cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Гласные 1 и 2 ряда – Что такое гласные второго ряда?

Гласные звуки русского языка. Йотированные гласные

Звук – это минимальная неделимая единица речи, которую можно произнести. В русском языке 43 звука: 6 гласных звуков и 37 согласных звуков.

Звук – это то, что мы слышим или произносим. Слова могут состоять из одного звука: у, с, о; двух звуков: на, мы, я; трёх звуков: три, лёд, тушь – и более.

Гласные звуки

В русском алфавите 10 гласных букв:

А,   Е,   Ё,   И,   О,   У,   Ы,   Э,   Ю,   Я

C помощью которых письменно изображаются 6 гласных звуков:

[а],   [и],   [о],   [у],   [ы],   [э]

Гласные буквы делятся на гласные первого и второго ряда. Гласные первого ряда – это гласные, которые показывают, что предыдущая согласная будет твёрдой:

Гласные 1-го ряда:   А,   О,   У,   Ы,   Э.

Пример с предшествующей согласной: на, но, ну, ны, нэ.

Гласные второго ряда – это гласные, которые показывают, что предыдущая согласная будет мягкой:

Гласные 2-го ряда:   Е,  Ё,   И,   Ю,   Я.

Пример с предшествующей согласной: не, нё, ни, ню, ня.

Йотированные гласные

Йотированные гласные – это гласные, которые произносятся с помощью двух звуков:

Е — [й’э],   Ё — [й’о],   Ю — [й’у],   Я — [й’а]

В словах йотированные гласные дают два звука если:

  1. Стоят в начале слова: яма [й’ама]
  2. После гласных: дует [дуй’эт]
  3. После разделительного твёрдого знака (Ъ): въезд [й’э]
  4. После разделительного мягкого знака (Ь): льёт [л’й’от]

Гласные Е, Ё, Ю, Я дают один звук:

Е — [э],   Ё — [о],   Ю — [у],   Я — [а]

если стоят после согласных:

день [д’эн’],   лён [л’он],  

утюг [ут’уг],   мяч [м’ач’]

naobumium.info

Урок «Гласные второго ряда»

Тема: Гласные второго ряда

Цели:

Коррекционно — образовательные

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Учить определять место гласных второго ряда в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в выделении гласных второго ряда в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с гласными второго ряда.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха , фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, интонационной выразительности.

Развивать внимание, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Буквы «И», «Й», таблица гласных, рисунок «Хор гласных», разрезная азбука, картинки, содержащие гласные второго ряда, цветные карандаши, мяч, ежик, магнитофон и запись музыкальной композиции, корзинка с яблоками по числу учеников.

План занятия.

  1. Орг. момент.

— Ребята, добрый день! Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

2.Массаж.

— Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

-Как обычно мы это делаем?

(растираем до горяча ладошки, щипаем до красна ушки, несколько раз зажмуриваем глаза)

— Молодцы, ребята, Отгадайте загадку и вы узнаете, кто придет к нам в гости на занятие.

Шубка – иголки, Рукой не возьмешь.

Свернется – он колкий. Кто это? (Ёж)

— Верно это еж (вывешивается картинка ежика). Ёжик пришел к нам не с пустыми лапами, а с заданиями. Нам нужно постараться выполнить все задания,чтобы получить сюрприз от ежика.

2. Знакомство с образованием гласных второго ряда

-Ребята, сейчас я вам расскажу волшебную сказку о гласных звуках, а вы внимательно послушайте.

«Жили – были две буквы – сестрички Ии Й. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» сверху был беретик, а у «И» его не было. Звучали они почти одинаково. Только «И» — протяжно, а «Й» — коротко, отрывисто. Их часто путали и букве «Й» было очень неприятно.

Однажды буква «Й» пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть ( вывешивается рисунок «Хора гласных»). «Й» начала – «А» подхватила. Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам «О», «У», «Э» тоже захотелось спеть вместе с «Й».

Крепко подружились «А», «О», «У», «Э» с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к Царице Грамматике, стали просить ее, чтобы она разрешила им всегда жить вместе. Мудрая Царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала Царица Грамматика новые буквы «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ».

Обрадованные, разошлись звуки «Й», «А», «О», «У», «Э» по домам. С тех пор встречаются они в гласных «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку «Й», сделала Царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком, во втором ряду.

Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда.

К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», к гласным второго ряда – гласная «И» (вывешивается таблица гласных первого и второго ряда).

— Вам понравилась сказка? (да)

-Если вы внимательно ее слушали, то помните, что царица Грамматика разделила гласные на 2 ряда, давайте прочитаем гласные 1 ряда.(а,о,у,ы,э)

-А теперь прочитаем гласные 2 ряда. (я,е,ю,и,е).

-Ребята, скажите пожалуйста, почему гласные а,о,у,э,ы оказались в первом ряду? ( потому что1 звук обозначаем 1 буквой)

-Почему гласные я,е,ю,и,е оказались во 2 ряду? (потому что 2 звука обозначаем 1 буквой)

— Из каких звуков образовались гласные второго ряда: «Я»? (ЙА), «Ё»? (ЙО), «Ю»? (ЙУ), «Е»? (ЙЭ).

-Давайте откроем тетради и запишем число и тему « Гласные второго ряда»

— Давайте теперь посмотрим, какие задания нам принес ежик.

1. «Угадай букву».

-У вас на столах лежат буквы:я,е, ю, е,и.

-Это гласные какого ряда? (второго)

-Молодцы! Сейчас я вам буду называть слова, а вы поднимите ту букву, которая стоит в начале слова.

-Яша, яма, ястреб, ящик, яблоко, ящерица (ученики поднимают букву я)

-ежик, елка, ерш, елочка, ежится.(ученики поднимают букву е)

-юбка, Юра, Юля, юный, южный, юрта.(ученики поднимают букву ю)

-ель, ел, ем, едут, ехать, ели.(ученики поднимают букву е)

-имя, ирис, Игорь, индюк.(ученики поднимают букву и)

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

-Давайте посмотрим следующее задание ежика.

2.-Следующее задание называется «Угадай картинку»

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы должны ее угадать и записать в тетради только первые буквы названных слов.

Елка, юбка, яма, енот, ирис, ящик.

-Давайте теперь проверим.(Встает один ученик, выходит к доске и записывает, остальные проверяют)

3.- Следующее задание называется« Найди гласные второго ряда»

–Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами, вам нужно гласные второго ряда обвести в кружочек красным карандашом.( Я Ё М Ю Р П Е Д С И)

-Давайте проверим.

-Давайте посмотрим, какие еще задания принес ежик

4.–Следующее задание называется « Шифровальщик».

Ребята, отгадайте пожалуйста загадки, слова – отгадки обязательно должны начинаться с гласной второго ряда. Отгадки запишем в виде слоговой схемы, надписывая гласные второго ряда (по цепочке дети выходят к доске)..

1.Может и разбиться. 2.На одной ноге кружится 3.Если б не было его

Может и свариться. Беззаботна, весела Не сказал бы ничего.

Если хочешь, в птицу В пестрой юбке танцовщица (язык) _я_ ___

Может превратиться. Музыкальная …

(яйцо) _я_ ___ (юла) _ю_ ___

4.В узкий глазок вдета тонкая нитка 5.Бегает среди камней

И поплыла за корабликом прытко. Не угонишься за ней.

Шьет, вышивает и колется колко. Ухватил за хвост, но Ах!

А называют кораблик … Удрала, а хвост в руках.

(иголка) _и_ ___ ___ (ящерица) _я_ _е_ _и_ __

6.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(яблоко) _я_ ___ ___

-Хорошо!Вы хорошо справились с этим заданием.

-Ребята, вы наверное устали,давайте теперь немного отдохнем.

5.Физкультминутка

Игра «Назови ласково» (с мячом): ягода — …, яйцо — …, язык — …, ежевика — …, ёлка — …, ёрш — …, юбка — …, ящик — …, яма — …, яблоко — …

Мы немного отдохнули, давайте посмотрим,какие еще задания нам принес ежик.

6.Вставь пропущенные буквы.

-Ребята, на доске записаны слова, вам нужно подставить пропущенные буквы.

Ягода, юла, ежик, имя, ель, ясный, южный, елка, иголка.( …года, …ла, …жик, …мя, …ль, …сный, …жный, …лка, …голка)

-Молодцы, вы справились и с этим заданием.

7.- Следующее задание называется «Развитие мелкой моторики»

-Надо обвести и заштриховать трафарет гриба наклонными параллельными линиями (дети выполняют задание в тетрадях под музыкальную композицию).

8. « Чистоговорки»

Повторяйте хором чистоговорки:

Я-я-я – всё умею делать я! Ё-ё-ё – глажу с бабушкой бельё.

Е-е-е – помогаю всем в семье! Ю-ю-ю – с папой песни я пою.

Ю-ю-ю- вместе с мамой куклам шью. Я-я-я – с малышом гуляю я!

10. Итог занятия

— Ежик прощается с нами и на прощание хочет узнать, с какими гласными мы познакомились? (Гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е, И).

-Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали и Ёжик дарит вам гостинцы – спелые яблоки.

infourok.ru

ЭТАП. Дифференциация гласных 1и 2 ряда

Планы логопедических занятий №1-10

ЭТАП. Работы над морфологическим составом слова

1.Состав слова

Планы логопедических занятий № 11-20

2.Предлоги, приставки, ударение

Планы логопедических занятий № 21-24

3.Безударные гласные

Планы логопедических занятий № 25-30

4.Дифференциация согласных

Планы логопедических занятий № 31-60

I ЭТАП.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ I И II РЯДА.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА

(А – Я).

Цели:

1.Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: таблица гласных 1 и 2 ряда, таблицы (для мнемонического приёма), сигнальные карточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные 1 и 2 ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как, образовываются гласные 2 ряда. Вывешивается таблица с гласными 1 и 2 ряда. Предлагает сравнить пары гласных О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И, А-Я. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их сегодня различать.

III. Дифференциация гласных А и Я.

Сегодня вы будете различать парные гласные, а какие, определите сами.

а) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль буква хороша!

И хоть она проста на вид.

А начинает алфавит.

Так, какую первую букву вы будете сегодня различать?

Определите, какая вторая буква.



Я – бродяга с рюкзаком.

Путешествую пешком.

Демонстрация таблиц для мнемонического приёма. (Буква А в виде шалаша, буква Я – в виде путешественника с рюкзаком).

б) Сравнение гласных А, Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).

1.Дифференциация А и Я в слогах.

а) Прослушайте слоги, скажите, какой гласный вы слышите.

МА, НА, СА, МЯ, НЯ, ЛА, НА, ПЯ, ФЯ.

Произнесите слоги парами, как звучат согласные в каждой паре?

МА-МЯ, ТА-ТЯ, ЛА-ЛЯ, ДА-ДЯ, НА-НЯ, СА-СЯ, РА-РЯ, БА-БЯ.

б) Работа с сигнальными карточками. Прослушайте слоги, поднимите карточку с гласной, звук которой вы слышите в слоге.

ТА, МЯ, НА, РЯ, ЛА, СА, ЗА, ЖА, ША, ФА, ВЯ, ШЯ.

в) Запишите в две строчки, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я (разными пастами).

ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.

Проверка: прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.

2.Дифференциация гласных А и Я в словах.

а) Игра «Весёлые буквы А и Я». Логопед рассказывает детям сказку про буквы А и Я.

«Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».

На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную А на Я и наоборот и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

ИГЛА ШЛЯПЫ МАЛ

ФЛАГ ЛЯМКИ МАТЬ

КРАСКИ ЗЕМЛЯ ВАЛ

б) Спишите слова. Вместо точек вставьте гланую А или Я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными. (Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет как звучит согласный перед вставленной буквой и уточняет, какую букву надо писать, после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

п…рус п…тки

с…дик л…мка

л…пки р…дом

м…ски тр…пки

в) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы карандашами разного цвета.

ДОСКА, МАРКА, ЗМЕЯ, АИСТ, АЛАЯ, СТАРАЯ.

г) Прочитайте слова парами. Прослушайте, как звучит гласная Я в первом и втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами, подчеркните выделенные слоги.

сеМЯ – сеМЬЯ

КоЛЯ – коЛЬЯ

дереВЬЯ – Вянут

браТЬЯ — ТЯнут

д) (Устно). Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом.

МАЛ – МЯЛ РАД – РЯД САД – СЯДЬ

Логопедическая физминутка.

3.Дифференциация букв в предложениях.

а) Спишите предложения, вставьте пропущенную букву А или Я.

У В…ли з…в…ли ром…шки.

Ир… и В…н… играли в пр…тки.

Н…д… ест л…пшу.

Чтение и анализ предложений. Найти главные слова в предложении.

б) Проверочный диктант.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята – полезная трава. Трава завяла.

IV.Итог занятия.

Чему научились на занятии?

 

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

Цели:

1.Учить детей различать гласные А, Я в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, ручки с синей и зелёной пастами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Какие это звуки,гласные или согласные?

1.Ответы на вопросы. Назовите гласный 1-го ряда, 2-го ряда. В чём сходство и различие произношения этих звуков? Придумайте слова, в которых есть звук А, Я.

2.Дифференциация звуков:

а) в слогах.

1) Прослушайте, запомните и повторите слоги:

ТА – ТЯ – ТА, МА – МЯ – МА, ТЯ – ТА – ТЯ, МЯ – МА – МЯ, РА – РЯ – РЯ, РА – РЯ, РЯ – РА.

2) Запись слогов в тетради.

МА, МЯ, НА, ВА, ФЯ, РЯ, ЛА.

б) в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи (прослушать слово и поднять соответствующую карточку с буквой).

РЫБА, ПОЯС, РЯДЫ, ВАГОН, ПРЯЖА, БАЯН, ГОРА, СИЛА, СОБАКА, ГРЯЗЬ, ЗМЕЯ, ЯРКИЙ, ЗЕМЛЯ, ТРАВА.

2) Запись слов в 2 столбика (слова с буквой А – синей пастой, с буквой Я – зелёной пастой).

ЗОЯ, ЯБЛОКО, БЕСЕДА, МОРЯ, СЕМЕНА, МЯЧ, КАПУСТА, САДИК.

Проверка: 1 ученик зачитывает слова 1 и 2 столбиков, все проверяют записи в своих тетрадях.

3.Дифференциация звуков в предложениях. Списать предложения, подчеркнуть слоги с разделительным Ь знаком.

ДАРЬЯ ЕСТ ГОРЯЧИЙ СУП. ТАНЯ ХОЧЕТ ВАРЕНЬЯ.

БРАТЬЯ ТЯНУТ СЕТИ. РЕБЯТА ЛЕЧИЛИ ВОРОБЬЯ.

Проверка: Анализ предложений: прочесть предложение, назвать слва с разделительным Ь. найти главные слова в предложении. Подсчитайте количество гласных А, Я, определите, каких букв больше.

4.Дифференциация звуков в связной речи. Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы в пословицах.

Что на уме, то и на …зыке.

Ленивому всегд… праздник.

Всему своё врем….

Рыб… в реке – не в руке.

Проверка: прочесть пословицу, объяснить её значение.

Подсчёт количества букв А, Я.

III. Домашнее задание. Придумать по 5 слов со звуками А, Я и записать в два столбика разной пастой.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

 

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №3

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (О – Ё).

Цели:

1.Сформировать у учащихся умение различать гласные О, Ё в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

5.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, предметные картинки: берёза, осёл, роза, самолёт, сани, машина; таблицы для мнемонического приёма, зеркала, конверты с деформированным текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. С какими звуками мы работали на прошлом занятии? Назовите гласный 1 ряда, придумайте с этим звуком слово. Назовите гласный 2 ряда, придумайте слово с этим звуком.

III. Дифференциация гласных О, Ё.

Сегодня вы будете учиться различать другие гласные звуки, которые отгадайте сами. Отгадайте загадки. Выделите первый звук, определите к гласным какого ряда относится этот звук.

1)Отгадывание загадок, выделение гласных из начала слова.

Круглый, зрелый, загорелый, Я прихожу с подарками.

Попадался на зубок, Блещу огнями яркими.

Попадался на зубок, Нарядная, забавная,

Расколоться всё не смог, На Новый год я главная.

А попал под молоток, (Ёлка).

Хрустнул раз – треснул бок.

(Орех). Воздушная вата

Плывёт куда-то. (Облако).

2)Установление сходства и различия.Сравнение звуков О, Ё по артикуляции (использовать зеркала).

3)Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

В этой букве нет угла Буква Е передохнула.

От того она кругла. Как тот час же на неё

До того она кругла. Пара птенчиков вспорхнула

Покататься бы могла. Получилась буква Ё.

4)Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушате пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какие буквы влияют на смягчение согласных.

МО – МЁ СО – СЁ РО – РЁ ВО – ВЁ БО – БЁ

ФО – ФЁ КО – КЁ ТО – ТЁ ЛО – ЛЁ НО — НЁ

б) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ОМ ЁМ МО ТЁ СО ФЁ ОТ ЁТ

СЁ ТЁ РЁ РО ВО ОЛ ЁЛ ВЁ

в) Запись слогов в две строчки, с буквой О – в одну строчку синей пастой, с буквой Ё – в другую зелёной пастой.

ОТ ЁТ ОМ ЁМ ЕЁ СО НО НЁ ОР ЁР ЛО ЛЁ

Проверка: 1 ученик зачитывает строчку слогов, все сверяют свои записи с произнесёнными слогами.

5)Дифференциация звуков в словах.

а) Соедините буквы.

Прочитайте получившиеся слова. Напишите их парами. Подчеркните буквы, которыми отличаются слова.

  о       о       о       о  
н   с   в   л   зан   с   м   л
  ё       ё       ё       ё  

Словарная работа: Объясните значение слова ЗАНОС, слоговой анализ слова.

б) Работа с предметными картинками.

Назовите предметные картинки. Назовите только те картинки, где в составе названий есть звук О, затем Ё, затем, где есть звук О и звук Ё. Запишите слова, обозначающие название этих предметов в тетрадь, разберите эти слова графически, зелёной пастой (1 ученик выполняет задание у доски).

6)Дифференциация звуков в предложениях.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте пропущенную букву О, Ё.

Лош…дь вез…т дрова. П…вар нес…т пирог. Л…дка плыв…т по реке. Пч…лка делает м…д.

Анализ предложений.

— Прочесть предложение. Почему в слове ВЕЗЁТ после буквы В надо писать букву Ё?

— Почему в слове НЕСЁТ, после Н нужно писать Е?

— Почему ПО РЕКЕ нужно писать раздельно?

— Почему в слове МЁД на конце нужно писать букву Д?

Логопедическая физминутка.

7) Дифференциация звуков в связной речи.

Незнайка прислал конверты с деформированным текстом. Ему нужно составить рассказ «Ёжик», правильно расположив полоски с предложениями и ещё вставить пропущенные буквы в некоторых словах. Незнайке очень трудно, поможем ему составить рассказ.

Ёжик.

Ал…ша был в лесу. Он н…с грибы. На тр…пинке он увидел ежа. Ёжик бежал к ёлке. Алёша не тронул ежа.

Прочтите рассказ. Объясните, почему вы встасили букву О в слове ТРОПИНКА.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №4


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Гласные звуки и буквы

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ

Все гласные звуки и буквы русского алфавита

В русском языке 10 гласных букв: 5 гласных первого ряда А, О, У, Э, Ы, которые показывают твёрдость предшествующего согласного и 5 гласных второго ряда Я, Ё, Ю, Е, И, которые показывают мягкость предшествующего согласного.

В русском языке 6 гласных звуков А, О, У, Э, И, Ы.

В русском языке йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю вначале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ буквы обозначают 2 звука: Я — [ЙА], Ю — [ЙУ], Е — [ЙЭ], Ё — [ЙО].

 

Познакомимся с каждой гласной буквой

 

А — гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [А] и без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [А], пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится [А], пишем букву Я (мял). Исключение-слова с ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А.
Первая буква алфавита. В алфавите произносится [А].

 

Е — гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Е] не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.

 

Вариант 1, Буква Е под ударением.

1)Если Е стоит в начале слова (ель), после Ъ и Ъ (подъели),после гласной (поездка), то она обозначает 2звука [ЙЭ].
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лес).
Здесь буква Е обозначает звук [Э].

Вариант 2. Буква Е без ударения.

1) Если Е стоит в начале слова(енот), после Ь и Ъ (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука [ИИ]. (Внимание!
Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук,представляющий нечто среднее между [И] и [Э] — редукция.)

2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лесной). Здесь буква Е обозначает звук [И].
Шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙЭ].

 

Ё — гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Внимание! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё — всегда ударная. Звука [Ё] не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове.

1) Если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука [ЙО].

2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (пёс). Здесь буква Ё обозначает звук [О].
Седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙО],

 

И — гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Под ударением [И] и без ударения [И]. Если согласный звучит мягко и после него слышится [И], пишем букву И (рис). Исключение- слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Десятая буква алфавита. В алфавите произносится [И].

 

О — гласный первого ряда,который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [О], а без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [О], пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится[О], пишем букву Ё (нёс). Исключение — шёл, шёлк.
Шестнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [О].

 

У — гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [У] и без ударения [У]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [У], пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится [У], пишем букву Ю (люк). Исключение-слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Двадцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [У].

 

Ы — гласный первого ряда,который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Ы] и без ударения [Ы]. Буква Ы никогда не стоит в начале слова. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [Ы], пишем букву Ы (сын). Исключение — слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Двадцать девятая буква алфавита. В алфавите произносится [Ы]

 

Э — гласный первого ряда,который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Э] и без ударения [Э]. Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).
Тридцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [Э].

 

Ю — гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный.Звука [Ю] не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове. Ударение роли не играет.

1) Если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука [ЙУ].
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (люк). Буква Ю обозначает звук [У].
Исключение — слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука).
Тридцать вторая буква алфавита.
В алфавите произносится [ЙУ].

 

Я — гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Я] не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением.

1) Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука [ЙА].
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (вяз). Буква Я обозначает звук [А].

Вариант 2. Буква Я без ударения.

1)Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука [ЙА]. (Внимание! Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук, представляющий нечто среднее между [И] и [А].)
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (мясной). Здесь буква Я обозначает звук [И]. Исключение — слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща).
Тридцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [И А].

 

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

Гласные буквы первого и второго ряда

СТРАНА

ЗВУКОВ

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

[а]

[ й а]

[о]

[ й о]

[ у]

[ й у]

[ й э]

[ э]

[ ы]

[и]

Гласные звуки:

[а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Гласные буквы:

1ряда А, О, У, Э, Ы

2ряда Я, Ё, Ю, Е, И

Физкультминутка Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик–чик! Раз присели, два – привстали, Руки кверху все подняли, Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора.

[а] [о] [у] [ й у] [и]

А О У Ю И

[ й а] [ й о] [э] [ й э]

Я Ё Э Е

А

У

О

Ы

Загони мяч в ворота

Запиши слоги парами

У

Я

Е

А

Ё

Выбери смайлик

videouroki.net

Упражнения на тему «Гласные 1 и 2 ряда»

Фамилия, имя_________________________________________________ класс_____ дата_____________

  1. Прочитай текст. Обведи в красный ГЛАСНЫЕ буквы. Поставь в словах ударение. Подчеркни гласные второго ряда.

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

  1. Закрась схему слова, используя для обозначения твёрдого согласного звука – синий , мягкого согласного звука – зелёный , гласного звука – красный .

Октябрь –

Заморозки –

Урок –

Кинотеатр –

Подчеркни в словах тот гласный, который смягчает идущий перед ним согласный.

  1. Исправь ошибки в словах, напиши их правильно, нарисуй схему слова.

К О М П У Т Ь Ё Р — ___________________________

П А Б К А — ____________________________

Н А Я Б Р — _____________________________

Т Е Д Р А Т — ___________________________

П А Р Т В Э Л — _________________________

  1. Обведи в красный гласные буквы в словах. Придумай несколько предложений с этими словами. Подчеркни ЗЕЛЁНЫМ цветом МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Ребята, листопад, прогулка, дождь, лужи, школа, зонтик, друзья

infourok.ru

Гласные буквы второго ряда. Конспект логопедического занятия

Цель: знакомство с гласными буквами 2 ряда

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие

  • развивать, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;

  • формировать зрительно-пространственные функции;

  • развивать познавательную деятельность;

  • формировать графо-моторные навыки;

Образовательные

  • познакомить детей с гласными буквами 2 ряда;

  • рассказать, как образовались гласные буквы Я, Е, Ё, Ю, И;

  • познакомить детей с графическим начертанием гласных букв 2 ряда;

Воспитательные

  • воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;

  • учить соблюдать речевой этикет;

  • формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию

Здоровьесберегающие

  • чередовать статические и динамические упражнения;

  • отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, папки для занятий.

Продолжительность подгруппового занятия: 20 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы. Время (ориентировочно)

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

(2 минуты)

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: назови какого цвета цветы, в направлении, указанном стрелкой

Раздаются листочки с картинками, их последовательность на каждом листе различна

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.

Ответы детей.

Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Развитие зрительно-пространственных функций

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Введение в тему занятия.

(5 минут)

Слайд 1

На слайде демонстрируется схема образования букв.

Напомните мне, пожалуйста, ребята, почему гласные мы называем гласными?

Сегодня мы продолжим с вами изучать гласные буквы. А какие вы мне сами скажете. Послушайте сначала сказку. «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки [А], [О], [У], [Э]» Это гласные, какого ряда? Почему?

— а как мы их будем подчеркивать

Слушаем дальше сказку «..был у них друг согласный [Й]. Он часто приходил к гласным звукам и слушал, как они пели. Звук [Й] очень хотел спеть с ними вместе, но он стеснялся. Но однажды он осмелел и попросил гласных спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная [А]. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА». Прислушались звуки и услышали «Я-Я-Я»

(Аналогично с остальными буквами)

Й+О=Ё

Й+У=Ю

Й+Э=Е

Так получились гласные буквы…

Эти буквы называются- гласные буквы 2 ряда. Как вы думаете почему?

У каждой буквы оказалась пара: у буквы А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, но плакала буква Ы, не было у нее пары. Вдруг появился добрый волшебник «Пиши-читай» и подарил букве Ы в пару букву И. Обрадовалась Ы.

Итак, о каких гласных сегодня пойдет речь?

Ответы детей:

Когда произносим гласные звуки воздушная струя не встречает преграды.

Первого. Они обозначают один звук

Красным карандашом, одной чертой.

Дети вместе с логопедом пропевают

Я, Е, Ё, Ю

Обозначают 2 звука

Я, Е, Ё, Ю, И

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, усидчивость.

  1. Упражнение «Ушки на макушке»

(3 минуты)

Раздаются двухсторонние карточки с гласными буквами 2 ряда.

Инструкция: Я вам называю слова, а вы должны поднять карточку с соответствующей буквой.

1. выделяем звук в начале слова: ива, юрта, якорь, ёж, юный, иволга, яма, ехать.

2. в конце слова: бельё, малая, игрушки, ателье, налью.

Сколько звуков обозначают гласные буквы 2 ряда в этих словах?

  1. В середине слова: клюшка, мяч, мел, бритва, клякса, подмёл.

А что делают гласные буквы в этих словах?

(логопед утрированно произносит каждое слово)

Значит гласные буквы 2 ряда, играют 2 роли: 1. Смягчают согласную, которая стоит перед нет; и 2…

Выполнение задания детьми

Два

Смягчают согласные

Обозначают 2 звука

  1. Упражнение

«Украденная буква»

Слайд 2

(4 минуты)

На слайде появляются слова с пропущенными буквами.

Инструкция: Прочитай слово, вставив пропущенную гласную букву 2 ряда и подчеркни ее двумя чертами. А почему двумя? Какие?

Итак, сначала читаем слова на доске, говорим, какую букву вставили, а затем вставляем на листочке.

Слова: _рмарка, _скра, вь_га, _хать, _бка, цыпл_та, ночь_, съ_сть.

Гласные буквы 2 ряда обозначают 2 звука.

Я [ЙА] Ю [ЙУ]

Ё [ЙО] Е [ЙЭ]

Буква И обозначает звук [И]

«Ярмарка», вставляем букву Я, подчеркиваем ее двумя чертами красным карандашом.

(Аналогично разбираются все слова)

  1. Физкультминутка

(2 минуты)

Штанга Ралли

По команде “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.
Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой.
Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Дети выполняют упражнение

Развивать зрительное внимание, звуковой анализ

  1. Упражнение

«найди и запиши»

Слайд 3

(3 минуты)

На слайде появляются слова по одному.

Инструкция: на экране появляются слова, ваша задача их прочитать и записать в тетрадь только слова с гласными буквами 2 ряда. Напомните их.

Слова: слон, яма, гама, иглы, едут, шкатулка, ёж, рядом, малыш, юрта, люди, варенье.

Я, Е, Ё, Ю, И

В слове слон, нет гласных букв 2 ряда – мы его не пишем. В слове Яма – есть гласная буква 2 ряда, это буква Я. Значит слово яма записываем в тетрадь.

(Аналогично все слова)

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

  1. Итог занятия

(1 минута)

Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали.

Молодцы, ребята!

Ответы детей.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *