники. Сурчины и сусликовины часто можно встретить в степях Заволжья. В умеренном поясе большие площади занимают болота с торфяными грядами; высота гряд невелика — обычно 0,5 м, иногда несколько больше, гряды могут быть вытянуты на сотни метров и на километры. Несравненно больше роль живых организмов на берегах морей. Активно проявляют себя в тропической зоне организмы-рифстроители, результатом деятельности которых являются коралловые рифы.
9) Формы рельефа, созданные человеком. Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. antropos — человек и genes — рождающий, рожденный). Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, имеющих коническую форму — терриконов. Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов. При открытой добыче полезных ископаемых создаются карьеры — обширные понижения, образованные путем выкапывания. Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений способствует возникновению или усилению оползней.
Рельефообразующий фактор | Создаваемые формы рельефа |
I. Эндогенные: 1. Горообразовательные движения. 2. Внедрение магмы в земную кору. 3. Излияние магмы на поверхность. 4. Складкообразование. 5. Разрывы и деформации | 1. Крупные формы рельефа |
II. Экзогенные: 1. Непосредственное действие силы тяжести | 1. Осыпь. 2. Обвал. 3. Оползень |
2. Деятельность текучих вод | 1. Овраги. 2. Балки. 3. Дурные земли. 4. Долины рек |
3. Деятельность ледников | 1. Кары. 2. Троги. 3. Холмисто-моренный рельеф |
4. Деятельность подземных вод | 1.Пещеры. 2. Воронки |
5. Деятельность морских и озерных волн | 1. Клиф (береговой обрыв). 2. Пляж |
6. Деятельность ветра | 1. Котловины выдувания. 2. Дюны, барханы. 3. Эоловые города |
7. Воздействие мерзлоты | 1. Бугры пучения. 2. Термокарстовые западины |
8. Деятельность живых организмов | 1. Болотные кочки. 2. Сурчины. 3. Торфяные гряды. 4. Термитники. 5. Коралловые рифы |
9. Деятельность человека | 1. Карьеры. 2. Отвалы. 3. Терриконы. 4. Насыпи. 5. Выемки. 6. Котлованы. 7. Террасированные склоны |
IV. Закрепление материала.
Чтобы повысить эффективность учебной деятельности учащихся на уроке, вопросы и задания для закрепления материала необходимо использовать по ходу лекции.
1. По рисунку 17 определите, в каких районах России поднятия земной коры в неогенчетвертичное время были наиболее интенсивными. К каким тектоническим структурам приурочены эти районы? По физической карте определите, какой рельеф сформировался в этих районах и каковы его высоты. Почему Уральские горы ниже Алтая?
2. В каких районах России происходят медленные опускания? Как это отразится на внешнем облике земной поверхности?
3. По карте «Районы распространения землетрясений» проследите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясения. С чем это связано? В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?
4. По карте «Древнее оледенение» определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника? Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие — в более южных районах, где происходило таяние льда?
5. Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие породы наиболее подвержены эрозии?
6. В каких районах России на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких — деятельность ветра?
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: § 8 до с. 52, выучить ключевые слова.
tak-to-ent.net
Конспект по географии на тему «Развитие форм рельефа России. Внутренние процессы» 8 класс.
8 класс
Тема урока. Развитие форм рельефа. Внутренние процессы.
Стихийные явления.
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысление новой учебной информации средствами интерактивной технологии.
Цели по содержанию:
А) образовательная: изучить внутренние процессы, которые влияют на формирование современного рельефа Земли, прогнозировать стихийные явления, которые возникают в результате действия вулканов, землетрясений, движений земной коры;
Б) развивающая: продолжать развивать умения сопоставлять тематические карты для установления причин, изменяющих современный рельеф нашей страны, продолжать учить работать с диском «Образовательная коллекция…», находить нужную информацию;
В) воспитательная: продолжать раскрывать перед школьниками идею длительного и постоянного развития рельефа в результате взаимодействия геологических процессов, отражение этих процессов на формирование современного рельефа;
Методы: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: Компьютер. Диск «Образовательная коллекция. География. Россия. Природа и население». Видеофрагмент «Вулкан». Карты: физическая, тектоническая, геологическая. Учебник География России. Природа. 8 класс. Баринова И.И. 17-е изд. Стер.-М. 2011
. Атлас. Коллекции горных пород и полезных ископаемых. Рабочие тетради для выполнения практической работы.
Содержание и ход урока
Выполняют задания по вариантам – 7 минут.
Изучение нового материала
Беседа. 1. Назовите процессы, под действием которых происходит формирование рельефа.
2. Назовите, как проявляются внутренние процессы формирования рельефа Земли.
3. Приведите примеры изменения форм рельефа в настоящее время:
— для нашего края;
— для других районов страны;
— для других материков.
Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты постоянно изменяется под действием внутренних и внешних процессов. Рельеф есть взаимодействие этих процессов. Сегодня на уроке мы должны изучить внутренние процессы, которые влияют на формирование рельефа нашей страны. Для решения этой задачи нам необходимо решить блок познавательных задач.
Отвечают на вопросы.
1блок познавательных задач
Используя рис.26, ст.66 учебника, определите:
1. Новейшие тектонические движения, которые проявляются на территории страны.
2. Почему они называются новейшими?
3. Определите районы страны, где происходят эти явления, оформите результаты исследований в виде таблицы.
После заполнения таблицы, ответь на проблемные вопросы:
1. Почему Уральские горы, которые формировались в одно время с Алтаем, ниже, чем Алтай?
2. Где более активные движения земной коры на платформах или складчатостях и почему?
Заполняют таблицу.
Новейшиетектонические
движения
Районы
страны
2 блок
познавательных
задач
Используя рис.27, ст.66 учебника, диск «Образовательная коллекция…» определите:
1. Как проявляются новейшие тектонические движения? Какие стихийные явления вызывают эти движения? Какие из них опасны для жизни человека?
2.Проследите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясения. С чем это связано (сопоставьте рисунки 27 и 19)?
3. В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?
4. Какой крупный город России расположен в зоне наиболее сильных землетрясений? Какие меры предпринимают для защиты зданий от разрушения?
5. Как должен вести себя человек во время землетрясения?
Отвечают устно.
3 блок
познавательных
задач
Просмотрите видеофрагмент о вулканах, и ответь на вопросы:
1. Как переводится слово «вулкан»?
2. Почему это явления прекрасное и вместе с тем опасное?
3. В каких районах нашей страны чаще всего происходят извержения вулканов? Почему?
4. Определите по карте главные действующие вулканы нашей страны.
5. Может ли человек предотвратить извержение вулкана или землетрясение?
6. Где в России в последние годы произошли сильные землетрясения и извержение вулканов? Каковы их последствия?
7. Какие меры безопасности должно предпринимать государство и сам человек, чтобы обезопасить жизнь населения страны?
Смотрят видеофрагмент и отвечают на вопросы.
В тетрадь выписывают главные действующие вулканы страны:
Ключевская Сопка (Камчатка)- 4688 м
Кроноцкая Сопка (Камчатка)-
3521 м
Корякская Сопка (Камчатка) – 3456 м
Шивелуч (Камчатка) – 3283 м
Алаид (Курильские о-ва, о.Атласова) – 2339 м
Тятя (Курильские о-ва, о.Кунашир) -1819 м.
Применение знаний и умений
На контурную карту нанести действующие вулканы России.
Работают с контурной картой.
Домашнее задание
Прочитать параграф 12, отвечать на вопросы в конце параграфа.
Подготовить сообщения о стихийных явлениях, вызванных внешними факторами (опережающее задание).
Записывают в дневники.
Рефлексия
Узнав о стихийных явлениях, которые проявляются на территории, стали бы вы жить в этих районах?
Почему?
Приложение №1.
Географический диктант по теме
«Рельеф и полезные ископаемые России»
1 вариант
1. Горы, расположенные в верховья Енисея.
2. Крупная нефтегазовая база в Сибири.
3. Горы, расположенные между Черным и Каспийским морями.
4. Крупная равнина на западе России.
5. Самая высокая точка России.
6. Угольный бассейн на Алтае.
7. Полуостров с огромными запасами руд цветных металлов.
8. Хребет, расположенный на юге Дальнего Востока.
9. Низменность на побережье Каспийского моря.
10. Хребет, расположенный на Камчатке.
Географический диктант по теме
«Рельеф и полезные ископаемые России»
2 вариант
1. Плоскогорье, расположенной в бассейне Енисея и Лены.
2. Самая высокая точка Уральских гор.
3. Угольный бассейн на севере Восточно-Европейской равнины.
4. Хребет на побережье Охотского моря.
5. Равнина, на которой мы живем.
6. Крупный бассейн нефти и газа между Волгой и Уралом.
7. Горная система на западе озера Байкал.
8. Хребет вдоль низовья реки Лена.
9. Крупнейшее месторождение железной руды на Восточно-Европейской равнине.
10. Самая высока точка хребта Черского.
infourok.ru
План-конспект урока на тему: «Развитие форм рельефа»
Тема урока: «РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА»
разработка урока географии в 8 классе.
Разработал Ярыш Александр Николаевич, учитель географии МБОУ СОШ № 9
х. Привольный, Кавказский район, Краснодарского края
Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресурсы России».
Возможные варианты проверки:
1. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры Западной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно- Европейской равнины, Уральских гор. Задания — назвать тектоническую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторождения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.
2. Индивидуальный опрос:
1) Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектоническим строением территории.
2) Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к платформам и складчатым областям.
3) Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.
4) Расскажите о рациональном использовании минеральных ресурсов и охране недр.
5) Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока:
1) Что такое полезные ископаемые?
2) Что такое месторождение?
3) Что такое бассейн?
4) От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?
5) Какими полезными ископаемыми богата Россия?
6) Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добываем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?
7) Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?
8) Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторождения России.
9) Где на территории Восточно-Европейской равнины добывается железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?
10) Какие меры необходимо применять для сбережения полезных ископаемых?
11) Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?
12) Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?
13) Какая существует классификация полезных ископаемых?
4. Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.
Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуализировать сведения, полученные школьниками в процессе изучения курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рельефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою последующую лекцию.
III. Получение новых знаний.
Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составление таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учителю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.
1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:
I. Внутренние, или эндогенные (от греч. endon — внутри и genes — рождающий, рожденный). Их источником является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, медленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.
II. Внешние, или экзогенные (от греч. ехо — снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.
Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндогенных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно выделить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы действуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период — другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.
2. Эндогенные формы рельефа создаются в результате движений земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась — нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами… Ну, разве что в отдельных местах и изредка — во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и перемещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не замечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: поднимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные передвижения приводят к тому, что где-то земная кора медленно поднимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложенной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на прибрежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы исследовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выяснилось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уровнем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина — в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые решили множество вопросов. Например, было установлено, что Северная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускается. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы обладают большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен — это параллельная система разрывов, которые ограничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1620 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное землетрясение может произвести значительные изменения земной поверхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.
3. Формы рельефа, созданные экзогенными процессами.
На повышенных участках земной поверхности происходит разрушение горных пород. Затем непосредственное действие силы тяжести, вода, ветер, льды переносят измельченные, разрушенные горные породы на пониженные участки поверхности, где откладывают их. Снос частиц породы с повышенных участков носит название денудация (от лат. denudation — обнажение). Отложение породы — это аккумуляция (от лат. accumulatio — собирание в кучу, накопление). Скорость денудации зависит от того, какие породы разрушаются и сносятся. Осадочные породы обычно разрушаются легче, магматические и метаморфические — более устойчивы. Денудация снижает высокие участки земной поверхности, аккумуляция повышает низкие, таким образом, общий перепад высот уменьшается.
Экзогенные процессы начинаются с подготовки горных пород к переносу, с их разрушения. Все процессы разрушения называются выветриванием. Оно происходит под действием солнечных лучей, воды, воздуха, организмов.
1) Склоновые процессы. Суть этих процессов состоит в том, что под действием силы тяжести — с помощью воды или без неё — породы, слагающие склон, сносятся с его верхней части к подножию, где и отлагаются. При этом склон постепенно становится положе. Чем круче склон, тем сильнее проявляются склоновые процессы. Склоновые процессы сопровождают любой вид экзогенных процессов и многие виды эндогенных и связаны с ними настолько тесно, что кажутся входящими в состав этих процессов. Падение или скатывание мелких обломков (песка, щебня) называется осыпанием. Если падают или скатываются крупные обломки, — это камнепад; когда по склону сходит большая масса породы, которая в процессе движения дробится, перемешивается, — это обвал. При больших обвалах могут быть перемещены огромные количества породы. Так, в 1911 году на Памире произошел в результате землетрясения знаменитый Усойский обвал, создавший в долине реки плотину, выше которой образовалось Сарезское озеро. Вес обвала составил 7 млрд т.
2) Формы рельефа, созданные текучими вода.ми. Текучая вода
— наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Размыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio
— разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, — эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. Овраг — это крутосклонная рытвина на возвышенности, образованная талыми и дождевыми водами, т. е. временным водотоком. Длина оврага может достигать нескольких километров, глубина — нескольких десятков метров, ширина — десятков, иногда сотен метров. Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Участки расчлененны оврагами настолько, что склоны соседних оврагов пересекаются, становятся непригодными для какого-либо использования. Они называются дурными землями, бедленд. Борьба с оврагами ведется путем закрепления их склонов лесными посадками. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны её более пологи, они заросли травой, иногда кустарником или лесом. Постоянные водотоки — ручьи и реки — текут в долинах, выработанных текучей водой совместно со склоновыми процессами. По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек широкие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Формы рельефа, созданные текучими водами, широко распространены на некоторых территориях, например Волгоградской области.
3) Формы рельефа, созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения гонных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. Частой формой карстового рельефа являются воронки — замкнутые впадины конической, чашеобразной формы диаметром несколько метров. Они встречаются на юге Волгоградской области в Заволжье.
4) Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по перемещению обломков горных пород производят ледники — естественные скопления льда в местах, где преобладают низкие температуры. Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести, так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. Обломки горных пород, переносимые ледником и в конечном счете откладываемые им, называются мореной. Горные ледники располагаются в привершинных чашеобразных нишах — карах. Когда ледник двигается вниз по горной долине, он расширяет и углубляет её, образуя корытообразную долину — трог. В более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. Покровное оледенение захватывает не только горные районы, но и обширные области на равнинах. В четвертичный период возникло несколько покровных оледенений. Их центры в России располагались на Кольском полуострове, Полярном Урале, плато Путорана, горах Бырранга. Когда климат стал теплее, ледники становились всё короче и постепенно исчезли совсем. В областях, где ледники откладывали материал, остались большие площади, занятые холмистым моренным рельефом. Такой тип рельефа преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. Последнее оледенение дошло и до Волгоградской области.
5) Формы рельефа в областях с сухим климатом. Рельеф областей с недостаточным увлажнением — пустынь и полупустынь — обычно прежде всего связывают с действием ветра. Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют эоловыми — по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее простые эоловые формы — котловины выдувания. Это понижения, образовавшиеся в тех местах, где с поверхности, не защищенной растительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление сыпучего песка, навеянное ветром, высотой от метра до 100-150 м. Бархан в плане имеет форму полумесяца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.
6) Формы рельефа берегов. Своеобразные формы рельефа создаются на берегах морей и крупных озер. Практически все они связаны с геологическим строением берега, с деятельностью морских или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего формируется клиф — вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи — скопления морских наносов.
7) Формы рельефа в областях распространения многолетней мерзлоты. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и оттаивающие породы претерпевают деформации. Наиболее распространенный тип деформации мерзлых грунтов — пучение, связанное с увеличением в объеме воды при замерзании. Возникающие при этом формы рельефа называются буграми пучения; их высота обычно не более 2 м. В ходе послойного замерзания образуются грунтовые и речные наледи. Известны гигантские наледи площадью до 20 км2. Толщина наледей — от нескольких до 500 м.
8) Формы рельефа, созданные живыми организмами. На суше такие формы обычно невелики. Это болотные кочки, сурчины, в тропических странах — термитники. Сурчины и сусликовины часто можно встретить в степях Заволжья. В умеренном поясе большие площади занимают болота с торфяными грядами; высота гряд невелика — обычно 0,5 м, иногда несколько больше, гряды могут быть вытянуты на сотни метров и на километры. Несравненно больше роль живых организмов на берегах морей. Активно проявляют себя в тропической зоне организмы-рифстроители, результатом деятельности которых являются коралловые рифы.
9) Формы рельефа, созданные человеком. Человек может преобразовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процессы рельефообразования — ускоряя или замедляя их. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. antropos — человек и genes — рождающий, рожденный). Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, имеющих коническую форму — терриконов. Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов. При открытой добыче полезных ископаемых создаются карьеры — обширные понижения, образованные путем выкапывания. Значительные изменения рельефа производятся при транспортном, промышленном и гражданском строительстве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создаются насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста оврагов. Строительство зданий и инженерных сооружений способствует возникновению или усилению оползней.
Рельефообразующий фактор | Создаваемые формы рельефа |
I. Эндогенные: 1. Горообразовательные движения. 2. Внедрение магмы в земную кору. 3. Излияние магмы на поверхность. 4. Складкообразование. 5. Разрывы и деформации | 1. Крупные формы рельефа |
II. Экзогенные: 1. Непосредственное действие силы тяжести | 1. Осыпь. 2. Обвал. 3. Оползень |
2. Деятельность текучих вод | 1. Овраги. 2. Балки. 3. Дурные земли. 4. Долины рек |
3. Деятельность ледников | 1. Кары. 2. Троги. 3. Холмисто-моренный рельеф |
4. Деятельность подземных вод | 1.Пещеры. 2. Воронки |
5. Деятельность морских и озерных волн | 1. Клиф (береговой обрыв). 2. Пляж |
6. Деятельность ветра | 1. Котловины выдувания. 2. Дюны, барханы. 3. Эоловые города |
7. Воздействие мерзлоты | 1. Бугры пучения. 2. Термокарстовые западины |
8. Деятельность живых организмов | 1. Болотные кочки. 2. Сурчины. 3. Торфяные гряды. 4. Термитники. 5. Коралловые рифы |
9. Деятельность человека | 1. Карьеры. 2. Отвалы. 3. Терриконы. 4. Насыпи. 5. Выемки. 6. Котлованы. 7. Террасированные склоны |
IV. Закрепление материала.
Чтобы повысить эффективность учебной деятельности учащихся на уроке, вопросы и задания для закрепления материала необходимо использовать по ходу лекции.
1. По рисунку 17 определите, в каких районах России поднятия земной коры в неогенчетвертичное время были наиболее интенсивными. К каким тектоническим структурам приурочены эти районы? По физической карте определите, какой рельеф сформировался в этих районах и каковы его высоты. Почему Уральские горы ниже Алтая?
2. В каких районах России происходят медленные опускания? Как это отразится на внешнем облике земной поверхности?
3. По карте «Районы распространения землетрясений» проследите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясения. С чем это связано? В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?
4. По карте «Древнее оледенение» определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника? Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие — в более южных районах, где происходило таяние льда?
5. Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие породы наиболее подвержены эрозии?
6. В каких районах России на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких — деятельность ветра?
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: § 8 до с. 52, выучить ключевые слова.
nsportal.ru
Презентация — Развитие форм рельефа России
Текст этой презентации
Слайд 1
Развитие форм рельефа
Урок географии в 8 классе
Учитель: Гордина Антонина Андреевна
Александровск 2009
Слайд 2
? Почему облик земной поверхности постоянно изменяется?
Слайд 3
Развитие форм рельефа
Эндогенные
(внутренние) факторы
Экзогенные (внешние) факторы
Слайд 4
٭Шивелуч
٭ Ключевская Сопка
٭ Кроноцкая Сопка
٭ Алаид
Эндогенные факторы
-Вулканизм
Слайд 5
Эндогенные факторы
Землетрясение
Слайд 6
Выветривание
Ячеистое химическое выветривание
Экзогенные факторы
Слайд 7
Слайд 8
камы
Бараньи лбы
озы
морена
Экзогенные факторы
-Деятельность ледника (гляциальные процессы)
Слайд 9
Ледниковые формы рельефа
Слайд 10
Слайд 11
Зона аккумуляции ледника
Слайд 12
Ледниковое озеро
Слайд 13
Горная морена
Слайд 14
Слайд 15
До оледенения и во время оледенения
Слайд 16
Древнее оледенение
Слайд 17
долина
Экзогенные факторы
— Деятельность текучих вод (флювиальные процессы)
овраг
Слайд 18
Экзогенные факторы
Карстовые процессы
Слайд 19
Сквозная пещера двухэтажного строения протяженностью 72 м. Редкий тип строения пещеры привлекает туристов. (вид с нижнего этажа)
Слайд 20
Урочище «Тихий Камень», длина пещеры 173м. В состав урочища входят еще две пещеры: Соколиный Камень длиной 30 м. и пещера Родничная -80м.
Слайд 21
барханы Калмыкии
дюны
Белого моря
Экзогенные факторы
— Деятельность ветра (эоловые процессы)
Слайд 22
Найдите ошибку.
Слайд 23
Песчаные дюны в Калининградской области.
Слайд 24
карьеры
Экзогенные факторы
терриконы
— Деятельность человека
(антропогенное влияние)
Слайд 25
лавины
оползень
Особо опасные природные явления
обвал
сели
Слайд 26
? Какие факторы изменяют рельеф Пермского края?
Слайд 27
2
3
1
4
5
Слайд 28
Домашнее задание :
Всем: § 8. По выбору:
1. На контурной карте отметить районы современного вулканизма и землетрясений
2. Приготовить сообщения об опасных природных явлениях на территории России
Слайд 29
Спасибо всем за внимание!
topslide.ru