Презентация древнегреческая философия – Урок презентация на тему Древнегреческая философия
Презентация на тему: Древнегреческая философия.
1.Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
2.Натурфилософские ориентации досократовской философии.
3.Классический период древнегреческой философии.
1.Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Философия возникла в VIIVI веке до н.э. в Греции.
Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции:
1.Удобное географическое положение 2.Переход от бронзы к железу усилил производство
3.Экономические изменения: развитие ремесла, разделение труда 4.Товарно-денежныеотношения
5.Оформление политической системы – античного полиса 6.Отсутствие религиозного доминирования
Основные этапы древнегреческой философии:
1.VII- V вв. до н.э. – период зарождения или период досократический.
В центре внимания – проблема космоса, природы (натурфилософия)
2. V- IV вв. до н.э. – классический период
Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности
3. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период. Приоритет этических проблем.
Первые философские школы в г. Милет и Эфес.
Космоцентрическая ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).
Первооснова мира:
Фалес – вода
Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество)
Анаксимен – воздух Гераклит– огонь Пифагор– число
Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего в мире)
Анаксимандр – Вечное движение материи
создает отдельные вещи путем порождения
противоположностей.
Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в
свою противоположность. Все течет, все изменяется.
Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)
Континуальный образ мысли – представление о
непрерывности, единственности и неразрывности бытия. Бытие – вечно, неизменно, неподвижно.
studfiles.net
Презентация к уроку на тему: Античная философия
Слайд 1
Основы философии Античная философияСлайд 2
Античная философия В широком смысле слова термин « античность » ( лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Слайд 3
Античная философия Это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ , идей и представлений
Слайд 4
Периодизация античной философии Первый период обычно называют досократическим . Он охватывает VI — V в.в. до н.э. К нему относятся милетская и элейская философские школы, учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов. Второй период называют классическим , или сократическим . Он развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и Аристотеля. В третий период развивалась эллинистическая и римская философия (конец IV – П в.в. до н.э. и I в. до н.э. – V — VI в.в. н.э.). Это период явился началом формирования христианской философии.
Слайд 5
Возникновение и становление античной философии Первыми философскими школами Древней Греции были натурфилософские школы . В центре их исследований стояла природа . Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций наивного материализма. Тем не менее, это была начальная форма материализма. Предметом анализа натурфилософских школ Древней Греции были проблемы макро-(это проблемы Вселенной и ее компонентов) и микрокосмоса (это проблемы человека как отражения Вселенной).
Слайд 6
Милетская философская школа Анаксимен (585-525 до н.э.) Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Слайд 7
Милетская философская школа Первым древнегреческим философом был Фалес , причисляемый античной традицией к «семи мудрецам». Фалес был хорошо знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на эти знания, установил периодичность затмений. Сочинения Фалеса до нас не дошли, как и многие работы милетской школы мыслителей. О них мы знаем из более поздних свидетельств.
Слайд 8
Фалес (625-547 до н.э.) Впервые доказал геометрическую теорему, положив начало геометрии как науке. Вероятно, с использованием полученного доказательства точно измерил высоту пирамиды Хеопса
Слайд 9
Анаксимандр (610-547 до н.э.) Ученик Фалеса. Ставил вопрос о начале мира. Основой всего является «беспредельное» ( апейрон ). Интересовался вопросами возникновения жизни. Его называют античным предшественником Дарвина. Объясняет сложнейшие вопросы развития мира, не обращаясь к вмешательству богов, а опираясь на разум.
Слайд 10
Анаксимен (585-525 до н.э.) Ученик и последователь Анаксимандра. Искал материальную первооснову мира. Такой основой он считал воздух. В начале V в. до н.э. Милет был завоеван персами. Город постепенно теряет свое значение центра эллинистической культуры, но идеи милетских Философов находят своих продолжателей.
Слайд 11
Философия Гераклита Эфесского Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита . Гераклит — один из основоположников диалектики. Первоосновой всего считал огонь. До нас дошло 140 фрагментов из написанного Гераклитом. Тексты его непросты для истолкования, он писал образным языком и использовал множество метафор и аллегорий. ( ок . 530—470 до н.э.)
Слайд 12
ЭЛЕАТЫ — представители Элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Элейская философская школа Ксенофан — основатель Парменид Зенон
Слайд 13
Основные положения философии элеатов Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности. В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.
Слайд 14
Пифагор (ок.570-497(6) до н.э.)
Слайд 15
Основал Пифагорейский союз – закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших Пифагора как высшее существо. Членами союза могли быть свободные граждане, как мужчины, так и женщины, на протяжении ряда лет выполняющие определенные условия и правила этого тайного общества. Суть учения Пифагора составляет положение «Все вещи суть числа» — сущность любой вещи может быть описана числовым соотношением. Еще одна интересная идея пифагорейцев – переселение душ. По Пифагору, любая душа может вселиться в любое тело (это не зависит от того, как была прожита предыдущая жизнь). Именно Пифагор ввел в обиход сам термин философия.
Слайд 16
СОКРАТ (469—399 до н.э.) ПЛАТОН (427—347 до н.э.) АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) Классический период античной философии
Слайд 17
Сократ (469-399 гг.до н.э.) Древнегреческий философ-идеалист. Родился в Афинах. Его отец был скульптором, а мать – повивальной бабкой. Произведений не оставил. Автор метода « майевтики » — посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значимую личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием : добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.
Слайд 18
Платон (427-347 гг.до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Родился в Афинах в аристократической семье. Его настоящее имя Аристокл . Платон основал собственную философскую школу – Академию , которая просуществовала более 1000 лет. Из множества его произведений до нас дошло немного – более двадцати. Все они написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых был Сократ. Платон родоначальник объективного идеализма . Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи ( эйдоса ). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.
Слайд 19
Учение Платона о государстве Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть сообщество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.
Слайд 20
Фрагмент диалога Платона «Государство», книга V, 472 e – 473d (папирус II I в. по Р.Х.)
Слайд 21
Аристотель – (384-322 гг.до н.э.) Древне-греческий философ-энциклопедист, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Родился в г.Стагире , в семье врача. Занимался вопросами логики, психологии, теории познания, физики, зоологии, политической экономии, политики, педагогики, риторики, эстетики. Основал философскую школу – Ликей (перипатетическую школу). Это был величайший энциклопедический ум Древнего мира, систематизировавший огромный объем различных знаний. Основные труды : «Органон», «Метафизика», «Физика», «О частях животных», « Никомахова этика», «Политика», «Аналитика» (первый и второй труд – учение о логике). В своем философском учении Аристотель колеблется между идеализмом и материализмом. Первопричиной мира у него является высший разум или Бог. Центр этого мира – неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце, планеты .
Слайд 22
Аристотель, Политика 1292a 30 – 1 292b 2 (папирус I-II вв. по Р.Х.)
Слайд 23
Философия эллинистической эпохи В конце IV в. до н.э. усилились признаки кризиса греческой демократии. Афины и другие греческие полисы утратили политическую самостоятельность. Афины вошли в состав огромной — державы, созданной Александром Македонским. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.
Слайд 24
Стоики Последователи философской школы Стои (Афины), их жизненный идеал — невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Школа стоиков основана философом Зеноном из Китиона ок . 300 г. до н.э. В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека ( ок . 5 г. до н.э.— 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 —180 гг. н.э.). Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире .
Слайд 25
По учению стоиков, все в мире творится по внутренней абсолютной необходимости. Человек не может ничего изменить по своему желанию. «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит» . Мы не можем изменить внешние обстоятельства своей жизни, но можем изменить свое отношение к ним. Благодаря таким фаталистическим взглядам, сегодня слово « стоик » употребляется для обозначения человека, с достоинством принимающего любые удары судьбы (стоически выдержал трудное испытание). Стоики признавали страдания неотъемлемой частью жизни. Если страдания становятся нестерпимыми и унизительными (старческое слабоумие, рабство и т.д.) у человека всегда есть выход – уйти из жизни. Стоики не приветствовали самоубийство, но в некоторых ситуациях такой выход – оправдан.
Слайд 26
Сенека ( ок . 5 до н.э. – 65 н.э.) С юности увлекался философией. Выработал свою собственную философскую систему. В 48 г. стал воспитателем римского императора Нерона, который отличался жестокостью, безнравственностью и самовлюбленностью. Когда Нерона стали раздражать рассуждения Сенеки о совести и попытки ограничить произвол и насилие, он послал своему воспитатель приказ умереть. Сенека подчинился и принял яд. Сенека написал множество работ, которыми зачитывались современники. Ему принадлежат не только философские сочинения, а еще и 9 трагедий, историческая драма, 8 книг по естественно-научным вопросам и др. Самым известным являются «Нравственные письма к Луцилию » (124 письма, в которых он излагает свое отношение к жизни.
Слайд 27
Эпикуреизм Философское направление, основанное известным древнегреческим материалистом Эпикуром (341 — 270 гг. до н. э.), а в римской империи представленное Лукрецием Каром (ок. 99—55 гг. до н. э.). Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием «Сад Эпикура». Главное в его учении — этика поведения , приводящего к счастью . Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общественный союз — не является высшей целью, но только средством для достижения благополучия индивида. Это учение о счастье называется эвдемонизмом (от греч. эвдемониа —счастье, довольство). Эвдемонизм — философское направление в этике , признающее источником нравственности стремление человека к . счастью . Оно возникло впервые в античной философии.
Слайд 28
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии , повлиявшей на научную мысль Европы. К началу нашей эры усилились стремления к религии, распространились религиозные учения и культы, которые нашли благоприятную почву в Римской империи. Отвечая на запросы времени, сама философия становилась религиозной. Идеи и учения античной философии завершили свое развитие. Подводя итоги, отметим, что эти учения представляли собой высшую степень развития философской мысли, предшествующей европейской науке. Древнегреческая философия выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли. А на арену истории вступала новая христианская культура, с проповедью любви к ближнему и всепрощения, жестоко расправляясь с инакомыслящими.
Слайд 29
Домашнее задание: 1.«Человек есть мера всех вещей», — кому принадлежит это высказывание и какую философскую концепцию оно обозначает? 2.«Все течет и ничто не пребывает», «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Почему он пришел к таким заключениям? Как называется философское учение, основанное эти мыслителем?
Слайд 30
Выполните задание. Соедините стрелками имя мудреца, с его идеями, мыслями, достижениями Имя мудреца Идеи, мысли, достижения Пифагор Сократ Платон Аристотель Гиппократ Геродот Гераклит Клятва врача Основа всякой мудрости есть терпение. Разделение множества знаний на самостоятельные науки (физику, ботанику, политику) « Познай самого себя » « История » « Все течет, все изменяется » Мир подчинен законам математики.В основе всех вещей- число. Нечетные числа – счастливые, четные — несчастливые
nsportal.ru
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Слайд 1
Древнегреческая философияСлайд 2
Ф илософия появилась в Древней Греции в V — VI вв. до н.э. Самих философов Древней Греции принято разделять на материалистов и идеалистов . Одни из мыслителей считали, что мир неподвижно-статичен и познать его можно только лишь разумом, так как ощущения обманчивы. Другие же говорили о чувственных восприятиях в познании мира. Появление философии
Слайд 3
Знаменитые философы Древней Греции Демокрит — философ-материалист, высказывал предположение, что все предметы в мире состоят из мельчайших частиц — атомов , которые едины, неизменны и неуничтожимы. Кроме самих атомов, существует еще и пустота , так как без нее невозможно движение атомов. Движение — это основа существования мира .
Слайд 4
Сократ — знаменитый философ Древней Греции, противник демократии и связанных с ней политических структур общества. Он пропагандировал отказ от изучения природы и призывал к углубленному самоизучению человека. Известны его знаменитые афоризмы: « Познай самого себя» и «Я знаю одно, что я ничего не знаю». В 399 г. до н.э. Сократ был привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Знаменитые философы Древней Греции
Слайд 5
У Сократа был ученик Платон , который стал наиболее значимой фигурой, как в греческой, так и в европейской философии. Именно его идеи стали основой многих античных, средневековых и новоевропейских учений. Платон считал, что реален только мир идей, а предметы окружающей действительности, лишь отражения этих идей. Платон также разработал политико-философский проект идеального полиса. Он также организовал собственную философскую школу — Академии . Знаменитые философы Древней Греции
Слайд 6
Многие философские взгляды подверг критике другой философ Древней Греции — Аристотель — один из величайших мыслителей древности. В своем учении Аристотель проводил анализ и обобщал явления природы, развитие человеческого общества, формы государственного устройства и др. Он считал, что материя существует извечно и она не приемлет хаоса. Одним из важнейших философских произведений Аристотеля была работа о логике «Органон». Большое внимание он уделял и анализу форм социального устройства. Он создал проект своего идеального полиса в труде « Политика», который впоследствии, как считают ученые , использовал Александр Македонский в своей политике на Востоке. Знаменитые философы Древней Греции
Слайд 7
Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. Он во всем противоречил Демокриту . В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас. Эпикур ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте, стал одним из самых почитаемых для немецкого мыслителя и революционера Карла Маркса, который искренне мечтал освободить все человечество от состояния несвободы. Эпикур был сторонником гедонизма( этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни) , и в связи с этим его творчество может быть определено как «философия счастья ».. Знаменитые философы Древней Греции
Слайд 8
Стоицизм («философия спасения»)выразил ощущения ненадежности мира и неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и воле богов. В этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени, мир должен иметь свой конец. Главным в поведении человека должен стать покой , невозмутимость и терпение . В представлении стоиков, мудрец – это тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству . Если для последнего характерна установка на оптимизм и активизм , стоики – это сторонники пессимизма и апатии. Стоицизм
Слайд 9
Скептицизм отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же не справедливые . Скептицизм
Слайд 10
Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Заключение
nsportal.ru
Презентация к уроку: «Философия Древней Греции»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: «Философия Древней Греции»»
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Бытие
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими . Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения.
Учение о бытии ( онтология ) – важный раздел философского знания.
Фалес
Основополагающим началом считал воду, жидкость.
Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду.
- Субстанциальное начало космоса — апейрон. К наибольшим обобщениям «прорывается» Анаксимандр. Апейрон не похож ни на воду, ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. – безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, Земля, вещи.
Анаксимандр
- Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух , путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи
- «Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.
- Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.
Анаксимен
Главное в философии:
- Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности.
- Гераклита интересует и другая проблема – состояние мира: как он существует? «Все сущее, — отвечает философ, — течет (движется), и ничего не остается на месте». Ему приписывают изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Все находится в постоянно меняющемся состоянии.
- Идя дальше в своих рассуждениях, он ставит вопрос о причине изменения и называет таковой борьбу противоположных сил: холодного и горячего, влажного и сухого и т.п.
Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей.
Гераклит
- Основополагающим началом считал атом.
- Бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения, передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела.
- Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем бытие». Под ним он подразумевает пустоту.
Демокрит
- Основополагающим началом считал «идею».
- Он считает, что реально существуют не только, к примеру, прекрасные вещи, мужественные люди, но и прекрасное само по себе, мужество, как таковое. При этом первое он называет эйдосом (идеей), что обозначает внешний вид, образ, и полагает его важнее второго. «Идея» становится главной категорией платоновского анализа. Она мыслится как модель, образец вещи, ее суть, а поэтому предшествует ей, как замысел мастера предшествует его творению. Вещи же, делает вывод философ, существуют постольку, поскольку они подражают той или иной идее, поскольку она в них присутствует.
- Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают, вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир. Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования) и им придается статус первичности
Платон
Аристотель
- Предполагает, что перводвигателем выступает Бог – «вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемого мира сущность». Бог, стало быть, и становится тем последним условием, без которого ничто не существует и от которого все зависит. Бог – безличное универсальное начало и цель, куда все стремится, чтобы осуществить свое бытие.
- Аристотель выдвигает свое представление о бытии как единстве формы и материи . При этом материю он понимает как то, из чего состоят вещи, и что обладает еще двумя свойствами: пассивностью и одновременно способностью принять любую форму, как глина под руками гончара. Чтобы как-то определить составляющие материи, философ прибегает к уже известным четырем элементам: огонь, вода, земля, воздух и добавляет еще один – эфир , считая, что различные их сочетания и задают качественное многообразие мира.
- Основной философский вопрос решает как идеалист: первичным для него является дух , сознание, природа же – это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа.
- Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души.
Знаменитые высказывания:
- «Я знаю то, что ничего не знаю»
- «Познай самого себя»
Сократ
Основные категории античной философии
Космос Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный. Материя Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности. Идея Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия. Душа Это то, что связывает материю и идею.
Ум Целесообразная заданность мира, орган управления им. Судьба Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.
multiurok.ru
Презентация на тему «Философия в Древней Греции» по философии
Слайд 7Гераклит Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие, былГераклит Эфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”. Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. Историческое место и значение Гераклита в истории не только древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был первым, как сказал Гегель, у кого “мы видим завершение предшествовавшего сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела. Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс становления Вселенной, Космоса. Здесь просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к бытию динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это и знаменитое “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, или “все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же”. И уж совсем философское по характеру высказывание: “бытие и небытие есть одно и то же, все есть и не есть”. Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того, в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во вселенной, часть — в этом живом существе, просматривается идея совпадения абсолютного и относительного, целого и части. О принципах познания Гераклита высказаться однозначно невозможно. Кстати, еще при жизни Гераклита нарекли “темным”, и это произошло не в последнюю очередь из-за сложного изложения им своих идей и трудности их понимания. По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать, что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного чувственного знания налицо. С другой стороны, общий и божественный разум, через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием истины, а посему доверия заслуживает то, что всем представляется всеобщим, обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и божественному разуму. В конце VI в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается в “Великую Грецию”, т. е. на побережье Южной Италии и Сицилии. Распространившуюся здесь философию Аристотель назвал италийской.
pptcloud.ru
Философия в Древней Греции — презентация, доклад, проект
Описание слайда:Гераклит Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие, был Гераклит Эфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”. Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. Историческое место и значение Гераклита в истории не только древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был первым, как сказал Гегель, у кого “мы видим завершение предшествовавшего сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела. Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс становления Вселенной, Космоса. Здесь просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к бытию динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это и знаменитое “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, или “все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же”. И уж совсем философское по характеру высказывание: “бытие и небытие есть одно и то же, все есть и не есть”. Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того, в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во вселенной, часть — в этом живом существе, просматривается идея совпадения абсолютного и относительного, целого и части. О принципах познания Гераклита высказаться однозначно невозможно. Кстати, еще при жизни Гераклита нарекли “темным”, и это произошло не в последнюю очередь из-за сложного изложения им своих идей и трудности их понимания. По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать, что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного чувственного знания налицо. С другой стороны, общий и божественный разум, через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием истины, а посему доверия заслуживает то, что всем представляется всеобщим, обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и божественному разуму. В конце VI в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается в “Великую Грецию”, т. е. на побережье Южной Италии и Сицилии. Распространившуюся здесь философию Аристотель назвал италийской.
myslide.ru