Работа педагога психолога с детьми с овз – Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Работа психолога с детьми ОВЗ в школе
Руис М. М.
Педагог-психолог
МАОУ «СОШ №24 с УИОП», г. Старый Оскол
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
«Каждый ребёнок имеет возможность быть
психологически готовым к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям»
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:
диагностическая работа,
коррекционно-развивающая работа,
профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы
.В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико- педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОО) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится
своевременно выявить детей с ОВЗ;
выявить индивидуальные психолого- педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
особенности контакта ребёнка;
эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
реакция на одобрение;
реакция на неудачи;
эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
эмоциональная подвижность;
особенности общения;
реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
особенности моторной функции.
Коррекционно-развивающее направление
Структура коррекционно-развивающего занятия
Приветствие — ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение)
Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).
Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).
Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).
Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).
Психо-коррекция познавательных процессов
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.
При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».
Формирование пространственных и временных представлений об окружающем
освоение пространства собственного тела
уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
определение пространственных направлений по отношению к себе
определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
пространственная ориентация на листе бумаги.
Формирование математических представлений
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).
элементарные логические игры, задачи,
упражнения на классификацию,
задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,
дидактические игры, направленные на развитие пространственных
представлений, построение сериационных рядов.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.
Сказкотерапия
С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.
Куклотерапия
В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Игротерапия
Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.
Развитие игровой деятельности
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.
При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие
игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;
соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
учет структуры дефекта;
подбор игрового материала с постепенным усложнением;
связь содержания игры с системой знаний ребенка;
соответствие коррекционной цели занятия;
учет принципа смены видов деятельности;
Развитие мелкой моторики
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером.
• штриховка,
• работа с трафаретами.
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка;
• волшебные узоры.
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.
Консультативно — просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
infourok.ru
«Работа психолога с детьми ОВЗ»
Работа психолога с детьми ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сразу прошу прощения, за использование не корректных слов таких как: инвалиды и дети-инвалиды. В настоящие время проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.
Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей с ОВЗ в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи…
Кроме этого, дети с ОВЗ часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.
Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.
Таким образом, вторая задача при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов – специального педагога, дефектолога, медицинского работника.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.
создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;
владеть различными технологиями реабилитации;
формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.
Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.
Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.
Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.
Основными видами арттерапии являются:
Музыкотерапия.
Куклотерапия.
Сказкотерапия
Фольклор.
Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.
Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:
Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации (Приложение)
“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.
Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.
Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.
Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.
Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения
семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации
10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА
Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.
При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.
Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.
Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Региональная Общественная Организация Инвалидов (РООИ) «Перспектива» г. Москва уже несколько лет проводит в общеобразовательных школах занятия по пониманию инвалидности, в ходе которых они стараются способствовать формированию у школьников адекватного отношения к людям с инвалидностью.
Школьные занятия построены таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами.
В ходе занятий они используют интерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.
Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия, так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.
Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.
Источники:
1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год
2. www.yandex.ru
3. http://perspektiva-inva.ru/
Педагог психолог МОАУ «СОШ № 69»
Рафикова Валентина Геннадьевна
Приложение
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ
1. Мой жизненный путь
Мои успехи: Мои неудачи:
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
2. Моя точка опоры в жизни
Что мне помогает: Что мне мешает:
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
3. Оценка качеств человека
Нравятся. Не нравятся.
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ _______________________
4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке
Нравится. Не нравится.
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ _______________________
5. Каково мое отношение к моему ребенку
Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:
внешний вид;
интеллектуальные возможности;
речь;
поведение;
двигательная неловкость;
невозможность ходить.
Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:
да;
нет;
не знаю;
Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:
ласкается;
целует, обнимает;
говорит, что любит;
ему нравится, когда я его ласкаю;
делает что-то, что мне нравится.
Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:
кричу;
могу ударить;
подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;
Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:
снимаю раздражение;
желание наброситься на него и сделать все по-своему;
слабость, подавленность;
чувство собственной беззащитности;
хочется плакать;
желание оставить его на некоторое время;
потребность побыть одной.
Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.
______________________________________________________
______________________________________________________
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом — Пресс”, 1999. – с. 62.
multiurok.ru
Отчет педагога-психолога о работе с детьми с ОВЗ
Отчет
о работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
за 2016-2017 учебный год.
Обучение в школе учащихся с ОВЗ направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.
Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога с детьми с ОВЗ являются:
— Психодиагностическая работа;
— Коррекционно-развивающая работа;
— Консультативная работа;
— Просветительская;
— Профилактическая.
Содержание направлений деятельности:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.
При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика.
После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы и родителей.
2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.
3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.
4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми «группы риска».
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы и родителей, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.
Работа психологической службы с детьми с ОВЗ велась по намеченному плану на 2016-2017 учебный год.
Психодиагностическая работа велась по запросу педагогов и согласно плана. Использовались такие методики и тесты как:
1. Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению
2. Краевой мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению
3. «Самооценка».
4. Методики на изучение словесно-логического мышления.
5. Методики на изучение памяти.
6. Методики на изучение внимания, восприятия, воображения.
7. Первичная и повторная диагностика познавательных процессов. Методика О.В.Холодова
8. Диагностика познавательных процессов дошкольников и младших школьников по диагностическому альбому Н.В.Семаго
9. Диагностические исследования по тесту Векслера
Так же велась консультативная работа с педагогами и родителями. В течение года педагогам начальной школы были даны рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.
Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего с детьми с ОВЗ, является коррекционно-развивающая работа. Были составлены программы занятий. В начальной школе обучалось учащихся с ОВЗ: 1 ребёнок.
Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие мелкой моторики;
— развитие внимания, его распределения;
— развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;
— развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;
— развитие операций анализа и синтеза;
— развитие восприятия, воображения;
— развития умения классифицировать предметы и их свойства;
— развития умения определять последовательность событий и т.д.
Учащиеся посещали занятия согласно составленного графика. Форма работы с учащимися индивидуальная.
За истекший год были проведены индивидуальные занятия и консультации для учащегося и его родителей.
Проанализировав работу психологической службы с детьми с ОВЗ за год, намечены основные направления деятельности работы на 2017-2018 учебный год:
— продолжать работу по основным направлениям прошедшего учебного года;
— внедрение новых психологических методов и методик;
— приобретение современной психологической литературы;
— создание разновозрастных групп общения для учащихся имеющих проблемы в общении и трудности адаптации
школаРаз
Педагог-психолог Братухина А.Д.
infourok.ru
Организация коррекционно- развивающей работы педагога-психолога с детьми ОВЗ.
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С ДЕТЬМИ ОВЗ
Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.
В нашей школе существуют два класса, обучающиеся которых имеют VIII вид.
В данных классах учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:
— щадящий режим;
— меньшая наполняемость классов;
-соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;
— использование специальных образовательных программ.
Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.
Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.
Коррекционно — развивающаяся работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознания детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно — перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведение детей и подростков, личностное развитие в целом т отдельных его аспектов. Продолжительности и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретной группы детей нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастам.
Задачи:
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы первого и второго этапов:
совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Третий этап – ориентирован на развитие коммуникативных умений.
Содержание работы третьего этапа обучения:
формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Рассмотрим один из методов коррекционно-развивающей работы — групповые коррекционно-развивающие занятия.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
Системность и последовательность.
Индивидуально-дифференцированный подход — все задания подобраны от простого к сложному.
Максимальное использование игровых методов обучения.
Психологическая безопасность.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень важны — принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а значит, ребенок чувствует себя в безопасности; нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер — это повышает мотивацию выполнения задания. Таким образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных занятий — исправление нарушенных высших психических функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.
Коррекционные занятия носят интегрированный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их ближайшего развития.
Эффективность же коррекционной работы в школе зависит от создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической коррекции, а также медицинского сопровождения.
infourok.ru
Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ образовательного процесса педагога – психолога
«Утверждаю»
Директор школы — интерната:
______________ Подповетная Л.П.
ПРОГРАММА
психологического сопровождения образовательного процесса
педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны
КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.
Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.
Содержание программы
Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.
Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
Беседа
Лекция
Круглый стол
Практические занятия с элементами тренинга
Тестирование
Ролевые и психотехнические игры
Арт-терапия
Песочная терапия
Основные направления деятельности педагога – психолога:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно — развивающая работа;
3. Консультативная работа;
4.Профилактическая и просветительская работа;
5. Организационно — методическая работа.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.
1. Психологическая диагностика.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
Подготовительный этап, включающий в себя:
– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
– составление плана и стратегии исследования;
– выбор методического материала.Проведение исследования.
Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.
Предлагается диагностика по следующим параметрам
обучающихся:
оценка уровня тревожности;
исследование личностных особенностей;
уровень самооценки;
измерение мотивации достижения;
акцентуации личности;
профориентационные тесты;
педагогов:
оценка психологического климата в педколлективе;
выявление типологических особенностей личности;
оценка профессиональной направленности личности;
родителей:
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
формирование новой позитивной «Я – концепции»;
помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.
Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.
3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.
Консультирование осуществляется в форме
— индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;
— индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;
— индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.
Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.
При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;
плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.
Циклограмма рабочего времени
Вид
Деятельности
Дни
недели
дата, часы
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Консультационная
работа
Профилактическая
работа
Просветительская
работа
Организационно-методическая работа
Понедельник
2 ч
1 ч
2 ч
1 ч
Вторник
2 ч
2 ч
1ч
1ч
Среда
8 ч
Четверг
1 ч
2 ч
2 ч
1 ч
Пятница
2 ч
1 ч
2 ч
1 ч
Суббота
3 ч
1 ч
Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.
№ п/п
Направления и мероприятия работы
Сроки
Предполагаемый результат
Организационно-методическая работа
Планирование работы на учебный год
Август
Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога
Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария
Сентябрь
Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога
Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии.
В течение года
Создание базы для терапевтических занятий
Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса
Сентябрь
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса
Сентябрь
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей.
В течение года
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,
формирование методической базы для деятельности педагога-психолога
Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога.
Сентябрь, январь
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Разработка программы по работе с «трудными» подростками.
Сентябрь
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Повышение психологических знаний через:
а) обмен опытом с коллегами
б) изучение специальной литературы
В течение учебного года
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога
Диагностическая работа
Работа с обучающимися
Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел
(в онлайн режиме)
Сентябрь
Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы.
Исследование уровня адаптации первоклассников:
— наблюдение
— проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»
Октябрь
Апрель
Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.
Исследование уровня адаптации пятиклассников:
— «Тест школьной тревожности Филлипса»
— «Анкета мотивации при переходе в основную школу»
— «Цветовой тест Люшера»
Октябрь
Апрель
Выявление обучающихся с признаками дезадаптации
Диагностика уровня тревожности
«Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл.
Ноябрь
Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности
Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:
— «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов
— «Типы личности» Д. Голланд
Март
Оказание помощи в профессиональном самоопределении
Групповая диагностика первоклассников:
— «Тест К. Йиерасека»
— методика «Бусы»
Сентябрь
Май
Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.
Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:
— «Шкала тревожности»
— опросник Басса-Дарки
( диагностика состояния агрессивности у подростков)
— тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка)
В течение учебного года
Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.
Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей
В течение учебного года
Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.
Диагностика (выявление причин девиантного поведения).
Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей;
Тест школьной тревожности Филлипса;
Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;
методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;
проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс».
В течение учебного года
Снижение тревожности, рекомендации.
Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл)
Декабрь
Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.
Работа с педагогами
Выявление затруднений в деятельности педагогов школы
В течение учебного года
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи
Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания
Март
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи
Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам .
В течение учебного года
Координация взаимодействия семьи и школы
Работа с родителями
Диагностика детско-родительских отношений по запросам
В течение учебного года
Координация взаимодействия семьи и школы
Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания»
В течение учебного года
Координация взаимодействия семьи и школы
Психологическое консультирование
1
Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей
По мере обращения
Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей
2
Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.
По мере обращения
Повышение уровня психологической компетентности родителей
3
Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы
По мере обращения
Повышение уровня психологической компетентности родителей
4
Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации
По мере обращения
Создание комфортных психологических условий для обучающихся
5
Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики.
По плану работы
Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога
6
Участие в пед.консилиумах .
1 раз в четверть
Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.
7
Участие в родительских собраниях.
По плану
Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.
Психологическая коррекция
11
Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов)
По мере обращения
Нормализация психологического здоровья обучающихся
Групповая коррекционная работа с обучающимися
По мере обращения
Нормализация психологического здоровья обучающихся
Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении
Декабрь
Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся
Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения
По мере обращения
Улучшение психологического здоровья
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды.
В течение учебного года
Улучшение психологического здоровья
Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей
Проведение блока коррекционных занятий .
В течение учебного года
Улучшение психологического здоровья
Блок занятияй«Я в этом мире» с учащимися «группы риска»
В течение учебного года
Коррекция поведения обучающихся.
Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий».
Апрель
Май
Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.
Занятия в тёмной сенсорной комнате.
В течение учебного года
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.
Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей с ОВЗ детей-инвалидов.
Психологическая профилактика и просвещение
Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи
В течение учебного года
Сохранение психологического здоровья детей
Единый классный час «Урок доверия» 9 кл.
«Выход всегда есть»
сентябрь
Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия.
Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска»
В течение учебного года
Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения
Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.
— профориентационные консультации
— курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии»
В течение учебного года
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?»
Март
Январь
Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях
Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл.
Февраль-апрель
Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов
Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)
Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения».
Выступление на МО учителей
«Особенности детей с синдромом Дауна».
Проведение семинара среди учителей
«Коррекционная работа с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья».
По плану
Январь
Ноябрь
Март
Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.
Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.
Раз в месяц
Обмен опыта.
Мини сайт педагогов -психологов
nsportal.ru
Проведение «Недели психологии» в школе.
Ноябрь
Активное участие все участников образовательного процесса.
Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж.
В течение учебного года
Обмен опыта. Просвещение.
Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся.
По запросам
Профилактическая работа. Защита прав ребенка.
Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл.
Декабрь
Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.
Экспертная работа
Обработка и анализ диагностических исследований
В течение учебного года
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований
Оценка результатов коррекционной и развивающей работы
В течение учебного года
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Участие в заседании совета по профилактике
В течение учебного года
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
6
Психологический анализ урока по запросу администрации
В течение учебного года
Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя
7
Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК.
Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.
Инновационная деятельность
1
Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.
В течение учебного года
2
Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.
По плану
Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.
3
Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов.
В течение учебного года
улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
4
Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы.
В течение учебного года
Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы
Педагог-психолог: Касаткина И.Л.
infourok.ru
Алгоритм работы педагога- психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.
Алгоритм работы педагога- психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых важных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды
Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья в силу своего дефекта не посещают школу, постоянно находясь в домашних условиях. В ряде случаев родители предпочитают воспитывать и обучать дома такого ребенка, который вполне мог бы быть школьником. Индивидуальное обучение на дому, несомненно, имеет свои положительные стороны. Прежде всего, ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с родителями и педагогами, но следует предусмотреть и организовать такие условия, при которых он не будет изолирован от других детей и взрослых.
Работая в коррекционной школе 17 лет, отмечаю, что количество детей-инвалидов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому растёт с каждым годом.
Для более эффективного сопровождения был составлен алгоритм работы психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.
Алгоритм сопровождения.
1этап. Нормативно-законодательный.
Предусматривает заключение договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении.
2 этап. Подготовительный.
На этом этапе происходит изучение карты ИПР, протокола ТОПМПК и других документов, представленных родителями.
3 этап. Диагностический.
Проводится диагностика родителей (законных представителей), с целью понимания, на каком этапе принятия ребёнка, находятся они (отторжение ребёнка, обвинение других, принятие) и определение путей дальнейшего взаимодействия.
Диагностическая процедура учащихся включает в себя исследование личностной, эмоциональной, психомоторной и познавательной сферы.
4 этап. Консультативный.
По результатам диагностики и с учётом рекомендаций карт ИПР, психолог даёт консультацию педагогам по составлению индивидуальных адаптированных основных общеобразовательных программ. Педагогическая программа рассматривается школьным консилиумом, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается педагогическим советом.
Консультирование родителей (законных представителей) проводится с целью обмена опытом в воспитании и обучении. Выясняется, как они могут участвовать в реализации программ сопровождения и обучения.
5 этап. Психологический.
Составляется программа работы психолога с ребёнком. Цели и задачи психологического сопровождения, а также планируемые результаты фиксируются в индивидуальной карте учёта динамики развития ребёнка. Программа и расписание занятий согласовывается с родителями (законными представителями), которым в свою очередь предоставляется возможность выбора: быть непосредственным участником или наблюдателем во время проведения занятий. В начале сопровождения занятия проводятся в индивидуальной форме. Позже, когда ребёнок адаптируется и привыкнет, возможна — групповая.
6 этап. Социальный.
Этот этап необходим для поддержки эмоционального и социального развития детей. По рекомендации психолога дети посещают и участвуют (в доступных формах) в различных школьных мероприятиях, тематических неделях или спортивных соревнованиях.
Также на этом этапе происходит постепенная интеграция в условия школьного обучения. Более адаптированным учащимся предлагается посещение отдельных уроков совместно со своими одноклассниками.
Со временем у некоторых детей появляется возможность полностью отказаться от обучения на дому и интегрироваться в условия школы.
Все этапы алгоритма взаимосвязаны, проверены опытом и временем, и несомненно, приносят свои положительные результаты. Всё это делает их необходимыми на всём периоде обучения ребёнка в школе.
Хочется надеяться, что представленный материал поможет в первую очередь начинающим психологам найти «точку отправки» при работе с детьми данной категории.Во-вторых, позволит детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, лучше социализироваться. Ведь чем активнее родители и ребёнок включаются в школьную жизнь, тем меньше они «уходят в болезнь». Ну а в- третьих,позволит более эффективно интегрировать детей домашнего обучения в условия школы.
Список литературы:
Чурсина А.А., директор МБУ СОШ № 69 г.о. Тольятти Создание развивающей образовательной среды в условиях инклюзивной школы с.1.13
5rik.ru›Лучшие рефераты›article-83062.htmРеферат: Умственно отсталые дети Корчагина Екатерина Москва 2001
Лапшина М.Ю. Адаптация детей с ОВЗ как социокультурная проблема. Журнал «Мир современной науки» том 4/2012 г.
infourok.ru
Специфика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Специфика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ.
Слайд 2
Задачи педагога-психолога:
Обеспечить психологические условия для охраны и развития личности ребенка;
Развитие и коррекция познавательной деятельности;
Развитие личностной сферы;
Развитие психологических знаний, умений у навыков у детей и их родителей.
Слайд 3
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья (на данный момент около 70 % новорожденных имеют перинатальную
патологию).
Слайд 4
Диагностическая работа педагога-психолога
Исследование уровня развития познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение)
Исследование личностных особенностей детей (самооценка, уровень притязаний, эмоциональное состояние)
Психическая готовность детей к обучению в школе
Исследование межличностных взаимоотношений
Исследование адаптационного
периода
Слайд 5
Коррекционно-развивающая работа
В коррекционную работу с детьми педагогом-психологом включаются элементы:
сказкотерапии;
арт-терапии;
игротерапии;
песочной терапии;
- психогимнастики
Слайд 6
Слайд 7
Консультативная работа
Работа с родителями направлена на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Слайд 8
Функциональное биоуправление –это возможность обучения произвольному изменению физиологических функций организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении.
Слайд 9
Слайд 10
Спасибо за внимание!
lusana.ru