cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проблемы с письмом у первоклассника – Дисграфия: проблемы с письмом у первоклассника

Статья на тему: Проблемы с письмом у первоклассника

Проблемы с письмом у первоклассника.

Самой главной задачей начальной школы является обучение детей грамоте. Чем лучше ребенок усвоит этот навык, тем эффективнее будет дальнейшее обучение. К сожалению, далеко не все дети быстро овладевают письмом и чтением. Трудности в овладении письма и чтения принято называть «дислексией». В чем суть данного диагноза и как с ним бороться — этот вопрос волнует многих родителей.

Письменная речь- это, пожалуй, самый основной и один из самых сложных психических процессов, который взаимодействует с такими психологически процессами как внимание, речь, эмоции и память. Если один из процессов отстает в своем развитии, то страдает вся цепочка. Первоначально ребенок овладевает устной речью. Он учится правильно говорить и произносить слова. Заучивает произношения и строит предложения, затем ребенок начинает постепенно осваивать чтение.

Если родители замечают неправильное произношение тех или иных звуков, дефект речи, то необходимо обязательно обратится к логопеду, что бы в дальнейшем не начали появляться проблемы более серьезного характера. Если во время не решить речевые дефекты, то появятся дефекты в изучении грамоты и письма. Даже если ребенок все произносит правильно и в его речи не слышны никакие дефекты, то это не значит, что в дальнейшем не может произойти нарушение звукового анализа и синтеза.

Выявить данное нарушение можно будет лишь при изучении грамматики. Проявляется это в виде пропускания букв в словах, перестановке звуков, замене на неподходящие буквы или звуки. Такое нарушение фонематического слуха сможет выявить только логопед.

Что бы выяснить, не нарушен ли звукобуквенный анализ у ребенка, до похода к специалисту можно провести домашнее тестирование. Для этого необходимо попросить малыша произнести серию слогов: КА-ПА-ТА, АТЬ-АЧ-АТЬ, БА-БА-ПА, СА-ША-СА. Если ребенок затрудняется повторить данные слова, путается и делает явные ошибки, то налицо фонематическое нарушение слуха.

Очень часто можно наблюдать такие ошибки в письме как замена букв, схожих по написанию, несоблюдение строки, неряшливость в почерке. С таким видом нарушения можно бороться с помощью пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики. Пусть ребенок больше лепит из пластилина, собирает мелкие бусинки в коробочку либо нанизывает их на нитку. Все это способствует улучшению письма и развитию моторики пальцев. Очень полезно собирать конструктор LEGO.

Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме?

  1. Не ругать ребенка и всячески помогать.
  2. Больше проявлять заботу и внимание.
  3. Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома.
  4. Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих силах.

Корректирующую работу необходимо начинать сразу же, как стали очевидными трудности в овладении письма. Родителям важно знать, что сама собой проблема не уйдет. Необходимо постоянно тренировать память и развивать внимание, стоит помнить, что все эти психологические процессы взаимосвязаны между собой. Начинать необходимо с самых простых упражнений и заданий, даже если они не совсем соответствуют возрастной норме.

Для овладения правильным письмом необходимо всегда проговаривать слова. Выделять значение слова, корни, находить однокоренные слова. Давая различного рода задачи, развивается и мыслительный процесс, вскоре ребенок начнет самостоятельно замечать свои ошибки и исправлять их.

Главное- это сила воли и желание помочь своему малышу справится с этим дефектом. Постоянное пополнение словарного запаса, заучивание скороговорок и стихов, также помогут ускорить процесс. Ко всему необходимо подходить в комплексе. Развивая один психологический процесс, происходит влияние и на другие не мало важные процессы. Родителям важно знать, что необходимо постоянно расширять и кругозор ребенка. Чаще ходить на разнообразные выставки, в музеи, театры. Больше читать малышу, показывать наглядный материал и рассказывать познавательные истории. Постоянна работа с ребенком, поможет ему справиться со всеми проблемами, и в дальнейшем с ними больше не сталкиваться.

nsportal.ru

Проблемы с письмом у первоклассника.docx

Проблемы с письмом у первоклассника

Самой главной задачей начальной школы является обучение детей грамоте. Чем
лучше ребенок усвоит этот навык, тем эффективнее будет дальнейшее
обучение. К сожалению, далеко не все дети быстро овладевают письмом и
чтением. Трудности в овладении письма и чтения принято называть
«дислексией». В чем суть данного диагноза и как с ним бороться — этот вопрос
волнует многих родителей.
Письменная речь- это, пожалуй, самый основной и один из самых сложных
психических процессов, который взаимодействует с такими психологически
процессами как внимание, речь, эмоции и память. Если один из процессов отстает
в своем развитии, то страдает вся цепочка. Первоначально ребенок овладевает
устной речью. Он учится правильно говорить и произносить слова. Заучивает
произношения и строит предложения, затем ребенок начинает постепенно
осваивать чтение.
Если родители замечают неправильное произношение тех или иных звуков,

дефект речи, то необходимо обязательно обратится к логопеду, что бы в
дальнейшем не начали появляться проблемы более серьезного характера. Если во
время не решить речевые дефекты, то появятся дефекты в изучении грамоты и
письма. Даже если ребенок все произносит правильно и в его речи не слышны
никакие дефекты, то это не значит, что в дальнейшем не может произойти
нарушение звукового анализа и синтеза.
Выявить данное нарушение можно будет лишь при изучении
грамматики. Проявляется это в виде пропускания букв в словах, перестановке
звуков, замене на неподходящие буквы или звуки. Такое нарушение
фонематического слуха сможет выявить только логопед.
Что бы выяснить, не нарушен ли звукобуквенный анализ у ребенка, до похода к
специалисту можно провести домашнее тестирование. Для этого необходимо
попросить малыша произнести серию слогов: КА-ПА-ТА, АТЬ-АЧ-АТЬ, БА-БА-ПА,
СА-ША-СА. Если ребенок затрудняется повторить данные слова, путается и делает
явные ошибки, то налицо фонематическое нарушение слуха.
Очень часто можно наблюдать такие ошибки в письме как замена букв, схожих по
написанию, несоблюдение строки, неряшливость в почерке. С таким видом
нарушения можно бороться с помощью пальчиковой гимнастики и развития
мелкой моторики. Пусть ребенок больше лепит из пластилина, собирает мелкие
бусинки в коробочку либо нанизывает их на нитку. Все это способствует
улучшению письма и развитию моторики пальцев. Очень полезно собирать
конструктор LEGO.
Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме?
1. Не ругать ребенка и всячески помогать.
2. Больше проявлять заботу и внимание.
3. Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома.
4. Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих
силах.

znanio.ru

Трудности обучения письму и чтению первоклассников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 »

Воскресенского муниципального района

Московской области

140200 Московская обл., Воскресенск, ул. Октябрьская, д.9, Тел. (496)442 34 18; тел. (496)442 16 98

http//vos-school-4.edumsko.ru e-mail: [email protected]

Городское МО г. Воскресенск

Доклад на тему

«Трудности обучения письму и чтению первоклассников»

Подготовила

учитель начальных классов

Лучина Светлана Николаевна

2017г.

«Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

1.Вступительное слово.

Сегодня на городском МО нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими трудностями обучению письму и чтению столкнулись ваши дети в период школьной жизни 1 класса? Как можно преодолеть возникшие трудности? Берем эту проблему, так как обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Мы проведем необычное собрание, разделимся на группы. Я раздам Вам цветные карточки, на столах стоят флажки, Вы сейчас объединитесь в группы и сядете за тот стол, где стоит флажок цвета вашей карточки. Деление на группы неслучайно. При обследовании детей были выявлены их характерные особенности, затрудняющие обучение чтению и письму. Я их Вам не назову сейчас, а Вы их выявите в процессе групповой работы.

1 группа – леворукие дети

2 группа – гиперактивные

3 группа – медлительные

4 группа – без ярко выраженных особенностей.

На парте лежит лист бумаги, фломастер цвета соответствующей группе. В каждой группе, родители в течение 10 – 15 мин. должны определить трудности своих детей, почему они испытывают трудности обучению чтения и письму. Все свои предположения записывают на листе. Через 15 минут листы прикрепляются к доске. Дается время, чтобы родители прочитали и проанализировали свои ответы.

Лист первой группы.

1.Пишет медленно.

2.Пишет левой рукой.

3.Зеркальное изображение букв.

4.Неряшливый почерк.

5. Не видит строчку.

6.Пропускает буквы, заменяет при письме и чтении.

7. При чтении путает похожие буквы.

8. Медленно читает.

Лист второй группы.

1. Легко отвлекается на любую помеху.

2. Самостоятельно работать не может.

3. Очень подвижен.

4. С трудом удерживает внимание.

5. Дрыгает ногами, руками, крутится.

6. Очень разговорчив.

7. Отключается от выполнения задания.

8. Почерк неряшливый, много исправлений.

9. Не дописывает буквы.

10. При чтении теряет слова, строчку.

11. Хорошо работает 3 – 5 минут

Лист третьей группы.

1. Делает все очень медленно.

2. С трудом переходит от задания к заданию.

3. Пропускает буквы, слова при чтении и письме.

4. Пишет и читает очень медленно.

5. Небрежный почерк, буквы разной величины.

6. Может читать то медленно, то быстро.

7.Плохо пересказывает.

8. Не видит строку.

Лист четвертой группы.

1. Пропускает буквы при чтении и письме.

2. Под диктовку пишет с ошибками.

3. Путает похожие по написанию буквы.

4. Почерк неустойчивый.

5. Быстро устает.

6. Задания хорошо выполняет, когда есть желание.

— Что вы можете сказать, познакомившись с ответами других групп?

(Педагоги отмечают и выделяют на листах одинаковые трудности)

— А какие особенности есть только в вашей группе или наиболее ярко выраженные?

(Педагоги выделяют группы: леворукие, медлительные, очень активные дети)

— Наверное вы догадались, по какому признаку вы объединились в рабочие группы. Для каждой категории детей разработаны специальные рекомендации, учитывающие их характерные особенности.

1 группа

2. При письме и рисовании свет должен падать справа.

3. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.

4. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.

5. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники.

6.Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.

7.Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

2 группа

Гипер активные дети.

1.старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка..

2.Избегайте категоричных слов и выражений, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

3.старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

4.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

5. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

7. Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»

8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

3 группа

ными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения.

2. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.

3.По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.

4. Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с трех до пяти дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

5.Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.

6. Помните, вашему ребенку нужно время на раскачку. Нужно облегчить ему выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня.

7. Продленка — не для медлительных детей.

Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку. Вы должны принимать и любить его таким, какой он есть, — тогда ему будет легче и в школе.

— В каждой группе есть свои проблемы, но и еще есть общие. Для детей, которые испытывают общие трудности рекомендации, дает психолог.

2.Рекомендации психолога.

Что могут родители, если все же появились школьные трудности?

К сожалению родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

Первое — не рассматривайте их как личную траге­дию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача — помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе — вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье — ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать — это не помощь, а основа для новых конфликтов.

Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типич­ны родительские жалобы: «Нет никаких сил…», «Все нервы вымотал…». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдер­жаться — взрослый, а виноват — ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто — ребенка…

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой ра­боты! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телеви­зор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выпол­нять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокой­нее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» — уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Не считайте зазорным попросить учителя: спраши­вать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неуда­чи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хороши­ми, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Возна­граждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопар­ка, совместная прогулка… Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Детям с трудностями в обучении необходим разме­ренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а зна­чит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше по­ставьте будильник на полчаса раньше.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упре­ками, а потом ребенок долго не может успокоиться

и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы — для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте… Главное — сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание — самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не­смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присут­ствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше — сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоя­тельной работы! Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на сту­ле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуве­ренности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И еще одно, последнее напоминание: своевремен­ность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.

Ваше искреннее желание помочь ребенку и со­вместная работа обязательно принесут плоды!

Желаем вам успеха!

3. Рекомендации логопеда.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.

Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели),сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны

Наиболее типичны следующие ошибки:

трудности слияния звуков в слоги и слова;

взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

искажение слоговой структуры слов;

слишком медленный темп чтения;

нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у детей относятся:

замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

пропуски гласных;

пропуски согласных в их стечении;

слияние слов на письме;

раздельное написание частей одного слова;

пропуски, наращения или перестановки слогов;

орфографические ошибки.

В основе замен и смешений букв при письме является недостаточная сформированность фонематического слуха .неправильное обозначение звука буквой.

В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа Перестановки букв связана только с недостаточностью звукового анализа., слухоречевой памяти, внимания.

Причина вставок букв это. несформированность фонематического слуха и восприятия.

Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов но и неумением переключить внимания. Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

Оптические ошибки при письме это несформированность оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. Учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.

Рекомендую вам регулярно выполнять с детьми несколько простых упражнений.

Причина

Рекомендации

В письменных работах пропускает буквы

Слабая концентрация внимания

Упражнения.

Ученику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1)аммадама реберерге ассамаса

2) еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор

infourok.ru

Причины возникновения проблем на уроках письма у первоклассников

Переход из детского сада в школу является сложным этапом в жизни каждого ребенка, впрочем, как и родителей. Безусловно, большинство начинают заниматься с детьми еще в дошкольном периоде, однако же, школьное обучение это, конечно, стресс. В связи с этим многие знания просто не усваиваются ребенком, он находится в постоянном напряжении из-за неожиданной ответственности, которой раньше не было.

Немало проблем возникает на уроках письма. Специалисты выделяют несколько основных, среди них следующие.

 

1. Пропуск букв при письме под диктовку. Причины этого могут быть различными. Во-первых, плохое развитие слуха, а слова «на слух» воспринимаются несколько иначе, нежели зрительно. Во-вторых, плохая концентрация внимания. Если ребенок не может сосредоточиться, это может быть причиной многих неудач в процессе обучения.

2. Даже при хорошем владении всеми необходимыми правилами некоторые ученики допускают много ошибок опять-таки по причине невнимательности и в связи с отсутствием кратковременной памяти.

3. Многие дети совершенно не способны аккуратно вести тетради. Во время же диктанта они все время исправляют свои ошибки и помарки, соответственно не успевают следить за учителем и очень много ошибаются. Происходит это по причине плохого развития мелкой моторики пальцев, которой необходимо уделять большое количество времени еще в дошкольный период. С детьми нужно с самого раннего возраста заниматься рисованием, лепкой, основами письма.

4. По причине того, что ребенок плохо ориентируется в пространстве, он очень часто «теряется» даже в своей тетради. Когда учитель просит отступить несколько строчек, влево или вправо, ему это непонятно либо же ориентировка занимает слишком много времени. Все происходит из-за того, что ребенок с самого раннего возраста просто не приучен быть самостоятельным.

5. Проблемы с речью. Если родители вовремя не обращаются к логопеду при значительном или даже легком нарушении речи у ребенка, это в дальнейшем при поступлении в школу приводит к затруднениям в правописании. Ведь вначале ребенок учится правильно произносить слова и отдельные звуки. При нарушениях речи проблемы при письме могут быть связаны с пропуском букв или целых слогов, а так же с перестановкой их местами.

 

Учащимся, имеющим какие-либо из перечисленных выше проблем, помимо устранения основных причин их возникновения, бесспорно, необходимо большее внимание не только со стороны учителя, но и родителей. Нужно заниматься дополнительно. Пусть ребенок дома тренируется письму в прописях, обводит буквы, при этом произносит вслух соответствующие звуки. Современные прописи часто содержат еще и дополнительные косые линейки, что позволяет выработать правильный наклон, а в дальнейшем способствует формированию каллиграфического почерка.

Очень полезно так называемое письмо в воздухе, когда ребенок пытается изобразить воображаемую букву. Начать можно с написания всего алфавита, а закончить – целыми словами. Полезно также письмо по образцу предложений из учебника. Или же пусть ребенок самостоятельно придумывает слова или предложения на заданную тему, а затем пытается их записать.

Очевидно, что многие проблемы в обучении письму, и не только ему, являются следствием по большей части психологических трудностей, идущих из семьи. Если сюда, конечно, не включать сложности, связанные с физиологией. Необходимо следить за атмосферой в семье, оказывать ребенку больше внимания, сделать более полезным досуг. Если возникают какие-либо сложности, постоянно ругать за это не имеет никакого смысла. Это вырабатывает страх допустить ошибку, что приводит к стрессу. Нужно напротив пытаться вырабатывать в ребенке силу воли и способность преодолевать трудности. Стоит ограничить просмотр телевизора, лучше больше читать, причем опять же не из-под палки. Ребенок должен понимать, в чем заключается польза чтения и письма.

Если начинать корректировку всех проблем по мере их поступления, причем делать это спокойно и доброжелательно, это, безусловно, позволит избежать многих неприятностей в дальнейшем.

 

www.rastut-goda.ru

Проблемы с письмом у первоклассника

Проблемы с письмом у первоклассника.

 

 

Самой главной задачей начальной школы является обучение детей грамоте. Чем лучше ребенок усвоит этот навык, тем эффективнее будет дальнейшее обучение. К сожалению, далеко не все дети быстро овладевают письмом и чтением. Трудности в овладении письма и чтения принято называть «дислексией». В чем суть данного диагноза и как с ним бороться — этот вопрос волнует многих родителей.

Письменная речь- это, пожалуй, самый основной и один из самых сложных психических процессов, который взаимодействует с такими психологически процессами как внимание, речь, эмоции и память. Если один из процессов отстает в своем развитии, то страдает вся цепочка. Первоначально ребенок овладевает устной речью. Он учится правильно говорить и произносить слова. Заучивает произношения и строит предложения, затем ребенок начинает постепенно осваивать чтение.

Если родители замечают неправильное произношение тех или иных звуков, дефект речи, то необходимо обязательно обратится к логопеду, что бы в дальнейшем не начали появляться проблемы более серьезного характера. Если во время не решить речевые дефекты, то появятся дефекты в изучении грамоты и письма. Даже если ребенок все произносит правильно и в его речи не слышны никакие дефекты, то это не значит, что в дальнейшем не может произойти нарушение звукового анализа и синтеза.

Выявить данное нарушение можно будет лишь при изучении грамматики. Проявляется это в виде пропускания букв в словах, перестановке звуков, замене на неподходящие буквы или звуки. Такое нарушение фонематического слуха сможет выявить только логопед.

Что бы выяснить, не нарушен ли звукобуквенный анализ у ребенка, до похода к специалисту можно провести домашнее тестирование. Для этого необходимо попросить малыша произнести серию слогов: КА-ПА-ТА, АТЬ-АЧ-АТЬ, БА-БА-ПА, СА-ША-СА. Если ребенок затрудняется повторить данные слова, путается и делает явные ошибки, то налицо фонематическое нарушение слуха.

Очень часто можно наблюдать такие ошибки в письме как замена букв, схожих по написанию, несоблюдение строки, неряшливость в почерке. С таким видом нарушения можно бороться с помощью пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики. Пусть ребенок больше лепит из пластилина, собирает мелкие бусинки в коробочку либо нанизывает их на нитку. Все это способствует улучшению письма и развитию моторики пальцев. Очень полезно собирать конструктор LEGO.

Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме?

  1. Не ругать ребенка и всячески помогать.
  2. Больше проявлять заботу и внимание.
  3. Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома.
  4. Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих силах.

Корректирующую работу необходимо начинать сразу же, как стали очевидными трудности в овладении письма.Родителям важно знать, что сама собой проблема не уйдет. Необходимо постоянно тренировать память и развивать внимание, стоит помнить, что все эти психологические процессы взаимосвязаны между собой. Начинать необходимо с самых простых упражнений и заданий, даже если они не совсем соответствуют возрастной норме.

Для овладения правильным письмом необходимо всегда проговаривать слова. Выделять значение слова, корни, находить однокоренные слова. Давая различного рода задачи, развивается и мыслительный процесс, вскоре ребенок начнет самостоятельно замечать свои ошибки и исправлять их.

Главное- это сила воли и желание помочь своему малышу справится с этим дефектом. Постоянное пополнение словарного запаса, заучивание скороговорок и стихов, также помогут ускорить процесс. Ко всему необходимо подходить в комплексе. Развивая один психологический процесс, происходит влияние и на другие не мало важные процессы. Родителям важно знать, что необходимо постоянно расширять и кругозор ребенка. Чаще ходить на разнообразные выставки, в музеи, театры. Больше читать малышу, показывать наглядный материал и рассказывать познавательные истории. Постоянна работа с ребенком, поможет ему справиться со всеми проблемами, и в дальнейшем с ними больше не сталкиваться.

Автор: Бурмистрова Н.В.

burmistrova-volok-sichevosch.edumsko.ru

Почему возникают трудности в учебе у первоклассников? | Обучение

Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, в чем вообще выражается эта пресловутая «неуспеваемость»?

Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:

1. Около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития так называемого фонематического слуха и вообще способности воспринимать информацию «на слух» (что вполне можно развить).

2. Примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, его объема и концентрации, а также кратковременной памяти. Это не фатально и тоже корректируется специальными упражнениями.

3. Еще примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе в школе, постоянно что-то теряют, забывают и путают. А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности — книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть очень неорганизованны. У них низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабая волевая регуляция поведения, но и это тоже поддается психологической коррекции.
Многим первоклашкам сложно сидеть весь урок
Фото: Depositphotos

4. Около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления — у них большие проблемы с математикой.

5. 13% детей страдают от того, что совершенно неусидчивы. Урок длится 45 минут и, несмотря на физкультпаузы и частую смену видов деятельности, такие «шилопопые» детки все равно не имеют сил «высидеть» положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Объясняется это особенностями моторного развития и низким уровнем развития волевой сферы, наиболее сильно страдают такими нарушениями дети с гиперактивностью.

6. Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления.

7. Еще приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого объема внимания, а также неумения «заставить» себя заняться тем, что сложно и/или неинтересно.
Кому-то никак не дается чистописание
Фото: Depositphotos

8. Примерно 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки. Они словно не способны «нормально» нарисовать даже самые простые элементы, их буквы кривые и расползаются. И в попытке привести их в порядок эти дети все время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет душераздирающее зрелище. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали.

9. Столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания.

10. И такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно  — ни в классе, ни дома. Есть и вариации на данную тему: ребенок не может самостоятельно работать в классе, но дома у него это получается — и наоборот. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному «тугодуму» флегматику на уроке никак не успеть — зато дома он «свое возьмет». Если же, напротив, ребенок не может работать дома, хотя, по отзывам преподавателя, вполне успевает на уроках — задумайтесь о том, обеспечены ли ему дома необходимые для работы условия (а это не только наличие стола и стула, но и комфортного, тихого помещения для занятий, нормальной психологической обстановки), или — не слишком ли вы его опекаете.

11. Некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Обычно это вызвано семейными проблемами, чаще всего — переносом сложных отношений с мамой или бабушкой на учительницу.

А кто-то просто плохо ориентируется в школьном пространстве
Фото: Depositphotos

12. Есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве. Они долго, чуть ли не несколько недель, не могут запомнить расположение своего класса в школе, местоположение туалета, столовой, раздевалки — поэтому они часто теряются в «трех соснах» и опаздывают с переменки на урок. Некоторые детки слабо ориентируются даже в собственной тетради, и просьба учителя «отступить три клеточки сверху и на десять слева» повергает такого ребенка в ступор. Это тоже — «домашнее наследие»: вероятно, ребенок не был приучен к самостоятельности, с ним мало занимались либо делали все «за него».

Итак, как видим, за исключением трудностей обучения, связанных с физиологическими особенностями ребенка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем все же «родом из семьи»: кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребенке память, внимание, моторику пальчиков.

О том, кому именно с особенным трудом дается первый класс, и о том, как же помочь ребенку решить эти проблемы — поговорим в следующих статьях.

shkolazhizni.ru

Трудности первоклассников. Почему они возникают?

Трудности в обучении первоклассников.

Почему они возникают?

  1. Не слышит учителя.

Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Установить его степень может лор-врач, а наблюдать и лечить – врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребенок плохо слышит по другим причинам, например, из-за патологии органов дыхания. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить.

Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребенку требуется стимулирующая помощь учителя: ободрение, похвала, установка на успех, а также щадящий режим, дополнительные занятия в менее отвлекающей обстановке.

Возможно, ребенок физически ослаблен; в семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Это тоже не позволяет ему сосредоточиться на необходимый отрезок времени и слушать учителя. Напоминаем, что ребенку семи лет, особенно в период адаптации, необходимо спать не менее 10 часов.

  1. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.

В этом случае у ребенка отмечается недостаточный уровень словесно-логического мышления. Возможно, это временная задержка развития, и ребенку просто нужно помочь ее преодолеть. Определить причины и спланировать индивидуальную работу помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Однако, возможно, причины гораздо серьезнее — незрелость или повреждение центральной нервной системы. В этом случае необходима также врачебная помощь.

3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п.

Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Объясните родителям, что подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Гораздо важнее набраться терпения и сделать уроки! Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – все это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя, и родителей.

Причиной может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.

  1. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.

У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям. Необходимо выполнять упражнения, восполняющие функциональную недостаточность структур мозга, координирующих и регулирующих движения. На коррекционых занятиях эти дети должны ползать, маршировать, делать перекрестные движения, отбивать ритм, выполнять ритмичные движения в сочетании с речью (стихи, речевки, чистоговорки), учиться действовать (или воздерживаться от действия) по условному сигналу, осваивать дыхательную гимнастику и ряд специальных упражнений. Многое из этого могут применять как учителя, так и родители. Вместе с тем, чередуя умственную нагрузку с динамическими паузами (физкультминутками), следует приучать ребенка сохранять рабочую позу в течение всё более длительного промежутка времени.

В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.

  1. При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается.

Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.

  1. Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы.

Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. Возможно, ребенок физически ослаблен, плохо себя чувствует. Нередко встречаются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Повышение голоса и строгий взгляд вызывает у таких детей стрессовую реакцию, они теряются, ведут себя неадекватно. Соразмеряйте свое воздействие!

Ребенок должен знать и чувствовать, что его понимают, верят в его будущие успехи – и они обязательно придут. Очень важен настрой семьи. Нельзя завышать требования. «У тебя будут только пятерки» — крайне неконструктивная установка.

Возможны также случаи, когда требуется наблюдение у невролога.

  1. Говорит кратко, очень тихо.

Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам и т.д. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи постепенно снимут проблему. Однако встречаются дети с нарушением голоса – проконсультируйтесь с логопедом или лор-врачем. Существуют и логофобии — боязнь говорить в силу каких-либо речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.

  1. Говорит очень громко.

Может быть следствием нарушения физического слуха (см. пункт 1).

Встречается также громкий голос по физиологическим причинам. Особенности речевой среды в семье могут сформировать привычку говорить громко, кричать без надобности. Однако чаще всего у ребенка нарушены или не сформированы механизмы саморегуляции – а это значит, что требуются меры коррекционного и воспитательного свойства.

  1. Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма).

Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. С точки зрения нейропсихологии это проблемы в подкорковых структурах мозга. Желательна консультация специалиста.

Все чаще встречаются дети с несформированностью пространственных представлений, зрительного восприятия.

В основе трудностей обучения письму может лежать несформированность моторных действий, которая проявляется как неловкость крупных и — особенно — мелких движений: способность манипулировать мелкими предметами, держать карандаш, рисовать простые линии. При обучении таких детей письму следует обратить особое внимание на темп письма. Все задания дети должны выполнять в медленном темпе, получив четкую инструкцию. Прописи с рабочей строкой 4 мм не рекомендуются. Противопоказаны программы интенсивного обучения.

  1. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».

Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия (см. пункт 14). В тяжелых случаях можно заподозрить развитие невроза, включая логоневроз (речевой невроз).

Как правило, эти дети имеют легкие функциональные или органические нарушения нервной системы, в частности, алалию или дизартрию. Погоня за скоростью чтения может сыграть крайне отрицательную роль в развитии и обучении таких детей. Трудности усугубятся, сформируется стойкое специфическое нарушение чтения – дислексия.

  1. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.

Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства, однако в спокойной обстановке ребенок способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице. Он плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет». При медленном темпе работы значительно лучше обучается.

Другая возможная причина — повышенная утомляемость, истощаемость. На уроке надо дать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе, вместе с родителями формировать навыки организации учебного труда. Необходимо строгое соблюдение режима дня, достаточный отдых.

Отсутствие мотивации, интереса к учебе. Попробуйте разобраться в проблемах ребенка совместно с родителями и психологом.

Так же будет проявлять себя ребенок с повышенным внутричерепным давлением, что требует лечения у невролога.

  1. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.

Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства ребенка: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребенка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором его первых школьных успехов.

  1. Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.

Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.

Несвоевременное формирование процесса левополушарной латерализации (установление доминантной роли левого полушария головного мозга) может стать источником неудач в становлении письменной речи. К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.

Если с течением времени ребенок дает все больше зеркальных переворотов букв, пишет неразборчиво, то нужно обратиться к специалистам. Однако есть и меры развивающе-профилактического характера, о которых пойдет речь в другой главе.

  1. Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов.

Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог. Такому ребенку требуется лечение и индивидуальный подход. Нельзя форсировать процессы овладения чтением и письмом, навыки следует формировать постепенно, «не гнаться» за скоростью чтения.

  1. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.

Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).

То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).

  1. Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении.

Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя.

Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях.

17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой.

Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д. Начинать нужно всегда со схемы собственного тела. В формировании пространственных представлений у детей неоценимую помощь может оказать учитель физкультуры. Занятия танцами, ритмикой, гимнастикой (особенно ушу) также показаны. Пространственные представления – совершенно необходимый базис полноценного освоения ребенком закономерностей языка и элементарной математики.

18. В письменных работах пропускает буквы.

Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности. С точки зрения нейропсихологии, причина – в трудностях поддержания тонуса коры головного мозга в активном рабочем состоянии. Отсюда – несформированность регуляторных механизмов контроля собственных действий. У такого первоклассника затруднено формирование связей «звук – буква». Сформированный акт письма предполагает однозначную взаимосвязь на уровне коры головного мозга между услышанным звуком («фонема»), произнесенным звуком («артикулема»), увиденной буквой («графема») и способом написания этой буквы («кинема»).

Проблема может быть обусловлена нарушениями развития устной речи ребенка: поздно заговорил, двуязычная семья, в семье снижена культура речи и др.

19. Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»).

Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация — игровая. Здесь можно порекомендовать: систему пошаговых инструкций (не более 5 слов), ориентированных на близкие цели. Например: 1) открыть тетрадь, 2) взять ручку и т. д. Перед выполнением каждого задания следует давать дополнительную мотивацию: «для чего мы выполняем задание? Чтобы…» Развивать способность запоминать на слух ряды слогов, слов, затем словосочетания, короткие фразы. Полезно включать в учебную ситуацию игровые моменты.

Если вы замечаете, что ребенок к тому же быстро утомляется, плохо переносит шум, яркий свет, духоту, не воспринимает громкий голос, яркие образы, его укачивает в транспорте, то, возможно, у этого ребенка имеется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Такие дети могут страдать головными болями, а к концу учебного дня — перевозбуждаться, становиться слишком подвижными, неуправляемыми. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов». Степень проявлений признаков ММД сильно меняется в зависимости от состояния здоровья, окружающей обстановки, времени года. Детям с ММД необходимо постоянное наблюдение и лечение у невролога, а также помощь психолога, дефектолога.

20. Испытывает трудности при решении математических задач.

Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. Требуются дополнительные занятия, обследование у психоневролога.

21. Испытывает трудности при пересказывании текста.

Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины. Комплекс дополнительных упражнений.

22. Ребенок-левша.

Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители. Преобладание левой руки над правой отражает измененную («атипичную») организацию работы полушарий головного мозга. Этим и обусловлены характерные для ребенка-левши особенности поведения, умственной деятельности, моторной сферы. Есть среди них и такие, которые могут затруднить ребенку обучение в школе и вызвать негативную реакцию взрослых: ослаблены адаптивные механизмы, возможны эмоциональные срывы и неврозоподобные эпизоды поведения, повышена потребность во внимании окружающих, противопоказана спешка, снижена способность к переключению, затруднена ориентировка в тетради, на письме обилие необъяснимых ошибок, стойкие ошибки при чтении. В этих случаях следует обратиться к специалистам.

23. С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.

Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро. Необходимы специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.

Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с 1 класса) изучение иностранного языка.

24. Гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенностъ, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что п

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *