cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Работа педагога психолога с детьми с овз – Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Содержание

Работа психолога с детьми ОВЗ в школе

Руис М. М.

Педагог-психолог

МАОУ «СОШ №24 с УИОП», г. Старый Оскол

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ

«Каждый ребёнок имеет возможность быть

психологически готовым к школьному обучению на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ можно выделить следующие:

диагностическая работа,

коррекционно-развивающая работа,

профилактическая и консультативная работа с родителями.

Диагностическое направление

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы

.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико- педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОО) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится 

психолого-медико- педагогической диагностикепозволяющей:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого- педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические 

разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

особенности контакта ребёнка;

эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

реакция на одобрение;

реакция на неудачи;

эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

эмоциональная подвижность;

особенности общения;

реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

особенности моторной функции.

Коррекционно-развивающее направление

Структура коррекционно-развивающего занятия

Приветствие — ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение)

.

Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

Психо-коррекция познавательных процессов

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.

При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях«Игра сказка»«Игра-поручение»«Игры загадки».

Формирование пространственных и временных представлений об окружающем

освоение пространства собственного тела

уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

определение пространственных направлений по отношению к себе

определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

пространственная ориентация на листе бумаги.

Формирование математических представлений

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).

элементарные логические игры, задачи,

упражнения на классификацию,

задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,

дидактические игры, направленные на развитие пространственных

представлений, построение сериационных рядов.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.

Сказкотерапия

С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.

Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.

Куклотерапия

В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Игротерапия

Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Развитие игровой деятельности

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие 

условия:

игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

Развитие мелкой моторики

• гимнастика в стихах,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• массаж пальчиков массажером.

• штриховка,

• работа с трафаретами.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка;

• волшебные узоры.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

Консультативно — просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

infourok.ru

«Работа психолога с детьми ОВЗ»

Работа психолога с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сразу прошу прощения, за использование не корректных слов таких как: инвалиды и дети-инвалиды. В настоящие время проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей с ОВЗ в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи…

Кроме этого, дети с ОВЗ часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.

Таким образом, вторая задача при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов – специального педагога, дефектолога, медицинского работника.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Куклотерапия.

Сказкотерапия

Фольклор.

Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации (Приложение)

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи — помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Региональная Общественная Организация Инвалидов (РООИ) «Перспектива» г. Москва уже несколько лет проводит в общеобразовательных школах занятия по пониманию инвалидности, в ходе которых они стараются способствовать формированию у школьников адекватного отношения к людям с инвалидностью.
Школьные занятия построены таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия, так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

2. www.yandex.ru

3. http://perspektiva-inva.ru/

Педагог психолог МОАУ «СОШ № 69»

Рафикова Валентина Геннадьевна

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

 Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

 внешний вид;

 интеллектуальные возможности;

 речь;

 поведение;

 двигательная неловкость;

 невозможность ходить.

 Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

 да;

 нет;

 не знаю;

 Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

 ласкается;

 целует, обнимает;

 говорит, что любит;

 ему нравится, когда я его ласкаю;

 делает что-то, что мне нравится.

 Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

 кричу;

 могу ударить;

 подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

 Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

 снимаю раздражение;

 желание наброситься на него и сделать все по-своему;

 слабость, подавленность;

 чувство собственной беззащитности;

 хочется плакать;

 желание оставить его на некоторое время;

 потребность побыть одной.

 Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

______________________________________________________

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом — Пресс”, 1999. – с. 62.

multiurok.ru

Отчет педагога-психолога о работе с детьми с ОВЗ

Отчет

о работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

за 2016-2017 учебный год.

Обучение в школе учащихся с ОВЗ направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности психолога с детьми с ОВЗ являются:

— Психодиагностическая работа;

— Коррекционно-развивающая работа;

— Консультативная работа;

— Просветительская;

— Профилактическая.

Содержание направлений деятельности:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика.

После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы и родителей.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.

Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.

Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми «группы риска».

Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы и родителей, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

Работа психологической службы с детьми с ОВЗ велась по намеченному плану на 2016-2017 учебный год.

Психодиагностическая работа велась по запросу педагогов и согласно плана. Использовались такие методики и тесты как:

1. Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению

2. Краевой мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению

3. «Самооценка».

4. Методики на изучение словесно-логического мышления.

5. Методики на изучение памяти.

6. Методики на изучение внимания, восприятия, воображения.

7. Первичная и повторная диагностика познавательных процессов. Методика О.В.Холодова

8. Диагностика познавательных процессов дошкольников и младших школьников по диагностическому альбому Н.В.Семаго

9. Диагностические исследования по тесту Векслера

Так же велась консультативная работа с педагогами и родителями. В течение года педагогам начальной школы были даны рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего с детьми с ОВЗ, является коррекционно-развивающая работа. Были составлены программы занятий. В начальной школе обучалось учащихся с ОВЗ: 1 ребёнок.

Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы:

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— развитие мелкой моторики;

— развитие внимания, его распределения;

— развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;

— развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;

— развитие операций анализа и синтеза;

— развитие восприятия, воображения;

— развития умения классифицировать предметы и их свойства;

— развития умения определять последовательность событий и т.д.

Учащиеся посещали занятия согласно составленного графика. Форма работы с учащимися индивидуальная.

За истекший год были проведены индивидуальные занятия и консультации для учащегося и его родителей.

Проанализировав работу психологической службы с детьми с ОВЗ за год, намечены основные направления деятельности работы на 2017-2018 учебный год:

— продолжать работу по основным направлениям прошедшего учебного года;

— внедрение новых психологических методов и методик;

— приобретение современной психологической литературы;

— создание разновозрастных групп общения для учащихся имеющих проблемы в общении и трудности адаптации

школаРаз

Педагог-психолог Братухина А.Д.

infourok.ru

Организация коррекционно- развивающей работы педагога-психолога с детьми ОВЗ.

ОРГАНИЗАЦИЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С ДЕТЬМИ ОВЗ

Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.

В нашей школе существуют два класса, обучающиеся которых имеют VIII вид.

 В данных классах учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:

— щадящий режим;

— меньшая наполняемость классов;

-соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;

— использование специальных образовательных программ.

Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.

Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.

Коррекционно — развивающаяся работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознания детей.

Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно — перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведение детей и подростков, личностное развитие в целом т отдельных его аспектов. Продолжительности и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретной группы детей нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастам.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

  2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

  3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

  4. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основное содержание работы первого и второго этапов:

  • совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;

  • развитие зрительной и слуховой памяти;

  • развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;

  • формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Третий этап – ориентирован на развитие коммуникативных умений.

Содержание работы третьего этапа обучения:

  • формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;

  • развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;

  • развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

  • создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Рассмотрим один из методов коррекционно-развивающей работы — групповые коррекционно-развивающие занятия.

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  1. Системность и последовательность.

  2. Индивидуально-дифференцированный подход — все задания подобраны от простого к сложному.

  3. Максимальное использование игровых методов обучения.

  4. Психологическая безопасность.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень важны — принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а значит, ребенок чувствует себя в безопасности; нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер — это повышает мотивацию выполнения задания. Таким образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных занятий — исправление нарушенных высших психических функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.

Коррекционные занятия носят интегрированный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их ближайшего развития.

Эффективность же коррекционной работы в школе зависит от создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа  будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической коррекции, а также медицинского сопровождения.

infourok.ru

Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ образовательного процесса педагога – психолога

«Утверждаю»

Директор школы — интерната:

______________ Подповетная Л.П.

ПРОГРАММА

психологического сопровождения образовательного процесса

педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны

КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»

на 2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.

Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 

  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 

  • содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;

  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;

  • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.

Содержание программы

Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.

Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Беседа

  • Лекция

  • Круглый стол

  • Практические занятия с элементами тренинга

  • Тестирование

  • Ролевые и психотехнические игры

  • Арт-терапия

  • Песочная терапия

Основные направления деятельности педагога – психолога:

1. Диагностическая работа;

2. Коррекционно — развивающая работа;

3. Консультативная работа;

4.Профилактическая и просветительская работа;

5. Организационно — методическая работа.

Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.

1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.

  2. Проведение исследования.

  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Предлагается диагностика по следующим параметрам

обучающихся:

  • оценка уровня тревожности;

  • исследование личностных особенностей;

  • уровень самооценки;

  • измерение мотивации достижения;

  • акцентуации личности;

  • профориентационные тесты;

педагогов:

  • оценка психологического климата в педколлективе;

  • выявление типологических особенностей личности;

  • оценка профессиональной направленности личности;

родителей:

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;

  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.

Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.

3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме

— индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

— индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

— индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.

Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.

При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

Циклограмма рабочего времени

Вид

Деятельности

Дни

недели

дата, часы

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Консультационная

работа

Профилактическая

работа

Просветительская

работа

Организационно-методическая работа

Понедельник

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

Вторник

2 ч

2 ч

Среда

8 ч

Четверг

1 ч

2 ч

2 ч

1 ч

Пятница

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

Суббота

3 ч

1 ч

Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.

п/п

Направления и мероприятия работы

Сроки

Предполагаемый результат

Организационно-методическая работа

Планирование работы на учебный год

Август

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария

Сентябрь

Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии.

В течение года

Создание базы для терапевтических занятий

Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей.

В течение года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,

формирование методической базы для деятельности педагога-психолога

Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога.

Сентябрь, январь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Разработка программы по работе с «трудными» подростками.

Сентябрь

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Повышение психологических знаний через:

а) обмен опытом с коллегами

б) изучение специальной литературы

В течение учебного года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога

Диагностическая работа

Работа с обучающимися

Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

(в онлайн режиме)

Сентябрь

Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы.

Исследование уровня адаптации первоклассников:

— наблюдение

— проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»

Октябрь

Апрель

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.

Исследование уровня адаптации пятиклассников:

— «Тест школьной тревожности Филлипса»

— «Анкета мотивации при переходе в основную школу»

— «Цветовой тест Люшера»

Октябрь

Апрель

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации

Диагностика уровня тревожности

«Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл.

Ноябрь

Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности

Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:

— «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов

— «Типы личности» Д. Голланд

Март

Оказание помощи в профессиональном самоопределении

Групповая диагностика первоклассников:

— «Тест К. Йиерасека»

— методика «Бусы»

Сентябрь

Май

Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.

Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:

— «Шкала тревожности»

— опросник Басса-Дарки

( диагностика состояния агрессивности у подростков)

— тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка)

В течение учебного года

Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.

Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей

В течение учебного года

Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (выявление причин девиантного поведения).

Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей;

Тест школьной тревожности Филлипса;

Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;

методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;

проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс».

В течение учебного года

Снижение тревожности, рекомендации.

Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл)

Декабрь

Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.

Работа с педагогами

Выявление затруднений в деятельности педагогов школы

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания

Март

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи

Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам .

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Работа с родителями

Диагностика детско-родительских отношений по запросам

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания»

В течение учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Психологическое консультирование

1

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

По мере обращения

Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей

2

Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

3

Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

4

Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации

По мере обращения

Создание комфортных психологических условий для обучающихся

5

Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики.

По плану работы

Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога

6

Участие в пед.консилиумах .

1 раз в четверть

Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.

7

Участие в родительских собраниях.

По плану

Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

Психологическая коррекция

11

Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов)

По мере обращения

Нормализация психологического здоровья обучающихся

Групповая коррекционная работа с обучающимися

По мере обращения

Нормализация психологического здоровья обучающихся

Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении

Декабрь

Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся

Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения

По мере обращения

Улучшение психологического здоровья

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды.

В течение учебного года

Улучшение психологического здоровья

Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей

Проведение блока коррекционных занятий .

В течение учебного года

Улучшение психологического здоровья

Блок занятияй«Я в этом мире» с учащимися «группы риска»

В течение учебного года

Коррекция поведения обучающихся.

Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий».

Апрель

Май

Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Занятия в тёмной сенсорной комнате.

В течение учебного года

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье  детей с ОВЗ детей-инвалидов.

Психологическая профилактика и просвещение

Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи

В течение учебного года

Сохранение психологического здоровья детей

Единый классный час «Урок доверия» 9 кл.

«Выход всегда есть»

сентябрь

Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия.

Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска»

В течение учебного года

Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения

Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.

— профориентационные консультации

— курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии»

В течение учебного года

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?»

Март

Январь

Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях

Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл.

Февраль-апрель

Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов

Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)

Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения».

Выступление на МО учителей

«Особенности детей с синдромом Дауна».

Проведение семинара среди учителей

«Коррекционная работа с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья».

По плану

Январь

Ноябрь

Март

Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.

Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.

Раз в месяц

Обмен опыта.

Мини сайт педагогов -психологов

nsportal.ru

Проведение «Недели психологии» в школе.

Ноябрь

Активное участие все участников образовательного процесса.

Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж.

В течение учебного года

Обмен опыта. Просвещение.

Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся.

По запросам

Профилактическая работа. Защита прав ребенка.

Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл.

Декабрь

Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.

Экспертная работа

Обработка и анализ диагностических исследований

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований

Оценка результатов коррекционной и развивающей работы

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

Участие в заседании совета по профилактике

В течение учебного года

Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога

6

Психологический анализ урока по запросу администрации

В течение учебного года

Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя

7

Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК.

Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.

Инновационная деятельность

1

Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.

В течение учебного года

2

Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.

По плану

Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.

3

Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов.

В течение учебного года

улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

4

Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы.

В течение учебного года

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы

Педагог-психолог: Касаткина И.Л.

infourok.ru

Алгоритм работы педагога- психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.

Алгоритм работы педагога- психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых важных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды

Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья в силу своего дефекта не посещают школу, постоянно находясь в домашних условиях. В ряде случаев родители предпочитают воспитывать и обучать дома такого ребенка, который вполне мог бы быть школьником. Индивидуальное обучение на дому, несомненно, имеет свои положительные стороны. Прежде всего, ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с родителями и педагогами, но следует предусмотреть и организовать такие условия, при которых он не будет изолирован от других детей и взрослых.

Работая в коррекционной школе 17 лет, отмечаю, что количество детей-инвалидов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому растёт с каждым годом.

Для более эффективного сопровождения был составлен алгоритм работы психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам на дому.

Алгоритм сопровождения.

1этап. Нормативно-законодательный.

Предусматривает заключение договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении.

2 этап. Подготовительный.

На этом этапе происходит изучение карты ИПР, протокола ТОПМПК и других документов, представленных родителями.

3 этап. Диагностический.

Проводится диагностика родителей (законных представителей), с целью понимания, на каком этапе принятия ребёнка, находятся они (отторжение ребёнка, обвинение других, принятие) и определение путей дальнейшего взаимодействия.

Диагностическая процедура учащихся включает в себя исследование личностной, эмоциональной, психомоторной и познавательной сферы.

4 этап. Консультативный.

По результатам диагностики и с учётом рекомендаций карт ИПР, психолог даёт консультацию педагогам по составлению индивидуальных адаптированных основных общеобразовательных программ. Педагогическая программа рассматривается школьным консилиумом, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается педагогическим советом.

Консультирование родителей (законных представителей) проводится с целью обмена опытом в воспитании и обучении. Выясняется, как они могут участвовать в реализации программ сопровождения и обучения.

5 этап. Психологический.

Составляется программа работы психолога с ребёнком. Цели и задачи психологического сопровождения, а также планируемые результаты фиксируются в индивидуальной карте учёта динамики развития ребёнка. Программа и расписание занятий согласовывается с родителями (законными представителями), которым в свою очередь предоставляется возможность выбора: быть непосредственным участником или наблюдателем во время проведения занятий. В начале сопровождения занятия проводятся в индивидуальной форме. Позже, когда ребёнок адаптируется и привыкнет, возможна — групповая.

6 этап. Социальный.

Этот этап необходим для поддержки эмоционального и социального развития детей. По рекомендации психолога дети посещают и участвуют (в доступных формах) в различных школьных мероприятиях, тематических неделях или спортивных соревнованиях.

Также на этом этапе происходит постепенная интеграция в условия школьного обучения. Более адаптированным учащимся предлагается посещение отдельных уроков совместно со своими одноклассниками.

Со временем у некоторых детей появляется возможность полностью отказаться от обучения на дому и интегрироваться в условия школы.

Все этапы алгоритма взаимосвязаны, проверены опытом и временем, и несомненно, приносят свои положительные результаты. Всё это делает их необходимыми на всём периоде обучения ребёнка в школе.

Хочется надеяться, что представленный материал поможет в первую очередь начинающим психологам найти «точку отправки» при работе с детьми данной категории.Во-вторых, позволит детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, лучше социализироваться. Ведь чем активнее родители и ребёнок включаются в школьную жизнь, тем меньше они «уходят в болезнь». Ну а в- третьих,позволит более эффективно интегрировать детей домашнего обучения в условия школы.

Список литературы:

  1. Чурсина А.А., директор МБУ СОШ № 69 г.о. Тольятти Создание развивающей образовательной среды в условиях инклюзивной школы с.1.13

  2. 5rik.ru›Лучшие рефераты›article-83062.htmРеферат: Умственно отсталые дети Корчагина Екатерина Москва 2001

  3. Лапшина М.Ю. Адаптация детей с ОВЗ как социокультурная проблема. Журнал «Мир современной науки» том 4/2012 г.

infourok.ru

Специфика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Специфика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ.

Слайд 2

Задачи педагога-психолога:
Обеспечить психологические условия для охраны и развития личности ребенка; Развитие и коррекция познавательной деятельности; Развитие личностной сферы; Развитие психологических знаний, умений у навыков у детей и их родителей.

Слайд 3

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья (на данный момент около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию).

Слайд 4

Диагностическая работа педагога-психолога
Исследование уровня развития познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) Исследование личностных особенностей детей (самооценка, уровень притязаний, эмоциональное состояние) Психическая готовность детей к обучению в школе Исследование межличностных взаимоотношений Исследование адаптационного периода

Слайд 5

Коррекционно-развивающая работа
В коррекционную работу с детьми педагогом-психологом включаются элементы: сказкотерапии; арт-терапии; игротерапии; песочной терапии; - психогимнастики

Слайд 6

Слайд 7

Консультативная работа
Работа с родителями направлена на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Слайд 8

Функциональное биоуправление –это возможность обучения произвольному изменению физиологических функций организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении.

Слайд 9

Слайд 10

Спасибо за внимание!

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *