Приобщение детей к истокам русской народной культуры программа князевой – ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ КИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ. культуры. О. Л. Князева, М. Д. Маханева
Рабочая программа (средняя группа) на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ОЛ. Князевой, М.Д. Маханева Средняя группа
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
ОЛ. Князевой, М.Д. Маханева
Средняя группа
Пояснительная записка
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2,5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
— расширить представление о жанрах устного народного творчества;
— показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
— воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
— содействие атмосфере национального быта;
— широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
— учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
— знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
Планируемые результаты освоения Программы
Ранний возраст (2,5 -4г) | Дошкольный возраст (4г – 7лет) |
Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра. | Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа; Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям |
Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого — педагогической работы |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. |
Познавательное развитие | 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами( лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания |
Речевое развитие | 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов( мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Физическое развитие | 1. Игровые беседы с элементами движений 2. Игра 3. Интегративная деятельность 4. Ситуативный разговор 5. Проблемная ситуация | 1. Игра 2. Беседа 3. Рассказ 4. Рассматривание 5. Интегративная деятельность 6. Физкультурные досуги 7. Спортивные состязания 8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 9. Проектная деятельность 10. Проблемная ситуация |
Социально- коммуникативное | 1. Игровое упражнение 2. Индивидуальная игра 3. Совместная с воспитателем игра 4.Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) 5. Чтение 6. Беседа 7. Наблюдение 8. Рассматривание 9. Праздник 10. Поручение | 1. Индивидуальная игра 2. Совместная с воспитателем игра 3. Совместная со сверстниками игра 4. Чтение 5. Беседа 6. Наблюдение 7. Педагогическая ситуация 8. Экскурсия 9. Ситуация морального выбора 10. Проектная деятельность 11. Интегративная деятельность 12. Праздник 13. Рассматривание 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование 16. Поручение и задание 17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Речевое развитие | 1.Рассматривание 2.Игровая ситуация 3.Дидактическая игра 4.Ситуация общения 5.Беседа 6.Интегративная деятельность 7.Хороводные игры с пением 8.Игра- драматизация 9.Чтение 10.Обсуждение 11.Рассказ 12.Игра | 1. Чтение 2. Беседа 3. Рассматривание 4. Решение проблемных ситуаций 5. Игра 6. Проектная деятельность 7. Создание коллекций 8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение 10. Рассказ 11. Инсценирование 12. Ситуативный разговор с детьми 13. Сочинение загадок 14. Проблемная ситуация 15. Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | 1. Рассматривание 2. Наблюдение 3. Игра- экспериментирование 4. Исследовательская деятельность 5. Развивающая игра 6. Ситуативный разговор 7. Рассказ 8. Интегративная деятельность 9. Беседа 10. Проблемная ситуация | 1. Создание коллекций 2. Проектная деятельность 3. Исследовательская деятельность 4. Экспериментирование 5. Развивающая игра 6. Наблюдение 7. Проблемная ситуация 8. Рассказ 9. Беседа 10. Интегративная деятельность 11. Экскурсия 12. Коллекционирование 13. Моделирование 14. Игры с правилами |
Художественно- эстетическое развитие | 1. Рассматривание эстетически привлекательных предметов 2. Игра 3. Организация выставок. Изготовление украшений 4. Слушание соответствующей возрасту народной, деткой музыки 5. Экспериментирование со звуками и материалами(песком, глиной) 6. Музыкально- дидактическая игра 7. Разучивание музыкальных игр и танцев 8. Совместное пение
| 1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности 2. Создание макетов, коллекций и их оформление 3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов 4. Игра 5. Организация выставок 6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 7. Музыкально- дидактическая игра 8. Интегративная деятельность 9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение 10. Музыкальное упражнение 11. Попевка, распевка 12. Танец 13. Творческое задание 14. Концерт- импровизация 15. Музыкальная сюжетная игра |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
Возраст детей | Регламентированная деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, мин | В день |
В месяц | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет | 1 по 10 мин 1 по 15 мин 2 по 20 мин 2 по 20-25 мин 2 по 30 мин Итого в год: 35 час | 42 — 45 мин 42 – 45 мин 42 мин 36 – 39 мин 33 – 36 мин | 18 — 24 мин 18 – 24 мин 18 – 21 мин 15 – 21 мин 15 – 18 мин |
Воспитательно – образовательный процесс
Тематическое планирование в средней группе.
Сентябрь | 1. «Во саду ли, в огороде». Разучивание потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. 2. Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными. Разучивание потешки про корову и бычка. | 1. «Чудесный мешочек». Повторение песенки – потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 2. Лепка овощей из солёного теста. Раскрашивание овощей после высыхания. 3. «Приглашаем в гости к нам». Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. | 1. Сбор урожая на огородах. 2. Поделки из овощей. |
Октябрь | 1. «Бычок – чёрный бочок». Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». 2. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | 1. «Чудесный сундучок». Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение попевок и потешек о домашних животных. 2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей». 3. Подвижная игра «Гуси – лебеди». | 1. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное рядом». 2. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». |
Ноябрь | 1. «Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской русской народной одеждой. 2. «Золотое веретено». Знакомство с12 предметами обихода – прялкой и веретеном. | 1.Развлечение «Осенины». 2. Чтение сказки «Золотое веретено» 3. П/и «Жмурки». | 1. Участие в развлечении «Осенины». 2. Наглядная информация «Народный фольклор осени». |
Декабрь | 1.»Зимовье зверей». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок». 2. «Одень зверей». Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей». | 1. «Здравствуй, зимушка- зима». Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». 2. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». 3. «Лисичка – сестричка». Пальчиковый театр по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». | 1. Помощь в подготовке к Новому году. 2. Заучивание колядок и стихов к празднику. 3. Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза». |
Январь | 1.»Сундучок Деда Мороза». Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос». | 1. Развлечение «Рождественские святки». 2. Вечер зимних загадок. 3. п/и «Снежная крепость». 4. «Петушок – золотой гребешок». Упражнение в вежливом обращении к гостью. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1. Участие в подготовке развлечения «Рождественские святки». 2. Изготовление атрибутов к развлечению. 3. Участие в вечере зимних загадок. 4. Наглядная информация «Русский фольклор зимы». |
Февраль | 1. «Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья). 2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины». | 1. «Лиса и козёл». Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Игра — драматизация «Лиса и козёл». 2. «Сарафан для лисички». Ручной труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток. 3. «Весёлые ложки». Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | 1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток. 2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивная семья». 3. «Бабушкин сундук». Помощь в пополнении русской «избы» старинными вещами. |
Март | 1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме. 2. «Весна, весна, поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | 1. Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». 2. «Лисичка со скалочкой». Знакомство с предметом обихода – скалкой. Настольный театр «Лисичка со скалочкой». 3. «Пришла весна!». Повторение заклички о весне. Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна». | 1. Участие в подготовки и проведении развлечения «Масленица» и праздника «8 – Марта». 2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 3. Участие в выставке детских рисунков «Весна, весна, поди сюда!». |
Апрель | 1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. 2. Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | 1. «Небылица – небывальщина». Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. 2. «Чудесный сундучок». Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. 3. «Крошечка – Хаврошечка». Просмотр мультфильма по сказке «Хаврошечка» | 1. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 2. Выращивание семян цветов |
Май | 1. Времена года. Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. 2. «Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | 1. Русская балалайка. Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. 2. Игра с Колобком. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок». 3. Прощание с «избой». Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие. | 1. Участие в организации чаепития. 2. Помощь в посадке цветочных клумб |
nsportal.ru
№ Тема недели | Совместная деятельность воспитателя и детей | Взаимодействие с родителями | Игровая деятельность | |||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||
I.Тема: «Что летом родиться- зимой пригодиться» | Беседа о лете. Повторение пословиц , поговорок и песен о лете. | Сбор урожая на огородах, ягод в лесу. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой. Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет». Участие в выставке «Самая интересная поделка ». | Считалка: Пчелы в поле полетели, Зажужжали, полетели. Сели пчелы на цветы. Мы играем – водишь ты. Подвижная игра «Капуста» Развивать двигательные способности, быстроту реакции, «Муха» Формировать умение метать в цель, «Пахари и жнецы» Формировать умение строиться в две шеренги против друг друга и двигаться навстречу. | |||||
II.Тема: « Хлеб — всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | |||||||
III.Тема: « Восенушка-осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Закличка « Восенушка-осень» | |||||||
IV.Тема: «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». c. 233(1) | |||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||
I.Тема: «Град на усть Оки» | Рассказ об истории родного края . Места проживания наших предков, строительство жилища. Быт и основные занятия. с.104(1) , с.108(1) | Пополнение фотографиями альбома «Мой город» Выставка рисунков и аппликаций «Природа осенью» Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа» «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами | Считалка Шла кукушка мимо сети А за нею малы дети. Кукушата просят пить . Выходи- тебе водить. Хороводная игра «У дядюшки Трифона» формировать умения действовать по тексту игры, быстро выполнять определенные движения. Подвижная игра с мячом « Охотники и собаки» закреплять умения ловить и бросать мяч, уходить от попадания. | |||||
II.Тема: «Октябрь – грязик –ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.с 216(2) | |||||||
III.Тема: «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. c.263(1) | |||||||
IV.Тема: «Камень-град» | Продолжение темы приобщения детей к истории родного края с показом иллюстраций. Загадывание загадок об избе и предметах быта. Развлечение «в гости к хозяюшки» | |||||||
НОЯБРЬ | ||||||||
I.Тема: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» | Экскурсия по историческим местам (можно заменить презентацией) | Участие в празднике осени Участие в игре- викторине «Восенушка- осень» «Большой урожай рябины – морозная зима» сбор ягод в бусы. | Считалочка Косой , косой, Не ходи босой. А ходи обутый, Лапочку закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи – тебе гореть.
Хороводная игра « Золотые ворота» Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой. Подвижные игры «Совушка» Развитие у детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умение соотносить движения с текстом, «Кузнецы» Развитие двигательной активности, и устной речи | |||||
II.Тема: « Где живет перо Жар-птицы?». | Знакомство с хохломской росписью. Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1) | |||||||
III.Тема: «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьмнки.с.146(2) | |||||||
IV.Тема: «Чудо -чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи ( «кудрина», «травка» и т. п.) Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1) | |||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
I.Тема: «Зима — не лето,- в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение рус нар песенки «Как на тоненький ледок» | Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза». Помощь в организации праздника Нового года. Наглядная информация «Русский фольклор зимой» . | Считалочка На златом крыльце сидели Царь , Царевич, Король, Королевич, Сапожник, портной Кто ты будешь такой? Говори поскорей , Не задерживай добрых и честных людей. Подвижные игры «Жмурки» Развитие двигательных способностей с закрытыми глазами; формирование умений вести диалог. « Бабка –Ежка» «Баба Яга» Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга | |||||
II.Тема: «Светит, а не греет». | Беседа о разных источниках освещения. | |||||||
III.Тема: «Пришел мороз- береги нос » | Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»с.253(1) | |||||||
IV.Тема: «Снегурочка – внучка деда Мороза» | Знакомство со сказкой «Снегурочка».с.236(1) Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»(в грамзаписи). Лепка фигур Деда Мороза и Снегурочки. Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | |||||||
ЯНВАРЬ | ||||||||
I.Тема: «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок . «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение с.151(1), с.115-122(2), 148(2) | Подготовка атрибутов к праздникам. .Участие в развлечении . Участие в спортивном празднике «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» изделиями из кружев. | Подвижные игры « Два Мороза» Развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве. Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества. « В углы» Формирование умения двигаться с угла на угол. «Льдинки, ветер и мороз» Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную. Хороводная игра «Кружева» Дразнилки. | |||||
II.Зимний спортивный праздник. | Знакомство с народными играми и забавами. | |||||||
III-IV.Тема: «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. «Морозные узоры» . Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.с.160(1), с.170(1) | |||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
I.Тема: «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой « Семь Симионов». Дид.игра «Кому что для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. с.238(1) | «Удивительное рядом». Конкурс поделок своими руками Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!». Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | Подвижные игры «Горелки» « Взятие снежной крепости» Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу ,приобщать детей к русской культуре.Дидактическая игра «Молчанка» Умение изображать слово мимикой и действиями. | |||||
II.Тема: «Живет в народе песня». | Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько» с. 180(1) | |||||||
III.Тема: «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. Чтение былин и преданий. с 264(1) | |||||||
IV.Тема: «Масленица Прасковейка , встречаем тебя хорошенько» | Беседа о Масленице, пение частушек с.155(1), с. 124(2) | |||||||
МАРТ | ||||||||
I.Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | Участие в организации международного женского дня Испечь пряники, бублики. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной». | Подвижные игры «Скакалка» Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. «Дедушка –рожок» «Горячее место» Развивать двигательную активность. | |||||
II.Тема: «Русская матрешка». | Рассказ о матрешке, разучивание частушек, рисование. с.172(1) | |||||||
III.Тема: «Поэзия народного костюма» | Рассказ о народном костюме, слушание грамзаписи песен «Валенки», «Красный сарафан» с.117-126(1) | |||||||
IV.Тема: «Грач на горе -весна на дворе» | Беседа о русских традициях встречи весны. Пение закличек о весне. Заучивание с детьми пословиц, закличек о весне. Приготовление булочек «жаворонок» с 134(1), с 278(1) | |||||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
I.Тема: «Шутки шутить- людей насмешить» | Беседа о народном юморе.(докучные сказки, скороговорки, дразнилки)с.285(1),242(1) | Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.
«Чудо – писанки». Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц) | Словесная игра «Чепуха» Формировать умение выполнять правила игры, задавать вопросы , предполагающие действия, развивать эмоциональность, чувство юмора. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» Подвижная игра «Заря-зарница» умение играть, соблюдая правила игры. «Гуси-гуси» познакомить детей с народным фольклором, развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость. | |||||
II.Тема: «Красная горка» | Рассказ о Пасхе. с.148(1) | |||||||
IV.Тема: « Путешествие на златогривой чудо- тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.с.176(1), с.166(1) | |||||||
МАЙ | ||||||||
I.Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр презентации | Консультация «Особенности организации предметно – пространственной» Прогулка в центральный парк города Прогулка в парк Победы. Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня Помощь в оформлении цветочных клумб. | Подвижные игры «Ворон» Умение выполнять правила игры. Хороводная игра « Плетень» « Дружба» | |||||
II.Тема: «Край родной на век любимый». | Литературная викторина по русским народным сказкам. | |||||||
III.Тема: «Прощание с избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне, изготовление панно, чаепитие. |
nsportal.ru
Учебная рабочая программа По приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница» (для детей 3-7 лет)
Учебная рабочая программа
По приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Русская горница»
(для детей 3-7 лет)
Составила: Галаева Мария Владимировна,
Воспитатель.
Пояснительная записка.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социо — культурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Целостным , воспитанным ,образованным не может стать человек ,будучи оторванным от культуры своего народа.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства . Необходимо именно пробудить в детях патриотические чувства ,а не навязать ,так как в основе лежит духовное самоопределение .
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета , достойно завоёванного русским искусством . литературой . Мы не должны забывать о своём культурном прошлом ,о наших памятниках ,литературе ,языке , живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21м веке ,если мы будем озабочены воспитанием душ ,а не только передачей знаний »(Д.С.Лихачев).
Именно поэтому родная культура ,как отец и мать ,должна стать неотъемлемой частью души ребёнка ,началом ,порождающим личность. В старинных праздниках ,традициях ,художественных промыслах ,декоративно-прикладном искусстве народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений ,просеянных сквозь сито веков.
В современной жизни мы всё больше стремимся к подражанию западной культуре ,тем самым отводя меньшее внимание наследию нашего русского народа, поистине имеющего несметные богатства в области народного творчества ,культурных традиций .
Как известно ,ребёнок гораздо лучше воспринимает ту информацию, которая ему интересна, увлекательна ,даёт возможность действовать и получать удовлетворение от проделанной работы. В данную кружковую деятельность я включила обучение валянию из шерсти. Актуальность данного вида прикладного искусства состоит в том. Что простой ручной труд помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление .Способствует привитию определенных трудовых навыков и умений. Работы детей могут использоваться в оформлении групп , поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям .Занятия с шерстью позволяют развивать творческие задатки дошкольников , мелкую моторику рук. Творчество детей построено по принципу- от простого , к сложному, что позволяет развивать у детей дошкольного возраста уверенность в свои силы и успешность.
Поэтому возникла необходимость создать учебно-рабочую программу «Русская горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Цель: расширение образовательной области социализации посредством ознакомления детей с культурой русского народа.
Задачи:.
— формировать знания и представления детей о культуре русского народа ,о календарных праздниках и их значении;
— развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству;
— знакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов ;
-знакомить с техникой валяния шерсти ,как одного из видов народных промыслов.
В данной программе «Русская горница» представлен учебно-тематический план для детей 3-5лет ,который реализуется в течении 2х лет.
Мероприятия с детьми проводятся раз в неделю, продолжительность 15-20 м
Младший возраст
1.«Именины»Знакомство детей с праздником именин, разучивание хоровода «Как на Ванины именины…»
2. «Валенки, да валенки…»
Знакомство детей с народным промыслом – валяние из шерсти
Октябрь
1.«Осенины»
Знакомство детей с традициями во время сбора урожая
2. «Чудесный сундучок»
Знакомство детей с загадками об овощах
Ноябрь
1.«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».
Знакомство детей с самоваром. Дид.игра «Напоим куклу чаем.»
2. «Не красна изба углами, красна пирогами».
Изготовление кренделей и баранок используя метод «приваливание»
Декабрь
1.«Водичка, водичка, умой моё личико»
Разучивание потешек
2. «Хозяйкины помощники»
Знакомство детей с предметами обихода -коромысло, корыто, вёдра и пр.
Январь
1.«Уродилась коляда накануне Рождества»
Знакомство детей и родителей с праздником Рождество и традициями праздничной недели.
2. «Рождественский ангел»
Изготовление ангелочка методом «мокрого» валяния на готовую основу.
Февраль
1.«Половичку курочка веничком метёт»
Разучивание потешки «Наша –то хозяюшка сметлива была»
2. «Ходит сон близ окон»
Знакомство с колыбелькой (люлькой-зыбкой) и колыбельными песнями.
Март
1.«Масленица широкая»
Знакомство детей и родителей с традициями праздничной недели
2. « Солнышко-вёдрышко»
Изготовление солнышка в технике «мокрого» валяния.
Апрель
1.«Святая Пасха»
Знакомство детей и родителей с праздником Пасха.
2. «Дорого яичко в пасхальный день»
Изготовление яичка или цыплёнка в технике «мокрого» валяния
Май
1.«Егорий вешний»
Знакомство детей с весенними приметами.
2. «Сорока- белобока кашку варила»
Знакомство детей с предметами обихода(глиняная утварь)
Средний возраст.
. «Во саду ли в огороде»Дидактическая игра «что растёт в саду и в огороде» Изготовление яблока в технике «мокрого валяния.
Октябрь
«Бабье лето»
Знакомство детей с хозяйственными заботами и приметами.
2»Хлеб -всему голова»
Знакомить с трудом хлебороба. Изображение колоска шерстью на фланели.
Ноябрь
1.«Кузьминки-осени поминки»
Знакомство детей народным обычаями, связанными с праздником
2. «В гостях у рукодельницы»
Знакомство с предметами обихода –прялкой и шерстью. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».Выкладывание шерстью узора для шапочки.
Декабрь
1Декабрь студёный
Знакомство детей с зимними погодными приметами. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
2Ой снег, снежок…
Изготовление снежинки в технике «мокрого» валяния.
Январь
1.«Уродилась коляда накануне Рождества»
Знакомство детей и родителей с праздником Рождество и традициями праздничной недели.
2. «Рождественский венок »
Изготовление рождественского венка из солёного теста.
Февраль
1»Масленица широкая»
Знакомство с Масленицей .Разучивание песенки «Блины».
2Блины,блиночки.
Изготовление прихватки в технике «мокрого валяния»
Март
1Март-протальник
Знакомство детей и родителей с весенними народными приметами .
« Сороки»
Изготовление птичек в технике из солёного теста.
Апрель
1.«Святая Пасха»
Знакомство детей и родителей с праздником Пасха. Выставка пасхальных поделок детей и родителей.
2. «Зачарованное яйцо»
Изготовление писанки в технике «мокрого валяния»
Май
1.«При солнышке- тепло ,при матушке -добро»
Беседа с детьми о маме с включением пословиц и поговорок.Самостоятельный рассказ «Какая моя мама!»,пение песен о маме.
2.Русская свистулька
Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.
Список используемой литературы.
1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры .Учебно-методическое пособие .СПБ 1998.
2.Тихонова М.В., Смирнова Н.С.Красна изба …СПБ 2000.
3.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные. Москва 2012.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. Москва 2013.
5.Ботякова О.А.Солнечный круг. СПБ 2004.
infourok.ru
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная программа (авторы О.Л. Князева и М.Д. Маханева) предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух русской национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.
Исходя из данных теоретических оснований, авторы рекомендуют следующее.
- Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
- Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием и участником педагогического процесса авторы программы считают специальное помещение – избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. В избе детей приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных традиций (ее роль может исполнять одна из воспитательниц). Кроме того, в избе живет еще один персонаж (это авторская находка) – домовенок Кузя (образная кукла) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.
Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Она в
psylist.net
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.
Пособие представляет собой образовательную (порциальную) программу приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. В программе предлагаются апробированные методические и организационные приемы педагогической работы, перспективные и календарные планы занятий с детьми всех возрастных групп.Оглавление
Введение
Часть I. История появления программы, формы и методы ее реализации
Часть II. Перспективные и календарные планы работы по программе
— во 2-й младшей группе
— в средней группе
— в старшей группе
— в подготовительной к школе группе
Часть III. Приложения.
1. «Чти всегда следы прошлого»
2. «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» (места проживания, строительство жилища)
3. «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)
4. «Какова пряха — такова на ней и рубаха» (история мужской и женской одежды)
5. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви)
6. «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)
7. «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)
8. Русский самовар и чаепитие на Руси
9. Календарь (история времяисчисления)
10. Земледельческий календарь
11. Без примет ходу нет (народные приметы)
12. Русские народные праздники (Пасха,Рождество, Масленица)
13. Русские народные промыслы
— керамические художественные изделия («Дымка», «Гжель», «Скопинская керамика»)
— художественные изделия из дерева (русская резьба, Хохлома)
— лаки (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй)
— художественные изделия из металла (финифть, скань, жостово)
— костяное кружево
14. Русская народная игрушка (история игрушки,матрешка, кукла)
15. Русский колокольчик
16. Русская тройка
17. Русская песня (колыбельная, частушки)
18. Словарь народных слов
Предисловие
Не секрет, что в настоящее время ни один специалист в области дошкольной психологии и педагогики не может дать точное определение, что такое «образовательная программа». Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются как комплексные программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программы обучения по отдельным направлениям (например, по обучению элементам компьютерной грамотности, иностранному языку и пр.). Последние все чаще называют «порциальными» программами. Однако введение такой дифференциации не снимает целого ряда проблем: как и надо ли объединять несколько порциальных программ, как и можно ли ту или иную порциальную программу подключать к комплексной и т.д. На подобные вопросы пока нет готовых ответов, и их решение остается за каждым конкретным педагогическим коллективом, т.к. только он знает контингент своих воспитанников, профессиональные возможности специалистов, финансовые резервы, региональную специфику, которые в значительной степени влияют на приоритеты в общей стратегии развития дошкольного образования. Однако интерес и стремление дошкольных учреждений к внедрению порциальных программ с каждым годом растет. Это, видимо, объясняется тем, что их реализация достаточно легко осуществляется в форме дополнительных услуг; предлагаемые направления развития детей привлекательны для родителей и выделяют дошкольное учреждение из ряда других, положительно влияют на его рейтинг при проведении аттестации. Кроме того, их можно использовать не только в условиях дошкольного учреждения, но и в клубной, студийной работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому, несмотря на все сложности и проблемы, необходимо задаться вопросом: чем же в настоящее время должно определяться направление и содержание развития детей, положенное в основу порциальных программ?
Сравнительный анализ еще недавно обязательной для всех дошкольных учреждений комплексной «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» (1989 г.) с зарубежными аналогами в части их содержания, направленного на познавательное развитие детей показывает, что отечественная программа нуждается в пересмотре, в основном, с точки зрения изменения количества занятий, формы их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения. На данную тему много методической литературы и журнальных публикаций. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ и т.д. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают хороший, видимый результат.
Кроме того, в последние годы появилось несколько новых комплексных программ (например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик» и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания.
Тем очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности («Дружба народов СССР», «Образ Ленина», «Праздник 7 ноября» и т.п.). Однако, ни в новых комплексных программах, ни в одной из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.
Нами предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала порциальная программа, теоретическую основу которой составили положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Причем, в отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок мы решили дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий как «национализм», «интернационализм» и «патриотизм». Сложность в разведении этих понятий заключается в том, что понятие «национализм» для многих из нас ассоциируется прежде всего с понятием «национал-патриотизма» и, прежде всего, с германским фашизмом, основанном на противопоставлении одной, «избранной» расы (национальности) всем остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства национал-патриотизм в нашем представлении всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти понятие «интернационализм» противопоставлялось понятию национал-патриотизма. Более того, государственная идеология подменяла им понятие «патриотизма» или использовала как его синоним.
Понятие «интернационализм» также трактуется неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал-патриотизму и, например, проявляться в виде объединения людей по признаку одного вероисповедания («Все люди — братья во Христе»). Это означает, что христианин является гражданином вселенной и может отвергать деление людей по странам, расам, национальностям.
Интернационализм может проявляться и в идее преодоления языковой разобщенности людей. Вспомним, например, еще недавно всерьез дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык «эсперанто».
Однако распространенные в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным принципом: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь». Для «сознательного» пролетария основная цель — это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не только своих близких, но и родину. Фанатичная приверженность такой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время I Мировой войны и, особенно позднее, в первые годы советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат — брата, сын — отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в наших детях.
Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит свое, и каждое достижение народа является общим. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: жизнь народного духа находит в его творчестве сосредоточение и воплощение. Гений творит от себя, но и за весь свой народ.
Россия — родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. Однако, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Исходя из вышесказанного, для своей программы «Приобщение детей к истокам народной культуры» нами были выбраны следующие приоритеты.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Таким образом, образовательная цель Программы — приобщение детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.
Кроме того, в «Программе» были заложены задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.
Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в «Программе» задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, «…воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу», «…познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства…» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.
Эти пробелы могли бы восполнить разнообразные выставки народно-прикладного искусства, музеи русского зодчества и краеведческие экспозиции, фольклорные праздники. Однако для воспитанников детского сада их посещение не всегда возможно, не говоря уже о том, что весь материал таких экспозиций, в основном, рассчитан на взрослое восприятие и требует большой грамотной переработки для малышей.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто недооценивают и мало знают наизусть присказок, закличек, потешек, поговорок, народных игр и поэтому не могут применить их к месту. Музыкальные руководители, используя народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т.к. большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия.
Поэтому для того, чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в ней, помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Доступ к такой литературе в полном объеме, адаптация многих текстов, написанных профессионалами, весьма затруднительны для большинства педагогов, живущих в разные регионах России. Кроме того, знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.
В заключение приводится небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старославянских слов.
Полный текст Программы не может быть представлен на сайте образовательной организации за отсутствием разрешения правообладателей.
krasnoznamenskdou9.edumsko.ru
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Из опыта работы МКДОУ № 3 «Солнышко»
по приобщению детей к истокам
русской народной культуры.
Воспитатель : Петрова Е.В.
«Становление базиса личностной культуры
означает, что ребенок приобщается именно
к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому
кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени».
Концепция дошкольного образования
Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!
В наше неспокойное время, полное неожиданностей и тревог привычными стали слова: «наркотики», «насилие», «безнравственность», «бездуховность», и мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей? Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является его духовное и нравственное возрождение. Терпение, щедрость, милосердие, доброта, любовь к природе, к окружающим людям, к своей Отчизне — вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего историю своей Родины, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В 2000 году нашим педагогическим коллективом дошкольного учреждения была утверждена образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Её цели и задачи стали приоритетными направлениями работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию. Были определены значимые аспекты этой деятельности:
Погружение в мир самобытных предметов;
Широкое использование всех видов фольклора;
Приобщение к народной культуре через народные праздники и традиции;
Знакомство с декоративной росписью;
Таким образом, приобщение детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, способствует развитию личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Появилась группа инициативных воспитателей во главе со Снежко Ириной Николаевной, которая создала в детском саду комнату русского быта. Сотрудники, родители, дети несли в наши стены подлинные предметы старины. Каждая принесенная с любовью вещь находила своё место в интерьере помещения. Так стала функционировать «Русская изба»- место особого самобытного мира, увлекательных игр и занятий дошкольников старшего возраста. Ежедневно на протяжении пяти лет встречает ребят гостеприимная хозяюшка Ирина Николаевна Снежко. Здесь она расскажет интересную историю, покажет дивные вещи, в ее руках предметы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную эмоциональную окраску. В процессе интегрированных занятий, включающих все виды детской деятельности, дети получают сведения об истории и культуре России.
Сначала занятия выстраивались по тематическому годовому плану основной программы Л.О. Князевой. Постепенно материал усложнялся, обогащался, систематизировался и был распределен по разделам, предложенным Г.И. Данилиной:
Путешествие в историю;
Вижу чудное раздолье;
В чудесном мире русского языка;
Творение рук человеческих;
Быт и традиции.
Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. Накоплен опыт работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. В детском саду систематически проводятся «Весёлые ярмарки», «День рождения Матрёшки», интегрированные занятия по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством России. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи.
Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но сами их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).
Сказки — школа народной мудрости. Из них дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Они позволяют впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть добро и зло, являются важнейшим источником выразительности детской речи, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка. Народное творчество обогащает словарь детей, формирует фонематическое восприятие, лексику, а также несёт в себе художественный потенциал речи.
Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям. Эмоционально – чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.
В течение трех лет были поставлены музыкально- театрализованные представления по русским народным сказкам: « Гуси – лебеди», «Хвосты»,
« Колобок», « Снегурочка», «Волк и семеро козлят», а также по авторским сказкам « Кошкин дом», « Муха – Цокотуха». Использовали сказки зарубежных авторов Г.Гофмана « Щелкунчик», « Золушка», « Красная шапочка» Ш. Перро.
Успеху театрализованным действиям, играм – забавам способствует взаимосвязь специалистов преподавателя русской национальной культуры и музыкального руководителя Наумовой М.А.
Большие потенциальные возможности нравственно-эстетического воздействия на ребёнка заключаются в народной музыке. Знакомство с музыкальным фольклором в ДОУ осуществляет музыкальный руководитель, высшей категории Наумова М.А. Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников.
Приобщение к народным традициям происходит в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям. С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Осенью, когда весь урожай был собран, праздновался праздник урожая, который не обходился без песен. Народные песни оказывают на ребёнка активизирующее воздействие, являются средством социализации, т.е. происходит усвоение опыта многих поколений. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить средством ознакомления детей с окружающим, приобщением детей к истокам собственной культуры.
Череда праздников и памятных дат стала удобной системой времяисчисления. Самым весёлым праздником были святки. Они проходили с 7 по 19 января. Первый святочный праздник — Рождество. Знакомили детей со значением этого праздника, рассказывали о Рождественском посте, о кануне Рождества – Сочельнике, угощали сочивом – размоченными в воде хлебными зернами и мёдом. Слушали запись «Всенощной» С.В. Рахманинова, клеили Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды. Вместе с детьми готовили ритуальные кушанья – кутью, блины, повара варили овсяный кисель, взвар. Далее отправлялись колядовать по детскому саду, пели, поздравительные песни – колядки:
Коляда, коляда, дай краюху пирога.
Шишовы ребята горох молотили,
Цепы поломали, за овин покидали.
Ой, коляда!
Дети желали всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов. Их пожелания звучали не наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просили подарки, угощения.
Перед крещением гадали – на зёрно, на зеркале, на ножницах, выливали воск в воду. После гадания наряжались, так чтобы нас не кто не узнал: мазали лицо, закрывались масками, переодевались в животных (козу, медведя, чёрта, ведьму), играли в разные игры (« Коза и медведь», « Баба Яга» и т.д.). В конце праздника смывали с себя « грехи» освященной в церкви водой –
« очищались».
Таким же образом встречали и провожали Масленицу. Каждый день масленичной недели имел своё название: « Встреча», «Заигрыш», « Лакомка»,
« Широкая Масленица», «Посиделки», «Золовкины посиделки», « Прощеное воскресенье» Мы приветствовали Масленицу песнями:
Широкая Масленица! Мы с тобою хвалимся.
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Основной едой на Масленицу были блины. Устраивали конкурс среди детей и родителей « Кто напечёт больше блинов?», « Кто испечёт самый большой блин?», «У кого в блине больше дырок?» В этой связи хотелось бы отметить, что русские календарные праздники по своей структуре практически одинаковы. В каждый из них совершаются обходы дворов с пожеланиями благополучия, пекут ритуальное угощения. По народным представлениям весна сама не придет, её нужно пригласить. Вот и зазывали весну, птиц, которые на своих крыльях весну несли. Чтобы их поторопить со старшими дошкольниками пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками, вырезали из бумаги « жаворонков», а затем раздавали сотрудникам, родителям. Выйдя на улицу, подкидывали вверх птиц и приговаривали:
Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне
Принесите ко мне
Весну красную
Весело отмечается праздник — Ивана Купала. В гости к детям приходили русалки, обливали всех водой, причем, в этом празднике, который проводился на улице, принимали участие и прохожие, и жители ближайших домов.
— Купала, Купала!
Где ты летовала?
— Летовала я в лесочке,
Под ракитовым кусточком,
Под шелковым платочком.
Проводили и Кузьминки – об осени поминки. Прощались с осенью, провожали её песнями, играли, пекли пирожки с капустой.
Так проходил целый год, а с 19 декабря (Николин день) снова начинали готовиться к Святкам.
Народно – обрядовые праздники всегда связаны с игрой. К сожаленью народная игра почти исчезла из детства, а игра как жанр устного народного творчества является национальным богатством. Народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.
Игра, игры — хороводы составляют часть каждого занятия по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали: « Заря – заряница», «Золотые ворота», « Дедушка Рожок»,
« Гори- гори ясно», «Дударь», « Жмурки», « Каравай», « Баба яга» и т.д.
Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку»,
« Загадай и отгадай загадку о предметах народного быта», серия поделок по мотивам русских мастеров « Дымка», « Русская матрёшка», « Гжель».
Участвуют в конкурсах « Златошвейка» (вышивка), « Народная игрушка»
(изготовление разных видов кукол), « Чудо – самовар» (обмен рецептами русской кухни)
В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.
Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.
« Дерево крепко корнями, а Отчизна — сыновьями! »
infourok.ru
Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Методические разработки
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Автор: Собцева Наталья Васильевна
Организация: МБДОУ Детский сад «Солнышко»
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), с. Тёплый Ключ
«Народ, который не знает своей культуры и истории –
презренен и легкомысленен».
Н.М. Карамзин.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной , естественной и привычной среды обитания человека.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа).
Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка, рисование и др. Таким образом, у ребёнка складываются и развиваются одновременно и во взаимодействии две главные человеческие способности – созидание и усвоение.
Работая по программе О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы, в своём коллективе, выделили наиболее эффективные методы использования фольклора:
- Использование пословиц, поговорок, загадок, потешек и т.д. из уст воспитателей в разных педагогических ситуациях.
- Сопровождение занятий (по развитию речи, изобразительной и музыкальной деятельности, физической культуре, математике ) фольклором природоведческого содержания.
- Специальные фольклорные занятия.
Начиная работу по русской народной культуре, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему; доброту, взаимовыручку, сочувствие.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
- Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Как показал опыт, для такой НОД необходима особая предметно – пространственная среда. И мы решили создать силами своего коллектива «Русскую избу», где среди старинных предметов, мебели, игрушек фольклор звучит особенно ярко, задушевно. Дети занимаются не просто в комнате, а в «русской горнице», где знакомые потешки, стихи, загадки и т.д. воспринимаются более понятнее:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька.
Пройди Маша горенкой
Топни Маша ноженькой.
Печка, сундук «со сказками» и интересными вещами, туесок с загадками, коромысло с вёдрами, прялка с веретеном и др. «оживают» на занятиях, создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим. В этой же горнице проводятся народные игры, исполняются фольклорные песни, инсценируются сказки.
Фольклорные мероприятия в уютной, по-домашнему милой горенке это встречи детей с любимыми персонажами сказок
www.pdou.ru