Поэты современные петербурга – Стихи современных поэтов из Санкт-Петербурга
Стихи современных поэтов из Санкт-Петербурга
Любителям современной поэзии этой осенью «Портал Субкультура» хотел бы рассказать о стихах современных поэтах Санкт-Петербурга, чьи произведения лучше всего подойдут не только для чтения с чашечкой горячего чая в пасмурный день, но и для получения истинного эстетического наслаждения.
София Маришина
Многим строгие на вид женщины кажутся неприступными и холодными внутри. Если вы когда-нибудь встречались с Софией Маришиной, то, скорее всего, сначала могли подумать о ней именно так.
Но истинные ценители поэзии знают, что на страницах своих книг поэт показывает себя совсем иным, чем нам представляется в обычной жизни, он буквально обнажает свою душу. Так происходит и со стихами Софии Маришиной. Читатель открывает для себя потрясающего рассказчика, которого волнуют такие темы, как судьба женщины, тайны жизни и смерти и, конечно же, любовь. Ахматовская строгость стиля и цветаевская экспрессивность соединились в её стихах в неповторимом единстве, которое придаёт современным строчкам классическую стройность. Сложные душевные переживания рождают яркие образы, позволяющие глубже заглянуть в душу и пережить и прочувствовать вместе с автором её боль и страдание, так понятные многим.
Как больно быть свечой, но надо быть!
Изнемогая в несказанной муке,
Свой крик гублю, и огненная нить
Вздымает к небу тающие руки.
Как страшно догореть в расцвете лет,
Не зная, где кончается дорога!
За то, что я хотела делать свет…
За то, что я была дыханьем Бога…
И нет покоя мне, опять лечу,
Навстречу тьме — усталыми крылами.
Благослови, о Господи, свечу,
Рождающую в муках пламя!
Зинаида Коннан
А тем, кого привлекают истории о средневековых рыцарях и прекрасных дамах, думаю, покажется интересным творчество Зинаиды Коннан. В книге стихотворений этого автора под названием «Пепелъ розы» почти каждый герой – это король, шут или герцогиня.
Разнообразие и богатство исторических образов, историческая экзотика, романтические мотивы, а также живописные детали и использование лексики, переносящие читателя на несколько столетий назад, делают её произведения яркими и неповторимыми. Читая её стихи, погружаешься в прекрасный мир средневекового рыцарства, образы и мотивы которого переплетаются со сказочными мотивами и создают неповторимый колорит, напоминающий сложный цветочный орнамент.
Песенка маленькой графини
Поет веретенце в руке у меня, —
Пляши, моя кукла, пляши.
Все жарче становится пламя огня,
Под прялкой шуршат камыши.
За вечер должна я исполнить урок, —
В работе спасенье души:
Из шерсти напрясть тонких ниток моток, —
Пляши, моя кукла, пляши.
Прошла бы скорее зима… По весне
Мне минет двенадцатый год,
И рыцарь прекрасный приедет ко мне,
И замуж меня он возьмет.
На белом коне он меня навсегда
Из дома родного умчит
В тот край, где синеет Большая Вода
И каменный замок стоит.
С тех пор девять лун пролетят, как во сне, —
И сына родить посчастливится мне,
И будут дары хороши:
Свекровь даст мне ключ от ларца своего,
А свекор – злаченый аграф,
И муж будет счастлив, что в замке его
Появится маленький граф.
Но грозен сосед наш барон – и война
Сто жизней с собой унесет.
В двенадцать жена, а в пятнадцать – вдова, —
Такая судьба многих ждет.
Но это – потом, Бог в каком весть году, —
Пляши, моя кукла, пляши!
А нынче прилежно я пряжу пряду
И милого рыцаря жду.
Аль Ру
Об этом поэте по Санкт-Петербургу ходит много легенд…
Кто-то считает его странным из-за нестандартной формы его стихов, а кто-то сравнивает их с готическими замками, величественно возвышающимися над произведениями неопытных поэтов. Нам они напоминают футуристические опыты с формой и графикой стихотворений начала ХХ века, в том числе и «лесенки» Маяковского, и «железобетонные поэмы» Василия Каменского. Однако стихотворения Аль ру гораздо более поэтичны и понятны современному читателю. О чём же они? Как всегда, о вечном: о жизни и смерти, о любви и ненависти… Каждый найдёт в его стихотворениях что-то своё, близкое и понятное, пережитое и не забытое. Именно такие стихи и остаются в памяти людей на долгие годы.
Все впереди
Меня довела
До тихих слёз,
Которых никто не увидит —
Я загнал мои слёзы обратно в глаза —
Их стук по подушке её не разбудит —
Она
Любила меня…
Во сне и в стихах —
И наяву
Скоро полюбит —
Настанут счастливые времена!
Жаль,
Что тогда
Меня уже больше не будет…
Как видите, сегодняшняя поэзия Петербурга многолика и многоголоса. В ней можно найти множество перекличек с поэзией начала ХХ века, что само по себе не случайно: тоже рубеж веков, тоже переломное время. Сегодняшнюю поэзию можно описать в категориях Борхеса: «вавилонская библиотека», «сад расходящихся тропок», — так она разнообразна. Это то, что сейчас называют всеобъемлющим словом Текст. Текст, разнообразный и непредсказуемый, как сама жизнь. Тот Текст, о котором М.Гаспаров писал в «Записях и выписках», цитируя известного учёного Р.Тименчика: «Если наша жизнь не текст, то что же она такое?».
sub-cult.ru
Петербург поэтический: 25 вдохновляющих мест известных поэтов в городе
Начать знакомство с Петербургом Бродского стоит с посещения Дома Мурузи на Литейном проспекте, 24. В одной из коммуналок почти два десятилетия, вплоть до вынужденного отъезда из страны (в 1972-м), в «полутора комнатах» проживал поэт. С 1955 года в распоряжении семьи Бродских действительно были полторы комнаты. В ту самую половинчатую комнату вход лежал через шкаф. Там отец Иосифа устроил собственную фотомастерскую, а у будущего нобелевского лауреата был свой уголок со столом и книгами. Сегодня на фасаде дома Мурузи в память о Бродском установлена мемориальная доска.
Затем стоит побывать в Соляном переулке. Будучи ребёнком Бродский не тянулся к знаниям — учился кое-как и как-нибудь, сменил несколько школ (если говорить точно — пять), а в 15 лет так и вовсе бросил занятия. До сегодняшнего дня сохранились как минимум две школы, за партами которых сидел будущий нобелевский лауреат и всемирно известный поэт — это «Анненшуле» (школа № 208 на Кирочной, 8б), а также школа № 181 в Соляном переулке, 12. Есть ещё и школа под номером 196. Правда, её превратили в детский сад, а образовательное учреждение под таким же номером открыли в Красногвардейском районе. Кстати, в 196-й пятикласснику Бродскому дали весьма занимательную характеристику — «Мальчик упрямый, настойчивый, ленивый».
Если вам доведётся побывать на каком-нибудь концерте во Дворце культуры имени Горького, то помните, что на сцене этого ДК Иосиф Александрович впервые принял бой на «турнире поэтов», где ему сразу же довелось «сражаться» с членами Союза писателей. Этот вечер запомнился настоящим скандалом, когда на своём первом публичном выступлении Бродский прочитал строки стихотворения «Еврейское кладбище». В его адрес полетели обвинения в хулиганстве. Однако это ничуть не устрашило поэта, а даже раззадорило на прочтение «Стихов под эпиграфом».
Следующей остановкой станет Дзержинский районный суд. Дом 38 по улице Восстания — место судьбоносное. Пожалуй, ни для кого не секрет, что в феврале 1964 года судья Савельева вела под крышей этого здания дело, фигурантом которого был Иосиф Александрович. Основанием для него являлся закон «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда», а дело сформировалось благодаря заметке «Окололитературный трутень», напечатанной на страницах «Вечернего Ленинграда». По сути эта статья была полнейшей водой, где изредка мелькали исковерканные цитаты. Однако и этого хватило, чтобы осудить Бродского, причём «впаять» ему высшую меру наказания — принудительный труд в ссылке в отдалённой местности. Современники говорят, что это был не суд, а настоящий сюр, ведь судья озвучивала уже обдуманное обкомом парии решение. Но поэта действительно сослали в деревню Норенскую, что в Архангельской области. Правда, из пяти лет, предписанных судом, в ссылке он провёл полтора года. Дело в том, что за поэта в буквальном смысле вступился весь мир — кампания развернулась похлеще, чем вокруг Pussy Riot или дела фотокорреспондента Дениса Синякова.
www.fiesta.city
Список писателей и поэтов Санкт-Петербурга
- Список писателей и поэтов Санкт-Петербурга
Список писателей и поэтов Санкт-Петербурга
На этой странице представлен список деятелей литературы Санкт-Петербурга
- Абрамов, Фёдор Александрович
- Адамович, Георгий Викторович
- Анненский, Иннокентий Фёдорович
- Апухтин, Алексей Николаевич
- Ахматова, Анна Андреевна
- Бартов, Аркадий Анатольевич
- Бенедиктов, Владимир Григорьевич
- Берггольц, Ольга Фёдоровна
- Битов, Андрей Георгиевич
- Блок, Александр Александрович
- Бродский, Иосиф Александрович
- Вагинов, Константин Константинович
- Волчек, Дмитрий Борисович
- Вольф, Сергей Евгеньевич
- Гиппиус, Зинаида Николаевна
- Гоголь, Николай Васильевич
- Голлербах, Эрих Фёдорович
- Голявкин, Виктор Владимирович
- Гребенщиков, Борис Борисович
- Григорович, Дмитрий Васильевич
- Гумилёв, Николай Степанович
- Гуницкий, Анатолий Августович
- Дельвиг, Антон Антонович
- Державин, Гавриил Романович
- Добычин, Леонид Иванович
- Довлатов, Сергей Донатович
- Достоевский, Фёдор Михайлович
- Драгомощенко, Аркадий Трофимович
- Ерёмин, Михаил Фёдорович
- Зощенко, Михаил Михайлович
- Иванов, Вячеслав Иванович
- Игорь Северянин
- Ильянен, Александр Сергеевич
Кинчев, Константин Евгеньевич- Маруся Климова
- Кондратов, Александр Михайлович
- Конецкий, Виктор Викторович
- Константин Константинович
- Кривулин, Виктор Борисович
- Крылов, Иван Андреевич
- Кузмин, Михаил Алексеевич
- Кузьминский, Константин Константинович
- Кукольник, Нестор Васильевич
- Кушнер, Александр Семёнович
- Лозинский, Михаил Леонидович
- Майков, Аполлон Николаевич
- Мандельштам, Осип Эмильевич
- Мандельштам, Роальд Чарльсович
- Мережковский, Дмитрий Сергеевич
- Набоков, Владимир Владимирович
- Надсон, Семён Яковлевич
- Науменко, Майк
- Некрасов, Николай Алексеевич
- Полонский, Яков Петрович
- Попов, Валерий Георгиевич
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Ремизов, Алексей Михайлович
- Розанов, Василий Васильевич
- Случевский, Константин Константинович
- Стругацкий, Борис Натанович
- Толстой, Алексей Константинович
- Тютчев, Фёдор Иванович
- Фёдор Сологуб
- Философов, Дмитрий Владимирович
- Фофанов, Константин Михайлович
- Хармс, Даниил Иванович
- Хвостенко, Алексей Львович
- Чернышевский, Николай Гаврилович
- Шварц, Елена Андреевна
- Шефнер, Вадим Сергеевич
- Шкапская, Мария Михайловна
- Эрль, Владимир Ибрагимович
Wikimedia Foundation. 2010.
- Вир Котто
- Висячие попугайчики
Смотреть что такое «Список писателей и поэтов Санкт-Петербурга» в других словарях:
Санкт-Петербурга — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Культура Санкт-Петербурга — В 1990 году исторический центр Санкт Петербурга и дворцово парковые ансамбли пригородов включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город часто называют «Культурной столицей». Содержание 1 Музеи 2 Театры 3 Библиотеки … Википедия
Санкт-Петербург (город) — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Санкт-Петербург (субъект РФ) — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Санкт-Питер-Бурх — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Санкт-петербург — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Санкт Петербург — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Санкт–Петербург — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия
Список известных личностей — Список известных личностей, связанных с Ташкентом Структура категорий, содержащих статьи о ташкентцах: [−] … Википедия
Список гостей «Школы злословия»
— Школа злословия телепередача, которая выходила с 2002 года на телеканале «Культура», а с 2004 на НТВ. Содержание 1 На канале «Культура» 1.1 Сезон 2002 2003 1 … Википедия
dic.academic.ru
Читать книгу «Свет Победы» онлайн полностью — Коллектив авторов — MyBook.
ГОЛОСА НАД НЕВОЙ
Наш город богат поэтическими традициями: от основания Санкт-Петербурга, далее – от девятнадцатого века и до сегодняшнего времени. Здесь зарождались знаменитые строки: «Никто не забыт, ничто не забыто…» (Ольга Берггольц), «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет…» (Анна Ахматова), «Мне о России надо говорить» (Александр Прокофьев), «Его зарыли в шар земной» (Сергей Орлов), «Гори, моя солдатская звезда!» (Михаил Дудин). Строки написаны в годы Великой Отечественной войны и вскоре после Победы.
С авторами этих известных строк не всем из современных поэтов довелось когда-то встречаться, разговаривать, не всем посчастливилось слушать их выступления в Доме писателя имени В. Маяковского. Там, на улице Шпалерной (Воинова), дом 18, помещался в Ленинграде Союз писателей РСФСР.
Сегодня стихи звучат в Петербурге на Звенигородской улице. Поэты из Союза писателей России наследуют от военного поколения главное – темы памяти, мужества, народного героизма, любви к Родине и верности ей.
И вот Союз писателей России в Петербурге представляет книгу современных стихов «Свет Победы». К семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне собраны яркие свидетельства непрерывности поэтической традиции в России. Поколение поэтов-ветеранов, или, как называли их в первое послевоенное десятилетие, поэтов-фронтовиков, уже ушло – остались их дети и внуки. Около ста поэтов представлено в книге.
В их числе – известные представители старшего поколения: Глеб Горбовский, Анатолий Краснов, Игорь Кравченко, Олег Чупров, Ирэна Сергеева; «дети Победы»: Николай Рачков, Борис Орлов, Валентин Голубев, Валентина Ефимовская, Владимир Морозов, а также более молодые: Алексей Ахматов, Максим Грановский, Екатерина Игнатьева.
Названия разделов сборника красноречивы: «Память и слава», «Бессмертный полк», «Ты врага победил, Ленинград!», «Дети Победы», «Внуки Победы», «Было так», «Сберечь наш мир», «Битва за веру».
Стихи отвечают и на насущные вопросы сегодняшнего дня: вправе ли мы забывать о прошлом, можно ли быть равнодушными к любому проявлению агрессии в мире?
Читаешь и понимаешь: все авторы – «помнящие родство» сыны и дочери России. Как видно, тема Отечественной войны удивительным образом воздействует на генетическую память. Каждый «ребенок ребенка блокады» может сказать о себе: «По стуку сердца я узнаю марш».
Тот, кто «родился, когда еще пепел войны не остыл», сегодня словно бы видит «сны отца». И вспоминается строка земляка – поэта-танкиста, горевшего в танке, Сергея Орлова: «Человека осаждают сны, смутные видения войны».
«Было так», – подтверждают потомки героев войны, вспоминая рассказы своих отцов, братьев, дедов, воссоздавая в стихах эпизоды боев.
Совершенно особая дань памяти фронтовикам – раздел книги «Бессмертный полк». Здесь над каждым стихотворением обозначено имя участника Великой Отечественной войны и отмечены сохранившиеся вехи его биографии.
Поэты-петербуржцы (ленинградцы) посвящают свои стихи мужеству жителей родного города и ратному подвигу всего нашего народа, прошедшего испытание огнем и победившего.
Книга «Свет Победы» – не только дань памяти, но и напоминание: бой за правду продолжается и сегодня.
Ирэна Сергеева
ПАМЯТЬ И СЛАВА
Михаил АНИКИН
КОЛОКОЛ
Слово-колокол Духа
Все звенит и звенит –
Пробивается глухо
Сквозь забвенья гранит.
И строкою шершавой
Приникает к сердцам.
Павшим – память и слава,
Матерям и отцам.
Всем, кто в грозные годы
Смог спасти и сберечь
Тайну нашей свободы –
Святорусскую речь!
Николай АСТАФЬЕВ
ПЕСНИ ПОБЕДЫ
Юрию Бирюкову
Им есть чем гордиться, солдатам Победы:
Они своим телом страну прикрывали.
Их подвиг бессмертный, народом воспетый,
Мы вместе с разливами песен впитали.
Слова этих песен мы толком не знали,
Но если, случалось, сходились в застолье,
Мы их из души, как свои, извлекали –
Вот где подпевающим было раздолье!
Фатьянов то был или же Исаковский,
Значенья особого не придавали:
Мы песни тех лет исполняли по-свойски
И пусть неуверенно, но – вспоминали.
Они и сегодня – те песни – поются,
Хотя зарождались во дни лихолетий…
Даст Бог, и у нас запевалы найдутся
Для нашей грядущей духовной Победы!
Виктор БРЮХОВЕЦКИЙ
ПАМЯТНИК
Облитые медью притихшие клены.
Прохлада осенняя чистит кусты.
В гранитной палатке, с лицом опаленным,
Солдат сапогом приминает цветы.
Откуда он родом? Быть может, с Урала?
А может, земляк мой – с алтайских степей?..
Как жил ты, солдат? Расскажи, как не стало
Тебя – и в какой из бесчисленных дней?
Молчит солдат. Молчит гранит.
Не скажет, как, в какие дни
Его отметила беда. Не скажет мне.
И никому. И ни за что. И никогда!..
Солому с хрустом жрет огонь.
Солдат. Поваленный плетень.
С холма к селенью – вражья бронь
В крестах паучьих набекрень.
Протяжный вой и свист вразброс!
Лежит солдат – к земле прирос.
Земля за гарью не видна…
И жизнь одна, и смерть одна!
Он мнет ладонью ковыли,
Он дышит запахом земли.
Своей земли. В последний раз?..
– Не бойся! – сердце бьет приказ.
– Иди вперед, назад ни шагу…
И он пошел в неравный бой,
Прикрыт медалью «За отвагу»
И красной маленькой звездой…
Он шел, как вешний лед на запонь.
И видел он иную новь.
И рухнул – головой на запад! –
Примяв соломенную бровь…
Ты рухнул в пыль, а встал – на камень!
Ты б жил сто лет, теперь – века!..
Кладу цветы, а сам руками
Его касаюсь сапога.
Валентин ГОЛУБЕВ
***
Герои не успели постареть.
Они – земли сиянье и свеченье.
Уснули у притихших батарей
Давно уже минувшего сраженья.
Они ушли в тот вечный переплав
Лугов с цветами, пашни с перегноем,
Зеленою ракетой отпылав –
Последнею, сигнальной перед боем.
Они остались в памяти земной
Пехотой на Синявинских болотах,
Подлодкой, не вернувшейся домой,
Иль раненным смертельно самолетом.
Невесты их, с другими постарев,
Других любили, о судьбе печалясь…
Они же, в танках факельных сгорев,
С их душами пред Богом обвенчались.
Глеб ГОРБОВСКИЙ
ПИСЬМО
На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены.
А в ней – истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал как думал – не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю…
И вот слова сожрало время,
И лишь одно сквозит: «Лю-блю…»
Одно осталось… Но упрямо
Горит сквозь все, что в жизни есть!..
Что он «лю-бил…»? Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.
Любил, и все. Не по приказу.
А по приказу – он в тот раз,
Наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес. Во мне. Сейчас.
1974
В ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Имен здесь больше, чем цветов,
Хотя на кладбище весна.
Сдержать слезу я не готов –
Пускай, живительна она.
Я в общей памяти тону –
Здесь крест и красная звезда.
Кладбище, верно, потому
Зовется братским – навсегда…
Валентина ЕФИМОВСКАЯ
НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ
Имя его неизвестно,
подвиг его бессмертен
С полей боевых Подмосковья
Тот прах безымянный был взят,
Пропитанный праведной кровью
Отчизну спасавших солдат.
Останки украинцев, русских,
Грузин, белорусов слились
В одном солнцедышащем сгустке,
Сгустившем до бренности жизнь.
Но вечен огонь – над ними,
Которые вместе лежат,
Приняв Богом данное имя –
Одно – Неизвестный солдат.
9 МАЯ
Скорбный праздник в моей Отчизне.
Солнце – вечный огонь небес.
Над могилою братской – крест:
Символ смерти и символ жизни.
Сергей ЗАЙЦЕВ
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Есть день в Отечестве моем.
Он не похож на все иные.
К могилам братским мы идем,
Надев костюмы выходные.
Пред теми, кто войной убит,
Стоим, глотая горький ветер…
Цветы кладут на мрамор плит
В молчанье строгом наши дети…
Весной сменяется весна…
Но тем священнее минута,
Когда родные имена
Мы шепчем в грохоте салюта…
Вячеслав КЕРНАСОВСКИЙ
ВОЗЛЕ ВЕЧНОГО ОГНЯ
Золотом на мраморе впечатаны
Воинов-героев имена,
Словно бы с небес теперь звучат они,
Для того чтоб помнилась война.
Чтобы память не была короткою,
Как бы жизнь ни стала хороша,
И не только пляскою да водкою
Поминать – чтоб плакала душа!
Память эта вечная, печальная,
Для страны была бы как броня…
Потому сегодня не случайно я
Снова у священного огня.
2013
Михаил КОНОСОВ
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
День Победы.
Плакать некому.
Все лежат в сырой земле.
Всей квартирой переехали
На Смоленку в феврале.
Разорвал осколок раму,
Вьется лента на окне.
Я теперь увижу маму
Ночью белою во сне.
Как светло!..
Летят ракеты.
Дом дрожит,
Дрожит стекло.
Подо льдом так незаметно
Мое детство утекло.
«Я жива, но не играю,
Я квартиру стерегу».
Я о маме вспоминаю
И заплакать не могу.
Анатолий КРАСНОВ
***
Лежат в земле солдаты –
Ты надписи прочти:
Одни и те же даты
У каждого почти.
О жизни и о смерти –
Про все один ответ…
И каждый жил на свете
Каких-то двадцать лет.
Над цифрами скупыми
Тень облака легка,
И черточка меж ними
Как выстрел коротка.
Александр ЛЮЛИН
МАРШ РЯДОВЫХ
Солдата не возьмешь на пушку,
Будь то хоть госпиталь, хоть храм.
Так в алюминиевую кружку
Налей наркомовских сто грамм.
Пускай с пластинки патефонной
Опять звучит военный марш,
Пускай послушает Верховный
Главнокомандующий наш!
Посыплем солью ломтик хлеба:
Давай за Родину до дна!
Товарищ Сталин смотрит с неба,
И вся страна ему видна.
Надела Русь венок терновый,
В огне канун и аналой.
Горит Кавказ войною новой.
Весь озверел захватчик злой.
Поля все вымокли от крови,
Хлеба сечет железный дождь…
Товарищ Сталин хмурит брови,
Генералиссимус и вождь.
Восславь, воинственная муза,
Кто спас Москву и Ленинград:
Народ Советского Союза
Да Красной армии солдат.
Война была святой, но страшной,
И не забудут старики,
Как в бой ходили рукопашный,
К винтовкам привинтив штыки.
Нам ложка дорога к обеду:
Эх, не забуду старшину!..
Давайте выпьем за Победу
В Отечественную войну!
Николай МИХИН
***
Истории страшные пятна –
Отчизна в смертельном огне…
А это пока непонятно
Недавно рожденному мне.
Но после – паденье Берлина…
То мозг переваривал мой.
Отрадная сердцу картина:
Бойцы возвращались домой.
У всех загорелые лица,
И каждый в дом радость несет.
Во всех деревнях и в столице
Ликует советский народ.
Май флагом Победы полощет,
Идя по великой стране:
Парадная Красная площадь
И маршал на белом коне.
ОБЕЛИСК
Вместились жизни
В краткую строку,
Застывшую на камне
Отрешенно.
Душа – в глубинах.
Прах – на берегу.
Взрослеют дети,
И седеют жены.
И набухает небо. И штормит.
Но море не сильнее человека…
Хотя порою траурно гремит
Затишье аварийного отсека.
1980
Андрей ПЕТУХОВ
***
Крестьянская доля – растить сыновей
Для русской пехоты, царицы полей.
Вершины ее безымянных высот
Хранит поднебесья божественный свод.
Колышутся дикие травы в пыли,
Где в битвах кровавых полки полегли.
Россия! Веками порой грозовой
Тебя защищали Бог, царь и герой.
Пора поименно героев назвать:
Господь собирает небесную рать.
ПАРАД ВЕТЕРАНОВ 9 МАЯ
В руке нетвердой – три больших тюльпана,
А на груди – медали в пять рядов…
По площади шагает утром рано
Освободитель стран и городов.
Мир подаривший будущему сыну
И в двадцать два – почти что инвалид,
Он жив еще. Он очень, очень сильный.
Лишь много лет подряд душа болит…
Болит за тех, кто день приблизил этот,
Но до него живым не дошагал;
Кто от чумы фашистской спас планету,
На пьедестале в Трептов-парке встал.
И он прожить старается подольше,
За них за всех допеть и додышать.
Ему навстречу праздничная площадь
Цветет знаменами за шагом шаг.
И ветеран идет. Равненье держит
В строю таких, кому мы все – должны…
О чем мечтает? И на что надежда?
Ответит: «Чтобы не было войны».
Николай РАЧКОВ
***
Да есть ли безмернее плата,
Чем та, что была на войне?
Победа! И в центре парада –
Георгий на белом коне.
Ведь сказано раз и навеки:
Не в силе, а в правде Господь!
Мы помним кровавые реки
И в пепел сожженную плоть.
Полков невернувшихся марши
Сквозь бездны громовые лет…
И звезды, и маршалов наших,
Которым забвения нет.
Ирэна СЕРГЕЕВА
ЖИВЫМ
Могила здесь известного солдата:
Есть имя, и фамилия, и дата.
Но все с трудом читается на стеле…
Оплакали его, да не отпели…
Мать умерла, а деток не родилось,
И деревень вокруг не сохранилось…
А на земле-то миллионы павших –
Их, неотпетых, православных, наших.
Пора избыть их общую обиду!
Всех отпоем, отслужим панихиду!
Владислав СТАРИКАН
***
Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу.
Жорж Клемансо, 1919 год
Шел сорок пятый в гимнастерке,
В литых тяжелых сапогах.
Май в перевернутой шестерке
Хромал на раненых ногах.
Скажи, зачем и почему
Мы возвращаемся с парадов
И, сняв шинели снегопадов,
Которые нам по плечу,
Жжем пред иконами свечу?..
Скажи, зачем и почему
Вся безысходность слез Победы,
Что выплакали наши деды,
А в каждом горестном дому
Чугунные подолы вдов?..
Не стоит смерть земных трудов.
Шел сорок пятый в гимнастерке.
Европа кланялась: «Привет!»
Израиль кофе пил в Нью-Йорке,
Чтоб вскоре выползти на свет.
Москва в ежовых рукавицах
Была голодная вдвойне.
Железный занавес – убийца
Победы нашей в той войне.
ШЕЛ СОЛДАТ К ПОБЕДЕ
Шел солдат к Победе
Много верст и дней.
В медсанбате бредил
По ночам о ней.
Кружит лихолетье,
Друг отстал в пути.
Шел солдат к Победе –
И сумел дойти!
Он в окоп вжимался,
В чистом поле мерз,
Но в атаку рвался
Первым – в полный рост!
Долг один на свете –
Отчий дом спасти.
Шел солдат к Победе –
И сумел дойти!
Росчерк на Рейхстаге,
В роще соловьи…
Повесть об отваге,
Верности, любви.
В трубы звонкой меди,
Майский день, свети!
Шел солдат к Победе –
И сумел дойти!
Ярослав ШАБЛЯ
ПАРАД ВЕТЕРАНОВ
На Невском – парад ветеранов,
Солдат победившей страны.
В мерцанье наград и тюльпанов
Они перед Славой равны!
Парад! И витринные стекла
Дыханьем оркестра дрожат,
И мечется в облаке теплом
Весеннего ветра душа!
Парад! Старых маршей раскаты
И память Великого дня…
Шагают седые солдаты,
Медалями тихо звеня.
Шагают за пламенем стяга
От Волги, от Курской дуги!
Под аркой у Главного штаба
Равняют ряды старики.
К ним дождик торопится с неба,
И в пасмурный майский зенит
Летит в колеснице Победа,
Над их сединою летит!
mybook.ru
Через жизнь прорваться к бытию (Современные поэты Петербурга)
- Подробности
-
01 Апр 2011
- Просмотров: 1498
Поле современной русской поэзии не только широко, но и весьма разнообразно. Сколько всевозможных течений, движений, школ, сколько замечательных поэтов! И ведь так порой хочется хотя бы на минутку отвлечься от возделывания своего участка и посмотреть, что происходит там – за полоской вспаханной земли – на других поэтических угодьях, какие новые имена появляются, какие стихи пишутся. Собственно, поэтому и появилась в нашем журнале новая рубрика – «За межой». В ней мы будем знакомить наших читателей со стихотворным творчеством авторов, живущих в разных городах ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня мы представляем поэтов из северной столицы России – Санкт-Петербурга. Ну, а подготовил и прислал стихотворные подборки для нашего журнала прекрасный питерский поэт Алексей Ахматов, за что ему от имени редакции «Русского поля» огромное спасибо.
Ведущий рубрики Сергей Пагын
«ЧЕРЕЗ ЖИЗНЬ ПРОРВАТЬСЯ К БЫТИЮ…»
Игорь Лазунин
Уже после первой публикации в альманахе «Молодой Петербург» в 2000 году поэт и эссеист Е. Жабинковская отметила: «Лазунин – один из интересных и перспективных авторов». В последующие годы Лазунин стал постоянным автором этого альманаха, а также других сборников поэзии – «Приневье», «Посвящение Петербургу», «Всерусский собор» (2005), «День Поэзии» (2007), «Красивые вещи», «Аничков мост». Стихи и критические статьи Игоря Лазунина неоднократно публиковались в периодической печати: журналах «Невский альманах», «Вокзал», «Аврора», «Северная Аврора» и газетах «Гончарный круг», «Морская газета», «Литературный Петербург» и др.
Его стихи отличает подчёркнутый метафоризм и чуткая пристальность к реалиям окружающей жизни. Что, собственно, ассоциируется у читателя именно с питерской поэзией или, если хотите, с питерской школой? Классичность, то есть традиционность формы, строгий подход к выразительным средствам, отсутствие китча, детализация, когда предметы даны крупным планом, и, наконец, некоторая холодность, иными словами, рассудочность – все признаки у Лазунина, что называется, налицо.
Известный поэт Глеб Горбовский в предисловии к сборнику Лазунина писал: «Выбор… слов – не тривиален, не затёрт подошвами размеренного стихоплётства… Так что, читая, не задохнешься от уныния…».
* * *
В невесомом опьянении –
В тополином оперении
От макушки до когтей –
День приподнимает крылья,
Солнце смешивая с пылью
В сногсшибательный коктейль.
Соус неба густ и жирен.
Воздух всюду растопырен,
Как в траву упавший жук.
В общем, славная погода.
Ветер дует с винзавода.
Каждым вдохом дорожу.
Видно мне в проулка щелку:
За помойкой, у хрущевки,
Ссорясь тихо и не зло,
Из моей облезлой шапки,
Сильно намозолив лапки,
Свили ангелы гнездо.
* * *
Листья с расцветкой варёных креветок
Падают с веток – для вкусного хруста.
Нравится придурковатому ветру
Книги аллей пересказывать устно.
Словно поэтов большого масштаба,
Я обожаю аллей сочиненья:
Ни одного повторенья и штампа
В полном собрании их сочленений.
Сыро, и гаснет осенняя топка,
Сумрак прожектором наспех заштопан.
В горлышке космоса лунная пробка.
Сушит мне душу… Полцарства за штопор!
ПРО КОЗЛЯТ
Стихи, работа, и жена –
Безделица и хрень.
Букет молдавского вина
Не вянет пятый день.
Он вносит колорит в уют,
Он терпкий, как хурма,
И губы трепетно жуют
Прозрачный аромат.
Ничто так не ерошит взгляд,
Как на столе букет.
А дома все меня козлят
За то, что я – эстет!
ВЫЗДОРОВЕЛ
Как сухо и светло в носу!
Какие он вдыхает трели!
А раньше страсти в нём кипели
И пузырились на весу.
Как бодр и насторожен нос!
Изящней самой гордой цапли,
Он может всякий запах сцапать
И воздух целовать взасос.
* * *
Пюре застыло, как литьё,
И пар острижен.
Оно мне шепчет: «Я – твоё.
Меня возьми же!»
Куриный солнечный бульон
Тарелкой схвачен.
Чай, словно женское бельё,
Полупрозрачен.
Лоснится соусом рагу,
Сельдей торпеды…
Всё, дорогая, не могу,
Зови обедать.
Борис Орлов
Борис Александрович родился в 1955 году в деревне Живетьево Ярославской области. Окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (1977) и Литературный институт имени А.М. Горького (1985). Начинал офицерскую службу на атомных подводных лодках Северного флота. Прослужил в Военно-Морском Флоте почти 33 года. В настоящее время капитан 1 ранга в отставке.
Первая публикация увидела свет в мае 1972 года. С тех пор вышло 15 книг стихов. С 1986 года Борис Орлов – член Союза писателей СССР. Лауреат нескольких литературных премий. Его произведения и статьи о его творчестве публиковались в США, Англии, Китае, Японии и в других странах. Статья о нем и его творчестве включена в трехтомный биобиблиографический словарь «Русская литература XX века», подготовленный Институтом русской литературы Российской Академии наук.
В настоящее время Борис Орлов – председатель правления Санкт-Петер-бургского отделения Союза писателей России, сопредседатель правления Союза писателей России.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Женщина – кровавое божество. Сигарет ментоловых
дым. Ночных клубов похотливая прыть.
Скольким цветам отрезали красивые головы
для того, чтобы тебя ублажить?!
Женщина – кровавое божество. Тебя заносит утром,
как снегом, пудрой. Запах французских духов
хлещет, словно плеть.
Сколько убили соболей, норок и нутрий
для того, чтобы тебя одеть?!
Женщина – кровавое божество. Туманный флирт и тайные встречи
в ресторанах. Интриг запутанная нить.
Скольким соловьям вырвали язык, а лебедям – печень
для того, чтобы тебя накормить?!
Женщина – кровавое божество. В твоих зеркалах тонут,
как в прорубях, лица –
плетут заговоры, продают страну, захватывают власть.
Сколько мужчин стали ворами, грабителями и убийцами
для того, чтоб ты им отдалась?!
Женщина – кровавое божество…
* * *
Трубили печи в каменные трубы,
А ветер в луже облако лакал.
На женскую любовь я ставил губы,
Как на лису охотничий капкан.
Любовь хитрила. Но ее изнанка,
Как соль, белела на моем виске.
Мне дождик предсказал, а не цыганка
Судьбу по незатейливой руке.
Стоптав ботинки и разбив коленки,
Я понял: мир – шершав и угловат.
На мачте поднят парус, будто к стенке
Поставлен неприятельский солдат.
Куда плыву? Переплываю Лету.
Трепещет зыбь, как травы на лугу.
И словно серебристые монеты,
Бросаю годы в мертвую реку.
* * *
Сентябрь. Набухшие аллеи.
Из туч скрежещет поздний гром.
Листва от сырости ржавеет,
Не рощи, а металлолом.
Жить в металлической пустыне
До снега… Воют провода.
Ржавеет прошлое. Отныне
Над миром ржавая вода.
Все, что болело, отболело.
Душа к дождям не рвется в высь.
Ржавеет вымокшее тело,
И ржавчина съедает жизнь
* * *
Памяти С. Есенина
Летит на юг снежинок певчих стая
И белизна, и ветра птичий свист.
«Отговорила роща золотая…» –
Выводит на крылечке гармонист.
По первопутку пес бежит с опаской,
В белесом полумраке вязнет взгляд.
«Отговорила роща…» Гаснут краски.
И ветви по-старушечьи скрипят.
Душа снежинкой по небу летает,
Стар гармонист – на снег скользит слеза.
«Отговорила роща золотая…»
И отпевают рощу небеса.
* * *
Друг мой! Небесный мой брат…
Где же ты? Шелест берез.
Холмик. Кладбищенский сад.
Игрище птиц и стрекоз.
Майская синяя высь.
Белой черемухи ветвь.
Я тебя младше на жизнь.
Ты меня старше на смерть.
Алексей Ахматов
Первая публикация состоялась в журнале «Нева» в 1987 году, а через два года вышел первый поэтический сборник «Солнечное сплетение» с предисловием известного критика А. Урбана. Уже здесь критик отмечает, что Ахматов «рано стал мастером. Его стих крепко скручен. Насыщен образами, ярок зрительно и музыкально». Умение преображать мир – одно из важнейших свойств поэта. Так об Ахматове писал Е. Антипов: «В стихах у него все движется, ползает, скребется, растет, цветет, жужжит, стрекочет. Механические крабы, тритоны, богомолы, дрозофилы, червячки, паучки, пожилой кактус с пушком на затылке, стрекозы в шлемах, диплодоки, хомяки, сороконожки, сыроежки. Словно Голем, словно снегоуборочная машина он загребает все это, все, что попадает в зону видимости, и – делает… вещь качественную, одухотворенную. Комарик и экскаватор в его руках обретают свою биографию, свою усталость» («Царскосельский альманах», 2006. № 3).
Стихи Алексея отличаются повышенной метафоричностью. Но дело не в самих метафорах, а в том, с какой любовью Алексей воссоздает окружающий нас мир,
видимый часто лишь ему одному. С 1997 года Ахматов руководит поэтической секцией общества «Молодой Петербург» при СПб. отделении Союза писателей России.
* * *
Мне долго ангелы шептали:
«Ты избранный, ты не такой,
Как все. Иди по вертикали,
Мы заняты твоей судьбой.
Пускай здоровьем ты не пышешь,
Не сильный голос пусть, а все ж
От Бога все, что ты напишешь
И даже что произнесешь!»
И я, быть может, им поверил,
(Что оставалось, право, мне?)
Когда б ни санитар у двери
И ни решетки на окне.
* * *
Не знаю, как на самом деле нужно,
Но, думаю, – я жил совсем не так,
Как в переводе Пушкина натужно
И строго завещал Гораций Флакк.
Веленьям Божьим не был я послушен,
Страшился, часто требовал винца,
Ни похвалы не принял равнодушно,
Ни клеветы, оспоривал глупца.
И поручиться за тунгуса смело
Не смог бы я, считая в тот момент,
Что для поэта все-таки не дело
Себе до смерти ставить монумент.
* * *
Памяти Алексея Леонова
Ворона конструирует гнездо
В архитектуре ветреной березы,
И это привнося в него, и то.
А дерево, страдая от артроза,
Скрипит, но терпит зуд ее трудов,
Хрустят сухие сучья, как меренги, –
Так терпит дом, построенный Кваренги,
Вмешательство позднейших мастеров.
Все это жизнь у жизни на плечах
И жизнью жизнь поправший птичий лепет…
Гнездо, как будто круглая печать,
Удостоверит – смерти нет на свете.
31 МАЯ
Земля в перехлестах корней –
Рассыпчаты древние руны,
Распаханных грядок буруны
По полю бегут – кто быстрей.
Как быстро отходит земля
От груза снегов многотонных,
В канавах проснулись тритоны,
На солнышке млеет змея.
Как будто кто снял поясок –
Распахнут халатик тропинки,
Лесок, голубеющий в дымке,
Еще до конца не просох.
Еще моралист муравей
В преддверии лютых морозов
Не учит вокальных стрекозок
Плясать под дуду январей.
Еще пленка бьется лещом
На остове шаткой теплицы,
Еще неуверенны птицы,
Еще, и еще, и еще…
ОДА ДИВАНУ
Скрипи, мой диван, подо мною,
Рыдай, как разбитый рыдван,
Пускай под рессорной дугою
Мелькает дорожный бурьян.
Несись в полуночных просторах,
Пружинами всеми звеня,
Пусть сонмище снов, словно свора
Собак, провожает меня.
Лети, мой диван, невесомо
И в ночь уноси седока
От улицы прочь и от дома,
Где сердце сдавила тоска,
Где с милой, с которой делили
Мы счастье земное и кров,
В быту, как в бою, пристрелили
Невечную нашу любовь.
Рыдай же над нами утробно.
Ты тоже на ножках кривых,
Тому Боливару подобно,
Не вынесешь больше двоих.
Екатерина Кульбуш
Закончила педагогический университет им. А. И. Герцена с красным дипломом. По окончании института работала учителем в школе для слепых, занималась научной работой, несколько лет жила в Англии. В настоящее время работает менеджером по продаже медицинского оборудования.
Член Союза писателей России с 1999 года, член литературной мастерской Ю. Шестакова и ЛИТО В.А. Лейкина, постоянный автор альманахов: «Царское Село», «Гармония» «Русский мир», «Рог Борея» «День поэзии», «Окно», «Синий апельсин», «Всерусский Собор», стихи Кульбуш печатаются в газете «Литературный Петер-бург», журнале «Нева».
Известный критик Г. Муриков пишет в газете «Литературный Петербург»: «Неожиданно ярко на поэтическом небосклоне Петербурга восходит звезда Екатерины Кульбуш. Молодой поэтессе в высшей степени присуще то качество, которое Бунин назвал ”лёгким дыханием”». В своей статье критик отмечает «многослойность символики и неожиданное смещение ракурсов восприятия поэзии Кульбуш… тонкую, едва заметную иронию….высокую точность слова, как образа, так и символа… изящество и элегантность, даже салонность в самом лучшем смысле этого слова… предельную углублённость в самую суть вещей, в их душу».
Её стихи сослагательны по замыслу и экстремальны по исполнению… это преодоление бытовухи, стремление через жизнь прорваться к бытию».
* * *
Наш мир от первых дней его созданья
И вплоть до даты моего рожденья
Прожил в нетерпеливом ожиданье,
В сплошной попытке самоулучшенья,
Что делали природа и народы
Стихией, Духом, Делом, Мыслью, Кровью.
Но это было только предисловье,
Лишь подготовка к моему приходу.
И с той поры, как я глаза открыла,
Всё, что ни есть: микробы и светила,
Уродство и краса, земля и небо
Исполнены желанием единым:
Существовать лишь для моей потребы.
Развоплотиться в миг моей кончины
Н. В. ГОГОЛЬ
Сумасшедших и пишущих в мире свободней нет,
Путы быта порвавших усилием головы.
Очень редкая птица перелетит через Днепр,
Да и та упадёт, обессилев, среди Невы.
Поднимите мне веки: нисколько не чуден мир,
И при тихой погоде – тем более в мартобре.
Кто же дал мне право со счётами между людьми
Недостачу выискивать в честности и добре.
Но с одними безносыми в городе жить нельзя.
От душевных уродов в мозгу тошнота и страх,
И в словесности русской безлюдье. Где ж силы взять
Верить в птицу-тройку, как в Троицу на небеса.
Колупнёшь бумагу пером – лезет жуткая гниль,
От которой невмочь писать, а не то, что дышать.
Ничего! Я горящим романом зажгу фитиль
Той великой свечи, что зовётся ещё душа.
* * *
В сердцевине белой ночи,
В лихорадочном азарте
Несусветный бред бормочет
Бедный самоистязатель.
Есть поэт, и ест поэта
Вампирическая жажда
Нефильтрованного света,
Несрифмованных пейзажей.
Близко. Чувствуется кожей.
Подманить, схватить! Однако
Образ быстр и осторожен,
Как бродячая собака.
Вот его на живодёрне
Улучшают и калечат.
Вот он в форме, вот он в корне
Прежним всем противоречит.
Только в нудном свете утра
Прежним места нет картинам,
И поэта пьёт компьютер,
Оплетая паутиной.
ЗИМА
В постель забрались блохи. Ну и новость!
Да это мы же с вами с тихой злобой,
Когда округу замело по пояс,
Штурмуем непролазные сугробы.
Прём напролом, копаем коридоры.
Сугробы, как гробы надежд на лето.
Но греют зренье снежные узоры
В изысканном переплетенье веток.
А ветер, как сбежавший сумасшедший,
Тревожит всех шизоидною блажью,
Хватает за плечо, на ухо шепчет:
«Дай поиграть твоею жизнью. Дай же!»
Несётся месяц – страшненький стрекозлик.
Блестят сквозь тучи два стеклянных рожка.
И замер чьих-то слов чуть слышный отзвук:
«Ты любишь зиму, ангел мой?» «Немножко»
ДОЖДЬ
Мой щит автоматический сломался.
И дождь меня схватил, присвоив тут же.
Я часть его. Я связь. Я грязь. Я туча.
Для гонки капель скоростная трасса.
Помои неба я, бульон для почвы.
Мой голос – жуткий рык, глаза сияют.
Мой мозг летит, как капля дождевая,
Контейнер, полный долгожданной почты,
В которой код рожденья новых линий
И новых красок прочитает флора.
Как жаль, что жизнь кончается так скоро
И неожиданно, как летний ливень!!
Евгений Каминский
Заведующий аналитической лабораторией, кандидат технических наук. Участник нескольких заполярных экспедиций, а также нескольких длительных научноисследовательских рейсов в Мировом океане.
С 2003 года – заведующий отделом прозы журнала «Звезда». Член Союза российских писателей. Живет в Санкт-Петербурге.
В 1989 году в Ленинградском отделении издательства «Художественная литература» выходит первый поэтический сборник Каминского «Естественный отбор», имевший определенный успех. В 1990 году издательством «Советский писатель» издается книга стихотворений «Толпа».
С середины девяностых годов Каминский создает и прозу.
Является участником нескольких поэтических антологий, в частности, «Строфы ХХ века» (составитель Евгений Евтушенко), «Поздние петербуржцы» (СПб,1995), «Россыпи» (СПб, 2000), последних выпусков (2007, 2008) всероссийского «Дня поэзии».
Автор множества журнальных публикаций, в том числе в журналах «Звезда», «Нева», постоянным автором которых он является; «Аврора», «Октябрь», «Волга», «Литературная учеба», «Северная Аврора», «Всерусский Собор», «Литерарус» (Хельсинки), публиковался в «Литературной газете», в отечественных и зарубежных альманахах, в частности, в альманахах «Поэзия», «День поэзии» «Истоки», «Подвиг», «URBI” “XXI век” (Германия) и др., а также во многих коллективных сборниках.
Лауреат литературной премии (1992) Независимой преподавательской ассоциации за поэму «Свиная голова», лауреат премии Гоголя (2007) за роман “Князь Долгоруков”.
* * *
Право, не был наш путь бестолков.
Мы когда-то такое видали,
несмотря на железо оков
и довольно туманные дали.
Связь времен – неприметная нить.
И варяги нас били, и греки,
чтобы к Небу любовь в нас отбить
и земными нас сделать навеки.
Утлой плоти сносился атлас,
видишь, Небо совсем уже близко…
Но крест-накрест не вычеркнет нас
даже смерть из небесного списка.
Ибо тех не списать со счетов,
кто вкусил здесь от синего моря
и от красного моря цветов,
каждой ноте творения вторя.
Кто в высоких речах не силен,
но печален, как стих Откровенья,
лег чернилами грозных времен
на полях и пробелах творенья.
* * *
Печальной скрипке, умершей с тоски,
теперь не умирать уже с похмелья.
О смерти прель, о нежные тиски
известняков и глины подземелья!
Покойно как не видеть и не знать.
Не значиться, не зваться – чем не чудо?!
Ликуй червей мучительная рать,
такого получив к столу верблюда.
Бесчинствуй, смело режь на ремешки
того, кому эпоха золотая
всегда грозилась выпустить кишки,
ручищею за шиворот хватая.
Пируй, орда, уж если невтерпеж!
Гармонию увеча безъязыко,
раскладывай. Лишь музыку не трожь –
не терпит разложения музыка.
Души и плоти кончится война.
Покинут пир насыщенные гунны,
и под землей лишь музыка одна
останется, забывшая про струны.
* * *
Среди болот чухонских у реки
жизнь под наркозом сладкого портвейна
мне в руки шла, как рыбы косяки
в апостольскую сеть – благоговейно.
Нет, Питер был мне больше чем родня,
когда я брел от “Рима” до “Сайгона”,
как искру божью, на сердце храня
хрустальный звон трамвайного вагона.
От радости лоснилась борода.
Глаголом разрываемый на части,
счастливый, нес я глупости тогда,
не ведая, что в этом-то и счастье.
О вечном громко споря сам с собой,
я брел на красный свет, пока матерый
не брал меня за жабры постовой –
в колене третьем ангел красноперый…
Близ, при дверях уж, сумерки, зане
душа еще немного потомится,
покуда не допишется во мне
печальных слов последняя страница.
Пока, с кривой усмешкой, вопреки
эмпирике, я, сгинув, не исчезну
среди болот чухонских у реки,
а из одной шагну в другую бездну.
* * *
Когда кончался в окнах свет наклонный
и не сдавалось лишь мое одно,
вставал я в перекрестии оконном
и ночь могла прицелиться в окно.
Я знал, что так себя я обнаружу,
и все ж не прятал душу за стекло,
но рвал окно – свет уходил наружу,
и тратилось последнее тепло…
Тогда, в холодной космоса утробе,
во тьме таким молился я богам,
что мне слова не в славе, а в ознобе,
теряя стыд, сдавались по слогам.
Но и к словам не зная интереса,
я шел навстречу грозному тому,
чему на черном звезды лишь завеса
и что, вместив, не вынести уму.
* * *
Жаль, что только в финале прорезались к жизни резцы.
Но пока не разбиты кому-то на счастье, как блюдца,
ни на шаг не отступим – пусть насмерть стоят подлецы
и, в лицо нам бросая: «Вы здесь не стояли!», смеются.
В голубых ли гостиных, в сырых ли колодцах-дворах
в ледниковый период раздела на левых и правых,
утонувших в перинах и просто по пьянке в канавах –
это время нас всех на земле уравняло в правах.
Только равенство это уже невесомо, как свет.
И кончается дело под небом печальное это,
по которому ты проходил, как вопрос без ответа,
все ж упрямо надеясь найти себе в небе ответ.
Роман Круглов
Начал писать стихи в возрасте 10 лет. В 2000 году стал участником литературного объединения «Молодой Петербург» при СП России под руководством Алексея Ахматова.
Первая публикация Круглова состоялась в альманахе «Молодой Петербург» в 2001 году. В последующие годы он стал постоянным автором этого альманаха, а также других сборников поэзии – «День Поэзии» (2007), «Красивые вещи» (2009), «Аничков мост» (2010). Его стихи и критические статьи неоднократно публиковались в периодической печати: журналах «Архиоптерикс», «Невский альманах», «Вокзал», «Аврора», «Северная Аврора» и газетах «Гончарный круг», «Литературный Петербург», «Литературная газета» и др.
Главное достоинство поэта – точный поэтический слух. Чувство меры прекрасно сочетается у Круглова с творческой смелостью. Роман не боится высказываться парадоксально.
* * *
Фонаря большой скрипичный ключ.
Прыгают, меняются, играя,
Ноты воробьев на проводах.
Их вспугнет, громоздок и скрипуч,
Неожиданный аккорд трамвая
И промчится дальше впопыхах.
Музыка непрочна и легка,
Мимолетна, но жива пока.
Ноты скачут и фонарь стоит.
Много воробьиных прозвучит
Ораторий и
сюит!
Сюит!
* * *
Сосны словно пальцы в танце буто.
Здесь все беды так мелки, как будто
Маленький жучок заполз за ворот.
Я оставил за плечами город,
Где одна в квартире коммунальной
Бывшая жена тревожно курит
В нашей бывшей спальной, переспальной,
Где в гардины въелся запах дури,
Свалены, как в мусорном овраге,
Книги и бутылки с алкоголем
И уже ненужные бумаги
По работе, с коей я уволен.
Это все оставив за спиною,
Я кормлю поваленной сосною
Мой костер. Ничто здесь не тревожит.
Только лишь жучок щекочет кожу.
* * *
Нет, вовсе не удел пернатых,
А привилегия приматов
Полет идей, ума усилья,
Духовный, творческий экстаз.
Я не таков. Поскольку хил я,
Смиренно умываю крылья.
Куда мне, ангелу, до Вас?
ИЗО
Оживает все тело мое: кожа, мышцы, скелет.
Под твоими руками легко, постепенно и ловко,
Как под карандашом. И большого значения нет
В том, что смята под нами уже простыня-драпировка.
Солнце нас прорисует с прилежностью ученика –
Мы продолжим, ведь утренний свет постановку не портит.
Для тебя спать с натурщиком так же естественно, как
Пить вино из бокала, что был на твоем натюрморте.
Но сменилась картина: одеты, сидим за столом,
Говорим об искусстве и планах на вечер за чаем…
Что-то новое, странное вдруг между нами легло
Неестественной тенью, но мы ее не замечаем.
russian.md
Поэты Санкт-Петербурга — это… Что такое Поэты Санкт-Петербурга?
- Поэты Санкт-Петербурга
А
Б
- Барскова, Полина Юрьевна (род. 1976)
- Бахтерев, Игорь Владимирович (1908—1996)
- Берггольц, Ольга Фёдоровна (1910—1975)
- Березовчук, Лариса Николаевна (род. 1948)
- Бетаки, Василий Павлович (род. 1930)
- Блок, Александр Александрович (1880—1921)
- Бобышев, Дмитрий Васильевич (род. 1936)
- Ботвинник, Семён Вульфович (1922—2004)
- Британишский, Владимир Львович (род. 1933)
- Бродский, Иосиф Александрович (1940—1996)
- Буковская, Тамара Симоновна (род. 1947)
- Булатовский, Игорь Валерьевич (род. 1971)
В
Г
- Гаген-Торн, Нина Ивановна (1901—1986)
- Гампер, Галина Сергеевна (род. 1938)
- Гандельсман, Владимир Аркадьевич (род. 1948)
- Генделев, Михаил Самуэлевич (род. 1950—2009)
- Гиппиус, Василий Васильевич (1890—1942)
- Гиппиус, Владимир Васильевич (1876—1941)
- Гиппиус, Зинаида Николаевна (1869—1945)
- Гитович, Александр Ильич (1909—1966)
- Горбовский, Глеб Яковлевич (род. 1931)
- Горнон, Александр Георгиевич (род. 1946)
- Гофман, Виктор Викторович (1884—1911)
- Григорьев, Дмитрий Анатольевич (род. 1960)
- Грудинина, Наталья Иосифовна
- Гумилёв, Николай Степанович (1886—1921)
- Гуревич, Александр Сергеевич (1959—2002)
- Гуро, Елена (1877—1913)
Д
Е
З
И
К
- К. Р. (великий князь Константин Константинович) (1858—1915)
- Каменский, Василий Васильевич (1884—1961)
- Колкер, Юрий Иосифович (род. 1946)
- Комаровский, Василий Алексеевич (1881—1914)
- Кондратов, Александр Михайлович (1937—1993)
- Кононов, Николай Михайлович (род. 1958)
- Кривулин, Виктор Борисович (1944—2001)
- Кудряшева, Алина Кирилловна (род. 1987)
- Кузмин, Михаил Алексеевич (1872—1936)
- Кузьминский, Константин Константинович (род. 1940)
- Кулле, Сергей Леонидович (1936—1984)
- Кульман, Елисавета Борисовна (1808—1825)
- Куляхтин, Александр (род. 1967)
- Кучерявкин, Владимир Иванович (род. 1947)
- Кушнер, Александр Семёнович (род. 1936)
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Категории:- Поэты Санкт-Петербурга
- Поэты России
- Списки поэтов
Wikimedia Foundation. 2010.
- Терпеноиды
- Конгломерат (экономика)
Смотреть что такое «Поэты Санкт-Петербурга» в других словарях:
Библиотеки Санкт-Петербурга — Месторасположение Россия, Санкт Петербург Ниже приведён список действующих библиотек Санкт Петербурга … Википедия
Мини-отели Санкт-Петербурга — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/31 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия
Поэты Малой Садовой — круг неофициальных литераторов в Ленинграде 60 х 70 х годов XX века. Содержание 1 Адрес 2 История 3 Примечания 4 … Википедия
Санкт-Петербург — Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия
Русские поэты — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия
Международный фестиваль квир-культуры (Санкт-Петербург) — Международный фестиваль квир культуры International Festival of Queer Culture … Википедия
Различия речи в Москве и Санкт-Петербурге — Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных… … Википедия
Различия речи москвичей и санкт-петербуржцев — Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных… … Википедия
Коломна (округ, Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коломна (значения). Коломна Санкт Петербург Перепись населения: 14 октября 2010 … Википедия
Таврическая улица (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°56′38.97″ с. ш. 30°22′41.14″ в. д. / 59.944159° с. ш. 30.378097° в. д.& … Википедия
dic.academic.ru
17 знаковых мест на «литературной» карте Петербурга
ДостопримечательностиДавно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
(С.Я. Маршак)
Художественные образы обступают нас со всех сторон. Ведь откуда же писателям черпать вдохновение, как не из окружающего мира! «…из какого сора растут стихи, не ведая стыда», – размышляет Анна Ахматова, и она ничуть не лукавит. Петербург Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Гоголя, Гончарова, Тургенева, Белого, Ахматовой, Бродского, Блока, Сологуба, Чуковского, Довлатова – единый и многообразный, комичный и трагичный, упорядоченный и хаотичный, ясный и иллюзорный, низкий и величественный. Прошли столетия, а мы еще можем соприкоснуться с миром, где жили творцы Золотого, Серебряного века и их герои, словно забредшие в книги с улиц Санкт-Петербурга. Возможность видеть воочию мир, преломленный художественным сознанием литераторов, обогащает восприятие произведения, и вымысел оказывается былью. Ниже ‒ подборка мест, давно заслуживших статус культовых на «литературной» карте города.
Кабаре «Бродячая собака»
Кафе, ДостопримечательностьКабаре «Бродячая собака» – первое ночное литературно-артистическое кабаре в России. Завсегдатаями этого заведения были знаменитые поэты (Ахматова, Гумилев, Кузьмин, Маяковский, Северянин), известные режиссеры (Мейерхольд, Евреинов), художники (Судейкин, Кульбин) писатели (Тэффи, Аверченко, Толстой). Кабаре было открыто Борисом Прониным в 1911 году и просуществовало всего четыре года.
Над входом в кабаре висел (и висит до сих пор) герб, созданный Мстиславом Добужинским ‒ собака, ставящая лапу на театральную маску. Помимо этого символ собаки использовался на гербовой бумаге и ордене, который вручали почетным посетителям кабаре. Образ бродячего пса родился в связи с желанием талантливых людей найти свое пристанище, где можно будет раствориться в атмосфере фонтанирующей энергии близких по духу людей.
Внутреннее убранство «Бродячей собаки» было ярким и кричащим, будоражащим мысль и чувство. Посетителями кабаре являлась богема и так называемые «фармацевты» ‒ простые люди, за достаточно внушительные суммы покупающие входные билеты. Здесь проходили театральные вечера, выступления артистов, диспуты между поэтами, читались доклады на научные темы и многое другое. В годы Великой Отечественной войны кабаре было превращено в бомбоубежище и вновь открылось лишь в 2001 году. Теперь в «Подвале Бродячей Собаки» происходит множество ярких творческих встреч и мероприятий, посвященных Серебряному веку и не только.
Читать полностью СвернутьНевский проспект
ДостопримечательностьНевский проспект – место встреч многих литературных персонажей и их создателей. Поручик Пирогов и художник Пискарев – герои гоголевской повести «Невский проспект» – именно здесь замечают прелестных женщин и устремляются за ними. Обманчивый Невский, переворачивающий действительность с ног на голову, заставит лермонтовского Арбенина испытывать муки ревности на маскараде, проходящем в доме Энгельгарта (ныне здание Малого зала Филармонии). Битовский Лобышев (рассказ «Пенелопа») будет брести по осеннему проспекту, сначала радостно-солнечный, чувствующий себя человеком, готовым на подвиги, а после встречи с некрасивой девушкой и своего побега от нее опечаленный тем, что он катастрофически зависим от мнения окружающих.
Точечно хочется выделить два адреса. Первый – Невский проспект, 18. В доме Котомина находилась кондитерская «Вольфа и Беранже», где Пушкин встретился перед дуэлью со своим секундантом Данзасем. Здесь же Достоевский познакомился с Петрашевским, после чего писатель стал активно посещать его политический кружок. Сейчас в этом здании находится «Литературное кафе», в котором проходят разнообразные поэтические и музыкальные вечера.
Второй адрес – доходный дом Лопатина или «Литературный дом» (Невский, 68). Здание известно тем, что в нем проживали многие литераторы: Панаев (редактор журнала «Современник»), Краевский (редактор журнала «Отечественные записки»), Белинский, Тютчев, Тургенев, Писарев. В 1905 году в здании находилось издательство газеты «Новая жизнь», руководителем которого был Горький.
Читать полностью СвернутьЛавка писателей
Достопримечательность, Книжный магазинВ конце XVIII века в Петербурге стали появляться книжные лавки. Смирдин считается самым лучшим книготорговцем – его лавка, находящаяся в церкви Петра и Павла на Невском проспекте, была одна из выдающихся – как по качеству изданий, так и дешевизне. Он издал множество произведений русских классиков, среди них были: Державин, Жуковский, Крылов, Карамзин, Пушкин, Ломоносов. В его лавке проходили встречи писателей, ученых, художников. Скорее всего, создание такого литературного салона натолкнуло на мысль о необходимости «Литературного фонда», который будет поддерживать литераторов. Он был создан в 1859 году, а в 1917 году закрыт, и возобновил свою работу лишь в 1934 году. Именно тогда была открыта «Книжная лавка писателей» на Невском проспекте, 66. Сейчас там можно приобрести книги, а также встретиться с современными литераторами, посетить тематические вечера, связанные с разнообразными историческими событиями России.
Читать полностью СвернутьЛавка писателей
Невский проспект, 66, Санкт-Петербург
Гороховая улица
ДостопримечательностьКто только не прогуливался по Гороховой улице! Гончаровский Обломов, Вера Павловна из романа Чернышевского «Что делать?», Рогожин, Пиковая дама, даже бедняк Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского был частным гостем этой улицы и размышлял о ее шумности и ярком изобилии красок.
На Гороховой улице, 8 располагался ресторан «Вена», где собиралось множество выдающихся писателей, поэтов и артистов Серебряного века, таких как: Андреев, Блок, Аверченко, Куприн, Городецкий, Шаляпин. Сейчас в этом здании находится мини-отель «Старая Вена», где каждый номер посвящен деятелям ХХ столетия. В отеле постоянно проходят литературные вечера и поэтические чтения, отдающие дань прошлому ходу жизни этого здания.
Читать полностью СвернутьДом Пиковой дамы
ДостопримечательностьПосле публикации повести «Пиковая дама», Пушкин напишет, что многие заметили сюжетную и типологическую близость между княгиней Натальей Петровной Голицыной и его героиней. Княгиня прожила до 94 лет, была известного рода и необыкновенная красавица. По слухам, она действительно обладала картежной тайной – мистик Сен-Жермен передал ей секрет после того, как она проиграла большую сумму денег графу Орлеанскому.
Описание дома Пиковой дамы соответствует пушкинским строкам. Огромный вестибюль, лесенка, ведущая к камину, зеркало и часы, винтовая лестница… Это здание до сих пор обладает таинственным ореолом, и ночью люди стремятся обойти его стороной, дабы не встретить призрак старушки, что свела с ума Германа.
Читать полностью СвернутьПредположительный дом Парфена Рогожина
ДостопримечательностьПерсонаж, к которому Настасью Филипповну влечет как к человеку, способному погубить ее, подарив желанное успокоение – купец Парфен Рогожин. Страстно-влюбленный, раздираемый ревностью, ненавистью и пониманием, что ответного чувства не будет, и женщина лишь боится его, Рогожин убивает возлюбленную, приносящую ему такие муки.
Образ кровавого убийцы увлекает читателей, и многим становится интересно, где же жил этот герой. Если проследить географию передвижений князя Мышкина, можно понять, что на пересечении Гороховой и Садовой улиц, князь каким-то неведомым чутьем ощущает, что приближается к дому Рогожина. «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого», – читаем мы в романе. Наяву же видим угрюмое, громоздкое здание с подворотней, таящее е в себе неясную мощь и опасность, как и сам герой Достоевского.
Читать полностью СвернутьПредположительный дом Парфена Рогожина
Гороховая, 38, Санкт-Петербург
Летний сад
Парк, ДостопримечательностьПрекрасный Летний сад был «огородом» Пушкина, в котором он прогуливался в туфлях на босу ногу, когда жил неподалеку – в доме Оливье на Пантелеймоновской улице. Именно здесь в детстве гулял и его герой Евгений Онегин. Раскольников, решаясь на преступление, размышлял о том, что было бы здорово, если бы Летний сад обогащал воздухом и фонтанной свежестью запыленный город, тоскующий по свободе и чистоте.
В Летнем саду расположен памятник Крылову – величественная бронзовая статуя стоит на гранитном постаменте, на котором высечены персонажи его басен. Архитектор Барон фон Клодт был первым, кто создал памятник русскому литератору – это случилось в 1855 году, и с тех пор центральная аллея Летнего сада открывает посетителям это монументальное зрелище.
Помимо этого, взору публики здесь предстает множество героев античной литературы: Минерва, Немезида, Эвтерпа, Флора, Меркурий, Вакх. За три года реконструкции Летнего сада, статуи были отреставрированы, убраны на хранение в Михайловский дворец и заменены копиями. Подчеркнуто-регулярный сад, словно перекидывая мостик из прошлого к будущему, сейчас выглядит таким, каким он был в XVIII веке.
Читать полностью СвернутьМесто дуэли Пушкина на Черной речке
ДостопримечательностьДуэль Пушкина и Дантеса была вызвана слухами о неверности Натальи Гончаровой и анонимными письмами, отправленными поэту. Это был уже второй вызов, сделанный Александром Сергеевичем французу – первая дуэль не состоялась, потому что Дантес породнился с Пушкиным, женившись на сестре Натальи Гончаровой – Екатерине. Несмотря на существовавший запрет дуэлей, для Пушкина они были не в новинку – исследователи насчитывают около 29 состоявшихся и несостоявшихся дуэлей поэта.
Поединок с Дантесом произошел на Чёрной речке 27 января 1837 года. Дантес смертельно ранил Пушкина: по условиям дуэли расстояние между противниками было ничтожно малым – двадцать шагов. После смерти поэта император Николай I прощает все его долги, издает за казенный счет сочинения Пушкина в пользу семьи, таким образом, обеспечивая будущность детей.
Сейчас в парке стоит памятный обелиск, посвященный этому трагическому событию, а в музее-квартире поэта на Мойке, 12 хранятся его личные вещи, в том числе дуэльные пистолеты.
Читать полностью СвернутьУлица Рубинштейна
ДостопримечательностьУлица названа в честь композитора Антона Рубинштейна, проживавшего на ней в доме № 38.
На этой улице в доме № 7 больше десяти лет провела поэтесса Ольга Бертгольц. Страшное блокадное время писательница прожила с ленинградцами, и ее творчество поддерживало людей в тяжелые времена бедствия. Сейчас на здании установлена памятная доска с изображением поэтессы, смотрящей в сторону.
Также эта улица считается довлатовской – писатель прожил около тридцати лет в доме №23, вплоть до эмиграции. Музей-квартиры в здании нет – в 2007 году была учреждена мемориальная доска, на которой нарисован абрис лица писателя.
Третий литературный адрес – дом с башенками на улице Рубинштейна, 40, на перекрестке Пяти углов. Здесь проживала писательница Лидия Чуковская, которая опубликовала «Записки об Анне Ахматовой», будучи близким другом поэтессы.
Читать полностью СвернутьТолстовский дом
ДостопримечательностьГенерал-майор граф Михаил Толстой в 1912 году приобрел доходный дом на улице Рубиншейна, 15-17, предназначенный для проживания людей различных сословий. Построенный в стиле северного модерна архитектором Федором Лидвалем, дом привлекает внимание большими арками, овальными окнами и углублениями с лекифами. В свое время в этом здании жили многие известные люди, такие как Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Ирина Колпакова, Эдуард Хиль. В 2008 году открылось ТСЖ под руководством искусствоведа Марины Колотило, заботящееся о сохранении внешнего вида дома и реализующее план создания музея. Три двора объединены в один, и сквозной проход позволяет пройти с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки за несколько минут, окунувшись в величественную и необыкновенную аристократичную архитектуру эпохи модерна.
Читать полностью СвернутьПарадный подъезд
ДостопримечательностьНа Литейном проспекте, 37/39 находится известный парадный подъезд, «воспетый» в стихотворении Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Писатель жил в доме напротив и частенько наблюдал за толпой просителей, боязливо останавливающихся у этого могущественного и величественного здания. Построенный в стиле эпохи Возрождения, с балконом, украшенным кариатидами, дом не имел ничего общего с обликом людей, приходящих за помощью к Михаилу Муравьеву ‒ министру государственных имуществ. Сейчас в сквере расположен бюст Некрасова, запечатлевшего в своих стихах всю силу ненависти к бесчестию сильных мира сего.
Читать полностью СвернутьПарадный подъезд
Литейный проспект, 37/39, Санкт-Петербург
Коломна
ДостопримечательностьВ начале XIX века Коломна представляла собой окраину Петербурга и мало вписывалась в городской ансамбль. Родители Пушкина недорого снимали семь комнат в самом конце набережной реки Фонтанки. Пушкин жил здесь с 1817 по 1820 год и посвятил этому месту поэму «Домик в Коломне». Сюда же он поселил своего Евгения из поэмы «Медный всадник». Гоголевский ростовщик, портрет которого приносил всем людям несчастья, жил именно в Коломне, а также здесь находилась тесная каморка Акакия Акакиевича Башмачкина.
Александр Блок с 1912 по 1921 год жил на улице Декабристов, 57. В 1980 году в этом здании открылась музей-квартира поэта, знакомящая посетителей с бытом писателя и его творческими изысканиями. Именно здесь была написана поэма «Двенадцать», «Скифы», «Пушкинскому Дому». Образ Прекрасной дамы, который первоначально занимал воображение поэта, постепенно трансформировался в образ Родины. Увлеченный музыкой революции, Блок написал поэму «Двенадцать», но постепенно разочаровался в происходящих переменах, поняв, что его видение ситуации отличается от действительных событий. В Коломне жила возлюбленная поэта – оперная певица любовь Дельмас. Она служила в театре Музыкальной драмы, располагавшемся на Театральной площади в здании Консерватории им. Римского-Корсакова.
Какое-то время в Коломне жили Куприн, Пильняк, Карамзин, Гоголь, Островский, Григорович, Вересаев, Соколов-Микитов, Ерофеев.
Читать полностью СвернутьКоломна
Санкт-Петербург
Дом Раскольникова
ДостопримечательностьВ Петербурге распространены тематические экскурсии по местам, связанным с биографией не только писателей, но и литературных героев. Если внимательно прочитать роман «Преступление и наказание» и расшифровывать слова: «С-й переулок», «К-н мост», «В-й проспект» – получится: Столярный переулок, Кокушкин мост, Вознесенский проспект. Герой романа Родион Раскольников жил в доме Иохима на Гражданской улице, 19. Будучи бедным, обосновался на четвертом этаже, к которому вели знаменитые тринадцать ступеней, сохранившиеся до сих пор. Достоевский, в пору написания романа, жил неподалеку от этого места, поэтому с английской точностью изобразил локус существования своего персонажа. В 1999 году на фасаде здания появилось рельефное изображение Достоевского и гранитная табличка: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Текст был написан писателем Даниилом Граниным и академиком Дмитрием Лихачевым.
Читать полностью СвернутьПамятник носу майора Ковалева
ДостопримечательностьНа стене дома на Вознесенском проспекте, 11 установлен один из самых диковинных памятников города – памятник носу майора Ковалева. Это акция проходила в середине девяностых, в рамках фестиваля сатиры «Золотой Остап». Место было выбрано неслучайно – коллежский асессор Ковалев проживал на Садовой улице, а его цирюльник работал на Вознесенском проспекте. Розовый мрамор с бардовыми прожилками был привезён с Украины, художник Резо Габриладзе и скульптор Вячеслав Бухаев славно потрудились над воплощением в жизнь этого литературного образа. Сто килограммовый нос в 2002 году таинственным образом пропал с фасада здания, и был найден через год, когда художник Владимир Панфилов уже воссоздал точную копию экспоната. Так нос майора Ковалева в очередной раз «поводил людей за нос», оставив тайну своего исчезновения нераскрытой.
Читать полностью СвернутьПамятник носу майора Ковалева
Вознесенский проспект, 11, Санкт-Петербург
Изумрудный город
ДостопримечательностьВсем людям на земле – и взрослым, и детям хотелось бы попасть в Изумрудный город, где живет волшебник Гудвин, готовый исполнить любое желания. Но, по большей мере, люди сами становятся кузнецами своего счастья и смело воплощают свои мечты в реальность. Тому подтверждение – архитектурное чудо на улице Правды, 2-8 — дружная компания храбрых друзей из сказки Волкова. Но и в этом дворике их поджидают опасности: Людоед, Бастинда, летучие обезьяны находятся поблизости и готовы к нападению. Но Виллина и Гудвин всегда придут на помощь, главное не терять мужество и верить в свои силы! Каждый, очутившийся в этом сказочном пространстве, почувствует, что добро всегда побеждает зло.
Читать полностью СвернутьДом Мурузи
ДостопримечательностьНа Литейном проспекте, 24 есть дом, в котором в свое время жили Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и Иосиф Бродский. Это Дом Мурузи, построенный в неомавританском стиле в семидесятые годы XIX века. Сложный для понимания, играющий словами, Бродский становится чуточку ближе, когда удается подышать с ним одним воздухом и уловить повествовательную интонацию его стихов, рисующих эпическую картину мира.
В доме Мурузи были реализованы грандиозные проекты: бабушка Владимира Пяста организовала общедоступную читальню, а в 20-е годы здесь находился «Дом поэтов», созданный по инициативе Николая Гумилева.
Читать полностью СвернутьЛитераторские мостки
Музей, ДостопримечательностьНа Волковском кладбище находится большой участок захоронений, носящий название «Литераторские мостки». Там расположены могилы многих известных писателей: Белинского, Добролюбова, Писарева, Гончарова, Тургенева, Лескова, Салтыкова-Щедрина, ученых: Менделеева, Бехтерева, артистов: Симонова, Лебедева, Толубеева, режиссеров: Брянцева, Козинцева и др. Кладбище имеет статус действующего, и на участке «Литераторские мостки» продолжаются захоронения праха выдающихся людей в области науки и искусства.
Читать полностью Свернуть Посмотреть все объекты на картеlocalway.ru