cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

План к сказке тетерев и лиса – Энциклопедия сказочных героев: «Лиса и тетерев»

Содержание

Энциклопедия сказочных героев: «Лиса и тетерев»

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Лиса и тетерев» и их характеристика

  1. Тетерев, птица умная и осторожная, сидит себе на дереве, да Лису слушает.
  2. Лиса, хитрая и коварная, пытается обмануть Тетерева, но сама попадается на свою удочку.

План пересказа сказки «Лиса и тетерев»
  1. Тетерев на дереве
  2. Хитрость Лисы
  3. Тетерев осторожничает
  4. Указ о мире
  5. Собаки
  6. Лиса убегает.

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и тетерев» для читательского дневника в 5 предложений:
  1. Лиса видит Тетерева на дереве.
  2. Она просит Тетерева спуститься, но тот отказывается
  3. Лиса рассказывает про указ о мире
  4. Тетерев сообщает про собачий лай
  5. Лиса убегает, намекнув, что собаки могли не знать про указ.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев»
Осторожность никогда не повредит.

Чему учит сказка «Лиса и тетерев»
Эта сказка учит не слушать хитростей тех, кому изначально нет доверия. А также тому, что обхитрить можно любого, даже самого хитреца.

Отзыв на сказку «Лиса и тетерев»
Очень умная сказка, в которой спокойный и уравновешенный Тетерев обхитрил Лису, которая пыталась обхитрить его. Мне понравилось как вел себя Тетерев, а Лису нисколько не жаль.

Пословицы к сказке «Лиса и тетерев»
Доверяй, но проверяй.
На всякого хитреца найдется свой хитрец.
Хитри, да хвост береги.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и тетерев»
Подходит Лиса к тетереву и здоровается. Тетерев отвечает, но Лиса притворяется, что ей плохо слышно, и просит Тетерева спуститься на землю.
Тетерев отвечает, что птицам опасно по земле ходить, а Лиса спрашивает, не ее ли он боится.
Тетерев говорит, что звери разные бывают, но Лиса отвечает, что указ объявлен, чтобы звери друг друга не трогали, чтобы мир между ними был.
Тогда Тетерев говорит, что это хорошо, потому что собаки бегут, а теперь они Лису не тронут.
Однако Лиса, услышав про собак, убегает. Она замечает, что может быть собаки про указ и не слышали.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Лиса и тетерев»



santyaguarundito.blogspot.com

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Конструкт урока литературы по сказке «Лиса и тетерев»

Этапы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

1. Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия.

II. Мотивация к деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.

Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  (слайд 2)

Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

Предполагают, строят ассоциации на основе знаний.

ІІІ Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

1. Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуман

ная  или невыдуманная история)

2. Когда возникли сказки?

3. А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?

4. Чему учат сказки?

5. А кто же их сочинял?

6. Каких героев вы встречали во многих народных сказок?

7. А кто были героями сказки, которую вы читали дома с родителями? (слайд 3)

8. Какое животное  встречается чаще других?

Вспоминают, систематизируют, осмысляют назначение народных сказок.

Определяют общее у всех сказок.

ІV Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»)

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы;

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.

1. Сегодня вы познакомитесь еще с одной сказкой, название которой определите и назовете сами.  (слайд 4)

2. Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока.

Отгадывают ребусы, называют героев и название сказки.

V. Открытие детьми нового знания.

Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне.

Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  

Познавательные:

логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

1. Словарная разминка:

Чтение слов с экрана:

Шепотом, вполголоса, хором. (с. 62) (слайд 5)

2. Кто же такой тетерев? (слайд 6)   (рассказ ученика)

 3. Толкование слова УКАЗ

4. Чтение половины сказки с экрана учителем. (слайд 7)

5. Постановка проблемного вопроса:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

6. Чтение окончания сказки в учебнике детьми.

7. Как поступил тетерев?

8. Понравилась сказка? Чем?

Чтение слов

Поиск значения слова в словаре

Предполагают, строят ассоциации.

VI Первичное закрепление.

Цель:

обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные

Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою.

1. Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)

2. Что ответил на ее приветствие тетерев?

3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)

4. А что говорилось в указе? (выборочное чтение)

5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» (тетерев иронизирует над лисой,  выявляет её лживость)

8. Вам предлагают поставить спектакль по этой сказке. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом?

ФИЗМИНУТКА

Ведут выборочное чтение сказки по учебнику.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений

1. Работа в парах.

Какой была лиса, каким был тетерев? Легкомысленная

Хитрая

Беззаботная

Льстивая

Умный

Рассудительный

Смышленый

 На слайде появляется правильный ответ. (слайд 8)

2. (У каждого ученика на столе  карточки. Он работает по той, героя которого он выбрал)

Как говорит лиса и как говорит тетерев?

Работа по карточкам индивидуально (согласно выбранного персонажа)

Соотнесите: (слайд 9)

Лиса            ласково

Тетерев       спокойно

                     грубо

                     нежно

                     тихо

                     громко

                     медленно

                     торопливо

 На слайде появляется правильный ответ.

Выбирают слова для характеристики героев.

Проверяют правильность по эталону (образцу)

Соотносят  манеру говорения с героями сказки

Проверяют правильность по эталону (образцу)

VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; логические, сравнение и классификация.

Коммуникативные, умение участвовать в коллективном обсуждении.

1. Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке? (животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить)

2. Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

IX Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации.

1. Зачем народ  создал эту сказку?

2. Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?

Оцените свою работу. Закончите предложение.

(слайд 10)

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..

Оценивают результат своей деятельности

X Домашнее задание.

Личностные: самосознание, мотивационная готовность.

Регулятивные:

саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.  

1. Попробуйте дома с родителями прочитать сказку по ролям  за того героя, которого вы выбрали, как настоящие актеры спектакля.

Спасибо за урок!  (слайд 11)

nsportal.ru

Русская народная сказка «Лиса и Тетерев»

Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса и тетерев»

Автор: народ

Название произведения: «Лиса и тетерев»

Число страниц: 1

Жанр: сказка

Главные герои: Лиса, Тетерев.

Краткое содержание «Лиса и тетерев» для читательского дневника:

Лиса подошла к Тетереву, который сидел на дереве.

Она начала просить его спуститься на землю, потому что плохо слышит.

На слова Тетерева, что на земле опасно Лиса сказала, что вышел указ о мире на земле.

Но когда Тетерев предупредил о приближении собак, Лиса быстро убежала.

План произведения для пересказа:

1. Тетерев на дереве

2. Просьба спуститься

3. Указ о мире

4. Собаки

5. Лиса убежала

Главная мысль:

Нужно быть аккуратными с хитрецами, не доверять их словам.

А, если есть возможность, проверять правдивость слов.

Чему учит произведение:

Произведение учит быть внимательным, осторожным, бдительным и предусмотрительным. А также не поддаваться лестным словам.

Синквейн:

Тетерев.

Осторожный, осмотрительный.

Послушал, проверил, напугал.

Сделал Лисе проверку на правдивость.

Продуманность.

Краткий отзыв по произведению «Лиса и тетерев» для читательского дневника:

Народное произведение про лису и тетерева очень интересное и поучительное.

Мне понравился главный герой Тетерев, который не поддался лести.

Он придумал, как проверить Лису и убедился в ее лжи.

Таким образом, Тетерев спас себя от смерти.

Народ учит нас брать пример с бдительности этой птицы.

Пословицы к произведению:

Бдительность сестра уму.

Доверяй, но проверяй.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

gdz-gramota.ru

Урок по литературному чтению на тему «Русская народная сказка Лиса и Тетерев»

ОШ № 8

Урок

по литературному чтению

проведён в 3 – В классе

на тему:

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

Подготовила

Учитель нач. классов

Кучеренко О.А.

2014-2015 уч. год.

1. Орг. момент

Психологическая гимнастика.

— Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мальчики: Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Девочки: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

2. Подготовка к усвоению нового материала.

Прочитайте фразу А. С. Пушкина (запись на доске) и определите, какого слова не хватает.

«……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о сказках)

— Давайте вспомним, что такое сказка? (жанр народного творчества)

— А кто же их сочинял? (авторские – конкретный человек, народные – автор неизвестен)

— На какие группы мы можем разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные, смешанного типа – схема открывается на доске)

— Какие сказки о животных вы уже знаете?

— Каких героев вы встречали во многих народных сказках?

— Какое животное  встречается чаще других?

— Почему лиса- героиня многих нар. сказок? Как называет лису народ?

( появляется Лиса).

Лиса: Кто это тут обо мне толкует?

— Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки.

Лиса: Я хороша собой, но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу!

— Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить?

( дети объясняют значения выражений).

А) зарубить на носу- означает запомнить крепко- накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резали делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Б) дело в шляпе- означает, что все хорошо , все в порядке. Несколько столетий назад, когда почты в как сейчас не было, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Важные бумаги зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.

В) держать нос по ветру- следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует( это морской термин).

Г) обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть.

— Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто тебя научил так красиво излагать свои мысли?

Лиса: У нас в сказках все так разговаривают. В сказках свой язык, особый, язык- народный. И у каждого народа он неповторим.

— Ребята, наша Лисонька говорит, словно реченька журчит.

Присядь, Лисонька, отдохни. А ребята тебе сказку почитают.

3.Изучение нового материала.

Но прежде, чем читать сказку, нам надо провести словарную работу.

На доске: тетерев тетеревочек

друг дружочек

голос голосочек

трава травушка

теперь нынче

слышал слыхал

-Давайте распределим слова, т. е. разделим их на сказочные слова и обыденные. Почему так поделили?

— В наших словах встретилось слово Тетерев. Дети, а кто знает, кто это такой?

Рассказ ранее подготовленного ученика.

Тетерев — птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.

Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях.  Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник. 

 — Вам встретится в тексте слово «Указ».

— Лексическое значение слова указ- письменное приказание. Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.

Прослушивание аудио – сказки «Лиса и Тетерев». (Дети следят за текстом в учебнике)

— Только слушайте, и следите внимательно, т. к. в следующий раз вы будете озвучивать главных героев этой сказки.

ПАУЗА!!!

— Как вы думаете, сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

— Дослушаем сказку и узнаем, кто из вас оказался прав.

— Кто из ребят оказался прав?

— Понравилась сказка?

— Кто автор сказки?

Как лиса хотела перехитрить тетерева?

Ответы детей.

Как лиса называет тетерева?

Дети. Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек.

— Почему же план Лисы не удался ? (т.к Тетерев оказался умнее).

— Кто же оказался умнее?

Физминутка

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Ну а вы тихонько сели,

Поработать, чтоб успели.

-Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)

— Что ответил на ее приветствие тетерев?

— Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)

— А что говорилось в указе? (выборочное чтение)

— Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

— Зачем он сказал лисе о собаках?

— Давайте немного отдохнем.

  1. Закрепление изученного материала

Соедини героя с подходящим словом.

Легкомысленная

Смышленый

Хитрая

Беззаботная

Умный

Льстивая

Рассудительный

Соедини манеру говорения с героем из сказки.

ласково

спокойно

грубо

нежно

тихо

громко

медленно

торопливо

  1. Подведение итогов.

— Ребята, у вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Прочитайте эти пословицы про себя. Тот, у кого пословица подходит к сказке, пусть встанет и прочитает ее в слух.

Дети выполняют задание.

Примеры пословицы и поговорки.

  1. Язык мягок – что хочет, то и лопочет.

  2. Семь раз примерь, один раз отрежь.

  3. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

  4. Чего себе не хочется, того и другому не делай.

  5. Правда, как ни прячь, наружу выйдет.

-Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица?

«Чего себе не хочешь, того и другому не делай»

— Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла.

— Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

— А я думаю, что еще подойдет такая пословица:

«Правда, как ни прячь , наружу выйдет». Ведь Тетерев раскусил замысел Лисы.

— Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки? (Не всегда можно доверять  ласковым, льстивым  словам. Сказка учит различать,  где добро, а где зло, учит  мудрости).

— А еще, сказка учит, что за помощью не всегда надо обращаться к сильному, а лучше к умному. Разве вы ни разу не проявляли любопытства, которое приводило вас к, различного рода, неприятностям. Разве не было случаев, когда вас предупреждали об опасности, а вы не слушались и попадали в беду? Значит, сказка и сейчас нас учит.

— А кем бы вы хотели в сказке быть? Почему?

— Итак, работа над сказкой подходит к концу.

6. Домашнее задание

Читать дома текст по ролям по желанию нарисовать рисунок к любому из отрывков.




infourok.ru

Литературное чтение 2 класс. ТЕМА: Сказка «Лиса и тетерев»

Цели: – познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;

– развивать умение выразительно читать;

– формировать умение передавать содержание произведения;

– учить отвечать на вопросы по тексту.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различи 11 жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определяй, последовательность событий, составлять план, находить слоим Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Задания 6—7 на с. 38.

III. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку.

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.

— Прочитайте скороговорку, разделяя слоим на слоги

— Прочитайте ее с «ворчащей» интонацией (еще: вопросительно, утвердительно, весело, грустно).

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, а кто такой тетерев?

Тетерев — крупная птица отряда куриных. Тетерка — самка тетерева.

– Как называется сказка, которую мы будем читать на уроке?

– Кто ее автор?

– Какие сказки бывают? (Примерный ответ. Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные пред-меты; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)

– Чем сказка отличается от других произведений? (Она обязательно чему-то учит, заключает в себе мудрую мысль.)

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

– Как описана лиса в сказках? (Она хитрая, умная, ловкая, обманщица и т. д.)

– Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях.

V Работа по теме урока

(Учи ель читает сказку. Затем проводится словарная работа.)

Проведать — навестить.

Нынче — сегодня.

Навострила уши — насторожилась.

W т постановление.

Кик вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?

VI Физминутка

VII. Закрепление изученного

— Прочитайте пословицу на с. 40 и объясните ее смысл.

— Выполните задания 1—5 на с. 41.

— Подготовимся к чтению по ролям:

• подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;

• определите основные мысли, которые надо выделить голосом.

— Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

IX. Подведение итогов урока

— Какую сказку мы изучали на уроке?

— Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?

— К какому виду относится эта сказка?

— Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки

Похожие записи

coded by nessus

pourochnye-plany.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса и тетерев «

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

Технологии

I. Мотивация (само-

определение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет черный котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И Серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, к нам приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. 

Личностные: понимают
и принимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

Личностно-ориентированного обучения

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Выразительное чтение сказки «У страха глаза велики».

Прочитайте скороговорку.

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

– Прочитайте скороговорку, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте ее с ворчащей информацией, вопросительно, грустно, весело, выразительно, затем скороговоркой

Можно использовать материалы интернет-ресурса http://skorogovor.ru/Простые-скороговорки/6.php

Выразительно читают сказку.

Читают скороговорку по заданиям учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль и оценку учебной деятельности

Наблюдения учителя, выполненные задания

Здоровьесберегающие

ИКТ

III. Постановка учебной задачи

– Кто такой тетерев? Тетерка?

– Назовите сказку, которую мы будем читать сегодня.

– Кто ее автор?

– Какие сказки бывают?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 39 учебника. Как вы думаете, о чем будет сказка?

– Как описывается лиса в сказках?

– Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях

Отвечают на вопросы педагога.

– Волшебные, бытовые, о животных.

– Хитрая, умная, ловкая, обманщица…

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания; могут работать в коллективе, уважают мнение других

IV. Работа по теме урока

1. Чтение сказки учителем.

2. Словарная работа.

3. Беседа

Проведать – навестить.

Нынче – сегодня.

Навострила уши – насторожилась.

Указ – постановление.

– Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?

Беседа по содержанию сказки по вопросам и заданиям учебника с. 41

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из различных источников, умеют работать со справочной литературой, формулируют ответы на вопросы, владеют логическими операциями.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Работа со словарем, устные ответы, выполненные задания

Развития критического мышления

Физкультминутка

См. Приложение

Выполняют движения согласно инструкции

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа с пословицами.

2. Чтение по ролям.

3. Работа с текстом сказки.

4. Выборочное чтение

– Прочитайте пословицу на с. 40  и объясните её смысл.

– Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре.

– Обратите внимание на то, каким голосом нужно читать слова лисы и тетерева.

Учитель начинает читать текст.

– Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

– Найдите этот эпизод в тексте.

– Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

– Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

– Найдите, как лиса называет тетерева.

– Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

– Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым?

Выполняют задания.

Учащиеся  продолжают.

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: осуществляют контроль; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач

Устные ответы

Игровые технологии

Развития критического мышления

Физкультурная минутка

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

 Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно читать.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Здоровьесберегающая

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

– С какой сказкой познакомились?

– Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказке самая хитрая и умная?

– К какому виду относится эта сказка?

– Чему учит эта сказка?

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

– За что бы вы себя похвалили сегодня?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают деятельность на уроке. 

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

Личностно-ориентированные технологии

Задания для мотивированных учащихся: онлайн-викторина http://skazvikt.ucoz.ru/publ/43-1-0-1005 

Работа в онлайн-режиме за ноутбуками

ИКТ, сетевые, дистанционные

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выразительное чтение сказки по ролям

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

nsportal.ru

Урок по литературному чтению во 2-м классе. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться.

Предлагаю музыкальную физкультминутку «Как у наших у ворот» (проводится по мере необходимости ) (Приложение 1).

Ход урока

1. Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

Для чего нам нужны сказки?

Дети. Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Учитель. Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:

«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.»

Как Вы понимаете эти слова? (Слайд 2)

Дети. Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Учитель. Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Какие истории Вы придумали к пословице: «У страха глаза велики». (Проверка домашнего задания)

3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока

Учитель. Отгадаем загадки о животных. (Слайд3)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Рыжая плутовка (Слайд 4)
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)

(Слайд 5)

Учитель. Отгадаете ребус и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Какие сказки о лисе вы знаете?

Ответы детей.

4. Характеристика лисы

Учитель. Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Дети. Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других.

Учитель. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Ответы детей.

Учитель. Какая в них лиса? Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна?

(Слайд 6)

Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

Учитель. Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса — главный герой.

5. Изучение нового материала

(Слайд 7)

Учитель. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?

Ответы детей.

Кто такой тетерев?

Ответы детей.

Учитель. Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.

Условие задачи.

Бежит по лесу Лиса, видит — Тетерев на березе сидит. Подбежала она к дереву и думает, как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не достать. Говорит Лиса:

— Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

Учитель. Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса? (Постановка проблемного вопроса)

Подсказка 1. Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.

Примеры ответов.

Ответы детей.

Решение 1. Подумал он и говорит сверху:

— Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь они тебя по указу не тронут.

Услышала Лиса про собак, испугалась и бежать.

Решение 2. Я бы предложила тетереву «гулять», летя сбоку и выше лисы. При попытке лисы напасть, всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что гулять надо обязательно касаясь земли.

Решение 3. Позвать собак и посмотреть на реакцию лисы — был ли Указ.

Решение.

Учитель. Узнаем окончание сказки «Лиса и тетерев».

(Дети следят по тексту и слушают сказку, рассказанную мастером слова.)

Учитель. Подтвердила ли Лиса своё звание плутовки? (Слайд 8)

Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы. Подберите синонимы к словам боишься, друг. Антонимы к словам: мир, друг.

Учитель. Как лиса хотела перехитрить тетерева?

Ответы детей.

Как лиса называет тетерева?

Дети. Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек.

Учитель. Какую хитрость придумал тетерев?

Ответы детей.

6. Закрепление

(Слайд 9)

1) Выборочное чтение.

Учитель. Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

Ответы детей.

Учитель. Найдите этот эпизод в тексте.

Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

Найдите, как лиса называет тетерева.

Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым.

2) Выразительное чтение. Чтение по ролям

7. Рефлексия

(Слайд 10)

Учитель. К какому виду сказок относится эта сказка?

Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?

Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

Ответы детей.

Учитель. Почему план Лисы не удался? Чему учит сказка?

Ответы детей.

Учитель. Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.

8.Домашнее задание.

Выразительное чтение. Чтение по ролям. Задание 6, с.41.

Литература и ссылки на сайты в Интернете. (Слайд 11)

30.01.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *