Конспект урока по литературе 8 класс фонвизин недоросль 1 урок – Урок литературы в 8 классе. «Д.И.Фонвизин «Недоросль».
План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.
МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
Галуцких Наталья Андреевна, учитель МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого»,
русского языка и литературы,
п. Борисовка Белгородской обл.
Аннотация: урок литературы в 8 классе
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.
Цели:
- Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
- Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
- Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.
Ход урока
– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I, временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.
В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.
Сегодня мы будем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.
Ответы учащихся ( написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства).
— Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?
Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ).
— Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?
Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера (по группам).Готовые варианты прикрепляются на доску. Обсуждение работы и выявление признаков в пьесе. (Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).)
— Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.
В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.
— Какова она в комедии? С кем из героев связана?
Сообщение о Софье.
У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.
София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.
Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.
В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.
— С какими же образами комедии связана эта тема?
— Кто играет роль учителей в комедии?
Сообщение о Вральмане .
Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун
Слово учителя.
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Сообщение о Цыфиркине.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.
Слово учителя.
На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Сообщение о Кутейкине.
Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
Слово учителя
Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» — церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.
— Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)
— Как Простакова относится к воспитанию своего сына?
Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7
Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.
Слово учителя
В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762).
Манифест о вольности дворянства
01 марта 1762 г.
18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.
Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.
Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.
В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.
Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.
Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.
Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.
Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?
Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.
Слово учителя
Стародум – герой-резонер.
Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.
— Когда появляется Стародум в комедии?
В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.
— В чем заключается роль героя?
Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.
— Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.
Исследовательская работа с текстом. (работа в парах. Таблица у каждого на парте.)
Работа с таблицей
План | Примеры |
Родословная Стародума | «Отец мой у двора Петра Великого…» |
Воспитание Стародума | «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» |
На военной службе. Отставка | «Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку» |
Рассуждения о | современной жизни |
О подлинной знатности | «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» |
О воспитании молодого дворянина | «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании… Оно должно быть залогом благосостояния государства» |
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности | «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди» |
О крепостном праве | «Угнетать рабством себе подобных — беззаконно» |
— Нужны ли государству такие люди, как Стародум?
Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
Сообщение о Милоне и Правдине.
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.
Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.
Итоги урока
Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:
— Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?
Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования — отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
— Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
— Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?
Д.з.
1.Заполнить таблицу
2.Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им.
nsportal.ru
План-конспект урока по литературе в 8 классе по теме «Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым
Урок литературы в 8 классе по теме «Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Подготовил учитель русского языка и литературы МКОУ «Бахчисарайская СОШ №2» г. Бахчисарай РК Проничева О. Н., категория – высшая
Бахчисарай, 2016
Тема «Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Цель:
помочь учащимся понять идейное содержание комедии «Недоросль», ее проблематику;
развивать речь, критическое мышление, аналитические навыки, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения;
Оборудование: учебник «Литература. 8 класс. 2014 год». Авторы: В. Я, Коровин, В. П, Журавлев, В. И. Коровин, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), толковые словари.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Оргмомент. Мотивация.
II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Беседа
Назовите жанр произведения (комедия).
Когда и где происходят события? (18 век, Россия, имение Простаковых).
С каким образом связано название пьесы? (с образом Митрофана).
Назовите говорящие фамилии в комедии (Скотинин, Вральман, Праддин, Стародум…).
2. Тест по комедии Д. И. Фонвизина с взаимопроверкой
1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
А. реализм В. сентиментализм
Б. классицизм Г. романтизм
2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?
А. теория «триединства» В. любовная интрига
Б. «говорящие» фамилии Г. односторонность характеристики героев
3.Какой социальный тип не представлен в комедии?
А. дворянские интеллигенты В. столичные вельможи
Б. провинциальные помещики Г. крепостные крестьяне
4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:
А. главный герой комедии Б. подросток 15 – 17 лет
В. ленивый, ограниченный, невежественный человек
Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
А. воспитания и образования В. любовная
Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием
6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?
А. Вральман В. Кутейкин
Б. Цыфиркин Г. Простакова
7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
А. неповоротливый лентяй Б. безвредный невежа и обжораВ. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда
Г. молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
8. Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:
«Недоросль» — это первая социально – политическая комедия, в которой…
А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
В. главная идея – необходимость воспитания души
Г. автор призывает к отмене крепостного права.
9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?
Б. Простаков Г. Правдин
10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин
1. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум
2. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова
3. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан
4. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин
5. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков
Ключ к тесту: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А, Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А; 10 – 1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.
IV. Усвоение новых знаний.
1. Беседа
Кто главный герой пьесы? (Митрофан Простаков).
Что можно сказать об этом персонаже? (составление ассоциирования на доске).
Митрофан:
сын провинциальных помещиков;
«похожий на мать»;
хитрый;
подхалим;
невежественен;
изворотлив;
ленив;
двуличен;
жаден;
неуч;
груб;
жесток;
живет в свое удовольствие;
берет пример с матери;
деградирует;недоросль;
не получил хорошего воспитания и образования.
Кто такой гражданин? (работа в парах с использованием толкового словаря).
Каким должен быть гражданин? (любить Родину, трудиться на ее благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным).
Обладает ли этими качествами Митрофан? Может ли принести пользу государству как дворянин? Почему? (нет, не получил нужного образования и воспитания).
Что этим образом хотел сказать автор, какую проблему затрагивает в комедии? (высмеивает систему дворянского воспитания и образования в России 18 века).
Что такое сатира?
В чем сатирическая направленность комедии «Недоросль»?
2. Работа в группах (задание для группы на карточках).
I группа. Охарактеризуйте отношения Митрофана и его матери – госпожи Простаковой, ее влияние на сына.
II группа. Охарактеризуйте образ госпожи Простаковой.
III группа. Охарактеризуйте отношения Митрофана и его отца – господина Простакова. Имеет ли он влияние на сына? Докажите это.
IV группа. Охарактеризуйте систему обучения и воспитания Митрофана. Кто его учителя и чему его учили?
V группа. Охарактеризуйте образ господина Скотинина, значение этого образа в комедии?
VI группа. Какие проблемы затрагивает автор в комедии? (образование и воспитание; гражданское служение Отечеству; ответственность родителей за детей; взаимоотношения родителей и детей, членов семьи между собой; долг и ответственность за свои поступки; корыстолюбие и безответственность…).
3. Проблемные вопросы (записаны на карточках). Работа в парах.
Кто виноват, что Митрофан – неуч, невежа, грубиян?
В чем разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?
4. Самостоятельная работа (письменно ответить на вопрос).
Чем, по вашему мнению, интересна и поучительна комедия Фонвизина сегодня?
Работа в парах. Работа с текстом комедии. Выписать из комедии крылатые выражения.
«Всякая вина виновата» , Тарас Скотинин (действие 1 явление 4)
«Дела не делай, от дела не бегай» (Цыфиркин действие 3 явление 6),
«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка» (Цыфиркин действие 3, явление 6),
«виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство» (Правдин,
явление 8, действие 4)
«Суженого конём не объедешь» (Скотинин, явление 3, действие 2)
«С великим просвещение можно быть мелкому скареду [1]» (Стародум, явление 1
действие 3),
«Век живи, век учись» (Г-жа Простакова, явление 6 действие 2)
«Ученье — вздор» (Скотинин, явление 8, действие 4)
«Где гнев, тут и милость» (Г-жа Простакова, явление 9, действие 4)
«дай мне сроку, хотя на три дня» (Г-жа Простакова, явление 5, действие 5)
«Повинную голову меч не сечёт» (Г-жа Простакова, явление 4, действие 5)
«В большом свете водятся премелкие души» (Стародум, явление 1, действие 3)
«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану» (Стародум,
явление 1, действие 3)
«Без вины виноват» (Простаков, явление 3, действие 5)
«Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум, явление 2, действие 4)
«Собака лает, ветер носит» (Цыфиркин, явление 7 действие 3)
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, явление 1,
действие 5)
«Сон в руку» (Простаков, явление 4, действие 1)
«Концы в воду» (Скотинин, явление 5, действие 1)
«Белены объелся» (Митрофан, явление 4, действие 2)
«Поминай, как звали» (Митрофан, явление 6, действие 2)
«С его кулаков да за часослов» (Митрофан, явление 6, действие 2)
«Весёлым пирком, да за свадебку» (Скотинин, явление 5, действие 3)
«По добру, по здорову» (Скотинин, явление 4, действие 5)
«Наличные деньги — не наличные достоинства» (Стародум)
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
— Сегодня на уроке я понял…
— Для меня было новым…
— Я сегодня научился…
— Я сегодня впервые задумался…
— Мне было интересно…
VI. Домашнее задание.
Написать синквейн к комедии. Подготовиться к сочинению на одну из тем:
1. Образ Митрофана Простакова в комедии «Недоросль».
2. Чем мне интересна комедия «Недоросль».
* Придумать тесты к комедии.
infourok.ru
Конспект урока по литературе (8 класс) (предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема гражданственности (рабочее название «Почему Митрофанушка Простаков не соответствует своему происхождению?»)
Конспект урока по литературе (8 класс)
(предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной)
Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема гражданственности
(рабочее название «Почему Митрофанушка Простаков не соответствует своему происхождению?»)
Цели урока:
Образовательные.
1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии.
2.Способствовать развитию навыков анализа драматического произведения.
Развивающая.
Продолжить развитие монологической речи учащихся.
Воспитательная.
Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина.
Ход урока
Организационный момент (Слайд 1)
— Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Актуализация знаний.
— Его фамилию писали по-разному: Фон-Визин, Фон-Висин, Фон-Везен и т.д. И только к концу XIX века утвердилось понятное сейчас написание – Фонвизин. (Слайд 2)
— Вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим знакомство с комедией Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
— На прошлом уроке мы с вами изучили жизнь и творчество этого замечательного писателя своей эпохи. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете биографию писателя. И предлагаю вам поиграть в игру «Верно — неверно».
(Класс делится на 2 группы (в зависимости от количества детей в классе). Каждой группе выдаётся пакет с фотографией Фонвизина и нарезанными «утверждениями» — верными и неверными. Ребята в группе выбирают только верные утверждения) (См. Приложение 1)
Ответы проецируются на экран. (Слайд 3)
— Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Поаплодируйте друг другу!
Постановка проблемного вопроса.
— Ответьте мне на следующий вопрос: кто такой дворянин? (Ответы учащихся) (Слайд 4)
— Назовите качества, какими должен быть истинный дворянин? (Составление кластера на доске). (Примерные ответы учащихся: честь, достоинство, храбрость, хорошее образование и воспитание, служение своему Отечеству)
— Кто главный герой комедии «Недоросль»? (Митрофанушка Простаков)
— Давайте попробуем составить литературный портрет Митрофанушки. (Составление кластера). (Дворянин, его имя означает «матерью данный», избалованный, капризный, эгоистичный, не способный любить, корыстный, хитрый, ленивый, любит поесть, не любит трудиться, трусливый, полный невежда («Не хочу учиться, а хочу жениться!»). (Слайд 5)
— Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? (Митрофан, несмотря на своё происхождение, совсем не соответствует истинному дворянину).
— Какой вопрос возникает? (Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?) (Слайд 6)
— Сегодня на уроке мы должны найти ответ на проблемный вопрос, который и запишем в виде сегодняшней темы. (Слайд 7)
Работа с текстом
Учащиеся делятся на 5 пар, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. (Задания для 4 и 5 пары достаточно сложные, поэтому рекомендуется для сильных учеников). (См. Приложение 2)
Задания
1 пара.
— Грамотны ли Простаков и Скотинин?
— Как относились к образованию в их семье?
— Почему обучается Митрофан?
2 пара.
— Чему и как обучается Митрофан?
— Глуп ли он?
— Как он относится к учению?
3 пара.
— Какие учителя обучают Митрофана?
— Каковы они? Чему они могут научить?
— Как к ним относятся в семье Простаковых?
4 пара.
— Что такое воспитание? Какова его цель?
— Что такое образование? Какова его цель?
— Что главнее – воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей)
5 пара.
— Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
— Почему в комедии, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?
— На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?
Динамическая пауза. (Слайд 8)
«Буквы».
Ход упражнения. Дети, стоя, по инструкциям учителя, выполняют упражнение:
«Пишем буквы необычным способом».
— Кто написал комедию «Недоросль»?
Букву 1 «пишем» носом,
Букву 2 — подбородком,
Букву 3 — правым плечом,
Букву 4 — левым плечом,
Букву 5 — правым локтем,
Букву 6 — левым локтем,
Букву 7 — правым коленом,
Букву 8 — левым коленом.
Обобщение усвоенного
Выступления учащихся. (Слайды 9-13)
7. Итог урока
— Давайте попробуем дать ответ на вопрос, который мы обозначили в начале урока: «Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?» (Он не получил достаточного образования и воспитания, а настоящий дворянин, в первую очередь, должен быть просвещённым. О необходимости просвещения говорили и Пётр I, и Ломоносов, и Екатерина II и другие великие люди той эпохи. Также истинный дворянин должен соответствовать высоким нравственным качествам, а получается, что русское дворянство, по мнению Фонвизина, нравственно вырождается). (Слайд 14)
— Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению – вот одна из проблем, которую ставил Денис Иванович Фонвизин в своей комедии. Мысль о воспитании просвещённого дворянина во времена Фонвизина не была новой. Вы правильно отметили, что о необходимости просвещения говорили ещё Пётр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди XVIII века. Но у Фонвизина не всё так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. (Слайд 15) Проблема истинного дворянина демонстрируется в монологах Стародума: «Наука в разращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Стародум – резонёр, персонаж, высказывающий авторскую позицию. Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
— Как это сделать? (Ответы учащихся)
— Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной. Но такого закона нет. В своём невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!
Рефлексия (Слайд 16)
«Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая, ученик должен продолжить незаконченную фразу).
На уроке я работал(а) …
Урок для меня показался …
Самым полезным и интересным для меня было …
Я встретился(лась) с трудностью при …
У меня хорошо получилось …
Я выполнял(а) задания …
Я понял(а), что …
Теперь я могу …
Я попробую …
Меня удивило …
Мне было трудно …
Строки самому себе …
Домашнее задание. (Слайд 17)
— Составить литературные портреты персонажей по их репликам.
Используемая литература:
Золтарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2013.
Приложение 1
Его фамилию писали по-разному. |
Он родился в Санкт-Петербурге. |
Грамоте научился с 4 лет. |
Маленький Денис учился очень хорошо. |
В Петербурге, будучи студентом, он встретился с Ломоносовым. |
Свою литературную деятельность Фонвизин начал с переводов стихотворений зарубежных поэтов. |
После коронации Екатерины II был устроен при дворе статским советником. |
«Недоросль» — первая оригинальная комедия Фонвизина. |
Фонвизин в «Недоросле» «казнил дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского полуобразования нового поколения» |
Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года. |
Комедию все приняли с одобрением. |
Фонвизин умер в возрасте 47 лет от тяжёлой продолжительной болезни. |
Приложение 2
1 пара. — Грамотны ли Простаков и Скотинин? — Как относились к образованию в их семье? — Почему обучается Митрофан? |
2 пара. — Чему и как обучается Митрофан? — Глуп ли он? — Как он относится к учению? |
3 пара. — Какие учителя обучают Митрофана? — Каковы они? Чему они могут научить? — Как к ним относятся в семье Простаковых? |
4 пара. — Что такое воспитание? Какова его цель? — Что такое образование? Какова его цель? — Что главнее – воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей) |
5 пара. — Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума. — Почему в комедии, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания? — На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина? |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока по литературе для 8 класса по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Конспект урока по литературе для 8 класса.
Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
Цели:
Показать значение речевых характеристик героев, выявить способы комического эффекта.
Развивать речь учащихся, навыки вдумчивого и выразительного чтения.
Воспитывать читательскую культуру учащихся.
Тип урока: урок закрепления (углубленная работа с текстом)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Себастьяна Бранта и подумайте, чему посвящено стихотворение, какая у него тема?
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Ответы учеников: Это стихотворение о воспитании, о том, что семья закладывает основу воспитания личности. Каковы родители – таковы и дети.
Учитель: Молодцы, правильно. Это стихотворение написано немецким сатириком еще в XV веке. Уже тогда общество задумывалось о формировании у детей нравственного стержня. Проблема воспитания нашла свое отражение и в изучаемой нами комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Как вы думаете, над какими вопросами мы поразмышляем, анализируя текст этого произведения?
Ответы учеников: Почему Митрофан вырос недорослем, которому ничего не интересно? Кто повлиял на формирование его характера?
Учитель: Правильно, сегодня мы уделим внимание проблеме воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
3. Актуализация знаний
В какой семье растет Митрофан?
Опишите родителей Митрофанушки.
Дайте характеристику госпоже Простаковой. Какая она? Как воспитывает сына?
Какие учителя у главного героя? Кто они такие?
Кто считает учителей Митрофана невеждами? Кому принадлежит следующая фраза: “Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему надобно быть, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина”?
4. Выразительное чтение по ролям
(Действие четветрое, явление VIII)
5. Анализ прочитанного эпизода. Обсуждение
Какие действия происходят в эпизоде (4-5 предложений)?
Чему научился Митрофанушка?
Какая наука с точки зрения Простаковой является не барской? Почему?
Почему Простакова восхищается сыном? Каким она его видит в будущем?
6. Вывод
Становление человека целиком и полностью зависит от воспитания. Основой воспитания являются нравственные ценности семьи. Именно в семье человек получает первоначальные знания о мире, формирует свое мировоззрение. Госпожа Скотинина воспитала сына себе подобной, Митрофан вырос необразованным, глупым, невежественным. Проявляя неуважение к своему мужу, Простакова и сына научила невежливому отношению к взрослым. В конце пьесы главная героиня пожинает плоды своего воспитания. Сын, видя “падение” матери, не может ей даже посочувствовать, с неблагодарностью бросает он ей резкие слова: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”.
7. Рефлексия
Ответьте на вопрос: “Хотел бы я быть похожим на Митрофана?”
8. Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: “Можно ли Митрофанушку назвать истинным гражданином?”
infourok.ru
Поурочный план «Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания и образования в комедии»
Поурочный план по русской литературе
8 класс № урока – 24 Дата – 29.11.2016
Тема урока: «Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания и образования в комедии»
Цели:
Выявление особенностей конфликта пьесы, важности истинного воспитания и образования. Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.
Развивающая — создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию, навыков актерского мастерства, работы с таблицей.
Воспитательная — воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Оборудование.
Компьютер, проектор для презентации.
Тексты произведения.
Таблица
Ход урока.
…Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
(А.С. Пушкин)
1. Приветствие, объявление темы и целей урока
2. Вступительное слово учителя.
Замечательный русский писатель 18 века Дмитрий Иванович Фонвизин вошёл в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии «Недоросль». Дар сатирика сочетался в нём с темпераментом прирождённого публициста. Сама императрица Екатерина II страшилась остроты фонвизинской сатиры, а непревзойдённым мастерством писателя в этой области восхищался в своё время Пушкин А.С.(чтение эпиграфа к уроку). Поражает оно нас и поныне.
«Недоросль» — центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии 18 века. Для А.С. Пушкина «Недоросль» — «комедия народная».
3. Анализ произведения.
— Каков жанр произведения? Что такое «комедия»?
А) Словарь С.И. Ожегова: драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Б) Словарь В.И.Даля: драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде.
В) Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»: жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.
-Чем интересна комедия? В чём вы видите смысл пьесы?
— Кто для вас главный герой комедии? Митрофан? Заглавием выделен он.
— В основе комедии лежит две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина. Какие? (проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания и образования).
Сегодня мы с вами будем говорить о проблеме воспитания и образования.
Инсценировка явления восьмого, действия четвертого.
Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагателъна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.
5. Беседа – дискуссия.
— Вам смешно?
— А что вас насмешило?
Слово учителя. – А я хочу заступиться за него. Ведь он размышляет по -своему находчиво и умно, только недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступков, а чтобы только вывернуться из одной неприятности, и потому тотчас попадает в другую. Он очень забавен со своей оригинальной теорией грамматики, со своим изобретенным учением о двери существительной и прилагательной. Взрослые люди, экзаменовавшие Митрофана, награждают его званием дурака.
— Только ли смешные поступки Митрофана? (Нет. Его поступки вовсе не смешны, а только гадки.)
— Кто виноват в том, что Митрофан оказался в таком положении?
— Давайте вспомним учителей Митрофана
6. Сообщение об учителях Митрофана
Сообщение о Вральмане .
Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун
Слово учителя.
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Сообщение о Цыфиркине.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.
Слово учителя.
На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Сообщение о Кутейкине.
Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
Слово учителя
Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» — церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.
— Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)
7. Инсценировка явления седьмого, действия третьего.
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
— Как вы думаете, права ли госпожа Простакова? Виноват ли Митрофан, что не хочет учиться?
Слово учителя
В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
8. Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762).
Манифест о вольности дворянства
01 марта 1762 г.
18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.
Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.
Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.
В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.
Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.
Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.
Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.
Слово учителя. Таким образом, мы видим, что фонвизинский недоросль – это жертва непонимания данного закона. Теперь нам понадобится еще одна историческая справка.
Второй ученик. Дворянский недоросль – подросток, поступивший в государеву ратную службу и ставший взрослым в 15 лет. С царствования Петра Великого служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее прежней, поэтому «отлынивание» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства (на экране высвечивается объяснение слова недоросль из словаря С. Ожегова).
НЕ́ДОРОСЛЬ.
1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
— Как вы поняли, кого называют недорослем?
— Сколько лет Митрофану?
— Почему он не на службе?
А теперь, давайте составим каноны воспитания госпожи Простаковой. Чему она учит своего сына?
9. Исследовательская работа с текстом. (работа в парах. Таблица у каждого на парте.)
Работа с таблицей
Каноны Простаковой | Чему учит Стародум? |
«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность. Без наук люди живут и жили. | «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании… Оно должно быть залогом благосостояния государства» «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди» «Угнетать рабством себе подобных — беззаконно» |
— Скажите, кто является оппонентом Простаковой?
— Чья правда жизни вам ближе? Почему?
— Кто из героев близок Стародуму? Как вы это докажете?
10. Творческая работа
Минутка размышления
Ответьте письменно на два вопроса:
1. Кто из героев ближе вам по взглядам (Простакова, Митрофан, Стародум, Милон)
2. Почему?
11. Инсценировка явления последнего действия пятого
Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)
Это последняя сцена матери с сыном. Какие выводы мы можем сделать?
12. Выводы урока
Заполнить кластеры:
13. Итоги урока
Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:
— Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?
Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования — отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
— Как вы думаете, для нашего времени важными ли оказываются идеи Фонвизина?
14. Оценивание
Сегодня среди нас спрятался «тайный оценщик». Сейчас он выставит оценки за урок. Как вы думаете, кто он?
15. Информация о домашнем задании – с. 126, ответить на вопросы
Подготовить письменно характеристику госпожи Простаковой.
Проверено ______
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6 ИМ. А. МОЛДАБЕКОВА»
Разработка открытого урока
Предмет: русская литература
Класс: 8 «Б»
Тема:
«Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Проблема воспитания и образования
Подготовила:
Бейсембиева А.Б.
2016-2017 учебный год
videouroki.net
Конспект урока по литературе в 8 классе по произведению Д.Фонвизина «Недоросль»
Урок 12 Д. и. фонвизин. Комедия «недоросль»
Цели: познакомить учащихся с комедий «Недоросль» и ее автором; дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра.
Ход урока
Волшебный край. Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А. С. Пушкин
I. Изучение нового материала.
1. Беседа по вопросам.
– Какие факты статьи говорят о Фонвизине как сатирике?
– Что такое сатира?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
– Свойственна ли сатира, на ваш взгляд, традиционной комедии классицизма?
Вспомните, чем характеризовалась классицистическая комедия («Мещанин во дворянстве»). Поищем эти приметы в афише фонвизинской комедии до чтения.
1) «Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений.
2) Человек в классицистической комедии предстает воплощением одного свойства, положительного или отрицательного. В «Недоросле» мы также можем сразу распознать «плохих» и «хороших» – уже до чтения комедии, при помощи «говорящих» фамилий: Скотинин, Простаков, Стародум, Кутейкин, Вральман, Правдин.
2. Работа с текстом комедии.
Учитель. «Недоросль», безусловно, самое выдающееся произведение драматургии классицизма XVIII в. Однако смешное в комедии уже не укладывалось в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
– Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?
Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.
Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.
– Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?
(Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.)
3. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее).
II. Подведение итогов урока.
Учитель. Наблюдая за столкновением положительных и отрицательных персонажей, убеждаемся, что в образах Правдина и Милона Фонвизин показал примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством на гражданском и военном поприщах. Однако свой идеал «честного» человека, свои представления о долге дворянина перед обществом, свои личные симпатии и антипатии автор комедии высказывает устами Стародума, человека петровской поры, резко осуждающего нравы екатерининского двора и провозглашающего: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие…» (то есть высокие нравственные качества).
Домашнее задание: подготовиться к семинару по теме «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль».
Задания для групп:
1-я группа:
– Грамотны ли Простакова и Скотинин?
– Как относились к образованию в их семье?
– Почему обучается Митрофан?
2-я группа:
– Чему и как обучается Митрофан?
– Глуп ли он?
– Как он относится к учению?
3-я группа:
– Что такое воспитание? Какова его цель?
– Что такое образование? Какова его цель?
– Что главнее: воспитание или образование? Найдите ответ в репликах положительных героев.
4-я группа:
– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
– Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?
Задания для 3-й и 4-й групп сложны, поэтому учителю необходимо проинструктировать учащихся, порекомендовав прочитать следующую литературу:
1) Кутузов, А. Г. и др. В мире литературы. 8 класс. – М.: Дрофа, 1998.
2) Благой, Д. Д. Фонвизин Д. И. – М., 1945.
3) Кулакова, Л. И. Денис Иванович Фонвизин. – М., Л., 1966.
4) Макогоненко, Г. П. Денис Фонвизин. – М., Л., 1961.
5) Рассадин, О. Б. Сатиры смелый властелин. – М., 1985.
kopilkaurokov.ru
Урок литературы 8 класс, тема Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Уроки по Русской литературе
Урок литературы 8 класс, тема Д.И.Фонвизин «Недоросль»
09.09.2014 6826 1190Цель: Обобщить, уметь делать выводы, рассуждать анализировать.
Развивать логическое мышление, артистические данные.
Воспитывать любовь и уважение к старшим людям.
Тип урока: обобщение.
Стратегии: пятистишье, авторский стул, перемешанные события, аргументация, реакция.
Оценка: Пятистишье, авторский стул, реакция.
Оборудование: портрет писателя, карточки, реквизит актера.
Форма работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Ход урока.
«Ум, коль он только что ум….
Прямую цену уму даёт благонравие…»
Стародум
I. Вызов.
1.Мозговая атака.
Кому принадлежат эти выражения.
Есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить.
Без знатных дел,
Знатное состояние ничто.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Неученый лоб, крепче ученого.
Начинаются чины-перестаёт искренность.
Наличные деньги – не наличные достоинства.
- Пятистишье со словами
1 группа 2 группа
Простакова Стародум
- Авторский стул
вывод: Что означает слово «недоросль»?
Что означает имя Митрофан?
II. Осмысление.
А) Премешанные события
Восстановить хронологию комедии. Проверяем по ключу.
- Разговор Скотинина с Простаковой о браке.
- Письмо.
- Урок Митрофана.
- Встреча Милона с Софьей.
- Приезд Стародума.
- Стародум доволен выбором Софьи.
- Митрофан и Скотинин думают, что они женихи Софьи.
- Стародум узнает Кутейкина.
- Отъезд Стародума.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net