cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Нравственные вопросы это – Статья по литературе по теме: Нравственные вопросы на страницах русской классики

Содержание

Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире :: SYL.ru

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность – это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность – это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие «нравственность» отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность – довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

www.syl.ru

Нравственность в жизни человека — правила и воспитание

Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Правила нравственности

В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.

Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

psihomed.com

Что такое Нравственность? Нравственность это…

Современному человеку трудно различить, а, порой он и не в состоянии объяснить «Что такое нравственность» и «духовность». Думающий видит, как быстро меняются взгляды, как деформируется представление человека о добре и зле. Наше время метко называют временем большой нелюбви и бездуховности, хотя статьи, блоги, песни, программы телепередач ежедневно кричат об обратном.

© Травмы Души — Обида на Родителей >>>

Что такое нравственность?

Определение

Есть масса определений термина, но все они сводятся к единому мнению. Нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия. 

Нравственность это ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная установка, позволяющая принимать любые поступки, основываясь на совести. 

Ценности формируют принципы. Принципы формируют натуру. Натура строит характер.

В Древней Греции выделяли благоразумие, смелость, справедливость. Со временем приоритеты несколько менялись, однако определяется общий список ценностей, которые определяют нравственность, это:

  • Честность;
  • верность;
  • долг;
  • любовь;
  • уважение.

В обычной жизни нам трудно найти человека, обладающего такими качествами, но стремление к личностному совершенству необходимо. Это безупречные ценности, выступающие как абсолютные этические идеалы. Справедливые люди, сильные духом, обладающие способностью к всеобъемлющей любви всегда пользовались уважением, часто выступая в роли духовных учителей.

Нравственный человек ни при каких обстоятельствах (включая смерть) не изменит свои понятия чести, совести, добра. Они для него важны сами по себе, находятся в основе его жизненных приоритетов не потому что он ждет одобрения окружающих, или получает материальные блага за них. Нет. Это естественные для развитой личности нравственные качества, которые ложатся в основу духовности человека.

Связь между нравственностью и духовностью человека

Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности.

Наиболее общее определение духовности звучит так. Духовность – это наивысший уровень саморазвития, при котором регулятором жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Таким образом, духовность тесно взаимосвязана с нравственностью. Нравственность это показатель степени духовности человека и общества в целом.

Последние 200 лет ведется дискуссия среди гуманитариев на тему духовности. Одни утверждают, что это внутреннее движение человека к «духовному Я», другие связывают духовность с нематериальными ценностями, к которым стремится человек, преодолевая переживания, внутриличностную борьбу.

Религии связывают духовность с высшими силами божественной природы, которая проявляется в поступках человека. Однако все философы и теологи сходятся в одном – духовность – трансцендентна. Ее нельзя потрогать, взвесить, измерить. Это нечто, что не поддается опытному познанию, а принимается априори.

Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства (любовь, благодарность, бескорыстность, толерантность), таланты, щедрость, ответственность.

Духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах. Однако таких людей набирается сотня с того времени, как человек стал осознавать себя Человеком и научился использовать мозг не только для добывания еды и размножения, но и для размышлений.

Нравственность указывает вектор направления, дает условия движения вверх, при которых человек может расти и развиваться с наибольшей скоростью.

Является ли духовность достижимым результатом?

Понятие добра и зла в современном мире изрядно трансформировались, хотя еще 70 лет назад все было прозрачно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский в детском стихотворении отчетливо расставляет приоритеты, которые должны лежать в основе нравственного, духовного общества.

Сегодня нет ясных представлений что такое Добро (хорошо) и Зло (плохо), любой поступок можно объяснить, играя понятиями в наиболее выгодную сторону. Трансформировались первоначальные ценности: добрый, значит слабый; честный, значит недалекий; вежливый, значит манерный, бескорыстный – однозначно глупец.

Из-за диссонанса в основах, духовность общества падает, что выражается в личностной деформации человека, в подмене одних ценностей другими, ростом насилия, страдания. Уходят понятия «семьи», «любви», «взаимопонимания».

Каждый институт государства выступает со своей «правдой», в итоге разрушены первоначальные основы нравственности. У детей нет единого понятия, к чему надо стремиться. Утеряно направление, нравственный идеал, который лежит в основе саморазвития человека, и, следовательно, развития общества.

Трудно сказать, достижима ли единая духовность. Встречаются духовные лидеры, но что касается государства, то вопрос открыт. Государство строится на материальных составляющих: власть, деньги, доминантность, ложь, коварство. Невозможно всех воспитать идеальными, и хотя борьба за души людей ведется на всех уровнях государства (семья, школа, церковь, СМИ), массовых положительных успехов не наблюдается.

Так есть ли надежда на построение нравственного, духовного общества? Хочется верить, что есть, если каждый начнет строить его у себя в душе.

Также интересно

avisi.ru

что это такое, определение, правила

Нравственность — это система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях.

В русском языке это слово появилось в 1789 году. Оно было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».

Мораль и нравственность

Термин нравственность чаще всего встречается в литературе и речи в смысле морали, реже в смысле этики.

Во многих философских системах нравственность и мораль отличные друг от друга понятия. Так в узком смысле нравственность есть внутренние правила личности действовать в согласии своим убеждениями и правилами, в то время как мораль является требованием к поведению человека извне помимо закона.

Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека. Этика – это принципы, на которые опирается личность, а также это наука об этих принципах, то есть этика это наука о нравственности (морали).

Золотое правило нравственности

Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило
название — Золотое правило нравственности. Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Подводя итог  можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.

shkolnaiapora.ru

Нравственность — основа гармоничной жизни

В современном обществе всерьёз говорить о нравственности — это, мягко говоря, моветон. Современная культура и СМИ различными способами стараются создать ироничное и пренебрежительное отношение к нравственным дисциплинам — дескать, это рудимент прошлого, несовременно и, вообще, удел религиозных фанатиков. Когда кто-либо заводит разговор о нравственности, люди чаще всего реагируют так, как их научили: либо воспринимают с язвительной иронией, либо настойчиво пытаются выяснить, в какую «секту» попал тот, кто поднимает тему нравственности. Однако даже те, кто считают себя нравственными людьми и придерживаются каких-то правил, могут проявлять весьма своеобразные формы якобы нравственного поведения.

Всё дело в том, что нравственность — понятие очень и очень растяжимое. Взять хотя бы различные религиозные течения, в которых сегодня много рассуждают о вопросах нравственности. К примеру, в некоторых религиях безнравственным считается лишь причинение вреда людям, а, скажем, поедание животных и жестокое обращение с ними в ряде религий не только не осуждается, но даже порой культивируется и превозносится как достойное и угодное Богу поведение. С жестоким обращением в отношении животных порой даже связаны общепринятые религиозные ритуалы. При этом адепты таких религий пребывают в полной иллюзии, что они высоконравственные люди. А если пойти ещё дальше, то вспомним времена «Святой» Инквизиции и Крестовых походов, когда людям навязывалась весьма, мягко говоря, специфическая нравственная парадигма и безнравственным не считалось не только убийство животных, но даже убийство людей. Более того, это считалось «богоугодным» делом. Поэтому понятие нравственности у той или иной группы людей может быть своё и различаться в зависимости от религии, страны, культуры, традиций и так далее.

Нравственность — это то, что отличает нас от животных

Как живут животные? Их поведение полностью диктуется инстинктами. Поэтому понятие нравственности для них попросту неактуально. Глупо говорить, что поедание овечки волком — это безнравственно. Волк должен есть овец. Такова его Дхарма. Таково его предназначение. И он должен в силу причин его исполнять. Другой вопрос — почему он воплотился волком? Но это уже, как говорится, совсем другая история. Итак, у животных, в общем-то, нет выбора. Они вынуждены следовать своей природе — своим инстинктам. Другое дело — человек. У человека есть выбор: пойти по демоническому пути развития или по божественному. Таким образом, мы каждый день делаем выбор, в какую сторону мы движемся. У животных же этого выбора нет. И именно по этой причине говорится, что из мира животных душе очень сложно вырваться в миры повыше: животное не может сделать выбор в пользу какой-либо нравственности, потому что этой самой нравственности для него попросту не существует.

Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.

Итак, возможность нравственного выбора — это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца — есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них — безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.

Золотое правило нравственности

Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:

  • В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
  • В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
  • В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
  • В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
  • В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Примечательно, что золотое правило нравственности присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи — «Что посеешь — то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.

В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу — сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия — значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.

Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.

Синонимы нравственности

Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие — то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха — этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель — то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.

Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции — сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями — всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них — задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:

  • Ахимса — ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума — задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • Сатья — благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • Астея — неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение — это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • Апариграха — нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления — просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.

www.oum.ru

нравственный — это… Что такое нравственный?

  • НРАВСТВЕННЫЙ — НРАВСТВЕННЫЙ, нравственная, нравственное; нравствен, нравственна, нравственно (книжн.). 1. прил. к нравственность в 1 знач. Нравственный критерий. Нравственная философия. 2. Соблюдающий требования морали; ант. безнравственный. Нравственный… …   Толковый словарь Ушакова

  • нравственный — Высоконравственный, благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный. Ср. . См …   Словарь синонимов

  • НРАВСТВЕННЫЙ — НРАВСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. 1. см. нравственность. 2. Соответствующий требованиям высокой нравственности. Н. поступок. Н. человек. 3. полн. Относящийся к сознанию, внутренней жизни человека. Нравственное удовлетворение. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова

  • нравственный — нравственный, кратк. ф. нравствен и нравственен, нравственна, нравственно, нравственны …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • нравственный — • высоко нравственный • глубоко нравственный …   Словарь русской идиоматики

  • Нравственный — I прил. 1. соотн. с сущ. нравственность I, связанный с ним 2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Ant: физический 3. Отличающийся высокой нравственностью [нравственность I], соответствующий нормам и правилам поведения человека в… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Нравственный — I прил. 1. соотн. с сущ. нравственность I, связанный с ним 2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека. Ant: физический 3. Отличающийся высокой нравственностью [нравственность I], соответствующий нормам и правилам поведения человека в… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • нравственный — нравственный, нравственная, нравственное, нравственные, нравственного, нравственной, нравственного, нравственных, нравственному, нравственной, нравственному, нравственным, нравственный, нравственную, нравственное, нравственные, нравственного,… …   Формы слов

  • нравственный — безнравственный порочный …   Словарь антонимов

  • нравственный — нр авственный; кратк. форма вен и венен, венна …   Русский орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Нравственность: система запретов или путеводная звезда?

    Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.

    Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» — «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.

    Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.

    Но среди обычных – этичных людей не много.

    Много ли среди нас людей, которым это интересно, которые выбирают быть порядочными? Вынуждены огорчить: в России сегодня их меньше, чем в других европейских странах. Смотри Нравственное состояние современного российского общества

    Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек — человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает↑. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок «это добро или нет?» бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.

    Что «нравственно», а что нет — определиться бывает очень непросто. Давать в долг — нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака — допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.

    Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: «Добро — это то, что хорошо для меня. А все, что против меня — безнравственно».

    Взгляд бушмена: «Если увел коров я — это добро. Если увели коров у меня — это зло».

    Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».

    Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. «Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека».

    Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии — распущенностью) — не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.

    Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

    www.psychologos.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *