Петерсон программа для начальной школы – Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
Плюсы и минусы программы петерсон
В 2016 году учебники математики для 1-4 классов авторства Петерсон Л.Г. не вошли в официальный перечень книг, рекомендованных Министерством образования РФ.
Понять, подходит ли вашему ребёнку эта программа, можно, если разобраться в её особенностях. О том, являются ли эти особенности положительными или отрицательными, каждый родитель решит сам.
Быстрый темп
Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально один урок, и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В учебнике нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задачек.
Например, в учебнике Моро М.И. в первом полугодии третьего класса школьники проходят числа до 1000. За это же время дети, которые занимаются по книге Петерсон, берут множества, миллионы и миллиарды.
Слабая теоретическая часть и отсутствие понятной структуры
Теоретической части как таковой в учебнике нет. На отдельных страницах встречаются небольшие подсказки в виде таблиц или рисунков. Детей это не напрягает. Ведь не надо заучивать правила. Открываешь книгу — и можно сразу приступать к решению примеров.
Отсутствие теоретической части — проблема для родителей. Если ребёнок пропустил урок или невнимательно слушал учителя, нужно как-то восполнять пробелы в знаниях дома. Поскольку правил в учебнике нет, родителям сложно разобраться, что именно объяснять ребёнку.
Я нашла выход из ситуации: подготовила собственную небольшую методичку, где расписала для каждого урока из учебника, какие темы мы проходим, а также алгоритмы решения и правила на эти темы.
Учит нестандартным решениям
Петерсон предлагает детям самостоятельно придумать алгоритмы, формулы, пути решения задач. Например, разбить фигуры по какому-то признаку, найти закономерность и продолжить её, придумать, как решить задачу. В этом учебнике поощряется, если ребенок приходит к решению без помощи преподавателя.
Проблема в том, что учителя редко следуют рекомендациям авторов и не ждут, пока школьник додумается до алгоритмов сам. Это происходит из-за нехватки времени. Когда не успеваешь пройти с детьми основную программу (сложение и вычитание в столбик, например), нет возможности давать школьникам время на длительные размышления. Приходится показывать отработанную схему решения.
letidor.ru
ОС «Школа 2000» (Петерсон) — Бесплатные учебники
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Начальная школа >> ОС «Школа 2000» (Петерсон)-
>
Дошкольники
-
>
Детские пособия
- > Обучение грамоте и чтению
- > Развитие речи
- > Математика
- > Прописи, графические дорожки, узоры
- > Окружающий мир
- > Внимание, память, логика, мышление
- > Развитие мелкой моторики
- > Английский язык
- > Методические пособия
- > Книги для родителей
-
>
Логопедия, дефектология
- > Артикуляционная гимнастика
- > Постановка звуков
- > Книги детям и логопедам
-
>
Серия «Школа семи гномов»
- > 0-1
-
>
Детские пособия
-
>
Начальная школа
-
>
УМК «Школа России»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык (Канакина, Горецкий)
- > Русский язык (Зеленина, Хохлова)
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык (Верещагина)
- > Английский язык (Кузовлев)
- > Другие ин. языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Перспектива»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский Starlight
- > Английский Spotlight
- > Другие ин.языки
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Школа 2100″
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
- > Риторика
- > Математика
- > Информатика
- > Окружающий мир
- > Физкультура
- > Музыка
- > ИЗО
- > Технология
- > Английский язык
- > ОРКСЭ
- > Другое
-
>
УМК «Планета знаний»
- > Обучение грамоте, письмо
- > Русский язык
- > Литературное чтение
-
>
УМК «Школа России»
ne-proza.ru
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИКИ Л. Г. ПЕТЕРСОН
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИКИ Л. Г. ПЕТЕРСОН
Федорова Екатерина Борисовна
Абдуллина Лилия Бакировна
В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие детей. Основная масса методик раннего развития наряду с развитием креативного мышления акцентируют свое внимание на развитии у детей логического мышления.
В нашей стране одной из самых известных систем обучения математике и развития у детей логики стала как раз методика Петерсон.
Современная система образования и новаторские методики воспитания большое внимание акцентируют на личности ученика, чтобы помочь полноценному формированию у него качеств и черт характера, которые помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и принимать взвешенные и самостоятельные решения, чтобы развитие ребенка было полноценным.
Если целью прежней традиционной системы обучения являлась передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках школьной программы, то методика Петерсон, помимо передачи знаний, формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений, практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети на занятиях учатся общаться между собой, уважать друг друга и других людей.
Вся система обучения по Петерсон строится по принципу наслоения, так называемого «слоеного пирога» – постоянного развития сложности материала и периодического повторения основных методических и содержательных основ курса. По сути, ребенок от трех до десяти лет получает одни и те же знания, но с разным уровнем сложности, соответствующим по возрасту.
Обучение математике по методике Петерсон предполагает использование специальных учебников-тетрадей, в которых дети могут рисовать, писать решения задач и т.п. При этом сам процесс изучения материала должен быть построен особым образом: учитель не объясняет ребенку новую тему, а только указывает на проблему и подталкивает к правильным решениям и выводам при необходимости. При этом основной целью является формирование логического мышления, тренировка творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки, общее представление о мире, умение логически мыслить и любовь к творчеству и общению должны остаться.
Программа Л. Г. Петерсон ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач курса – обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира. При этом уделяется внимание всем трем этапам формирования и изучения таких моделей. Ими являются:
— этап математизации действительности, то есть построения математической модели некоторого фрагмента действительности;
— этап изучения математической модели, то есть построения математической теории, описывающей свойства построенной модели;
— этап приложения полученных результатов к реальному миру.
В практике обычно первый и третий этапы опускают, считая, что задачей школьного курса математики является лишь построение математических теорий, а о возникновении математических понятий и их практическом приложении речь, как правило, не идет. В результате обучающиеся плохо осознают практическую значимость математической науки и ее место в системе наук. Их деятельность на уроках математики становится формальной, теряет личный смысл.
Особенность изучения составных задач в этой программе – их раннее введение.
Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях, она хороша тем, что родители сами смогут прекрасно по ней заниматься с детьми.
Библиографический список
1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. / Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2008.
2. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. / Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
3. Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3» М., 2011.
nsportal.ru
Что важно знать о программе «Школа 2000…»
Чем отличается обучение по системе деятельностного метода «Школа 2000…» от традиционного обучения?
В традиционной школе считается, что ученики должны сначала выучить (запомнить) то, что предлагают учитель и учебник, затем понять, а потом научиться применять полученные знания. Основной смысл учения детей состоит в усвоении этого знания.
Однако остается непонятным:
- Зачем учить в течение многих лет то, что потом не пригодится в жизни?
- Насколько ценны и реально необходимы знания, которые дают в школе?
От взрослых людей часто можно услышать:
«Не понимаю, зачем я учил столько лет в школе химию и математику, если сейчас занимаюсь музыкой».
Что же должно дать человеку школьное образование?
Программа «Школа 2000…» не перечёркивает накопленный опыт обучения, традицию, а базируется на нём, систематизируя и обогащая его.
Сегодня образование России переживает период перехода в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Поэтому содержание образования, соответствующее этому уровню, должно быть связано с формированием способностей к выбору, построению или освоению новых способов деятельности на основе применения теоретических знаний по различным дисциплинам. Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения формируются случайным образом, не системно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.
Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки построения системы знаний;
- уроки развивающего контроля.
- На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания.
- На уроках рефлексии они закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
- Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
- Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность.
Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе?
Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.
Любой ли ребенок может учиться по системе деятельностного метода «Школа 2000…»?
Случается, что к нам обращаются родители, которые жалуются на то, что их ребенок «не тянет» программу Петерсон Л.Г., что программа «слишком сложная и подходит только сильным деткам».
Результаты многолетних психолого-педагогических исследований показывают, что программа подходит для всех детей! Именно благодаря тому, что одним из принципов, который лежит в основе реализации программы, является принцип МИНИМАКСА, по программе «Школа 2000…» могут обучаться и «слабенькие» дети и одаренные.
Суть принципа минимакса проста: воспитатель предлагает детям содержание материала на максимальном уровне, который определяется «зоной ближайшего развития» детей данной возрастной группы и создает условия для освоения этого содержания на уровне, не ниже минимального уровня, соответствующего данной образовательной программе. Все дети индивидуальны, имеют свой уровень развития, и каждый ребёнок развивается своим темпом. Учебное содержание не может быть ориентировано на «среднего» ребёнка, а должно быть интересным всем детям, с разными способностями, особенностями, увлечениями, уровнем развития. Принцип минимакса обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом.
Известны случаи, когда классы коррекционного обучения обучались по программе «Школа 2000…» и это создавало возможность для таких детей догнать к концу начальной школы обычные классы и поступить в обычный пятый класс.
Не вредит ли программа «Школа 2000…» здоровью детей?
На основании проведённых исследований программа «Школа 2000…» имеет Заключение Государственной СЭС РФ о соответствии разработанной дидактической системы санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам
С какого возраста можно начинать заниматься по программе «Школа 2000…»?
«Школа 2000…» — это непрерывный курс математики ДОУ — НШ — СШ (Дошкольная подготовка – Начальная школа – Средняя школа) авторов Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеева, Е.Е. Кочемасовой и др. Поэтому начинать заниматься с ребенком по нашей программе можно уже с трех лет.
Не спешит ли программа?
В системе Людмилы Петерсон знания даются по принципу „слоёного пирога». При изучении программы ребенок получает возможность вернуться к одному и тому учебному содержанию, Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в суть предмета. Таким образом, программа «Школа 2000…» дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить его на новом витке развития.
Кроме того, принципы вариативности, принцип минимакса, заложенные в программу позволяют организовать разноуровневое обучение детей, освоение программы каждым учащимся в своем темпе.
www.sch2000.ru
Материал по теме: Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон. 1,2,3-4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ К УЧЕБНИКУ МАТЕМАТИКИ Л.Г.ПЕТЕРСОНДанный материал предназначен педагогам, которые начинают работать по программе Л.Г.Петерсон….
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013 учебный год.Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4.Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013учебный год. Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1…
Тренажёр для уроков математики. Таблица сложения на 1. 2, 3, 4, 5.Тренажёр для 1 класса. Можно использовать на минутках устного счёта, при закреплении таблицы сложения в пределах 10 или при повторении темы «Сложение в пределах 10». Детям требуется найти правильный о…
Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон….
ИТОГОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1, 2, 3, 4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫВ документе содержатся материалы контрольных работ по математике и русскому языку для учеников начальной школы (1,2,3 и 4 класс), каждая работа разбита на различные уровни сложности специально для реб…
Мониторинг знаний по математике в 1-4 классах с использованием электронного приложения к учебникам «Математика» Л.Г.ПетерсонМониторинг знаний по математике в 1-4 классах с использованием электронного приложения к учебникам «Математика» Л.Г.Петерсон. Обобщение педагогического опыта по теме с наглядными материалами….
Использование электронного приложения к учебнику математики Л.Г.Петерсона.Электронное приложение к учебнику математики Л.Г.Петерсона…
nsportal.ru
№ п/п | Тема | Дата |
I четверть (8 часов) | ||
1 | «Учиться… А что это значит?» | |
2 | «Учитель и ученик» | |
3 | «Я ученик. Правила поведения на уроке» | |
4 | «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» | |
5 | «Учимся дружно. Работа в парах» | |
6 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» | |
7-8 | Резерв (2 урока) | |
II четверть (7 часов) | ||
9 | «Как научиться быть внимательным» | |
10 | «Затруднение – мой помощник в учении» | |
11 | «Ценности нашей жизни. Здоровье» | |
12 | «Учимся дружно. Работа в группах» | |
13 | «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности» | |
14 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» | |
15 | Резерв (1 урок) | |
III четверть (10 часов) | ||
16 | Урок диагностики № 1 | |
17 | «Как выяснить, что я не знаю?» | |
18 | «Зачем ученику домашнее задание» | |
19 | «Семья – мой помощник в учении» | |
20 | «Пробное учебное действие» | |
21 | «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать» | |
22 | «Причина затруднения» | |
23 | «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» | |
24 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» | |
25 | Резерв (1 урок) | |
IV четверть (7 часов) | ||
26 | «Как проверить свою работу» | |
27 | «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности» | |
28 | Урок диагностики № 2 | |
29 | «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» | |
30 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей) | |
31-32 | Резерв (2 урока) |
nsportal.ru