Проект про гитару – Гитара 2 — презентация, доклад, проект
ГИТАРА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ГИТАРА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Острикова А.А. 11
Кавицкая Н.Ф. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение.
Актуальность: Исследование интересно и актуально для меня, так как я занимаюсь на музыкальном инструменте и хочу больше узнать об этом инструменте. (Приложение I, рис. 1)
Цель: Изучить историю появления гитары, проследить путь ее развития.
Задачи:
-
Познакомиться с историей возникновения струнных щипковых инструментов.
-
Рассмотреть историю развития музыкального инструмента – гитара и её разновидности.
-
Изучить методическую литературу по научной работе.
Методы исследования: изучение литературы, классификация, сравнение, проведение опроса, анализ, составление мониторинга.
Гипотеза: Если я научусь профессионально играть на гитаре, то смогу принимать участие в различных конкурсах, концертах высокого уровня, а также круг моих друзей расширится.
Объект исследования: область музыки.
Предмет исследования: гитара, ее прошлое и настоящее.
I. Откуда к нам пришла гитара.
-
-
Происхождение.
-
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». (Приложение I, рис.2)
Тар — струнный, щипковый музыкальный инструмент, один из предшественников гитары. (Приложение I, рис.3)
Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье. (Приложение I, рис.4)
Испанская гитара. В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима вместе с арабскими завоевателями. В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами. Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. (Приложение I, рис.5)
Русская гитара. В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII — начале XVIII веков. Впервые появилась в середине XVIII века и была пятиструнной. Первыми исполнителями на гитаре и педагогами в России были итальянцы, которые приезжали к зажиточным аристократам на службу. (Приложение I, рис.6)
Большую роль в популяризации гитары в России сыграли цыгане, для которых этот музыкальный инструмент был самым любимым. В XIX веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Их искусство стало неотъемлемой частью музыкальной жизни России. (Приложение I, рис.7)
Классическая гитара. В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. (Приложение I, рис.8)
1.2. Устройство гитары.
Основные части.
На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.
Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.
Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки, нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться так называемые «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны. (Приложение I, рис.9)
Лады. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.
В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются так называемые «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом. (Приложение I, рис.10)
Струны. В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.
В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»). (Приложение II, рис.1)
Стандартный строй гитары. Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения.Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:
1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)
2-я струна — нота «си» малой октавы (h)
3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)
4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)
5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)
Усиление звука. Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода — акустический и электрический.
При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что позволяет достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса.
При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.
Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того, гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
Материалы. У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клен. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.
Аксессуары. В процессе эксплуатации и исполнения на гитаре я использую аксессуары и приспособления:
-
Кофр — мягкий или жёсткий футляр или чехол для хранения и(или) переноски гитары. (Приложение II, рис.3)
-
Подставка (стойка) — приспособление для надёжной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения. (Приложение II, рис.4)
-
Гитарный ремень — ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя. (Приложение II, рис.5)
-
Тюнер — электронное устройство, упрощающее настройку гитары путём визуальной индикации точности настройки каждой струны. (Приложение II, рис.6)
-
Полироль для ухода за корпусом, грифом или декой. (Приложение II, рис.7)
-
Подставка под левую ногу, используется при игре на классической гитаре. (Приложение II, рис.8)
-
-
Классификация гитар
-
Разновидности гитар можно классифицировать по различным признакам:
-
По способу усиления звука гитары.
-
По конструкции корпуса гитары.
-
По диапазону звучания.
-
По наличию ладов.
-
По стране (месту) происхождения.
-
По жанру музыки.
-
По роли в исполняемом произведении.
-
По числу струн гитары.
Классическая гитара — это специализированный инструмент, на котором играют преимущественно классическую музыку или фламенко. У классической гитары, в целом похожей на акустическую, меньших размеров корпус, более широкая шейка и нейлоновые, а не стальные струны. Звучание классической гитары более насыщенное, чем у акустической гитары. (Приложение I, рис.7)
Акустические гитары легко переносить, на них можно играть где угодно. В отличие от электрогитар, акустическим не нужен усилитель или источник питания, поэтому они идеально подходят для тех, кто хотел бы просто наигрывать любимые песни.
Акустические гитары могут отличаться по размерам и форме корпуса. От размеров и формы корпуса зависит, как гитара звучит и как она лежит в руках. Гитара с большим корпусом звучит громче, чем с меньшим. На акустическую гитару можно поставить адаптер, чтобы подключить её к усилителю. Адаптер — это магнитное устройство, преобразующее колебания струн в электрические импульсы, которые усилитель превращает в звук. (Приложение I, рис.19)
Электрогитары меньше акустических и классических и обычно стоят дешевле акустических, поскольку сделать их проще. Однако для электрогитары требуется дополнительное оборудование — усилитель и динамики. Корпус электрогитары может быть цельным или полностью полым. Стальные струны электрогитар обычно толще струн акустических гитар. Гитара обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле. (Приложение I, рис.20)
II. Экспериментальное исследование
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап.
-
Изучение исторической, учебной, справочной литературы, слушание музыкальных произведений по теме исследования, составление примерного плана исследования.
Второй этап.
-
Проведение опроса по следующим вопросам:
-
Как часто Вы слушаете музыку?
-
Какие музыкальные инструменты Вы знаете?
-
На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?
-
Что Вы знаете о гитаре?
-
Каких музыкантов исполнителей вы знаете?
-
Как музыка влияет на Ваше настроение?
-
Практическая работа по составлению памятки для начинающего гитариста.
-
Написание работы, выводы, результаты исследования.
Результаты первого этапа работы мной изложены в Главе I данного исследования.
Второй этап моего исследования отразился в таблице.
№ п/п |
Вопрос |
Результаты |
1 |
Как часто Вы слушаете музыку? |
Часто — 17 Редко — 10 Не слушаю совсем — 0 |
2 |
Какие музыкальные инструменты Вы знаете? |
8 инструментов — 8 7 инструментов — 3 6 инструментов — 8 5 инструментов — 6 4 инструмента — 4 3 инструмента — 2 2 инструмента — 1 0 инструментов — 1 |
3 |
Что Вы знаете о гитаре? |
Ничего — 19 Некоторые сведения — 8 Развернутый ответ — 0 |
4 |
На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть? |
Играю — 3 Хотел бы научиться – 17 Не хочу учиться играть — 7 |
5 |
Каких музыкантов исполнителей вы знаете? |
Классических исполнителей — 5 Эстрадных исполнителей — 8 Никого не знаю — 14 |
6 |
Как музыка влияет на Ваше настроение? |
Поднимает настроение – 22 Помогает настроится – 5 |
По результатам данного опроса мы сделали следующие выводы по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.
Звучание гитары знакомо всем, но историю и настоящее этого инструмента мало кто знает. Такое положение в данной области требует просветительской работы.
По результатам данной исследовательской работы в практической ее части мы разработали памятку для начинающего гитариста.
10 советов гитаристу – новичку!
-
Покупка и правильный выбор гитары
-
Правильная постановка рук – ключ к успеху
-
Не перенапрягайтесь
-
Не спешите, но и не делайте больших пауз
-
Чувство ритма – ваш фундамент
-
Научитесь настраивать гитару сами
-
За гитарой нужно ухаживать
-
Знание нотной грамоты – ощутимый плюс
-
Учитесь играть и петь под гитару с друзьями
-
Берите пример у других! Вдохновляйтесь!
Заключение. В данной работе мы показали, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Возможно, обучающиеся, которых мы планируем ознакомить с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются этим удивительным инструментом. Работа по данной тематике дала нам возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира.
А что касается меня, то гитара имеет в моей жизни важное значение. Она не дает мне скучать и помогает избавиться от грустных мыслей. Гитаре можно излить душу, она никогда не предаст, это лучшая подруга в моей жизни. Она самое лучшее, что у меня есть.
В дальнейшем я буду совершенствовать свои музыкальные навыки, повышать своё мастерство игры на гитаре, выступая на конкурсах.
Список используемой литературы:
-
П.Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка», г. Москва, 1990 г.
-
М. Александрова. «Азбука гитариста». Издательство «Кифара», г. Москва, 2009 г.
-
М. Александрова. «Испанская гитара». Издательство «Кифара», г. Москва, 2008 г.
-
Э.Пухоль. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Кифара», г. Москва, 2010 г.
-
«Музыкальная энциклопедия. Том I». Издательство «Советская энциклопедия», г. Москва, 1973 г.
-
А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре», Издательство «Музыка», г. Москва 1989.
-
Фотографии из личного архива
-
Интрнет ресурсы:
-
ru.wikipedia.org
-
guitar-master.or
Приложения I
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7
Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10
Приложения II
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
Рисунок 19 Рисунок 20
Просмотров работы: 415
school-science.ru
Презентация по музыке по теме «Гитара музыкальный инструмент»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ :
« Музыкальный инструмент. Гитара. »
ученицы 5 «Б» класса МБОУ «СОШ №25» г.Тулуна Иркутской области
Жогленко Кати
Руководитель:
Пархоменко Наталья Петровна
Целью моей работы являлось узнать всё о музыкальном инструменте гитара
Задачи работы.
- Составить план работы
- Найти материал о происхождении гитары и ее разновидностях
- Проанализировать материал, отобрать текст для сообщения и презентации
- Проконсультироваться с учителем музыки
- Подготовить презентацию в программе Microsoft Office PowerPoint
- Рассказать материал ученикам 5 класса в увлекательной форме
История происхождения гитары.
Гитара — струнный щипковый инструмент. Первые струнно-щипковые инструменты, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.
Изображения подобного инструмента найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты.
Разнообразие гитар — электрогитара, акустическая гитара (классическая и эстрадная). Русская и испанская гитары.
Испанская гитара.
В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима. К концу 18 века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн.
Русская гитара В России в конце 18 века, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, получивший название « русская гитара ».
Классическая гитара В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер придает гитаре современные форму и размер. Гитары такой конструкции сегодня называют классическими.
Электрогитара
В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара.
Как устроена гитара — главные детали музыкального инструмента
Жанры музыки, в которых используется гитара.
Гитара применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки.
Основной инструмент в таких музыкальных стилях , как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и другие.
videouroki.net
Исследовательская работа Гитара один из самых великих
Исследовательская работа. Гитара – один из самых великих и прекрасных инструментов
Оглавление • • Введение Глава 1. Происхождение гитары Глава 2. Эпохи развития гитары Глава 3. Современность 10. Глава 4. Исследования Заключение Список используемой литературы Приложения стр. 3. стр. 4. стр. 6. стр. 11. стр. 13. стр. 14. стр. 15.
Глава 1. Происхождение гитары. • • Когда я буду очень старым, Я буду в руки брать гитару, И, теребя аккорды струн, Я буду снова свеж и юн. Изгибы, лак. . . Как хороши Вы для руки и для души! Петь с вами вместе о любви, О, это есть у вас в крови!
Легенда о происхождении гитары. Боги вняли мольбе и превратили ее в дерево лавр (греческое слово «дафна» означает лавровое дерево). Аполлон из лавра сделал музыкальный инструмент китару, а листьями лавра с тех пор венчают великих поэтов и артистов. Китара сохранила от своего женского происхождения изящные формы тела, склонность к капризам и непредсказуемость поведения.
Родословная гитары История гитары начинается на Востоке, когда были созданы первые щипковые инструменты. А это время – глубокая древность до начала новой эры. О них нам рассказывают месопотамские культурные памятники, запечатлевшие инструмент, который был сделан судя по всему из черепашьего панциря, на который натягивали для лучшего звучания кожу.
. Глава 2. Эпохи развития гитары Средневековая гитара (476 -1400 г. г. ). Начиная с 10 века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Испанские источники показывают, что к тринадцатому веку появилось две разновидности гитар – мавританская и латинская.
Ренессанс (Возрождение) 1400 -1600 г. г. . • Как и для всего искусства, так и для эволюции гитары Ренессанс был временем золотым, временем подъема и расцвета. В это время появляется множество образцов гитар, усовершенствованных по сравнению с предыдущими. Гитара освобождается от громоздких форм, становится легче, много внимания начинает уделяться ее украшениям.
От барокко до классицизма. (XVII-XIX века) • Именно Франция способствовала возрождению и новой волне интереса к этому инструменту. И не просто французский народ, а монархи, которые были искренне увлечены гитарой и ее возможностями. Известно, что Людовик Солнце учился с детства у специально приглашенного учителя игре на гитаре, в чем весьма преуспел. Ну, а инструмент снова с легкой руки Людовика становится популярен по всей Европе. Конец правления Людовика совпал со следующим упадком интереса к гитаре.
Эпоха просвещения • Гитара стала инструментом, требующим к себе профессионального подхода, изучения, а не домашним «любимцем для бренчания» . Пишутся небольшие, но очень эффектные пьесы, оперные аккомпанементы.
Глава 3. Современность • Виды и формы гитары, различные системы крепежа, способы игры и технологии создания – все это претерпевало изменения веками, пока мастер Антонио де Торрес не создал гитару, которая и стала образцом для подражания и по сегодняшний день. Этого человека еще называют «Страдивариус гитары» , настолько велик его вклад в развитие и конечную стадию эволюцию гитары. Он придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими
Глава 4. Исследования • 1 вопрос: Какой самый популярный музыкальный инструмент? • 2 вопрос: Хотели ли вы научиться играть на гитаре? • 3 вопрос: С какими музыкальными жанрами связана гитара? • 4 вопрос: Какие авторы вам известны, которые исполняли свои песни под гитару. • 5 вопрос: Будет ли гитара популярна через 50 лет, 100 лет.
Заключение • В результате моей исследовательской работы я убедился гитара несмотря на то, что этот инструмент безусловно известен всем, является самым популярным среди юного поколения. • На основе своих исследований я убедился, что гитара смогла подстроиться под динамичную и разностороннюю культуру 21 века, захватив лидирующее положение во многих жанровых и стилевых направлениях. • В процессе своей работы я в очередной раз убедился, что неизменно находились люди, готовые пойти вслед за ее нежной музыкальной песней, чтобы создать шедевры. • В целом работа меня очень заинтересовала. Практическая значимость моей работы очевидна, её можно использовать на уроках музыки, в качестве дополнительного материала. Я благодарен своим одноклассникам за помощь в работе и за поддержку, которую они мне оказали
Классическая гитара
Электрогитара
Бас гитара
present5.com
Проект » История гитары от древних времен до…»
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Каменская средняя школа» Пенжинского района
Камчатского края
Проект
Тема: «История гитары от древних времен…»
Выполнил: ученик 6б класса
Сошальский Тарас
Руководитель: учитель музыки
высшей категории
Руденко Е.Д.
с. Каменское 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. История возникновения гитары
II-XV ВЕКА …………………………………………………………….. 3
XVI ВЕК ……………………………………………………………… 4
XVII ВЕК ………………………………………………………………. 5
XVIII ВЕК ………………………………………………………………. 5
Развитие гитары в России. ……………………………………………. 6
Глава 2. Практическая часть ………………………………………………. 7
Заключение …………………………………………………………………… 8
Введение
Гитара, пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие.
Цель: Узнать, как появилась гитара.
Задачи:
— Собрать информацию о гитары;
— Изучить историю возникновения и развития гитары;
— Провести анкетирование среди учащихся 5, 6 классов.
Гипотеза: Я предполагаю, что гитара была и будет самым популярным инструментов.
Глава 1. История возникновения гитары
II-XV ВЕКА
Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку, к Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Можно различить только верхнюю часть инструмента и его конструкция такова, что он может относиться и к более позднему времени, так как лишь двенадцать веков спустя мы обнаружим вновь инструменты столь развитой конструкции. Еще одной важной находкой стали манускрипты, имеющие общий источник происхождения — рукопись монаха из Астурии Беатуса Льебана (VIII век) «Commentaires de l’Apocalypse», содержащая собрание различных толкований апокалипсиса.
Значение рукописи для того времени было так велико, что в течение нескольких следующих веков были созданы ее многочисленные копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них были изображены музыканты. В большинстве случаев художники повторяли уже известные образы. Мастера стремились запечатлеть инструменты, на которых играли их современники. Благодаря этому удалось обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.
Гитара древний и благородный инструмент, история которого насчитывает более 4000 лет. Много теорий было выдвинуто о происхождении инструмента. Влияние же гитары на развитие лютни наоборот было явно выражено, начиная со времен безладового инструмента, который мавры привезли с собой в Испанию.
Самые ранние струнные инструменты это арфы и танбур.
Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары.
Начиная с Х века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых — такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком. Постепенно будет вырабатываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, повлечет за собой совершенствование его конструкции и окончательному формированию семейств струнных инструментов.
XVI ВЕК
В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла (vihuela).
По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом.
С XVI по XVII век инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра.
На них аккомпанировали пению и пьесы. Наиболее значительными исполнителями были Луис Милан, Диего де Нарваес, М. де Фуэнльяна. Эти талантливые музыканты превратили виуэлу из аккомпанирующего в солирующий инструмент. О расцвете игры на виуэле говорят появившиеся в середине XVI века сборники с пьесами для виуэлы. В широко распространенных жанрах голос сопровождался виуэлой, а позднее гитарой.
В конце XVI века виуэла применялась до конца XVII века.
Самые ранние публикации произведений для гитары появились в Испании в середине XVI века. Композиторы не слишком высоко выразительные возможности инструмента, и первые шаги были скромными: четыре фантазии, одна павана и одна гальярда, включенные композитором Алонсо Мударрой в его «Три музыкальных сборника» для виуэлы (Севилья, 1546).
Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету.
В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века.
XVII ВЕК
В первой половине XVII века, с возникновением гитары с пятью рядами характер гитарной музыки меняется. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев.
Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, «дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой».
Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль. Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санса.
XVIII ВЕК
Новый кризис гитарного искусства в середине XVIII века. Изменение конструкции гитары и ее эволюция в последние 30 лет XVIII столетия. Возвращение к профессиональной музыке в последние годы XVIII века. Фернандо Сор. Дионисио Агуадо.
К середине XVIII века в истории классической гитары в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.
До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Две низкие струны настраиваются в октаву.
В течение последующих тридцати лет европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Строй становится фиксированным и вводится употребление одинарных струн. Это сильно обедняет регистр инструмента и, чтобы сделать звучание более полноценным, некоторые мастера начинают добавлять шестую басовую струну «Ми», В результате получается строй, сохранившийся до нашего времени. Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему усовершенствуют гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами, но в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Написанный для инструмента с шестью одинарными струнами, трактат Дионисио Агуадо «Школа игры на гитаре» (Мадрид, 1825) знаменует окончательный отход от принципа конструирования гитар с шестью двойными струнами.
Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары. Во второй половине XVIII века гитара вновь становится модным инструментом.
Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу Фернандо Сору.
Развитие гитары в России.
О судьбе так называемой «русской гитары», то есть гитары семиструнной, надо сказать отдельно, — эта интересная тема уже сама по себе заслуживает широкого обзора.
В России она была знакома с середины XVIII века. В это время развитие инструментальной музыки ушло так далеко, что гитара с пятью струнами — первоначальный вариант — не смогла удовлетворить исполнителей. Появлялись и исчезали инструменты с разным количеством струн, но прижились в России к концу XVIII в. только две разновидности: испанская шестиструнная и русская семиструнная.
Появление семиструнной гитары было связано с именем Андрея СИХРЫ (1773 — 1850) — основоположника гитарного искусства в России. Именно Сихра и его ученики смогли сделать переход в гитаре от европейской традиции к русскому национальному языку и народной песне.
С творчеством Михаила ВЫСОТСКОГО (1791 -1837) связана целая эпоха в гитарном искусстве. Он завершил становление семиструнной гитары как русского народного инструмента, и как откровенный вызов западно-европейской традиции.
Русской музыке был предложен совершенно самобытный путь. Гитарные мотивы звучат в прозе и поэзии многих авторов — Фета, Тургенева, Блока, потому что почти невозможно было представить себе жизнь общества, без этого нежного, но сильного, трогающего душу, инструмента.
Век двадцатый, революционный, грозный, ввел свои коррективы во все стороны жизни, в том числе и музыкальную. Бывали для «семиструнки» недобрые дни, время, когда она, казалось, была почти полностью забыта. Но — нет! хранимая ревностными своими поклонниками, продвигались вперед, сохраняя ее самобытность, передавая эстафету следующим поколениям…
Глава 2. Практическая часть
Заключение.
Работая над темой своей работы, я узнал очень много о зарождении и развитии гитары.
Проходили века, менялись люди и с ними менялся не только инструмент, но и его название. Из литературных источников я узнал, что первое изображение гитары было найдено в Испании во II веке на барельефе, который украшал надгробную стелу. И это время можно считать отчетом зарождения гитары.
Но кроме взлетов история знает и падения этого инструмента. В начале XVIII века о гитаре забывают, композиторы пророчат ей смерть, а в моду входят инструменты с более широкими техническими возможностями. Но, не смотря на скептиков, гитара выжила и вернула себе популярность в конце XVIII века
Проводя опрос, я сделал вывод, что самыми популярными музыкальными инструментами у учащихся, является гитара и фортепиано. Среди этих музыкальных инструментов, самым популярным является гитара, на котором большинство учащихся хотели бы научиться играть.
Мне понравилась работать над этой темой и узнать больше об этом инструменте, и поэтому я хочу продолжить работу над этой темой, узнать о видах гитары, стилях игры и разных современных группах.
infourok.ru
История гитары. Факты и особенности возникновения
Ее красота подобна роскошной девичьей фигуре, а звучание способно заставить замолчать даже самого страстного болтуна. Речь о гитаре, которую сегодня называют самым популярным музыкальным инструментом в мире.
По статистике, только каждый третьих из желающих способен обучится игре на гитаре, для остальных это не представляется возможным. Говорят, даже о генетической предрасположенности к владению этим музыкальным инструментом, а по факту – научиться играть на гитаре сможет любой желающий. А наша миссия помочь Вам в этом.
Зато есть много фактов, которые подтверждают — история гитары сложна и многогранна, оттого интересна и даже в какой-то степени поучительна.
Привет, друзья! Вы знали, что у нас есть ламповое сообщество в ВК для гитаристов? Если нет — подписывайтесь! — //vk.com/guitarmonstr
Где появилась эта красавица
История возникновения гитары берет начало задолго до нашего времени. Прообраз этого музыкального инструмента появился еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Та гитара была не похожа на современную. Хотя принцип игры был несколько похож на теперешний. В гитаре древних людей тоже были струны, корпус круглого вида и своеобразную шейку, на которой струны и крепились.
Шло время, и продолжалось развитие гитары. Ее любили и уважали Древние китайцы. В 3 веке до нашей эры они мастерили такой инструмент из панцирей черепах и даже тыквы, которую предварительно вымачивали в солевом растворе, а после тщательно высушивали именно на солнце. Считалось, что только тогда гитара будет звучать идеально… До наших дней записи тех гитар не дожили, поэтом остается лишь уповать на честность тех, кто жил в прошлом и описывал звучание такого музыкального инструмента.
Гитара, которая очень похожа на ту, что мы используем в 21 веке, уходит на Древний Восток. Там почти 2 тысячи лет назад появились прототипы современного музыкального инструмента. Там же появилась лютня – это прапра и еще 100 раз прабабушка современной гитары. Она развивалась и росла, сначала имела 2 струны, а к 16 веку – уже 4. На ней играли рукой и прообразом современного медиатора.
В 17 веке появилась, так называемая, испанская гитара. У инструмента было уже 5 струн. Играть на ней могли только избранные. Мелодия получалась настолько звучной, что ее обожали короли и заказывали на любой бал и даже прием пищи!
Пятиструнная испанская гитара существовала почти целый век, пока один народный умелец не решился добавить в конструкцию еще одну струну. Так, гитара стала шестиструнной. Первыми на такой научились играть испанцы, а потом и все остальные.
История названия гитары
Само слово «гитара» не русское. Прежде чем, двигаться дальше, необходимо разобраться с его происхождением.
Слово пришло из Средней Азии. Затем трансформировалось в Греции. В Испании говорили – гуитарра, в Италии –гайтар. Современное «гитара» пришло из Англии. Такое слово мы используем сегодня.
Акустика и гитара
История акустической гитары полностью повторяет историю гитары, потому что ею и является. Ее ближайшими родственниками и даже родителями называют:
- виуэлу;
- виолончель.
Сегодня в мире известно 3 вида акустических гитар. К ним относят:
- классическую;
- джамбо;
- дредноут.
Немного о классике
Классическая гитара – самая старая и нам хорошо знакомая. Ее используют на различных концертах, а также в музыкальных школах. На ней учатся играть дети и взрослые, ее иногда снимают в видеоклипах и фильмах. В общем, классическая – это гитара, какой мы привыкли ее видеть и знать. У современной струны из нейлона. Это недорогой и практичный материал, который можно быстро заменить. Корпус сделан из дерева. Это, конечно, по-простому, зато понятно и знакомо каждому.
Инструмент почти каждый из нас держал в руках. Он достаточно тяжелый, иначе не способен был бы выдавать такие звуки, которые цепляют!
Классическую гитару создал испанец Антонио Торрес. Он придумал добавить шестую струну, придал инструменту окончательную форму и впервые сам исполнил на ней классическое произведение.
Узнайте чем отличается классическая гитара от акустической
Эх, гитара семиструнная…
Это совершенная правда, современную семиструнную гитару называют русской. Иногда еще цыганской. Ее так любил Высоцкий, на ней играл Джимми Хендрикс… Семиструнная гитара – такая наша и такая родная.
Изобрел семиструнную гитару Андрей Сихра. Он был виртуозом этого музыкального инструмента и мечтал научить играть на ней всех и каждого жителя нашей страны. Этого сделать не удалось, зато благодаря ему мы пользуемся именно семиструнной гитарой.
Считается, что именно у семиструнной гитары – самое идеальное звучание, она подходит для любой музыки от классической до современной в рок-обработке. Вот почему сегодня семиструнной делают и электрическую гитару.
Интересные факты о гитаре
Гитара семиструнная и классическая — это целая кладезь разных фактов. Вот например, самые занимательные из них:
- в семиструнном инструменте самые тонкие струны, вот почему звучание такое высокое.
- Раньше струны делали из кишок зверей, считалось, что такие струны самые звучные и крепкие.
- Тех, кто делает гитары, называют лютье.
- Самый дорогой инструмент в мире стоит почти 3 миллиона долларов.
- Самая маленькая семиструнная гитара – всего 10 микрон в длину. Ее собирали под мощным микроскопом.
- В Англии на гитаре можно жениться или выйти за нее замуж.
- У гитары 4 октавы.
- Самая большая гитара – 13 метров в длину.
- Цыгане умеют гадать на гитаре.
- На таком инструменте умеют играть только 6 процентов людей во всем мире.
- На гитаре раньше играли только смычком, прикасаться к струнам руками считалось дурным тоном
- Есть на свете гитара, у которой аж целых 15 струн. На ней не часто играют, зато поклонников у нее – хоть отбавляй!
- Тем, кому снится гитара, сулят новые знакомства.
- Девушкам легче научится играть на семиструнном инструменте, чем парням.
- Красивую женскую фигуру сравнивают именно с гитарой.
А вот следующий факт — не история создания гитары, но его можно назвать любопытным для общего развития. Тем, кто одинок и ищет свою вторую половину, ученые советуют взять в руки гитару. Зачем? Чтобы привлечь представителей противоположного пола. Наш мозг на парня или даму с гитарой реагирует странным образом. Такой человек кажется нам привлекательным, активным и очень… добрым. С человеком с гитарой в руках знакомятся в пять раз чаще, чем с тем, у кого гитары нет. Причем, играть на инструменте не обязательно!
gitarmonstr.ru
«Инструмент гитара: история и современность»
Тематическое родительское собрание
«Инструмент гитара:
история и современность»
Вступительное слово
Дорогие родители, бабушки и дедушки, гости.
Сегодня мы пригласили вас на наш концерт гитарной музыки. Ребята нашего небольшого класса подготовили его для вас в совместном творческом сотрудничестве. Инструмент, который сегодня будет звучать, очень популярен сегодня как в нашей стране, так и во всем мире. Это очень демократичный инструмент, и не случайно вы выбрали его для обучения своих детей.
Перед концертом мы хотим сделать краткий экскурс в историю. Старшие ребята сами подбирали интересную для них информацию об истории гитары и о путях развития гитарного искусства.
Гитара – один из старейших музыкальных инструментов. Ее первые предшественники появились еще во 2-ом тыс. до н. э.
в др. Месопотамии— киннор
в др. Риме и Греции – кифара
в др. Индии – ситар
Более современной предшественницей гитары считается лютня– инструмент, который был широко распространён в средние века. Со временем стали появляться разновидности лютни, которые постепенно видоизменялись, совершенствовались и дошли до наших дней в виде гитары, мандолины и других щипковых инструментов. На гитаре постепенно учились исполнять репертуар лютни, использовали многие приёмы игры.
Сначала гитара имела четыре струны, как лютня, но постепенно струны к ней добавлялись и появились пятиструнные, затем шестиструнные гитары. Начиная с XVII века, гитара была очень популярным инструментом, особенно в странах Западной Европы и Латинской Америки.
Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте.
Это и самый разносторонний инструмент. На гитаре можно играть музыку различных направлений. Например, цыганская музыка в исполнении странствующих цыган-гитаристов это самостоятельное искусство.
Цыганские песни и танцы, смешиваясь с испанской манерой исполнения, дали начало другому виду гитарного искусства – фламенко. Фламенко на гитаре – это чередование мелодии и аккордов. Причем настолько быстрое, что на большинстве других инструментов сыграть это нельзя.
Существует еще один вид гитары, который не слишком распространён в мире и почти не известен у нас. Это гавайская гитара. В принципе, это обычная гитара. Её кладут на колени, а музыку извлекают с помощью специальных напёрстков в правой руке и металлической пластины в левой. Звучание гавайской гитары поющее, вибрирующее, напоминающее человеческий голос.
Доступна гитаре и джазовая музыка, которая до двадцатых годов принадлежала ранее другому инструменту – банджо.
Классическая гитара может всё. На ней можно исполнять музыку различных направлений. Для неё написано огромное количество произведений, в том числе и концерты с симфоническим оркестром. В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами: скрипкой, мандолиной, домрой, балалайкой. Такому ансамблю доступен разнообразный репертуар – от простых обработок народных песен до сложных произведений.
Многие прославленные музыканты внесли свой вклад в процесс развития гитарного искусства. Превосходно играл на гитаре Никколо Паганини. «Я король скрипки, – говорил он, а гитара моя королева». Он написал немало произведений для гитары:140 сольных пьес, 2 сонаты для гитары и скрипки, множеств ансамблей для струнно-смычковых инструментов и гитары. Своим блистательным мастерством скрипача он во многом обязан этому инструменту, так как многие технические приемы он перенес с нее на скрипку.
Знаменитый скрипичный мастер Антонио Страдивари долгое время, помимо скрипок, делал гитары.
Играли на гитаре и писали для неё, а также использовали в своих операх такие известные композиторы как Карл Вебер, Джузеппе Верди. В записках Гектора Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным образованием. По воспоминаниям современников, композитор мастерски играл на ней. Хорошо владел гитарой Шуберт. Он нередко аккомпанировал себе. Играл на гитаре и оставил для неё сочинения пианист, органист, композитор Диабелли.
Период расцвета гитары (18-19века) дал миру музыкантов, целиком посвятивших себя этому инструменту. Наиболее выдающийся из них – итальянский исполнитель, композитор и педагог Мауро Джулиани.
Родился он в городе Болонье в 1781 году. В двадцать лет стал одним из лучших итальянских гитаристов. Среди почитателей его таланта был сам великий Л. Бетховен. Важнейшее наследие Джулиани – это его этюды. И сейчас, пожалуй, нет ни одного гитариста, который не играл бы его этюдов. Именно в его времена окончательно оформилась та гитара, которую мы сейчас называем классической.
Другим не менее известным гитаристом был Фернандо Сор. Родился в 1778 году в Барселоне. Его композиции для гитары считаются вершиной классического периода шестиструнной гитары. За певучую манеру игры Сора современники именовали «Мендельсоном гитары». Фернандо Сор одним из первых открыл в гитаре так же широчайшие полифонические возможности.
Выдающимся педагогом гитары периода её возрождения был итальянец Маттео Каркасси (1792-1859). Его игра отличалась виртуозность и элегантностью. Он очень полно развил технические возможности этого инструмента, и его «Школа игры на гитаре» до сих пор служит одним из основных пособий для обучающихся гитарному искусству.
Сегодня в нашем концерте почти все ученики будут исполнять произведения этого композитора.
К середине XIX века после многих усовершенствований основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. Для гитары наступает время упадка. Выступления гитаристов привлекает всё меньше и меньше слушателей. Гитара во всех странах ушла со сцены, кроме Испании.
В России упадок гитары сказывался также очень остро. Распадались общества гитаристов. Почти перестала издаваться нотная литература для гитары, из музыкальных учебных заведений этот инструмент изгоняли, и постепенно всё преподавание перешло в руки частных учителей.
Но и в тяжелые годы для гитары находились подлинные энтузиасты этого инструмента. Один из них Петр Агафошин. В1928 году в России вышла его книга «Новое о гитаре». Он издавал нотные сборники, делал переложения произведений композиторов- классиков.
Учеником Агафошина был выдающийся советский гитарист, педагог и композитор Александр Иванов-Крамской (1912-1973).
Благодаря ему авторитет гитары и её популярность в нашей стране сильно возросли. Во многом благодаря его усилиям были открыты классы гитары в музыкальных училищах.
Сегодня гитара — инструмент, любимый миллионами людей на нашей планете. Одними из самых известных современных аккустических гитаристов можно назвать испанца Андреса Сеговия, американца Эрика Клэптона, нашего соотечественника Виктора Зинчука и др.
multiurok.ru
проект гитара 7б класс.docx | Школьные файлы SchoolFiles.net
Проект учениц 7 –б класса Сухоруковой Алины и Скоробогатовой Любови
«Пой, гитара звонкая…»
Руководитель: Осипова Ольга Васильевна.Гитары звонкая струна
Мне душу мёдом наполняет!
Аккорды жгучего огня
Чечётка пальцев набирает…
Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о музыкальном инструменте — гитара.
Проблема: Гитара очень популярный музыкальный инструмент, многие обучающиеся и подростки слушают музыкальные произведения со звучанием гитары, но не все знают происхождение этого инструмента его прошлое и настоящее.
Цель работы: Узнать историю появления гитары, проследить путь ее развития.
Задачи:
провести опрос по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.
Изучить историческую, учебную, справочную литературу о музыкальном инструменте гитара;
систематизировать полученную информацию;
на примере известных гитаристов показать, что занятия гитарой могут привести к большой известности;
Предмет исследования: гитара, ее прошлое и настоящее.
Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение, прогнозирование, наблюдение, проведение опроса.
Мы провели опрос среди 29 учащихся 7 классов, и задали им вопросы:
1. В каком кружке Вы занимаетесь?
2. Как часто Вы слушаете музыку?
3. Какие музыкальные инструменты Вы знаете?
4. Что Вы знаете о гитаре?
5. На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?
6. Каких музыкантов исполнителей вы знаете?
7. Как музыка влияет на Ваше настроение?
В результате мы выяснили, что мальчиков 7 классов интересует больше спорт, настольным теннисом – занимаются 10 человек, волейболом и баскетболом — 5 человек, а 5 учеников 7 б занимаются в ДК поселка Чернореченский в кружке «Гитара». Это составляет 25% от общего числа опрошенных.
все опрошенные постоянно слушают музыку, увлечены современными направлениями в музыке.
Учащиеся знают большое количество музыкальных инструментов, из них все отметили гитару.
Но знания о гитаре поверхностные, историю происхождения гитары не знает никто.
Поэтому, мы решили рассказать всем учащимся о гитаре, заинтересовать их и пригласить в наш гитарный кружок.
Глава I. Откуда к нам пришла гитара (такие похожие и такие разные гитары)
1.1.Происхождение.
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».
Тар — струнный, щипковый музыкальный инструмент, один из предшественников гитары.
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах относятся к III тысячелетию до н. э. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.
Испанская гитара. В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима. В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами. Такие гитары получают название испанских гитар.
Русская гитара. В Россию гитара попала относительно поздно, лишь в конце 17 — начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию итальянским композиторам и музыкантам.
Первым из значительных русских гитаристов был Николай Петрович Макаров.
Классическая гитара. В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший
schoolfiles.net