cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План текста и вспомнил олег коня своего – План к летописи и вспомнил олег коня своего

Содержание

Подскажите как пожалуйста. Летопись и вспомнил Олег коня своего задания первая как относился Олег своему коню Подтвердите цитатами из текста. Задание два составь план текста. Задание третье синонимы кормить и любить Антонимы сказал, разболелся.

Почти 6 строф, на одну боле)

Пойдёт)

Учительница рухнет, соклассники

на руках по коридорам понесут!)))

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота,

Как вдруг подбегает к нему человек -

И ну шепелявить чего-то.

«Эй, князь, — говорит ни с того ни с сего, -

Ведь примешь ты смерть от коня своего!»

Но только собрался идти он на вы -

Отмщать неразумным хазарам,

Как вдруг прибежали седые волхвы,

К тому же разя перегаром, -

И говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего.

«Да кто ж вы такие, откуда взялись! -

Дружина взялась за нагайки, -

Напился, старик, — так иди похмелись,

И неча рассказывать байки

И говорить ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!»

Ну, в общем, они не сносили голов, -

Шутить не могите с князьями! -

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями:

Ишь, говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул, -

Он только однажды волхвов вспомянул,

И то — саркастически хмыкнул:

Ну надо ж — болтать ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

«А вот он, мой конь — на века опочил, -

Один только череп остался!..»

Олег преспокойно стопу возложил -

И тут же на месте скончался:

Злая гадюка кусила его -

И принял он смерть от коня своего.

…Каждый волхвов покарать норовит, -

А нет бы — послушаться, правда

Олег бы послушал — еще один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Волхвы-то сказали с того и с сего,

Что примет он смерть от коня своего!

istinaved.ru

Урок 4 ЛЕТОПИСИ. «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО»

Цели: познакомить учащихся с новой летописью о князе Олеге; сравнить летописный текст со стихотворением А. С. Пушкина; развивать внимание, мышление, интерес к русской истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение текста летописи.

Один-два учащихся выразительно читают текст летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2. Опрос учащихся:

– Кто из вас сумел найти в библиотеке тексты других летописей, рассказывающих о князе Олеге?

Если учащиеся принесли произведения на урок, то учитель задаёт вопросы:

– О каких событиях повествуют эти летописи?

– Что нового узнали из них?

Если учащиеся не принесли произведения на урок, то учитель должен позаботиться о том, чтобы на уроке имелось несколько текстов летописей по данной теме.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня на уроке они прочитают текст ещё одной летописи о князе Олеге. Текст летописи читает учитель, предварительно проводится словарная работа. (слова и их значения записываются на доске.)

Волхвы – чародеи, колдуны.

Кудесники – волшебники.

Княже – князь.

Укорил – упрекнул.

От сего – от этого.

Слывёт – зд. называется.

После чтения учитель выдерживает паузу, учащиеся высказывают свои мнения.

– Какие новые качества князя Олега раскрылись перед вами?

– Каким вы его себе представляете?

– Почему Олег захотел увидеть место, где умер его конь?

– Какие слова можно подобрать для характеристики Олега?

– Как сбылось предсказание волхвов?

Далее учитель сообщает учащимся, что данное историческое событие А. С. Пушкин описал в своем произведении «Песнь о вещем Олеге».

Учитель выборочно зачитывает отрывки из «Песни о вещем Олеге», а учащиеся соотносят данные отрывки с текстом летописи.

IV. Итог урока.

? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение текста летописи «И вспомнил Олег коня своего», сделать рисунок к произведению (с. 10–11, часть 1-я).

informatik.kz

Конспект урока по литературному чтению на тему « И вспомнил Олег коня своего» (сравнение текста летописи и исторических источников) 4 класс

Конспект урока по литературному чтению в 4 — Б классе

Составила Дуляницкая Т.А. учитель начальных классов МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак

Тема: Сравнение текста летописи и исторических источников

Из летописи « И вспомнил Олег коня своего»

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

Задачи:

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.

  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,

  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле или поле брани – поле битвы.

  • Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.

  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.

  • Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

  • Жрец служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

  • Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.

  • Отроки – здесь молодые слуги князя.

  • Перун – бог грома и молний у древних славян.

  • Попона – покрывало для лошади.

  • Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.

  • Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

  • Сеча – сражение.

  • Тризна – похоронный обряд у древних славян.

  • Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения.

I. Актуализация знаний учащихся

Ответы на вопросы учителя:

  1. Вспомните, кто такой вещий Олег?

  2. За что его назвали вещим?

  3. Сообщение ученика «Олег и его время»

Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

  1. Когда появились летописи?

  2. Как называется первая русская летопись?

II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.)

Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

IV. Анализ произведения

Вопросы для беседы с классом:

1.

В каком жанре написана «Песнь…»?

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

У брега Днепра лежат благородные кости…

…смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

Запись в тетрадях учащихся

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

(Общее: рассказывают об одном историческом событии.

Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.)

Характер

Волхва

–нет –

«И рече ему кудесник один…»

«Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному…»

Характер

Князя

–нет –

Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

«Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой»
«Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый безумный старик…»

3. Определите стихотворный размер.

Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой

4/3 – стопный амфибрахий

4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения?

Исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…
Древние обычаи и традиции:
На тризне уже недалёкой…
Покорный Перуну старик одному…

История гибели князя Олега
Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы.
Главная тема – тема судьбы.
Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

5. В чём заключается идея стихотворения?

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

…примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

6. Назовите главных и второстепенных героев произведения.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

7. Определение композиции и сюжета произведения

На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

План

  1. Предсказание кудесника и прощание с конем.

  2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»

  3. «На холме у брега Днепра…»)

Определение основных элементов сюжета.

– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

– Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

V. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа)

VI. Выводы урока

«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

VIII. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»

  2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе

infourok.ru

Урок 4 ЛЕТОПИСИ. «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО»

Цели: познакомить учащихся с новой летописью о князе Олеге; сравнить летописный текст со стихотворением А. С. Пушкина; развивать внимание, мышление, интерес к русской истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение текста летописи.

Один-два учащихся выразительно читают текст летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2. Опрос учащихся:

– Кто из вас сумел найти в библиотеке тексты других летописей, рассказывающих о князе Олеге?

Если учащиеся принесли произведения на урок, то учитель задаёт вопросы:

– О каких событиях повествуют эти летописи?

– Что нового узнали из них?

Если учащиеся не принесли произведения на урок, то учитель должен позаботиться о том, чтобы на уроке имелось несколько текстов летописей по данной теме.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня на уроке они прочитают текст ещё одной летописи о князе Олеге. Текст летописи читает учитель, предварительно проводится словарная работа. (слова и их значения записываются на доске.)

Волхвы – чародеи, колдуны.

Кудесники – волшебники.

Княже – князь.

Укорил – упрекнул.

От сего – от этого.

Слывёт – зд. называется.

После чтения учитель выдерживает паузу, учащиеся высказывают свои мнения.

– Какие новые качества князя Олега раскрылись перед вами?

– Каким вы его себе представляете?

– Почему Олег захотел увидеть место, где умер его конь?

– Какие слова можно подобрать для характеристики Олега?

– Как сбылось предсказание волхвов?

Далее учитель сообщает учащимся, что данное историческое событие А. С. Пушкин описал в своем произведении «Песнь о вещем Олеге».

Учитель выборочно зачитывает отрывки из «Песни о вещем Олеге», а учащиеся соотносят данные отрывки с текстом летописи.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение текста летописи «И вспомнил Олег коня своего», сделать рисунок к произведению (с. 10–11, часть 1-я).

 

informatik.kz

Урок 4 ЛЕТОПИСИ. «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО» | Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 4 ЛЕТОПИСИ. «И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО»