Проблематика ася – Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася»
Проблемы повести Тургенева «Ася» — Сочинение
Проблематика повести Тургенева «Ася». Критика
Повесть «Ася» была написана в 1858 году. В отличие от романа «Отцы и дети», в ней повествование ведется от лица героя — некоего Н. Н., а не автора.
Интересно Тургенев обходится и со временем в произведении: две временные точки зрения в повести то совмещаются, то расходятся, что помогает читателю увидеть разницу между героем молодым и нынешним, особенно в начале и в конце произведения.
У Лермонтова в «Герое нашего времени» автор удален из романа, но ему потребовалось три рассказчика для того, чтобы объемнее показать своего героя. Тургенев поступил иначе: рассказ Н. Н. о том, что с ним произошло, дает иллюзию достоверности, как у Лермонтова в «Герое нашего времени», а необходимость в двух других рассказчиках отпадает из-за разницы в жанре: повесть все же предполагает более краткий формат, нежели роман. В «Асе» Тургенев прибегнул еще к одному приему: постаревший герой говорит о прошлом, и это создает иллюзию того, что читатель видит его молодым. Такая форма характерна скорее для рассказа или повести, чем для романа, где автор, как правило, дает масштабное видение жизни. Для романа позиция «всезнающего» автора выгоднее.
В «Асе» особенно важны пейзажи. Природа играет очень важную роль в жизни многих героев Тургенева. Здесь, в отличие от «Отцов и детей», природа является одним из героев повести: она влияет на то, как складываются отношения героя и Аси.
В отличие от героев романа «Отцы и дети», герои повести «Ася» — люди с тонкой душевной организацией, люди, которые чувствуют природу, отвечают душой на музыку, и даже запахи играют большую роль для них.
Главной загадкой произведения предстает Ася — самая энергичная из всех тургеневских девушек. Непредсказуемая, темпераментная, она ведет себя не как барышня круга Н. Н. Здесь в очередной раз проявляется тончайший тургеневский психологизм. Читатель стремится узнать, что стоит за ее эксцентричностью. Тургенев показывает Асю в смятении: она не может понять, что с ней происходит, а главное — как себя вести, как скрыть зарождающиеся в ней чувства.
В Гагине, как и в Н. Н., можно разглядеть черты русского героя, черты, которые уже встречались в Онегине, Печорине и частично в Павле Петровиче. Это образованные люди, светские, но с каким-то внутренним изъяном, которые не смогли реализовать себя в жизни. Когда Гагин показывает герою свои рисунки, читатель видит, что ни один из них не окончен.
Н. Н. начинает подозревать, что Ася не совсем сестра Гагину. И опять в произведении Тургенева присутствует неравная любовь: это уже встречалось в его романе «Отцы и дети», где Николай Петрович — дворянин в преклонном возрасте — начинает жить в гражданском браке с дочкой экономки Фенечкой. В «Асе» Гагин рассказывает, что Ася — «дочь моего отца и бывшей горничной моей матери», то есть ребенок от внебрачной связи.
Здесь отчетливо видны пушкинские мотивы. В «Евгении Онегине» Татьяна, любя человека, отказалась быть с ним, заботясь о его же благе, а здесь герой не решается любить Асю. У него происходит объяснение с Гагиным. Герой понимает, что не сможет любить 17-летнюю девочку с ее нравом, но поступает даже хуже, чем Онегин, ведь Онегин не любил Татьяну, а Н. Н. любит Асю, но просто не способен взять на себя ответственность. Н. Н. страдает, пытается отыскать Гагиных, это ему не удается, и жизнь проходит без Аси.
После разрыва герой недолго грустит, хотя в конце жизни он понимает, что «ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!». Он понимает, что Ася была самой большой любовью его жизни.
В финале повести есть перекличка с финалом «Отцов и детей», но в романе читателям была дана мысль о жизни бесконечной, о примирении, в том числе и автора с героем, а после прочтения «Аси» остается тягостное впечатление, горечь, разочарование.
После выхода повести «Ася» Н. Г. Чернышевский пишет критическую статью «Русский человек на rendez-vous». В ней он говорит, что в произведении нет ничего от русской жизни. Он называет Н. Н. Ромео, Асю — Джульеттой, говорит о том, как не похожа их история на историю шекспировских героев. Далее Чернышевский отмечает, что во многих русских романах, и в тургеневских в частности, мы встречаем такого героя — вроде хорошего, милого и благородного, но в решительную минуту отступающего. «Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык. Это первое. Второе: он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем». Чернышевский рассуждает с позиции революционных демократов, оценивая, готов ли будет этот человек к решительным действиям. Он понимает, что к общественным действиям эти герои не будут готовы, говорит об их несостоятельности.Далее критик рассуждает, сможет ли Ася встретить лучшего человека, и приходит к неутешительному выводу: «… едва ли встретится ей человек более достойный; в том и состоит грустный комизм отношений нашего Ромео к Асе, что наш Ромео — действительно один из лучших людей нашего общества, что лучше его почти и не бывает людей у нас». Лучший представитель, которой все равно оказывается ни на что не способен. В этом и заключается основной психологический феномен — такой же, как и в романе Пушкина «Евгений Онегин».
Проблемы повести Тургенева «Ася»
4.1 (82%) 20 votesЗдесь искали:
- какие проблемы поднимает тургенев в асе
sochineniye.ru
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева Ася
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася»
Автор: Тургенев И.С.
На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».
Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.
В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая…» Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закопчен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою, в чем убеждает эпизод в долине. Отправляясь «на этюды», Асин брат объявил, что будет рисовать с натуры, Н. Н. же взял с собой книжку. Однако вся затея кончилась тем, что молодые люди легли на траву и принялись «тонко» рассуждать о том, «как именно должно работать» и каково «значение художника в наш век».
Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но… ведь вы не женитесь на ней?» Героя пугает «неизбежность… решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
Кульминационный момент в повествовании — сцена свидания Н. Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н. Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым. Он называет себя «безумцем», страдает от сознания того, что совершил ошибку, слушая голос рассудка, и навсегда лишил себя счастья быть с Асей.
В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.
mirznanii.com
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева Ася (Ася Тургенев)
Сочинение
На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.
В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая…» Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закопчен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою, в чем убеждает эпизод в долине. Отправляясь «на этюды», Асин брат объявил, что будет рисовать с натуры, Н. Н. же взял с собой книжку. Однако вся затея кончилась тем, что молодые люди легли на траву и принялись «тонко» рассуждать о том, «как именно должно работать» и каково «значение художника в наш век».
Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но… ведь вы не женитесь на ней?» Героя пугает «неизбежность… решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
Кульминационный момент в повествовании — сцена свидания Н. Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н. Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым. Он называет себя «безумцем», страдает от сознания того, что совершил ошибку, слушая голос рассудка, и навсегда лишил себя счастья быть с Асей.
В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение — миниатюра) Моё прочтение повести «Ася» Мои размышления о повести «Ася» Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева «Ася» Образ тургеневской девушки в повести «Ася» Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести «Ася») Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня…» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно… (по повести И.С.Тургенева «Ася») Характеристика главной героини Ася в повести Тургенева Гагин — характеристика литературного героя Драма человека, обреченного на одиночество (по повести И. С. Тургенева «Ася») «У счастья нет завтрашнего дня…» ((по повести И. С. Тургенева «Ася») (1) «У счастья нет завтрашнего дня…» ((по повести И. С. Тургенева «Ася») (2) Повесть И. С. Тургенева «Ася» — история несбывшейся любви (План) Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася» Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни Роль 10 главы в произведении Тургенева «Ася» ПОВЕСТЬ И. С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ» И СТАТЬЯ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ VOUS» «Кто же такая тургеневская девушка»(по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) «Кто же такая тургеневская девушка» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (2) Тема своего счастья в повести Тургенева «Ася» «Ася» — повесть о любви Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася») Анализ XVI главы повести И. С Тургенева «Ася» Тема любви в повести Тургенева «Ася» «Кто же такая тургеневская девушка» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (1) Лиза Калитина Сочинение миниатюра: повесть Тургенева «Ася» Н. Н. — характеристика литературного героя Картины природы в повести Тургенева «Ася» «Лишние люди» (по повести «Ася» и роману «Дворянское гнездо») Лаврецкий «Русский человек на rendez vous» (Герой повести Тургенева «Ася» в оценке Чернышевского) Повесть И. С. Тургенева «Ася» и статья Г. Чернышевского «Русский человек на Rendez – vous» Образ Аси в одноименной повести Ася одна из тургеневских девушек Сцена свидания г. Н.Н. и Аси в повести И.С. Тургенева «Ася» (анализ эпизода)
www.allsoch.ru
| / Сочинения / Тургенев И.С. / Ася / Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася» На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася». / Сочинения / Тургенев И.С. / Ася / Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася» | Смотрите также по произведению «Ася»: |
www.litra.ru
Учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме: Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»
Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) «Ася» (1857)
Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с творчеством, биографией И.С. Тургенева.
- Помочь учащимся разобраться в повести «Ася», правильно оценить поступки её героев.
- Отрабатывать умение давать характеристики литературным героям.
- Развивать логическое мышление, внимание, умение «читать между строк».
- Воспитывать интерес к литературе и чтению.
Оборудование: портрет писателя И.С. Тургенева, повесть «Ася» (маленькая книга, М.Дет.литер. 1980 г.), Библиографический словарь том 2.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Сообщение цели урока.
- Проверка домашнего задания.
— Проверка индивидуальных заданий:
а) Рассказ учащегося о детстве писателя;
б) Рассказ учащегося о юности;
в) Рассказ о молодости писателя;
г) Итог выполнения индивидуального задания.
- Слово учителя о Тургеневе и его произведениях. (биб. Сл. Том 2 стр.314)
- Повесть «Ася», как и многие другие произведения Тургенева, посвящена молодым. Писателя всегда отличало пристальное внимание к вступающим в жизнь – к юношеству. И эта потребность художника не упустить из поля зрения молодого человека своего времени, а значит, и будущий день России, придает тургеневскому творчеству особую романтическую окрыленность.
Исследуя внутренний мир человека, Тургенев как бы окружает его воздухом времени. Он всегда смотрел на мир частной жизни не только как лирик, психолог, поэт, но и как социолог, гражданин, сын своего века.
Тургенев берет для рассмотрения такие характеры, которые, проявляясь хотя бы в личной сфере бытия, непременно несут в себе серьезные перемены бытия общественного. На малом пространстве личных человеческих чувств Тургенев ставил и раскрывал огромные гражданские проблемы, воспевая демократические настроения своего времени, клеймя трусливое себялюбие тех, кто в самый решительный час предавал поверивших им людей.
Чернышевский об «Асе».
«Тут нет крючкотворства с насилием и взятничеством, ни грязных плутов, ни официальных злодеев… ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными и гадкими людьми.»
Чернышевский сразу указывает на неповторимую особенность тургеневского творчества: говоря о прекрасном – будить на борьбу с дурными проявлениями души, воспевая идеальное – поднимать желчь раздражения против безобразия, радуясь духовной утонченности – подводить к мысли о нетерпимости духовного убожества, нравственной глухоты.
В «Асе» мы находим духовную биографию молодого человека тургеневской поры.
Рассказ о любви Аси и господина Н.Н. убеждает нас в том, что Тургенев был политическим художником.
— Что значит быть писателем – политиком? (В первую очередь стремиться увидеть общественный тип личности, натуру, которая наиболее полно выражает ведущие современные тенденции.)
— Тургенев высказывается как политический писатель тем больше именно в маленькой повести «Ася», чем менее сюжет этой повести соотносится с прямым ходом общественных событий а России.
— В «Асе» есть многие мотивы целостного тургеневского творчества, есть и выступление против крепостного права, только сделано оно в особой манере – мягкой, камерной, лирической.
— Что вы узнали о героине повести Тургенева «Ася»? (Ей 17 лет, трудная чисто русская драматическая судьба. Драматизм судьбы Аси извращён именно русской общественной почвой, уродливыми социальными отношениями. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывалась в деревенской семье, а затем взятая в господский дом, так и остается израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.)
— Тургенев не осуждает отца Аси, как осуждает он диких помещиков в «Записках охотника», он вообще никого не осуждает в этой повести, говоря обо всем спокойно. Но именно эта объективно описанная ситуация, в которой Ася оказалась, полу раба, полу госпожа, чье детство проведено в избе барской скотницы, а отрочество – в барском доме, как нельзя ярче раскрывает трагическое уродство неравенства.
— Каким вы представляете себе Н.Н.? (Это трусливый господин, не умеющий в нужную минуту решиться изменить свою жизнь. Робость Н.Н. – политическая робость, гражданское отступление от прежних смелых мечтаний.)
«Неизбежность скорого, почти мгновенного решения пугала меня» — признается Н.Н. по поводу необходимости дать ответ Асе.
— Необходимость ясных, бесповоротных решений – вот что останавливало некоторых русских интеллигентов перед лицом неизбежных действий. В разговорах эти люди смелы и горячи, в деле осмотрительны и робки.
— С какой целью в повести «Ася» Тургенев описывает любовную историю? (За любовной историей Аси и господина Н.Н. Чернышевский угадывает симптомы общественной болезни – бессилие людей перед поступком.)
— В чем же видит писатель симптомы этой болезни? (В неверном воспитании юноши, в том что «слишком мала и бездушна была его жизнь».)
— «Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина, ребенок мужского пола, — пишет Чернышевский, — не становится мужчиной благородного характера».
— И как часто у Тургенева в повести «Ася» та же излюбленная ситуация: сильная, прекрасная женщина и слабый, храбрый только на словах мужчина.
— Подобная ситуация была свойственна самой жизни. Женщины меньше связанные со службизмом, карьерой и круговой порукой взяточничества и бюрократизма, глубже руководствовалась естественными нравственными правилами.
Для мужчин сохранить здоровое нравственное зрение было куда труднее, и Тургенев звал современников внимательнее всмотреться в чистые глаза своих подруг, не растерявших в житейской суете естественное чувство справедливого и разумного.
— Какие же ещё проблемы ставит Тургенев в повести «Ася»? (Тоска по России, столь понятная у Тургенева, вынужденного в силу непростых личных обстоятельств жить за границей.)
— В «Асе» есть прекрасный по настроению эпизод, когда сама живая Россия врывается в чужеземные красоты. «… Вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах, — рассказывает герой повести. – Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную точку по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?»
— Какая черта русского характера есть в «Асе»? (миролюбие)
«Привет тебе, скромный уголок германской земли, — восклицает герой Тургенева, с твоим незатейливым довольством, с повсеместными следами прилежных рук, терпеливой, хотя и неспешной работы. Привет тебе и мир!»
- Домашнее задание.
- Итог урока. Оценки.
nsportal.ru
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася» сочинение Тургенев И.С.
На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».
Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.
В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. . . » Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закопчен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою, в чем убеждает эпизод в долине. Отправляясь «на этюды», Асин брат объявил, что будет рисовать с натуры, Н. Н. же взял с собой книжку. Однако вся затея кончилась тем, что молодые люди легли на траву и принялись «тонко» рассуждать о том, «как именно должно работать» и каково «значение художника в наш век».
Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но. . . ведь вы не женитесь на ней?» Героя пугает «неизбежность. . . решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
Кульминационный момент в повествовании — сцена свидания Н. Н.
К-во Просмотров: 1593
Найти или скачать Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася»
cwetochki.ru
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася»
На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».
Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.
В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая…» Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закопчен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою, в чем убеждает эпизод в долине. Отправляясь «на этюды», Асин брат объявил, что будет рисовать с натуры, Н. Н. же взял с собой книжку. Однако вся затея кончилась тем, что молодые люди легли на траву и принялись «тонко» рассуждать о том, «как именно должно работать» и каково «значение художника в наш век».
Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но… ведь вы не женитесь на ней?» Героя пугает «неизбежность… решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
Кульминационный момент в повествовании — сцена свидания Н. Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н. Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым. Он называет себя «безумцем», страдает от сознания того, что совершил ошибку, слушая голос рассудка, и навсегда лишил себя счастья быть с Асей.
В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.
reshebnik5-11.ru