Проектные работы в начальной школе – Темы проектов в начальной школе
Темы проектов в начальной школе
Внимание! Мы также предлагаем бесплатно скачать нашу игру-тренажер
Таблицу умножения для 2 класса или Таблицу умножения для 3 класса в мультиках.
Для учащихся начальных классов очень важно принимать участие в творческой работе, поэтому предлагаем интересные темы проектов в начальной школе по которым можно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, расширяя свой кругозор знаний.
Предложенные темы творческих проектов для начальных классов школы рекомендуются детям 2 класса, 3 класса, 4 класса и даже 1 класса начальной школы в качестве проектной деятельности при обязательной помощи родителей. Данные темы проектов в начальной школе можно брать за основу, дополнять, расширять и изменять на свое усмотрение.
Работа над детским проектом требует не мало усилий в начальных классах школы, а также терпения и проявления творческих способностей. Поэтому очень важной будет поддержка и помощь родителей ребенка в работе над проектом. Школьник должен почувствовать важность работы, внимание к нему родителей и учителя, а также помощь на определенных этапах, которые представляют пока для него сложность.
Приведенные ниже темы исследовательских проектов в начальной школе охватывают различные области, это и мифология, и история с традициями и праздниками, куклы и игрушки, а также хобби детей. Можно выбрать темы, связанные с легендами, сказками и путешествиями.
Разработанные для детей 1, 2, 3, 4 классов начальной школы темы проектных работ позволят школьникам проводить изучение и интересные исследования по истории возникновения простых предметов, давать ответы на казалось бы простые детские вопросы, окунуться в мифы, легенды и сказки.
Руководителю учебного проекта необходимо спланировать работу с учащимся начальной школе, разработать план, помочь сформулировать цель и задачи, предложить источники информации и самое главное — заинтересовать ребенка к проведению исследования.
Темы творческих проектов в начальной школе
Интересные темы проектов для учащихся начальных классов:
Автомобиль – наш друг
Аквариум и его обитатели
Бывают ли растения-хищники?
Влияние газированных напитков на организм человека
Во что играли наши предки?
Вся правда о Египетских пирамидах.
Выращивание кристалла
Генеалогическое дерево моей семьи.
Глиняные игрушки.
Действующие вулканы нашей планеты.
Детские фантазии
Для чего человеку нос?
Жизнь пчел
Жизнь растений в воде.
Загадки воды
Загадки Греции
Загадки соли.
Загадки. Где живут отгадки?
Загадочные звуки.
Зачем нужны фонтаны?
Здоровый образ жизни
Зоопарки мира
Из чего сделаны ракушки?
Искусство оригами
Исландия – сказочная страна
Использованная бумага — мусор или добро?
История возникновения шоколада
История олимпийских игр.
История русской игрушки.
История шахмат.
Как выглядит звук?
Как вырастить цветок?
Как доктор слышит, что мы дышим?
Как мне выбирали имя.
Как муравьи строят свои дома?
Как пишет ручка?
Как помочь птицам перезимовать?
Как появились часы?
Как приготовить краски?
Как приготовить травяные шампуни?
Как растет дерево?
Как растет лук?
Как растет сосулька?
Как рождается роса?
Как рождаются стихи?
Как сохранить запах Новогодних праздников?
Как устроен вентилятор?
Как человек использует море?
Какая вода самая полезная?
Какие птицы живут в городе?
Кактус – колючий друг
Каши – наше здоровье.
Кошачий мир и его особенности.
Крокодильи слезы.
Кто такой Петрушка?
Куда летит пчела?
Левши в мире животных.
Лента времени моей семьи.
Матрешка — игрушка или сувенир.
Мир в открытках.
Мир воды.
Мое увлечение – старинные автомобили.
Мой город
Мой кот
Моя родословная
Мы иллюстрируем произведения С.Я. Маршака.
Награда в нашем доме.
Наш дом. Наш двор
Наши имена.
Наши путешествия.
Новогодняя красавица
Нужна ли нам рекламная пауза?
Нужны ли танцы человеку?
О чем рассказал кит?
Овощи в народных сказках.
Откуда притяжение у магнита?
Откуда у хлеба корка?
Памятники собакам
По дорогам сказок.
Полезные овощи.
Почему воздушные шарики летают?
Почему высохла лужа
Почему исчезли динозавры?
Почему Луна разная?
Почему муха ходит по потолку?
Почему не спит вулкан?
Почему поет скрипка?
Почему разноцветная радуга?
Почему светит лампочка?
Почему так говорили наши бабушки?
Праздники моей семьи
Профессии нашей мечты
Профессии наших родителей
Птицы – наши друзья
Путешествие в страну слов.
Пять самых редких птиц на планете.
Растения в сказках и сказочные растения.
Рождение шоколада.
Рождественский ангел.
Самые необычные мосты мира
Семейные реликвии.
Сказка рядышком живет.
Смех. Что это такое?
Собаки и космос
Собаки-поводыри
Соломенное чудо
Соль – польза или вред?
Так ли важен завтрак?
Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек
Транспорт в нашем городе.
У меня появится собака. Что изменится?
Удивительные вулканы
Узелки.
Умный невидимка или зачем нужен воздух
Учебный словарик.
Хитрости маскировки
Хлеб – всему голова
Хоть пчёлка и не велика, но велики её дела
Чем МЫ можем помочь природе?
Чист ли белый снег?
Что за прелесть эти книги!
Что нужно знать человеку о пауках?
Что такое «хоккей»?
Что такое иней?
Чьё имя носит моя улица?
Эти забавные кошки.
Темы творческих проектов в начальных классах
Актуальные темы проектов для учащихся начальной школы:
Алгоритмы в быту человека.
Аппликация мультипликационных персонажей.
Баба яга — кто она: злодейка или берегиня?
Бабочка — чудо на ладошке.
Бабушкин сундучок.
Береги свою планету!
В мире игрушек.
В чем польза холодного душа?
Дед Мороз: разные лики знаменитого старца.
Дельфины — самая интересная загадка природы.
Достопримечательность Крыма «Ласточкино гнездо»
Елочные украшения как отражение изменений эпохи.
Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
История «собаки» (@).
История ёлочных украшений.
История жизни обычного карандаша.
История жизни шариковой ручки.
История народных кукол.
История матрёшки. Знакомая незнакомка.
История новогодней ёлки
История новогодней игрушки.
История появления плюшевых мишек.
История развития комиксов
История развития коника (игрушки).
История развития настольных ламп.
История фантика — традиции наших мам и бабушек.
Как правильно заваривать чай?
Какие они русский и европейский снеговики.
Каким был первый фотоаппарат?
Какими способами выбрать спелый арбуз?
Книги: вчера, сегодня, завтра.
Когда мои родители были детьми.
Кого чаще кусают комары
Корпорация Дисней
Косынка, коса, косичка.
Кто такие рыцари?
Кто ты — Дедушка Мороз?
Кукла — народная игрушка.
Кукла вчера, сегодня, завтра
Куклы в истории человечества.
Куклы мира.
Легенды и танцы Грузии
Матрешка — образ и душа России.
Мир кукол на Земле.
Может ли собака помогать по дому
Моя малая родина.
Наблюдение за погодой
Нет деревни на карте.
О чем говорит почерк?
Опасный и безопасный интернет.
От истории бисера к современным изделиям.
От пера до стержня. Эволюция пишущей ручки.
От улитки станет всем светлей.
Открытка — ожившая история
Открытки. История создания.
Отношения телевизионных каналов к детям (анализ телепрограмм).
Оценки в школах разных стран
Первый велосипед.
Письменность древних цивилизаций.
Пить или не пить? Смотря что…
Путешествие за кислородом
Пять самых редких птиц на планете
Размеры одежды в Европе и в России.
Русалки: герои мифов и легенд.
Сдай батарейку — сохрани планету.
Секреты печки
Симметрия на страже красоты в природе.
Сказки и мифы о Бабе-яге.
Скотч – материал на все случаи жизни.
Собаки-поводыри
Средние века: время рыцарей, замков и легенд.
Тайна маленькой батарейки
Традиции народа по русским народным сказкам.
Фотография из семейного альбома.
Чем интересен мой посёлок?
Что говорят жесты о настроении?
Что думают учителя о шпаргалках?
Что такое харизма?
Чудеса из сахара
Школьный этикет на перемене.
Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
Исторические здания моего города.
День защитника Отечества.
Масленица.
День Победы.
Рекомендуем перейти к:
Творческим проектам в начальной школе
Плану творческого проекта
Если Вы хотите разместить ссылку на страницу с Темами проектов в начальной школе, установите у себя на сайте, в блоге или на форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу Темы исследовательских проектов в начальной школе:
<a href=»http://tvorcheskie-proekty.ru/node/403″ target=»_blank»>Темы проектов для начальной школы</a>
Код ссылки на ваш форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/node/403]Темы творческих проектов начальной школы[/URL]
www.tvorcheskie-proekty.ru
Проектная деятельность в начальной школе
«Проектная деятельность в начальной школе»
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.
«Использование метода проектов в начальной школе» — тема моего самообразования. Эта тема привлекла меня еще при обучении в Коми Государственном Педагогическом Институте. И начав свою карьеру, я непременно стала использовать метод проектов в своей педагогической практике. В первые два года работы в школе изучала литературу по данной теме. Затем постепенно начала включать при работе с детьми.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.
Итак, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природы проекта и урока – принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативной классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, — далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое – ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
Проект – это педагогическая технология, которая в настоящее время понимается как «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Любая педагогическая технология планируется с учетом того, что она может быть воспроизведена любым педагогом и обеспечит достижение намеченных результатов всеми учащимися».
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он способствует реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Я стараюсь готовить своих детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились моим ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов:
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего его выбор – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе.
Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.
Презентации учебных проектов: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.
Для направления деятельности учеников разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю:
Выбери тему исследования
Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Критерием оценки проекта выступает качество проекта в целом и его презентация:
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
Полнота раскрытия темы.
Самостоятельность работы над проектом.
Оригинальность решения проблемы.
Качество выполнения продукта.
Раскрытие содержания проекта на презентации.
Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.
Артистизм и выразительность выступления.
Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.
Такими умениями и навыками являются:
1. Рефлексивные умения.
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения.
Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.
Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение устанавливать причинно – следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве.
Навыки коллективного планирования.
Умение взаимодействовать с любым партнером.
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Навыки делового партнерского общения.
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки.
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения.
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Презентационные умения и навыки.
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Артистические умения.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль учителя в проектной деятельности учащихся.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний.
Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.
Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе «учащиеся + учитель» проводится по принципу «скрытой координации».
Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно – урочным обучением и обречен играть лишь одну роль – исполнителя.
В чём достоинства метода проектов?
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
Использованная литература:
1.Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.
4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования.Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5.Белобородов Н.В. Социально-творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
7.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2.
9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
10.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
11.Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Сборник «Проектные и творческие работы в начальных классах»
Сборник «Проектные и творческие работы в начальных классах»
Подготовила БахтияроваЛ.Л.,
учитель начальных классов
МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
п.Пролетарка 2015
Темы возможных творческих и проектных работ по русскому языку
Говори правильно
«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке
Моя любимая буква
Пословицы и поговорки
Фразеологизмы в нашей жизни
Антонимы
Однокоренные слова
Энциклопедия слова «Сентябрь»
Весёлая грамматика
Синонимы и антонимы
Части речи
Пословицы
Загадки
Имена
Знаки препинания
Темы возможных творческих и проектных работ по математике
1. «Математический справочник. Наше село в числах и величинах»
2. Математика вокруг нас
3. Число 3 в жизни человека».
4. ДЛИНА и ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ
5. Числа вокруг нас
6.Число 7
7. Магия чисел
8. Математика- царица всех наук
9. Задачи-шутки
10. Таблица умножения на 9.
11. Логические задачи.
12. Геометрические фигуры
13. Весёлые цифры.
14. Математический КВН
15. Самые большие и самые маленькие цифры
Темы возможных творческих и
проектных работ по литературному чтению
1.Что за прелесть эти сказки!
2.Былины
3. «Баба Яга — злодейка или берегиня?
4. Сказки А.С.Пушкина
5. «Почему дети стали читать меньше художественной литературы».
6. Тема добра и зла в литературе
7.Откуда пришла книга?
8.Книга- источник знания
9. Моя любимая книжка
10. Стихи А.Барто
11. Мои любимые стихи.
12. С.Я.Маршак
13. Народные сказки.
14. Поэзия Пушкина
15. Иллюстрации к сказкам
16. Книжки-малышки
Темы возможных творческих и проектных работ по окружающему миру
Проект «Семья и семейные традиции»
«Путешествие без опасности»
«Красная книга России»
«Красная книга нашего края»
«Заповедники и национальные парки России.»
Ручка для младшего школьника
Астрономическая азбука
Путешествие по материкам и океанам
9. Выращивание кактусов в домашних условиях
10.Зелёный подоконник в школе
11.Кактус – колючий друг
12.Кто ты, кислый лимон?
13.Лечат ли комнатные растения простуду?
14.Мир кактусов
15.Мир растений на подоконнике
16.Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
17.Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
18.Мои зеленые друзья
19.Мой любимый цветок — бегония
20.Мой цветник
21.Мой сад
22.Мой чудо-цветок
23.Моё увлечение — кактусы
24.О комнатных растениях
25.Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
26.Секреты «бабушкиной герани»
27.Удивительные кактусы
28.Фиалка для мамы
29.Фиалки в подарок бабушке
30.Что мы знаем о лимоне?
Темы творческих и проектных работ по физической культуре
«Если хочешь быть здоров – занимайся!»
«Жизнь спорту»
История появления олимпиады
«Здоровый образ жизни- это здорово!»
Закаливание
6.Игры наших бабушек
7. Мой любимый теннис
8. Что такое значок ГТО
9. Мой любимый вид спорта.
10. Олимпийские игры.
11.Закаливание
12.Если хочешь быть здоров!
Темы возможных творческих работ по технологии:
1) Мой любимый пластилин.
2) Оригами.
3) Поделки из солёного теста
4) Поделки из соломы.
5) Плетение из шпона.
6) Рисуем на камушках.
7)«Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней»
8)Изготовление пластилина в домашних условиях
9)Украшения своими руками
10)«Что можно сделать из мусора?»
11)Украшения своими руками
12)«История мягкой игрушки»
13)Чудеса вязания
14)История вышивки
Темы возможных проектных работ по ИЗО: 1) Мой любимый художник.
2) Рисуем свечкой.
3) Рисуем ватными палочками.
4) Гжельская роспись.
5) Рисуем животных
6) Рисуем на камушках.
7) Тайны шаровой молнии.
8) Волшебная сила соли.
9) Городской транспорт.
10) Оптические иллюзии.
11) Инопланетные цивилизации.
12) Аквариум и его обитатели.
13) Транспорт будущего.
14) История моей улицы.
15) Вода – источник жизни.
16) Мир пчёл.
17) Магниты.
18) Хлеб в нашей жизни.
19) Жизнь майских жуков.
20) Мир земноводных.
21) Наши пушистые друзья.
22) Загадка белого цвета.
23) Про вершки и корешки.
24) Корни добра и зла.
25) Мы такие разные и такие похожие: мальчики и девочки.
26)Волшебство в бумажном завитке.
27)Геометрические фигуры в дизайне тротуарной плитки.
28)Обрядовое значение соломы.
29)Пасхальные традиции русского народа.
30)Деревня – деревянный мир
31)«Пластилиновые фантазии»
32)Изразец
33)Гжель
infourok.ru
Проектная деятельность в начальной школе
Нина Агаркова
учитель начальных классов
средняя школа № 36
Проектная деятельность в начальной школе
Дети учатся лучше, если им дают возможность
самостоятельно исследовать основы
изучаемого материала.
Питер Клайн
Изменения в Казахстанском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Главная задача современного учителя – научить детей самим пользоваться различными источниками информации, чтобы в будущем это помогло ученику получить профессию. В нашем динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Поэтому мы, педагоги, должны научить ребенка находить необходимые источники для получения базовых знаний и применять их. Добывание знаний строится на принципах проблемного обучения. У учащихся развивается критическое и творческое мышление, воспитывается инициативность, целеустремленность, коммуникабельность, умение работать в группах. В современных школах для решения этой задачи применяются различные инновационные технологии и самым интересным, на мой взгляд, является метод проектов. Проектное обучение является той технологией, которая в большей степени, чем другие, отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки. Работа над проектом требует от учителя много сил, времени, терпения. Учителю необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, заинтересовать ребят проектом. Предметный материал должен строиться в в соответствующей логической последовательности. Заранее продумать, кто из учащихся будет работать над личностным проектом, кто над парным, а кто над групповым. Необходимо также учитывать желания детей. При долгосрочных проектах нужна помощь родителей и учитель подбирает тех детей, чьи родители смогут помочь своему ребенку. Когда мы с двумя моими учениками работали над парным долгосрочным проектом «Воробьи в экосистеме города», то родители одного из них не могли помогать, так как были заняты на работе, а родители другого ребенка уделяли много внимания проекту, помогали ребятам, находили материал, сделали буклеты. Мне приходилось подбирать и отбирать необходимый материал по теме проекта. При работе над проектом учитель и ученик вместе находят решение возникшей проблемы, проблемной ситуации. Основываясь на своем опыте, хочу сказать, что такая работа развивает познавательные способности детей, умение самостоятельно находить материал по теме, повышает интерес к учебной деятельности, сплачивает ребят. Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать свой результат – чего достиг, что сумел, практически сам. Работая над проектами, дети учатся излагать свои мысли, идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать свою деятельность, признавать и исправлять свои ошибки. Но нельзя сказать, что метод проектов должен заменить традиционную классно- урочную систему обучения, его нужно применять с другими традиционными методами обучения.
Девизом проектной деятельности для меня служат слова немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами».
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Главным принципом проектной деятельности является посильное выполнение его учащимися либо одним учеником. Здесь можно работать с одарёнными детьми и со слабоуспевающими. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Начинать работу следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Затем учитель продумывает возможные варианты проблем, которые можно исследовать. Проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем ит.д.). Например:
— Почему Астане нужен «зелёный пояс»?
— Зачем зебре полоски?
— Сколько весит ваш портфель? и другие вопросы.
Если проект долгосрочный, то учитель обсуждает с учащимися собранный материал, редактирует его, вместе обсуждается дальнейший план работы над проектом. Над краткосрочными проектами (мини-проект) ребята моего класса работают самостоятельно. Затем защита проекта, дата которой обговаривается с учащимися и теми, кто помогает или консультирует. Коллективное обсуждение, оценка, выводы – это заключительный этап работы над проектом.
Классификация проектов.
По доминирующему в проекте методу:
Исследовательские — нацеливают ученика на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей их решения, выдвижение гипотез. ( С 3класса)
Информационные, поисковые проекты – это сбор, анализ, подготовка, выступление. В таких проектах учащиеся участвуют очень охотно. Они пишут рефераты, доклады и защищают их перед классом. Доклады и рефераты они могут выполнять индивидуально, в малых группах (2-4) и коллективно . ( С 1 класса)
Творческие или продуктивные – дают возможность учащимся проявлять творческое воображение, оригинальность мышления при создании гербария, плаката, рисунка, газеты, видеофильма. (Со 2 класса)
Игровые. Учащиеся подбирают различные интересные игры для урока физкультуры, внеклассного мероприятия, классного часа. Они готовят необходимые атрибуты, заучивают стихи, считалки, кричалки, а затем разучивают со своими одноклассниками. (С 1 класса)
Практические – направляют действия учащихся на решение реальных проблем. Изготовить кормушку и научить других, вырастить комнатное растение ит.д. ( С 1 класса)
По количеству участников:
Личностные (индивидуальные), парные, групповые, коллективные.
По продолжительности проведения:
Мини – проект укладывается только в один урок или менее.
Краткосрочный проект требует выделения 2-5 уроков
Средней продолжительности от 30 часов
Долгосрочные или годичные выполняются дома и во внеурочное время.
Проект – это «пять П»
Проблема — Проектирование – Поиск информации – Продукт — Презентация.
Продуктом проекта в начальной школе могут быть: газета, выставка, реферат, статья, сказка, учебное пособие, игра, макет города или улицы, выращенное растение, коллаж, наблюдение за рыбками, птицами, водой и т.д.
Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать её, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и её цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Общее во всех проектах – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Проектное обучение стимулирует познавательный интерес, развивает логическое мышление. Ребята получают удовлетворение от результатов своего труда. Умение педагога управлять процессом проектирования дает возможность учащимся научиться выявлять проблемы, определять цель и пути её достижения, распределять и планировать свою работу. Учащиеся учатся на собственном опыте делать выводы, совершенствовать свои умения, получают навыки.
Уже в первом классе я проводила презентации проектов « Что нам осень принесла» — это поделки из природного материала, овощей и фруктов.
Коллективные проекты « Транспорт будущего» — выполнялся учащимися и родителями. Они рисовали транспорт будущего, изготавливали машины, лодки, самолеты из различных материалов. Во втором классе был выполнен проект « Наша грядка». Родители приобрели горшочки на каждого ребенка, принесли плодородную землю и каждый ребенок посадил луковицу, за которой вел наблюдения, вместе мы наблюдали за нашей грядкой, которая росла на окне зимой. На 8 марта ребята подарили мамам зеленый лук. Для эксперимента, был посажен лук, который не поливался. Наблюдения показали, без полива лук погиб. В результате проекта учащиеся научились сажать, поливать, рыхлить лук, вести наблюдения. Сделали вывод: растениям нужна вода.
«Что растет на клумбе» В 3 классе ребята посадили цветы в стаканчиках для школьной клумбы. Поливали, наблюдали, отмечали рост растений. В мае рассаду высадили на клумбу у школу. Первого сентября ребята сообщили мне, что наши цветы расцвели и они такие красивые! Проект «Что нас окружает? Был выполнен в виде коллажа. Ребята принесли различные картинки на заданную тему, выполняли работу в группах, затем защищали проект все вместе. Такие мини-проекты формируют у учащихся ответственность, ответственность за результат совместного труда, коллективизм.
Мини-проекты выполняются обычно на уроке, либо домой дается задание на определенную тему. Например: спортивные мини — проекты мои ученики презентуют на уроке физической культуры, на внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях. Они подбирают интересные игры, готовятся к их показу и учат одноклассников игре. Эти проекты очень нравятся дети, потому что они выступают в роли учителя.
Проводили наблюдения за птицами. Ребята написали интересные мини-проекты (рефераты) о птицах, которых можно встретить в нашем городе. Лучшие проекты были у Миланы и Никиты. Предложила написать исследовательский проект о воробьях . Назвали мы его «Воробьи в экосистеме нашего города». Проект был долгосрочным, собрали много информации о воробьях. Ребята нашли в книгах и интернете много интересной информации, которую мы с ними обрабатывали, выбирали нужную им.
Выступили со своим проектом на школьном конкурсе проектов, где заняли первое место, а затем на «Зерде». Место нам присудили второе. Дети и родители были довольны. Их труд оценили. Ведь провели очень большую работу по наблюдению, сбору информации, подготовку выступлений перед учащимися, защитили свой проект перед строгим жюри. Результатом проекта был выпуск сборника задач по математике для 1-2 классов о птицах Астаны. Летом мои ученики работали над проектом «Растения родного края». Первая неделя сентября была посвящена защите проектов. «Строгое» жюри, которое было выбрано самими ребятами, оценило проекты. Были присуждены места. Три третьих места, два вторых и одно первое место, а также назвали самый лучший проект – Насти Диденко, которому дали особую оценку. Девочка готовила проект с мамой. К каждому растению подобрали стихи, высушили аккуратно, положили в альбом для фотографий с твердой обложкой. Получилось очень красиво. Еще один проект, который я провела в классе по здоровому образу жизни. Назывался он «Про Зубик, который боялся Кариеса». Целью проекта была подготовка и написание творческой работы « Подари сказку для малышей». Задачи: развивать интерес к здоровому образу жизни; развивать речь через использование выразительных средств языка. Каждый ученик презентовал сказку. Был выпущен сборник сказок под названием «Сказка о Зубике, который боялся злого Кариеса». На основе продуктивного проекта можно написать исследовательский проект «Растения родного края», «Растения Астаны».
Я планирую написать с учащимися моего класса проекты о домашних питомцах «Зачем кошке нужен хвост?»; о воде из-под крана — «Знакомьтесь -чистая вода», о птицах нашего города «Перелетные птицы Астаны»; о растениях, которые посадили вокруг Астаны для защиты от пыльных бурь, для улучшения флоры и фауны — «Зеленый пояс столицы»; о бытовых отходах — «Вред и польза бытовых отходов». О хомячках, попугаях и других животных, ребенок может написать много интересного, если он будет целенаправленно наблюдать за ними.
Умело организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.
Скажи мне – и забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица.
.
.
infourok.ru
Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе
Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.
Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.
Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.
Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.
Этот метод я использую уже давно, работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно: формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.
При создании проектов я тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.
В своей работе придерживаюсь следующих требований:
Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
Работа по проекту является исследовательской.
Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Что является критериями успеха работы над проектом?
достигнут конечный результат.
создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
результат проекта может быть использован другими коллективами
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Как же я работаю над проектами?
Работу делю на несколько этапов.
1. Подготовка:
а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;
б) делим учащихся на группы.
2. Планирование:
а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.
Для этого ребятам необходимо:
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Записать интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Записать то необычное, что узнали из фильмов.
Использовать Интернет.
Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.
б) Определяем способы представления результатов; (доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)
в) Распределяем обязанности в группах.
3. Исследование.
а) формулируем проблему;
б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;
в) выбираем методы исследования.
Для этого детям надо:
Подумать самостоятельно над вопросами:
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Понаблюдать.
Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.
Провести эксперимент.
Записать план и результаты эксперимента.
4. Результаты и выводы:
а) анализируем информацию и формулируем выводы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.
5. Представление или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании, на классном часе, перед общественностью).
6. Оценка результатов и процесса — организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям. Например.
В прошлом учебном году мои четвероклассники в течение месяца с удовольствием работали над творческим проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
На классном часе мы ещё раз вспомнили что такое проект. Если совсем коротко, то суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:
Проблема.
Проектирование.
Поиск информации.
Продукт.
Презентация.
Были оговорены сроки работы – 3 недели (время необходимое для сбора информации), сформулированы цели и задачи проекта.
Цели проекта:
выяснить источники, откуда берутся бездомные животные;
создать памятку для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку;
найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных.
Задачи проекта:
использование ИКТ для развития познавательной деятельности;
создать условия для видения проблемы и наметить пути решения;
развивать навыки самостоятельной работы и самооценки на основе деятельностного подхода.
Проблема перед детьми была уже поставлена. Надо ответить на вопрос: «Откуда берутся бездомные животные?»
Теперь необходимо было наметить пути её решения, то есть спланировать работу.
Предстояло найти ответы на вопросы (выдвигают дети при помощи учителя):
1.Умеют ли думать собаки и кошки?
2. Что их в жизни может огорчать?
3. Что рассказали бы кошки и собаки, если бы умели говорить?
4. Чему собака может научить хозяина?
В течение трёх недель ребята приносили найденный материал. По мере того, как дети приносили материал, они рассказывали или зачитывали его. Это были журналы, газеты, распечатки из Интернета, книги, энциклопедии. Каждый новый материал обсуждался, оценивался детьми, выбирался самый интересный и значимый. В конце третьей недели дети провели анализ своей работы, обсудили представленные проекты.
Итог проекта – презентация, создана памятка для тех, кто хочет взять себе кошку или собаку. А главное – ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы. Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Выводы
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах .Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”. Коллингс
infourok.ru
Проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
МБОУ СШ №85 г.Ульяновск
Учитель начальных классов
Макаренко Е.Н.
Введение.
2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы?
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей (см. Приложение 1), которая теперь размещена на моём сайте http://www.meloc.ucoz.ru/, по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты: «Водный голод планеты», « Путешествие Ботаника вокруг школы», «Тайна школьного портфеля», а в 3 классе попробовали делать индивидуальные «Свойства магнитов», «Как сохранить зрение», «История деревянной ложки». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, декоративно – прикладного искусства, природные явления, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они — исследователи, первооткрыватели!
Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.
Основная часть.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [1]
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое «П» проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность — один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности — понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
— Обучение планированию;
— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
— Умение анализировать;
— Умение составлять письменный отчет;
— Формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:
Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы (см. Приложение 2). Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.
На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.
Вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
- Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [3]
Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?», который и перерос в проект «Свойства магнитов». Эта работа помогла экспериментально выяснить какими свойствами обладают магниты, где и как они используются, были предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек.
Тему для другого проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в большой проект «Водный голод планеты». Дети наблюдали и подсчитывали, сколько тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнавали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Результатом проекта было оформление плакатами о бережном отношении к воде школьной столовой.
Следующая тема возникла после вопроса дедушки нашего ученика: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники-«нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
- Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
- Составь рассказ, используя данную концовку: «…Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «…Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «…и котенок мирно заснул на руках у Маши», «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».[4]
На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.
- Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.
- Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
- Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
- Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.
- Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
- Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Чёрная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.
Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.
Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.
Приложение 1. Роль родителей на этапах выполнения проекта [6]
Этапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи. | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей — тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема проектной работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатывается план выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Обдумайте с ребенком возможные результаты. |
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучаются источники и литература по теме проекта. | Посодействуйте в посещении библиотеки. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации. | Помогите прорепетировать выступление. |
Публичная презентация проектной работы. | Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!
Приложение 2.
Список использованной литературы:
- Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — С. 41-45.
- Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара: Издательство Учебная литература, 2005
- Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
- http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
nsportal.ru
Статья по теме: «Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми»
«Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми»
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект – это «пять П»:
Проблема –
Проектирование (планирование) –
Поиск информации –
Продукт –
Презентация.
Цель проектной деятельности
- Активизировать познавательную деятельность учеников
- Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности
- Развивать личность ребенка
- Воспитывать инициативность и самостоятельность
Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Применяя технологию проектной деятельности в обучении, я добиваюсь следующих целей:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:
- «Первый раз в 1 класс» создание коллективного классного фотоальбома. Цель проекта: Поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать сообща. Результатом стал фотоальбом жизни нашего класса.
- «Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв (каждой букве соответствовала картинка с животными). Цель проекта: Закрепление темы звуки и буквы. Составление и подбор слов на соответствующие звуки и буквы. Развитие умения работать сообща. По желанию были организованы группы, которые осуществляли: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто?». Красочно оформляли страницы. Результатом работы стал журнал, который мы демонстрировали на параллели. (После такой деятельности на уроке у детей появилось желание создать свой живой алфавит)
Во 2 классе
- Конкурс проектов Журнал «В мире животных». Проект был приурочен ко дню земли. Цель деятельности: активизировать познавательную деятельность учеников, объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности, способствовать развитию творческих способностей детей.
- Проект « Родословная семьи» Цель: содействие возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.
В 3 классе
- Проект «Комната, в которой я хочу жить» Цель: учиться планированию проектированию и реализация замысла, с возможным применением в реальной жизни.
В 3- 4 классе проектная деятельность выходит на более высокий уровень, больше самостоятельности, ответственности, присутствие в работах исследований, экспериментов, научных фактов. В 4 классе моими учениками было создано множество проектов, некоторые из них были представлены на конкурс исследовательских работ среди учащихся начальной школы.
- В мире обычных вещей. Бутерброд — что это? –Цель работы: Получить ответ на вопрос: «Что же такое бутерброд?» Провести исследование: действует ли, всем известный закон бутерброда. Проконсультироваться со школьным врачом о пользе и вреде бутербродов. Результатом работы была публичная презентация на конкурсе исследовательских работ. Работе было присвоено 3 место.
- Проект «Наши зубы» Цель работы: изучить литературу по теме, научиться ухаживать за своими зубами. Провести исследование. Какими средствами гигиены полости рта пользуются мои сверстники, знают ли они о строении зубов, о причинах вызывающих кариес, часто ли посещают стоматолога, умеют ли выбирать зубную щетку и правильно ее использовать. Провести эксперимент о влиянии газированного напитка на выпавший молочный зуб и яичную скорлупу. Результатом такой работы стал выпуск брошюры о правилах гигиены полости рта. Представление работы детям начальной школы и 1 место на конкурсе исследовательских работ среди младших классов.
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности способной к самореализации.
nsportal.ru