Примеры из литературы добро и зло – Добро и зло в произведениях русской литературы
Добро и зло в произведениях русской литературы
Добро и зло в произведениях русской литературы
Научная работа
Выполнила: Горшкова Елена Павловна
Ученица 11 класса А школы №28
Проверила: Сабаева Ольга Николаевна
преподаватель русского языка и
литературы школы №28
Нижнекамск, 2012
Содержание
1. Введение 3
2. «Житие Бориса и Глеба» 4
3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 5
4. М.Ю. Лермонтов «Демон» 6
5. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» 7
6. А.Н. Островский «Гроза» 10
7. М.А. Булгаков «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» 12
8. Заключение 14
9. Список используемой литературы 15
1.Введение
В моей работе речь пойдет о добре и зле. Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце-концов в них практически всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…». Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Однако не бывает такого, чтобы человек был абсолютно чист душой, без единого изъяна. В каждом из нас существуют недостатки, и их немало. Но это не значит, что мы злые. В нас очень много и хороших качеств. Так тема добра и зла возникает уже в древнерусской литературе. Как говорится в «Поучении Владимира Мономаха»: « … Подумайте, дети мои, как милостлив к нам Человеколюбец Бог и премилостлив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отмстить; а Господь нам, Владыка живота (жизни) и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, — тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею…».
«Поучение» — не только литературное произведение, но и важный памятник общественной мысли. Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных киевских князей, пытается убедить современников в пагубности междоусобных раздоров – ослабленная внутренней враждой Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.
В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.
2. «Житие Бориса и Глеба»
Ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении древнерусской литературы «Житие и погубление Бориса и Глеба», принадлежащее перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Историческая основа событий такова. В 1015 году умирает старый князь Владимир, желавший назначить наследником своего сына Бориса, которого в это время не было в Киеве. Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.
Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.
«Житие Бориса и Глеба» — рассказ о мученической смерти святых. Основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.
По-своему взглянул на проблему добра и зла А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».
3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Своих персонажей поэт не разделяет на положительных и отрицательных. Он дает каждому из героев несколько противоречащих друг другу оценок, заставляя взглянуть на героев с нескольких точек зрения. Пушкин хотел добиться максимального жизнеподобия.
Трагедия Онегина заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и «начал странствия». Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он уже теперь не сможет, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивался, и думать только о себе. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней.. В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что он не сумел вовремя разглядеть в ней всю глубину ее души.
В душе Онегина происходить борьба добра и зла, но, в конце концов, побеждает добро. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но возможно он стал бы декабристов, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений..
Далее М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» тоже рассматривает тему добра и зла.
4.М.Ю. Лермонтов «Демон»
Тема проходит через все творчество поэта, но я хочу остановиться только на этом произведении, т.к. в нём проблема добра и зла рассматривается очень остро. Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной.
В начале поэмы Демон- это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.
5.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
История Карамазовых – это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное изображение современной интеллигентской России. Это эпическое произведение о прошедшем, настоящем и будущем России. С точки зрения жанра – это сложное произведение. Оно представляет собой сплав «жития» и «романа», философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей. Основная проблематика – философия и психология «преступления и наказания», борьба «Божьего» и «дьявольского» в душах людей.
Основную идею романа «Братья Карамазовы» Достоевский сформулировал в эпиграфе «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна). Это мысль о неизбежно происходящем в природе и в жизни обновлении, которое непременно сопровождается умиранием старого. Широта, трагизм, неодолимость процесса обновления жизни исследованы Достоевским во всей глубине и сложности. Жажда преодоления уродливого и безобразного в сознании и поступках, надежда на нравственное возрождение и приобщение к чистой, праведной жизни переполняют всех героев романа. Отсюда «надрыв», падение, исступленность героев, их отчаяние.
Тему добра и зла автор продолжает и в другом своем произведении в романе «Преступление и наказание».
В центре этого романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников – человек мыслящий. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его выздоровление. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло.
Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах современному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются друг другом. Ошибка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления, того зла, которое он совершил.
Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачный», «подавленный», «нерешительный». Я думаю, это показывает несовместимость теории Раскольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то не очень уверенная. Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно – желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге. Он был не прав в том, что взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.
Раскольников все время колеблется между верой и неверием, добром и злом, и Достоевскому не удается убедить читателя даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Раскольникова.
Так в поисках, душевных муках и мечтаниях Раскольникова отразились собственные сомнения, внутренняя борьба, споры с самим собой, которые непрестанно ведет Достоевский.
6.А.Н.Островский «Гроза»
А.Н.Островский в своем произведении «Гроза» так же затрагивает тему добра и зла.
В «Грозе», по мнению критика, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Катерину Добролюбов считает силой, которая может противостоять костному старому миру, новой силой, воспитанной этим царством и потрясающей его основы.
В пьесе «Гроза» противопоставлены два сильных и цельных характера Катерины Кабановой, купеческой жены, и её свекрови Марфы Кабановой, которую давно прозвали Кабанихой.
Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать Кабаниха в «Грозе»( так же как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии.. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.
Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру- в его все остальные персонажи. Художественное назначение последних –обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многостроение, насколько это возможно. Так, Варвара научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу:«делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».Получается что Катерина в данной драме – добро, а остальные персонажи – представители зла.
7.М.А.Булгаков «Белая гвардия»
В романе рассказывается о событиях 1918-1919 гг., когда Киев был оставлен германскими войсками, сдавшим город петлюровцам. Офицеры бывшей царской армии были преданы на милость врага.
В центре повествования — судьба одной такой офицерской семьи. Для Турбиных, сестры и двух братьев, основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в перипетиях Гражданской войны отечество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Турбины пытаются найти для себя место в меняющемся на глазах мире, сохранить в себе человечность, добро души, не озлобиться. И это удается героям.
В романе звучит апелляция к Высшим силам, которые должны спасти людей в период безвременья. Алексею Турбину снится сон, в котором на небо (в Рай) попадают и Белые, и Красные, потому что и те, и другие любимы Богом. А значит, в итоге добро должно победить.
Тему «добра и зла» автор продолжает и в другом своем произведении – романе «Мастер и Маргарита».
В Москву с ревизией приезжает дьявол – Воланд. Он наблюдает за московскими мещанами и выносит им приговор. Кульминация романа – бал Воланда, после которого он узнает историю Мастера. Воланд берет Мастера под своё покровительство.
Прочтя роман о себе, Иешуа (в романе он представитель сил Света) решает, что Мастер, создатель романа, достоин Покоя. Мастер и его возлюбленная умирают, и Воланд провожает их к месту, где им теперь предстоит жить. Это – угодный дом, само воплощение идиллии. Так человек, уставший от битв жизни, получает то, к чему стремился душой. Булгаков намекает, что кроме посмертного состояния, определяется как «Покой», есть и другое высшее состояние – «Свет», но Света Мастер не достоин. Исследователи до сих пор спорят, почему Мастеру отказано в Свете. В этом смысле интересно высказывание И. Золотусского: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил Света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь»
Роман Булгакова об извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не судьбе определенного человека, семьи или даже группы людей, как–то между собой связанных, — он рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом – это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.
Пилат у Булгакова вовсе не показан классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестокости и социальной несправедливости привела его трусость. Именно страх делает неплохих, неглупых и храбрых людей слепым оружием злой воли. Трусость – это крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно опасна ещё и тем , что, раз смирившись с ней, человек уже не в силах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливости. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой верой.
Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа А.Н.Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.
8.Заключение
Что есть добро и что есть зло на земле? Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между ними. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.
Таким образом, я пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.
9.Список используемой литературы
1. С.Ф.Иванова «Введение во храм слова». Изд. 3-е, 2006 г.
2. Большая школьная энциклопедия, том 2. 2003 г.
3. Булгаков М.А., пьесы, романы. Сост., вступ. и примеч. В.М.Акимова. Правда, 1991 г.
4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»: Роман – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996 г.
nsportal.ru
Добро и зло в русской литературе
Добро и зло в русской литературе
Добро и зло существуют, как известно, только в симбиозе. В современном мире добро и зло практически не имеют четких границ. Все это было неоднократно доказано многими писателями и философами.
Добро и зло относятся к философским, «вечным» темам. Добро — это довольно-таки широкое понятие, включающее в себя как качества объекта (добрый, хороший, мягкий, способный любить и т.д.), так и проявления качественных индивидуальных характеристик (милосердный, добросердечный, сочувствующий).
Замечание 1
В отличии от добра, зло — понятие относительное. С философской точки зрения зло — это отсутствие добра и его проявлений, само по себе «зло» — это пустота, возникающая там, где нет доброты, справедливости, сочувствия. Любое отсутствие чего-либо неминуемо заполняется его противоположностью, одним из таких примеров и является зло.
Что же такое «зло» и «добро» в русской литературе? Каковы их проявления и отличительные характеристики? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем несколько произведений русской классики:
- Во-первых, рассмотрим тему добра и зла в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В каждом из главных героев в этом произведении присутствуют и добро, и зло. Зло представлено в героях, как духовное и нравственное падение, с которым они борются на протяжении всего романа. Таким образом, зло может проявляться не только как явная жестокость, жажда крови, месть и так далее, но и как комплекс с добром, которое в конкретном герое это зло может перебороть.
- Во-вторых, добро может быть представлено не только как милосердие, но и как сочувствие. Это особенно актуально в военных произведениях.
- В-третьих, зло может быть представлено как злоба или злость, ненависть. Исключение составляет такая злость, которая мотивирует человека или способна вдохновить его на творчество. Примером такого может служить произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Так, мы выяснили, что в различных произведениях добро и зло могут быть представлены не только как их явные проявления, но и как их симбиозы. Темы, связанные с добром и злом, всегда актуальны, несмотря на время, потому что они относятся к рангу «вечных» тем и проблем.
Также могут различаться и представления о добре и зле у различных персонажей. Герой каждого произведения несет свою идеологию, у него свои понятия о добре и зле, о морали и нравственности, о цинизме и милосердии.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что добро и зло — это достаточно субъективные понятия, которые, по своей сути, являются религиозно-философскими. Добро и зло по-разному могут быть представлены в различных произведениях. Также данное представление может зависеть от понятия автора о добре и зле. Персонажи в одном произведении тоже могут содержать в себе различные представления, а смешанные понятия о том, что есть добро и в чем кроется зло.
Значение добра и зла в русской литературе
В том, что такое добро и зло и каковы их характерные особенности, мы разобрались. Какое же значение в русской литературе имеет такая религиозно-философская тема, как тема добра и зла? Начнем с того, что практически во всех произведениях присутствует тема добра и зла. Какое же значение имеет эта тема в русской литературе? Естественно, большое.
Во-первых, в таких произведениях поднимается не только тема добра или зла, но и другие важные философские проблемы, вытекающие из этих тем. Так, можно рассматривать весь мир как совокупность добрых и злых дел в различных пропорциях, откуда следует важность и значимость таких тем.
Во-вторых, такие произведения являются нестареющими, всегда актуальными для различных поколений, так как в них можно найти ответы на многие интересующие вопросы с религиозно-философской и с социальной точки зрения.
В-третьих, данные произведения прославляют самые лучшие качества человеческой души: доброту, честь, дружелюбие, любовь, нежность, сочувствие и т.д. Также в них отражаются самые благородные качества, способствующие высокому моральному и нравственному восприятию произведения. Так, произведения, содержащие в себе тему добра и зла, являются самыми распространенными и несущими в себе глубокий моральный подтекст.
В-четвертых, часто, произведения, содержащие тему зла и жестокости, являются сатирическими или ироническими. Они высмеивают пороки человека и общества, создают отдельную атмосферу для произведения.
В-пятых, они имеют колоссальное значение для всей литературы в целом, зачастую определяя направление и развитие различных литературных направлений и жанров. Такие произведения «задают тон» всей литературе, являются основоположниками каких-либо направлений и жанров.
Замечание 2
Так, мы выяснили, произведениях русской литературы с «вечными» темами добра и зла несут в себе глубокий нравственный подтекст, прославляя лучшие качества человеческой души и высмеивая и обличая худшие.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы, содержащие темы «добра» и «зла» являются «вечными» и не теряют своей актуальности, а также имеют огромное значение в русской литературе в целом.
Благодаря добру и злу русская литература еще больше выделилась среди других, так как вышеозначенные темы в ней носили, отчасти, социальный характер. Все это, конечно, играло огромную роль в формировании русской литературы как явления, а также определении направления ее дальнейшего развития.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что русская литература многим обязана этой теме; что добро и зло оказали существенное влияние на формирование ее стилей и жанров.
spravochnick.ru
НПК Добро и Зло в литературе
Исследовательский проект “Добро и зло в литературе”
ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской области
Выполнил:
Рамхен Константин
Цель исследования:
- 1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы.
- 2. Выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке? 3. Обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.
Актуальность
Тема добра и зла — это вечная проблема, которая волнует и будет волновать человечество
Задачи
1. Изучить и анализировать произведения, содержащие проблему добра и зла.
2. Исследовать ряд произведений литературы, содержащих проблему добра и зла.
3. Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве.
4. Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла.
5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.
Гипотеза
Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.
Исследования :
Объект:
Устное народное творчество и литературное творчество писателей
Методы:
1. Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей.
2. Анализ произведений и сказок.
3. Опрос и анкетирование.
4. Сопоставление и классификация произведений.
5. Обобщение и систематизация полученных результатов.
Вопросы:
Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?
Анализ сказок
Русская народная сказка « Иван — крестьянский сын и Чудо- Юдо»
Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»
Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус. пословица)
Добро взяло верх над злом.
Мачеха и её дочери
превратились в уголь,
а Василиса стала жить
долго и счастливо вместе
с царевичем в довольстве
и счастье
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин
Твори добро без пользы для себя,
В нем благодарность за него любя.
Маарри
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.
Ганс Христиан Андерсен сказка «Снежная королева»
Анализ произведений
А.С.Пушкин повесть «Станционный смотритель»
Эгоизм и ложь разрушили семью, сделали несчастной Дуню, привели к смерти Самсона Вырина.
Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства.
Злая мысль самому навредит. (тувин. пословица)
Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла.
Единственным положительным героем комедии является смех.
А.П. Платонов (1899-1951) Рассказ «Юшка»
Таблица: Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени.
№ п/п
Сказки и произведения
1
2
добро
Сказки:
1.Русская народная сказка
3
Классическая литература:
1.А.С.Пушкин повесть « Станционный смотритель »
+
+
+
« Иван — крестьянский сын и Чудо- Юдо »
2. «Василиса Прекрасная»
зло
+
+
+
3. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » А.С.Пушкин
2.Н.Гоголь «Ревизор»
+
+
+
Зарубежная литература:
1. Ганс Христиан Андерсен сказка
3.А.П. Платонов (1899-1951) Рассказ « Юшка »
+
+
+
« Снежная королева »
+
+
Вывод
Количество
произведений
Добро
7
Зло
7
7
Добро и зло присутствуют во всех произведениях.
Тема добра и зла неисчерпаема во все времена
- Добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена
Вывод
В основе всех исследуемых произведений художественной литературы лежит идея борьбы добра и зла. В значительном большинстве произведений победителем в этом противоборстве оказывается зло. Торжество добра наблюдается только в произведениях устного народного творчества – сказках.
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.
Анкета «Добрый ли вы человек?»
Цель: определять и объяснять своё отношение к понятиям «добро» и «зло»
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Анализ: 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Результаты анкетирования «Добрый ли вы человек?»
1.Вы набрали больше 8 очков 70% (Вы любезны. Нравитесь окружающим,
умеете общаться с людьми. У вас много друзей)
2. Вы набрали от 4 до 8 очков 25% (Добры вы далеко не со всеми)
3 . Вы набрали меньше 4 очков 5% (Общение с вами, надо признаться,
порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей)
Практическая часть
1. Что такое Добро , а что такое Зло?
3. Как вы считаете вы добрый или злой человек?
8 класс
10 класс
Добрейший
100%
Заключение
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что произведения о добре и зле актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась. Добро и зло не могут существовать отдельно друг от друга. Добро и зло — понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.
Помните:
Попробуй не наступить, А уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, А протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить
.
Спасибо!
Спешите делать добро,
пока не стало
поздно.
Ф.П.Гааз
videouroki.net
аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ
Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема добра и зла: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.
Будут использоваться следующие аргументы:
– М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
– А. С. Пушкин, «Если жизнь тебя обманет»
Добро и зло противостоят друг другу с момента сотворения нашего мира. Добро включает в себя такие качества, как отзывчивость, снисходительность, щедрость, благородство и многое другое. Зло же является противоположным и подразумевает агрессию, коварство, жадность, лицемерие.
В каждом из нас заложены как положительные качества, так и обратные. Мы сами выбираем, каким из них следовать. Добро или зло – это вечный выбор: обмануть или признаться, помочь или пройти мимо, осудить либо же понять. То, какую сторону мы принимаем каждый день, определяет нас в целом. Мы должны делать этот выбор осознанно, ведь порой он влияет на судьбу другого человека.
Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!
Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер написал роман о Понтии Пилате, главным героем которого является Иешуа Га-Ноцри. Прототипом этого доброго, милосердного молодого человека является Иисус Христос. Иешуа наблюдателен и умен, у него ясные глаза, светлая улыбка и мягкая манера разговора. Являясь воплощением бесконечного добра, герой не верит, что существуют злые люди, он заботится о других, жалеет их и помогает.
Но несмотря на то, что сам Иешуа несет лишь свет, он сталкивается со злом и несправедливостью, его обрекают на мучительную смерть. Но даже в этом он не винит никого, проявляя бесконечное всепрощение.
В стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» поэт призывает нас не огорчаться тем обманам и унынию, что мы встречаем в жизни. В реальности мы сталкиваемся с несправедливостью, жестокостью и равнодушием, многие события оставляют след в нашей душе и мешают нам спокойно идти дальше. Но необходимо помнить, что время не стоит на месте.
Никто не застрахован от разочарований и лишений, по мелочам мы расстраиваемся каждый день. Порой чувствуем усталость от бытовых проблем или безысходность в ситуации, которую долго не можем разрешить. В такой момент главное верить, что пройдет время, и решатся все проблемы, забудутся неприятные эмоции, «день веселья» непременно настанет и все наши старания будут вознаграждены.
К сожалению, добро не всегда побеждает зло, люди склонны выбирать то, что выгодно. Мы все реже встречаем понимание, помощь и отзывчивость, люди преследуют свои цели, идя по головам.
Ежедневно мы должны решать, как поступить в той или иной ситуации, какую сторону выбрать. Мы строим свое будущее и общество, в котором живем. Необходимо помнить, что для спокойной жизни и гармонии в окружающем мире каждый из нас должен избирать дорогу добра.
Сегодня мы поговорили на тему «Проблема добра и зла: аргументы из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.
egeshik.ru
Исследовательская работа «Добро и зло в литературе».
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Добро и зло в литературе»
Секция: литературоведение
Автор: Пашаева Рамина Фахрад кызы
Класс 7а
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение « Средняя общеобразовательная
школа №25»
Руководитель: Валеева Василя Шагитовна, учитель русского
языка и литературы
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение « Средняя общеобразовательная
школа №25»
2014
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Добро и зло в литературе»
Секция: литературоведение
Шифр ___________________
2014
Содержание
Введение———————————————————————————————-1
Теоретическая часть
Глава 1. Добро и зло
1.1.Актуальность темы добра и зла—————————————————————2
1.2.Обоснование значимости произведений писателей о добре и зле———————2
Практическая часть:
Глава 2.Организация исследовательской деятельности
2.1. Анализ сказок и произведений—————————————————————4
2.2.Таблица сравнения и классификация образов произведений —————————7
2.3 Сравнительная и характеристика темы добра и зла в произведениях
разного времени—————————————————————————————7
2.4.Опрос одноклассников, учителей школы, родственников и соседей——————8
2.5.Организация анкетирования и анализ результатов—————————————8
2.6. Посещение архитектурно-паркового комплекса «Добрый ангел мира»————-8
Заключение——————————————————————————————-9
Литература——————————————————————————————-10
План исследования
Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?
Цель моего исследования:
1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы.
2. Обосновать значимость произведений о добре и зле.
А для этого определила задачи:
1.Изучить и анализировать произведения
2. Исследовать ряд произведений русской литературы.
3.Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве.
4.Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение взрослых к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла.
5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.
Я выдвинула гипотезу:
предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной.
Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.
Объект исследования: устное народное творчество и творчество писателей.
Предмет исследования: сказки и произведения художественной литературы.
Для достижения задач решила использовать некоторые исследовательские методы: 1.Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей.
2.Анализ сказок и произведений.
3.Опрос и анкетирование.
4.Сопоставление и классификация произведений.
5. Обобщение и систематизация полученных результатов.
Если я отвечу на вопросы: Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает? то вся моя исследовательская работа, проведенная мною, поможет ученикам моей школы выяснить, во всех ли произведениях литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке, выявить актуальность этой темы, обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.
Добро и зло – извечный выбор,
важнейший выбор человека.
Судьбы его первопричина
и смысл его земного века.
Н.Новиков.
Введение.
Добро и Зло. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное, но сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно зло пышно произрастает там, где добро спит.
Я думаю, добро никогда не могло существовать без зла. Наверное, с появлением человечества на Земле, вторым появилось зло, а уже после – добро, искореняющее это зло. Добро и зло есть повсюду, и каждый день мы сталкиваемся с этими двумя проявлениями в повседневной жизни. Я считаю, что как добро не может существовать без зла, так и зло – без добра жить не может.
Любое произведение нашей литературы в своей основе содержит эти два понятия: добро и зло. В своей работе я постаралась проследить, как проявляется эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных сказках и произведениях. А ведь именно народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. И поэтому с раннего детства нас окружают добрые сказки. И в народных, и в авторских сказках тема добра и зла прослеживается очень четко.
А. С. Пушкин является родоначальником новой русской литературы. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. А почему я обратилась к творчеству Андрея Платонова и Бориса Петровича Екимова? Именно в их произведениях поставлена самая сложная проблема нашей жизни: непримиримая борьба добра и зла.
Основная часть
Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя
А.А.Фет.
Теоретическая часть
1.Добро и зло.
1.1. Актуальность темы добра и зла.
Библейские предания гласят, что после сотворения мира и человека, страдания и горя, а значит и ЗЛА не существовало, повсюду царило счастье, благополучие, ДОБРО. Мы все это замечаем тогда, когда в детстве нам читают сказки. В них всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…».
Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Откуда же появилось зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Следовательно, проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Это вечная проблема, которая волнует и будет волновать всегда человечество.
Вывод. Тема добра и зла, поднимаемая авторами произведений, всегда актуальна. Поэтому работать по этой теме мне было очень интересно, я открыла для себя много нового, познакомилась с разными героями, осознала и поняла, что представляет собой в жизни понятие добра и зла.
1.2. Обоснование значимости произведений писателей о добре и зле.
Размышляя над вопросами добра и зла, я пришла к мысли, что практически каждое произведение содержит эту проблему, и мне захотелось окунуться в эту тайну, так как без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, порядочность. Для обоснования значимости произведений о добре и зле я постаралась анализировать и попробовала исследовать несколько разных сказок и несколько произведений писателей.
С детских лет я, еще не умея читать, слушала сказки, рассказанные мамой и бабушкой, восторгалась красотой и мудростью Василисы Прекрасной, которая благодаря своему уму и смекалке способствовала торжеству справедливости в борьбе с Кощеем Бессмертным. Даже три легкомысленных поросенка смогли противостоять злому и коварному разрушителю — волку. Дружба, взаимовыручка, любовь и ДОБРО смогли победить коварство и ЗЛО.
Я росла и постепенно знакомилась с произведениями классической литературы. Оказывается, любое произведение нашей литературы в своей основе содержит эти два понятия: добро и зло. И невольно на мысль приходили слова народной мудрости: «кто добро сеет, добро — его плод; кто зло посеет – тот злодейство пожнёт».
Вывод. Следовательно, я считаю, что как добро не может существовать без зла, так и зло – без добра жить не может. Добро и зло есть повсюду, и каждый день мы сталкиваемся с этими двумя проявлениями в повседневной жизни. Вот и русские писатели нередко отражали проблему добра и зла в своих произведениях и обязательно хотели показать людям, на примере своих героев, к чему приводит зло, корысть и зависть и, конечно, то, что дает нам добро.
Практическая часть
2.Организация исследовательской деятельности.
2.1. Анализ сказок и произведений
Тема добра и зла прослеживается во всех произведениях: в фольклоре, в творчестве писателей — классиков и зарубежных авторов. (Приложение№ 1). Сказка.… Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.
Добро в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо — Юдо» представлено в образе Иванушки. Он готов погибнуть, но победить врага. Иванушка очень умный и находчивый. Он великодушный и скромный. А вот зло в этом произведении представлено в образе Чудо — Юды. Чудо- Юдо — это чудище, которое пыталось уничтожить все живое на земле и остаться победителем. «Нет, — говорит Иванушка, — пойду и я с Чудом-Юдом биться!» «На тебя, вражья сила, пришёл посмотреть, твоей крепости испробовать.… Пришёл я с тобой насмерть биться».
Добро в сказке победило зло. Иванушка победил Чудо- Юдо, и все стали жить долго и счастливо.
Добро и зло в сказке «Василиса Прекрасная» представлено в лицах молодой царевны и ее мачехи. Молодую девушку народ рисует умной, любознательной и смелой. Она много работает, терпеливо перенося все обиды, которые наносят ей мачеха и её дочери.
И в этой же сказке добро взяло верх над злом. Мачеха и дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царем в довольстве и счастье.
Вывод: Русские народные сказки погружают нас в атмосферу волшебства и чуда, в них всегда добро побеждает зло. Они несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями.
Мансийская сказка «Гордый олень».
Так как я родилась и живу в прекрасной Югорской земле, мне хотелось узнать, как же проявляется тема добра и зла в мансийских сказках. Оказывается, добро и зло присутствуют и в мансийских сказках. Например, в сказке «Гордый олень» говорится об охотнике, который хотел причинить зло оленю. Он уже не раз охотился на других животных, убивал их, совершал при этом зло. Но вдруг в нем проснулось чувство доброты и жалости к оленю. А «вечерами охотник даже сидел всей семьёй и вытачивал, отделывал каждую веточку — делал оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы — крепкие, ветвистые, красивые!». Олень, конечно, тоже поблагодарил охотника за его доброту.
Вывод: Вот как бывает: « С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком». Вот что творит доброта. Она великая сила.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Александр Сергеевич Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт утверждает, что зло не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.
Вывод: В сказке поэта звучат добро и зло, горечь и грусть, насмешка и протест. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера в победу разума, добра и справедливости.
Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь.
Вывод. Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в сказке. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». (Приложение №2)
История повести окрашена грустью и состраданием. Сам главный герой наделён автором добрыми человеческими качествами: “Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”. О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось ехала по своей охоте».
Самсон Вырин ждет возвращения блудной дочери, и он готов ее принять и простить, но не дождался, умер. Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с рассеканием в родной дом, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться уже некуда. Жизнь устроена проще и жестче многих старых притч. Все дело в этом «чудесно превращении» Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Бедняк не просто остался бедняком; его еще и оскорбили, было растоптано его человеческое достоинство.
Вывод: Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характера любящими родителями, пропадают под влиянием другого чувства. Каковы бы ни были чувства Минского по отношению к Дуне, в конечном счёте, он все равно олицетворяет собой зло. Это зло разрушило семью, это зло сделало несчастной Дуню, привело к смерти Самсона Вырина.
А.П. Платонов(1899-1951). Рассказ «Юшка». Главное в жизни Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего- навсего Юшка. Поэтому всякий считает себя вправе кинуть в него камень или ранить словом. «Дети ждут «нормальной» (по их понятию) реакции – зла в ответ на зло. Зло для них – это норма жизни и источник веселья, ведь неслучайно совпадение: жизнь Юшки оборвет встреча с веселым прохожим. «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и терзают его». Он обладает главным человеческим качеством – добротой. Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей. После смерти Юшки проститься с ним пришли все люди, столяр просит у него прощения за всех. Справедливое слово о Юшке сказано. «Однако без Юшки жить людям стало хуже»
Вывод: К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает, и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.
Н.В.Гоголь. Комедия “Ревизор» Написанная в 1836 году комедия «Ревизор» нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единичные случаи, а типичные проявления государственного аппарата. Положительное начало в «Ревизоре» — смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то «честное лицо», которое определяет смысл комедии.
Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла. Единственным положительным героем комедии является смех. «Чему смеетесь? над собой смеетесь!..» — говорит городничий залу по воле автора.
Вывод. Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всеми». Но писатель смеется не один — он смеется с нами, и в этом сила комедии.
Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время — «добро и зло» очень ярко выражена в рассказе Б.П. Екимова «Живая душа. Анализируя произведение «Живая душа», я выявила, что для писателя важны общие нравственные ценности. Это счастья любить и быть любимым, семья, теплые и добрые отношения в ней, способность дарить людям добро. Не случайно сборник рассказов Б. Екимова носит название «Живая душа». Здесь писатель рассказывает о людях, творящих милосердие. Они дарят старикам необходимое им тепло, исцеляют их своей добротой.
Вывод. Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците. Занимаясь исследовательской работой, я многое узнала о писателе Б. П. Екимове, глубоко проникла в мир его героев и ощутила гордость за то, что живет замечательный современный писатель, один из лучших в России.
2.2.Таблица сравнения и классификации образов произведений
(Приложение №3)
Для выявления торжества добра или торжества зла в сказках и произведениях я сравнила их между собой, сделала классификацию образов.
Вывод: Практически во всех исследуемых произведениях на пике славы оказалось зло. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
2.3. Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. (Приложение №4).
Чтобы ответить на вопросы: «Добро и зло присутствуют ли во всех произведениях литературы? Каких литературных персонажей можно назвать добрыми и каких злыми?», Может ли существовать добро без зла или зло без добра? я решила сравнить сказки, произведения классической, современной и зарубежной литературы.
Вывод: Разумеется, мои доводы подтвердились: добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена.
2.4.Опрос одноклассников, учителей школы, родственников и соседей. (Приложение №5)
С целью чтобы узнать, в каком соотношении существует между собой добро и зло, проводила опрос среди одноклассников, учителей школы, родственников. Мною было опрошено 20 человек. Это мои одноклассники, учителя школы, родственники и соседи.
Вывод: Данные опроса свидетельствуют о том, что многие считают, что раньше появилось добро, нежели зло, что добра в мире больше, чем зло. Однако, говоря о борьбе добра и зла, наблюдается равновесие.
2.5. Организация анкетирования и анализ результатов
(Приложение №6)
Провела анкетирование «Добрый ли вы человек?» среди одноклассников. В данной исследовательской работе постаралась определять и объяснять отношение участников к понятиям «добро» и «зло». В основном мои одноклассники нравятся окружающим, они умеют общаться с людьми. У них много друзей.
Вывод: Результаты показали, что из 25 учащихся 70% одноклассников набрали больше 8 очков, 25% — от 4 до 8 очков, только 5% — меньше 4 очков. Составила буклет «Добро и зло» (Приложения№7,8).
2.6.Посещение архитектурно-паркового комплекса «Добрый ангел мира» (Приложение№10).
О добре и зле можно говорить бесконечно. Я гуляла летом с отцом по набережной и случайно, можно сказать, попала на открытие Паркового комплекса архитектурно-скульптурной композиции «Добрый ангел мира» в нашем городе.
Вывод. Хочется верить, что открытие скульптурной композиции Добрый ангел» с голубем в руках, является символом мира и милосердия, в нём воплощён призыв служить идеалам добра. Не это ли проявление доброты, не это ли говорит о вечной проблеме доброты и зла?!
Заключение
Я исследовала пять сказок и четыре произведения художественной литературы и пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.
Мои предположения о том, что может ли существовать добро без зла или зло без добра, подтвердились. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. И борьба их вечна, потому что нет на Земле такого человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.
Практическая значимость исследования: Моя работа может использоваться учащимися и педагогами при подготовке к урокам внеклассного чтения, классными руководителями для подготовки к классным часам, литературных вечеров, посвящённых доброте и зле, для написания сочинений, для пробуждения интереса среди подростков – возможность подготовить доклад или сообщение.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что проблема добра и зла актуальны во все времена. Выдвигаемая мною, гипотеза, подтвердилась. Добро и зло — понятия вечные, и пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине.
Берегите добро! Будет обидно, если оно исчезнет. А злу всегда есть место, ведь оно способно и малой частью омрачить крупное добро.
Список литературы
1.БороховЭ. Энциклопедия афоризмов М.- 2001г.
2. Екимов Б. П. Избранное. В 2 т. – Волгоград: Комитет по печати и информации
1998. Т.-608с.
3. Екимов Б. П. Сочинения: В 3 т. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2000. Т. 2 .– 624 с.
4. История русской литературы 19 века. М. Просвещение, 1987г.
5. Кравцов Н. И. История русской литературы. Просвещение М.-1966г.
6. Произведения школьной программы. М.-1996г.
7. Русская классическая литература сост. Д.Устюжанин. М. — Просвещение, 1969г.
nsportal.ru
Добро и Зло в литературе
1. Особенности взаимодействия добра и зла в народных сказках.
2. Изменение подхода к взаимоотношениям героев-антагонистов.
3. Различий во взаимоотношениях положительных и отрицательных героев.
4. Размывание границ между понятиями.
Несмотря на видимое многообразие художественных образов и характеров, в мировой литературе всегда существовали и будут существовать основополагающие категории, противостояние которых, с одной стороны, является главной причиной развития сюжетной линии, а с другой, побуждает к выработке у личности нравственных критериев. Подавляющее большинство героев мировой литературы можно без труда причислить к одному из двух лагерей: защитников Добра и приверженцев Зла. Эти абстрактные понятия могут воплощаться в зримых, живых образах.
Значимость категорий Добра и Зла в культуре и человеческой жизни несомненна. Четкое определение этих понятий позволяет личности утвердить себя в жизни, оценивая свои и чужие действия с точки зрения должного и недолжного. Многие философские и религиозные системы основаны на представлении о противостоянии двух начал. Так стоит ли удивляться, что персонажи сказок и легенд воплощают в себе противоположные черты? Однако следует отметить, что если представление о поведении героев, воплощающих в себе злое начало, мало менялось во времени, то представление о том, какова должна быть ответная реакция на их действия представителей Добра, не оставалась неизменной. Рассмотрим сначала, как в сказках поступали герои-победители со своими злыми противниками.
Например, сказка «Белоснежка и семь гномов». Злая мачеха с помощью колдовства старается погубить свою падчерицу, завидуя ее красоте, однако все происки ведьмы оказываются тщетными. Добро торжествует. Белоснежка не только остается жива, но и выходит замуж за прекрасного принца. Однако как поступает победившее Добро с проигравшим Злом? Финал сказки словно взят из повествования о деятельности инквизиции: «Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли, их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею. И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала, мертвая, наземь».
Подобное отношение к побежденному врагу характерно для многих сказок. Но следует сразу отметить — здесь дело не в повышенной агрессивности и жестокости Добра, а в особенностях понимания справедливости в древности, ведь сюжеты большинства сказок сформировались очень давно. «Око за око, и зуб за зуб» — вот древняя формула возмездия. Причем герои, воплощающие в себе черты Добра, не просто имеют право жестоко разделаться с поверженным врагом, но должны сделать это, ибо месть — обязанность, возложенная на человека богами.
Однако постепенно понятие менялось под влиянием христианства. А. С. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» использовал сюжет, практически идентичный «Белоснежке». И в пушкинском тексте злая мачеха не избежала наказания — но вот каким образом оно совершается?
Тут тоска ее взяла,
И царица умерла.
Неизбежное возмездие происходит не как произвол смертных победителей: оно — суд Божий. В сказке Пушкина нет средневекового изуверства, от описания которого читателя невольно пробирает дрожь; гуманизм автора и положительных героев лишь подчеркивает величие Бога (пусть Он и не упомянут напрямую), высшей справедливости.
«Тоска», которая «взяла» царицу — не совесть ли это, которую древние мудрецы называли «Оком Бога в человеке»?
Итак, в древнем, языческом понимании представители Добра отличаются от представителей Зла способами достижения своих целей и несомненным правом на что-то, что их враги пытаются отнять — но вовсе не более добрым, гуманным отношением к побежденному врагу.
В творчестве же писателей, впитавших христианские традиции, безусловное право положительных героев вершить беспощадную расправу над теми, кто не выдержал соблазна и принял сторону Зла, подвергается сомнению: «А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить? А нет — так и не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть все» (Д. Толкин «Властелин Колец»). «Теперь он падший, однако ж не нам судить его: как знать, может, он еще возвеличится», — говорит Фродо, главный герой эпопеи Толкина. В этом произведении поднимается проблема неоднозначности Добра. Так, представителей светлой стороны могут разделять недоверие и даже страх, более того, как бы ты ни был мудр, отважен и добр, всегда остается вероятность того, что ты можешь утратить эти добродетели и примкнуть к лагерю злодеев (возможно, и не желая этого сознательно). Подобное превращение происходит с магом Саруманом, изначальная миссия которого заключалась в борьбе со Злом, воплощенным в лице Саурона. Оно грозит любому, кто пожелает обладать Кольцом Всевластья. Однако Толкин не вводит даже намека на возможное исправление Саурона. Хотя Зло также не монолитно и неоднозначно, однако оно в большей степени является необратимым состоянием.
В творчестве писателей, продолживших традицию Толкина, представлены различные- воззрения на то, что и кого из толкиновских персонажей следует считать Добром и Злом. В настоящее время можно найти произведения, в которых Саурон и его учитель Мелькор, своего рода Люцифер Средиземья, выступают отнюдь не в качестве отрицательных героев. Их борьба с другими творцами Мира не столько конфликт двух противоположных начал, сколько результат непонимания, неприятия нестандартных решений Мелькора.
В фэнтези, которое сформировалось на основе сказок и легенд, постепенно происходит размывание четких границ между Добром и Злом. Все относительно: Добро снова не столь уж гуманное (каким оно и было в древней традиции), но и Зло далеко не черное — скорее очернено врагами. В литературе отражаются процессы переосмысления прежних ценностей, реальное воплощение которых зачастую далеко от идеала, и тенденция к неоднозначному пониманию многогранных явлений бытия. Однако следует помнить, что в мировоззрении каждого человека категории Добра и Зла все же должны иметь достаточно четкую структуру. О том же, что считать действительным Злом, давно сказали Моисей, Христос и другие великие учителя. Зло — это нарушение великих заповедей, которые должны определять поведение человека.
lit-helper.com
Добро и зло в литературных произведениях
Добро и зло… Извечные философские понятия, во все времена тревожащие умы людей. Рассуждая о различии этих понятий, можно утверждать, что добро, конечно же, приносит близким тебе людям приятные переживания. А зло, наоборот, хочет принести страдание. Но, как это часто бывает, трудно бывает отличить добро от зла. “Разве такое может быть”, – спросит иной обыватель. Оказывается, может. Дело в том, что добро часто стесняется сказать о своих побуждениях к поступку, а зло – о своих. Добро даже иногда маскируется под маленькое зло, и зло может
делать то же самое. Вот только оно трубит о том, что оно – великое добро! Почему так происходит? Просто добрый человек, как правило, скромен, ему в тягость выслушивать благодарность. Вот он т говорит, сделав доброе дело, что это, мол, ему вовсе ничего и не стоило. Ну а зло? Ох уж это зло… Оно любит принимать слова благодарности, причем даже за несуществующие благодеяния.Действительно, трудно разобраться, где свет, а где тьма, где настоящее добро, а где – зло. Но пока живет человек, он будет стремиться к добру и к укрощению зла. Надо только научиться понимать истинные мотивы поступков людей и, конечно же, бороться
со злом.Русская литература не раз обращалась к данной проблеме. Не остался к ней равнодушен и Валентин Распутин. В рассказе “Уроки французского” мы видим душевное состояние Лидии Михайловны, которая очень хотела помочь своему ученику избавиться от постоянного недоедания. Ее добрый поступок был “замаскирован”: она играла со своим учеником на деньги в “чику” (так называлась игра на деньги). Да, это не этично, не педагогично. Директор школы, узнав об этом поступке Лидии Михайловны, увольняет ее с работы. Но ведь учительница французского языка играла с учеником и поддавалась мальчику, потому что хотела, чтобы тот на выигранные деньги купил себе еды, не голодал и продолжал учиться. Это по-настоящему добрый поступок.
Хочется вспомнить еще одно произведение, в котором поднимается проблема добра и зла. Это роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита “. Именно здесь автор говорит о неразделимости существования на земле добра и зла. Это прописная истина. В одной из глав Левий Матвей называет Воланда злом. На что Воланд отвечает: “Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?” Писатель считает, что настоящее зло в людях, в том, что они по природе своей слабы и трусливы. Но зло все же можно победить. Для этого в обществе необходимо утвердить принцип справедливости, то есть разоблачения подлости, лжи и подхалимства. Эталоном добра в романе является Иешуа Га-Ноцри, который во всех людях видит только хорошее. На допросе у Понтия Пилата он говорит о том, готов нести любые страдания за веру и добро, а еще о своем намерении обличать зло во всех его проявлениях. От своих идей герой не отказывается даже перед лицом смерти. “Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”, – говорит он Понтию Пилату.
schoolessay.ru