Презентация петрашевцы – , 1845-1849 — 262705-15
Презентация к уроку истории (8 класс) по теме: Общественные движения при Николае I
Слайд 1
Общественная жизнь России при Николае I , учитель истории и обществознания Кирилина Н.А. МОУ Опоченская СОШ Дубенского района Тульской областиСлайд 2
Аннотация Презентация предназначена для проведения урока в 8 классе по теме «Общественная жизнь в России при Николае I . При подготовке презентации были использованы материалы Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2007г., тематические схемы по истории России (А.Ф. Кузьменко), Отечественная история в схемах и таблицах (В.В. Кириллов). Размер: 1,50 МБ. Количество слайдов: 20.
Слайд 3
ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные : познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным общественным мнением николаевской эпохи. Развивающие: развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.
Слайд 4
ПЛАН : 1. Классификация общественных движений во второй четверти XIX века. 2. Теория официальной народности. 3. Кружки 20-40 — х гг. XIX века. 4. Славянофилы и западники. 5. Полемика славянофилов и западников. 6. Петрашевцы. Русский социализм.
Слайд 5
Вопросы стоящие перед Россией во второй четверти XIX века Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия?
Слайд 6
Общественное движение Основные идейные течения Консервативное Либерально- оппозиционное Революционно- социалистическое
Слайд 7
Консервативное (самодержавно-охранительное) течение Теория официальной народности С.С. Уваров, Н.И. Греч, М.П. ПогодинФ.Ф. Булгарин, С.П. Шевырев, Н.В. Кукольник, М.П. Загоскин и другие Самодержавие Народность Православие
Слайд 8
Проанализируйте текст Шевырев Степан Петрович (1806-1864) литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 года. Член Петербургской академии наук. «… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом.»
Слайд 9
Просветительские кружки 20-40-х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Слайд 10
Революционные кружки Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.
Слайд 11
Либерально-оппозиционное общественное течение Либеральное течение Славянофилы Западники
Слайд 12
Славянофилы А.С.Хомяков И.С.Аксаков И.В.Киреевский Ю.Ф.Самарин
Слайд 13
Западники С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский И.С. Тургенев
Слайд 14
Идейные воззрения западников и славянофилов Различия 1. Взгляды на историческое развитие России. 2. Взгляды на государственный строй СХОДСТВА Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию.
Слайд 15
Анализ стихотворения Петру I . Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе и сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в отчизне, Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил… Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла. (К.С.Аксаков) Попытайтесь определить, к какому общественному лагерю принадлежал автор стихотворения. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
Слайд 16
Петрашевцы Кружок «петрашевцев» объединял интересующихся социальными учениями и их применением к преобразованию России. В этот кружок входили поэт А.Г. Майков, писатель Ф.М. Достоевский. О всей деятельности кружка систематически доносил вошедший в него провокатор Антонелли. 22 апреля 1849 г. начались аресты членов кружка, по поводу 122 человек начато следствие, вынесен приговор 28-ми, 21 были приговорены к смертной казни. Расстрел производился 22 декабря 1849 г. на Семеновской площади в Петербурге, в последний момент приговор был заменен ссылкой.
Слайд 17
Русский социализм Герцена Лидерство в революционном переустройстве мира переходит к России, сохранившей много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладало стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных фор жизни и труда. Община та ячейка, на основе которой могло быть построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. На пути осуществления социалистического идеала стояли два серьезных препятствия: 1. «немецкая» монархия; 2. Патриархальный строй общины. Для преодоления этих препятствий необходима революция.
Слайд 18
Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1.«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»
Слайд 19
Заключение Эпоха политической реакции при Николае I не была эпохой духовной спячки и застоя для русского общества. Напротив, во второй четверти XIX века основным центром интеллектуальной жизни России становится Москва. За внешней неспешностью и бытовой консервативностью второй столицы скрывался напряженный идейный поиск, ведущийся представителями «образованного меньшинства». Почти каждый день собирались «друзья» — «враги» западники и славянофилы, чтобы скреститься в очередном идейном споре. Разгром декабристских организаций существенно ослабил революционное движение в России, но оно не было полностью уничтожено. В эпоху правления Николая I возникает целый ряд объединений радикально настроенной молодежи, считавших себя наследниками идей и продолжателями дела декабристов. Как отмечал в своих воспоминаниях Б.Н.Чичерин, «спертая атмосфера замкнутого кружка, без сомнения, имеет свои невыгодные стороны; но что делать, когда людей не пускают на свежий воздух? Это были легкие, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль».
Слайд 20
Урок окончен Спасибо за работу
nsportal.ru
Презентация к уроку по истории на тему: Восстание декабристов
Разработка презентации учителя истории МОУ СОШ № 42 г.УфыХасановой Земфиры РизвановныЗаграничные походы 1813-1814 г.г.Философские идеи европейских ученых.Восстание декабристов.Восстания в Европе.Политика императора.Всколыхнули все общество и заставили людей задуматьсянад проблемой общественного развития.Так постепенно стали появляться новые идеи общественного развития России.
Триада «Православие, Самодержавие, Народность» впоследствии стала крылатым выражением и выражением русской монархической доктрины.
Кружок Станкевича, литературно-философское объединение, существовавшее в Москве с конца 1831. Возникло по инициативе Н. В. Станкевича. В начале в него входили студенты Московского университета.В 1832 в него вошли К. С. Аксаков, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, П. Я. Петров — будущий учёный-востоковед, Боткин В. П. и М. Н. Катков, Т. Н. Грановский. Участников кружка объединяли интерес к философии, истории и литературе, отвращение к крепостничеству и личное обаяние Станкевича. Изучая немецкую философию, сначала И.Канта, Ф. Шеллинга, затем Г. Гегеля, члены кружка не ставили конкретных политических задач. По словам Герцена, их роднило «… глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей…» Деятельность кружка способствовала распространению в России идей немецкой философии, а также пропаганде просветительских идей, гуманистических идеалов. Кружок повлиял на развитие русской журналистики 1830-х гг. («Телескоп», «Московский наблюдатель»). В 1840 члены кружка играли ведущую роль как среди западников, так и славянофилов.
Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки». Сторонники Чаадаева оформились в западников, а его критики — в славянофилов.
Западники- направление русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в. Входили: дворяне-помещики, разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии учёными и литераторами.Выступали за ликвидацию крепостничества. Отмена крепостного права представлялась З. возможной и желательной только в виде реформы.Против реакционной официальной идеологии, провозглашавшей единство «православия, самодержавия и народности«.Установления буржуазно-парламентарного строя в России они рассчитывали добиться мирным путём.Распространяли свои взгляды в обществе через просвещение и науку.Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ.Признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути. Высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России. В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для исторического развития России, как одной из европейских держав.
Славянофилы- представители русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в.в.Большинство славянофилов были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.Выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России. Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т. е. славянолюбы), данного им западниками. Отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Идеализировали старую, допетровскую Русь и представляли его себе гармоничным обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». Идеализируют патриархальность и традиционализм.Выступали за созыв Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев. Добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.
Общественные движения первой половины 19 века.
Монархическое
Либеральное
Революционное
Западники( по европейскому пути)
Славянофилы.(самобытный путь)
П.Я.Чаадаев«Философические письма».
Кружок Н.В.Станкевича.
Петрашевцы.(пропаганда)
Кружок Н.А.Спешнева (бунтарское)
Студенческие Кружки братьев Критских, Н.П.Сунгурова. (военный переворот)
А.И.Герцен (русский социализм)
С.С.Уваров«Православие , самодержавие, народность »
Кружок братьев Критских.Кружок братьев Михаила, Василия и Петра, возникший в 1827 г. среди студентов Московского университета. Участники кружка (всего около десятка лиц) объявляли себя продолжателями борьбы декабристов. Кружок носил политический характер. Членами кружка была заведена печать с надписью «Вольность и смерть тирану», оттиск которой был обнаружен на одной из бумаг. Участники кружка стояли за конституционный строй. Они вели речь о необходимости поднять массовое восстание, сделать революцию. Кружок был раскрыт и разгромлен в 1827 г. Василий и Михаил Критские были заключены в тюрьму Соловецкого монастыря, где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.
Буташевич-Петрашевский Михаил Васильевич (1821-1866) Организатор первого социалистического кружка в России (Петрашевцы), составитель «Карманного словаря иностранных слов…» (1845-46), в котором содержались идеи утопического социализма, критиковались общественные порядки царской России. Он продолжил линию революционного демократизма Белинского и Герцена, подчеркивал необходимость политического просвещения народа, ратовал за освобождение крестьян. Однако, не видя сил, способных коренным образом преобразовать крепостнический строй, в значительной степени уповал на реформы.
Буташевич-Петрашевский М.В. с 1845 стал собирать их на свои «пятницы». В его кружок входили студенты, преподаватели, офицеры, литераторы, чиновники, художники и др. К нему приходили писатели Достоевский, Плещеев, Николай Данилевский, М. Е. Салтыков-Щедрин , Пальм, Дуров, Толь, химик Ф. Львов, гигиенист Д. Д. Ахшарумов,,критик Аполлон Майков, географ Семенов-Тян-Шанский, композитор Рубинштейн А.Г.Последователь французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Петрашевский пытался пропагандировать его идеи. Разрабатывал программы освобождения крестьян с землей, размышлял об образовании, организации республиканского государства, юридических новшествах. В 1849 Петрашевский и около 40 человек были арестованы. Во время следствия более 250 человек привлекались поэтому делу, но смогли установить лишь «заговор идей.Приговорили 21 человек к смертной казни. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. В 1856 вышел на поселение и жил в Иркутске, сотрудничая в местных газетах и давая уроки. Безрезультатно добивался пересмотра приговора и восстановления своих прав. Из-за конфликтов с местным начальством пересылался с места на место. Завещал треть своего имущества последователю Ш. Фурье В. Консидерану для основания фаланстера — огромного дворца, где единомышленники смогут совместно жить и трудиться.
Спешнев Николай Александрович (1821-1882).Сторонник утопического коммунизма, член кружка петрашевцев. Выступал за подготовку восстания с целью уничтожения крепостного строя, за наделение крестьян землей без выкупа, за национализацию земли и крупной промышленности, установление демократической республики.Учился в Александровском лицее вместе с М.В. Петрашевским, но в 1839 г. поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Жил в Швейцарии, Австрии, бывал в Париже. Именно в это время Спешнев основательно пополнил свои знания: изучал немецкую философию, утопический социализм, изучил книгу Карла Маркса «Нищета философии».Оказавшись в Европе в период сильного политического брожения накануне буржуазной революции он сблизился с демократами и принял участие в гражданской войне в Швейцарии на стороне демократов.Он выдвинул идею создания боевого тайного общества.В 1849 арестован, приговорён к смертной казни, замененной каторгой.
Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz ) Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, и).В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатораБольшая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников. В 1842 году Герцен, отслужив год в Новгороде, куда он попал не по своей воле, получает отставку, переезжает на жительство в Москву, а затем, вскоре после смерти своего отца, уезжает навсегда за границу (1847). В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начавшаяся им публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием «Письма с Avenue Marigny» (впоследствии опубликованных книгой под заглавием «Письма из Франции и Италии»)После смерти жены он выезжает в Лондон, где живёт около 10 лет, основав Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857 года издает еженедельную газету «Колокол»[1]Её величества редакция «Колокола»[2] во главе с Герценом покидает Англию навсегда и переезжает в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени является. В апреле этого же 1865 года туда переводится и «Вольная русская типография»[3]. Вскоре начинают переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переезжает Николай Огарёв.9 (21) января 1870 года Александр Иванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед тем прибыл по своим семейным делам.
Вопросы по теме.1. Какие направления можно выделить в общественном движении первой половины 19 века?2. Почему выделяется не одно , а несколько направлений в обществе?3. Представители каких слоев по вашему мнению больше всего задумывались о переменах в обществе?4. Какие идеи высказывал С.С.Уваров? Почему его идеологию считают монархической?5. Кто такие «западники» ? Каковы их идеи?6. Кто такие «славянофилы»? Каковы их идеи?7. Что объединяет все течения либерального направления?8. Какова особенность революционного направления?9. Чем отличались идеи Петрашевского М.В. И Спешнева Н.А.?10. Назовите основные идеи Герцена А.И.11. Какие выводы можно сделать из данной темы?
nsportal.ru
Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация «Биография Достоевского Ф.М.»
Слайд 1
Презентация « Биография Ф.М.Достоевского». Автор: Иванова Л.Ю. учитель литературы Центра образованияСлайд 2
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) « Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». ***
Слайд 3
Федор Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, Михаил Андреевич, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать ,Мария Федоровна, из купеческой семьи Нечаевых.
Слайд 4
Начало учения Федора Достоевского. В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова ( Сушара ), затем в пансионе Л. И. Чермака.
Слайд 5
Достоевский в Инженерном училище (1838-43 ). С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Слайд 6
Литературная деятельность. Началом литературной деятельности стал перевод повести О.Бальзака «Евгения Гранде». Зимой 1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди »,ставший его триумфальным дебютом.
Слайд 7
Литературный круг Достоевского Ф.М. Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский « страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи.
Слайд 8
Достоевский и петрашевцы. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры , читались трактаты французских социалистов, статьи А.И.Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество , организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым; общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости .
Слайд 9
Достоевский под следствием и на каторге.
Слайд 10
Возвращение в литературу. С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе.
Слайд 11
Журналистская деятельность Достоевского Ф.М. В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской.
Слайд 12
Семейные катастрофы и новая женитьба Достоевского Ф.М . В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил . Новая женитьба (на Сниткиной А.Г.) скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал.
Слайд 13
Роман «Преступление и наказание» Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.
Слайд 14
Великие романы Достоевского Ф.М.
Слайд 15
Завещание Достоевского Ф.М. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о « всечеловечности » как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского.
nsportal.ru