cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проекты модернизации образования в рф – 12 проектов, которые изменят образование в России (по задумке Вышки и Алексея Кудрина)

Содержание

Федеральный партийный проект «Модернизация образования» в 2014-2016

1.Соответствие уровня средней заработной платы учителей, педагогических работников общего, среднего и высшего профессионального,  дополнительного образования утвержденным показателям.

2.Переход на работу по эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками всех уровней общего, профессионального и дополнительного образования.

3.Строительство новых школ ( дополнительных корпусов к действующим школам), открытие классов среднего общего образования на базе средних и высших профессиональных общеобразовательных организаций, использование сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждений культуры, учреждений физкультуры и спорта для снижения числа обучающихся во вторую смену.

Полное исключение учреждений, в которых ведется обучение в три смены.

4. Увеличение числа школ, в которых созданы условия, соответствующие ФГОС общего образования.

5.Создание реестра примерных образовательных программ и учебников, обеспечивающих единое образовательное пространство. Переход на обучение по единым учебникам истории.

6. Повышение  качества подготовки  специалистов со средним профессиональным образованием. Создание в каждом регионе системы подготовки  высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов  со средним  профессиональным образованием, которая будет обеспечивать кадровые запросы региона.

7. Переход  на современные программы и технологии  подготовки инженерных кадров.

8.Повышение качества подготовки  специалистов с высшим профессиональным образованием. Ежегодное  увеличение доли студентов, обучающихся по договору о целевом обучении.

Положительная динамика трудоустройства выпускников вузов в соответствии с профилем полученной специальности.

9. Повышение эффективности системы  повышения квалификации и переподготовки педагогов. 10. Принятие программы подготовки педагогических кадров.

11. Участие  членов партии  «Единая Россия» , в т.ч. руководителей,  координаторов и представителей региональных групп по реализации партийного проекта «Модернизация образования» в работе экспертных советов, органов общественно-государственного управления в сфере образования.

12. Распространение наиболее эффективных региональных  моделей  государственно-общественного управления образованием.

13. Повышение открытости системы образования на всех уровнях.

Высокая медиактивность сопровождения проекта на федеральном и региональных уровнях

Положительная динамика удовлетворенности обучающихся, педагогов и общественности качеством услуг в сфере образования.

 

penza.er.ru

документы и материалы – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В настоящем издании впервые собраны основные документы и материалы по вопросам модернизации российского образования.В сборнике представлены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации по данным вопросам, состоявшегося 29 августа 2001 г., материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации, подготовленные к этому заседанию, и документы Правительства Российской Федерации по проблемам модернизации образования.Для управленцев и специалистов в области образования, руководителей учебных заведений, преподавателей, аспирантов, студентов. Издание может быть использовано при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. 


Ред.: Эдуард Дмитриевич Днепров
Москва: ГУ ВШЭ, 2002, cерия «Библиотека развития образования», 332 с.

От редактора-составителя

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны.

Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала.

В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало оттуда, во многом довершая решение обозначенных тогда задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени.

В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг., и 2) вызов современности — актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии — доминанта модернизации отечественного образования.

Настоящий сборник документов и материалов открывает серию «Библиотека развития образования», в которой, по замыслу Государственного университета — Высшей школы экономики, должны получить всестороннее отражение основные проблемы и ход процесса модернизации и развития российского образования.

В данном сборнике помещены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации», документы и материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации к этому заседанию, документы Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации образования.

Последующие книги серии будут посвящены ведущим направлениям и ключевым проблемам модернизации и развития образования. В их числе организационно-экономические и социально-педагогические проблемы модернизации образования, обновление содержания школьного образования и современная организация образовательного процесса, модернизация начальной и основной школы, создание профильной старшей школы, проблемы единого государственного экзамена, модернизация начального и среднего профессионального образования, модернизация высшего образования и педагогического образования, опыт модернизации образования в регионах, зарубежный опыт современного реформирования образования и др.

Задачи данной серии:

во-первых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современного образования, путей их решения и тем самым стимулировать процессы модернизации и развития образования;

во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг этих процессов с целью их корректировки и повышения эффективности;

в-третьих, обеспечить возможно более полное информирование образовательного сообщества и общества в целом о задачах и ходе данных процессов. Эта третья цель имеет особое значение. Ибо только вовлеченность общества в модернизацию образования — гарантия ее успеха.

Содержание

      От редактора-составителя

Заседание Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации»

  1. Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина
  2. Доклад Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко
  3. Доклад руководителя рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования, Председателя Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандова
  4. Заключительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина

    Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета Российской Федерации

  5. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. «Образовательная политика России на современном этапе»
  6. Справочно-статистические материалы по системе российского образования. Материалы к докладу «Образовательная политика России на современном этапе»
  7. Основы современной образовательной политики России. Стратегические тезисы
  8. Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор
  9. Главы о главном в развитии образования России
  10. Проблемы образования. Социологические исследования

    Документы и материалы Правительства Российской Федерации

  11. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (извлечения)
  12. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 г. 
    (извлечения)
  13. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) (извлечения)
  14. Образовательная политика России на современном этапе. Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко на Государственном совете Российской Федерации
  15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

    Приложение

    Днепров Э.Д. Модернизация российского образования — императив современной образовательной политики


 5 глава: Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. «Образовательная политика России на современном этапе»
 8 глава: Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор
 10 глава: Проблемы образования. Социологические исследования
 15 глава: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. 

iq.hse.ru

УрГПУ вступает в третий этап реализации проекта модернизации педагогического образования

21 декабря Уральский государственный педагогический университет провел торжественное заседание Ученого совета, посвященное 87-ой годовщине вуза. Помимо поздравлений и вручения наградных документов сотрудникам университета, собравшиеся обсудили промежуточные итоги реализации проекта модернизации педагогического образования. С докладом выступила и заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова.

– Судя по представленным отчетам, Уральский государственный педагогический университет сегодня вполне самодостаточен, и независимо от того, как будет продолжаться проект на территории Российской федерации, вуз уже определил для себя те направления, по которым будет идти. – Заметила Ирина Викторовна.

Система подготовки педкадров должна соответствовать требованиям времени

Она рассказала, что проект модернизации педагогического образования еще не завершается. При разработке проекта авторы  отталкивались от принципа – качество обучения в школе не может быть выше, чем уровень квалификации каждого педагога. Цель проекта заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров  в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС общего образования, который в школах внедряется уже более десяти лет.

Вот этот разрыв, когда школа уже давно работает в условиях деятельностного подхода и формирования компетенций, а высшее педагогическое образование отставало, по-прежнему реализуя стандарты предыдущего поколения, это противоречие не может оставаться незамеченным, поэтому решать его можно было двумя путями: либо совсем крест поставить на высшем педагогическом образовании, либо поменять систему таким образом, чтобы она адекватно реагировала на требования времени. – Подчеркнула заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования минобра РФ.

Анализируя опыт УрГПУ в реализации проекта модернизации педагогического образования, Ирина Викторовна отметила, что 13% педагогов, которые участвовали в проекте, это очень хороший показатель, но придется повысить процент как минимум до 85.

Более половины всех будущих педагогов сегодня обучаются в вузах, ставших участниками проекта модернизации педагогического образования

Педагогические вузы как центры модернизации педобразования

Сегодня в России создан уникальный опыт: на базе 65 вузов – участников проекта модернизации педагогического образования созданы точки роста и развития педагогического образования, которые реально могут стать точками тиражирования этого опыта на территории всех субъектов Российской федерации.

Именно эти вузы должны стать центрами модернизации педагогического образования или центрами непрерывного педагогического образования. Эта задача стоит на третьем этапе. В любом случае все системные изменения требуют изменения образовательных программ, как основного инструмента подготовки педагога. – Сообщила Ирина Мануйлова.

Единство качества педагогического образования

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова подчеркнула необходимость сохранения единого подхода к подготовке педагога на территории всей Российской федерации.

Это единство заложено во ФГОС, где совершенно четко озвучено, что 70% программ бакалавриата и 40% программ магистратуры – это те общие, единые для изучения модули, которые гарантируют студенту, независимо от того, где он получает образование, что его подготовка будет едина (одинаково качественна) на территории всей страны.

Кроме того,  в обязательном порядке в каждом вузе, готовящем педагогов, должна быть создана кафедра методики преподавания. В педагогических вузах эти кафедры сохранены, но в классических – не всегда, что, по мнению, Ирины Мануйловой, существенно затрудняет методическую подготовку будущих учителей.

Третий этап модернизации

Ирина Викторовна отметила, что существуют разные вариации выстраивания индивидуального плана получения педагогического образования. Принципиальным отличием третьего этапа станет встраивание системы подготовки педагогических кадров на высшем уровне в существующую систему СПО.

Выпускники СПО показывают максимальную закрепленность в профессии, но испытывают недостаток квалификационных знаний, навыков, компетенций

По мнению заместителя директора департамента минобра РФ, преемственность содержания учебных программ в рамках СПО, ВО предстоит отработать в рамках третьего этапа реализации проекта модернизации педагогического образования.

Она также отметила, что третий этап модернизации будет направлен на отлаживание системы независимой оценки качества подготовки выпускников педагогических вузов.

Чрезвычайно важно продолжать работу над независимой оценкой компетенций как ожидаемого результата подготовки педагогических кадров. С одной стороны это работа единых индикаторов оценочных материалов, формирование фондов, которыми мы могли бы пользоваться, на основе единых требований к учебно-методическому обеспечению образовательных программ. Это тоже шаг вперед, который серьезно заставляет изменить систему подготовки педкадров, потому что мы все невольно оказываемся вовлечены в этот процесс. – прокомментировала Ирина Викторовна Мануйлова. – Если я как преподаватель вуза знаю, что моего студента будут по независимой системе оценивать на выходе, это резко повышает мою мотивацию на качественную подготовку студента в соответствие со всеми требованиями. Это единственный способ, который заставит систему все-таки работать по-новому!

УрГПУ в проекте модернизации педагогического образования

О реализации проекта модернизации педагогического образования в УрГПУ рассказала первый проректор – проректор по учебной работе Светлана Минюрова.

Участие в проекте модернизации интересно нам тем, что мы можем по-другому посмотреть на наши образовательные программы, благодаря сотрудничеству с коллегами со всей страны. – Отметила Светлана Алигарьевна.

Всего УрГПУ реализует 173 образовательных программы. По словам первого проректора, эта цифра динамична, поскольку руководители учебных подразделений постоянно предлагают внедрить новые образовательные программы.

С 2014 года, за время реализации проекта модернизации, сформировалось сообщество, которое работает на одну идею: каким образом сделать подготовку профессиональных педагогов современной, интересной, мобилизующей.

Светлана Алигарьевна обозначила, на каком этапе в реализации проекта модернизации педагогического образования находится УрГПУ. И подчеркнула, что модернизация педагогического образования – это проект, отвечающий на вызовы времени, который не создан искусственно.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Афанасьева,
Фото: Василий Васильев


uspu.ru

Программа модернизации педагогического образования в РФ: основные идеи, результаты и перспективы реализации.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

УТВЕР] Заместител! Правительства РоМмйбкрй Фёд^га^ии годец «28 «мая 2014 г. З241п-П8 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Настоящая

Подробнее

Требования к слушателям

Аннотация модульной дополнительной профессиональной программы переподготовки преподавателей профессиональных образовательных организаций, не имеющих педагогической квалификации Актуальность и общая характеристика

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 16 декабря 2014 г. 2539-р МОСКВА Утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного ного образовательного учреждения «Всероссийский

Подробнее

Пояснения к учебному плану

Пояснения к учебному плану Настоящий учебный план разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), утвержденного

Подробнее

Документ предоставлен КонсультантПлюс.

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015

Подробнее

ПРОЕКТ «ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ИНТЕРНАТУРА»»

ПРОЕКТ «ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ИНТЕРНАТУРА»» Актуальность. Проблема готовности молодых специалистов к самостоятельной деятельности всегда актуальна. Даже при хорошей теоретической подготовке начинающий специалист

Подробнее

Приложение 2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Приложение 2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.

Подробнее

по программе углублённой подготовки

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «Перкски^нефтяной колледж» /О.М. Марахтанов/ «V / ‘» 2012г 77 1 — о г -Ж ч У УЧЕБНЫЙ п л а н основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

Подробнее

Производство и обслуживание

Производство и обслуживание Положение о виде деятельности ПВД СМК Положение о реж име занятий. УТВЕРЖДАЮ Ректор Щ М.Н. Швецов СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КА ЧЕСТВА ПОЛОЖЕНИЕ о реж име занятий студентов ПВД СМК

Подробнее

задачи профессиональной деятельности.

1. Область применения 1.1. Настоящее положение о прохождении стажировки педагогическими работниками СПО КБГУ (далее — Положение) регулирует процедуру формирования и реализации системы стажировок в колледжах

Подробнее

1 Пояснительная записка

УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Волгодонский

Подробнее

Основная образовательная программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

Подробнее

УТВЕРЖДЕНО Приказом ректора от /648

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» (Астраханский государственный университет)

Подробнее

41.06.01 « 23.00.02 « « —

АННОТАЦИЯ основной образовательной программы высшего образования программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Направление подготовки 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», Специальность

Подробнее

N~ bl_l 9- РП

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 03.12.2015 N~ bl_l 9- РП г. Екатеринбург Об утверждении регионального комплекса мер по исполнению плана мероприятий на 201~2020 годы по реализации Концепции

Подробнее

Профессиональный стандарт педагога

LOGO Профессиональный стандарт педагога МОУ ДПО «Методический центр ПКПР» г.о. Орехово-Зуево август 2014г. ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

Подробнее

Концепция развития образования РФ до 2020 г.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К

ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол 6 от 20.05. 2013 г. УТВЕРЖДЕНО приказ от 20.05. 2013 г. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

Подробнее

3. Характеристика направления подготовки

СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 2. Характеристика направления подготовки 3. Характеристики профессиональной деятельности выпускников 4. Результаты освоения образовательной программы 5. Структура образовательной

Подробнее

docplayer.ru

Статья по теме: Модернизация в сфере образования

Эссе «Модернизация в сфере образования»

Работу выполнила Волкова Е.В.

Слушатель курса “Менеджмент в образовании”

ФГБОУ ВПО «Российская академия

народного хозяйства и государственной службы

 при Президенте Российской Федерации».

Переход России к рыночной экономике предопределил искать пути модернизации в области образования. Можно утверждать, что модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям. Модернизация — это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми, то данный термин применительно к образованию должен означать преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, генерирование новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Для сферы образования термин «модернизация» не новый. Об этом свидетельствует распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р, которым была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Как мы видим, авторы этого документа уже тогда активно пользовались этим термином. В представленной концепции продекларирована роль образования, которое определялось задачами переходного периода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В ней подчеркивалось, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Правда, в Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что прежние успехи российской образовательной системы были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились» — признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы — это угроза конкурентоспособности страны в целом.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Естественно, такая школа требует и новых учителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт начального образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность. Научная школа, положенная в основу этого стандарта — это школа Выготского, Леонтьева, их последователей Эльконина, Давыдова, Запорожца. Это школа, которая в основу ставит идею развития ребенка.  Впервые новый стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Главный тезис всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста «Вкладываем сегодня — получаем завтра». Исследования западных ученных доказывают, что вклады в образование возвращаются по экспоненте в зависимости от возраста. Способность к творчеству, к самостоятельной деятельности развивается за счет формирования у ребенка умения учиться, познавать. Это процесс особых форм его деятельности с учителем. Понадобятся педагоги, которые  владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы;  медиацентры и библиотеки; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития. 

В  основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.

         В завершение следует отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.

nsportal.ru

Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования



Ключевые слова: модернизация образования, УУД, ФГОС

Модернизация в системе образования — это приведение системы образования, образовательной деятельности к текущим и опережающим требованиям жизни. М. О. Муходадаев в своей работе говорит, что модернизация, это «процесс перехода образования из одного состояния в другое, с чётко артикулированными, общественно одобряемыми целями». [2]

В нашей стране с 1990 года по 2017 наблюдалось пять попыток модернизации сферы образования, но к сожалению, не все они были успешными.

Первая образовательная реформа относится к 1990–1992гг. В этот период в Российской Федерации принимают Закон «Об образовании». Он явился положительным стартом реформирования системы образования. Так как образование и экономика в нашей стране взаимосвязаны, то плохое финансирование сферы образования в эти годы повлекло за собой и провал реформы.

29 августа 2001 г. состоялось заседание Госсовета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» — и это считается второй попыткой модернизации системы образования нашей страны. Выделили два основных направления модернизации: экономика системы образования и кардинальное обновление содержания. Считалось, что содержание образования не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым обществом к нему, т. к. сильно устарело.

9 декабря 2004 г. на заседании Кабинета министров был рассмотрен вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Там было заявлено: «Бизнес-сообщество должно определять, чему и как учить!» Это и стала третья попытка модернизации нашего образования, где упор сделали на усиление коммерческих начал в образовании

Но в реальной жизни, получилось так, что образовательная политика стала исполнять роль единоначалия, контроля и формальных проверок. Благодаря чему, позитивные модернизационные элементы ушли на второй план из сферы образования. Приняли реформы, ориентированные на коммерцию. В сфере образования появилось бюрократия, из-за безграничной коммерциализации образования, силовое внедрение ошибочного и некачественного ОГЭ и ЕГЭ, аттестации педагогических кадров, аккредитации. В итоге мы получили деление образование на элитарное — для немногих и массовое для большинства.

Когда осознали провал третий попытки модернизации, власти попытались вывести сферу образования из отрицательной динамики. Именно в это время появляются Национальные проекты. В результате осуществления из бюджета страны были выделены огромные деньги на реализацию Национального проекта «Образование», но это не спасло ситуацию в системе образования, бюрократия не исчезла, и мы получили ухудшение качества образования: школьного и вузовского.

Д. А. Медведев не смог остаться в стороне от этой проблемы в нашей стране и предложил модернизацию образования, которая уже являлась пятой. Новая попытка модернизации системы образования вылилась в проект «Наша новая школа».

В своём послании Федеральному Собранию он отметил: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». В ноябре 2008 г. он поручил Правительству РФ в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. [5]

Д. А. Медведев предложил стратегию, которая состояла из пяти основных задач:

  1. В школах должны быть центры самоподготовки, кружки и секции для занятий спортом и творчеством, т. е. школа теперь не была лишь центром обязательного образования. Школы в нашей стране не должны быть ветхими. Нужно строить новые здания и проектировать кабинеты в уже существующих школах. Министерство и партия Единая Россия, в 2014 году одобрили предложение депутата Ирины Винер по модернизации сельских спортзалов.
  2. Кадровый состав преподавателей должен пополняться, а также необходимо сохранить, улучшить уже имеющийся состав преподавателей. Разработка системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.
  3. Улучшение здоровья подрастающего поколения.
  4. Организация работы с одаренными детьми и талантливыми воспитанниками.
  5. Обновление содержания образования и образовательных стандартов.

12 ноября 2009г. Д. А. Медведев объявил о модернизации всех сфер жизни на основе демократических норм жизни в Послании Федеральному Собранию РФ «В XXI-ом веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии, для того, чтобы создать «умную экономику». [1]

В своей работе мы выделили условия для успешной модернизации в системе образования, которые необходимо соблюдать:

1) отмена некачественного ОГЭ и ЕГЭ;

2) использование текущих и итоговых форм контроля знаний обучающихся без кучу бумажной волокиты;

3) внедрение устных форм контроля учащихся;

4) обновление форм, содержания образования;

5) перейти от госконтроля к общественным формам контроля учащихся;

6) использование современных гаджетов в образовании, т. е. использование отечественной компьютерной техники, ноутбуков по разумной цене;

7) разработка научно-обоснованных показателей качества учебного процесса.

Мы считаем, чтобы повысить уровень образования в РФ, необходимы вузы распределенного типа с множеством качественно работающих филиалов. На сегодняшний день, в нашей стране взят противоположный курс, т. е. ликвидирование филиалов из-за низкого качества их работы. Мы пришли к выводу, что нужно создавать новую учебно-технологическую среду для образования студентов. В общеобразовательных школах необходимо более широко развивать личность учащихся, отойти от натаскивания на ОГЭ, ЕГЭ.

Для настоящей модернизации, которая необходима системе образования, нужны структурные преобразования. Бюрократически устроенное государство заметно далека от общества, что мешает процессу модернизации. Это и есть главная политическая проблема модернизации российского образования.

Д. А. Медведев сказал в Послании Федеральному Собранию, когда был президентом нашей страны, что успехи российской образовательной системы признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на старание власти и даже небольшие позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Так, В. В. Путин заметил, что с передовых позиций мы уже «откатились» и подчеркнул, что слабость образовательной системы — это угроза конкурентоспособности страны в целом.

Повышение доступности, качества и эффективности образования — основные задачи модернизации российского образования в наше время. Так, наша система образования перешла на ФГОС. Он активно внедрился в образовательную среду, так в школах в 2017–2018 уч.г. с 1 по 7 классы идут по этому новому стандарту. Так в обучении на разных этапах стали выделять УУД, которые содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Так, согласно ФГОС, учащиеся школ должны быть вовлечены в неурочную деятельность, исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В процессе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В школах также стоит одна из важнейших задач, это обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. С этой инициативой выступила министр образования РФ О. Ю. Васильева. Так, согласно предложению Д. А. Медведева, в школах работает программа доступная среда, согласно которой, дети с ОВЗ включены в образовательное пространство, где успешно социализируются. Поэтому, закономерно, что в школе нужны новые учителя, подготовленные к работе с такими детьми.

Постепенное изменение образовательного мировоззрения, вот что нужно заложить в основу модернизации системы образования. Мы понимаем, что это долговременная задача, т. к. необходимо поменять подход к обучению педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность, оторванность от потребностей общества. Необходимо произвести изменения в содержании, организации самой образовательной деятельности. Ведь иногда перед ней стоят задачи прошлого дня.

Хотелось бы отметить, что процесс модернизации образования — это не быстрый процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела. [4;17]

Как мы видим, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. В итоге мы должны получить более качественное образование в школах, вузах. Ведь оно должно соответствовать актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Литература:

  1. Медведев Д.А. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979
  2. Муходадаев М. О. Политика модернизации отечественного образования: особенности и противоречия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.,2008. — № 10 (56). — С. 137- 149
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 7-е изд., М.: Высшая школа, 2007. — 944 с.
  4. С. Л. Катанандова. «Модернизация российского образования». ГУ ВШЭ, М.: 2002, с. 17.
  5. Смолин О. Н. О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации 13.10.2010. http://www.smolin.ru/duma/audition/2010–10–13.htm

Основные термины (генерируются автоматически): система образования, школа, сфера образования, модернизация образования, институт демократии, российское образование, всесторонняя модернизация, Федеральное Собрание, Российская Федерация, попытка модернизации.

moluch.ru

проблемы и перспективы – тема научной статьи по народному образованию и педагогике читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Модернизация системы образования в России:

проблемы и перспективы

О.Е.Матюнина

В статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации системы образования в России. Первостепенной задачей образовательной политики государства является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Модернизация позволит создать механизм устойчивого развития системы образования, которая будет полностью соответствовать требованиям ХХ! века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Ключевые слова: высшая школа, образовательная система, качество образования, модернизация системы образования, реформирование системы образования, государственный образовательный стандарт

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 2 (19). С. 106-111.

Образовательная политика является одной из важнейших составляющих политики государства. Это инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социальноэкономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Образование — один из наиболее важных факторов формирования нового качества экономики государства и общества в целом, поэтому его значение в современном мире постоянно возрастает. Образование прочно вошло в состав основных приоритетов российского общества и государства, его роль растет вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Следует отметить активную роль государства в сфере образования. Проводится глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика.

Матюнина Ольга Евгеньевна — кандидат технических наук, проректор по учебной и учебно-методической работе Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected]

Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России…

107

Первостепенная задача образовательной политики — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования, относятся [1]:

♦ ускорение темпов развития общества и как следствие — необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

♦ переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

♦ возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

♦ демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

♦ динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

♦ рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Образовательные реформы, проводимые за рубежом, в первую очередь ориентированы на потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Реформирование систем образования происходит в различных странах, например в Великобритании, США, странах Южной Америки, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Китае и др.

Россия также не остается в стороне от подобных общемировых тенденций. Благодаря отечественной системе образования Россия всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования, поддерживая международный престиж страны, находит свое выражение не

108

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2 (19)

только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг [2].

Одними из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина на современном этапе развития России являются наука и образование как наиболее мощные движущие силы повышения эффективности и конкурентоспособности экономики. Образование использует свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Равный доступ молодых людей к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, призвана обеспечивать система российского образования. Также важными задачами являются формирование профессиональной элиты, выявление и целевая поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, социальная защита детей и подростков, лишенных попечения родителей.

Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой — изменение отношения государства, общества и личности к образованию.

Существенное влияние на российское образование оказали государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х гг. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества, удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования [3]. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании». Однако комплексное обновление системы образования не было осуществлено.

Произошедший в 90-х гг. общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные процессы. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе «госу-

Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России…

109

дарство — образование — общество». Впоследствии, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

С началом 2000-х гг. государственная политика в сфере образования начала постепенно меняться. В рамках проведения реформ введены федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней образования, в 2012 г. принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование, обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование, определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности, устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

В настоящее время главное стратегическое направление образовательной политики России — это комплексная и глубокая модернизация системы образования.

Как отмечено в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, сегодня необходимо изменить сам подход к образованию, который должен предусматривать увеличение объемов финансовой поддержки, особую заботу о работниках образования, создание условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формирование общественного мнения о ценности образования [4].

Для обеспечения соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли государства. Органы государственной власти и управления призваны совместно с общественностью добиваться высокого, современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от формы собственности, систематически анализировать перспективные потребности рынков труда и проводить мониторинг деятельности учебных заведений, широко распространять информацию об этом.

Все, кто заинтересован в развитии образования, становятся активными субъектами образовательной политики. Это все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профес-

110

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2 (19)

сионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия требованиям ХХ! в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства является основной целью модернизации образования.

Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь приоритетных, взаимосвязанных задач:

♦ обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

♦ достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

♦ формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

♦ повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

♦ развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Реализация этих задач, а также серьезная политическая, правовая и социально-экономическая поддержка со стороны Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, полномочных представителей Президента РФ, руководства субъектов РФ, всего российского общества, несомненно, выведет систему образования в нашей стране на качественно новый уровень развития.

Литература

1. Завалько Н.А. Стратегические аспекты эффективного функционирования высшей школы в условиях рыночной системы. Екатеринбург, 2010. 234 с.

2. Косевич А.В., Матюнина О.Е. Особенности развития рынка образовательных услуг // Вестник академии. 2015. № 1. С. 204-206.

3. Матюнина О.Е. Роль кафедры в повышении качества подготовки выпускников в высшем негосударственном образовательном уч-

Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России…

111

реждении // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1. С. 74-78.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014. www.consultant.ru/document/cons doc law 171774.

Modernization of the education system in Russia: problems and prospects

Matyunina Olga — Candidate of Technical Sciences, Vice-rector for Educational and Methodical Work of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: [email protected]

The author considers the topical issues of modernization of the education system in Russia. A priority of educational policy is the achievement of modern quality of education, its conformity to actual and perspective needs of the individuals and society. Modernization will allow to create the mechanism for sustainable development of the education system, which will completely conform the requirements of the XXI century, social and economic development needs of the country, the needs of the individual, society, and state.

Key words: high school, educational system, quality of education, modernization of education system, reform of the education system, state educational standard

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 2 (19). P. 106-111.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *