cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация куратов иван алексеевич – Презентация «Куратов Иван Алексеевич — певец земли Коми»

Презентация «Куратов Иван Алексеевич — певец земли Коми»

Текст этой презентации

Слайд 1

Автор презентации: Фролова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Усинск Республика Коми
Певец Коми земли

Слайд 2

Певец Коми земли
Куратов Иван Алексеевич — поэт-патриот и просветитель. Куратов И.А. по праву является национальной гордостью коми народа. Он основоположник коми литературы и коми литературного языка, первый исследователь истории затерянного в бескрайних лесах Севера народа коми, оставивший богатое наследство в национальной культуре своего народа.

Слайд 3

Родился в с. Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне с. Куратово Сысольского района Республики Коми) в семье дьячка.1854 — окончил Яренское духовное училище.1854—1860годы — учился в Вологодской духовной семинарии, где впервые проявилось его поэтическое дарование. Цель жизни была определена в стихотворении «Жизнь человека» (1857 г.), — «Дать счастье родному народу». Центральное место в поэзии Куратова занимают философские и социально-политические взгляды, заметно окрашенные национальным (коми) самосознанием.1861—1865 годы — учительствовал в Усть-Сысольске / жил в двухэтажном деревянном доме Заметное место в творчестве поэта занимают переводы с русского: И. А. Крылова, А. С. Пушкина, А. В. Кольцова; а также зарубежных классиков мировой литературы. Уделял большое внимание изучению коми-зырянского языка. Написал грамматику коми языка. Параллельно исследовал грамматику удмуртского и марийского языков.Переехал в Казань, где недолгое время работал полковым аудитором.С 1866 года жил в Средней Азии. Умер в г. Верном (ныне г. Алматы) в 1875 году.

Слайд 4

Он начал писать стихи с 13 лет (в духовном училище в Яренске, «когда с трудом еще мог сдавать простейшие уроки на русском языке…, но писал по зырянски…, употреблял стефановскую азбуку»), в семинарии (которую закончил в 1860 и где осваивал не только «бурсацкую науку»), и занимался поэтическим творчеством до конца дней. Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в Усть-Сысольске, куда Иван Куратов приехал после неудачной попытки продолжить образование в Москве в 1860-1861 гг. Здесь он обучал крестьянских детей грамоте (учитель духовно-приходского училища при Троицком соборе), работал над лингвистическими трудами и, конечно, писал стихи.

Слайд 5

Иван Куратов (художник Р. Ермолин)

Слайд 6

При жизни И. А. Куратов опубликовал под псевдонимом лишь пять стихотворений, причем под видом коми народных песен и в переводе на русский язык. Его поэзия жанрово многообразна: любовная лирика, бытовые зарисовки, острая сатира, философская притча, поэма, исторический рассказ, басня, эпиграмма, перифраз и пародия. Кроме того, И. А. Куратов переводил на коми язык отечественных и зарубежных поэтов: И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Горация, Р. Бернса и др. В рукописях И. А. Куратова выявлено 24 языковедческие работы (наиболее значительные — «Зырянский язык», «Грамматика зырянского языка», «Местоимения», «Материалы для пермского толкового словаря»), из которых при его жизни были опубликованы только две.

Слайд 7

Иван Алексеевич Куратов не обзавелся семьей и детьми, но у поэта было много братьев. И благодаря им к сегодняшнему дню куратовское родовое древо разрослось до полутора тысяч человек. Потомки Куратовых живут не только в Коми, России, Украине и странах СНГ. Несколько человек из этого рода осели даже во Франции и Корее.В Нижегородской области, в городе Сарове, живет праправнучатый племянник поэта Юрий Владимирович Куратов. Именно в его архиве сохранилась семейная реликвия – пожелтевший рукописный листок с двумя стихотворениями поэта. В Сыктывкаре первой об этом узнала краевед Анна Малыхина, которая занимается составлением родового древа Куратовых.

Слайд 8

Наследие Куратова

Слайд 9

Стихи Куратова
Сменилось не одно поколение коми с тех пор, когда они в 1865 впервые в «Вологодских губернских ведомостях» увидели на родном языке первые стихотворения Ивана Куратова: «Зон» (Парень), «Голь зон» (Парень-бедняк), «Том ныв» (Молодая девушка), «Порысь» (Старик) и «Понкод» (С собакой). Затем потребовалось еще несколько десятилетий, чтобы в 1920-30-е гг. до читателя, благодаря энтузиастам А. Сидорову, В. Лыткину, А. Попову, дошли еще несколько десятков стихотворений первого коми поэта, которые пребывали до этого в безвестности в Визингской церквушке. В 1932 вышла книга «И. А. Куратов. Гижед чукор», подготовленная литературоведом Иваном Оботуровым, в которую вошли 87 художественных произведений Куратова и его научное исследование «Зырянский язык». И только лишь в дни столетнего юбилея Куратова в 1939 году было опубликовано все его литературное наследие, дошедшее до нас и любовно сбереженное его родными и их потомками: оригинальные стихотворения, поэмы, басни, эпиграммы, фольклорные обработки — около 4500 стихов, 1300 переводов с разных языков, конспектов и заметок.

Слайд 10

Слайд 11

2 октября 2009 года в Сыктывкаре на сцене республиканского театра оперы и балета состоялась премьера национальной оперы «Куратов».Опера «Куратов» была написана выходцем из Коми, а ныне жителем Лондона композитором Сергеем Носковым. Основа либретто выполнена в 1984 году коми поэтом Албертом Ванеевым и дополнена Сергеем Носковым современными реалиями. Постановка оперы «Куратов» была запланирована на 2009 год вследствие 170-летия со дня рождения основоположника коми литературы и провозглашения 2009-го годом коми языка. Артисты спектакля исполняли свои партии как на коми, так и на русском языке.

Слайд 12

Именем поэта названы его родное селе Кибра, улицы в Сыктывкаре и Алматы, педагогический колледж и общеобразовательная школа в Сыктывкаре.

Слайд 13

В самом старом здании республики — Доме Сухановых — открылся литературный музей Ивана Куратова. Выбор здания не случаен — в этом доме, насчитывающем более двухсот лет, более пяти лет преподавал этот известный коми поэт.

Слайд 14

Директор национального музея демонстрирует гостям редкие экземпляры книг И.А. Куратова из коллекции музея

Слайд 15

В залах литературного музея

Слайд 16

Сыктывкарский педагогический колледж имени И.А. Куратова
Январь 1940 года — Сыктывкарскому педучилищу № 1 присвоено имя основоположника коми литературы И.А. Куратова, первого коми поэта, переводчика и лингвиста. 15 мая 1944 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление об открытии дошкольного педагогического училища в Сыктывкаре. Эту дату колледж считает днем основания. В 2011 году Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж отметит своё 90-летие.

Слайд 17

На родине Ивана Алексеевича Куратова. Куратово — село в Сысольском районе Республики Коми. Старое название — село Кибра. Расположено в 32 км от райцентра Визинга, на правом берегу реки Буб.Упоминается при переписи 1586 года как погост Кибра. На погосте была деревянная церковь, в окрестностях разбросано около двух десятков деревень и заимок. Близ погоста на реке Буб находился укрепленный городок Котек, построенный, вероятно, во второй половине XV — первой половине XVI вв. для укрытия местного населения во время нападений.19 января 1940 г. село было переименовано в Куратово в честь местного уроженца коми поэта Ивана Алексеевича Куратова.

Слайд 18

В селе есть музей Ивана Куратова, где можно узнать о жизненном пути поэта, от рождения до ссылки в Казахстан. Именно в Кибре (нынешнем Куратове) были найдены его рукописи со стихами на коми языке. Ежегодно в селе проводится Куратовский праздник поэзии, в котором участвуют поэты республики и гости из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В селе есть памятник первому коми поэту, установленный в 1979 году.

Слайд 19

Праздник поэзии на родине И.А. Куратова

Слайд 20

Музей литературных героев Ивана Алексеевича Куратова«Кöч Закар керка» (Дом печника Захара)

Слайд 21

Экспозиция музея отображает жизнь и быт жителей южной части Республики Коми, разнообразие видов их деятельности. Основой создания экспозиции послужило стихотворение Ивана Куратова «У Захара», где описывается дом печника Захара, к которому приходят в гости четырнадцать его односельчан – каждый со своим ремеслом и характером: охотник, плотник, знахарь, церковный служка, рыбак и другие.

Слайд 22

О жизнь моя, тебе я ценуДень поднимаю каждый.Что спорить?! Будешь – неизменно…А я уйду однажды. Не ведаешь конца и края, Не знаешь путь обратный.Зачем спешишь, напоминая О смерти неотвратной? Чем тяжелей твои невзгоды,Светлей в душе тревога,По грязи брел твоей я годы,Цветов нарву немного. Цветы красивые завянут,И я завяну с ними!А люди будут жить – помянут.О Господи, помилуй! О жизнь моя, тебе я ценуДень поднимаю каждый.Что спорить?! Будешь – неизменно…А я уйду однажды.

Слайд 23

Источники информации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.pedcollkomi.ru/colledge/kuratov.php http://www.komiopera.ru/afisha/cpektakl/ctranitsy/opera/kuratov.html http://www.tomovl.ru/komi/kyratov.htm http://komi.allnw.ru/kuratovo http://www.komandirovka.ru/cities/kuratovo_komi._r./ http://museumkomi.ru/?page_id=517

topslide.ru

Презентация «Иван Алексеевич Куратов»

Ива́н Алексе́евич Кура́тов   (6 июля 1839— 17 ноября 1875)

Иван Алексеевич по праву является национальной гордостью коми народа. Он основоположник коми литературы и коми литературного языка, первый исследователь истории затерянного в бескрайних лесах Севера народа коми, оставивший богатое наследство в национальной культуре.

Из биографии

     Иван Алексеевич Куратов родился 19 июля 1839 года в селе Кебра Сысольского района. Родители не предполагали, что их сыну суждено было стать первым коми поэтом, зачинателем национальной литературы, человеком большой судьбы. Мальчик рос с детства в труде, в тесной близости с народом, его традициями. Жизнь большой трудовой семьи Куратовых прививала любовь к родной земле, уважение к тяжелому крестьянскому труду. Будущему поэту было шесть лет, когда умер отец, и на руках матери, государственной крестьянки, осталось девять детей, из которых Иван был самым младшим. Энергичная мать, несмотря на трудности и лишения, стремилась дать детям образование. В одиннадцать лет Куратов И.А. поступил в Яренское духовное училище, где царила атмосфера бессмысленной муштры и зубрёжки. В 1854 году он продолжил своё образование в Вологодской духовной семинарии, где ощутимо чувствовалось влияние революционно-демократической литературы. В стенах семинарии он по-настоящему увлёкся литературным творчеством на родном языке. После неудачной попытки продолжить образование в Москве с 1861 по 1865 годы работал учителем в г. Усть–Сысольске. В 1866г. окончил Казанскую школу полковых аудиторов и был направлен на службу военно–судебным чиновником в г. Семипалатинск. Через год переведен в город Верный Семиреченской области (ныне Алматы, Казахстан), где работал в штабе войск до 1871. После этого служил чиновником особых поручений при губернаторе.

Первые упоминания

  • В 1866 в газете «Вологодские губернские ведомости» в статье «Зырянские песни» было опубликовано пять стихотворений Куратова без имени автора. Имя поэта широкому кругу читателей стало известно после революции 1917г. Впервые о неизвестном коми поэте было сообщено в 1923 году в коми журнале «Парма ёль» (Лесной ручей), а в 1926 г. стихотворения Куратова изданы в книге «Коми гижысьяс» (Коми писатели). К 100–летию со дня рождения поэта вышло двухтомное издание его произведений.
  • Впервые о Куратове как о коми поэте заговорил Юрьё Вихман , приезжавший в 1901–1902 г.г. в Коми край для изучения языка и напечатавший два его стихотворения «Водзö» и «Коми кыв». Вихман сообщил о куратовских переводах на коми некоторых произведений Шиллера, Гейне, Бернса, Горация. Впоследствии исследователи (например, Питирим Сорокин) писали, что Куратов переводил также Байрона и Шелли.

Творчество

Центральное место в поэзии Куратова занимают философские и социально-политические взгляды, заметно окрашенные национальным коми самосознанием. Жизненная цель поэта очерчена в стихотворении «Жизнь человека» ( 1857 ) — «дать счастье родному народу».

В своей поэзии Куратов создал образы крестьян-тружеников коми, показал их стремление к свободе («Моя муза», «У Захара»), выступал крайне саркастически против социального угнетения, чиновничьих притеснений («Самсон», «Сны», «Генералу», «Тьма», «Усть-Сысольськ»). Поэт возбуждал интерес к духовному миру «простого человека», призывал не чураться родного языка, служить коми родине.

Другие известные произведения: «Брамин перед смертью», «Знаю я ее такой». Иван Куратов также является автором сатирических сказок («Микула»), автобиографической поэмы «Записки слепого».

Наиболее плодотворным периодом творчества Куратова И.А. были годы жизни в Усть-Сысольске, куда он был направлен учителем духовно-приходского училища. Расцвету его творчества способствовала близость к родному народу. Он участвовал в молодёжных вечеринках, в народных праздниках и гуляниях, ездил в глухие таёжные деревни. Внимательно прислушивался поэт к народным песням и сказаниям, собирал устное творчество родного народа. Картины жизни народа, тяжёлой, полной невзгод и унижений, нужды и бесправия, до глубины души потрясали его.

Книга 1932 г.

Иван Куратов (художник Р. Н. Ермолин)

Память

Памятник Ивану Куратову в Сыктывкаре (скульптор Мамченко)

Литературный музей Ивана Куратова в Сыктывкаре

Иван Куратов твердо отстаивал начала гуманизма, справедливости и законности, бесстрашно боролся с сановными нарушителями правопорядка до самой своей смерти от чахотки в далеком Казахстане, где проходил службу полковым аудитором.

Двухэтажный деревянный дом в Сыктывкаре, в котором жил поэт, был снесен, на его месте был возведен новый жилой дом, на первом этаже которого в 1969 году устроили Литературно-мемориальный музей И.А. Куратов.

В Сыктывкаре установлено памятник И.А. Куратов.у

2 октября 2009 года в Национальном театре оперы и балета Коми состоялась премьера оперы «Куратов», созданной по произведениям поэта.

Памятник Ивану Куратову в Сыктывкаре (скульптор Мамченко, бронза,,гранит)

Иван Куратов (художник Р. Н. Ермолин)

Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР 19 января 1940 года Сыктывкарскому педагогическому училищу присвоено имя Ивана Алексеевича Куратова.

Память

В 1989 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Куратову.

Ссылка на источник:

  • http:// nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/09/06/prezentatsiya-po-tem-tvorchestvo-pervogo-komi-pisatelya

multiurok.ru

Презентация «Богатства, отданные людям: И.А.Куратов»

Слайд 1

Богатства, отданные людям. Жизнь и деятельность Ивана Алексеевича Куратова СОСТАВИЛИ ученики 3 класса МОУ «СОШ № 17»: Колесников Максим Баринова Светлана Воронцова Юлия РУКОВОДИТЕЛЬ: Белоус Е.В.

Слайд 2

Иван Алексеевич Куратов

Слайд 3

БИОГРАФИЯ Иван Куратов родился в с. Кебра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне с. Куратово Сысольского района Республики Коми) в семье дьякона. 1854 — окончил Яренское духовное училище. 1854—1860 — Учился в Вологодской духовной семинарии, где впервые проявилось его поэтическое дарование. Цель жизни была определена в стихотворении «Жизнь человека» (1857), — «Дать счастье родному народу». Центральное место в поэзии Куратова занимают философские и социально-политические взгляды, заметно окрашенные национальным (коми) самосознанием.

Слайд 4

1861—1865 — Учительствовал в Усть-Сысольске . Жил в двухэтажном деревянном доме (снесён), ныне на этом месте (ул. Орджоникидзе 10) в современном жилом доме (на первом этаже) располагается Литературно-мемориальный музей И. А. Куратова. Заметное место в творчестве поэта занимают переводы с русского: И. А. Крылова , А. С. Пушкина , А. В. Кольцова ; а также зарубежных классиков мировой литературы. [1] Уделял большое внимание изучению коми-зырянского языка. Написал грамматику коми языка. Параллельно исследовал грамматику удмуртского и марийского языков. Переехал в Казань , где недолгое время работал полковым аудитором . С 1866 года жил в Средней Азии . Умер в г. Верном (ныне г. Алма-Ата ) в 1875 году .

Слайд 5

Указатель по трассе на село Куратово

Слайд 6

Литературный музей Ивана Куратова Еще в 1930-е поднимался вопрос о создании музея И. А. Куратова. И вот 18 июля 1969 (год его 130-летия), на первом этаже 3-х этажного каменного здания по ул. Орджоникидзе 10 (на этом месте стоял деревянный дом дочери попа Е. И. Казариновой, где в 1860-е снимал жилье Иван Куратов ) открылся литературно-мемориальный музей поэта. Основателем музея стала Тамара Алексеевна Чисталева – энтузиаст, преданный поклонник Куратова. А в 2009 году музей переехал в вновь отреставрированное здание по этой же улице – в бывший дом купца Суханова. В 1850 он передал этот дом городскому училищу, в 1924-1998 гг. здесь располагался краеведческий музей. На втором этаже музея в зале располагается экспозиция, непосредственно посвященная жизни и творчеству Ивана Куратова.

Слайд 7

Литературный музей имени И.А.Куратова в Сыктывкаре

Слайд 8

Музей –усадьба ( литературных героев) И.А.Куратова в Сысольском районе

Слайд 9

Музей-усадьба И.А.Куратова Музей организован в честь первого поэта коми Ивана Алексеевича Куратова. Привлекает своей особенностью — большим числом интересных экспонатов из дерева, бересты, использовавшихся раньше коми для ведения хозяйства. Постройка деревенской избы — очень большая: 4 зала, сени, повес, хлев; стенды, посвященные И.А.Куратову, бюст и литература с произведениями. Посетители интересуются биографией и родословной поэта.

Слайд 10

Проведение праздников

Слайд 11

Памятник И.А.Куратову в г. Сыктывкаре

Слайд 12

Почти в каждом городе Республики Коми есть улица, названная именем Куратова

Слайд 13

Сыктывкарский педагогический колледж № 1 имени И.А.Куратова

Слайд 14

Писательская деятельность И.А.Куратова Произведения П. Ф. Клочкова , Г. С. Лыткина и других коми поэтов середины XIX века были лишь первыми шагами к созданию коми литературы. Ее основоположником заслуженно считается Иван Алексеевич Куратов . Он начал писать стихи с 13 лет (в духовном училище в Яренске «когда с трудом еще мог сдавать простейшие уроки на русском языке… но писал по зырянски … употреблял стефановскую азбуку»), в семинарии (которую закончил в 1860 и где осваивал не только «бурсацкую науку»), и занимался поэтическим творчеством до конца дней. Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы, проведенные в Усть-Сысольске , куда Иван Куратов приехал после неудачной попытки продолжить образование в Москве в 1860-1861 гг. Здесь он обучал крестьянских детей грамоте (учитель духовно-приходского училища при Троицком соборе ), работал над лингвистическими трудами и, конечно, писал стихи. Как учитель коми детей Иван Куратов мечтал об издании литературы для детей. Он собирал, как пишет куратовед Е. С. Гуляев, книжку для детского чтения сборник детских стихов под названием « Колялы козинъяс » (Подарки Коле), посвященный племяннику. Мечта поэта об издании сборника для детей осуществилась только через десятилетия .

Слайд 15

Иван Куратов (художник Р. Н. Ермолин)

Слайд 16

И.А.Куратов

Слайд 17

Используемые источники: minnats.rkomi.ru/page/10418 https://ru.wikipedia.org/wiki/ Куратов ,ИванАлексеевич museumkomi.ru/ glavnaya / literaturnyj — muzej — i -a- kuratov a / bibliofond.ru/ view.aspx?id =512422 komionline.ru › Акция «11 Чудес Коми»

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Молодой сердцеед Иван Куратов сводил женщин с ума

Известный в республике ученый-этнограф, главный редактор журнала «Арт» Павел Лимеров презентовал свою новую книгу «Иван Алексеевич Куратов». Презентация состоялась 6 марта в столичном музее им. И. Куратова.
В этом году основоположнику коми литературы исполняется 180 лет. Человек, памятник которому установлен на сыктывкарской Театральной площади, давно превратился в хрестоматийный образ. Между тем жизнь этого выдающегося поэта, лингвиста, переводчика и «по совместительству» военного следователя похожа на авантюрный роман…

Романтический портрет, созданный художником Н. Жилиным.

Складывая «пазл»

— О Куратове уже много написано, — рассказывает Павел Федорович. — В первую очередь, я изучил научные работы Анатолия Микушева, Алексея Сидорова, Павла Доронина. В подборе фактуры мне помогала внучатая племянница Куратова — Анна Георгиевна Малыхина, которая занимается родословной классика. Работал я и в Национальном архиве Казахстана. Долго собирал материалы, осмысливал их, и только когда у меня в голове полностью «сложился пазл», я начал писать свою книгу.
Надеюсь, она будет интересна широкому кругу читателей. Это не монографическое исследование, а попытка художественного осмысления биографии Ивана Алексеевича.
В советское время сложился стойкий образ Куратова как бунтаря-одиночки, сосланного за свои убеждения в Среднюю Азию и дружившего только с политическими ссыльными, в основном поляками. Утверждалось, что он был ярым сторонником идей Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Это далеко не так! Устарела, на мой взгляд, и прежняя трактовка, согласно которой Куратов бежал из Усть-Сысольска, потому что его затравили полиция и чиновники. На самом деле чиновников здесь было немного, и все они составляли благородное общество Усть-Сысольска, куда, кстати, входил и сам Куратов. Дело, я думаю, в другом. Просто Иван Алексеевич – человек такого масштаба, что ему было тесно в маленьком городке.

Павел Лимеров: «Для коми литературы Куратов – это наше все».

Усть-сысольский полиглот

— Куратов — первоклассный поэт и переводчик. Свободно владел
14-ю(!) языками, а еще в 36-ти языках неплохо ориентировался, — продолжает П. Лимеров. — Это позволяло ему решать историческую миссию — поднимать коми язык на уровень европейских.
Он переводил Беранже, Гете, Гейне и, конечно, русских классиков — Жуковского, Пушкина, Фета. А вот Некрасова в этом списке мы как раз не найдем.
Переводил Куратов и Библию, книги Нового завета. Начал с Евангелия от Луки. К сожалению, из 26 глав до нас дошли только восемь. Остальные, видимо, затерялись при пересылке.

Авантажный мужчина

— Павел Федорович, те, кто учился в школе, представляют Куратова невысоким мрачным человеком в старомодных очках. А в вашей книге он совсем другой — сердцеед, симпатяга.
— На самом деле он был довольно высоким, светловолосым, красивым и остроумным человеком. Как говорили в старину — авантажным. Острый на язык, к тому же поэт, молодой Куратов мог легко сводить женщин с ума.
Стихи он стал сочинять с 13-ти лет, когда учился в Яренском духовном училище. Причем такие стихи, за которые полагались розги. Поэтому он «шифровал» свои вирши с помощью букв Стефановского алфавита и ставил псевдоним Гугов. «Гуг» по-коми — «изнанка».
— А какова «изнанка» его личной жизни? Это правда, что Куратов, будучи уже взрослым, соблазнил усть-сысольскую девушку-«малолетку»?
— Его роман с Сандрой Поповой впоследствии породил различные домыслы. Действительно, когда они встретились, Сандре было 13 лет, а не 18-19, как пишут в ранних источниках. Но между ними тогда ничего не было. И только позднее, в 1864-65 годах, возможно, возникла любовная связь. Да и то, скорее, платоническая. Эта девушка была какое-то время его музой — он посвящал ей стихи.
Сандра Попова, дочь священника из села Зеленец, рано осиротела. Вряд ли этот роман мог закончиться браком. Когда Куратов вышел из духовного сословия (решил учиться в Казанской школе полковых аудиторов), его свадьба с дочерью священника уже не могла состояться. Впоследствии она вышла за другого — выпускника семинарии Ивана Тарабукина.

Дело было в Туркестане

— У Куратова потом были другие женщины, которым он посвящал стихи?
— Конечно, были, и немало. Один из таких романов едва не закончился трагически. Когда Куратов уже служил в Туркестане, он поселился в семье казака Ивана Чукреева. Его жена Надежда была младше мужа на 30 лет. И когда в доме появился 26-летний красавец Куратов, Надежда по уши влюбилась. Они стали любовниками, роман длился несколько лет, в результате у них родился сын Михаил (правда, он умер еще во младенчестве).
Пожилой станичник Чукреев узнал, что жена ему изменяет. Устраивал дикие сцены ревности, а мог и вовсе изрубить обоих шашкой в капусту — казак все-таки! Но в дело вмешались другие станичники. И даже состоялся суд. А кончилось тем, что через некоторое время Чукреев умер. И Куратов вновь поселился у
Надежды. Отношения они не оформили. Но именно она закрыла глаза умершему на ее руках Куратову. Он скончался в возрасте 36 лет.
— А почему Куратова вы называете «коми Фандориным»?
— В Туркестане он занимал такую же должность, как герой Акунина Эраст Фандорин — чиновник по особым поручениям. Сначала Куратов работал военным следователем, участвовал в процессах в качестве прокурора, некоторое время занимал должность судьи в городе Верном.
Когда он перешел в гражданское ведомство, то был как раз чиновником и вел такие же следственные дела, как и Фандорин. Кстати, довольно интересные. Куратов вел порядка 20 дел в месяц: от мелких (допустим, дело казачки, которая ушла от мужа-изверга) до очень серьезных, доходивших до самого императора. Если все это описать, получилась бы приключенческая книга. Да и сам Куратов был человеком интересным, смелым, рисковым. И, как все яркие личности, далеко не однозначным…

Беседовала
Екатерина МАКАРОВА.

ПОСТСКРИПТУМ

Семь килограммов рукописей

При жизни он не смог продать ни одной

Иван Куратов родился 18 июля 1839 года в селе Кебра (ныне село Куратово) Усть-Сысольского уезда в семье дьякона и крестьянки.
Иван был девятым ребенком в семье, которая рано потеряла кормильца.
В 1850-1854 гг. Куратов учился в Яренском уездном училище, затем в Вологодской духовной семинарии, которую закончил в 1860 г. После чего отправился в Москву — с направлением в Духовную академию. Но, видимо, раздумал и решил поступить в Московский университет. Однако и этот план провалился. Скорее всего, из-за безденежья.
Через семь месяцев Куратов вернулся в Усть-Сысольск, занялся литературным творчеством и научными изысканиями.
В 1865 г. Куратов переезжает в Казань, где заканчивает школу полковых аудиторов. Затем начинается его служба, сначала в Семипалатинске, затем в г. Верном (Алма-Ата). Одно время он служил в полку, где ранее отбывал солдатчину бывший каторжник Федор Достоевский.
Так же, как Достоевский, Иван Куратов умер от горлового кровотечения. Чахотка унесла его в могилу осенью 1875 г. Сослуживцы отправили родственникам покойного 7-килограммовую посылку с рукописями, многие из которых затем затерялись.
Автор строк «Менам муза абу вуза» — «Моя муза не продается» так и не сумел при жизни продать ни одного своего стихотворения. Тем не менее, стал основоположником коми литературы. Теперь о нем пишут монографии, книги и даже сочинили оперу. Нелегкая судьба, поздняя посмертная слава — с классиками такое бывает.

www.tribuna.nad.ru

Презентация «Зеленецкая Сандра — муза И. Куратова». Исследование по книге Г.А.Федорова «Песня, моя песня»

Исследование по книге Г.А.Федорова «Песня, моя песня»(роман «Зарница», роман «Вдали от родины»)

Выполнили:

ученицы 9а класса МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Хохлова М., Ладанова Л..

Руководитель:

учитель руского языка и литературы

Петрунева Г. П.

  • На основе материала книги Г.Федорова «Песня, моя песня» определить национальные черты характера коми девушки.
  • Сопоставить архивные данные о Поповой А.И.с художественным вымыслом

1.Изучить материалы книги А.Г.Малыхиной

« Родословное древо куратовского рода»

2.Подобрать стихи И.Куратова,

раскрывающие образ Сандры в романе.

3. Создать презентацию

Иван Алексеевич Куратов  ( ö л ь Вань) ;

  6 (18) июля 1839 — 

17 (29) ноября 1875) — основоположник

коми литературы,

  лингвист,  философ ,

переводчик, коми поэт .

  • Отец Иван Петрович Попов-
  • священник Зеленецкой Богоявленской церкви(родом из Корткероса)
  • Мать Елена Алексеевна (Казаринова)
  • родом из духовного сословия

Шондiбанöй

Бур таланöй,

Муса мича ныв!

И.А.Куратов

У нее простоватое ,узенькое лицо, высокий лоб и голубые глаза, с тенями возле переносицы…(стр.7)

  • Девушка стояла среди епархиалок, крестилась, строгий взгляд ее обращен внутрь себя…(стр 6)
  • Легкая в движениях, быстрая, с мягким, чуть глуховатым голосом…
  • «…легко взлетела на ступеньки крыльца…»(стр.9)
  • -Я сирота.
  • — Я с тетей живу. У нее на Покровской собственный дом с мезонином.(стр.10)
  • Сандра первой подошла к нехитрому сооружению — широкой доске, перекинутой через бревно, встала на свой конец. Голос ее был звонок и весел.(стр89)
  • Когда солнце, устав от дневных трудов, поползло к горизонту, Сандра с крестной и Куратов погрузили в лодку все необходимое и потихоньку тронулись к Медвежьему лугу. Перенесли вещи под дерево, натянули два полога — один для Ивана, другой для Сандры с теткой, развели костер, напились чаю.
  • Надо отдать должное Сандре —
  • Надо отдать должное Сандре —
  • работа ее не пугала. И хотя это качество никак не относилось к разряду возвышенных, кои более всего импонировали нежному сердцу поэта, тем не менее он это про себя отметил и остался очень доволен.(стр.80)

Сандра ничего не умела делать вполсилы, это Иван давно заметил. Уж если косить, так до изнеможения, хоть падай. Полы мыть — до той белизны, которой доски и снову не отличались. (стр.84).

Куратов с улыбкой смотрел па нее.

Добрая, простодушная Сашенька порой вызывала в нем такое умиление, что горло сдавливало.(стр.85)

  • Сашенька могла летать, как вольная
  • птица, работать, будто ничто другое не могло доставить ей такого удовольствия, робко, как мышка, молчать, слушая Ивана, — словом, всегда и везде она была смыслом, сутью открывавшейся картины. (стр.87)
  • Возле маленькой лесной речушки, что прозывалась Чов, он увидел Сандру. Та, простоволосая, сидела на земле, прямо вытянув перед собой ноги в стареньких растоптанных лапотках, и обмахивалась передником. (86)
  • -Славная девушка. Расторопная. Она городская?
  • Нет. Из деревни. 3еленец, знаешь? Сирота круглая. Она и вправду хорошая. А, уж работящая! Всю грязную работу в доме делает.И за скотиной ходит, стирает и печь топит и баню…(стр114)
  • Сандра – счастье для любого …(стр.119)
  • Сашенька могла летать, как вольная

птица, работать, будто ничто другое не могло доставить ей такого удовольствия, робко, как мышка, молчать, слушая Ивана, — словом, всегда и везде она была смыслом, сутью открывавшейся картины. (стр.87)

  • пунцовые губы, глаза синим пламенем сверкают, щеки гроздьями рябины горят…
  • Сандра знала, что нет здесь девушки ее краше, что все смотрят только на нее…
  • Синий взгляд, легкие завитки у висков в мечтах и в реальности были одинаково милы.. (стр40)

Разошлась нынче Сандра!

Огонь, что не давал ей покоя,

бушевал в ее крови. (144 )

Сандра сыпала скороговорочкой (стр40)

  • Он не хотел признаваться себе, что сегодняшняя простодушная улыбчивая Сандра — лишь тень, блеклый отпечаток той, что рисовало воображение. …он в следующий раз непременно возьмет и завоюет ее сердце. (стр41)
  • А ты, зыряночка моя,

Неужели горем пораженный,

Я буду только в грезе сонной

Твой образ видеть?

И.Куратов

Светлое солнышко!

Осчастливь и согрей

Все живущее под небом!

Красавица-девушка!

Сделай нашу жизнь

Светлой и радостной!

И.Куратов

А Сандра? Как сложилась ее судьба? Его первая, чистая юношеская любовь до сих пор не погасла в нем. Она где-то в глубине души тлеет еле заметным огоньком. Разумеется, глупо через десять лет надеяться на какое-то чудо .

  • И вообще, если говорить серьезно, Сандра всего лишь выдуманный им самим далекий пленительный образ милой девушки. И не больше…. Было время, она заслонила собой для него весь мир. Он жил этой мечтой, млел, горел, в нем бурлила молодая горячая кровь. И, может быть, это были его лучшие дни?
  • Сандра –просвирня при церкви.
  • Умерла 11.07.1906г.и погребена в церковной ограде.

ХРОНИКА ЖИЗНИ САНДРЫ:

  • 1848 г. — Родилась в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Вологодской губ. в семье священника Богоявленской церкви.
  • 1856 г. — 25 июня умерла мать Елена Алексеевна Попова, урожденная Казаринова (06.07.1826 г.р.).
  • 1858 г. — Поступила в Усть-Сысольское 11-разрядное женское училище.
  • 1860 г. — 05 мая умер отец Иоанн Петрович Попов (20.09.1820 г.р.).
  • 1862 г. — Окончила женское училище ( I выпуск).
  • 1858-1868 гг. — Проживала в Усть-Сысольске по ул.Покровской в доме тетки Казариновой Екатерины Алексеевны, где познакомилась с поэтом Куратовым И.А. (1839-1875).
  • 1868 г. — Вышла замуж за выпускника Вологодской духовной семинарии Тарабукина Василия Алексеевича (1847-1872).
  • 1868-1872 гг. — Жила в г. Яренске, где муж служил священником и учителем в Духовном училище.
  • 1869 г. — Родилась дочь Елена Васильевна Тарабукина.
  • 1873-1906 гг. — Жила в с. Зеленец в отцовском доме, служила просфирней при Богоявленской церкви.
  • 1906 г. — «11 июля умерла, 13 июля погребена священническая вдова Александра Ивановна Тарабукина, 59 лет от катара желудка. Исповедал и приобщал священник Иоанн Покровский с диаконом Аполлоном Шумковым и псаломщиком Николаем Аврамовым. Похоронена в церковной ограде».

(НАРК Ф.254, оп. 1, д. 336, л. 25).

kopilkaurokov.ru

Презентация «Иван Алексеевич Куратов»

Ива́н Алексе́евич Кура́тов   (6 июля 1839— 17 ноября 1875)

Иван Алексеевич по праву является национальной гордостью коми народа. Он основоположник коми литературы и коми литературного языка, первый исследователь истории затерянного в бескрайних лесах Севера народа коми, оставивший богатое наследство в национальной культуре.

Из биографии

     Иван Алексеевич Куратов родился 19 июля 1839 года в селе Кебра Сысольского района. Родители не предполагали, что их сыну суждено было стать первым коми поэтом, зачинателем национальной литературы, человеком большой судьбы. Мальчик рос с детства в труде, в тесной близости с народом, его традициями. Жизнь большой трудовой семьи Куратовых прививала любовь к родной земле, уважение к тяжелому крестьянскому труду. Будущему поэту было шесть лет, когда умер отец, и на руках матери, государственной крестьянки, осталось девять детей, из которых Иван был самым младшим. Энергичная мать, несмотря на трудности и лишения, стремилась дать детям образование. В одиннадцать лет Куратов И.А. поступил в Яренское духовное училище, где царила атмосфера бессмысленной муштры и зубрёжки. В 1854 году он продолжил своё образование в Вологодской духовной семинарии, где ощутимо чувствовалось влияние революционно-демократической литературы. В стенах семинарии он по-настоящему увлёкся литературным творчеством на родном языке. После неудачной попытки продолжить образование в Москве с 1861 по 1865 годы работал учителем в г. Усть–Сысольске. В 1866г. окончил Казанскую школу полковых аудиторов и был направлен на службу военно–судебным чиновником в г. Семипалатинск. Через год переведен в город Верный Семиреченской области (ныне Алматы, Казахстан), где работал в штабе войск до 1871. После этого служил чиновником особых поручений при губернаторе.

Первые упоминания

  • В 1866 в газете «Вологодские губернские ведомости» в статье «Зырянские песни» было опубликовано пять стихотворений Куратова без имени автора. Имя поэта широкому кругу читателей стало известно после революции 1917г. Впервые о неизвестном коми поэте было сообщено в 1923 году в коми журнале «Парма ёль» (Лесной ручей), а в 1926 г. стихотворения Куратова изданы в книге «Коми гижысьяс» (Коми писатели). К 100–летию со дня рождения поэта вышло двухтомное издание его произведений.
  • Впервые о Куратове как о коми поэте заговорил Юрьё Вихман , приезжавший в 1901–1902 г.г. в Коми край для изучения языка и напечатавший два его стихотворения «Водзö» и «Коми кыв». Вихман сообщил о куратовских переводах на коми некоторых произведений Шиллера, Гейне, Бернса, Горация. Впоследствии исследователи (например, Питирим Сорокин) писали, что Куратов переводил также Байрона и Шелли.

Творчество

Центральное место в поэзии Куратова занимают философские и социально-политические взгляды, заметно окрашенные национальным коми самосознанием. Жизненная цель поэта очерчена в стихотворении «Жизнь человека» ( 1857 ) — «дать счастье родному народу».

В своей поэзии Куратов создал образы крестьян-тружеников коми, показал их стремление к свободе («Моя муза», «У Захара»), выступал крайне саркастически против социального угнетения, чиновничьих притеснений («Самсон», «Сны», «Генералу», «Тьма», «Усть-Сысольськ»). Поэт возбуждал интерес к духовному миру «простого человека», призывал не чураться родного языка, служить коми родине.

Другие известные произведения: «Брамин перед смертью», «Знаю я ее такой». Иван Куратов также является автором сатирических сказок («Микула»), автобиографической поэмы «Записки слепого».

Наиболее плодотворным периодом творчества Куратова И.А. были годы жизни в Усть-Сысольске, куда он был направлен учителем духовно-приходского училища. Расцвету его творчества способствовала близость к родному народу. Он участвовал в молодёжных вечеринках, в народных праздниках и гуляниях, ездил в глухие таёжные деревни. Внимательно прислушивался поэт к народным песням и сказаниям, собирал устное творчество родного народа. Картины жизни народа, тяжёлой, полной невзгод и унижений, нужды и бесправия, до глубины души потрясали его.

Книга 1932 г.

Иван Куратов (художник Р. Н. Ермолин)

Память

Памятник Ивану Куратову в Сыктывкаре (скульптор Мамченко)

Литературный музей Ивана Куратова в Сыктывкаре

Иван Куратов твердо отстаивал начала гуманизма, справедливости и законности, бесстрашно боролся с сановными нарушителями правопорядка до самой своей смерти от чахотки в далеком Казахстане, где проходил службу полковым аудитором.

Двухэтажный деревянный дом в Сыктывкаре, в котором жил поэт, был снесен, на его месте был возведен новый жилой дом, на первом этаже которого в 1969 году устроили Литературно-мемориальный музей И.А. Куратов.

В Сыктывкаре установлено памятник И.А. Куратов.у

2 октября 2009 года в Национальном театре оперы и балета Коми состоялась премьера оперы «Куратов», созданной по произведениям поэта.

Памятник Ивану Куратову в Сыктывкаре (скульптор Мамченко, бронза,,гранит)

Иван Куратов (художник Р. Н. Ермолин)

Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР 19 января 1940 года Сыктывкарскому педагогическому училищу присвоено имя Ивана Алексеевича Куратова.

Память

В 1989 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Куратову.

Ссылка на источник:

  • http:// nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/09/06/prezentatsiya-po-tem-tvorchestvo-pervogo-komi-pisatelya

multiurok.ru

Иван Алексеевич Куратов, биография, подборка произвдений.

Выдающийся коми поэт, исследователь коми языка, переводчик. И. Куратов родился 18 июля (6 июля по старому стилю) 1839 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми) в семье дьякона местной церкви. Когда И. Куратову было 6 лет, семья потеряла отца – Алексея Петровича. Все заботы по воспитанию и образованию детей легли на плечи матери Екатерины Ивановны. Осенью 1850 года она отвезла младшего сына Ивана в соседний уезд, в Яренск, для поступления  в  духовное  училище.  Успешно  завершив  обучение в Яренске, И. Куратов поступает в Вологодскую духовную семинарию (1854–1860), в которой, по свидетельству аттестата, учился «при способностях очень хороших и прилежании очень ревностном». После окончания Вологодской семинарии И. Куратов отправляется в Москву для поступления в Духовную академию. В некрологе пишется, что ему не удалось окончить академического курса из-за «возникших в начале 60-х годов волнений в высших учебных заведениях», однако документальных подтверждений учебы в академии пока не найдено. В марте 1861 года он возвращается в Вологду и подает прошение о назначении его на должность учителя Усть-Сысольского духовно-приходского училища. И с первого апреля он уже приступает к своим обязанностям. Усть-Сысольский период считается самым продуктивным в творчестве И. Куратова. В эти годы поэт создал значительное количество стихотворений и поэм, из которых он составляет свой первый рукописный сборник «Немас удж» (Напрасный труд). В это же время И. Куратов успешно занимается переводами произведений русских и западноевропейских поэтов. С большим интересом наблюдает жизнь своего народа, его экономическое состояние, изучает фольклор, исследует грамматику родного языка.

К середине 60-х годов XIX столетия в жизни И. А. Куратова произошли серьезные перемены: запутанные личные отношения, невозможность научного и карьерного роста вызывают сильнейший душевный кризис. Поэтому он подает прошение о назначении его в школу полковых аудиторов (военных юристов) в городе Казани. Учеба в Казани для И. Куратова – это единственный способ вырваться из угнетающей обстановки, продолжить образование, совершить карьерное продвижение. В октябре 1865 года И. Куратов покидает Усть-Сысольск и отправляется в Казань – в город с университетом, имеющим сформировавшиеся научные традиции и авторитет среди исследователей языков народов Российской империи.

Через год после окончания срока обучения И. Куратов направляется в город Семипалатинск (Туркестан, ныне – Казахстан) аудитором в штаб Западно-Сибирского батальона. Должность полкового аудитора предполагала исполнение обязанностей  следователя,  прокурора и секретаря военного суда. Уже через год И. Куратов назначается на должность обер-аудитора  штаба  войск  Семипалатинской  области, т. е. молодой Куратов в этот период возглавляет всю аудиторскую службу военного округа. В конце декабря 1867 года И. Куратов приступает к обязанностям аудитора в 11-м Туркестанском линейном батальоне в укреплении Верный (ныне Алма-Аты). В 1871 году И. Куратов был переведен из батальона в распоряжение губернатора области на должность младшего чиновника особых поручений. На этой должности он исполнял обязанности уездного судьи, прокурора, следователя. Архивные документы свидетельствуют о том, что ему приходилось вести очень сложные дела, в том числе касавшиеся положения местного нерусского населения. И. Куратов считался опытным юристом, профессионалом своего дела. Дослужился до чина титулярного советника (офицерский чин – капитан), его ценило руководство края, уважали друзья. Он часто бывал в дальних продолжительных командировках, что и послужило главной причиной его тяжелой болезни. 29 ноября (17 ноября по старому стилю) 1875 года И. Куратов скончался от туберкулеза.

При своей жизни и в течение нескольких десятилетий после смерти И. Куратов был известен как поэт только узкому кругу людей. На сегодняшний день известно, что часть куратовских произведений была утеряна, дошедший до нас корпус текстов составляют более 100 оригинальных стихотворений, «Нимтöм поэма»  (Поэма  без  названия),  отрывки из поэм «Пасъяс синтöмлöн» (Заметки слепого) и «Ягморт» (Лесной человек), фрагмент стихотворной драмы «Пама», а также фольклорные обработки, поэтические переводы русских и западноевропейских поэтов. Среди рукописей И. Куратова, дошедших до нас, сохранились заметки по истории коми письменности, теории перевода, о проблемах политэкономии, истории и искусства, конспекты о грамматике и лексике коми языка, раздел русско-коми словаря. При жизни И. Куратову удалось опубликовать два лингвистических труда: «Зырянский язык» (1865) и

«Рецензию на «Зырянскую грамматику» А. Ф. Флёрова» (1864). В январе 1866 года в «Вологодских губернских ведомостях» под видом коми народных песен были напечатаны пять стихотворений поэта: «Зон» (Молодец), «Том ныв» (Молодая девица), «Пöрысь» (Старик), «Гöль зон» (Бедняк) и «Понкöд» (С собакой). После смерти И. Куратова его рукописи были отправлены родственникам. До начала 1920-х годов они хранились в семейном архиве, а в 1923 году оказались в поле зрения А. С. Сидорова. С этого времени начинается изучение творчества и публикация художественного наследия коми поэта. У истоков куратоведения стояли такие исследователи, как А. С. Сидоров, В. И. Лыткин, А. А. Попов, П. Г. Доронин. В 1950-е годы список куратоведов пополнился новыми именами. К изучению творчества И. Куратова приступили А. А. Вежев, А. Н. Федорова, А. К. Микушев, А. Е. Ванеев, чуть позже В. И. Мартынов, В. Н. Демин, В. А. Латышева, Н. В. Вулих. Это время, когда были проведены исследовательские работы по изучению архивных и литературных первоисточников. Исследователями творчества И. Куратова были также рассмотрены особенности формирования мировоззренческих и эстетических взглядов коми поэта. Творчество И. Куратова освещается с точки зрения жанрово-тематических особенностей, выявляется характерный для поэта образный ряд. Изучаются связи лирики коми поэта с литературным творчеством разных авторов. Исследователями также освещаются собственно стиховедческие аспекты его творчества.

С 1965 года по инициативе В. И. Лыткина были организованы «Куратовские чтения» – научная конференция, посвященная творчеству поэта и имеющая цикличный характер. 28 мая 1987 года впервые был проведен Куратовский праздник поэзии в селе Куратово Сысольского района. В начале 1990-х годов изучение поэтики обогатилось исследованием отдельных аспектов лирики коми поэта. Г. И. Тираспольским, П. Ф. Лимеровым, В. А. Лимеровой, Т. Л. Кузнецовой продолжается изучение литературного и биографического контекста творчества И. Куратова. В работах предложен опыт переоценки части куратовского творчества. В научный оборот введены также результаты новых исследований в области генеалогии рода И. Куратова, выявленные представителями куратовского рода А. Г. Малыхиной и О. В. Куратовым. В преддверии 175-летнего юбилея И. Куратова делегация из Коми побывала в Казахстане, где в последние годы жил и работал коми поэт. В бывшей столице Казахстана есть улица И. Куратова, но алматинский домик И. Куратова не сохранился. Не сохранилась и старая часть городского кладбища, где находилась могила поэта.

Творчество И. Куратова стало одной из вершин литературы народов России XIX века. Известный финно-угровед Петер Домокош называет И. Куратова  «первым и  великим поэтом  коми», и, по  его словам, И. Куратов – это «один из представителей уральских народов, имеющий мировое  значение».  Исследователь  удмуртской  литературы В. М. Ванюшев,  характеризуя творчество коми поэта,  отмечает, что И.  Куратов  был  по-настоящему  сложившимся  большим  поэтом во всем литературном регионе Поволжья и Урала. По мнению ученого, в 60-е годы XIX века «И. Куратов со своим многоаспектным реалистическим художественным исследованием состояния коми общества вывел родную национальную литературу на самые передовые рубежи в регионе». Исследовательница коми литературы Т. Л. Кузнецова подчеркивает, что И. Куратов оставил поэтическое наследство, по уровню художественного мышления находящееся в одном ряду с развитой литературой XIX века. Впитавшая традиции русской культуры, а также европейской, поэзия Куратова представляет качественно новую ступень развития художественного сознания народа. Следует отметить, что И. Куратов – единственный из финно-угорских поэтов России, стихотворения которого вошли в сборник «Поэзия народов СССР XIX – начала XX веков» (1977) серии «Литература XIX века» «Библиотеки всемирной литературы».

Мир куратовской поэзии необычайно широк. В ней нашлось место любовной, гражданской и философской лирике, элегиям, ироническим стихотворениям, эпиграммам, портретным зарисовкам, поэмам, басням, маленьким рассказам, песням, стихотворным сказкам. Лирике И. Куратова свойственно философское начало; он проявляет глубокий интерес к вопросам о смысле жизни. Его размышления о назначении и судьбе человека, кратковременности его существования, стремление понять и объяснить общественное или даже природное явление объединяют большинство стихотворений коми поэта, написанных в основном уже после 1867 года: «Дзебанiнын» (У могилы, 1866), «1867 волы» (1867 году), «Восьса öшинь дорын пукалi» (Возле открытого окна я сидел, 1867), «Кулöм том мортлöн» (Смерть юноши, 1867), «Ой, олöм, олöм» (Эх, жизнь, жизнь, 1867), «Талун му выв югыд, шоныд» (Сегодня на земле тепло, светло, 1867), «Öти бур олöм» (Одна хорошая жизнь, 1868), «Быд мортлöн, шуöны тунъяс» (У каждого, говорят нам волхвы, 1870), «Оз шу нин миянлы кыв Егова» (Не несет уж нам свое слово Егова, 1874), «Важся коми войтырлöн кодралöм» (Поминки древних коми, 1875) и др. Раздумья И. Куратова о жизни и смерти приводят к заключению о том, что «как трагично бы ни воспринималась смерть человека, она включена в жизненные циклы Природы и является непременным условием Жизни вечной. Человек понимает неизбежность своего смертного часа, но в то же время не желает безропотно принимать смерть, и это, в свою очередь, противопоставляет его миру Природы. В поэзии И. Куратова такое противопоставление связано с мотивом «спора с жизнью» («Эх, жизнь, жизнь», «Лодка», «Брамин перед смертью»). Спор с жизнью – возможность человеку самому распоряжаться своей судьбой, однако желание человека ничего не значит в общей жизни Природы, Жизни вечной». Стихотворение И. Куратова «Со кыдз сiйöс тöда ме…» (Вот каким его я знаю…, 1867) занимает особое место в лирике поэта: здесь не только содержатся его философские размышления, но и сама философия становится темой произведения.

Вместе с тем, лирическим героем поэзии И. Куратова является человек, полный стремления принести пользу народу своим творчеством. Уже в первых своих стихотворениях молодой поэт выразил основную цель жизни – служение родному народу («Морт олöм» – Жизнь человека, 1857). В таких поэтических произведениях, как «Коми кыв» (Коми язык), «Выль сьыланкыв» (Новая песня), «Сьылан менам, сьылан» (Песня моя, песня), «Менам муза» (Моя муза) И. Куратов размышляет о предназначении поэта и поэзии, осмысливая вопрос – каковы судьба родного языка и будущее коми поэзии:

Сьылан менам, сьылан,

Кытчö тэнö лэдза?

Кодкö босьтас-ö мöд?

Вöччöдас код тэнö?

Код ордö тэ мунан?

Песня моя, песня,

Но пойдешь куда ты?

И другой кто примет?

Ну, к кому пойдешь ты?

Кто тебе поможет?

(Перевод А. Размыслова)

В стихотворениях И. Куратова представлен поэт, определяющий для себя принципы художественного изображения человека. Об этом И. Куратов размышляет в своих конспектах: «Зырянские стихотворения своего рода… редкость. Но когда есть народ, то ему нужно образование, познания же можно передать ему через его же язык». И. Куратов, человек образованный, глубоко понимал, каково благотворное влияние национальной литературы на распространение образования среди коми народа. По мнению поэта, национальная литература возможна и будет сформирована, если будут воссозданы национальные характеры, художественно изображены обычаи и жизненный уклад народа. Во-вторых, писать о народе надо на родном языке, ведь именно народ является носителем национальной речи. Таким образом, «крестьянский» цикл поэта – это стихи не только о народных типах, но и о самом себе, о своем отношении к народу. Именно в «крестьянских» стихотворениях он манифестирует себя коми поэтом. Уже в стихотворении «Выль сьыланкыв» (Новая песня), которое было написано в 1860 году, поэт подчеркивает, что его поэзия будет неотделима от судеб народа:

Корсям сьыланкыв ас шöрысь,

Ас му-ва вылысь, ас вöрысь,

Асланым гöль грездъясысь,

Юасигöн ныв-зонлысь…

Кодыр асланым ног сьылам,

Шог-гаж морта-мортлысь кылам…

Лучше песни новые поищем –

По полям своим, по селам нищим.

На лугах и в чащах, там и тут,

Нам их парни, девушки споют…

Петь по-своему начнем – и вскоре

Мы поймем друг друга в счастье,

в горе…

(Перевод П. Панченко)

В общем фонде текстов И. Куратова есть поэтические произведения, написанные в основном в усть-сысольский период жизни поэта и составляющие  так  называемый  «крестьянский»  цикл:  «Гöль  зон»  (Парень-бедняк), «Тима, дерт нин, пöрысь» (Тима, конечно же, стар), «Пöрысь морт» (Старик), «Пöч» (Старуха), «Муса ныланöй, мича аканьöй» (Милая девушка, красивая куколка), «Коми бал», «Том ныв» (Молодая девушка), «Том зон» (Молодец), «Грездса ныв карса баринлы» (Деревенская девушка городскому барину) и др. И. А. Куратовым была создана целая галерея народных типов – вольных охотников и землепашцев, деревенских стариков и старух, юношей и девушек, воплотивших представления поэта о нравственно-мировоззренческих чертах коми. Каждый из его героев, вне зависимости от социального положения, занимает достойное место в традиционном обществе: будь то молодой батрак или никому не нужный старик.

Можно говорить о том, что стихотворения о крестьянах И. Куратова – это не случайность, а закономерность. С середины XIX века, когда зарождается творчество коми поэта, происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки. На волне общей демократизации литературы поэты и писатели обсуждали новый вопрос – вопрос о народе. Авторы стремились исследовать и анализировать жизнь народа как одну из общечеловеческих ценностей. По мере  того,  как  литература все более демократизировалась, в литературных произведениях возникает новый литературный герой – простой человек, не «историческая», а «бытовая личность» (определение Д. С. Лихачева). Литература XIX века начинает изображать народ не как социальную группу и как безликую массу: народ начинает изображаться в отдельных личностях. Этому процессу была созвучна и лирика И. Куратова. На наш взгляд, он обращается к стихотворениям о героях из народа, которые принадлежат очень известным и популярным в тот период поэтам: И. С. Никитину, А. В. Кольцову, Н. А. Некрасову. Именно стихотворения этих поэтов осознаются как новое слово о человеке. Однако коми поэт не копирует их, а ведет с ними своеобразный диалог, стремится на основе их образов создать оригинальные характеры коми крестьян. Так же, как И. Никитин и А. Кольцов, И. Куратов доверяет слово своему герою (ролевая лирика), но содержание куратовских образов принципиально иное. Так, по сравнению с бедняками И. Никитина и А. Кольцова, герой стихотворения коми поэта «Гöль зон» (Парень-бедняк) – человек свободный, сам определяющий собственную судьбу и понимающий, что лишь трудом и собственными силами он сможет поправить свое безрадостное положение. Парень-бедняк является «носителем» того же характера, который воспет в стихотворениях русских поэтов: он способен возвыситься духом над обстоятельствами и принимать жизнь в любом ее обличье. В то же время он обладает качеством, которое не позволяет говорить о его бедности и одиночестве как непременной и непреодолимой участи. В отличие от своих литературных собратьев, куратовский персонаж – хозяин и «архитектор» собственной судьбы. К образу парня-бедняка близка героиня стихотворения «Грездса ныв карса баринлы» (Деревенская девушка городскому барину) – деревенская девушка, воспитанница крестьянского коллектива, знающая себе цену. Героиня отвергает ухаживания городского барина, предлагающего ей переехать в город, обещая при этом достаток, спокойную и легкую жизнь. Отказывая барину, коми девушка защищает не только свою честь, но и ценности родного ей мира. Уехать с барином – все равно, что нарушить закон природы. Приятие жизни – это одна из основопологающих черт героев И. Куратова, в том числе и тех, кто испытывает крайнюю степень унижения. Так, герой стихотворения «Пöрысь морт» (Старик) не ощущает поддержки со стороны своих родных и близких, однако сохраняет при этом чувство собственного достоинства.

В стихотворениях «Гöль зон» (Парень-бедняк), «Грездса ныв карса баринлы» (Деревенская девушка городскому барину), «Пöрысь морт» (Старик) герой – наравне с поэтом, ему полностью «доверено» слово и видение мира автора. Герои предстают в момент напряжения жизненных сил, ведь именно в трудных обстоятельствах проявляются лучшие человеческие свойства: трудолюбие, смелость, мужество, оптимизм, склонность к шутке и, что очень важно, – способность к самоиронии, показывающая внутреннюю силу народа. Роль автора в стихотворениях сводится к тому, чтобы выявить сущностную основу характера героя. Таким образом, в стихотворениях «ролевой» герой выражает народное и национальное самосознание коми крестьянина и в то же время становится «рупором» авторских идей.

В таких произведениях «крестьянского» цикла, как «Тима, дерт нин, пöрысь» (Тима, конечно же, стар), «Пöч» (Старуха), «Коми бал», «Закар ордын» (У Захара), «Том зон» (Юноша), «Том ныв» (Молодая девушка), «Муса ныланöй, мича аканьöй» (Милая девушка, красивая куколка), поэт ставит иную задачу – создать портрет сельского коллектива, в котором каждый имеет место не только как индивидуальная личность, но и как гарант существования традиции. Здесь важны установленные традицией связи между людьми. Поэтому речевым субъектом является не отдельный человек, а повествователь, который видит, наблюдает и осознает больше, чем отдельный герой. Говорящий в стихотворениях преимущественно придерживается позиции постороннего наблюдателя, он ведет речь только о том, что может увидеть или услышать, не принимая при этом ни одну из тех ролей, которые могли бы как-то связать его с миром героев. Однако в некоторых случаях он смыкается с персонажами, включает их мысли и чувства в свой текст, или, наоборот, вкладывает в их уста собственные суждения («Старуха», «Коми бал», «У Захара»). В какие-то моменты повествователь говорит о герое на правах, аналогичных правам давнего знакомого, имевшего возможность достаточно долго наблюдать этого человека, чтобы судить об устойчивых свойствах его характера и поведения («Тима, конечно же, стар»). В отдельных случаях субъект речи в стихотворениях И. Куратова напоминает личного повествователя («Юноша», «Молодая девушка», «Милая девушка, красивая куколка»): говорящий не персонифицирован полностью, не назван и, в то же время, имеет эмоционально-нравственное самоопределение, выражая его целым рядом имплицитных приемов; повествующий предстает человеком, обладающим большим жизненным опытом. В некоторых стихотворениях основной субъект речи выступает в качестве «всезнающего субъекта», он знает все обо всех, и именно это его качество позволяет выделить в каждом персонаже самое главное («У Захара»).

Важное место в творчестве поэта занимает любовная лирика, вершиной которой является стихотворный цикл, посвященный Александре Поповой (Сандре): «Том ныв» (Молодая  девушка),  «Эг  лöсялöй» (Не поладили), «Тэкöд донъясьны…» (С тобой считаться…), «Сандра, сьöлöмшöрöй» (Сандра, сердце мое). Стихотворения максимально сдержанны и нередко ироничны. Большая часть написана в жанре, сочетающем признаки мадригала и эпиграммы: «Миян сёрни вöлi долыд» (Наш разговор был веселым), «Идеал тэ менам, Анна» (Анна, ты мой идеал), «Пукалан тэ паськыда и рама» (Ты сидишь широко и скромно),

«И рам, и долыд пыр» (Скромна и весела всегда) и др. Чувство любви в лирике поэта трагично, и это затаенный трагизм одинокого человека, осознающего свою обреченность («Быд мортлöн, шуöны тунъяс…» – У каждого человека, говорят волхвы…).

Куратоведами не раз отмечалось, что для коми поэта переломным временем стал туркестанский период творчества (1865–1875). С одной стороны, он  продолжает  крестьянское  направление  своей  поэзии,  и к этому времени относятся лучшие произведения этого цикла – «Закар ордын» (У Захара) и небольшая поэма «Кулöм том мортлöн» (Смерть юноши). С другой стороны, крестьянская тема перерастает в размышления о Родине и Коми земле. Переживания лирического героя связаны с чувством одиночества, вызванного разлукой с родиной и близкими. В творчестве появляются новые, не характерные для раннего творчества элегические мотивы, сатирические стихотворения, лирика гражданского звучания. Так, стихотворения гражданской тематики «Европалы» (Европе), «Кор вöйписны-керисны Лессинг, да Шиллер, да Гёте» (Когда творили Лессинг, и Шиллер, и Гёте), «Важöн узьö сылöн мывкыд» (Давно спит его ум) и другие связаны с различными политическими и гражданскими проблемами. В элегических стихотворениях отчетливо звучат нотки пессимизма, появляется, не свойственный ранней лирике поэта, мотив предчувствия преждевременной смерти: «Дзебанiнын» (У могилы), «Ой, олöм, олöм» (Эх, жизнь, жизнь), «Со кыдз сiйöс тöда ме» (Вот каким я его знаю) и другие.

Как выдающийся коми поэт, И. Куратов и сейчас остается ключевой фигурой истории коми литературы. Именем поэта названы его родное село Кебра, улицы в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Сосногорске и АлмаАте, в селе Усть-Цильма. Гуманитарно-педагогический колледж, общеобразовательная школа № 1 в Сыктывкаре и центральная библиотека в селе Визинга носят имя И. Куратова. За лучшее литературное произведение ежегодно присуждается премия Правительства Республики Коми имени И. А. Куратова. В 1969 году (в год 130-летия поэта) открылся литературно-мемориальный музей И. Куратова. В 1977 году в Сыктывкаре был открыт памятник поэту, а в 1979 году – в селе Куратово. В 1985 году в селе Куратово был открыт музей литературных героев И. А. Куратова «Кöч Закар керка» («Дом печника Захара»).

Источник:

Сурнина, Л. Иван Алексеевич Куратов / Л. Сурнина // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2017. — Т. 1 : А — Л. — С. 481 — 490 

neb.nbrkomi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *