cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Принципы обучения по каменскому – Принципы обучения Коменского

Принципы обучения Коменского

Замечание 1

Ян Амос Коменский (28 марта 1592 – 15 ноября 1670 гг.) — чешский писатель, гуманист и общественный деятель. Является основоположником научной педагогики. Ему принадлежит разработка классно-урочной системы образования, а также принципов обучения детей.

Учение Я. А. Коменского

Я. А. Коменский — основоположник педагогики нового времени. Именно в его трудах были изложены и проанализированы важнейшие проблемы педагогики. Труды Я. А. Коменского, по рассматриваемым проблемам, остаются актуальными и на сегодняшний день. Фундаментальными трудами Коменского являются «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков» и др.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский рассмотрел и проанализировал вопрос об общих принципах обучения (дидактические принципы). Выделенные Коменским принципы обучения представляют собой общеметодические положения, на которые должен опираться каждый педагог при организации и реализации педагогического процесса.

Замечание 2

На сегодняшний день в педагогике принято различать дидактические (общие) и методические (частные) методы обучения.

Я. А. Коменский в своих трудах не просто выделил принципы обучения и указал необходимость ориентироваться на них в педагогическом процессе, но и подробно раскрыл сущность каждого из выделенных принципов.

Еще одной величайшей заслугой Я. А. Коменского является разработка классно-урочной системы обучения. Им было дано обоснование урока, как оптимальной и важной единицы обучения детей в школе.

До разработки Я. А. Коменского в истории школы и педагогики применялись различные формы организации воспитательно-образовательного процесса.

Урок, как форма организации, имеет короткую историю существования, в сравнении со школой и процессом обучения в целом. Ранее, до разработки Коменского, применялась индивидуальная работа учителя с ребенком. Это было связано с тем, что в школе того времени не было определенной системы по принятию детей в школу, то есть ребенок мог прийти на обучение в любое время года. В связи с чем, обучение происходило индивидуально, дети не только занимались с педагогом, но и получали от него индивидуальные занятия. Индивидуальное обучение было принято практически во всех странах почти до 18 века. С разработкой и внедрением классно-урочной системы, процесс обучения был систематизирован и упорядочен.

Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.

Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.

Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.

Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.

На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).

Замечание 3

Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.

Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.

Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:

  • должен быть установлен точный порядок обучения во времени;
  • новый учебный материал предоставляется ученикам согласно их уровню знаний;
  • все изучается последовательно, начиная с начала и до самого завершения;
  • полученные знания должны иметь причинную связь.

Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:

  1. планирование уроков на определенный период (год, месяц, неделя и т.д.), с установкой учебных задач;
  2. -решение учебных задач постепенно с учетом возможностей детей;
  3. преподавание предмета осуществляется на протяжении того времени, которое необходимо для его полного освоения детьми;
  4. новый материал должен опираться на ранее пройденный, и быть связан с ним;
  5. обучение происходит от «общего» к «частному».
  6. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

spravochnick.ru

Дидактические принципы Каменского — Мегаобучалка

Ян Амос Коменский — чешский гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики и классно-урочной системы; биография и деятельность, философские воззрения, дидактические принципы и правила обучения наукам и развития нравственности.

 

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».



Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций…»

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видев всего этого человеческими глазами».

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

— Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний

Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов:

каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его;

как установить связь между новым и уже изученным материалом;

какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение — «Обучение должно вестись последовательно»

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок — душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Четвертое требование — «подкреплять все основания разума — это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

«Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

 

megaobuchalka.ru

Принципы обучения Я.А.Коменского — Мегаобучалка

В своём труде «Великая дидактика», Коменский выделяет 10 принципов, выводя их из ведущего принципа следования за природой.

Он пишет, что «идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко и приятно, если:

1.-приступить к обучению своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности;

(пр. учёта возрастных особенностей; пр. доступности

2.-обучение будет протекать с должной подготовкой умов;

(пр. сознательности и активности; пр. доступности

3.-при обучении будут идти от более общего к более частному;

(пр. фундаментальности; пр. научности; пр. связи теории с практикой;

4.-при обучении будут идти от более лёгкого к более трудному;

(пр. систематичности и последовательности; пр. доступности;

5.-при обучении никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала;

(пр. доступности; учёта возраста; пр.прочности

6.-при обучении во всём будут двигаться вперёд не спеша;

(пр.прочности; последовательности

7.-при обучении умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения;

(пр.учёта возраста, доступности, систематичности, целесообразности

8.-всё будет передаваться через посредство внешних чувств;

(пр.наглядности, природосообразности

9.-всё будет изучаться для непосредственной пользы;

(пр. связи теории с практикой, целесообразности

10.-всё будет изучаться постоянно одним и тем же методом.

(пр систематичности; научности

 

Коменскому же принадлежит т.н. золотое правило дидактики:

« всё, что только можно, предоставлять учащимся для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания.».

Итак, ведущие принципы по Коменскому, это принципы природосообразности, наглядности, народности, а также — последовательности, систематичности, доступности, научности.

 

 

Современные принципы обучения.

Повторим, что принципы являются «мостиком» из теории в практику. Они определяют отбор учителем методов, приёмов и форм обучения, регулируют взаимодействие учителя и учащихся.



 

Место принципов:

Принципы

-методы

Педагог -приёмы Учащиеся

-формы

Принципы

 

Принципы реализуются через правила, т.е. через предписания учителю как он должен действовать. Их -великое множество.

Сегодня всё больше говорят о необходимости системы принципов, присущих той или иной системе образования. А в любой системе всегда есть системообразующий принцип, вокруг которого выстраиваются все остальные.

Относительно используемой педагогом системы принципов справедлив девиз: «Всё или ничего» : ведь что толку, если обучение научно, наглядно и т.д., но не обеспечена доступность? Или зачем доступность, если не обеспечена научность? И так далее.

Перечислим современные принципы обучения.

 

1.Принцип культуросообразности обучения.

Он вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями, которые проявляются в культуре общества, в социокультурном опыте, из чего в конечном счёте и состоит содержание образования. Иногда этот принцип называют принципом «единства типа (историко-культурного)», а также «принципом связи обучения с жизнью».

 

2.Принцип целостности или единства воспитания, обучения и развития.

Он вытекает из одноимённого закона, связывает воедино основные педагогические категории. На практике этот принцип реализуется путём комплексного планирования целей обучения, когда ставятся не только образовательные, но одновременно, и воспитательные, и развивающие цели уроков.

 

3. Принцип природосообразности, а также учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Он означает требование строить обучение, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребёнка, а также с законами окружающей ребёнка природой.

 

4.Принцип научности и связи теории с практикой.

Он относится к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, её методы, способствовать формированию научного мировоззрения; показывать взаимовлияние науки и практики.

 

5.Принцип системности, а также систематичности и последовательности.

Сама наука есть система знаний, и их усвоение также требует системного подхода. Принцип означает также требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его.

 

6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

Обучение эффективно, когда ученик осознаёт необходимость своего обучения, принимает цели урока, ставит свои собственные, самостоятельно планирует и организует свою деятельность, осуществляет самоконтроль и самооценку.

 

7. Принцип комплексности.

Единства различных методов и приёмов.

 

8. Принцип наглядности.

Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций, демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмоциональность и т.д. Благодаря им у учеников появляется интерес к учёбе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, а знания наделяются личностным опытом.

 

 

8.Принцип доступности.

Он требует учёта особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учётом реальных учебных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития.

 

9. Принцип прочности.

Он базируется на убеждении, что «повторенье –мать ученья». Однако, повторять – творчески, в разнообразных ситуациях и сочетаниях.

 

10. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона.

Предполагает сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся; стимулирование внутренних мотивов учения (интересов, потребностей, увлечённости и пр.), — всё то, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.

 

11. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.

Требование сочетания диктуется необходимостью устранения недостатков этих форм, используемых в отдельности.

 

12.Принцип фундаментальности обучения.

Изучение главных основ наук, их системообразующих открытий и проблем.

 

13. Принцип сочетания личности ученика с разумной требовательностью к нему.

14. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

 

 

 

Принципы педагогической техники

(из кн. А.Гин. Приёмы педагогической техники.)

 

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.

С одним важным условием – право выбора всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.

 

2. Принцип открытости.

Не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи.

Иначе откуда же взяться любознательности и изобретательности?

 

3. Принцип деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков – преимущественно в форме деятельности. Ученик должен работать со знаниями, а не только их воспроизводить.

 

4. Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

 

5.Принцип идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

 

megaobuchalka.ru

Ян Амос Каменский об обучении, воспитании и дисциплине

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1. Принцип сознательности и активности; главным условием успешного обучения является понимание сущности предметов и явлений: «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

2. Принцип наглядности: этот принцип предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

3. Принцип постепенности и систематичности знаний.

  • «Подкреплять все основания разума – это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь – это значит называть вещь в причинной связи».

4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками связан с памятью. А также изучаемый материал должен быть хорошо понят, а не просто механически заучен.

Есть три причины трудности в обучении:

1. Рабский способ постановки занятий;

2. Порочный способ изучения вещей – когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;

3. Несовершенство метода.

Единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

 

«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

  • Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия».

  • «… Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными».

  • «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле».

  • «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

  • «Книги – это инструмент насаждения мудрости».

  • «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».

  • «Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодуш

  • «Без воспитания (человек) становится не чем иным, как только зверем».

    «Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения… но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу».

    «Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии, по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего».

    «Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей»».

    «Важную роль в нравственном воспитании играет пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения».

     

    ными«.

  •  

«Следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением».

«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости».

nsportal.ru

Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»

Поделись с друзьями

 

Принцип наглядности  Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как

привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию ещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для

восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи —обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они

сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними.

Сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить

учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем

переходить к изучению отдельных его сторон.

Последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать

так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства)

учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку.

Посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания,

сообщением основного без излишних деталей.

Прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закла-

дывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться,чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.

Развитие  познавательных способностей учащихся, «воспламенить жажду знания и

пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

Принцип природосообразгости – развитие и обучение ребенка стоит строить исходя из законов развития природы, сообразно его возрасту и полу.

students-library.com

Принципы обучения

 

Процесс обучения– это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.

Принципы обучения– это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 г. и раскрыл сущность принципов [2, С. 117].

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • последовательности и систематичности знаний;

  • упражнений и прочного овладения знания и навыками;

  • воспитывающего характера;

  • природосообразности.

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе интереса. Интерес, действительно, играет большую роль в процессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только математику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь выработать у учащихся определенных, механически выполняемых умений и навыков.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения.

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения того или иного принципа, т.е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации. Если принципы обучения распространяются на весь процесс обучения, то правила только на отдельные его стороны, этапы, компоненты. Например, принцип систематичности и последовательности в обучении включает в себя такие правила, как связь вновь изученного с ранее изученным, изложение изучаемого материала по частям, последовательное закрепление приобретенных знаний.

  1. Принцип наглядности

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Наглядность Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения. В основе обучения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология (сенсуалистически – ощущения чувства, гносеология – познание). Для обоснования наглядности Каменский много раз приводит одну фразу «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении»

То есть Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности рекомендовал использовать:

  • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

  • когда это невозможно, модели и копию предмета;

  • картинки с изображением предмета или явления.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Общие виды наглядности:

  1. Натуральная или естественная наглядность.К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т. п.

  2. Изобразительная наглядность.К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

  3. Словесно-образная наглядность.К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

  4. Практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т. п.

  5. Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися.

2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.

3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.

4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.

5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» (Пирогов Н.).

studfiles.net

Дидактические принципы Каменского

Количество просмотров публикации Дидактические принципы Каменского — 32

Ян Амос Коменский — чешский гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научнои̌ педагогики и классно-урочнои̌ системы; биография и деятельность, философские воззрения, дидактические принципы и правила обучения наукам и развития нравственности.

 

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В ᴇᴦο теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

— Принцип сознательности и активности

Данный принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество — ϶то не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а ϶то значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из ϶той способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский аналогичным образом считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, в случае если во всем, чему бы ты ᴇᴦο не учил, покажешь ему, какую ϶то принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ».

Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и ещё менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.
Понятие и виды, 2018.

— Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

Коменский определял наглядность и её значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «По϶тому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций…»

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем в случае если он прочтет обширнейшие объяснения, не видев всᴇᴦο ϶того человеческими глазами».

Таким образом отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда ϶то невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

— Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний

Коменский считает обязательным принципом обучения. Данный принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определеннои̌ логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов:

каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чᴇᴦο начинать обучение и в какой последовательности построить его;

как установить связь между новым и уже изученным материалом;

какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение — «Обучение должно вестись последовательно»

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок — душа всего».

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения».

Четвертое требование — «подкреплять все основания разума — ϶то значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но аналогичным образом показывать, почему оно не должна быть иначе.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Данные задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

5. Обучение «должно идти от более общᴇᴦο к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

— Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По ᴇᴦο мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

«Важно заметить, что каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они её и как поняли. Хорошо аналогичным образом в конце недели устраивать повторения».

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С ϶той точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

 

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *