cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Программа воспитательной работы коррекционной школы 8 вида – Методическая разработка на тему: Программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида | скачать бесплатно

Программа воспитательной работы в коррекционном классе 8 вида

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Бриакан муниципального района

имени Полины Осипенко Хабаровского края

Воспитательная программа

специального (коррекционного) класса VIII вида

Учитель: Сегидина Людмила Серафимовна

Бриакан 2016г.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

дольше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Актуальность программы

Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей ребёнка; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознаёт себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.

Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов.

Важным фактором эффективности воспитательной деятельности является работа по развитию общей психологической компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывается также необходимость создания основ для последующего профессионального самоопределения: умения представлять будущее, умения воображать картины жизни, устанавливать причину и следствие.

Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:

Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов»

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- VIII видов”

Типовое Положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Региональный базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации.

ЦЕЛЬ программы:

оздание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

ЗАДАЧИ:

—  укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

—  формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

—  развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

—  воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

—  формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

1. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

4. Принцип сотворчества. Творчество — универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

5. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

На  основе данных принципов  можно выделить 7 основных направлений:

  1. Гражданско – патриотическое.

  2. Знания.

  3. Здоровье.

  4. Культура и творчество.

  5. Труд и профориентация.

  6. Нравственное.

  7. Семья.

Целевая аудитория

Программа рекомендована для работы с обучающимися специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Этапы реализации программы

Подготовительный

январь-март

2015 г.

составление программы, утверждение плана работы; психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, анкетирование)

Основной

сентябрь- апрель 2016- 2017г.

реализация программы

Итоговый,

аналитический

май 2018- г.

диагностика, анализ проведённой работы; обобщение опыта работы

Содержание воспитательной деятельности

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности учителя в следующих сферах:

Направление  «Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи: 

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории поселка, школы.

  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, поселок, школу.

  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.

  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка.

Формы:

  1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства.

  2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;

  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.

Направление “Знания

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.

  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.

  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

  1. Воспитание потребности учиться.

  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

  1. Реализовывать индивидуальные задатки и способности.

  2. Стараться участвовать в олимпиадах, конкурсах.

Направление « Здоровье”

Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности.

Задачи:

infourok.ru

Программа воспитательной работы для 4 класса коррекционной школы 8 вида

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….4

  2. Прогнозируемый результат воспитательной работы………………………………7

  3. Анализ воспитательной работы………………………………………………………8

  4. Сведения о группе……………………………………………………………………9

  • Список группы………………………………………………………………..15

  • Актив группы…………………………………………………………………16

  1. Режимные моменты группы…………………………………………………………17

  2. Режим деятельности школы…………………………………………………………18

  3. План общешкольных мероприятий…………………………………………………19

  4. Циклограмма воспитателя…………………………………………………………..22

  5. Календарно – тематический план…………………………………………………..35

  6. План индивидуальной работы с обучающимися…………………………………49

  7. Работа с семьей………………………………………………………………………55

  8. Диагностика…………………………………………………………………………58

  9. Учебно – методический комплекс…………………………………………………59

Пояснительная записка

Характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость корригируются в третьем четвертом классе в системе воспитательной работы, начатой в первом — третьем классах.

Коррекционная направленность воспитания предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей обучающихся; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы в третьем четвёртом классе, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности ребёнка. Он учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, людям, осознает себя в этом мире, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.

Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов:

  • Концепция о правах ребенка

  • Конституция Российской Федерации

  • ФЗ «Об образование в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №237

  • Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» с изменениями от 26.12.2000 г.

  • Устав школы

  • Локальные акты школы

Программа на основе основной воспитательной программы: «Содружество», и целевых программ:

  • «Семья и школа»

  • «Юный пешеход»

  • «В здоровом теле здоровый дух»

  • «Патриот»

  • «Каникулы»

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно — воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

В основе программы заложены принципы:

  • принятие ребёнка таким, каков он есть;

  • опора на положительные качества личности;

  • доступность воспитания на уровне физиологических и психологических возможностей обучающихся четвёртого класса, в ситуациях, приближенных к реальным;

  • общественная направленность воспитания;

  • уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим.

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности обучающихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи воспитания:

1. Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию, развитию волевых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.

2. Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование социальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.

3. Воспитание потребности трудиться. Коррекция психофизических недостатков средствами труда.

4. Формирование нравственных понятий и убеждений, чувств и привычек.

5. Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.

6. Формирование навыков культуры поведения в различных ситуациях.

7. Формирование основ правовых знаний. Воспитание ответственного отношения к соблюдению законов. Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, Родина.

8. Коррекция психического и физического развития средствами искусства, воспитания сенсорной культуры.

9. Воспитание в коллективе и через коллектив.

10. Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.

Объект: воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.

Содержание программы воспитательной работы в четвёртом классе включает традиционные направления, с целью закрепления и расширения полученных в 1-3 классах знаний и умений по взаимодействию с обществом и окружающим миром.

infourok.ru

Программа по воспитательной работе в коррекционной школе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание — великое дело:

им решается участь человека.
В.Г. Белинский

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы

Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России.

Задачи:

  • формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

  • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

  • Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Срок реализации программы- 2 года (3-4 класс)

Ожидаемые результаты:

  • активная жизненная позиция школьника;

  • приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

  • патриотическое и гражданское самосознание;

  • уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

  • соблюдение народных традиций;

  • толерантное отношение к окружающим;

  • представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно — нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

 Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд,  заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;

  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;

  • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;

  • согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

Принципы реализации программы

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

  • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

  • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Методы и формы

  • беседы и наблюдения

  • классные часы

  • занятия- практикумы

  • экскурсии

  • тематические праздники и вечера

  • устные журналы

  • дискуссии

  • конкурсы

  • игры, соревнования

  • родительские собрания в различных формах

Направления

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы в направлении «Здоровье»:

  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

  • Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Направление II. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

  • Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

  • Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

  • Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.

  • Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Направление III«Нравственность»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

  • Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Направление IV. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;

  • индивидуальные консультации ;

  • посещение на дому;

  • тематические консультации;

  • родительские чтения;

  • проведение совместных праздников;

  • общешкольные родительские собрания.

Тематика проведения классных родительских собраний

3 класс

1. Знакомство с родителями детей. Проблема адаптации детей в школе.

2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

3.Наказание и поощрение в семье.

4. Телевизор и компьютер в жизни семьи и школьника.

4 класс

1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

3. Эмоции положительные и отрицательные.

4. Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»

План-сетка мероприятий по направлениям

3-4 класс, срок реализации 2017-2019 уч.г.

Направление «Нравственность»

Месяц

3 класс (34 часа)

4 класс (36 часов)

Примечания

Сентябрь

Урок знаний «Край, в котором мы живем»

Урок мира «С любовью к России»

Конкурс рисунков «Профессии наших родителей»

Октябрь

«Золотое сердце учителя»

«Моя любимая учительница» конкурс рисунков

Ноябрь

Беседа о празднике «День матери».

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей.

Декабрь

Брейн-ринг «Хочу все знать»

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни»,

Январь

«Волшебные слова»

Конкурс стихов о родине, войне, мире.

Февраль

Конкурс для мальчиков

«Аты–баты, шли солдаты»

О дружбе, доброте и отзывчивос-ти

Март

Конкурс «Золушка»

Викторина «Что, где, когда!»

Апрель

«Хочу в космонавты!» конкурс рисунков.

«Мой дом –моя крепость»(о нравственных основах семьи)

Май

«Лучше деда друга нет»

«С любовью к бабушке»

Направление «Семья»

Месяц

3 класс

4 класс

Примечания

Сентябрь

«Я, ты, он, она- вместе-целая страна!»

Экскурсия «Улицы родного города»

Октябрь

Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека)

Участие в акции «Ветеран живет рядом»

Ноябрь

Организация экскурсионной поездки в театр кукол  

Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» ( ко Дню матери)

Декабрь

«Что означает моё имя?»

 Конкурс на лучшую кормушку.

Январь

Беседа «Новый год в моей семье»

Выставка рисунков «Как я провёл зимние каникулы»

Февраль

«Посещение краеведческого музея

Март

Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр

Утренник для мам «Мамин день»

Апрель

Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем».

Семейный вечер «Классный звездопад»

Май

Заочное путешествие «В семью детского писателя».

«Во имя любви» (Ко Дню семьи,

Направление «Общение»

Месяц

3 класс

4 класс

Примечания

Сентябрь

Конкурс поделок из природного материала

Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму»

Октябрь

Игра-викторина «Мои четвероногие друзья»

Беседа «Мир моих увлечений»

Ноябрь

«Ярмарка талантов»

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Декабрь

Беседа «Спешите делать добро»

Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо»

Январь

Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?»

Февраль

Кл. час «Делу- время, потехе-час»

Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Март

Праздник «Мамочка, милая мама»

Кл. час «все работы хороши»

Апрель

Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы»

Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы»

Май

Утренник «Праздник цветов»

Утренник «Праздник цветов»

Направление «Здоровье»

Месяц

3 класс

4 класс

Примечания

Сентябрь

 «Самые ловкие и смелые» Игры на свежем воздухе.

Беседа о личных вещах гигиены…

Октябрь

Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь»

Беседа «Азбука безопасного поведения»

Ноябрь

Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить»

Декабрь

Кл. час «История олимпийских игр»

Спортивно-игровой конкурс «Зимние олимпийские виды спорта»

Январь

Беседа «Меры безопасного поведения на водоемах покрытых льдом»

ПДД «Знаем правила на «5!»

Февраль

«Знакомство с дорожными знаками»

Беседа «Мы-пассажиры!»

Март

Беседа «Что такое перекрёсток?»

Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

Апрель

«Веселый урок здоровья»

«Дорожные приключения Незнайки». Игра по ПДД.

Май

Наши верные друзья. Светофор и его сигналы»

Беседа «Причины несчастных случаев»

Ожидаемый результат. 

  • Обретение чувства уверенности в себе.

  • Умение поддерживать других.

  • Осознание ответственности за свои поступки.

  • Расширение представлений о себе, своих возможностях.

  • Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

  • Стремление использовать свои умения на радость близким.

  • Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

  • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Использованная литература

  • Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.

  • Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.

  • Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002.

  • Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.

  • Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.

  • Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

multiurok.ru

Программа воспитания в коррекционной школе VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке,
держать бесконечность в ладонях и
вместить вечность в один час.
Уильям Блейк.

Пояснительная записка.

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 7 до 12 лет с детьми легкой умственной отсталостью и (до18 лет при умеренной умственной отсталости.) Дети, имеющие умеренные отклонения в развитии и не достигшие 18 лет воспитываются по данной программе в связи с их осложненными индивидуальными особенностями. Развитие таких детей от 12 до 18 лет проходит тот же путь, что и у детей с легкой умственной отсталостью до 13 лет. Особенность их развития зависит от развития психофизиологических процессов в организме детей.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Краткая психологическая характеристика младшего школьника.

В семь лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается в среднем, по мнению физиологов, до 1400 граммов. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможений, потому что возбудимость младших школьников очень высокая. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80%.

Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 10 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.

Нужно запомнить, что если с первых дней учения сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция.

В начальной школе у учащихся изменяется отношение к трудовой деятельности. Учебная деятельность продолжается в трудовой деятельности дома. Очень важно, чтобы те правила трудовой деятельности и традиции, которые закладывает педагог на уроке и во внеурочной деятельности, продолжались бы и дома. Огромным подспорьем в работе учителя станет востребованность полученных знаний учащимися на уроке в жизненной практике.

Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения учащихся с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения.

С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры. Эти изменения связаны с тем, что дети привносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания. Если раньше в дошкольном возрасте учащихся привлекали ролевые, ситуативные, подвижные игры, то теперь их больше привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Внеклассная работа с классом должна быть направлена на то, чтобы игра была максимально использована во всех направлениях воспитательной деятельности в детском коллективе.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, “созерцательной любознательностью”. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности. Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность.

Мышление учащихся начальной школы претерпевает большие изменения – от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. Ребенок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. К концу четвертого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый более качественный уровень – уровень понимания причинно – следственных связей. Развитие мышления должно идти не только в урочной деятельности, но и во внеурочной.

Влияние школьного обучения на мышлении и речь проявляется в том, что словарный запас ученика становится богаче, учащиеся приобретают умения устной и письменно излагать свои мысли. Роль педагога состоит в том, чтобы показать ученику широкие возможности развития своей речи.

Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Мозг учащихся обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием. Память младших школьников имеет преимущественно наглядно – образный характер, поэтому на уроках ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал, который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно. Учителю необходимо демонстрировать учащимся перспективы, которые у них открываются, если они будут заучивать и запоминать учебный материал; необходимо также развивать у учащихся навыки самоконтроля.

На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, так как именно в них складываются деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте. В первую очередь, это мотивация достижения, которая, развиваясь в начальной школе, к пятому классу становится личностной чертой. Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника являются безоговорочными. В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка.

Если педагог и значимые взрослые хвалят ребенка, поддерживают его, отличают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений. Большое внимание педагог должен уделить формированию у ученика адекватного уровня притязаний. Высокий уровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности, но и от других видов деятельности, а также от положения ребенка в коллективе. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний ученика является помощь педагога каждому ребенку в осознании им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы.

Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребенок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребенка таких качеств, как

зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребенка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.

Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у младших школьников. В развитии у ребенка желания трудиться большую роль может играть разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Главной особенностью этой системы является то, что она должна быть ориентирована на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а не на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности ребенка приобретает вера ребенка в свои успехи. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должен вселять педагог ребенку надежду на успех. Ребенок будет любить трудится, если будет получать удовлетворение от своих трудовых усилий, в первую очередь, это может быть выражено в положительных эмоциях.

С поступлением ребенка в школу изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми:

Значительно увеличивается время общения учащихся. Учащиеся общаются друг с другом в классе, в группе продленного дня, во дворе, в кружках и секциях.

Изменяется круг общения ребенка. Если раньше это был воспитатель детского сада и члены семьи, то теперь это разные учителя, руководители кружков, сверстники и их родители.

Изменилось содержание общение. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь общение становится деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями. Если мальчик и девочка хорошо учатся и учитель их хвалит, значит, с ними можно дружить. К третьему – четвертому классу значимой и авторитетной фигурой становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. В этот период идет формирование социального престижа ребенка. В этом возрасте учащимся необходимо публичное признание их достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. Большое значение для учащихся имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и внеучебных достижений учащихся. Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог.

Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет целенаправленная работа по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка, которые влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждением человека, его желанием, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушные, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.

Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться следующими правилами:

Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.

Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.

Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.

Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихс

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рабочая программа по воспитательной работе. Общеобразовательная специальная (коррекционная) школа 8 вида

Содержание рабочей программы:

1. Пояснительная записка стр. 3

2. Основы безопасности жизнедеятельности стр. 6

3. Взаимодействие с семьями обучающихся стр. 8

4. Индивидуальная работа с детьми стр. 9

5.Сезонное планирование прогулок стр. 10

6. Развитие навыков ручного труда стр. 19

7. Список литературы стр. 20

Приложение:

Календарно- тематическое планирование стр. 21

Пояснительная записка

Рабочая программа по воспитательной работе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: под редакцией В.В.Воронковой и программы развития школы «Школа социализации». Программа предусматривает коррекцию развития обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительному, духовно нравственному, социальному, общекультурному – посредством таких форм, как игровая деятельность, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно-полезная практика.

Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:

Использование инновационных и коррекционных технологий в обучении и воспитании.

Данная цель будет достигнута с помощью следующих задач:

  1. Коррекция в развитии эмоционально-волевой сферы.

  2. Воспитание коммуникабельной социально адаптированной личности.

  3. Воспитание положительного отношения к труду, совершенствование трудовых умений и навыков самообслуживания.

  4. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

  5. Формирование межличностных отношений в коллективе обучающихся.

  6. Воспитание социально допустимых норм поведения.

Эффективность достижения цели и задач во многом зависит от правильно выбранных методов воспитания. Под методами воспитания понимаются способы работы педагога, с помощью которых происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

  • Словесные методы: рассказы, беседы, объяснения, лекции, чтение литературы.

  • Наглядные методы: наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов, схем).

  • Практические методы: упражнения, выполнение трудовых и практических заданий.

  • Игровые методы: использование сюжетно-ролевых, дидактических, настольных, подвижных игр.

Воспитательная работа осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредством индивидуального и дифференцированного подхода.

Рабочая программа педагога по воспитательной работе рассчитана на 2015-2016 учебный год.

Программа реализуется с помощью календарного и ежедневного планирования педагога.

Рабочая программа педагога по воспитательной работе предусматривает следующие направления развития личности обучающегося:

  • Спортивно-оздоровительное направление. Актуальность и педагогическая целесообразность внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами в решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «наша новая школа», в Концепции новых федеральных образовательных стандартов.

  • Социальное направление.В школе работает программа развития школы «Школа социализации». Актуальность и педагогическая целесообразность внеурочной деятельности обусловлены тем, что социализация ребенка с ограниченными возможностями – конечная цель всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения, поэтому заметное место на пересечении составляющих образовательно-воспитательного процесса занимает социально-реабилитационная работа. Основными социальными целями являются: становление и разностороннее развитие личности обучающегося; его социально-трудовое воспитание; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме.

  • Общекультурное направление. Данное направление ориентирует обучающихся на знакомство с произведениями мирового искусства, что служит основой для эстетического развития обучающегося.

  • Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное направление. Важнейшей задачей школы является развитие чувства патриотизма, воспитания личности ребенка на основе принятия базовых национальных ценностей.

Воспитательня работа организуется в различных формах:

  • Проведение бесед с детьми по проблемным ситуациям.

  • Проведение праздников, выставок детского творчества, организация досуга.

  • Организация познавательной деятельности.

  • Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования.

  • Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий.

Основы безопасности жизнедеятельности

Месячник «Внимание дети». Повторение правил дорожного движения.

Практическое занятие «Эвакуация обучающихся по сигналу «пожарная тревога»».

Практическое занятие по переходу дороги регулируемой и нерегулируемой светофором.

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

Мероприятия по профилактике энтеровирусных инфекций.

2.

Октябрь

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога».

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

Профилактика простудных заболеваний.

Изучение стенда «Угроза терроризма»

Профилактика простудных заболеваний.

Болезни грязных рук.

3.

Ноябрь

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога».

Профилактика вредных привычек.

Беседа «Правила дорожные знать каждому полезно».

Беседа «Угроза терроризма».

Осторожно.Гололед.

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

4.

Декабрь

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога», «Угроза терроризма».

Осторожно! Гололед.

Правила катания с горки.

Первая помощь при обморожении.

Меры предосторожности у новогодней елки.

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

5.

Январь

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога», «Угроза терроризма».

Повторение ПДД.

Еженедельный инструктаж «Правила поведения на катке».

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

6.

Февраль

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога».

Показ презентации «Береги свое здоровье».

Повторяем правила дорожного движения.

Правила катания с горки.

Где можно играть.

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

7.

Март

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога».

Как не стать жертвой преступления.

Дорожно-транспортная безопасность.

Природа и безопасность человека.

Инструктаж перед весенними каникулами.

Ежедневный инструктаж «Безопасная дорога от школы до дома».

8.

Апрель

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога», «Угроза терроризма».

Производственные аварии и возможные опасности для жизни человека.

Лекарственные травы.

Правила оказания первой помощи в природных условиях: укусы насекомых, солнечные ожоги.

9.

Май

Практическое занятие по сигналу «Пожарная тревога».

Меры предосторожности при передвижении по улице группой.

День защиты детей по линии ГО.

Знаки дорожного движения.

Меры предосторожности в летние каникулы. Правила катания на велосипеде.

Взаимодействие с семьями обучающихся.

Индивидуальные беседы

Тематические беседы

Посещение семей обучающихся

Приобщение родителей к школьной жизни

Родительские собрания

1.Увлечения и интересы.(Иванова А., Сидорова К.)

2. Привитие гигиенических навыков.(Иванова А.)

3. Поведение в отношениях со сверстниками.

Иванова А.)

1.Соблюдение режима.

2.Духовно-нравственное воспитание детей.

3.Психологическая обстановка в семье.

4. Об опрятности, чистоте.

5.О безопасности вне школы.

По мере необходимости

2 сентября – день знаний. Торжественная линейка.

2.Знакомство с профессиями родителей.

3.День матери. Мастер-класс.

4.Организация совместных поездок с родителями.

5.Праздничный концерт, посвященный 8 Марта.

6.Вовлечение родителей в хозяйственные дела (утепление окон, уборка территории).

1.Режим дня школьника, его роль в воспитании детей.

2.Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка.

3. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

4.Безопасная дорога от дома до школы.

5.Подведение итогов работы за год.

Индивидуальная работа с обучающимися.

Параметры

обучающиеся

Мир интересов и увлечений

Основные достижения

Главные проблемы в развитии

Формы и способы педагогичес

кой поддержки

Иванов

Любит двигаться под музыку.

Начал выговаривать некоторые слова, здоровается.

Не проявляет интереса ни к чему

Вовлечение в общегрупповые и индивидуальные игры. Поощрение за старание

Сидоров

Может обслуживать сама себя

Не проявляет интереса ни к чему

Вовлечение в общегрупповые и индивидуальные игры. Поощрение за старание

Петров

Любит рисовать, петь.

Старателен

Не играет в коллективные игры, не достаточно самостоятелен.

Создание спокойной психологической обстановки.

Иванов

Любит играть в подвижные игры, рисовать

Активное участие в классных мероприятиях

Расторможенность

Поручения, задания успокаивающего

характера

Иванов

Петров

Любит играть в подвижные игры, дежурить по столовой.

Хорошие навыки самообслуживания

Расторможенность, провокация на конфликт одноклассников.

Поручения, задания успокаивающего

характера ,информирование родителей.

Петров

Сидоров

Самостоятельно ходит в туалет

Не может сама одеться, обуться.

Оказывать помощь.

Иванов

Любит смотреть мультфильмы, подвижные игры.

Повысился уровень самообслуживания.

Непредсказуем в поведении.

Беседы, связь с родителями.

Иванов

infourok.ru

Воспитательная программа для школы-интернат VIII вида

Введение

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В.П.Кащенко

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Важно отметить данная система не просто облегчает нам ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!

www.prodlenka.org

Программа воспитательной работы в школе-интернате

ПРОГРАММА

воспитательной работы

ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот»»

на 2012-2017 гг.

 

   

 Разработала:

                                                                 Демидова Н.В.- заместитель директора

                                                                  по  учебной работе

                                                     I квалификационной категории

р.п. Елатьма

2012

Содержание программы

Паспорт программы

Нормативно-правовая база

Пояснительная записка

I. Аналитическая часть

II. Цель и задачи

III. Концептуальная часть

IV. Механизм реализации программы

V. Структура программы

VI. Ожидаемый результат

Литература

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название образовательного

учреждения

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Адрес организации

Р.п. Елатьма, улица Янина, дом 1

Телефон, факс

Электронный адрес

Тел/ факс (49131) 91-893

E-mail: [email protected]

Автор-разработчик программы

Демидова Н.В.- заместитель директора по учебной работе

Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив, воспитанники школы-интерната

Кем принята программа

Педагогическим советом

Цель программы воспитания

Создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

Задачи программы воспитания

Укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

—  Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры.

—  Развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия.

—  Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры.

— Формирование и развитие трудовых умений и навыков;

— Профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению

Главные ожидаемые результаты

Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении

Критерии результативности

Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм.

Срок действия программы

2013-2018гг.

Этапы реализации

1- подготовительный (2013-2014 г. г)

2 — основной (2014-2017 г. г.)

3- заключительный (2017-2018 г. г.)

Система контроля за выполнением Программы воспитания

— Текущее управление за ходом реализации Программы осуществляется администрацией и Педагогическим советом школы-интерната.

— Для оценки эффективности Программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

— Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.

— Отчетность на Педагогическом совете школы-интерната.

Нормативно-правовые документы

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

  1. Декларация о правах инвалидов. Резолюция XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12. 1975 г.

  2. Декларация «О правах умственно отсталых лиц» Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12. 1971 г.

  3. Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. N 3266-1.

  4. Инструктивно – методическое письмо об организации интегрированного обучения и воспитании детей с отклонениями в развитии в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

  5. Конвенция о правах ребенка. (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

  6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993г.

  7. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16.

  8. О персональных данных. Федеральный закон N 152-ФЗ от 27 июля 2006 года.

  9. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Приказ № 209 от 24.03. 2010 г.

  10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.).

  11. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). Федеральный закон от 2.06.1999 г.

  12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ.

  13. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо МО РФ от 16.04.01 г. N 29/1524-6.

  14. Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Челябинской области. Инструктивно-методическое письмо от 14.10.2005г. № 05-3613.

  15. Об охране и защите прав детей в Челябинской области. Закон Челябинской области от 17.12.2001 № 54-30.

  16. Об усилении контроля за соблюдением прав на получение  образования детей и подростков с отклонениями в развитии. Письмо Минобрнауки РФ от 03.08.2000 №22-06-862.

  17. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617.

  18. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.

  19. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.

  20. О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей инвалидов с отклонениями в умственном развитии. Письмо Минобразования РФ от 06.04.2004 №26/188-6и.

  21. О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование. Письмо Минобрнауки РФ № ВФ-577/06, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 2608-ВС от 04 апреля 2007 года.

  22. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189.

  23. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных
    учреждений I-VIII видов.
    Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48.

  24. Об усилении контроля за соблюдением прав на получение    образования детей и подростков с отклонениями в развитии. Письмо Минобразования РФ 03.08.2000 №22-06-862.

  25. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288.

  26. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612.

  27. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196.

  28. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.

НОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ БАЗА

для разработки Программы

Конституция РФ 1993 г. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.) Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 — ФЗ. Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393) Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1). Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ м 19.03. 2001 № 196) Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г

13.  Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Пояснительная записка

Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет

развитие страны, её перспективы.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.

«До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:

—  ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

—  значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;

—  у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *