cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Классный час день инвалидов – Классный час ко дню инвалидов на тему «…Мир не обойдется без меня…» (8 класс)

Классный час ко дню инвалидов на тему «…Мир не обойдется без меня…» (8 класс)

Классный час, посвященный Дню инвалидов.

Тема: « …Мир не обойдется без меня…» 8 класс

Цели:

  • Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

  • Сформировать представление об «особых людях».

  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

  • Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

  • Сформировать представление о людях-инвалидах как о значимых членах общества.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, 2 веревки, 2 платка-повязки., шапки детей, 2 стакана воды.

Ход занятия :

  1. Вступительное слово.

Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.

 (Показ слайдов)

2. основная часть .

1. определение понятия «инвалид».

Вопрос к ученикам: — Кто же это такие — инвалиды? (Ответы детей)

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) — особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят «особые дети».

Чтение стихотворения Вадима Галкина 2

Первый чтец

Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли

Второй чтец
Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех? 

Третий чтец
Сколько раз их матери украдкой
Уводили в сторону детей своих
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей

Четвертый чтец
Немощны они не телом бренным.. 
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом бледным


Первый чтец
Не грустите матеря не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду, 
Чтобы в мир нести любовь, тепло

Второй чтец
Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных

Третий чтец
Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе пусть покинет нашу душу

Четвертый чтец
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, и был покой


Первый и второй чтец
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

3. Практические упражнения

 — Мы много говорим сегодня о инвалидах. Давайте попробуем представить каково это иметь ограничения в здоровье, быть инвалидом.

1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?

Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука — азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

— А как вы думаете, могут ли слепые люди обеспечивать себя, работать? ( ответы детей)

Есть большая организация «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

-Как можно сделать жизнь этих людей более комфортной и безопасной? (ответы детей). — -Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

2. Кроме людей, у которых нарушения зрения есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: 2 учащимся выйти из класса. Остальные дети договариваются что-либо изобразить. Затем, те, кто были вне класса входят, им демонстрируется задание. Задача, тех кто выходил : понять что нужно выполнить.

Задача, тех, кто оставался: «сердиться, что у глухих не получается».

Рефлексия:

— Что чувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице не предупредишь об опасности издали, их не окликнешь они не слышат гудков автомобилей.

 Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Если неслышно произнести несколько слов . (Дети пробуют угадывать сказанное.)

— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь».

Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя».

Такие буквы особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.

Рефлексия.

Поделитесь своими впечатлениями.

3. Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Ребята, давайте познакомимся с человеком, у которого нет ни рук ни ног.

(показ слайдов о Нике Вуйчиче).

Обсуждение. Что помогает выжить Нику? Как можно его охарактеризовать?

Практические упражнения

 — Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Приглашаются 2 человека. Давайте одну вашу руку ленточкой привяжем к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя шапку.

Продолжим пробовать быть ограниченными в движении. Приглашаются ещё 2 человека. Руки связаны за спиной.

— Без помощи рук попейте воды.

Рефлексия:

— Что хотелось сделать? Что испытывали?

3. заключительная часть.

Сегодня мы с вами попробовали почувствовать мир таким как его чувствуют люди с ограниченными возможностями, люди-инвалиды. Какой урок вы сегодня для себя уяснили? Как вы думаете, может ли мир, вселенная , планета Земля обойтись без людей инвалидов? (ответы детей).

Межераунис Ангелина, 16 лет, из ст. Ярославской написала небольшое сочинение-рассуждение. Приведу небольшой отрывок:

…Мир не обойдётся без меня…

Кому-то эти слова придают веры в себя, кого-то напротив — заставляют сомневаться, кто-то задумывается над важностью своей личности для окружающих, кто-то просто остаётся равнодушным, не видя в этих словах никакого смысла.
Мир не обойдётся без меня…

Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы понять их истинную суть? О каком мире идёт речь? Можно, конечно, понимать эти слова буквально. Ну, а что если мир – это вовсе не вся наша планета, человечество, может мир – это мама, лучший друг, любимый человек.… Это твой мир. Это мой мир.
И этот мир не обойдется без меня.

Рефлексия: Каково ваше мнение—мир обойдется без меня?

4. итоги занятия. Каждый человек живет своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи чувствуют мир по- другому. Прощаясь с вами хочется прочитать стихотворение Татьяны Страва «Я- инвалид».

Первый чтец.

Я инвалид…ну и что?
Душа не болит уж давно.
Смеялись всегда надо мной,

Грустила я ранней весной…
Теперь это в прошлом уже,
Спокойно у меня на душе.

Второй чтец.
Смогла переступить через все это
Искала в книгах долго я ответы
На вопросы: почему и за что
Люди делают друг другу зло.

Третий чтец.
Ведь мы такие, как и вы,
Нам так же хочется любви,
Смеяться, плакать и грустить,
Минуты счастья ощутить…
Простила, позабыла,
Влюбилась, вышла замуж, родила!
Желаю всем друзей, удачи,
А главное- здоровья и добра!

infourok.ru

Классный час на тему «Международный день инвалидов»

Цель:

  • Сформировать представление об «особом ребенке».

  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

  • Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.

  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, платки.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день! Позвольте начать классный час  со стихотворения

Пусть из вас ни один не скорбит,       Пусть в душе вашей вовсе не будет

Ни забот, ни тревог, ни обид.              И от этого звонкого счастья

Принимаюсь за дело с утра.                Пусть же сердце распахнуто настежь,

И привета полно и добра…                 Верим в добрых сердец бессмертие,

В солнце мира и тишины.                    Милосердие! Милосердие!

Это слово сильнее беды.

Беседа:

—  «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.  Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.

— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

— Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать.

— Сколько лепестков было у волшебного цветка? (слайд  2)

— Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

— Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид) (слайд  3)

— К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди  инвалиды  или с  рождения или в результате перенесенной  болезни или  травм  (слайд  4)

Учитель:  В  1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия (слайд 5)

Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни (слайд 6)

— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

— Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?

— Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов…), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашей станице? (Ответы)

— Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей  много. Это и взрослые и дети.

— Как мы должны относиться к таким людям? Что нужно для этого делать? (Ответы)

Учитель:  Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.

Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью

— В нашей школе есть дистанционный центр для работы, обучения детей-инвалидов.

— Какое оборудование установлено для таких ребят?

Учитель: Хочу прочесть вам стихотворение “Ступени”, его автор мальчик Антон, 12-ти лет. (слайд 7)

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным, 
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!

Учитель: Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик!

— Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.

Практические упражнения (игры)

— Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного поиграем-подвигаемся.

  1. Сейчас я попрошу встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

— Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:- Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?

  1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:  —  Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

  1. — Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

— Как вы думаете,  в  зрительный зал  могут прийти  люди, укоторые не видят глазами?   (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а  не смотреть.

  1. Предлагаю выполнить ещё одно задание «Принеси предмет с закрытыми глазами»

Завяжите глаза,  подойдите к  книжному шкафу и возьмите  книгу со 2- ой полки. Принеси её мне.

Рефлексия: — Что испытывали, при выполнении, этого задания?    Хотелось ли вам снять повязку и  открыть глаза?

Учитель:    — Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.

— А как вы думаете,  могут ли слепые люди работать? (ответы детей) (слайд 8)

Есть «Общество слепых», где люди не имея  зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели,  розетки).

— Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Учитель:  — А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?

—  А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык — по движению губ собеседника.

— Я неслышно произнесу вам несколько слов — попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда?

— А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется тактильной азбукой.

— Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

Учитель:   — Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.  Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться? (слайд 9)

Попробуйте без помощи рук развязать шнурки на обуви.

Рефлексия: — Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель:  — А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? Давайте вспомним паралимпийские игры в г. Сочи 2014 года.

— В каких видах спорта соревновались спортсмены с ограниченными возможностями здоровья? (слайд 10)

Учитель: — Ребята сегодня  мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас  ощутили  на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить  людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды — Ангелы земли

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз ,они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то что есть мы — это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, недобрых, немощных людей

Немощны они не телом бренным..

Немощны душой своей холодной

Не помочь пытались детям бедным

Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите матери не надо

Ваши дети- ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает

Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат как рыдают

Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны,

Больше тех кто хочет им помочь.

Открывая душу им радушно

Горе помогают превозмочь.

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений

Ни цунами страшных, НИКОГДА

Сбереги Господь от потрясений

Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

— В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.

— Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия,  по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»

— Как вы понимаете эти слова?

— Думаю,  многие  из вас не станут смеяться над такими людьми, а наоборот  по возможности предложат им свою помощь.

Итог классного часа. (слайд 11)

— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?

— Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Рефлексия занятия.

— Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

— Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?  Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.

infourok.ru

Классный час ко Дню Инвалидов 2018

Классный час ко дню инвалидов «Дарите людям доброту!»

Классный час ко дню инвалидов «Дарите людям доброту!»

Цель:

Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;

Обучение контролю над собственными эмоциями.

Развитие высших психических функций: внимание, восприятие, логическое мышление.

Основные понятия темы:

инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,

инвалидность по слуху

Ход классного часа.

Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой.

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня (перечисляются имена учащихся). А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.

2. Вступительное слово:

— Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.

— Что прикреплено к доске? (части тела бумажного человечка).

-Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится.

— Сколько рук у человека?

-Сколько ног у человека?

— У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это?

-А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела.

-Чего не хватает у человека?

-Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)?

-А как его можно назвать?

-Прочитаем словарную статью из толкового словаря С.И. Ожегова

ИНВАЛИД – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.

— Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).

Чтение стихотворения Вадима Галкина

Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли


Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех? 


Сколько раз их матери украдкой
Уводили в сторону детей своих
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей


Немощны они не телом бренным.. 
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом бледным

Не грустите матеря не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду, 
Чтобы в мир нести любовь, тепло


Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе пусть покинет нашу душу


Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, и был покой

Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

III. Основная часть.

3 декабря Международный день поддержки инвалидов. 

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.

«Травмы в школе и дома»

— баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.

— Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни

(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой )

— Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница — слепая)

— Таких людей называют « инвалид по зрению»

— Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)

-Какой части речи это слово? ( существительное ).

— Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)

-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал )

— Составьте предложение с этим словосочетанием. ( Ребята сидели в зрительном зале.

— Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)

— Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей)

«Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)

В г. Лабинске есть «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки ) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.

— Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука — азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

Рефлексия. 

— Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

— А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами )

Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. дятел. На болоте ….лягушки. Возле цветка …. шмель. В траве …. саранча».

Вставьте слова по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось?

О чем текст? (о звуках природы).

— Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по

— Скажите, что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? ( ответы детей)

— Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки.

Динамическая пауза

— Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

— Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами.

— Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Рефлексия

— Что испытывали? Что хотелось сделать?

— Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

— Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.

А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. (ПИШУТ НА ЛИСТОЧКАХ)

IV. Заключительная часть

Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я — хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту).

Итог занятия.

— О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта — вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.

И закончить наш классный час я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других»

Литература.

1.Н.В.Романычева, Г.М. Печерина Воспитание толерантности. Краснодар. Традиция 2011.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

infourok.ru

классный час Международный день инвалидов

МБОУ «Апраксинская СОШ»

                        Классный час

«Международный день инвалидов»

                                                                                                             

5 класс

Подготовила:

Волкова Л.Н.

        

Тема: Международный день инвалидов                                Цель проведения – Воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

  1. Обогащение словаря учащихся и формирование навыков словообразования:

—  совершенствование грамматического строя речи;

—  развитие умения редактировать текст.

 Развитие высших психических функций —           внимание, восприятие, логическое мышление.

  1. Вступительное слово:

        Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а «Птица счастья».

 Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она приглашает нас отправиться в одно из таких мест. (звучит релаксационная музыка)

Закройте глаза и представите, что мы взлетаем. Все ваше тело становится невесомым.  Это означает, что мы уже летим…  Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.

— Как вы думаете, в какое место нас перенесла птица «Счастья»? Где необходима наша поддержка, забота и тепло?

 (детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых )

2. Основная часть

     Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, но сейчас птица «Счастья» перенесла нас в «Общество инвалидов». Сегодня, 3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.

  Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)

     В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность — стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.

А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)

    К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.

  Баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.

     Прежде чем продолжить разговор  дальше, предлагаю  послушать строки из хорошо знакомой вам песни

(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении  Дианы Гурцкой )

        Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница- слепая)

     Таких людей называют «инвалид по зрению» ( на доске   карточка). Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге  и дома.  

           Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)

 -Какой части речи это слово? (существительное).

     Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)

-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал)

— Составьте предложение с этим словосочетанием. (Ребята сидели в зрительном зале)

   Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение?   (ответы детей)

  Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? ( ответы детей)

    В больших городах есть « Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели,  розетки)  и даже могут читать книги, но специальные для слепых.

   Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами»

  Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.

 Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

      Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

         А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске  текст с пропущенными словами ) «Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве дятел. На болоте — лягушки. Возле цветка шмель.  В траве саранча».

 Прочитай слова для справок жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

    К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось

О чем текст? (о звуках природы).

    Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)

    Скажите, что может привести к потере слуха.? Что нужно делать, чтобы этого избежать? (ответы детей)

 Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.

    Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто,предлагаю: Встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

      Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

— А ещё есть люди, у которых нет каких либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.

-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?

 Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

    Что испытывали? Что хотелось сделать?

3. Подведение итогов

Ребята, надеюсь, что то, о чем мы сегодня говорили, не будет впустую и вы сделаете для себя какие-то выводы. Я хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.

Закончить нашу беседу мне хочется такими словами:

Бывает – жизнь поранит и обманет,

Но ты преодолей свою печаль,

Пусть светится окно твое в тумане,

 Назло судьбе ты свет не выключай!

 Ты верь в свою удачу – недотрогу

На твой огонь она придет в свой час,

 Чтобы для счастья проторить дорогу,

 Порой невзгоды посещают нас.

 Снова сердце распахнуто настежь,

 И добра и привета полно…

Мы желаем высокого счастья

Всем кого обходило оно.

nsportal.ru

Классный час ко Дню инвалидов «Урок доброты» для начальных классов

МБОУ Творишинская СОШ

Гордеевского района Брянской области

Подготовила и провела во 2 классе

Жорова Наталья Ивановна

Урок Добра, посвящённый

Международному Дню инвалидов.

Цель:

  • Сформировать представление об «особом ребенке».

  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

  • Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик- семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать.

— Сколько лепестков было у волшебного цветка?

— Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

— Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

— К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

— Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) — особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят «особые дети».

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

— Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас — жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

— А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

1. — Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

— Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

— Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: — Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука — азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

— А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

— Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

Учитель: — А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык — по специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов — попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта — одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

— Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель: — Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

5. — Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 4 человека.

— Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия:

— Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Учитель: Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды — Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз ,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы ,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…
— Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

— Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. ( ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; — помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)

Итог классного часа.

— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Рефлексия занятия.

Слайд № 24 — Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске Слайд № 25 или придумать свой вариант. ( на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Слайд № 26 — Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

 

 

infourok.ru

Презентация и конспект классного часа, посвященного Дню инвалидов

Классный час.

Тема: В строю со всеми.

Ход:

Вступительное слово классного руководителя:

С первого по десятое декабря в нашей школе проходит декада, посвящённая Дню инвалида. Традиционно этот день принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций.

Наш классный час посвящен этой теме.

СЛАЙД №1. Во всех странах День инвалидов проводится с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнения об инвалидах, как людях неполноценных и неспособных к жизни в современном обществе. Он напоминает всем о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности. Кто же это такие – инвалиды?

Давайте найдем в словаре Д.Н.Ушакова, что означает слово –ИНВАЛИД (работа со словарем, СЛАЙД №2)

ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости.

Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. На территории нашего села проживает ребенок-инвалид Б.С. Совет старшеклассников приглашает его на общешкольные мероприятия, школьные праздники и спортивные мероприятия, учащиеся (и мы в том числе) поздравляют его с Днем рождения и Днем инвалида, по возможности привлекаем и его в проведение некоторых мероприятий, с ним общаются его ровесники. Он не чувствует себя отгороженным от окружающего мира.

Случается, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

— Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

-Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

(Ответы детей:

укус клеща или собаки, ДТП, неудачные падения, боевые действия и спецоперации, не соблюдение техники безопасности во время спортивной тренировки, на водоемах, при использовании электроприборов и бытового газа и т. д ).

Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом для них мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.

Людвиг ван Бетховен. СЛАЙД №3

Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был… глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух. Так, в частности, это его легендарная Девятая симфония и Торжественная месса.

Лорд Гордон Байрон. (СЛАЙД №4)

«Сумасшедший, лихой и опасный» — изучаемый в школе английский поэт с косолапостью. Ходил с большим трудом, но при этом изъездил всю Европу. Поэзия Байрона является отражением его эгоизма и сатирического реализма. В наше время он мог быть лидером каких-нибудь новомодных, революционных течений.

Сара Бернар. (СЛАЙД №5)

Французская актриса с серьёзным повреждением колен. В 1914 году ей ампутировали ногу, но она продолжала сниматься в фильмах до самой смерти. Её считали величайшей актрисой и называли великолепной, неподражаемой Сарой.

Винсент Ван Гог. (СЛАЙД №6)

Тип инвалидности — ментальные, психические заболевания. Является одним из самых дорогих художников мира. Внес огромный вклад в современное искусство. Создал около 2000 картин и рисунков.

Франклин Делано Рузвельт. (СЛАЙД № 7)

История 32-го президента США – это еще одна история человека, который родился здоровым, однако перенесенное заболевание приковало его к инвалидной коляске. Уже будучи инвалидом, Рузвельт стал президентом и занимал этот пост на протяжении 12 лет, до самой своей смерти, войдя в историю США как один из самых выдающихся американских лидеров.

А эти снимки вы хорошо знаете ( Ванга и Диана Гурцкая) СЛАЙД № 8,9

Что вы можете сказать о них. Давайте прослушаем песню в исполнении Дианы Гурцкой «Раненная птица»

А еще мы познакомимся с сильными духом, мужественными людьми, которые становятся примером для всех нас. О ком мы будим говорить? Правильно, о спортсменах, участвовавших в зимних паралимпийских играх в Сочи в 2014 году и принесших нашей стране 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых медалей. Всего – 80! Было разыграно всего 72 комплекта наград (216 медалей)

На паралимпийских играх в Сочи соревнования проходили по шести видам: хоккей, лыжные гонки, керлинг, горнолыжный спорт, биатлон и пара-сноуборд. Среди победителей были:

-Роман Петушков выиграл шесть золотых медалей в соревнованиях по биатлону ,37 лет, москвич. СЛАЙД № 10

-Алена Кауфман – трижды Олимпийская чемпионка по лыжным гонкам в биатлоне, четырёхкратная паралимпийская чемпионка, 28 лет. СЛАЙД № 11.

-Александра Францева – дважды чемпионка по горнолыжным соревнованиям. Двукратная паралимпийская чемпионка. СЛАЙД № 12

-Владислав Лекомцев- дважды завоевал золото на лыжных гонках. Двукратный паралимпийский чемпион (20 лет) СЛАЙД № 13

И многие другие.

Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало. Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им?

Какие это должны быть качества? (Обсуждение качеств СЛАЙД №14 )

Доброта. Отзывчивость. Сострадание. Сердечность. Понимание. Уважение. Вежливость.

На столе у каждого лежит зеркальце, посмотрите в него. Там вы увидите того, кто должен обладать перечисленными качествами.

— С каждым из нас может случиться беда.

Практическое занятие.

Представьте себе такую ситуацию:

Вы сломали правую руку, наложили гипс. Вам нужно обуть ботинки со шнурками. Покажите свои действия. (Педнаблюдение: придут ли одноклассники на помощь). Сделаем вывод.

-Прочитаем хором «золотое правило поведения»: СЛАЙД № 15

«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали так по отношению к тебе».

infourok.ru

Классный час, посвящённый Международному Дню инвалидов

Классный час, посвящённый

Международному Дню инвалидов.

Цель:

  • Сформировать представление об «особом ребенке».

  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

  • Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки.

Учитель:

«Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому они обращены.

Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик- семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать.

— Сколько лепестков было у волшебного цветка?

— Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

— Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

— К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

— Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) — особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят «особые дети».

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

— Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас — жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

— А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям. Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

1. — Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

— Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

— Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель:

— Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука — азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

— А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

— Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

Учитель:

— А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык — по специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов — попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта — одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

— Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе, как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

— Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель:

Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

5. — Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 4 человека.

— Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия:

— Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель:

-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Учитель:

Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды — Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы ,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…
— Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

— Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. (ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; — помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)

Итог классного часа.

— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

— Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта — вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

— Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

 

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.