Разреженная композиция по изо – Нестандартный урок по ИЗО «Композиция. Основные законы композиции»
Нестандартный урок по ИЗО «Композиция. Основные законы композиции»
Тема: Композиция. Основные законы композиции.
Учитель ИЗО и черчения: Болтовская Наталья Александровна
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,
познакомить учащихся с основами композиционного построения.
формировать умение выполнять тематическую композицию,
Развивающие:
развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: урок обобщение
Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная групповая работа, опрос.
Оборудование: Презентация на тему «Композиция».
План урока
Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Объявление темы урока.
Повторение материала, закрепление.
3. Практическая работа
4. Завершение урока
Выставка и анализ работ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, какими композиционными приемами пользуются художники при создании своих произведений.
Повторение материала, закрепление.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о законах композиции. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания, научиться использовать законы композиции на практике.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Рисованию». Сделаем остановку в увлекательном городе «Композиция», осмотрим достопримечательности этого города, изучим основные законы и правила жителей этого городка. Жители города Композиция очень любят рисовать и украшать свои дома и предметы быта. Но делают они это, строго соблюдая необходимые правила, поэтому, созданные ими композиции выглядят потрясающе.
Итак, что же это за город «Композиция»?
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. (Слайд №2)
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины. Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка — Композиционный центр.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. (Слайд №3)
Для создания своих произведений художники пользуются специальными художественными приемами, способствующими раскрытию содержания работы. Называются они законами композиции.
Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония. В нашем городе существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. (Слайд № 4)
Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.
Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
Теперь я предлагаю познакомиться с правилами и приемами нашего города «Композиция».
Правила и приемы композиции (Слайд №5):
Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.
В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд №6)
— Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова. (Слайд №7)
Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.
— В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.(Слайд №8)
Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным. (Слайд №9)
Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре. (Слайд №10)
Статичная композиция(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности, покоя.
— Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт. (Слайд № 11)
— Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд №12)
Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. (Слайд №13)
Контраст (фр. ) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд №14)
Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..
Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции.(Слайд № 15)
Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет.
Мы с вами вспомнили основные правила и законы города «Композиция».
Дальше вам, ребята, предстоит создать свою декоративную композицию.
Последовательность создания декоративной композиции(Слайд №16):
1 этап
Замысел
Поиски композиционного решения
Цветовое решение
2 этап
Разработка элементов.
3 этап
Выполнение основной работы.
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов на плоскости.
Физминутка (Слайд № 17)
На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке. Работать вы будете небольшими группами. Нам нужно создать 5 команд. Каждой команде я выдам конверт с заданием. Вы должны за определенное время выполнить композицию. Заранее определите, кто из вашей группы будет работать устно – это будут капитаны команд, а кто практически. По окончанию урока, вы презентуете свои работы с кратким описанием приемов композиции.
3. Практическая работа(Слайд № 18)
Создание декоративной композиции из цветной бумаги.
Ритм
Симметрия
Асимметрия
Динамика
Статика
Приступайте к практической работе. Капитаны команд, внимание на доску!
Езли вы знаете ответ, поднимайте руку – после ответа получаете определенное количество баллов.
Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте. (Слайд №19)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №20)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется ритм, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 21)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется динамика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №22)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется статика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 23)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется симметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 24)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется асимметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №25)
Внимательно рассмотрите репродукции картин Рафаэля «Обручение Марии», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня», К. Коровина «Зимой», Н. Ге «Тайная вечеря» и назовите, с помощью каких средств художники выделяют сюжетно-композиционный центр. (Слайд № 26)
4. Завершение урока
Выставка и анализ работ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Закончите фразы: (Слайд №27)
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
infourok.ru
Основы композиции в рисунке- Уроки ИЗО
Если мы будем знакомиться с работой литератора, режиссера, композитора или художника над созданием произведений, то постоянно будем сталкиваться с термином «композиция».
Что же такое композиция? Слово «композиция» пришло к нам из латинского: оно переводится как сочинение, соединение, составление, расположение, связь. Поэтому компоновать — значит строить изображение, т. е. располагать основные его части и элементы по определенной системе, подчинять отдельные разрозненные детали целому.
Первоначально это понятие применяли в архитектуре, затем распространили на музыку, живопись, литературу и другие виды искусства. Поскольку основным средством выражения содержания любого произведения является художественный образ, композиция нацелена на то, чтобы наиболее ярко и полно раскрыть этот образ.
«Сочинение является главной задачей художника, ибо в нем одном сказывается вся его душа и все знания его. Сочинение есть мудрость, с которой художник находит выражение мысли своей». Эти слова из руководства Российской академии художеств XVIII в. очень близки и нам.
Повсюду в окружающей нас природе объективно существуют композиционные начала. Всматриваясь в листья и цветы, ветви деревьев, окраску насекомых, строение кристаллов, пропорциональный строй человека и животных, мы можем найти различные закономерности и ритмическую последовательность, организующие единый стройный образ.
Художник, всматриваясь в природу и находя многообразие принципов организации объектов реального мира, подчиняет их своим целям. Поэтому любое произведение искусства есть рукотворное повторение природы, созданное сознанием и чувствами человека. Даже любой рисунок или этюд с натуры несет в себе глубокие композиционные начала, являющиеся итогом большой подготовительной работы.
Вопросы композиции волновали художников и педагогов всегда. В Российской академии XVIII в. существовали правила «высокого штиля», выведенные на основе изучения работ великих мастеров. «Правило требует, чтобы фигуры занимали три части картины, четвертую же разделить на три части, из коих две должно оставлять над фигурами, а третью под ногами оных. Сия последняя часть и составляет первый план», «…надлежит изъявлять лучшие части фигур, делая из них, целых и частей их, образ пирамиды…».
Но созданная по этим принципам любая картина напоминала театральную сцену. Причем каждый план играл свою роль. Например, первый план — введение к главному действию, второй план — главное действие и т. д.
Идеал совершенства художники искали в слепом подражании классикам. Догматический подход к композиции привел к отказу от познания живой реальности. Конечно, против такого подхода выступали передовые мыслители и художники. В. Гете писал: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит, который приготовляют, смешивая яйца, муку и сахар! В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и овеяны дыханием единой жизни, причем созидающий его не идет путем сложения кусочков по своему произволу».
В XIX в. прогрессивные художники уже отказались от этих штампов. Они познавали реальную жизнь и изображали ее с позиций современника. Так, П.П. Чистяков учил своих учеников рассматривать композицию как познание реальности через образ.
Иногда в среде художников появляются мнения, что творческий процесс в искусстве строится лишь на интуиции и не доступен изучению ввиду своей индивидуальности. Очень хорошо по этому поводу сказал В.А. Фаворский: «Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Правил, конечно, нет и не может быть, а законы, конечно, есть. Каким! образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым оно создается и живет? Раз есть цель и есть условия, то есть и законы, и открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила неподвижны».
Художник воспринимает окружающую его жизнь как бы в двух аспектах: смысловом и пространственно-пластическом. Он совмещает в себе творца и зрителя. Каждая линия, проведенная им, остается на бумаге или отбрасывается благодаря рассудочным оценкам мышления или его эмоциям.
Практически вся трудовая деятельность человека протекает при участии, глаз, которые работают в среднем 15-18 часов в сутки.
Ученые считают, что процесс зрительного восприятия состоит из двух частей:
- образование плоского, т. е. двухмерного, изображения на сетчатке глаза;
- воссоздание трехмерного облика внешнего пространства.
Исходя из этого, композицию как форму образного представления реального мира в изображении можно условно разделить на две части: линейную и тональную.
Рассматривая любой объект, глаз человека двигается в направлении каких-либо воображаемых линий. Эти линии обычно начинаются в местах, несущих важную информационную нагрузку. Направления могут быть различные. Они могут пересекаться между собой. В точках пересечения глаз останавливается и меняет направление движения. Глядя на картину, мы часто находим эти «направляющие» глаз линии. Можно легко установить определенную схему изображения в картине. Эта схема и является основой линейной композиции.
Схемы линейной композиции могут быть различны. Надо помнить, что вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, создает впечатление устойчивости и статики, горизонтальное направление — тишины и неподвижности, диагональное движение — динамичность, направленность движения. Наибольшую устойчивость дает композиция, вписанная в треугольник.
Конечно, каждый человек чувствует эту ритмику композиции по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому не следует подгонять композицию под какую-нибудь определенную схему. Но все композиционные поиски должны быть построены не только на одной интуиции. Чтобы сделать хорошо продуманное, глубокое изображение предметов на плоскости, надо знать законы композиции. Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Тональная композиция несет информацию о различных массах пятен в картине и о значении этих пятен для достижения основной идеи изображения.
Все элементы в художественном произведении должны быть распределены так, чтобы в результате получался эффект равновесия. Равновесие — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, расположение, направление масс в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. Невозможно изменить ничего в отдельных частях. Единый, цельный организм изображения нуждается во всех частях, его составляющих.
Любое пятно изображения имеет определенную «тяжесть». Эта «тяжесть» в композиции зависит от месторасположения изобразительного элемента. Чистая изобразительная плоскость подобна гладкой поверхности воды. Каждая линия на изобразительной плоскости, каждое пятно подобны камню, брошенному в воду. Нарушается покой плоскости, мобилизуется пространство, и от того, как оно мобилизовано, зависит, какой образ возникнет на изобразительной плоскости.
Поэтому плохо скомпонованный рисунок, где художник не добился равновесия и гармонии между изображением и полями, кажется прерванным, незаконченным. Отдельные элементы такой композиции стремятся изменить свое место и форму, чтобы занять более удобное положение. Возникает неопределенность композиционного образа, его временность.
Остановимся на особенностях визуального восприятия человеком отдельных пятен на изобразительной плоскости. Любое пятно в верхней части тяжелее пятна, расположенного внизу. Пятно справа от центра имеет больший вес, чем пятно слева. Тяжесть пятна зависит от его размеров и цвета. Яркие цвета всегда тяжелее. Например, голубой цвет легче красного и т. д. При равных цветовых условиях предмет больших размеров всегда тяжелее. Чтобы возникло равновесие на белом листе бумаги, площадь темного пространства должна быть большей, чем белого. Тяжелее предмет кажется на ровном фоне, вдали от других предметов. Например, солнце на безоблачном небе весомее, чем среди облаков. Правильная геометрическая форма тяжелее, чем неправильная. Вертикально расположенные формы кажутся более тяжелыми, чем наклонные. Как уже говорилось ранее при рассмотрении линейной композиции, различные направления навязывают глазу свое движение и таким образом влияют на равновесие.
Если на очень вытянутой изобразительной плоскости с ярко выраженным горизонтальным направлением появляются другие небольшие направления, то они подчиняются тяжести горизонтального направления. Часто в композиции создаются направленные силы движения. Например, исходящей будет восприниматься линия движения, если одна ее точка совпадает с точкой опоры предмета, т. е. как бы «закреплена» там. Это можно легко проверить на примере дерева. Форма ветки дерева всегда будет стремиться не к стволу, а к своим тонким концам.
Таким образом, в композиции возникают сложные отношения между тяжестью пятен, их месторасположением и основными направлениями. Художник, компонуя, использует различные комбинации и создает несколько различных изображений, которые, сравнивая между собой, отбраковывает, уточняет и дополняет. Например, тяжесть, образованная цветом, может уравновешиваться тяжестью, созданной месторасположением, и т. д. Если в художественном произведении все эти отношения очень сложны и многолики, оно интереснее, оживленнее, эмоциональнее воспринимается. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза.
Мы знаем, что нижняя часть зрительно воспринимаемого предмета тяжелее. Попробуйте разделить строго вертикальную линию пополам на глаз. Проверьте после этого, и окажется, что нижняя половина больше верхней. А теперь с помощью чертежных инструментов найдите центр. Нижняя половина будет восприниматься глазом короче верхней.
Архитекторы эту особенность человеческого глаза применяли очень давно. Достаточно проанализировать месторасположение окна — «розы» на фасадах готических соборов.
Другая особенность человеческого глаза — восприятие левой и правой стороны. Как уже говорилось, любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой части картины. Сравните два изображения картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» — нормальное и перевернутое. На перевернутом положении картины фигура монаха становится тяжелее, и композиция «опрокидывается».
Любую картину мы воспринимаем слева направо, аналогично чтению книги. Ученые это связывают с подавляющим господством левого полушария коры головного мозга над правым, в котором, если человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры — речи, письма, чтения. Интересные исследования работы правого и левого полушарий головного мозга человека ведутся в лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.
Более отчетливым мы видим правую часть изображения. Глаз же человека всегда привлекает внимание предмет, наиболее выделяющийся из других окружающих его предметов. Рассматривая изображение, глаз скользит от места, впервые привлекшего внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия.
Немецкий психолог Макс Вертхеймер, который занимался психологией искусства, на основе проведенных экспериментов сформулировал законы группирования различных изображений на изобразительной плоскости. Он выдвигает два принципа, по которым группируются предметы: принцип подобия и принцип «согласующейся формы».
Характеризуя принцип подобия, Вертхеймер поясняет, что чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе. Подобие может быть по размерам, форме, тону или цвету, по месторасположению, а также по движению.
Принцип «согласующейся формы» можно охарактеризовать так: чем более согласована форма, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция строится на основе закона равновесия по принципу симметрии, когда предметы будут иметь одинаковый вес и уравновешены относительно центра изобразительной плоскости на основе закона равновесия по принципу асимметрии и на основе закона гармонических сочетаний, движений и ритмов. Поэтому простое фотографическое изображение предметов очень опасно, особенно начинающему художнику, тем, что не дает никаких творческих открытий. Очень важны выбор центра композиции на основе психологических особенностей нашего зрения, а также определение размеров изображения.
В композиции важно не только группировать предметы, но и учитывать свободные места, которые должны восприниматься в качестве ритмических интервалов и пластического неравенства объемов и масс. Это свойство композиции наглядно иллюстрируют наши древние иконы, где найдена гармония между изображением и свободными полями.
Работая над композицией, не следует искусственно подгонять ее под какую-либо определенную схему. Схема должна играть служебную роль. Если схемы обнажаются и довлеют при восприятии, то изобразительные средства начинают господствовать над содержанием. Нам будет скучно смотреть на такой рисунок.
Леонардо да Винчи писал, что в хорошей живописной картине распределение, или расположение, фигур должно быть «произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить». Поэтому главным остается всегда то, что хотел сказать своим произведением художник. Главное в композиции натюрморта — чтобы достигались целостность изображения. соразмерность частей, подчиненность деталей, продиктованная содержанием.
Компонуя, нужно много искать, переделывать, экспериментировать, сравнивать. «Работа над композицией должна проходить как процесс реализации, уточнения, обогащения, дальнейшей логической всесторонней разработки первоначальной идеи», — писал советский художник, действительный член Академии художеств Ю.М. Непринцев.
Знакомства с законами композиции недостаточно для создания совершенного натюрморта. Можно прекрасно знать законы и не уметь применять их в своем рисунке. Приемам композиции надо учить. К сожалению, в учебных заведениях этому уделяют меньше внимания, чем хотелось бы. Подразумевается, что если ученик умеет профессионально и грамотно воспроизводить на бумаге видимый им предмет, то при определенных усилиях со стороны педагога его можно научить собирать изображенные предметы в группы, т. е. компоновать.
Конечно, основа творчества — в художественном видении. «Для художника творчество начинается с видения, видеть — это уже творческий акт, требующий напряжения», — писал А. Матисс. Одаренный ученик быстро схватывает основы художественного восприятия, но научиться художественно видеть должен каждый, а если этих качеств нет, — необходимо развить их.
Чувство композиции — самая основная часть художественного видения Ван Гог писал: «…я не выдумываю картину, а, наоборот, я нахожу ее в при роде готовой, хотя и требующей раскрытия». Самостоятельные упражнения — самый эффективный прием в обучении изобразительной грамоте. Чтобы закрепить знания законов композиции, необходимы упражнения, цель которых — развить композиционные навыки учащихся.
Упражнения могут быть очень простые, краткосрочные, но обязательно нести большую информацию о том или ином законе композиции Их можно проводить перед выполнением длительной работы или прерывая ее на каком-то этапе. На занятиях, в классе или дома, главное, чтобы эти упражнения шли по строго продуманной системе от простого к сложному и подкрепляли материал, выполняемый ранее. Время, затраченное на упражнения, может быть от 1-2 до 5-10 минут.
Прилагаем примерный план композиционных упражнений, развивающих композиционные навыки.
Тема 1. Плоскость и пятно.
Тема 2. Линия и Плоскость.
Тема 3. Геометрическая фигура и плоскость.
Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.
urokizo.ru
Композиция в рисунке, основы композиции в рисунке и живописи
Содержание статьи
Композиция в изобразительном искусстве – объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio — «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.
Композиционный центр
В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр — то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
— Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.
— Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.
Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.
Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?
Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
— Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.
Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.
Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.
А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».
Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.
— И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.
Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине – сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.
Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.
А вот картина Петр I.
Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер – он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички — расположены по линии в направлении Петра.
Облака — в направлении Петра.
Лодка — направлена к Петру.
Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.
Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.
Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше – не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.
Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?
«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь – центр это вот этот стрелец.
На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура — молодой Петр.
Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.
В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.
Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.
Как гармонично расположить композиционный центр в листе
Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.
Правило третей в композиции
Это самый простой и популярный способ компоновать предметы. Его очень любят фотографы(не зря на фотоаппаратах и телефонах часто есть функция разбивки на девять клеточек, как раз, чтобы искать композиционный центр). По правилу третей идеальное расположение композиционного центра на пересечении этих линий или прямо на них.
Это, естественно, работает не только в фото, но и в рисунке и в живописи.
«Купание лошади» Серова.
Все по клеточкам.
Композиционный центр – это морда лошади и голова человека, которые выстроились в одну линию. Тело лошади заканчивается в пределах трети, горизонт на линии, уровень ног лошади по линии.
Или натюрморт.
Композиционный центр кувшин на пересечении линий, а цветы по линии, открытое окно по линии.
Центрированная композиция
В такой композиции композиционный центр обычно совпадает со зрительным центром, то есть, по сути, центр листа.
И все самое главное находится по центру листа.
В портретном жанре такой вариант композиции часто используется.
в натюрмортах, когда Вы рисуете один какой-то предмет или главный предмет в центре, а все остальное равномерно по бокам.
В центрованной композиции может быть множество фигур, но они располагаются вокруг главного центра и подчинены ему. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Все сходится к фигуре Христа, хоть здесь имеется очень много разных фигур, все линии перспективные сходятся к Христу.
Плюс центральная фигура находится на фоне белого неба в оконном проеме, очень контрастно.
Здесь стоит еще упомянуть о симметрии. Она тоже связана с зацентрованной композицией. И симметрия обычно ассоциируется с чувством равновесия, статичности. Поэтому подходит для спокойных, уравновешенных сюжетов, где отсутствует напряжение, какая-то динамика.
Золотое сечение в композиции
Все наверняка слышали об этой магической штуке, о какой-то там вселенской пропорции, которая является идеалом красоты, гармонии и самой лучшей и удачной пропорцией. Выражена она вот в такой золотой спиральке (другое название спираль Архимеда), смысл которой средним умом не понять.
«Ага! Я сейчас на свои фотки наложу такую спираль и случайной вероятностью найду там золотое сечение» — скажите Вы! И вполне вероятно! Это же спираль вселенской гармонии, она заложена в человеке на подсознательном уровне. И факт остается фактом: даже стада овец разбегаются по спирали, которая соответствует вот этой спирали Архимеда. Я Вас не буду морочить всеми аспектами этой спирали. Для того, чтобы компоновать предметы, стоит усвоить лишь основной ее смысл, который заложен именно в пропорциональном соотношении.
Еще раз, если вся длинна 100%, то меньший отрезок 38,2%, а больший 61,8%,
Как это применить в компоновке предметов.
Рассмотрим еще раз картину «Утро стрелецкой казни».
При беглом взгляде можно обнаружить сразу три места, организованных в соответствии с золотым сечением: — голова Петра, относительно вертикали
— голова Петра относительно стрельца
— и разделение картины собором
Золотое сечение, конечно, не очень удобный способ компоновать предметы. Вы ж не будете сидеть над работой с линейкой или вот с этой спиралькой, вырезанной, не знаю, каким образом, и искать – где же мне тут что расположить. Просто нужно усвоить на глаз, запомнить, какое соотношение: один отрезок чуть больше половины, другой – чуть меньше половины.
Итак: чтобы гармонично расположить композиционный центр в листе, можно использовать такие приемы, как правило третей, золотое сечение или центровать композицию. Или сочетать все эти приемы вместе в одной композиции, если у Вас какая-то сложная, объемная работа.
Динамика и статика
Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.
А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.
Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.
На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.
Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.
Закон равновесия в композиции
Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
Все тот же натюрморт.
Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
«Девочка с персиками» В.Серова.
На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.
Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.
И Шишкин.
Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?
Или так?
Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.
Итог: равновесие достигается балансом цвета, балансом форм, количеством предметов и симметрией.
Восприятие зрителем
Есть некоторые факторы, которые усиливают психологическое воздействие работы на зрителя. Они могут появиться в вашей работе случайно, совершенно на подсознательном уровне. А можно их добавлять намеренно, чтобы усилить воздействие от своей работы.
Человеческий взгляд двигается слева на право, это связано с доминированием левого полушария мозга над правым. Исключение, конечно, левши. То есть человек больше задержит свой взгляд на работе, где композиционный центр находится слева и есть движение вправо от этого центра.
Если он видит слева что-то невнятное, то мозгу уже не хочется двигаться взглядом вправо, его внимание уже рассеивается, оно не такое сконцентрированное. И, возможно, работа произведет меньшее впечатление. С превьюшками это очень хорошо работает. По статистике превью, где вся смысловая нагрузка приходится на левую сторону, работают лучше, чем превью, где все справа.
Наглядный пример рекламы кока-колы. У них практически всегда бутылка слева находится (то есть там, где мы ее сразу видим)
Или все действо слева находится. А в отделе рекламы у них наверняка лучшие умы работаю.
Динамика в работе больше приковывает взгляд, чем статика. Если один и тот же предмет рисовать в статичном и динамичном положении, то большее внимание зрителей будет приковано к динамичному расположению объекта.
Эмоции. Всегда думайте над тем, какие чувства Вы хотите вложить в свою работу – печаль, грусть, радость, страсть, агрессия, умиротворение. Я, конечно, не говорю о той ситуации, когда Вы рисуете, например, натюрморт с утюгом в главной роли. И думаете такие: «Ага! Дайка я сделаю страстный утюг!». Нет, конечно, не та ситуация. Но усилить эмоциональное воздействие от работы на зрителя можно даже в натюрморте с утюгом.
В первую очередь я говорю о линиях, которые воспринимаются человеком на подсознательном уровне.
— Прямая горизонтальная линия
Ассоциируется с горизонтом. Чувство покоя, спокойствия.
«Московский дворик» — нет никакого напряжение, чистое умиротворение.
В этой картине очень много горизонтальных линий, которые ничем не разрываются.
— Прямая вертикальная – устремление вверх.
Волнующее чувство устремления к чему-то важному.
Очень много вертикальных линий, ведущих нас к кусочку неба в своде у Пиранези. Неимоверное ощущение!
— наклонная линия обычно ассоциируется с движением, с дорогой, уходящей в горизонт.
Поэтому вызывает волнующие чувства. Чем сильнее наклонены линии относительно горизонта, тем больше эмоций они вызывают. Я уже показывала пример с движением лошадей, когда движение подчеркнуто диагональю (наклонной линией), то это движение мы ощущаем лучше.
— ломаные, обрывающиеся и пересекающиеся линии – неуравновешенность, даже агрессия, вызывает бурные, но неприятные чувства.
Ломаные линии в батальном жанре очень хорошо работают.
Природные линии не имеют резких углов, каких-то ломанных переходов, поэтому мягкие, скругляющиеся, волнообразные линии всегда оказывают умиротворяющее воздействие.
И, конечно же, на восприятие влияет Ваши труды, Ваши старания, вложенные в работу. Если Вы творили с душой, с вдохновением, с каким-то творческим запалом, то Ваш зритель по любому это увидит, оценит, почувствует.
Итак: чтобы с композицией у Вас все было нормально, определяйтесь с композиционным центром, выделяйте его формой, размерами, цветом или контрастом. Располагайте его гармонично относительно листа, если не можете найти эту гармонию, воспользуйтесь правилом третей, золотым сечением или зацентровывайте композицию. Все остальные предметы должны быть сбалансированы относительно композиционного центра и подчинены ему.
riart-nn.ru
Разработка урока по ИЗО на тему: «Композиция»
Кийминская школа – сад им.К. Ускенбаева
открытый урок по ИЗО в 6 классе
Подготовила и провела: Петрушенко А.А
2014-2015 учебный год
19.01.15
Поурочный план урока по изобразительному искусству
Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.
Тема урока: Композиция
Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.
6класс
Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Место проведения: Учебный класс.
Время: 45 минут.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Цель: дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с правилами компоновки рисунка на листе; учить размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно, правильно выбирать формат листа; развивать пространственные представления; воспитывать интерес к предмету.
Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.
Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.
Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
План урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Практическая работа
Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.
2. Сообщение темы урока
Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.
Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.
3.Постановка проблемы.
Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.
Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.
(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)
Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».
Что вы можете сказать о рисунке г)?
Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).
4.Сообщение теоретических сведений.
1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».
Учитель. Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».
Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.
Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей.
Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.
Вот, например, как великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И. Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова». Очень долгое время ему не удавалось передать движение саней.
Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…
5.Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.
Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.
Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.
После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.
И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.
6.Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).
7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а(видео)
8.Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Беседа с учащимися по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что означает слово композиция?
– Зачем нужно знать правила построения композиции?
– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?
3. Выставление оценок.
9.Сейчас все откроем дневники и запишем домашнее задание
Домашнее задание: оформить в тетради раздел «Композиция»
videouroki.net
Композиция в изобразительном искусстве: основные законы
Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что означает связывание или составление. Попросту говоря, композиция – это способ построения картины, определяющий ее восприятие зрителем. Любое произведение изобразительного искусства имеет определенную структуру, соответствующую его сюжету.
Композиция в живописи в плане техники – понятие не точное, так как в каждой школе прошлого существовали свои приемы и правила построения картин. Однако если проанализировать целиком область мирового изобразительного искусства, то можно выявить некие объективные, универсальные закономерности, лежащие в основе любого творчества. Они никоим образом не зависят от индивидуальностей отдельных художников, направлений и школ. Их и будет правильнее всего называть законами композиции.Идейность
Композиция в изобразительном искусстве – это прежде всего средоточие идейного начала. Ни один рисунок, будь то натюрморт или даже портрет и пейзаж, не является «фотографическим» копированием модели. Отбирая различные детали и решая, каким именно образом разместить их на холсте, художник стремится в первую очередь отразить свое, индивидуальное отношение к выбранному сюжету, собственное его понимание.
Попросту говоря, композиция в изобразительном искусстве способствует выражению того, что именно заинтересовало живописца в модели, и почему он решил ее изобразить. Без этого картина станет просто ремесленным копированием, не больше. Поэтому наличие творческого, идейного замысла при написании трудно переоценить.Для того, чтобы создавать настоящие, «живые» картины, имея представление о том, что такое композиция в изобразительном искусстве чисто технически, художник должен обладать еще и горячим сердцем, умом и быть способным мыслить самостоятельно и глубоко. Проще говоря, идейность картины заключается не столько в ее теме, сколько в отношении художника к ней и даже ко всей жизни в целом.
Анализ и интуиция
Любое художественное творчество требует наличия у мастера интуиции и способности к анализу. Композиция в искусстве написания картин, ее формат, средства исполнения и мотив должны устанавливаться им только в процессе интуитивного движения от содержания к форме. Кроме того, только сумев проанализировать созданное таким образом произведение, живописец может сделать его законченным. Причем плодотворной может считаться только проверка, вызывающая в мастере подъем чувств, вдохновляющая его, способная подвигнуть к взволнованному и точному завершению вещи. Таким образом, искусство, начинаясь, воспринимаясь и заканчиваясь чувством, может быть объяснено только с помощью детального анализа.Цельность
Идейность, анализ и интуиция – основополагающие принципы, которыми отличается композиция в изобразительном искусстве. Однако едва ли не первым ее законом можно считать цельность конечного произведения. Все элементы должны находиться в определенной взаимосвязи. Ни цвет, ни форма не могут существовать отдельно друг от друга. Серьезную картину можно написать, только обнаружив принцип устройства мотива, его «композиционную схему», гармонию конструкции, созданную природой.
Все художники идут к цели написания проанализированных, целостных и имеющих законченность сюжетов разными путями. Главное в этом – наличие способностей и желание их развивать.
fb.ru
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: Основы композиции в конструктивных искусствах
Слайд 1
Основы композиции в конструктивных искусствах Искусство композиции – основа дизайна и архитектурыСлайд 4
В дизайне и архитектуре КОМПОЗИЦИЯ – это конструирование объектов, т.е соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости ГАРМОНИЯ – это согласованность и упорядоченность всех элементов, с оставляющих целое
Слайд 6
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции или «Внесём порядок в хаос!»
Слайд 8
Достижение гармоничного расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу
Слайд 10
Симметрия Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция – симметричной
Слайд 12
Асимметрия и динамическое равновесие
Слайд 13
Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной
Слайд 14
Динамика и статика. Ритм Статичная композиция Динамичная композиция Усиление движения Противостояние движению, его остановка
Слайд 15
Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краям поля и как бы уходят в глубину пространства, называется глубинной А В С
Слайд 16
Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущенность и разреженность – это РИТМ
Слайд 17
Добавлением новых элементов можно замкнуть движение в пространстве листа или как бы разомкнуть рамки поля, открыть его. Первую композицию можно определить как замкнутую, закрытую, а вторую – как открытую, или разомкнутую
Слайд 18
Казимир Малевич Супрематические композиции
Слайд 20
Прямые линии и организация пространства
Слайд 22
Цвет – элемент композиционного творчества
Слайд 23
Хроматические цвета Ахроматические цвета
Слайд 24
Тёплая цветовая гамма Холодная цветовая гамма
Слайд 26
2 слайд usznkorkino.ru 5 слайд www.free-lance.ru 18 слайд http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=18874
nsportal.ru
Презентация по ИЗО основы композиции
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Автор Худойбердиева Е.В. МОУ «Николаевская СОШ» 2015 г
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Избежать неудач, установить должный порядок – гармонию – в работе помогает композиция. Композиция (от лат.) – «компоноре», что означает «сочинять», «располагать», «составлять».
5 слайд Описание слайда:Правильная компоновка рисунка
6 слайд Описание слайда:Принцип целостности композиции. Выделение главного предмета.
7 слайд Описание слайда:ФРОНТАЛЬНАЯ ДИАГОНАЛЬНАЯ
8 слайд Описание слайда:АСИММЕТРИЧНАЯ Схемы композиций СИММЕТРИЧНАЯ
9 слайд Описание слайда:Перов. Тройка.
10 слайд Описание слайда:В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891
11 слайд Описание слайда:Если на картине используется одна или несколько диагональных линий, направлений движения; Если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; Если выбрать определённый момент движения, который наиболее ярко отражает его характер, является его кульминацией.
12 слайд Описание слайда:Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе С.А.Рачинского
13 слайд Описание слайда:И.И. ЛЕВИТАН. Март 1895
14 слайд Описание слайда:Если на картине отсутствуют диагональные направления. Если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия; Если композиция является симметричной, уравновешенной или построена на основе простых геометрических схем (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:Композиционные правила. Передача движения (динамика). Передача покоя (статика). Золотое сечение Приёмы композиции. Передача ритма. Симметрия и асимметрия. Равновесие частей композиции. Выделение сюжетно – композиционного центра. Средства композиции. Формат. Пространство. Ритм. Контраст. Декоративность.
20 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-302289
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru