cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока русского языка 3 класс имя прилагательное – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи». | скачать бесплатно

Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя прилагательное»

Конец формы

Урок в 3 классе. Тема «Имя прилагательное».

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном

Дата: 18.03.2014 г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация урока, технологическая карта урока, карточки для работы в паре, значки для рефлексии, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», тетради

Цель: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

Задачи:

Образовательные:

— обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;

Развивающие:

— развивать умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных;

— формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью

Воспитательные:

— воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей;

— интерес и бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

Личностные:

— учебно-познавательный интерес к предмету;

— широкая мотивационная основа учебной деятельности;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;

Метапредметные:

регулятивные  универсальные учебные действия:

— формулировать и удерживать учебную задачу;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— контролировать свою работу и  оценивать правильность выполнения действия;

— осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

познавательные универсальные учебные действия:

— слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

— формулировать выводы на основе выделения существенных признаков;

— проводить сравнение;

— строить объяснение в устной форме;

— строить логическую цепь рассуждений.

коммуникативные универсальные учебные действия:

— учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала,  формулировать  и доказывать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с одноклассниками

Предметные:

— определять, находить и образовывать имена прилагательные;

— распознавать признаки имени прилагательного;

— ставить вопросы от существительных к прилагательным;

— устанавливать связь между прилагательным и существительным;

— определять число, род и падеж имён прилагательных;

— подбирать к именам существительным подходящие по лексическому значению имена прилагательные;

— правильно писать имена прилагательные и выделять их на письме.

План урока:

$11.       Организационный момент.

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

— Ребята покажите карточками , какое у вас сейчас настроение?

-надеюсь , к концу урока оно у вас тоже будет хорошим.

$12.       Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Давайте мы с вами попробуем определить тему нашего урока по стихотворению.

Я имя ищу необычное, звучное, 

Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
Его называют ещё … (Прилагательное) 1 слайд

 

-Что же такое имя прилагательное? (часть речи, обозначающее признаки предметов)

— Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу и цели урока

Цели:

— Правильно, сегодня на уроке мы повторим, обобщим и закрепим всё, что знаем об этой части речи.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

3. Подготовительная работа к письму


Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста с чего начинаете свое утро? (Утро начинается с с подъема, с зарядки, с завтрака).

-Правильно, каждое утро начинаем с физической зарядки

Запись даты и кл.работы  2 слайд

Поэтому откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату, классная работа

4. Минутка чистописания.

Чистописание   (на доске) 3 слайд. ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

— Прочитайте хором строчку чистописания. 

— Что она напоминает?  (окончания им. прилагательных)

— Запишите ее, правильно соединяя буквы.

-Линией разделите на группы.  (Проверка 1 чел.  у доски).

(Родовые    — ая, яя  —  ж.р., ий, ый, ой — м.р.,  ое, ее – ср.р.,  ые, ие – мн.ч.)

Какие окончания вошли в 1 группу, 2,3,4?

5.       Соотнесение вопроса с окончаниями прилагательных. 4 слайд. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных.

А теперь мы с вами совершим полет на воздушных шарах,но для этого мы должны выполнить такое задание. Посадить каждое имя прилагательное в свой шар. Работа с интерактивной доской.

(Три ученика выходят к доске по очереди и выполняют задание.)

А теперь , ребята мы вместе проверим , правильно ли выполнили задание ребята.Правильно , молодцы.

Так на какой вопросы и какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода, женского рода и среднего рода?

(ответы детей)

6. Словарная работа. (Интер. Доска) Слайд 3

Я знаю, вы очень умные и сообразительные ребята. Поэтому я вам приготовила игру, которая называется «Поиграем – угадаем»

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох + рисунок)

Какое это слово. Правильно слово из словаря. Найдите в загадке имена прилагательные. А теперь пожалуйста _______ выходит к доске и подчеркнет эти имена прилагательные.

Если под окном растет,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

(Сирень + рисунок) Слайд 4

А когда цветет сирень. В каком месяце? ( В мае) Правильно.

Какое это слово. Правильно слово из словаря. Найдите в загадке имена прилагательные. А теперь пожалуйста _______ выходит к доске и подчеркнет эти имена прилагательные.

Зеленая ножка,

Красный бутон,

Узкие листья

Победы цветок!

(Гвоздика + рисунок) Слайд 5

— Ребята , на какие праздники дарят эти цветы? У кого в руках их можно увидеть? (У ветеранов)

— А какое большое событие в этом году у нас в стране?

(70 летие Победы)

_Мы должны уважать их, и чтить память тех, которые погибли на этой войне.

Какое это слово. Правильно слово из словаря. Найдите в загадке имена прилагательные. А теперь пожалуйста _______ выходит к доске и подчеркнет эти имена прилагательные.

Самостоятельная работа.     Упражнение в нахождении «лишнего» слова, определение числа и рода имен прилагательных.

Теперь мы с вами проведем самостоятельную работу. Обратите внимание на доску.

Перед вами на доске даны слова.

Найдите «лишнее» слово в каждой строчке: Слайд 6

Краснеть, белеть, зеленый, чернеть.

Солнце, море, солёное, облако.

Высоко, далеко, вкусно, хорошая.

Легкие, летний, мягкий, добрый.

Запишите «лишние» слова.

Один ученик выходит к доске, остальные выполняют самостоятельно в тетрадях)

— Вы не смотрите на доску.

— Теперь мы с вами приступаем к проверке.

Что их объединяет? (прил.)Как определить число и род , если нет существительного?

Что нам поможет определить  число и род? (окончание, вопрос) (работаем карандашом)

Работа по учебнику.

— Ребята , а теперь откроем учебники на стр.85, найдем упражнение 149.

Давайте прочитаем задание .

Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Жить чужим умом – не иметь собственного мнения; от чистого сердца – от всей души, искренне;по горячим следам – действовать немедленно; сделать на скорую руку – сделать быстро, небрежно; черепашьим шагом – идти медленно; в ежовых рукавицах – в строгости; в добрый час – пожелание удачи.

А теперь выполним задание. Составить предложение и записать.

(Затем несколько учащихся читают свои предложения)

8.        Физкультминутка

Ребята настало время отдохнуть. Физкультминутка у нас необычная, к нам пришел в гости___________________. И мы сним выполним упражнения.

9. Продолжение работы по теме урока.

Ребята отгадайте загадку.

Загадка: Снег и лед на солнце тают,

      С юга птицы прилетают,

      И медведю не до сна.

     Значит, к нам пришла… (весна) (7 слайд-весна)

— Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

-Какие изменения произошли в природе с приходом весны?

(Тает снег, ярче светит солнце, звенит капель, потекли ручьи, дни стали длиннее и т. д. прилетели птицы)

-Какую пользу лесу приносят птицы?

-Как мы можем подготовиться к встрече пернатых друзей?

-А вам нравится весна? (да)

Можно много рассказывать о весне.

10.       Работа с текстами (в парах)

Прочитайте текст:  8 слайд:

Наступила весна. Пригрело солнце. Растаял снег. Побежали ручейки. Появилась травка. Прилетели птицы.

— Докажите, что это текст (предложения объединены темой, можно озаглавить)

— Что вы можете сказать об этом тексте? (состоит из нераспространенных предложений)

Давайте дополним (распространим) каждое предложение, используя как можно больше подходящих по смыслу имен прилагательных. Работать будем в парах. (Раздаю листочки с записью предложения.)

— Проверим, что у нас получилось.

А давайте мы с вами дополним текст все вместе и посмотрим , что из этого получится.

(Ребята называют имена прилагательные, учитель вставляет их в текст.)

(работа с доской) .

Как изменился текст?

— Сделаем вывод, какую же роль в нашей речи играют прилагательные?(Ответы детей)

Вывод: Имена прилагательные очень нужны в речи, они делают её более полной, точной, яркой, красочной и описывают предмет всесторонне.

Разбор и выполнение упражнения. Выборочное списывание. Проверка.

11.   Подведение итогов урока. Рефлексия(9 слайд).

Групповая работа.

А сейчас ребята проведем с вами игру»Кто самый точный» На доске у нас представлены рисунки предметов.

(Учащиеся должны как можно точно описать предмет, подобрать как можно больше имен прилагательных.

Ребята , так как мы будем работать в группе, вы должны договориться кто из вас в группе будет писать , остальные подбирают имена прилагательные.

(Ответы каждой группы)

— Подведем итог:

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока (повторить всё о прилагательном), проанализируйте свою работу и продолжите фразу:

Слайд 10

Я научился…(определять род и число прил., правильно писать окончание)
Я понял, что…(прил.всегда стоит в том же роде, ч.и падеже, что и сущ.)
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить (нас…, себя….)

 — А теперь давайте посмотрим на ваши успехи. У вас на столе лежат смайлики. Вы уже привыкли оценивать себя. Это самооценка вашей работы. Кто считает, что на уроке он был старательным, внимательным, чувствовал уверенность в своих знаниях и очень хорошо работал – поднимаем желтый смайлик , кто работал хорошо, но мог бы еще лучше – зеленый, а кто очень волновался, боялся ошибиться и у него пока не всё получалось – красный.

Я хочу сегодня оценить работу некоторых учащихся

5 получают …..

4 получают …..

12. Домашнее задание: Слайд 11

Придумайте или найдите запишите загадку, в которой содержится как можно больше имен прилагательных.

Ребята , спасибо всем за вашу работу. На этом урок закончен , можете идти отдыхать.

infourok.ru

Урок по русскому языку «Имя прилагательное» (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе (3 четверть)

Учитель: Смирнова Светлана Анатольевна

Тип: открытие нового знания

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Урок 1 в теме «Имя прилагательное»

Цель: *учить выявлять признаки имён прилагательных;

*познакомить с ролью имён прилагательных в речи;

*учить согласовывать имена существительные и имена

прилагательные

Задачи: образовательные

учить выявлять признаки имён прилагательных;

учить определять лексическое значение имён прилагательных;

учить согласовывать имена существительные и имена

прилагательные.

развивающие

развивать умение оценивать свои достижения при выполнении

заданий уроков.

воспитательные

воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

определять лексическое значение имён прилагательных;

составлять словосочетания с именами прилагательными.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать её

под руководством учителя; планировать результат

обучения;

делать вывод по наблюдениям;

классифицировать слова по общему признаку;

обосновывать правильность выполнения заданий.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку.

Межпредметные связи: литературное чтение (тема «Работа над

лексическим значением слова»), окружающий мир

(описание утки в упр.110, описание берёзы в упр.109).

Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, М: «Просвещение» 2013 г, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь,

Ход урока:

  1. Мобилизующий этап (настрой учащихся на работу)

Приветствие учителя:

-Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбнёмся нашим гостям.

— Пусть сегодняшний урок принесёт всем вам радость общения друг

с другом. Тихо сели.

Прочитайте слова на экране. слайд 1

Какие из этих слов могут относиться к ученику?

(на д.: внимательный, активный, самостоятельный, узкий, красивый,

здоровый, аккуратный, трудолюбивый, любознательный,

самостоятельный, ленивый, шумный)

Я желаю вам на уроке быть внимательными, активными,

аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными.

Сегодня мы будем исследователями на уроке русского языка.

Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.

2. Мотивация познавательной деятельности

(повторение изученного материала)

1)-Откройте тетради, запишите число.

На д.: Тринадцатое марта.

Классная работа.

-Перечислите изученные орфограммы в словах первого

предложения.

2)Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

Поздняя, художница, душистая, редкий.

-Прочитайте слова.

-Назовите «лишнее» слово. Почему вы так думаете?

(художница – имя существительное, а остальные слова – имена

прилагательные)

*Работа в тетради:

-Первым запишите слово, в котором 2 слога.

-Докажите, что 2 слога в слове. Выделите орфограммы (редкий).

-Следующее слово, антоним к слову ранняя.

-Выделите орфограммы (поздняя).

-Выпишите слово, первая буква которого стоит на пятом месте

в алфавите.

→-На минутке чистописания пишем букву, которая есть в каждом

из слов. Какая это буква? Д

На доске: Показывает учитель, за ним -ученики.

Заглавная б.Д, строчная д, соединен. Д и д, Ду, до, дк, др,Да, де, дм ,…

3) Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

-О какой части речи говорится в стихотворении? Подтвердим?

-Прочитайте на с.63 название раздела.

3. Актуализация знаний

(повторение ранее изученного об имени прилагательном)

-Что вы уже знаете об именах прилагательных? Ответы детей.

(1.Часть речи, которая обозначает предмет

2.Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Какие?

3.В предложении является определением.

4.Связано с именем существительным.

5.Делает нашу речь более понятной, выразительной.)

-Что ещё предстоит узнать? с.63 планируемые результаты

(1.Как определять род, число и падеж имён прилагательных.

2.Научиться грамотно писать имена прилагательные.

3.Научиться разбирать имя прилагательное как часть речи

4. Определение темы и постановка цели урока

-Какова тема нашего урока?

«Значение и употребление имён прилагательных в речи»

-Сегодня на уроке мы научимся не только определять имена прилагательные, но и узнаем, какую важную роль они играют в нашей речи.

5. Открытие нового знания

1)Определение роли прилагательных в тексте.

Учебник с.64 упр.110

-Прочитайте. Понравился текст. Почему?

-Слов какой части речи не хватает? Почему?

-Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова.

С доской

1предложение

Небольшое озерко заросло осокой.

-А почему не взяли слово маленькая? Маленькая озерко заросло осокой.

2 предложение

Посреди плавала дикая уточка.

-Почему выбрали именно это слово? (С каким словом связано, сочетается?

Уточка — она, моя→ж.р. →какая? дикая→ж.р., окончание –ая, ед.ч.)…

Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

+Дополнительное задание:

1.Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

Определить падежи имён существительных.

2.По составу: маленькая, головка.

2)Физкультминутка (закрепить умение определять на слух имена прил.)

-Встаньте, если услышите имя прилагательное.

Если слово другой части речи — присесть.

Белый, пенал, крепкий, лёгкий, смотреть, лети, весёлый, снег, снежный, снеговик, рыба, рыбачить, рыбный.

3)Учебник с.65 упр.111. Подбор подходящих по смыслу существительных.

-Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.

-Прочитайте 2 задание.

*Самостоятельная работа или работа в парах.

— Проверить! Я-оранжевый, дети -…

— Поставьте ударение и выделите окончания в именах прилагательных. →

-Написание каких окончаний не вызывает у вас сомнения? (УДАРНЫХ)

— Как проверить правильность написания безударных окончаний имён прилагательных?

-Какие из данных имён прилагательных обозначают (деление на

лексические группы):

-признак предмета по величине;

-по запаху;

-по цвету;

-по весу;

-по звуку;

-по температуре;

-по размеру;

-Какие из них дают оценку предмету?

-Какую роль выполняют имена прилагательные?

6.Закрепление нового знания

(Закрепить в игровой форме полученные знания)

-Описать предмет, используя только имена прилагательные.

Рита: Сладкая, душистая, красная……

Даша: Рыжая, хитрая, ловкая …

Георгий: Большой, бурый, лохматый…

Лера: Серенькая, маленькая, шустрая…

ВЫВОД: Какова роль имён прил. в речи?

7. Контроль и самоконтроль

Обобщающие вопросы:

-Что такое прилагательное?

-Что обозначают имена прилагательные?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— В предложении с какой частью речи связаны имена прилагательные?

8.Подведение итогов урока

-Какую тему урока изучали?

-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?

-А где в жизни мы будем применять полученные знания?

Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной,

чёткой, яркой, красочной. Описывают предмет всесторонне.

9. Домашнее задание.

С. 64 правило, упр.114.

10. Рефлексия

-Изобразите бутон тюльпана.

-Кому понравился урок, распустите свой бутон.

-Кому не понравился урок у того бутон остаётся не раскрытым.

-Благодарю всех за урок.

infourok.ru

Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя прилагательное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя образовательная школа №3»

«Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Тема урока

«Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Место урока в системе уроков

На тему «Имя прилагательное» отведено 19 часов. Это первый урок по теме в третьем классе, поэтому – урок открытия новых знаний. Тема дается после темы «Имя существительное», прослеживается тесная связь этих частей речи. Новый материал дается с опорой на знания, полученные во втором классе.

Цели урока

Формировать представление об имени прилагательном, их роли в речи, умения определять род и число имён прилагательных.

Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

Формировать универсальные учебные действия.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты урока

Знать: — что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает

Уметь: — распознавать имя прилагательное среди других частей речи;

— определять каким членом предложения является имя прилагательное;

— задавать вопросы.

— определять род и число прилагательных;

— употреблять прилагательные в речи.

Формируемые УУД

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять интерес к изучению языка;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре, справочниках; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; владеть монологической и диалогической формами речи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование

  1. Толковые словари, учебники, памятки.

  2. Презентация в POWER POINT

  3. Универсальные (компьютер, проектор, экран)

  4. Видеофильм об амурских тиграх

  5. Сигнальные карточки с указанием рода и числа.

  6. Тексты о животных

  7. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы

  8. Смайлики для рефлексии.

ЭТАП 1 (2мин)

Организационный момент

Цель

Коррекция знаний и умений учащихся.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Коммуникативные (слушать и понимать речь других),

познавательные (находить ответы на вопросы в тексте,).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

Обеспечение полной готовности к работе.

— Соберите из слогов слово. ( слайд 5)

— Что вы знаете об имени существительном?

— Как определить род и число имен существительных?

фронтальная

Эмоциональный настрой учащихся.

ЭТАП 2 (5мин)

Актуализация опорных знаний  Постановка темы и целей урока

Цель

Выявить уровень знаний об имени прилагательном.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: ориентироваться и находить ответы на вопросы в тексте; осуществлять анализ и синтез; делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

1. — Прочитайте текст. (Слайд 6)

— О каком звере мы прочитали? Назовите его.

— Почему вы не можете ответить на этот вопрос?

— Каких слов не хватает в тексте?

— А теперь я открою слова. (Слайд 6)

— Сейчас вы можете назвать зверя?

— Какая часть речи помогла вам угадать зверя?

— Какую роль они играют в тексте?

— Что еще вы знаете об именах прилагательных?

2. — Как вы думаете, какую тему начнем изучать на сегодняшнем уроке?

— Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Что бы вы хотели еще узнать об имени прилагательном?

Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по книге рекордов Гиннесса. (Слайд 7) А поведут нас туда имена прилагательные.

— Какие помощники будут с нами на уроке? (Словарь, учебник, памятки)

Беседа. Рассуждение учеников.

Трудно догадаться, что это за зверь. Белка, лось, заяц не умеют защищаться при помощи зубов.

Фронтальная работа.

Высказывание учащимися своего мнения. Формулирование темы и цели урока

Принятие учащимися решения

-Задача нашего сегодняшнего урока – определить значение имен прилагательных в речи, узнать с какой частью речи связано имя прилагательное, научиться определять род и число имен прилагательных.

Воспроизведение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний

Сформировано представление об имени прилагательном, его роли в речи,

ЭТАП 3 (20 мин)

Изучение нового материала.

Цель

Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять интерес к изучению языка;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение;

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре, справочниках; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; владеть монологической и диалогической формами речи;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

  1. Запишите в журнал посещения книги рекордов дату нашего путешествия.

  2. Минутка чистописания: Напишем буквы к и р, соединяя их крючковой петлей — кр. (Слайд 8)

  3. 1 страница книги

— Назовите имена прилагательные. (Слайд 8)

— По каким признакам вы их узнали?

— Что же такое имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Что означает имя прилагательное?

— А знаете ли вы, что обозначает слово «прилагательное»? (В переводе с латыни — присоединение, прибавление; с греческого – эпитет. Эпитет – это образное, художественное определение, сравнение. Само слово эпитет у нас тоже применяется, как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету). Сейчас мы в этом убедимся.

– К именам прилагательным, подберите подходящие имена существительные (Слайд 9).

— Запишите полученные словосочетания с вопросами.

– Это и есть эпитеты или имена прилагательные.

— Что обозначают имена прилагательные?

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

— Как имена прилагательные связаны с именем существительным?

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— Как вы думаете, как определить род и число имен прилагательных? (по вопросу или по имени существительному)

— Давайте определим род и число имен прилагательных в словосочетаниях.

А знаете ли вы, что самой высокой в мире собакой является датский дог. Его рост достигает 2 метров и 10 сантиметров. Самая маленькая — йоркширский терьер, высота которого составляла 6,3 см. (Слайд 10)

4. Соотнесите предметы с их признаками, чтобы рисунки раскрасились, стали ярче.

(Слайд 11) 2 страница Самопроверка. (Слайд 11)

— Как определить род и число имен прилагательных. Определите устно.

— Что называли имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные называют признаки животных. В словосочетаниях род и число имен прилагательных зависит от рода и числа имен существительных.

А знаете ли вы… Голубой кит — самое-самое большое и самое тяжелое животное. Они достигают в длину 35 метров. Гепард развивает скорость до 112 км/ч через 3 сек. Летучая мышь имеет острых слух и улавливает ультразвуковые сигналы. Коала не пьёт, хорошо плавает, сумка зверя открывается назад. Медведь — самый крупный материковый хищник.

5. Зрительная физминутка «Львенок и черепаха» (Слайд 12) 3 страница

А знаете ли вы, что черепахи является долгожителями среди животных. Могут прожить до 300 лет. Слоновая же черепаха существует в единственном экземпляре. Ее можно считать практически вымершей. (Слайд 13)

6. Выделение словосочетаний. 4 страница. (Слайд 14)

Выпишите из текста словосочетания: существительное + прилагательное. Назовите признак, который называет имя прилагательное? (размер, цвет, ширину, вид, качества и т.д.) Определите число и род имен прилагательных. Как это сделать? — О ком идет речь в тексте?

А знаете ли вы, что выхухоль — практически слепое животное, ушных раковин нет. Ведет полуводный образ жизни, встречается только на берегах Волги, Дона, Урала, Оби.

7. Выборочное письмо по памяти. 5 страница (Слайд 15)

— Назовите самого лучшего прыгуна среди животных.

А знаете ли вы… Длина его тела достигает трех метров, масса 300 кг. Это самое крупное животное семейства кошачьих.

Посмотрите на экран. Постарайтесь запомнить словосочетания имен существительных с именами прилагательными. (Слайд – видеофрагмент 16 или приложение 5) Проверка. (Слайд 17) Определите род и число имен прилагательных и покажите с помощью сигнальных карточек.

8. Физминутка (Приложение 1)

Каллиграфическое письмо.

Фронтальная работа.

Индивидуальная дифференцированная работа со словарями, памятками, учебником.

Репродуктивное восприятие информации

Соотнесение предметов и их признаков, анализируя существенные признаки животных

Соотнесение предметов и их признаков, анализируя существенные признаки животных

Сообщение учащихся об особенностях животных (предварительный поиск информации)

Фронтальная работа.

Сравнение, обобщение.

Комментированное письмо

Снятие зрительного напряжения, релаксация.

Выборочное письмо, определение существенных признаков имен прилагательных.

Фронтальная работа.

Определение рода и числа имен прилагательных по имени существительному.

Выборочное письмо по памяти.

Фронтальная работа с использованием сигнальных карточек

Смена поз, физ. разм.

Усовершенствованы умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

(При правильном выполнении задания, изображенные животные приобретают цвет)

ЭТАП 4 (10 мин)

Закрепление полученных знаний

Цель

Закрепить полученные знания об именах прилагательных

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; проявлять интерес к изучению языка;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; делать выводы.

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

1. Работа в парах. 6 страница (Слайд 18)

Задание по рядам: Выпишите из текста словосочетания: имя существительное + прилагательное. (Приложение 2) Каждый ряд сможет ответить на один из вопросов: какое насекомое самое громкое; какое самое длинное, какое самое сильное.

Проверка.

Что интересного узнали об этих насекомых? (Какое насекомое самое громкое?

Какое самое длинное? Какое самое сильное?)

А знаете ли вы, Длина тела самого большого кузнечика составляла 25,4 см, и он совершал прыжки длиной 4,6 м.

Какая часть речи помогла нам ярче представить и больше интересного узнать об этих насекомых?

— Определите род и число имен прилагательных. Как это сделать?

Взаимопроверка.

2. Самостоятельная работа. (Слайд 19) (Дифференцированный дидактический материал на рабочих местах детей) 7 страница (Приложение 3)

— Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Определите род и число имен прилагательных. Первый вариант использует слова для справок. — А знаете ли вы, что жираф – самое высокое животное. Его рост 5-6 м. Сохранился в основном в национальных парках.

Продолжительность жизни ленивцев в неволе — 20-30 лет.

Работа в парах.

Частично-поисковая работа.

Работа с раздаточным материалом.

Самостоятельная работа в парах.

Фронтальная работа

Самостоятельная работа. Определение рода и числа имен прилагательных

Дифференцированная работа с дидактическим материалом.

Совершенствование умения использовать имена прилагательные в письменной речи.

Учащиеся закрепили роль имен прилагательных в речи, умения определять род и число имён прилагательных.

Усовершенствовали умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

ЭТАП 5 (3мин)

Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. Рефлексия.

Цель

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Объяснить домашнее задание.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: оценивать свою учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

1. — Что такое имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— Что они обозначают?

— Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

— С какой частью речи связано?

— Как определить род и число имен прилагательных?

2. Чтение стихотворения детьми. (Приложение 4)

— Страницы какой книги мы сегодня перелистывали?

— Назовите представителей книги рекордов Гиннесса. (Слайд 20)

— Из них эти животные занесены в Красную Книгу? (Слайд 21)

— Расскажите об этих животных вашим друзьям и знакомым. И помните, что от каждого из нас зависит количество животных, занесенных в Красную Книгу.

Выставление оценок.

3. Д/з стр. 102 упр. 3. Составьте и запишите все возможные словосочетания сущ. + прил. Из данных слов. Знать определение имени прилагательного.

4. Рефлексия (Слайд 22)

— А сейчас оставьте свой отзыв в журнале посещения книги рекордов Гиннесса.

Если вам понравилось работать на уроке, покажите этот смайлик. Наклейте его.

Если вам не интересно было работать на уроке, покажите этот смайлик. Наклейте его.

Если вы ничего не поняли на уроке, покажите этот смайлик. Наклейте его.

(Слайд 23)

Выводы учащихся

Обсуждение заданного.

Оценка собственных знаний

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выбор домашнего задания.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 3 классе » Имя прилагательное»

Конспект урока русского языка в 3 классе.

11 октября 2015 год.

Учитель высшей квалификационной категории

РАТНИКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Цель: обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»; формирование умения рассказывать по плану о частях речи, приводить свои примеры; уточнение знаний об имени прилагательном; закрепление знаний об изученных орфограммах; развитие речи учащихся; воспитание аккуратности и дисциплинированности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Доска: тёпл…, ранн…, звок…

Буквы пропущены в окончаниях имен прилагательных

— ая, -яя ж.р. ед.ч.

-ой, -ый, -ий м.р. ед.ч.

-ое, -ее с.р. ед.ч.

-ие, -ые мн.ч.

Чтобы узнать тему урока вам нужно вставить пропущенные буквы в слова.

В какой части слова пропущены буквы? (Устно)

Слайд №1

Сделайте вывод о теме урока.

Сегодня мы будем закреплять знания о написании окончаний имен прилагательных.

Правильно. Тема урока: обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение писать окончание имен прилагательных, находить имена прилагательные в тексте, проверим знания правил об именах прилагательных.

Слайд №2.

Прочитайте план урока.

Слайд №3.

  1. Минутка каллиграфии.

— какое имя существительное можно подставить к этим именам прилагательным, чтобы получились словосочетания

Весна

Теплая весна, ранняя весна, звонкая весна.

— назовите первый звук в слове «весна»

[в’] – он согласный, парный, звонкий, бывает твердым и мягким

— посмотрите на доску, сейчас мы будем прописывать буквы Вв.

— продолжите закономерность

Вв Ввв Вввв

(Развитие речи)

Прочитайте предложение.

Объясните смысл.

Доска. Ласковое слово, что весенний день.

Найдите орфограмму

(один ученик работает у доски, остальные проверяют)

(повторное чтение)

— прочти это предложение, и запишите его по памяти

— самопроверка

— найдите словосочетания имен прилагательных с именами существительными

— выделите словосочетания

— выделите окончания

— определите род и число имен прилагательных

Ласковое слово – ср.р., ед.ч.

Весенний день – м.р., ед.ч.

— как можно проверить написание окончаний имен прилагательных?

По ударным окончаниям вопросов имен прилагательных

— как называется связь имен прилагательных и имен существительных?

Согласование.

  1. Словарная работа.

(диктовка)

— по моему знаку одни слова проговариваем и пишем, а другие просто проговариваем.

Сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, сахар, солома, север, столица.

(записывают слова: сирень, солдат, соловей, солома)

(письмо с проговариванием у доски и в тетрадях)

— для чего нам в речи нужны имена прилагательные?

Имена прилагательные описывают предметы и явления

Слайд №4

В саду расцвела сирень.

— дополните это предложение именами прилагательными.

(варианты ответов)

— какое предложение звучит красивее?

Физминутка.

  1. Повторение изученного материала.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 515)

— что вам было задано на дом?

— прочитайте свои тексты о том, что вам приходилось наблюдать весной в природе

— выберите из текстов несколько словосочетаний с именами прилагательными, определите их род и число

  1. Проверим ваши знания об именах прилагательных, выполнив задание на карточках №1.

(карточки розданы каждому ученику)

Задание: укажите верное утверждение.

Слайд №5.

— прочитайте задание

— выполняем

(проверка: один ученик выходит к доске в роли учителя, остальные соглашаются или не соглашаются с прочитанными утверждениями)

  1. Разноуровневые упражнения (карточка №2).

Слайд №6.

— прочитайте задание,

— есть ли вопросы?

— выполняем самостоятельно

(текст записан на доске) Над полями и лесами светит ярк…… солнце. В долинах зажурчали звонк…… ручьи. Надулись на деревьях смолист…… почки.

Ученики выбирают задания по уровням

Проверка на доске по одному ученику на каждый уровень задания.

Физминутка.

  1. Работа с учебником (упр. 517)

(комментированное письмо)

— прочитайте задание к упражнению

— прочитайте словосочетания

Зимнее пальто, пушистая варежка, тёплое одеяло, синяя кофта, лёгкая ткань, ранний картофель, сладкая морковь, сочное яблоко, вишнёвое повидло, земляничное варенье.

— назовите пропущенные окончания имен прилагательных

— докажите правильность вашего ответа

— какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе?

— какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

— напишите предложение с одним из словосочетаний

  1. Итог урока.

Слайд №7.

  • Чему учились на уроке?

  • Что вам понравилось?

  • Кто запомнился?

  • Что нового узнали на уроке?

  • А что хотели бы повторить (изменить)?

  1. Домашнее задание.

Из учебника «Родная речь» стр. 55 выписать шесть словосочетаний с именами прилагательными, определить род и число

Слайд №8.

Карточка №1

Фамилия, имя

Задание. Укажите верные утверждения.

  • Имя прилагательное – это часть речи.

  • Имя прилагательное – это часть слова.

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

  • Имя прилагательное не изменяется по числам

  • Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

  • Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какой? И имеют окончания –ой, -ый, -ий.

  • Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какая? И имеют окончания -ая, -яя.

  • Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания –ое, -ее.

  • Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именами существительными.

Карточка №2

Фамилия, имя ___________________________________

Над полями и лесами светит ярк…… солнце. В долинах зажурчали звонк…… ручьи. Надулись на деревьях смолист…… почки.

1 уровень: Спишите, выделяя окончания прилагательных, определите род и число.

2 уровень: Спишите, выделяя окончания прилагательных, определите их род и число.

3 уровень: Спишите, выделяя окончания прилагательных, определите их род и число.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное как часть речи»

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели: 

1.  Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.

2.  Развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи.    

3.  Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления.

4.  Прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:  мультимедийная презентация к уроку;  учебник «Русский язык  3 класс».

Задачи: 

1. Развивать умения распознавать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи..

2. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Планируемые результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД

1 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока

Слайд 1

1.Организационный момент. Постановка целей урока.

Отгадайте тему урока:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё .…прилагательное  

Цель нашего урока – выявить знатоков по теме «Имя прилагательное»

Слайд 2

2.  Актуализация знаний

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 ( Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

-Какая часть речи называется именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы:  Какой? Какая? Какие? Какое?)

Слайд 3

-Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными.

Существительное с прилагательным
Всегда дружат обязательно.
Лист — зелёный
Лес — густой
Заяц — белый
День — большой.

-Подберите к именам существительным как можно больше прилагательных так,  чтобы они называли разные признаки этих предметов.

Слайд 4

3. Минутка чистописания

Запишите букву «че» и её сочетания с другими буквами.

Слайд 5

4. Работа по теме урока

Назовите признаки существительных ~ по цвету ~ и по вкусу.

Слайд 6

Проверьте себя!

Василёк (какой?) ~ синий,

ромашка (какая?) ~ белая,

солнце (какое?) ~ жёлтое,

редька (какая?) ~ горькая,

яблоко (какое?) ~ сладкое,

лимон (какой?) ~ кислый.

Слайд 7

Вывод:

Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов.

Признаки ~  вкуса, ~ цвета, ~ запаха, ~ размера, высоты, ~ формы, ~ массы, ~ материала, ~ качества.

Слайд 8

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была ~ красивой, ~ яркой, ~ интересной, ~ а также ~ для точности описания предметов.

Слайд 9

От существительных образуйте имена прилагательные.

Привет – ~3~ приветливый

место – ~3~ местный

чудеса – ~3~ чудесный

звезда – ~3~  звездный

интерес –  ~3~ интересный

рябина – ~3~  рябиновый

земляника – ~3~ земляничный

город – ~3~  городской

картофель – ~3~ картофельный

Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

Слайд 10

Понаблюдайте за словосочетаниями:

Черное море

Московский Кремль

Красная площадь

Омская область

Тихий океан

Новый год.

Это собственные названия.  ~ В Москве площадей много,  а Красная площадь одна. ~ В России областей много, но каждая область имеет своё название.

Запомните! ~ В собственных названиях имена прилагательные пишутся с заглавной буквы.

Запишите эти словосочетания. Составьте с одним из них предложение.

 6. Закрепление материала

Слайд 11

Напишите имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными.

(Соседний, соседский) дом, кот.

(Дружеский, дружный) класс, разговор.

(Жестокий, жёсткий) человек, стул.

Слайд 12

Проверьте себя:

Соседний дом, ~ соседский кот, ~ дружеский  разговор, ~ дружный класс, ~ жестокий человек, ~ жёсткий стул.

Слайд 13

Выпишите имена прилагательные, разбери их по составу.

Синева, синий, синеть, робеть, робкий, трусливый, трусость, забота, заботливый, мирить, мирный, мир, прыжок, прыгучий, прыгать, душистые, молодой, молодёжь, молодеет.

Слайд 14

7. Итог урока. Рефлексия

Продолжите фразы:

На уроке я повторил … .

Самым интересным было … .

8. Домашнее задание

Составьте десять словосочетаний: существительное +прилагательное

У предметов признаков немало.

Надо лишь внимательными быть.

Чтобы речь наша красивой стала,

Прилагательные не забудь употребить!

Слайд 15

Спасибо за урок! 

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Имя прилагательное»

Цели:

Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным

Развивающие: формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок,

Ты готов начать урок?

Прилагательные ждут,

Их повторить тебя зовут!

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме «Прилагательное». Выясним знатоков этой темы.

III. Работа по теме урока.

— Что такое прилагательное?

— Что обозначает прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи употребляется?

— Как изменяется?

— Чем является в предложении?

— Для чего используется в нашей речи?

— Отгадайте загадку.

Окраска – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона.

Это… (ворона)

(Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны с «карманом»)

— Какие слова помогли отгадать? (сероватая, хрипловатая, вороватая)

— Опишите эту птицу. (Она серая, голова у неё чёрная. Она каркает)

— Запишем слово «ворона». Что вы можете сказать об этом слове? (Оно словарное)

— Давайте подберём к слову «ворона» однокоренные слова.

Ворона – воронёнок, воронушка, вороний, вороньё.

— Составьте и запишите предложения о вороне.

На доске:

Ворона – серая, голова, крылья и хвост – чёрные.

— Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к ней.

(Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почёта)

— Значит, разглядели в ней что-то хорошее. А что значит выражение: Считать ворон? (Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать)

— Как называется такое выражение? (фразеологический оборот)

— Итак, что вы знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— У вас на столах лежат карточки. Вместо пропусков впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

     Этот ____________ зверёк живёт в лесу. У него _____________ уши, __________ хвост. Передние лапы ____________, а задние —  ____________. Шубка у зверька летом — _____________, а зимой _____________. Морковка, капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша. ___________ зверёк всего боится.

— Кто хочет поделиться?

— Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая, что за песня у вороны? (кар) С какого звука начинается воронья песня?

IV Чистописание.

— Что вы знаете о букве к?

(Буква согласного звука (к), этот звук может быть в начале, конце, середине слова, это звук твёрдый, а есть мягкий (к´). Два звука обозначаются одной буквой. Она может быть большой, если это начало предложения или слово – имя собственное, или маленькой)

к – от середины ведём на себя прямую черту до нижней линии, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины черты, плавно закругляем вправо, доводим до середины строки, слегка закругляем, отрываем руку и начинаем писать третий элемент буквы.

К – начинаем писать ниже верхней строки, ведём небольшой штрих вправо вверх и, затем, пишем прямую черту, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая её в середине строки. Потом, слегка округлив, ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением. Отрываем руку. Начинаем писать следующий элемент. От середины ведём по написанному, закругляем вверх, ведём вниз на себя прямую черту с закруглением внизу.

V Продолжение работы по теме.

— Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там? (В которых есть слог кар)

— Запишем эти слова вместе. (картофель, картина, карандаш)

— Давайте подберём к существительным соответствующие прилагательные.

Картофель (какой?) свежий, крупный.

Картина (какая?) чудесная, красивая.

Карандаш (какой?) синий, новый.

— А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего родов в единственном числе и множественном числе.

М.р. – картофельный (салат)

Ж.р. – картофельная (ботва)

Ср.р. – картофельное (поле)

Мн.ч. – картофельные (пироги)

— Как определить род и число имени прилагательного? (По имени существительному, с которым оно согласуется.)

— У каких прилагательных род узнать нельзя? (У прилагательных во множественном числе)

— Как отличить имена прилагательные от существительных? (По значению, по вопросам, прилагательные изменяются в единственном числе по родам)

— А сейчас давайте проверим, как вы умеете отличить имя прилагательное от имени существительного.

VI Физкультминутка.

— Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте.

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

— А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов:

Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

— Молодцы!

VII Продолжение работы по теме.

— Теперь другое задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите.

На доске:

У.кий (узок) – широкий (жи-ши)

Б.льшой (больше) – маленький

В.сёлый (весело) – грустный (непроизносимая согласная)

Х.роший (словарное слово) – плохой

— Составьте и запишите предложение с одним из придуманных прилагательных. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

— Следующее задание: подчеркните прилагательные в словосочетаниях, укажите род, число, падеж имени прилагательного

Любимой бабушке – ед.ч., ж.р., Д.п.

Синих васильков – мн.ч., Р.п.

Ясный день – ед.ч., м.р., И.п.

На лесных дорожках – мн.ч., П.п.

VIII Обобщение.

Какие вы молодцы! А теперь найдите карточку под номером 2 у себя на столах. Вам необходимо дописать в словах безударные родовые окончания прилагательных и указать род.

карточка №2

уд..влённ..   состояние — __________

изумительн..   игру..ка — __________

ч..десн..   песенка — _____________

агрессивн..   поведение — ___________

испуганн..   медвежонок — ___________

ро..к…   медвежонок — ___________

— Давайте проверим.(по цепочке)

IX Итог урока.

— Чем мы занимались на уроке?

— Давайте повторим всё, что мы теперь знаем об имени прилагательном.

— Вы все хорошо справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

Найдите у себя на партах «солнышко» и «тучу». Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

И у меня чудесное настроение от вашей работы. Я тоже могу показать солнышко.

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Имя прилагательное»

МКОУ Лесковская СОШ

Конспект урока

русского языка в 3 классе

на тему:

«Имя прилагательное. Повторение»

Подготовил:

Н. Ф. Шапошникова

учитель начальных классов

I квалификационной категории

2014 г.

Цель: повторить и систематизировать знания об имени прилагательном.

Задачи:

  • создать условия для повторения и систематизации знаний учащихся по изученной теме;

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности, мышление, навыки самоконтроля;

  • воспитывать умение целенаправленно двигаться к достижению цели, планировать свою деятельность, выражать собственное мнение и аргументировать его, содействовать воспитанию любви к родному языку и природе.

Тип урока: урок – практикум.

Методы: проблемный, наглядный, деятельностный.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, экран, презентация урока, выполненная в программе Power Point, музыкальное произведение Е. Дога «Вальс», сигнальные карточки, вазы с цветами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: — Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке русского языка присутствуют гости.

1 ученик: — Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

2 ученик: — Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

3 ученик: — Поручено нам вас сегодня встречать.

Ну что же, не будем зря время терять.

Учитель: — У нас гости. А что это значит?

2 ученик: — Это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.

Учитель: — Ребята, вы готовы к уроку?

Ученики: — Да!

Учитель: — На вас надеюсь я друзья!

Ученики все: — Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Учитель: — Садитесь.

Руки?

Ученики: — На месте!

Учитель: — Ноги?

Ученики: — На месте!

Учитель: — Локти?

Ученики: — У края!

Учитель: — Спина?

Ученики: — Прямая!

Учитель: — Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.

Слайд № 2 (14 мая. Классная работа.)

  1. Постановка учебной задачи……

Учитель: — А тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Слайд №3 Я слово ищу необычное, звучное

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное и ласкательное

Ещё называют его…..(прилагательное).

Учитель: — Какова же тема нашего урока?

Слайд №4 (Имя прилагательное. Повторение.)

— На протяжении учебного года, мы открывали новые знания путешествуя по теме «Имя прилагательное». Наше путешествие подходит к концу. Какие же цели урока мы поставим сегодня перед собой?

Слайд №5 (Цели урока)

Учитель: — Какой из этого сделаем вывод?

Ученики: — Цель урока нам ясна,

Значит, нам скучать нельзя!

Учитель: — А вот и девиз нашего урока! Прочитайте!

Слайд №6 («Успех дарит радость»)

Учитель: — А каким будет ваше настроение,

мы узнаем в конце урока.

Слайд №7 (Загадка)

(звучит мелодия Е.Дога)

Учитель: — Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Учитель: — Что это? (Весна)

Прочитайте шёпотом стихотворение.

Слайд №8 — Вика, прочитай выразительно вслух данное стихотворение.

Учитель: — Какая часть речи нам помогает ярко и образно представить Весну — красавицу (Имя прилагательное).

— Назовите их из стихотворения (тёплые, беспокойных, полноводных, тонких).

— Какие эпитеты можно подобрать к слову весна? (Красавица, душистая, ранняя, поздняя, прекрасная, красная и др.)

  1. Минутка чистописания.

Слайд №9 (Минутка чистописания)

Учитель: — А сейчас мы выполним минутку чистописания.

Её нам приготовила сама Весна.

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд №10 (Проверка домашнего задания)

Учитель: — Говорят, что Весна – это утро года.

Как вы думаете, почему так говорят?

(Потому что весной пробуждается природа).

Ещё весна – это такое время года, которое вдохновляет на работу. Художники пишут картины. Поэты стихи. Композиторы сочиняют музыку. А вы дома, какое задание выполняли?

Ученики: — Мы писали эссе на тему «Весна».

Учитель: — Проверим вашу творческую работу.

(Учащиеся зачитывают свои эссе)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: — А сейчас мы ребята с вами вспомним всё, что знаем о прилагательном.

Слайд №11 (Вопросы)

Учитель: — А теперь разберите слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ по составу.

Запишите его в тетрадь.

Слайд №12 (Самопроверка)

Учитель: — Оцените себя.

  1. Работа по теме урока.

Слайд №13

Учитель: — Весна красная пришла

Цветов много принесла!

Ребята, назовите первоцветы нашего края. (Медуница, хохлатка, мать-и-мачеха, перелеска, ветреница, подснежник и др.)

Слайд №14 (Первоцветы)

Учитель: — Давайте вспомним из уроков окружающего мира, почему медуницу назвали медунице? (За сладкий, медовый на вкус сок. Ещё её называют пахучей.)

Подберите синонимы к слову «пахучая» (душистая, ароматная).

Что вы знаете о мать-и-мачехе? (Листья у растения с низу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.)

Назовите имена прилагательные. С помощью которых вы описали листья мать-и-мачехи. (Душистые, мягкие, блестящие, холодные)

— Чем интересно растение перелеска? (Эти цветы – ярко — голубые звездочки. Они растут на лесных полянах, опушках и в перелесках.)

— Чем интересно прилагательное ярко-голубые? (Это сложное имя прилагательное, которое пишется через тире.)

Слайд №15 (Подснежник .Презентация ученика)

Ученик: — Ну а самый храбрый из первоцветов – подснежник. Поэт Иванов посвятил ему стихи.

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья человеку!

А Др. Русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.

Слайд №16

Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.

Слайд №17

Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

  1. Упражнение в разборе слов по составу.

Слайд №18

Слайд №19 (Самопроверка)

Учитель: — Оцените себя.

  1. Физкультминутка

Слайд №20

  1. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа с текстом.

Слайд №21

Слайд №22 (Самопроверка)

Учитель:Оцените себя.

  1. Упражнение в определении грамматических признаков имён прилагательных . (Работа в рабочей тетради).

Стр. 56, упр.122.

Слайд №23

  1. Рефлекторно – оценочный тест.

Слайд № 24, 25 (Самостоятельное выполнение тестов на ПК)

  1. Рефлексия.

Слайд №26

Учитель: — Оцените свою работу на уроке.

  1. Дерево успеха.

Слайды № №27, 28

Учитель: А сейчас я попрошу вашего внимания и напомню девиз нашего урока «Успех дарит радость». Каждый из вас сегодня достиг успеха, маленького или большого, но это был настоящий ваш успех. И от успеха, я надеюсь, изменилось наше настроение. Мне очень интересно – каким оно стало? Если вы спросите меня, я отвечу: «У меня великолепное настроение, потому, что вы порадовали меня». А какое ваше настроение?

(Солнечное – много тепла, много солнца, света в заданиях, в классе. Весеннее – все задания на уроке заставляли думать, размышлять. Радостное – от правильно выполненных заданий, от дружной работы.)

  1. Подарок Весны.

Слайд №29

Учитель: — Ребята, получается удивительная вещь! Весь урок был посвящён весне и настроение у нас действительно получилось весеннее, радостное, солнечное. Сама весна делает вам подарок. Эти цветы (учитель берет в руки) мне кажется они волшебные и хотят мне что- то сказать.

Красный цветок весна хочет подарить самому активному из вас на уроке. А как вы думаете, кто был самым активным? (вручают)

Розовый цветок для самого грамотного. Кто сделал меньше всего ошибок? (вручают)

И последний оранжевый цветок достается самому настойчивому. (вручают)

  1. Итог урока.

Слайд №30

(В конце урока ученики дарят присутствующим гостям изготовленные своими руками подснежники).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *