Работа с семьей соп – Программа работы с семьей находящейся в СОП
Программа работы с семьями СОП
Программа работы с семьями,
находящимися в социально — опасном положении
Составитель: Верхотурцева Алёна Шайнуровна.
Пояснительная записка
Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Статистика показывает, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в СОП. На это влияют низкий уровень жизни, безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и своих детей. Постепенно семья, находящаяся в СОП, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными надлежащим образом осуществлять свои права, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Поэтому создание в школе программы реабилитации таких семей и её реализация – проблема актуальная.
Цель программы: осуществление профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, выведение семей из СОП.
Задачи:
организовать просветительскую работу среди родителей;
оказать социально-педагогическую помощь семьям;
привлечь специалистов, способных оказать помощь в решении проблем, с которыми семья не может справиться самостоятельно;
защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:
Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Курганской области в работе с семьей.
Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
Организация работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
Направлениедеятельности
Задачи, коррекционной, реабилитационной работы
Ожидаемый результат
1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.
1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни семьи.
3. Изучение прошлого семьи.
4. Изучение особенностей личности членов семьи.
5. Выяснение общих проблем семьи.
6. Выяснение особенностей семейного воспитания.
7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
Создание банка данных семей. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.
2. Организация работы с семьей.
1. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
2. Пропаганда здорового образа жизни
3. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Создание положительного микроклимата в семье.
Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, помощь в решении бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального.
3. Анализ коррекционной работы
Проведение аналитической работы.
Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.
Формы работы: рейдовые посещения на дому, индивидуальные беседы с родителями и детьми, привлечение их к социально-полезной деятельности, контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, вовлечение ребёнка во внеурочную деятельность, проведение Советов по профилактике, организация психологического сопровождения семей, взаимодействие с ОПДН МВД.
Документация на семью, находящуюся в социально-опасном положении:
Индивидуальная карточка на несовершеннолетнего
Характеристика семьи и ребенка
Акт обследования жилищно-бытовых условий
План работы классного руководителя с семьёй, находящейся в СОП
Табель успеваемости по четвертям
Приложение 1.
АКТ обследования жилищно-бытовых и семейных условий
От «____» ______________ 20 __ года.
несовршеннолетний ____________________________________________________________________________
дата рождения ________________________________________________________________________________
проживающего по адресу: _______________________________________________________________________
в присутствии __________________________________________________________________________________
проведено обследование жилищно-бытовых и семейных условий подростка.
Обследованием установлено, что семья состоит из ___________чел.
Мать _________________________________________________________________________________________
Место работы ________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________________
Место работы________________________________________________________________________________
Другие родственники__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Общая площадь квартиры (количество комнат)_____________________________________________________
Санитарное состояние __________________________________________________________________________
Имеется ли необходимая мебель __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Взаимоотношение в семье ______________________________________________________________________
В связи с чем проводилось обследование __________________________________________________________
Во время обследования подросток находился (лась) _________________________________________________
И занимался ___________________________________________________________________________________
Во время обследования проведена беседа _________________________________________________________
Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи:
______________ /__________________/
______________ /_________________/
Подпись родителей: _______________________
Приложение 2.
Карта семьи, поставленной на ВШК
1. Данные о родителях:
-
Мать ___________________________________________________________
Место работы ___________________________________________________
Отец ___________________________________________________________
Место работы ___________________________________________________
2. Ф.И.О. детей, дата рождения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Адрес проживания семьи __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Характеристика семейно-бытовых условий:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Причина постановки семьи на контроль __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дата постановки семьи на контроль __________________________________________________________________
7. Сроки реабилитации __________________________________________________________________
8. Дата снятия семьи с контроля __________________________________________________________________
9. Результаты реабилитации ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта учащегося, состоящего на ВШК
Фамилия___________________________________________________
Имя________________________________________________________
Отчество ___________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________
Класс _____
Классный руководитель ______________________________________
Данные о родителях:
Мать ______________________________________________________
Место работы ______________________________________________
Отец ______________________________________________________
Место работы _______________________________________________
Краткая характеристика учащегося: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика семейно-бытовых условий:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основание постановки на учет: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Дата снятия с контроля ____________________________________________________________________
Приложение 3.
Журнал индивидуальных профилактических бесед с родителями
Журнал индивидуальных профилактических бесед с обучающимися
Приложение 4.
План работы классного руководителя
с семьёй_______________________,
находящейся в социально-опасном положении
.…-…. учебный год
Причина неблагополучия семьи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: выведение семьи из социально-опасного положения
Задачи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
План работы с семьей СОП
«Утверждаю»
Директор школы №
______________
«__» ______20_ г.
План
индивидуальной профилактической работы с семьей
гр. ______________________________,
находящейся в социально-опасном положении
на срок с «__»______ по «___»______________ г.
Ф.И.О. учащейся ___ «__» класса:
Дата рождения: «___» ____________________ года рождения
Адрес регистрации по адресу: _______________________________
Адрес фактического места проживания по адресу: ____________________________
Ф.И.О. матери:___________________________________________
Дата рождения: «___» ____________________ года рождения
Адрес регистрации по адресу: _______________________________
Адрес фактического места проживания по адресу: ____________________________
Ф.И.О. отца:___________________________________________
Дата рождения: «___» ____________________ года рождения
Адрес регистрации по адресу: _______________________________
Адрес фактического места проживания по адресу: ____________________________
Дата и основание постановки на профилактический учет: Постановление КДН и ЗП №___ от «___»___________г. «О признании семьи, находящейся в социально-опасном положении»
В семье ____ несовершеннолетних ребенка.
Содержание
Сроки
Ответственные
Составление социального паспорта класса
декабрь
сентябрь
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
Составление психолого-педагогической характеристики на учащуюся и семью. Индивидуальная диагностика.
январь
апрель
сентябрь
Классный руководитель
Педагог-психолог
Ведение тетради наблюдения
В течение года
Классный руководитель
Организация сотрудничества с субъектами профилактики: с инспектором ПДН, органами опеки и попечительства, КДН и ЗП, УСЗН, поликлиникой и т.д.
В течение года
Классный руководитель
Фельдшер школы
Зам.директора по ВР(СР)
Посещение семьи
декабрь
по мере необходимости
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
Проведение индивидуального консультирования по вопросам воспитания детей и улучшения взаимоотношений в семье
по необходимости
Классный руководитель
Педагог-психолог Зам.директора по ВР(СР)
Приглашение мамы на Совет профилактики
По мере необходимости
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
Беседа с мамой по результатам итоговой диагностики о результатах работы и общего эмоционального и личностного состояния девочки
май
Педагог-психолог
Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
В течение года
Зам.директора по ВР(СР)
Осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды)
В течение года
Классный руководитель
Фельдшер школы
Зам.директора по ВР(СР)
Контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, выполнение домашнего задания, опозданий на уроки, выяснение и установление причин
В течение года
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
Контроль занятости несовершеннолетней в кружках, секциях, факультативах
В течение года
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
Контроль за посещаемостью родительских собраний
по плану
Классный руководитель
Помощь в составлении списка интересных и необходимых занятий для развития личности с целью формирования положительной «Я-концепции»
январь
октябрь
Педагог-психолог
Классный руководитель
Занятия на формирование учебной мотивации
январь
апрель
октябрь
Педагог-психолог
Классный руководитель
Изучение внутрисемейного «климата», психологического состояния ребенка.
в течение года
Педагог-психолог
Занятие на развитие коммуникативных навыков.
февраль
май
ноябрь
Педагог-психолог
Классный руководитель
Беседа с мамой на тему:
«Права и обязанности ребенка в семье»
январь
сентябрь
Классный руководитель
Педагог-психолог
Зам.директора по ВР(СР)
Просвещение мамы с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.
Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка
В течение года
По необходимости
Классный руководитель
Педагог-психолог
Зам.директора по ВР(СР)
Вовлечение в классные и общешкольные дела
В течение года
Классный руководитель Зам.директора по ВР
Формирование положительной учебной мотивации (диагностика, коррекционные мероприятия, итоговая диагностика, беседы, наблюдения)
В течение года
Классный руководитель Педагог-психолог
Изучение психологического климата в классе посредством метода социометрии
1 раз в год и по необходимости
Педагог-психолог
Сотрудничество с мамой и привлечение ее к процессу обучения и воспитания ребенка.
В течение года
Педагог-психолог
Классный руководитель Зам.директора по ВР (СР)
Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений. Просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья детей
В течение года
Педагог-психолог
Оказание материальной помощи (постановка на бесплатное питание, получение новогоднего подарка, участие в мероприятиях в рамках благотворительной акции)
В течение года
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
Оказание помощи в организации летнего отдыха, оздоровления несовершеннолетних, направление в оздоровительный лагерь
апрель-май
Классный руководитель
Зам.директора по ВР(СР)
infourok.ru
№ | Вид деятельности | Цель | Срок | Ответственный |
1. | Проведение психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ | Ознакомление мамы с постановлением КДН и ЗП, планом индивидуальной профилактической работы ДОУ | 12.05.2017 | Заведующий МБДОУ, члены ПМПк |
2. | Сбор информации о семье, составление социального паспорта | Знакомство с семьей, выявление особенностей воспитания ребенка в семье | 12.05.2017 – 16.07.2017 | Педагог-психолог, воспитатели |
3. | Диагностика детско-родительских отношений | Выяснение проблем во взаимоотношениях в семье | 19.05.2017 | Педагог-психолог |
4. | Посещение семьи на дому | Обследование жилищных, социальных условий, психологической обстановки в семье | По договоренности с мамой | Общественный инспектор по охране детства, воспитатели, старший воспитатель |
5. | Консультации и беседы: | |||
«Правовые документы, регламентирующие ответственность родителя за воспитание и содержание ребенка» | Ознакомление родителей с основными правовыми документами | 22.05.2017 | Заведующий МБДОУ | |
«Роль семьи в развитии ребенка» | Помощь в осознании мамы своей роли в развитии личности ребенка, сохранении и укреплении его физического и психического здоровья | 07.06.2017 | Педагог-психолог | |
«Роль семьи в развитии речи дошкольников» | Просвещение родителей об особенностях речевого развития будущего школьника, предоставление практических рекомендаций по обучению грамоте в предшкольный период | 15.06.2017 | Учитель-логопед | |
6. | Ежедневный контроль за соблюдением мамой правил посещения ребенком детского сада, беседы с ребенком о взаимоотношениях с членами семьи | Сопровождение и контроль состояния данной семьи | Ежедневно | Старший воспитатель, воспитатели |
7. | Подготовка буклета «О правах ребенка-дошкольника» | Предоставить семье информацию о правах ребенка-дошкольника | 23.06.2017 | Общественный инспектор по охране детства |
8. | Привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ | Формирование активной педагогической позиции родителей, сплочение семьи | По плану ДОУ | Педагоги и специалисты ДОУ |
9. | Построение индивидуального маршрута на развитие коммуникативной компетентности дошкольника | Формирование умения ребенком эффективно строить свое общение со сверстниками и взрослыми | Май-июнь | Педагог-психолог, воспитатели |
nsportal.ru
№ | Виды деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Выявление и учет семей, находящихся в социально опасном положении: | в течение года | социальный педагог, классный руководитель, психолог |
2 | Обновление базы данных семей, находящихся в социально опасном положении, по школе. | сентябрь | классный руководитель |
3 | Обследование жилищных условий проживания в семьях, находящихся в социально опасном положении | в течение года | социальный педагог, классный руководитель, психолог |
4 | Текущие и контрольные посещения семей. | в течение года | социальный педагог, классный руководитель, психолог |
5 | Проведение обследования жилищно-бытовых условий семей, находящихся в социально опасном положении. | в течение года | социальный педагог, классный руководитель |
6 | Изучение семей, выяснение существующих проблем, причин неблагополучия семей. | в течение года | классный руководитель |
7 | Организация индивидуальной профилактической работы с родителями и детьми, находящимися в социально опасном положении. | в течение года | социальный педагог, классный руководитель, психолог |
8 | Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав детей, прав и обязанностей родителей. Пропаганда ЗОЖ | В течение года | социальный педагог, психолог |
9 | Составление и ведение социально-педагогических карт семей, находящихся в социально опасном положении. | в течение года | классный руководитель |
10 | Консультация родителей по разным рода социально-педагогическим проблемам. | в течение года | социальный педагог, классный руководитель |
11 | Оказание методической помощи родителям по работе с обучающимися, находящихся в социально опасном положении. | в течение года | психолог, классный руководитель |
12 | Организация занятости во внеурочное время | классный руководитель, заместитель по ВР | |
13 | Участие в заседаниях Совета профилактики с рассмотрением социально-педагогических проблем в семьях, касающихся учащихся класса | ежемесячно | социальный педагог, классный руководитель, психолог |
14 | Проведение индивидуальных бесед с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении. | в течение года | социальный педагог, классный руководитель |
15 | Выступление на родительских собраниях по темам: | в течение года | классный руководитель с привлечением специалистов |
16 | Изучение опыта по решению проблем, связанных с охраной прав детей, их обучением, воспитанием и социальной адаптацией. | в течение года | социальный педагог, классный руководитель |
17 | Анализ работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, планирование работы на 2017 год | май | социальный педагог, классный руководитель, психолог |
nsportal.ru
Методическая разработка по теме: Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении.
Особенности работы с проблемной семьёй. Психологические причины неблагополучия семей.
Тема 3.
Цель: познакомить участников семинара с психологическим и причинами неблагополучия семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, выяснить особенности работы с данной категорией семей.
Оборудование: проектор, компьютер, колонки, бумага, ручки, маркеры, флипчарт
Ход занятия:
«В грязный сосуд, что не влей,
непременно прокиснет».
Гораций др.римский поэт
«Наша жизнь всегда представляет собой
результат преобладающих в ней мыслей».
С. Кьеркегор
Датский философ-теолог (1813 – 1855)
1. Приветствие.
2. Игра-разминка. «Копилка хорошего» каждый участник группы по очереди делится пережитым в ходе прошедшего между занятиями времени, отвечая на вопрос: «Что произошло в моей жизни хорошего, со времени последнего занятия?». Процедура стимулирует естественные контакты в группе, преемственность происходящего между занятиями реальными событиями, тренирует позитивное мышление.
3. Теоретический аспект:
слово ведущего.
В обычных условиях человек, тем более ребёнок не живёт в изоляции. Мы обитаем среди людей и вынуждены приспосабливаться к среде своего существования. У ребёнка нет выбора. Он живёт там, где его поселят родители или взрослые. Он впитывает их правила, речь, походку, навыки, привычки и всё то, что делает его «своим». Он очень точно старается копировать всё это, так как от этого зависит его принятие в эту среду и восприятие личности ребёнка окружающими его близкими людьми.
Ситуация отвержения, непринятия в среде себе подобных является самым страшным наказанием для человеческой психики. В таких обстоятельствах резко нарушается структура всего мировоззрения человека, рушатся его взгляды, цели и ценности. Разрушение ценностной и ориентационной сферы человека является самым тяжёлым видом стресса, так как человек перестаёт понимать, в каком направлении ему двигаться, к чему стремиться, на кого быть похожим. Процесс усвоения ребёнком окружающей культуры, её моральных норм и ценностей, форм поведения и реагирования называется социализацией. Процесс социализации начинается с того самого момента, когда ребёнок становится способным проявлять себя, то есть практически сразу после рождения.
Так уж устроена наша жизнь, что на определённых этапах роста и развития нас окружает разное количество людей, но в самом начале существования человека их всегда немного. Этих самых близких к малышу людей и называют «значимыми близкими». В самом лучшем случае – это родители: мама и папа, в худшем – врачи, нянечки и воспитатели детских домов, интернатов. Но вне зависимости от жизненных обстоятельств это его семья. Все психологи сходятся на одном мнении: корни взрослых проблем находятся в детстве, в семье.
Всё познаётся в сравнении, и для того чтобы узнать «не норму», нужно сравнить её с «нормой». Готовых рецептов счастья и семейного благополучия не существует, и каждая семья строит свою систему семейной жизни.
Благополучие семьи держится на трёх китах:
- ответственности всех её членов семьи друг перед другом,
- чувство свободы в стенах родного дома и вне его,
- уважении друг к другу.
Всё вышеперечисленное относится к каждому члену семьи, а не является прерогативой её «хозяев».
Семья – это подвижная система, которая функционирует в интересах её членов, но реагирует на внешние факторы. От того, как быстро она реагирует на обстоятельства и насколько быстро уравновешивается внутри, с учётом этих изменений и будет зависеть её «счастливость».
Членов здоровой (благополучной) семьи отличает то, что они действуют из своих стремлений, которые совпадают с интересами других её членов. Вот описание функций, которые семья, как система, должна выполнять, чтобы оправдать своё назначение. Если какая-то из функций не выполняется, то отношений в семье не могут приносить удовлетворения всем её членам. Значит, кто-то в семье страдает.
Мозговой штурм: спросить у участников семинара, какие функции благополучной семьи они знают. Написать на доске (флипчарте). Обобщить рассказать о функциях.
Функции благополучной семьи.
- Воспитательная функция. Семья позволяет реализовать потребность в отцовстве и материнстве, реализовать свои родительские инстинкты и получить своё продолжение в детях. Для детей семья даёт возможность, в безопасной! обстановке учиться тому, «что хорошо, а что плохо», осознавать последствия своих поступков и учиться отвечать за них.
- Эмоциональная функция. Семья позволяет человеку в безопасной обстановке выразить свои чувства, не боясь быть осуждённым, раскритикованным, получить поддержку и понимание эмоционального состояния и провести необходимую коррекцию психологического состояния. Семья удовлетворяет потребность в принятии, понимании, уважении и любви.
- Функция духовно-культурного общения. В семье все её члены поддерживают (или хотя бы знают) интересы друг друга. Уровень культурного развития людей, входящих в одну семью, относительно одинаков, а если кто-то начинает «отставать», то он сам заинтересован «догнать» с целью на равных участвовать в обсуждении тех или иных вопросов культурно-духовной жизни общества. Члены семьи активно и живо интересуются окружающими событиями и быстро реагируют на изменения в обществе, чтобы адекватно перестроить и оптимизировать свою жизнь в изменившихся условиях.
- Хозяйственно-бытовая функция. В рамках семьи её члены получают помощь и поддержку в решении ежедневных и насущных бытовых вопросов. В семье оптимизировано распределение обязанностей, исходя из возможностей, физической силы, предпочтений каждого члена. Каждый знает за что отвечает, но любой его может «подменить», не испытывая при этом чувства использованности и злоупотребления его беспомощностью. То есть он «может», а не «вынужден».
- Функция первичного социального контроля. Эту функцию все понимают по-своему, но в основе своей она содержит вполне гуманное стремление общества обеспечить безопасность своих членов. Выражается она в слове «забота». Семье гораздо проще, если за каждым её членом есть кому «присмотреть» и вовремя среагировать: вызвать врача, если заболел, позвонить на работу если что-то случилось, присмотреть за кошкой или комнатными цветами, если выезжают на отдых и т. п. Кроме того, на человека легче воздействовать через использование его «семейных» представлений о ценностях и правилах поведения в обществе.
- Сексуально-эротическая функция. Это касается не только сексуальных отношений супругов, как постоянных партнёров, с целью предупреждения заболеваний, передающихся половым путём (включая СПИД), и сексуального воспитания детей в рамках их возраста и понимания.
Это функции относительно благополучной семьи. А что же в неблагополучных, трудных семьях.
4. Актуализация проблемы: просмотр фрагмента документального фильма «Блеф или с Новым годом!» беседа с матерью, лишённой родительских прав…
После просмотра фрагмента фильма дискуссия по фильму. Что увидели, что запомнилось…., впечатления по фильму.
5. Теоретическая часть. Синдром жертвы и типы реагирования в трудных ситуациях.
Известный психиатр Э. Крипелин ещё в начале прошлого века подметил, интересную закономерность, заключающуюся в том, что при переживании даже совсем незначительных несчастных случаев у человека возникают постоянные с течением времени расстройства, которые носят депрессивный характер и выражаются в подавленности, плаксивости, слабоволии, повышенном внимании к собственном действительному или, чаще мнимому бессилию, и сочетаются с поиском выгоды в своём незавидном положении и настойчивым требованием финансовых компенсаций. Данная установка в психологии была названа рентной.
Большинство психологов склонны считать, что рентные установки могут побуждать к социальному иждивенчеству, паразитизму и способствовать формированию личности с действительно особым поведением – поведением «жертвы». «Жертва» – это своеобразная, очень опасная пораженческая психология, в силу определённых причин закрепляющаяся в модели поведения человека и запрещающая жить ему полноценной жизнью, сковывающая его личностный потенциал, подавляющая и подчиняющая личность различным ролям и маскам.
Более того, личность, пребывающая в роли жертвы, втягивает в данный разрушительный процесс своё окружение, а это уже приобретает свойство заразного психологического заболевания.
Трудная ситуация, причин которой может быть множество, в таких семьях не может быть преодолена самостоятельно. Иногда, в семье не осознается причина неблагополучия, видимая специалистам. Члены семьи могут избрать несколько видов реагирования в данном случае:
1 тип: активное стремление к преодолению. Это самый лучший способ реагирования семьи на проблему и трудную ситуацию. Членам семьи в данном моменте необходима поддержка, помощь консультанта, подтверждающая, что они правильно поступают.
2 тип: стремление к избеганию осуждения. Характерно переживание внутреннего конфликта между желанием освободиться от давления ситуации и стремлением избежать возможного осуждения своих действий и своей личности.
3 тип: переживание утраты собственных ресурсов. Характеризуется высокой степенью тяжести внешних ограничений и сопровождается значительными психоэмоциональными, психофизическими и личностными изменениями. Чаще всего достаточно длительные по времени и принимает характер созависимости. Переживаемые трудности начинают приобретать большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем какие-то личностные достижения. Начинают преобладать мотивы, задающие уход от решения ситуации в целом. Эмоциональное напряжение и степень страдания при этом не уменьшается, а увеличивается, поскольку выход из ситуации кажется неосуществимым. Глобальным состоянием личности становится ощущение собственной беспомощности, которое, как правило, вызвано целым рядом травматических событий.
Одним из феноменов этого типа переживания – глубокая утрата знаний о собственных желаниях. Этот феномен проявляется в частности, в том, что человек не может ответить на вопрос о своих желаниях и затрудняется в определении своих удовольствий.
- Упражнение Список удовольствий.
Ведущий предлагает участникам семинара взять чистый лист бумаги и карандаш, разделить лист бумаги на три столбца. В первом нужно написать список удовольствий, которые являются легкодостижимыми, например: «выпить чашечку кофе», «поговорить с подругой» и т. д…
Во второй части нужно записать те удовольствия, достижение которых возможно по истечении какого-либо времени или по мере приложения каких-либо дополнительных усилий, например: «научиться вязать», «поехать к родственникам в другой город», и т.п.
В третьем столбце необходимо написать те удовольствия, которые кажутся фантастическими или идеальными, но знания о них столь же необходимы для осознания своих ценностей и понимания самого себя. Представление образов приятных событий вызывает ощущение прилива сил и является дополнительным ресурсом для будущих изменений.
После написания можно прочитать всем по очереди все свои удовольствия из первого списка – поделиться ими, потом из второго, и в конце из третьего.
- Модель поведения человека: принятие решения и изменение поведения:
Каждый человек в своей повседневной жизни действует чаще всего привычным для него способом. Находясь в непривычной для себя ситуации или перед необходимостью выбора, человек может сделать совершенно неожиданный шаг либо последовать одной из опробованных ранее стратегий. Люди, обладающие широким и разнообразным набором коммуникативных стратегий, легче адаптируются в нестандартных ситуациях, чаще принимают взвешенные и ответственные решения. Если же у человека в арсенале только одна или две стратегии поведения, это значительно снижает его свободу выбора и повышает вероятность неудачных решений.
Каждый человек обладает определённым набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образуют картину типичного для него поведения. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и от того, что человек хочет добиться своими поступками. То есть в его поведении есть определённая мотивация.
Мотивация – это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности. Мотив расценивается как причина поведения. От того, насколько успешно реализуются мотивы, зависит то, какие эмоции будет испытывать человек. Мотивация в той или иной мере зависит от информации, которой владеет человек. Информация – это знания, личный опыт и дополнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информация, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых им ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека. Все связи на этой схеме взаимонаправлены. Это означает, что изменение в каком то одном блоке приводит к изменениям во всех остальных.
На поведение человека значительное влияние оказывает степень его уверенности в себе, осознание себя победителем или жертвой (неудачником). Процесс принятия решений и их реализации в той или иной степени представляет затруднения для любого человека. Однако решения об изменении поведения может приобретать социально значимые черты если это касается отказа от приёма наркотиков или алкоголя, или выбора более безопасных форм сексуального поведения и др…
Человек существо сложное. Поэтому в 1993 году Прочаска и Диклемент предложили модель изменения поведения. Эта модель может быть использована для изменения поведения в области репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ, лечения алкоголизма и др…
- Преднамерение. На этой стадии человек не подозревает, что у него есть проблема, или серьёзно не думает, об изменении поведении. С точки зрения окружающих, проблема может заключаться в необходимости изменения поведения этим человеком.
На этой стадии человек либо просто не обладает достаточной информацией, либо активно сопротивляется её получению. Около 50% людей отрицают наличие проблемы, необходимость изменений и не могут свободно искать помощи.
Тот человек, который признаёт наличие проблемы, может испытывать неуверенность в себе. Ему очень трудно признать неспособность полностью контролировать свою жизнь.
- Намерение. На этой стадии человек начинает признавать наличие проблемы. Он пытается понять проблему и начать контролировать свою жизнь, начинает искать поддержки у окружающих. Человек может начать поиск информации, касающейся его проблемы. Но, чаще он не готов к началу изменений, потому что сомневается в своих возможностях.
Происходит анализ необходимых затрат и возможных преимуществ в случае изменения поведения. Стадия намерения может быть продолжительной по времени.
- Решение. На этой стадии человек уже владеет достаточной информацией о своей проблеме. Осознает значимость этой информации для себя. Идет процесс осознания возможности действовать. Человек ищет выход из сложившейся ситуации. Принимает решение о том, будет ли он менять проблемное поведение. Обдумывает возможные варианты действий для изменения поведения и условия, необходимые для этого.
- Действие. Это стадия, на которой человек изменяет своё поведение и влияющие на него факторы. Решение реализуется на практике. Человек начинает чувствовать уверенность в себе, потому что он верит в возможность реализации принятого решения. Окружающие замечают перемены и реагируют (одобрение ближайшего окружения очень важны в этот период). Стадия действия обычно является самой кратковременной, но она – самая важная.
- Поддержание. На этой стадии человек пытается укрепить достигнутые результаты и предупредить рецедив. Он прилагает усилия для развития и закрепления достигнутых изменений, то есть его усилия направлены на достижение оптимальной жизненной ситуации. Для поддержания изменений важна позиция значимого окружения. Если близкие люди помогают и одобряют поступки человека, то вероятность рецедивов снижается. Человек может испытывать чувство страха перед возможным рецедивом. Со временем чувство страха ослабевает.
- Рецедив. Если человек не может поддерживать произошедшие изменения, возникает рецедив – возвращение к проблемному поведению. Он может иметь серьёзные негативные последствия: человек может потерять веру в возможность реализовать собственные решения, влиять на ситуацию, контролировать свою жизнь.
Данная модель является цикличной, и каждый человек может покинуть её на любой стадии. Та стадия, на которой находится человек, является главным показателем возможного прогресса: чем дальше человек продвинулся по «спирали изменений», тем возможнее появление положительных результатов.
- Мозговой штурм. Какие мотивы могут заставить неблагополучных родителей изменить свою жизнь?
Каждый член группы высказывается, и его предполагаемый мотив записывается на доске. Мотивы обсуждаются.
- Мотивы процесса изменения.
Процесс изменения обусловлен мотивами, которые заставляют человека принимать решения об изменении своего поведения. Модель включает в себя 10 различных мотивов изменения поведения.
- Проявление осознания выражается в том, что человек, осознаёт существование проблемы и значимость полученной информации. Это создаёт предпосылки принятия эффективных решений по изменению сложившейся ситуации.
- Самопереоценка. На эмоциональном и рациональном уровне происходит оценка преимуществ и недостатков изменение поведения.
- Социальное освобождение характеризуется фокусированием на негативных последствиях поведения для окружающих, т. е. устои социума входят в конфликт с поведением индивидуума.
- Личное освобождение Возникновение новых взглядов на жизнь и возросшая вера в свои способности.
- Изменения окружающей среды. Меняются жизненные обстоятельства и отношение окружающих к человеку (не по его инициативе). Это серьёзные изменения внешних условий, которые влияют на поведение человека.
- Изменение условий и их оценки. Изменяется реакция человека на существующие обстоятельства его жизни, либо у него появляется определённая новая реакция на изменившиеся условия.
- Контроль условий. Изменяются внешние условия с целью снизить возможность реализации человеком проблемного поведения.
- Управляемое изменение. Человек изменяет обстоятельства, вызывающие у него проблемное поведение.
- Резкое изменение предполагает изменение поведения вследствие сильной эмоциональной реакции на какое-либо событие.
- Доверительные отношения. Устойчивые и доверительные отношения, по крайней мере, с одним человеком, например с лечащим врачом.
Процесс формирован
nsportal.ru
Особенности работы с семьями СОП
А.И.Герцен
О.Уайльд
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Трудности работы социальных педагогов с семьями риска определяются как объективными, так и субъективными факторами. К числу основных объективных факторов следует, прежде всего, отнести закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной жизни. В ряду элементов частной жизни, защищаемых законом, Уголовный кодекс выделяет: «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан». Одновременно ст.139 Уголовного кодекса предусматривает наказание при «незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица». Таким образом, социальный педагог может осуществлять защиту прав, здоровья, а порой и жизни детей от недееспособных родителей только в рамках соблюдения вышеуказанных нормативных актов.
С другой стороны, социальные педагоги в своей практической деятельности руководствуются также соответствующими статьями Семейного кодекса РФ, где, в частности, закреплены обязанности родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» (ст.65). Невыполнение родителями указанных выше обязанностей по отношению к детям дает социальному педагогу законное право вмешательства в личную жизнь такой семьи.
Семейное воспитание — это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, Л.В. Загик, С.В. Ковалева, Т.А. Марковой и многих других.
В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье, семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме и личности ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
infourok.ru
Программа по работе с семьей, находящейся в социально-опасном положении
Реабилитационная программа работы
с семьей социально опасного положения
Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями специалиста по социальной работе и социальным педагогами ООШ, секретарем КДН и ЗП, специалистом органа опеки и попечительства Пестречинского района, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел Пестречинского района, ответственными специалистами сельских поселений Пестречинского района Республики Татарстан.
Направление программы:
на осуществление целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
на стимулирование положительных изменений в семье;
на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
2. Концепция реабилитационной работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении
Цель: осуществление реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Задачи:
провести социально — целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
организовать просветительскую работу среди родителей;
защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Основные понятия
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
Методы работы с семьей:
Специалист по социальной работе активно применяет для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятся им самим, психологами, другими специалистами. Составляются акт обследования жилищно-бытовых условий. Собранная информация заносится в индивидуальную программу реабилитации семьи, анализируется специалистом по социальной работе и другими привлекаемыми специалистами.
Информация охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям. Сбор информации о семье является основным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
Анализ информации о семье. Анализ информации о семье специалист по социальной работе осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
Выведение семьи из социальной изоляции. План и договор в работе с семьей. Цели, задачи и перспективы работы специалиста по социальной работе и семьи находят свое выражение в договоре. Он составляется специалистом по социальной работе на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы. Договор намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов.
Одновременно специалист по социальной работе и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит специалист по социальной работе. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Специалист по социальной работе организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Оказывает семье информационную и организационную помощь.
Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации. Организационная помощь состоит в том, что специалист по социальной работе инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
Направление деятельности | Задачи реабилитационной работы | Ожидаемый результат |
1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении. | 1. Обследование жилищно-бытовых условий. | Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи. |
2. Организация работы с семьей. 2.1. Психологическая реабилитация | 1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях) | Создание положительного микроклимата в семье. |
2.2. Социальная реабилитация | 1. Организация помощи в трудоустройстве. | Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни. |
3. Анализ коррекционной работы | Проведение аналитической работы. | Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций. |
videouroki.net