cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация про челюскина по географии – Презентация «Семён Иванович Челюскин» — Презентации по географии — География

Содержание

Презентация «Мыс Челюскин»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мыс Челюскин
Широта —   77 град 43 мин северная, Долгота — 104 град 18 мин восточная).

Слайд 2

Слайд 3

 Широта —   77 град 43 мин северная, Долгота — 104 град 18 мин восточная). История станции Объединенная гидрометеорологическая полярная станция Мыс Челюскин была открыта в сентябре 1932 года. Наблюдения на станции производились в соответствии с программой работ.
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 января 1983 года  . 18 станция Мыс Челюскин переименована в станцию имени Е.К. Федорова.

Слайд 4

Физико-географическое описание Полярная станция Мыс Челюскин расположена на вытянутом с северо-запада на юго-восток побережье полуострова Таймыр, в 1,5 км к юго-востоку от мыса одноименного названия. Мыс Челюскин является крайней северной точкой материка Евразия. Он находится в проливе Вилькицкого на водоразделе Карского моря с запада и Моря Лаптевых с востока.

Слайд 5

Берега в районе станции низкие, с незначительными возвышенностями, которые местами круто спускаются к морю, образуя мысы с многочисленными бухтами. Две из них расположены вблизи станции: в 2 км к юго-западу — бухта Спартак и в 5 км к юго-востоку — бухта Восточная.

Слайд 6

Окружающая местность представляет собой холмистую арктическую тундру, террасами повышающуюся вглубь материка и расчлененную неглубокими, но широкими ложбинами.  Высота  холмов  не  превышает  30 м. Понижения заняты реками, ручьями и озерами. В 6 км к востоку от станции в пролив Вилькицкого впадает река Муха (местное название Серебрянка). Через мыс Челюскин проходит Таймырская складчатость, являющаяся зоной складчатости с многовековыми отложениями, в основном, морского происхождения. Почвы глинистые каменистые. На глубине 70 см начинается вечная мерзлота.    

Слайд 7

Населенных пунктов вблизи станции нет. Примерно в 1 км к северу расположена действующая погранзастава. Погодные условия северной оконечности Таймырского полуострова  определяются особенностями его расположения на водоразделе Карского моря и моря Лаптевых. Они здесь суровые арктические. Средняя годовая  температура   воздуха   равна  -14,5 С.  Самым  теплым  месяцем  является  июль  со средней температурой воздуха +1,5 С, а самым холодным . январь с температурой  -29,6 С. Абсолютный максимум температуры +24,0 С, а минимум  -52,0  С. Относительная влажность воздуха 88%. В течение года выпадает 291 мм атмосферных осадков. Преобладающее направление ветра северо-восточной и юго-западной четвертей. Средняя годовая скорость ветра 6,6 м/сек. Устойчивый снежный покров образуется в середине сентября, разрушение его происходит в начале июля. Лето холодное и сырое.

Слайд 8

Растительность района очень скудная, в основном это лишайники, мхи и несколько видов полярных цветов.

Слайд 9

Благодарю за внимание!

lusana.ru

Презентация на тему «Спасение челюскинцев.Первые Герои Советского Союза»

EXCELSIOR-2015 Направление «Отечество» Секция История Спасение челюскинцев.Первые Герои Советского Союза. Михайлова Анна, ученица 11 класса МБОУ «Липовская СОШ им.Героя РФ Л.С.Константинова

Руководитель- учитель истории МБОУ «Липовская СОШ» Исакова Надежда Валерьевна

  • Целью моей работы стало:

1. В связи с какими событиями в СССР было учреждено высокое звание – Герой Советского Союза.

2.Кто они первые Герои Советского Союза?

3.Кто такие «Челюскинцы».

4.Какое отношение было первым Героям в Советском Союзе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

1.Изучить в школьной библиотеке: какие книги имеются о челюскинцах и первых Героях.

2.Поиск информации в Интернете.

3.Анализ деятельности челюскинцев и лётчиков, которые спасали их.

  • Объектами исследования стали челюскинцы и лётчики.
  • Актуальность работы заключается в том, что подрастающее поколение должно знать историю,своих Героев, гордиться достижениями, смелостью и героизмом наших лётчиков.

История легендарного «Челюскина» и челюскинцев

С целью обеспечения доставки грузов в наиболее отдаленные регионы необходимо было Северным морским путем пройти расстояние от Европы до Чукотки за сравнительно небольшой промежуток времени. Первым подобную экспедицию совершил ледокол «Сибиряков» в 1932 году. Для того, чтобы осуществлять грузовые перевозки, которые были необходимы для обеспечения отдаленных районов, требовались большие суда с высокой нагрузкой, которые были бы приспособлены к плаванию в суровых условиях Севера. В итоге советское руководство пришло к мысли о том, что для решения подобных задач вполне может подойти пароход «Челюскин».

«Челююскин» — советский пароход. Был построен в  Дании  на верфях фирмы Burmeister og Wain по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля «Лена») и Владивостоком. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах». В пресс-релизе фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн.

Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года. Пароход «Лена» переименовали 19 июня 1933 года. Он получил новое название — «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина.

Экспедиция

  • 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск.
  • 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
  • Первые льдины встретились в Карском море. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. Важное событие принесло Карское море — у Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Запись о рождении была сделана В. И. Ворониным в судовом журнале «Челюскина». Эта запись гласила: «31 августа. 5 час. 30 м. у супругов Васильевых родился ребенок, девочка. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку».

И назвали родители свою дочь КАРИНОЙ, так как она родиласть в Карском море.

  • 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

Отто Юльевич Шмидт — освоение Советской Арктики

О. Ю. Шмидт

  • Отто Юльевич Шмидт —
  • полярник, Герой Советского Союза. И академик, вице-президент Академии наук. Блестящий математик и… страстный альпинист. Государственный деятель
  • и создатель теории происхождения Земли,
  • ученый-энциклопедист
  • организатор и руководитель экспедиций по освоению и использованию Северного морского пути.
  • Уже в Карском море, еще не войдя в тяжелые льды, корабль получил первые серьезные повреждения. Выяснилось, что он плохо слушается руля, качество чрезвычайно опасное для плавания во льдах. Самый тяжелый этап плавания наступил в Чукотском море. «Челюскин» вел отчаянную борьбу с непосильным для него врагом, появлялись все новые повреждения. Стало ясно, что подход к о. Врангеля исключен. Встал вопрос о зимовке во льдах.

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении . 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.

«Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроникиА.Шафрана

Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На счастье участников экспедиции, «Челюскин» тонул медленно, так что с него не только успели снять все нужное для потерпевших кораблекрушение, но и то, что когда-нибудь могло пригодиться. А потом Шмидт скомандовал: «Все на лед!»

  • Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.

Выгрузка с корабля грузов.

  • Образовался знаменитый «ледовый лагерь Шмидта», который просуществовал до 13 апреля. Весь мир был уверен в их неминуемой гибели.
  • Между тем весть о разразившейся драме облетела весь мир. Многие стали опасаться, что вскоре во льдах погибнут и все «челюскинцы». В сложившейся обстановке надежда была лишь на авиацию. Они стали слетаться и съезжаться на побережье Ледовитого океана со всех сторон в дополнение к уже находившимся в Заполярье летчикам Куканову и Ляпидевском
    у .

Пока летчики пытались спасти челюскинцев, жизнь в ледовом лагере шла своим чередом.

Наиболее важной работой для челюскинцев стало сооружение аэродрома. Несколько площадок построили ещё тогда, когда «Челюскин» был на плаву. Размеры строящихся в районе лагеря Шмидта площадок под аэродромы составляли всего 600х150 метров, но сил на их подготовку уходило много. Однако подготовленные ледяные поля при очередной подвижке превращались в крошево. Ледяные валы приходилось срубать, а затем на фанерных щитах вывозить за пределы площадки. Положение усугублялось тем, что в наличии имелись только лопаты и три топора. Ломов и кирок не было. Но люди не унывали. В это время родилась лагерная газета под названием «Не сдадимся!».

Эвакуация

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Подвиг А.В.Ляпидевского

  • Наконец, 5 марта 1934 года челюскинцы услышали гул самолета, это был 29 вылет А.В. Ляпидевского, когда, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и 2 ребенка.

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолете «Консалидейтед-Флейстер» (англ.) и Иван Доронин на«Юнкерсе» W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140—160 км от ледовой стоянки. Лётчик М. С. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.

Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены.

Пассажирская кабина под крылом Р-5 для эвакуации челюскинцев

Так завершилась героическая эпопея, еще раз доказавшая всему миру, что смелость и самоотверженность людей, объединенных великой идеей, преодолевают любые препятствия!

Летчики -герои

  • В честь блестящего завершения спасательных работ правительство учредило высшую в СССР степень отличия – звание Героя Советского Союза. Первыми его обладателями стали семь полярных летчиков, которые на маленьких ненадежных самолетиках, постоянно рискуя жизнью, сумели вывезти на материк всех зимовщиков.

Челюскинская эпопея

  •   «Челюскинская эпопея» — эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками — потрясла весь мир, и Отто Юльевич стал тогда всемирно знаменит. За рубежом писали, что имя Шмидта «начертано в золотой книге науки», «о необычайных приключениях его в стиле Жюля Верна, писала вся мировая пресса» (сообщалось в газете «Известия» 3-го июня 1934 г.)

Ровно 81 год подходит с момента учреждения звания Героя Советского Союза. 16 апреля 1934 Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил – за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига присуждать особое звание.

Первыми Героями Советского Союза стали «челюскинцы» — полярные лётчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Звание они получили за спасение пассажиров и членов экипажа   терпящего бедствие в арктических льдах  парохода «Челюскин».

Герои Советского Союза

Советский летчик, Герой Советского Союза , командир авиаотряда по спасению челюскинцев Николай Петрович Каманин. 1934 год

Герой Советского Союза, летчик Анатолй Ляпидевский. 1934 год.

Герой Советского Союза летчик Василий Сергеевич Молоков. 1966 год

Герой Советского Союза летчик Сигизмунд Леваневский. 1934 год

Герой Советского Союза, летчик Иван Доронин. 1932 год

Герой Советского Союза летчик Михаил Водопьянов. 1934 год

Герой Советского Союза, летчик Маврикий Слепнев. 1956 год

Так встречала Москва своих Г Е Р О Е В! ! !

Челюскинская эпопея

  •   «Челюскинская эпопея» — эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками — потрясла весь мир, и Отто Юльевич стал тогда всемирно знаменит. За рубежом писали, что имя Шмидта «начертано в золотой книге науки», «о необычайных приключениях его в стиле Жюля Верна, писала вся мировая пресса» (сообщалось в газете «Известия» 3-го июня 1934 г.)

Значение челюскинской эпопеи

  • Научные результаты экспедиции на пароходе «Челюскин» имели огромное значение. Они существенно пополнили знания о Северном Ледовитом океане, его географических и метеорологических условиях вблизи северного побережья нашей страны и сыграли решающую роль в хозяйственном освоении Северного морского пути, который стал систематически эксплуатироваться начиная с 1935 г.

Память О Героях СССР

  • Улица Челюскинцев  существует в городах  России : Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск,  Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург,Иваново, Казань, Киров, Кисловодск, Курск, Москва, Мытищи, Мурманск,Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Пермь, Петрозаводск, Ржев, Самара, Саратов,  Севастополь, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск,  Ярославль; городах  Украины : Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина), Фастов (улица и переулок Челюскинцев),  Донецк, Луганск,  Одесса, Стаханов, Харьков, Черновцы; в  Белоруссии : Минск (улица и парк), Могилёв.
  • Площадь Челюскинцев  в Ярославле и Туле
  • Посёлок Челюскинцев  в Тюменской области
  • Парк Челюскинцев  в Минске и в Санкт-Петербурге
  • Улица профессора О. Ю. Шмидта  в с. Молочное 

Вологодской области

  • Улица Шмидта  и  2-я улица Шмидта  в Твери
  • Улица Шмидта  в Екатеринбурге
  • Улица Капитана Воронина  в Санкт-Петербурге
  • Сад Челюскинцев  в Челябинске

Северные экспедиции О.Ю. Шмидта внесли большой вклад в освоение Северного морского пути. Люди помнят и чтят память о героических страницах в истории освоения Арктики.

Поиск затонувшего судна

Неоднократно предпринимались экспедиции по поиску затонувшего «Челюскина». Однако все они заканчивались неудачей.

Экспедиции 1974 и 1978(9) года были безрезультатны.

Так, в 2004 году такой же неудачей закончилась очередная экспедиция, которая была совершена при помощи корабля «Академик Лаврентьев». Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна.

К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка.

В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин».

В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин».

Использованные ресурсы

  • Магидович И.П. Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Том 5
  • Хрестоматия по физической географии.. Москва. Государственное педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. 1954 г.
  • Водопьянов, М. В. Повесть о ледовом комиссаре
  • Шнейдеров В.А. Великим Северным (Поход `Сибирякова`). 

kopilkaurokov.ru

Челюскин, Семен Иванович это что такое Челюскин, Семен Иванович: определение — История.НЭС

ЧЕЛЮСКИН Семен Иванович

(ок. 1700 — после 1760) — русский полярный исследователь, участник 2-й Камчатской экспедиции, капитан 3-го ранга. Достиг северной оконечности Евразии. Его именем назван мыс на этой оконечности.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ЧЕЛЮСКИН Семен Иванович

около 1700-1764), полярный исследователь, капитан 3-го ранга (1760). Участник 2-й Камчатской экспедиции В 1741-42 описал часть берега полуострова Таймыр, достигнув при этом северной оконечности Евразии (ныне мыс Челюскин).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ЧЕЛЮСКИН Семен Иванович

ок. 1700-1764), русский мореплаватель, капитан 3-го ранга. Из старинного дворянского рода. Учился в Математико-навигацкой школе и Петербургской морской академии. На флоте с 1726 подштурманом, в 1733 произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию В.И. Беринга, в которой пробыл до 1742. Сначала находился в отряде Прончищева, после смерти которого принял командование судном, затем в отряде X. Лаптева. Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея. Весной 1741 прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741-42 проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра до самой северной точки материка, названной его именем (мыс Челюскин).

Оцените определение:

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Челюскин, Семен Иванович

(или, правильнее, Челюсткин) — участник экспедиции Беринга, помощник Прончищева и Х. Лаптева, описавший северо-восточный мыс Азии (иначе называемый Челюскиным), происходил из древнего дворянского рода и поступил на службу 26-го февраля 1726 г. подштурманом. 17 апреля 1733 года он был произведен в штурманы. В том же году Челюскин получил назначение в экспедицию Беринга, в которой и пробыл до 1742 г. В этом году, 3 декабря, он был произведен в мичманы; в следующем — получил должность лейтенанта, в 1745—1746 гг. командовал придворными яхтами. В 1751 году Челюскин был произведен в лейтенанты, в 1754 году, 15 марта, — в капитан-лейтенанты; в 1756 году, по болезни, был представлен в Сенат, а в 1760 году, 16 августа, уволен от службы с чином капитана 3-го ранга.

Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю, между прочим, выпала задача описать самую северную конечность Таймурского полуострова. В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки — северо-восточного мыса, — которая и была им определена под 77°34´ с. ш. Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в «Записках гидрографического департамента» за 1851 г., т. IX, стр. 58—64; из этого извлечения явствует, что Челюскин действительно астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега; до опубликования же его журнала, эта важная научная заслуга, за

interpretive.ru

Презентация по географии «Северный морской путь»

Презентация к реферату по географии «Северный морской путь»

Выполнила

Учитель географии ГБС(К)ОУ школы № 609

Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

Симонова Ксения Леонидовна

Значение Северного морского пути: кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Для Российского государства он имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На маршруте Северного морского пути сосредоточена целая сеть уникальных наблюдательных станций, без существования которых трудно представить жизнедеятельность не только отечественных, но и многих зарубежных научных сообществ, изучающих природные и климатические особенности Крайнего Севера.

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный )

Открытие Северного морского пути .

Ранние этапы колонизации.

1. Плавания новгородцев. 2. Плавания поморов. 3. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Cеверного Ледовитого океана 4. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века— острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. 5. В XVI- XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «Мангазейский морской ход»).

Итальянским картографом Батистой Аньезе была составлена одна из первых карт Московии, на которой были представлены некоторые участки бассейна Ледовитого океана.

О возможности использования Северо-Восточного прохода( так до начала ХХ века называли Северный Морской Путь) для морского сообщения между Россией и Китаем было впервые высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.

Наиболее известными из них стали экспедиции, возглавляемые Ричардом Ченслером и Хью Уиллоби (1553—1554), а также Артуром Петом и Чарлзом Джекменом (1580). Однако, участникам этих экспедиций удавалось достичь лишь устья Северной Двины, Мурманского побережья и Новой земли.

Осип Непея вручает грамоту Ивана Грозного королеве Марии Тюдор, в которой объявлялось о свободной торговле англичан в России .

Экспедиции Виллема Баренца.

Трижды в этом наплавлении совершал походы голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1594—1596 гг. его корабли безрезультатно пытались пройти далее на восток, огибая Новую Землю с севера и юга. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был зазимовать в ледяной гавани. Весной 1597 г., возвращаясь к материку, Баренц скончался. Сведения, полученные экспедицией Баренца очень велики. Они легли в основу карты западного и северного побережья Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген и Медвежий. Добыты и первые научные данные о Карском море. Экспедиция вела замеры глубины, грунта, температуры воздуха, направления ветра и т. п. Эти данные до сих пор используются для характеристики природных условий региона.

Экспедиции русских мореплавателей.

ПОДВИГ СЕМЕНА ДЕЖНЕВА И ФЕДОТА ПОПОВА

Схема маршрута экспедиции Семёна Дежнёва и Федота Попова

Открытие последнего участка Северо-Восточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Отправившись в 1648 году в промысловое путешествие на небольших кочах они первыми в мире доказали существование пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог.

Семён Дежнев

  В 1720 году Петр I выдвинул проблему Северного морского пути в ранг государственных проблем и приступил к ее разрешению.

Вторая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга.

Витус Беринг

(1681-1741 )

Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Стеллер Георг Вильгельм путешественник и натуралист. Участвовал во Второй Камчатской экспедиции. Создал работу «О морских животных», в которой впервые описал морскую корову, которую впоследствии назвали стеллеровой коровой. Ему принадлежат труды «Путешествие от Камчатки к Америке вместе с капитан-командором Берингом» и «Описание земли Камчатки»

Часть карты восточного побережья Камчатки и Командорских островов изображениями стеллеровой коровы, северного морского котика и сивуча. Рисунок участника экспедиции С.Ф.Хитрова, 1744 год.

Итоги обеих Камчатских экспедиций были значительны: — открыт американский берег, — обследован пролив между Азией и Америкой, — изучались Курильские острова, — побережье Америки, — Алеутские острова, — уточнялись представления об Охотском море, Камчатке, Японии.

Семён Челюскин (около 1700 — ноябрь 1764)

Харитон Лаптев

М.В.Ломоносов выдвинул и обосновал идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке.

Кругосветные плавания русских военных моряков.

Ф. П. Врангель Ф. Ф. Матюшкин .

Карские экспедиции

Ледокол «Ермак»

Первым доказательством возможности транзитного использования Северного морского пути стала экспедиция, проходившая в 1878—79 гг. на шхуне «Вега», под руководством выдающегося шведского ученого Нильса Норденшельда . В ходе этой экспедиции было впервые осуществлено сквозное (с одной зимовкой в пути) плавание по маршруту Северного морского пути из Атлантического в Тихий океан.

Освоение Северного морского пути в ХХ веке.

Полярная экспедиция лейтенанта Г. Л. Брусилова

на шхуне «Св. Анна»

    Экспедиция  Русанова В.А. на шхуне «Геркулес»

В 1932 году под руководством О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина на пароходе «Сибиряков» впервые была осуществлена экспедиция, в ходе которой маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

Успех экспедиции Отто Шмидта доказал возможность активного хозяйственного освоения Арктики. Для проверки возможности плавания по Ледовитому океану транспортных судов в 1933 г. по пути «Сибирякова» был направлен пароход «Челюскин» во главе с О.Ю. Шмидтом и В.И. Ворониным.

В условиях крайне тяжелой ледовой обстановки «Челюскин» пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог. 13 февраля 1934 г. «Челюскин» затонул. «Челюскинская эпопея» жизни участников экспедиции в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками стала известны всему миру подвигом советских покорителей Арктики.

Советский Союз стал первой и единственной страной, активно использовавшей дрейфующие полярные станции. Благодаря существованию дрейфующих станций отечественные ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Начальник первой дрейфующей станции

И.Д. Папанин

В 30-е и 40-е гг. были построены арктические порты: Игарка

Диксон

Дудинка

Певек

Провидения

За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами: ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции.

Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Арктика»

1 мая 1978 года атомный ледокол Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглодичная навигация.

Основными пользователями СМП сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка.

Перспективы развития Северного Морского пути: — разработка полезных ископаемых на шельфе дна Северного Ледовитого океана (нефти и газа), потребует ледового обеспечения, развития портов и ремонтной базы; — развитие транзитных функций: интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения; — создание более мощные ледоколов, способных выполнять проводку судов усиленного ледового класса.

Спасибо за внимание!

videouroki.net

Презентация «Крайние географические точки России»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Крайние географические точки России
Презентация подготовлена учителем географии и биологии МОУ «СОШ№5» г. Всеволожска Ленинградской области Павловой Татьяной Александровной

Слайд 2

Слайд 3

Крайняя островная восточная точка
Восточная точка — остров Ратманова, Чукотский автономный округ 65°47′ с. ш. 169°01′ з. д. 

Слайд 4

Остров Ратма́нова
Остров Ратма́нова (англ. Big Diomede Island — Большой Диомид, инуитск. Imaqliq) — остров в составе островов Диомида в Беринговом проливе, самая восточная точка территории Российской Федерации. Административно относится к Чукотскому району Чукотского автономного округа. Постоянное население на острове отсутствует, однако здесь размещена база российских пограничников.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Крайняя материковая восточная точка
Восточная точка — мыс Дежнёва, Чукотский автономный округ

Слайд 8

Мыс Дежнёва
Мыс Дежнёва (эск. Тугнехалха) — крайняя восточная точка Чукотского полуострова и, соответственно, крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.

Слайд 9

Семен Иванович Дежнев в 1648 году обогнул Чукотский полуостров с севера и доказал, что из Европы в Китай можно добраться и через северные моря. Он на 80 лет раньше Витуса Беринга прошел через пролив, отделяющий Америку от Евразии, но про русских первопроходцев в Старом Свете тогда мало что знали. Поэтому слава досталась Берингу. Однако в 1879 году, восстанавливая справедливость, шведский исследователь Арктики Нильс Норденшельд назвал крайнюю восточную точку Евразии – мыс Дежнева, именем русского мореплавателя. До этого времени мыс назывался Восточным.

Слайд 10

16-ти метровый маяк –своеобразный памятник С. Дежневу на мысе его имени.

Слайд 11

Слайд 12

На мысе Дежнёва расположен населённый пункт Уэлен, а также заброшенный посёлок морских китобоев Наукан
Уэлен
Наукан

Слайд 13

Крайняя южная точка
Южная точка — не именованная на картах точка с высотой свыше 3500 м расположена в 2,2 км к востоку от горы Рагдан и к юго-западу от гор Несен (3,7 км) и Базардюзю (7,3 км), Дагестан

Слайд 14

Базардюзю́ 
Базардюзю́ — вершина Водораздельного хребта Большого Кавказа на границе Азербайджана и России (Дагестан). Высота 4466 м.

Слайд 15

Слайд 16

Базардюзю широко известна как самая южная точка России, но на самом деле она находится почти на 4 километра севернее этой точки, на расстоянии 7,3 км. В свою очередь, горы Рагдан и Несен находятся южнее Базардюзю и ближе к самой южной точке границы России, на расстояниях 2,2 и 3,7 км соответственно.

Слайд 17

Крайняя западная точка (Калининградская область)
Западная точка — погранзастава Нармельн, Балтийская коса Гданьского залива, Калининградская область 54°27′45″ с. ш. 19°38′19″ в. д. 

Слайд 18

Слайд 19

Крайняя западная точка компактной территории России
Западная точка — берег реки Педедзе, Псковская область (27°19’в.д.)

Слайд 20

Западная точка компактной части России находится в Псковской области, чуть севернее стыка границ Эстонии, Латвии и России (27°17′ в.д.).

Слайд 21

Крайняя островная северная точка
Северная точка — окрестности мыса Флигели, Земля Франца-Иосифа, Архангельская область 81°50′35″ с. ш. 59°14′22″ в. д. 

Слайд 22

Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км2. Почти полностью покрыт ледником.
Мыс Флигели
Крест в честь Георгия Седова

Слайд 23

Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.

Слайд 24

Крайняя материковая северная точка 
Северная точка — мыс Челюскин, Красноярский край (77°43’с.ш)

Слайд 25

Мыса Челюскин, который является самой северной точкой полуострова Таймыр и материка Евразия, человек впервые достиг в 1742 году. Тогда экспедиция во главе с Семеном Ивановичем Челюскиным назвала мыс Восточно-Северным. Она проходила в рамках Великой Северной экспедиции, которая была одобрена Адмиралтейств-коллегией, считавшей, что необходимо подробно исследовать север России от Печоры до Чукотки и сделать описание тех мест. В честь Семена Челюскина, полярного мореплавателя и исследователя севера России, мыс назвали уже в 1842 году, когда отмечали столетие его экспедиции.

Слайд 26

Мыс Челюскина северная оконечность полуострова Таймыр и самая северная точка материка Евразия. На мысе в 1932 сооружена полярная станция.
Семен Челюскин

Слайд 27

В настоящее время на мысе находится станция называемая радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

lusana.ru

Челюскин, Семён Иванович — Global wiki. Wargaming.net

Челюскин Семён Иванович
Годы жизни около 1704-07 — 1764
Место рождения с. Борищево, Калужская губерния
Гражданство Российская империя
Годы службы 1721 — 1756

Вершина карьеры

  • Капитан 3-го ранга

Челюскин, Семён Иванович — русский полярный мореплаватель. Родился примерно в 1704-1707 гг. (точная дата рождения неизвестна). В 1741 — 1742 годах исследовал и описал северо-восточный мыс Азии, часть берега полуострова Таймыр. Вошел в историю как первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Детство и юность

Точная дата рождения Семёна Ивановича Челюскина не установлена. По одним источникам он родился в 1704 г., а согласно других — в 1707 году. Также достоверно не известно место рождения будущего полярного мореплавателя.

Осенью 1714 года Семён был зачислен в Школу математических и навигационных наук, а через три года перевелся в “навигационный класс”, в котором обучился основам астрономии и навигации.

В 1721 Челюскин “получил аттестации в науке и в практике” и в целом хорошо зарекомендовал в “штурманской должности и хорошем обхождении”.

Карьера

В 1720-х годах Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота навигатором, учеником штурмана и подштурмана. Также он описывал прибрежные участки Финского залива, обучал гардемарин на Балтике. В 1727 году Семён обзавелся семьей. Несмотря на успехи по службе, он не мог занять руководящую должность из-за отсутствия поддержки в адмиралтейских кругах. Кроме того, такие должности в основном занимали иностранцы и простому русскому моряку было очень сложно получить подобный пост.

Портрет С. И. Челюскина

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. Уже в январе следующего года был создан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. На должность подштурмана был принял Семён Иванович Челюскин, но вскоре он был назначен штурманом и отправлен в Екатеринбург для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”.

С 1733 по 1743 год Челюскин был участником Великой Северной экспедиции, а в 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции под руководством В. В. Прончищева. Во время этой экспедиции Семён Иванович вел дневник и описывал открытые берега.

В сентябре 1736 года он принял командование кораблём по причине болезни В. В. Прончищева. Во время командования Челюскин успешно вывел корабль из залива Фаддея к устью реки Оленёк. Позже, в декабре 1736 года, он вместе с геодезистом Чекиным санным путем вернулся в Якутск. После ремонта одноименного корабля Челюскин участвовал в экспедиции Х. П. Лаптева 1738 — 1739 годов. В 1741—1742 годах он исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея.

В ходе этой экспедиции, которую назвали Великой Северной или Второй Камчатской, Х. П. Лаптев и С. И. Челюскин сделали два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. Но особого значения этому открытию Семён Иванович не предал. Позже об этой экспедиции писал М. Люмоносов

Карта маршрутов Великой Северной экспедиции
Сколь же мне сведомо, с востока от устья р.Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом

Также Ломоносов создан в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Из этого понятно, что и Ломоносов и Челюскин не могли точно указать крайнюю северную точку Евразии.

Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году)

Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где получил звание мичмана. Позже он служил на Балтийском флоте на различных должностях. В 1751 году произведён в лейтенанты, а в 1754 г.получил звание капитан-лейтенанта. 18 декабря 1756 года Семён Иванович Челюскин в чине капитана 3-го ранга ушел в отставку.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года, место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

Памятный знак, установленный к 270-летию открытия мыса Челюскина

Увековечивание памяти

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного поселка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.
Airbus A319 «С. Челюскин»
  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже , Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VQ-BBA) носит имя «С. Челюскин».
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица

См. также

Ссылки

Литература

  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. — СПб. — 1860 — 1869 Т. ч.1. — С. 78.

Галерея изображений

  • Пароход «Челюскин»

  • Макет конверта и юбилейных сопроводительных штемпелей подготовленных к 300-летию Семёна Челюскина.

  • Маршруты дубель-шлюпки «Якутск» 1739-1740 гг.

  • Санный маршрут отряда Х. Лаптева на Таймыре.


wiki.wargaming.net

Презентация к уроку по географии (7 класс) по теме: Презентация к уроку географии — 7 класс. Тема: «Открытие и исследование Арктики»

Слайд 1

Исследование Арктики МБОУ Куровская ООШ учитель географии Виртенберг Татьяна Васильевна 2012

Слайд 2

Арктика, молчавшая века, Первопроходцам натиски прощая, Живёт сама собой, не прибегая к защите человечества… пока!

Слайд 3

Летопись исследования Арктики — это история жесточайшей борьбы с природой и великого человеческого мужества!

Слайд 4

Великие полярные мореплавания начали наши земляки-поморы в XVI веке. По общепринятым официальным источникам возраст возникновения первых поселений в Арктике — 10 тысяч лет до н. э. (возникновение на дальневосточном Севере протоэскимосской культуры). В Арктике располагалась страна Гиперборея (дословно: находящаяся за Бореем — за северным ветром) — родина нашей цивилизации…

Слайд 5

Великая Северная экспедиция Корабль “ Челюскин ” во льдах . Семен Челюскин Витус Беринг В XVIII веке внесли и многим дополнили уже имеющиеся сведения о полярных территориях. Беринг, Чириков , братья Лаптевы, Челюскин

Слайд 6

В рамках многочисленных морских экспедиций XIX века отважные капитаны Васильев, Литке, Врангель, Пахтусов вели свои корабли в арктический холод. Васильев М.Н Литке Ф.П. Врангель Ф.П. Памятник мичману Пахтусову в Кронштандте

Слайд 7

Русские исследователи Арктики XX века

Слайд 8

Русанов Владимир Александрович ( 3 ( 15 ) ноября 1875 , Орёл — 1913 ?, Карское море (?)) Музей В. А. Русанова в Орле

Слайд 9

Хронология жизни 1887 — 1889 — обучение в Орловской гимназии . 1897 — Окончил Орловскую духовную семинарию 1897 — За участие в революционном движении был арестован. 1899 — освобождён под негласный надзор полиции. 1901 — был сослан на 2 года в Усть-Сысольск , где работал статистиком в земской управе [2] . 1903 — эмигрировал во Францию ( Париж ), где окончил естественное отделение Сорбоннского университета по специальности геология (1907 год). 1907 — посетил Новую Землю , пешком исследовал пролив Маточкин Шар . 1908 — участник французской научной экспедиции на Новую Землю под начальством Шарля Бенара ; впервые пересёк пешком о. Северный . 1909 , 1910 и 1911 — руководитель русских научных экспедиций. На моторно-парусных судах обошёл вокруг Новой Земли .

Слайд 10

1912 — возглавил экспедицию на шхуне «Геркулес» по обследованию угленосных районов Шпицбергена ; затем отправился в плавание вокруг мыса Желания на восток и пропал без вести с экипажем (время и обстоятельства гибели экспедиции остались невыясненными) рядом с полуостровом Михайлова . Памятник В. А. Русанову в Печоре Парусно-моторная шхуна «Геркулес»

Слайд 11

Гео́ргий Я́ковлевич Седо́в ( 5 мая ( 23 апреля по ст. ст.) 1877 — 5 марта ( 20 февраля по ст. ст.) Р оссийский гидрограф , полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу . [1] , во время которой умер, не достигнув заявленной цели, пройдя примерно 200 километров из необходимых 2000 км. Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота (старший лейтенант), действительный член Русского географического общества , почётный член Русского астрономического общества . Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач , устья реки Кары , Новой Земли , Карского моря , Каспийского моря , устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы .

Слайд 12

Сын офицера (впоследствии вице-адмирала ) Л. А. Брусилова и племянник генерала А. А. Брусилова . В 1904 — 1905 годах участвовал в военно-морских операциях против японцев, сперва на миноносце , затем на крейсере « Богатырь ». В 1910 — 1911 гг. участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах « Таймыр » и « Вайгач », занимался картографированием берегов Чукотки. Первый маяк на мысе Дежнёва носил его имя — «Знак Брусилова» Гео́ргий Льво́вич Бруси́лов ( 19 мая 1884 — 1914 ?)

Слайд 13

Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение. Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность Земли Петермана и Земли Оскара . Для навигации Альбанов располагал только устаревшей картой Юлиуса Пайера 1874 года , приведённой в книге Нансена , где эти острова ещё были обозначены.

Слайд 14

Первые авиаполеты над территорией Арктики были осуществлены летчиком Нагурским в 1914 году и были направлены на поиски затерявшейся в Арктике экспедиции, в которую входили Седов, Русанов и Брусилов. Гидросамолет Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле

Слайд 15

Следует отметить, что наша страна стала первой и единственной из прочих, кто в ходе исследования Арктики использовал дрейфующие станции, которые предложил в 1929 году Владимир Виз.

Слайд 16

А.В. Колчак, Н.Н. Коломейцев , Ф.А. Матисен у борта шхуны «Заря»

Слайд 17

Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. экипажами Чкалова и Громова («Атлас командира РККА», 1938) Вале́рий Па́влович Чка́лов (20 января ( 2 февраля ) 1904 , Василёво , Балахнинский уезд , Нижегородская губерния , Российская империя — 15 декабря 1938 , Москва , РСФСР , СССР )

Слайд 18

Северный морской путь От Санкт-Петербурга до Владивостока дорога через Северный морской путь составляет 14 280 км., через Суэцкий канал — 23 200 км., а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Слайд 19

Первый в мире ледокол, способный преодолевать тяжёлые льды, — «Ермак» — был построен в 1899 совершал плавания во льдах по Баренцеву морю в 1899 и 1901 гг. и сыграл видную роль в налаживании арктического судоходства вместе ледокольными судами: как «Седов», «Сибиряков», «Садко», «Малыгин», «Красин», «Литке», которые снискали широкую известность и славу в 1920-1930-х. «Сибиряков» «Садко» «Малыгин» «Ермак»

Слайд 20

«Академик Федоров» — первое в мире транспортное судно, которое 29 августа 2005 года без сопровождения ледокола дошло до Северного полюса.

Слайд 21

Передвижная лаборатория зимней экспедиции на море Лаптевых в 2007 году

Слайд 22

Экспедиция по проекту Плавучий университет Росгидромета и САФУ стартует в июне 2012 года. НИС Профессор Молчанов

Слайд 23

Экспедиция по проекту Плавучий университет Росгидромета и САФУ стартует в июне 2012 года. Маршрут экспедиции Экспедиция по проекту Плавучий университет Росгидромета и САФУ стартует в июне 2012 года. Маршрут экспедиции

Слайд 24

Спасибо за внимание

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *