cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пришвин м золотой луг рассказы – Михаил Пришвин — Золотой луг: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Золотой луг — читать рассказ

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.


vseskazki.su

М. Пришвин. Золотой луг | Умники и умницы

Весна, весна красная…


Ответы к стр. 72

Михаил Пришвин
Золотой луг

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые; сжав их в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что он спать ложился вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

1. Какое чувство вызывает этот рассказ. Отметь ответ + или запиши свой.

+ восхищение      + удивление      + радость       грусть

2. Объясни выражение.

Золотой луг — луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.

3. Допиши предложение словами из текста. 

Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”.

4. Выполни задание 3 в учебнике. Дополни таблицу.

Фамилия автора
Заголовок
Жанр Тема
Высотская Одуванчик Стихотворение О природе
Пришвин Золотой луг Рассказ О природе

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

М. Пришвин. Золотой луг

3.1 (62.95%) от 88 голосующих

e-razumniki.ru

Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Конспект занятия по художественной литературе в классе предшкольной подготовки. Тема: Чтение и пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Цель: познакомить с рассказом М.Пришвина «Золотой луг».

Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Оборудование: книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», слайд с изображением цветущих одуванчиков.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, а куда вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.
Автор загадки Курдюков Серж: 
Травою поле зарастает,
Траву домашний скот съедает.
Всё лето скот на нём пасётся.
Скажи, как поле то зовётся.

Дети отвечают: Луг

Воспитатель: Посмотрите, как красиво на лугу. Что вы видите?

Дети: На лугу растёт много одуванчиков.

Воспитатель: Почему их так назвали? 
Одуванчик – разлетается от дуновения (от «дуть»).
Дыхательное упражнение «Одуванчик»: 
Дует — дует мальчик, на белый одуванчик (вдох через нос и долгий выдох)

Дует всё сильнее — будет здоровее. (имитация сдувания семян с одуванчика)
Воспитатель: Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение — это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. Кто любит прилетать к одуванчикам?
Дети: К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с рассказом писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Жёлтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут —
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
Дети: Одуванчики

Воспитатель: Располагайтесь по удобнее и слушайте внимательно рассказ.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
«Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно,если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа: 
Что я вам прочитала? 
Почему вы думаете, что это рассказ? Какая забава с одуванчиками была у братьев?
Где жили братья?
Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? 

Физминутка 
«Поле одуванчиков»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

Воспитатель: Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. А будем любоваться красотой этого цветка.


Одуванчик
Людмила Сухачева 

Одуванчик громко плачет,
Кто то взрослый и большой,
Наступил ему на ножку,
Больно ножку-ой,ой,ой!

Вы ходите осторожно,
Травочку не мните,
Мы красивые, живые,
Вы нас берегите.

Нас ласкает ветерок,
Солнышко ласкает,
Дождик нас всех веселит,
С неба поливает.

Ну ,а травку -неваляшку
Зря не обижайте,
Берегите детки травку,
Ласково играйте.

Вы не дергайте нам косы,
Ножки берегите,
Одуванчики-цветы —
Солнечные блики.

Вот и закончилось наше путешествие на золотой луг, пора возвращаться .

Литература
Книга с рассказом М.Пришвина «Золотой луг»
Стихотворение «Одуванчик» Людмила Сухачев, загадка автор: Курдюков Серж

videouroki.net

Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг»

 Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг»

Цель: Развитие связной речи и свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

Обучение детей пересказывать литературный текст, знакомство с новыми понятиями, развитие умения эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения, коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Золотой луг» Михаила Михайловича Пришвина.

-М.Пришвин родился в бедной семье. Его отец рано умер и вся забота о хозяйстве и воспитании детей легла на мать. Маму свою Михаил Михайлович очень любил и эту любовь сохранил до самой своей смерти. Пришвин много пишет о природе, о ее красоте. Он написал такие рассказы: «Ребята и утята», «Лесной доктор», «Гаечки».

-Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя М. Пришвина «Золотой луг».

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

– Сережа! – позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Ребята в рассказе вам встретились незнакомые слова. (Промысел, идти в пяту, фукать).

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

-Автор сказал про луг-золотой. А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый)

-А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый , пушистый, серебристый, легкий)

-С чем вы можете сравнить одуванчик? (парашютик, снежок, пушинка, солнышко) Молодцы.

-А почему одуванчик стал одним из самых интересных для героя – рассказчика? Об  этом герой говорит в последнем предложении: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вставали с нами».

-Рассказ М.Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (от лица мальчика)

-Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой). И ему удалось раскрыть секрет этих цветов).

Физминутка:

Одуванчик, одуванчик! Стебель тоненький, как пальчик(приседают и поднимаются.)

Если ветер быстрый, быстрый на поляну налетит (разбегаются)

Всё вокруг зашелестит (Ш-Ш-Ш-Ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом

И сольются с небосводом! (берутся за руки и идут по кругу)

-Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

– Сережа! – позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

А кто хочет пересказать рассказ «Золотой луг».

Заслушиваем пересказ трех детей.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да).

infourok.ru

Пришвин М.М. Золотой луг. Лисичкин хлеб. Еж. Разговор птиц и зверей

         Пришвин Михаил Михайлович

                  Золотой луг

   У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало идем куда‑нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

– Сережа! – позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

               Лисичкин хлеб

 Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

– Это что за птица? – спросила Зиночка.

– Терентий, – ответил я.

И рассказал ей про тетерева как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей – что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по‑рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

– Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.

– Сами лечатся, – ответил я. – Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

– Заячья.

– А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

– Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый‑то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

                       Еж

 Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук‑тук‑тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола ежик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажег лампу, и – здравствуйте! – ежик выбежал из‑под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ежику он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой‑то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажег свечку и только заметил, как еж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ежику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из‑под кровати – и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел себе как‑то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда, и оказалось, правда: в скором времени еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу – луну.

Я подпустил облака и спрашиваю.

– Что тебе еще надо?

Ежик не испугался.

– Пить хочешь?

Я встал. Ежик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.

– Ну, иди, иди, – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода.

Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется – и я двину, да так и сошлись.

– Пей, – говорю окончательно.

Он и залакал.

А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю.

– Хороший ты малый, хороший!

Напился еж, я говорю:

– Давай спать.

Лег и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу – и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит – на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас, я как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

            Разговор птиц и зверей

 Занятна охота на лисиц с флагами. Обойдут лисицу, узнают ее лежку и по кустам на версту, на две вокруг спящей развесят веревку с кумачовыми флагами. Лисица очень боится цветных флагов и запаха кумача, спугнутая ищет выхода из страшного круга. Выход ей оставляют, и около этого места под прикрытием елочки ждет ее охотник.

Такая охота с флагами много добычливей, чем с гончими собаками. А эта зима была такая снежная, с таким рыхлым снегом, что собака тонула вся по уши и гонять лисиц с собакой стало невозможно. Однажды, измучив себя и собаку, я сказал егерю Михал Михалычу:

– Бросим собак, заведем флаги, ведь с флагами можно каждую лисицу убить.

– Как это каждую? – спросил Михал Михалыч.

– Так просто, – ответил я. – После пороши возьмем свежий след, обойдем, затянем круг флагами, и лисица наша.

– Это было в прежнее время, – сказал егерь, – бывало, лисица суток трое сидит и не смеет выйти за флаги. Что лисица! Волки сидели по двое суток. Теперь звери стали умнее, часто с гону прямо под флаги, и прощай.

– Я понимаю, – ответил я, – что звери матерые, не раз уже бывшие в переделке, поумнели и уходят под флаги, но ведь таких сравнительно немного, большинство, особенно молодежь, флагов и не видывали.

– Не видывали! Им и видеть не нужно. У них есть разговор.

– Какой такой разговор?

– Обыкновенный разговор. Бывает, ставишь капкан, зверь старый, умный побывает возле, не понравится ему, и отойдет. А другие потом и далеко не подойдут. Ну вот, скажи, как же они узнают?

– А как ты думаешь?

– Я думаю, – ответил Михал Михалыч, – звери читают.

– Читают?

– Ну да, носом читают. Это можно и по собакам заметить. Известно, как они везде на столбиках, на кустиках оставляют свои заметки, другие потом идут и все разбирают. Так лисица, волк постоянно читают; у нас глаза, у них нос. Второе у зверей и птиц я считаю голос. Летит ворон и кричит. Нам хоть бы что. А лисичка навострила ушки в кустах, спешит в поле. Ворон летит и кричит наверху, а внизу по крику ворона во весь дух мчится лисица. Ворон спускается на падаль, а лисица уж тут как тут. Да что лисица, а разве не случалось тебе о чем‑нибудь догадываться по сорочьему крику?

Мне, конечно, как всякому охотнику, приходилось пользоваться чекотанием сороки, но Михал Михалыч рассказал особенный случай. Раз у него на заячьем гону скололись собаки. Заяц вдруг будто провалился сквозь землю. Тогда, совсем в другой стороне, зачекотала сорока. Егерь, крадучись, идет к сороке, чтобы она его не заметила. А это было зимой, когда все зайцы уже побелели, только снег весь растаял, и белые на земле стали далеко заметны.

Егерь глянул под дерево, на котором чекотала сорока, и видит: белый просто лежит на зеленом мошку, и глазенки черные, как две бобины, глядят.

Сорока выдала зайца, но она и человека выдает зайцу и всякому зверю, только бы кого ей первого заметить.

– А знаешь, – сказал Михал Михалыч, – есть маленькая желтая болотная овсянка. Когда входишь в болото за утками, начинаешь тихонько скрадывать, вдруг откуда ни возьмись эта самая желтая птичка садится на тростинку впереди тебя, качается на ней и попискивает. Идешь дальше, и она перелетает на другую тростинку и все пищит и пищит. Это она дает знать всему болотному населению; глядишь – там утка не в меру вылетела, а там журавли замахали крыльями, там стали вырываться бекасы. И все это она, все она. Так по‑разному сказывают птицы, а звери больше читают следы.


shitailiki.ru

М. Пришвин Золотой луг — начальные классы, уроки

Литературное чтение.

М. Пришвин. «Золотой луг»

Цели:

обучающие

совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,

учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

развивающие

развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,

обогащать и развивать речь учащихся,

расширять кругозор;

воспитательные

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.

Оборудование:

иллюстрации к изучаемому произведению, мультимедийная презентация

выставка книг М. Пришвина с его портретом.

Добрый день! Начинаем наш урок. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте делать открытия!». Как вы их понимаете?

  1. Проверка домашнего задания.

-А с какой удивительной птицей мы познакомились на прошлом уроке?  (Камышовка — сверчок)

-Что особенного в этой птице?

-Мы сейчас проверим домашнее задание, у кого получилась более удачная загадка?  (Дети читают свои загадки)

-Какой автор помог нам «открыть» эту птицу? (В. Бианки)

  1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

-А сегодня на уроке вас ждет встреча с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете.

Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.

Чтение авторского текста в учебнике  с.105

-Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте посмотрим, есть ли такое произведение в нашем учебнике. Кто его автор

-Какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)

3. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»

Какие ассоциации у вас возникают при слове луг? Проанализируем название рассказа. По словарю Ожегова: луг – участок, покрытый травянистой растительностью. Из названия рассказа мы можем догадываться о том, что речь пойдет о природе, а именно о луге, но мы пока не знаем, почему зеленый луг в названии обозначен как золотой. Как вы понимаете выражение « Золотой луг»? ( Жёлтый) Почему автор использовал именно такое определение луга? (усилить качество предмета, показать своё отношение, чтобы читатель мог лучше представить предмет)

3. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»

  Подготовка к чтению

-Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.

-Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»?

Прочитаем рассказ. 

     4. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста.

-Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?

-Удалось ли автору поразить вас?

-Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

-Какие 3 части присутствуют в каждом тексте? (Вступление, основная часть и заключение)

-Попробуем отыскать каждую часть в рассказе М. Пришвина «Золотой луг».

  1. Повторное чтение рассказа.

Деление текста на части.

    1. часть

-Где заканчивается 1 часть?

-Можно ли сказать, что автор и герой           произведения — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик— мальчик)

-Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту»)

-Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.)

-Что значит «созревают одуванчики»?

-Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава?

-Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?

      Учитель поясняет значение этого слова.

Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы.

-В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе              М. Пришвина? (Фукну, фукнет)

-От какого слова произошло это слово?

-Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

-Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?

(Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)

-Как можно озаглавить 1 часть?

                   «Цветы для забавы»

    1. часть

-Где заканчивается 2 часть?

        Чтение 2 части. Вопросы после чтения. Выборочное чтение.

-Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. Что говорили люди, когда видели луг?

— Найдите в тексте.

— Как можно сказать по-другому?

 Необыкновенно! Удивительно! Чудесно! Здорово! Прекрасно! Великолепно! Что заставило мальчика заняться наблюдением?

— Зачитать.

— Так каким был мальчик по характеру? (наблюдательный)

— Что сделал мальчик, чтобы найти ответ? (стал наблюдать)

— Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

— (Потому что спать одуванчик ложиться вместе с детьми и вместе с ними встает)

— Как мальчик относится к одуванчику, как к живому существу или неживому?

— В каких словах и выражениях это заметно? Найдите в тексте и прочитайте.

(«Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое. Лепестки – пальцы, закрыты не в бутон – а в кулак. Одуванчики раскрывают свои ладони, будто руки»)

— Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.

— Утро?

Дети раскрывают ладошки в виде цветка

— Вечер?

Дети закрывают ладошки в виде бутона.

 — Озаглавьте

«Тайна золотого луга»

    1. часть

Давайте еще раз прочитаем последнее предложение

в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста.

— В чем она по-вашему состоит? ( Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо ее только увидеть, приглядеться.)

— Как теперь рассказчик называет одуванчики?

— Почему они стали самыми интересными для детей?

(Потому что спать одуванчик ложится вместе с детьми и вместе с ними встает)

 — Озаглавьте 3 часть

«Один из самых интересных цветов»

5. Работа с текстом после чтения.

-Оправдались ли наши предположения вначале урока?

-Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ?

-Какое же открытие вы для себя сделали?

(Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться)

-Какое «открытие» сделал для себя писатель?

(Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это).

Презентация

— Как вы думаете, одуванчик – загадочный цветок?

Одуванчик – загадочный цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.

-Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе? Оказывается, их 203 вида.

— А сколько названий у этого вида? 27 народных названий.

-А сколько пушинок бывает в одной корзиночке? Представьте себе, до 200 семян с парашютиком. А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы места для других растений, росли бы везде одни одуванчики.

— Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик? Тогда берите по одному «парашютику» и прочтите всему классу. (Одуванчик, одуй-плешь, бабка, молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница).

— Ещё какие секреты одуванчиков вы знаете

— Одуванчик – лекарственное растение. Одуванчик в народе называют ЭЛИКСИР жизни.

— А почему одуванчик называют эликсиром жизни?

— И у нас, в Башкотостане, одуванчик пользуется большим успехом. Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита. А из цветков одуванчика варят очень вкусное варенье, из листьев одуванчика делают салат, из поджаренных корней готовят заменитель кофе, цветочные почки маринуют и добавляют в винегреты. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.Вот какую огромную пользу приносит одуванчик!

— Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин.

— Ребята, как вы думаете, только любоваться природой призывает своих читателей М. Пришвин? (Призывает защищать ее)

— Почему рассказ называется «Золотой луг?»

(Золотой луг – желтый от одуванчиков).

— Что означает здесь слово «золотой»

(Желтый, цвет золота)

— Что еще бывает золотым?

— В каком значении употребляется слово «золотой» в следующих выражениях?

золотое кольцо

золотая осень

золотое время

золотой работник

золотые руки

золотая рожь

золотое сердце

золотой голос

-Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова.

Произведения М. М. Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. И в рассказе “Золотой луг” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем.
— Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами.
«Я сорвал цветок, и он …
Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только …
Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял)
— Какой вывод вы можете сделать?

V.  Рефлексия деятельности.

-С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?

-Что особенно поразило, заставило задуматься?

-Удалось ли вам сделать какое-то открытие?

             

10. Домашнее задание. Подготовка к выразительному чтению

kopilkaurokov.ru

Тематическое занятие по рассказу М. Пришвина «Золотой луг»

Всем Доброго дня!

Я продолжаю выставлять тематические занятия по рассказам Михаила Пришвина.

В предыдущих постах у нас были ТЗ по рассказам “Ёж” и “Лесной доктор”.

Сегодня ТЗ по рассказу “Золотой луг”.

Поскольку я провожу занятия не с одним ребенком, а в группе (в центре), я буду писать ребята.
Дома, как вы понимаете у меня тоже мини-группа, и если мы играем, то все вместе.

Старшим я отвожу, в таком случае, роль ведущих. И большинство вопросов по рассказу уже задаю не я, а старшие дети.
Таким образом, мы отрабатываем речевые навыки, умение задавать вопросы, вести диалог. Получаются не только игры для младшего возраста, но старших детей – совместные игры.

Поэтому данное занятие, и все последующие, вполне подойдут для детей разных возрастов. Их лишь нужно немного адаптировать.

Начнем наше путешествие по рассказу!

1.Смотрим презентацию по рассказу «Золотой луг» или читаем рассказ.
*Презентация и рассказ даны в приложении.


2.Разбираем слова.
Взрослый: Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни. Давайте найдём эти слова в тексте и подумаем, что они могут означать.
Слово «впяту» – как Вы думаете, что оно может обозначать? Слушаем ответы детей.
Слово «впяту» обозначает – сзади, за чем то или кем то.
В рассказе это слово ,«впяту», встретилось нам в предложении: «Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту».
Давайте тоже попробуем так походить. Кто будет впереди, кто в пяту?

Дети делятся на пары и шагают по комнате. Если ребенок играет, со взрослым, то пробуйте ходить так по очереди. Затем спросите, кто из  детей был впереди, а кто впяту. Пусть дети поменяются местами.

Разбираем слова дальше.
Слово «фукну» – встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо».
Взрослый: Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? Слушаем ответы детей.
Слово «фукнуть» или «фукну» означает дунуть (или дунув), сдуть (задуть) свечку или что-либо. Также это слово употребляют, когда играют в шашки. В игре в шашки, слово «фукнуть» обозначает – снять с доски шашку соперника при его ошибке в игре.
Взрослый: Ребята, а давайте тоже «фукнем» – задуем свечку.
Взрослый зажигает свечку и даёт всем ребятам по очереди ее задуть.
А еще можно фукнуть на листы бумаги. Давайте фукнем бумагу со стола.
Заранее приготовьте мелко нарезанные кусочки бумаги. Положите на стол и все вместе подуйте (фукнете) на них.
Взрослый: Дети мы поиграли с бумагой, а теперь давайте все вместе соберем ее в коробочку. Она пригодится нам, для поделки.

3.Луг под землёй, какой он? (почва луга).
*Картинки в приложении.
В рассказе, дети ходили мимо луга из одуванчиков.
А что мы можем называть лугом? Слушаем ответы детей.
Если посмотреть в словаре  – луг – это тип определенной растительности, на котором в основном растут многолетние растения. Луга бывают разные, но общее у всех то, что в верхнем слое почвы, очень много корней разных растений.
Взрослый: давайте попробуем с вами сделать небольшой участок луга из картона и пластилина и посмотрим, как это выглядит в природе.
(Если у вас есть возможность сходить на луг, обязательно сходите, выкопайте кусочек земли с растительностью и посмотрите на живом примере, как это выглядит в земле.)
Сначала делаем нижний слой – берем белый картон или лист бумаги красим его черной краской (это нижний слой почвы). Берем еще один лист, катаем из черного пластилина колбаски  разной длины и в беспорядке прилепляем к листу или картону. Кладем этот лист сверху на первый (это слой почвы с корнями). Берём зеленый пластилин и размазываем его сверху на наши корни (это будет слой травы). Можно сверху сделать цветочки. Наш луг готов.
Давайте посмотрим теперь, как выглядит почва луга на картинке.
Смотрим картинки.

4.Разные луга.
*Картинки в приложении
Взрослый: Ребята в рассказе, дети ходили мимо луга из одуванчиков. А кто из вас видел такой луг или гулял по нему? Слушаем детей.
Что вам больше всего понравилось на таком лугу? Какие еще растения вы там видели?
Что вам больше всего запомнилось?
Давайте посмотрим, какие бывают одуванчиковые луга.
Смотрим картинки из приложения.
А из каких цветов еще бывают луга? Слушаем ответы детей. Смотрим картинки.
Обратите внимание детей на называние цветов на лугу, на их цвет, размер, форму.
Спросите, может кто-нибудь видел такие цветы и где он их видел. Луг, из каких цветов больше всего понравился детям?
Взрослый: а теперь давайте сделаем один большой одуванчиковый луг. Для этого возьмем заготовки одуванчиков и приклеим их на лист ватмана.
Если у вас нет ватмана, можно сделать один большой лист из обычной бумаги для печати, скрепив четыре листа малярным скотчем.
Для заготовок одуванчиков вырежьте из цветной белой и желтой бумаги круги разного размера и сделайте надрезы по краям. Пусть дети клеят на лист ватмана эти «одуванчики» в любом порядке. Даже если они будут наклеивать их друг на друга, получиться замечательная картинка луга.


5.Учим стихотворение по мнемотаблице.
*Таблица в приложении
Выбираем стихотворение и заучиваем его, используя мнемотаблицу.

6. Звуки луга.
*Музыка и картинки в приложении.
Взрослый: Ребята, а вы знаете, кто живет на лугу? Может там живут насекомые и животные? Слушаем ответы детей.
Давайте с вами послушаем звуки, которые можно услышать, когда вы находитесь на лугу. И постараемся определить, каких животных и насекомых мы слышим.
Слушаем аудио. Дети говорят, кого они услышали.
А теперь давайте посмотрим на картинки  животных и насекомых, которые живут на лугу.
Показываем картинки, и коротко рассказываем о животных и насекомых. Распечатываем приложение – «Жители луга».

7.Игра – оживи луг.
*Игра в приложении.
Предложите детям оживить луг. Распечатайте две картинки: одна обычная, цветная на которой фотография луга. Другая  такая же, но некоторых деталей картинки нет. Предложите детям доклеить детали, сделать луг таким же красочным, как на первой картинке.
Для малышей, приготовьте заранее вырезанные детали. Дети, которые хорошо владеют ножницами, могут вырезать детали сами.
Можно раздать каждому ребенку отдельную картинку для «оживления», а можно сделать коллективную работу.
!!! Когда вы будете распечатывать материал, обратите внимание на то, что бы и детали и картинка луга были в одном формате, тогда детали точно подойдут по размеру для приклеивания.



8.Жизнь одуванчика.

*Материал в приложении, вы распечатываете их в нужном для вас формате.
Взрослый: дети, давайте посмотрим видео про жизнь одуванчика.

После видео, рассмотрите картинку с циклом жизни одуванчика. На картинке стрелочками и цифрами указана последовательность цикла жизни одуванчика.
Распечатайте на отдельных картинках цикл жизни одуванчика для каждого ребенка отдельно. После того, как вы внимательно, вместе с детьми рассмотрели картинку, попросите детей проставить (написать) цифры в рассмотренной на картинке последовательности.
Для малышей, которые не умеют писать и не знают цифры, можно предложить наклеить последовательно картинки с одуванчиком, основываясь на схеме. Т.е. вы кладете перед ребенком схему жизни одуванчика, объясняете ее и  ребенок сразу клеит на лист то же самое.

9.Цветочные часы.
В рассказе «Золотой луг», который мы читали, мальчик сделал открытие. Какое это было открытие?
Давайте вспомним: «Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.»

Дети, а вы знаете, что существуют  «цветочные часы»?
Наблюдая цветы, люди заметили, что их жизнь подчинена определенным биологическим ритмам: одни из них раскрывают свои яркие венчики ранним утром и закрывают их, когда солнце в зените, другие остаются открытыми весь день или «оживляются к вечеру.

Более 250 лет назад знаменитый естествоиспытатель Карл Линней составил свои первые «Часы Флоры». На клумбе в городе Упсале росли цветы, венчики которых открывались в определенной последовательности с 3—5 часов утра до полуночи. Там росли всем знакомый одуванчик, лен, картофель, яркая сарана, скромная кисличка…

Каким законам подчиняются биологические ритмы цветов, пока до конца неизвестно. Показания цветов-часов зависят и от географического положения местности. Поэтому каждый, кто захочет устроить такие часы, должен подобрать растения в соответствии с местными условиями. Например, в средней полосе европейской части России раньше всего, в 3—5 часов утра, «просыпается» козлобородник луговой — желтый мохнатый цветок на изящной ножке. В 4—5 часов на поле появляются прекрасные огоньки мака, открываются голубые венчики цикория. Затем просыпается осот и красоднев. К 6 часам утра подымает головку веселый одуванчик, на поле разливается голубое половодье льна, открываются бело-фиолетовые цветки картофеля. Позднее красными точками вспыхивает в траве полевая гвоздика. К 9 часам утра раскрываются   нежные   лепестки   кислички и оранжевые венчики ноготков, на тихих речках и прудах всплывает прекрасная белая лилия. До конца дня продолжают украшать землю яркие ароматные цветы шиповника. Только к вечеру просыпается пахучий душистый табак, после захода солнца начинает благоухать ночная фиалка, в полночь раскрывается чашечка цветка кактуса «Царица ночи»…

10. Одуванчик и геометрические фигуры.
*Материал в приложении.
Взрослый: ребята, а как вы думаете, на какую геометрическую фигуру похож цветок одуванчика?  А его листья?
Правильно, цветок одуванчика похож на круг, а его листья на треугольники.
Давайте попробуем найти у нас в комнате предметы, похожие на круг и треугольник. Ищем и называем эти предметы.
А какие геометрические фигуры вы еще знаете? Слушаем ответы детей.
Теперь поиграем: я буду показывать вам геометрическую фигуру, а вы будете ее все вместе называть. Показываем, по очереди, геометрические фигуры.
Смотрим презентацию, какие предметы, могут быть похожи на разные геометрические фигуры.
После презентации предложите детям найти в комнате предметы, похожие на геометрические фигуры, кроме круга и треугольника. Их мы уже находили.

11. Творчество.
*Материалы в приложении.
Взрослый: Ребята, давайте рассмотрим изображения одуванчиков в картинах художников.
Обратите внимание, какие тона желтого использовались для изображения одуванчиков. Где изображены одуванчики? Что общего между картинами? Чем они отличаются?
Взрослый: А теперь давайте каждый сделает себе одуванчик.
Делаем индивидуальные аппликации.

Все материалы к данному занятию, можно скачать, нажав на кнопку ниже.
Буду благодарна, если вы поделитесь данным занятием с друзьями, нажав на кнопки соц.сетей! Спасибо!

Дополнительные материалы: раскраски, поделки, картинки, мультфильмы
скачивайте в нашей группе ВКонтакте.

Данный материал авторский! Поэтому, если вы хотите поделиться им, дайте ссылку друзьям на этот пост.
Использование материала, на других сайтах и форумах, возможно только с моего согласия! Использование материала в коммерческих целях запрещено!

poznaemmir.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.