Первым по времени возникновения из методов обучения грамоте является – ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
букв, образуют в результате слог мста, было крайне затруднительно.
Вся работа в классе по заучиванию и чтению слогов из столбиков слогов букваря проходила так. Учитель произносил название первой буквы, входившей в состав читаемого слога, а ученики хором и как можно громче вторили ему, глядя при этом в букварь и держа палец под буквой, переводили его от буквы к букве, а затем в завершение произносили слог целиком.
Народная память сохранила эту особенность обучения грамоте в давние времена, запечатлев се в такой пословице: Азбуку учат, во всю избу кричат. А живую зарисовку этого общераспространенного явления дал наш русскийписатель-классикИ. А. Гончаров в своем романе «Обрыв»: «Из отворенных окон одного дома обдало его (Бориса Павловича Райского– одного нз главных персонажей. –В. Г.) сотней звонких голосов, которые повторяли азы и делали совершенно лишнею надпись на дверях: “Школа”» (Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М., 1979. Т. 5. С. 185).
Выучивание слогов сменялось новой, т р е т ь е й , ступенью обучения по буквослагательному методу – обучением чтению отдельных слов. Попутно отметим, что в роли учителя (раньше случалось его называли букварем или чаще –мастером грамоты) зачастую выступалкакой-нибудьотставной солдат, постигший грамоту за годы своей воинской службы, иликто-либоиз священнослужителей местного храма и т. д.
Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т. е. выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов. Так, к примеру, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «аз» =гра, «мыслете», «он» =мо=грамо; «твердо», «есть» =те=грамоте; «иже» =грамоте́и.
Ч е т в е р т а я ступень состояла в чтении «по верхам», т. е, когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либовыделения отдельных букв и слогов, т. е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения.
Обучение письму проводилось только с лучшими учениками. Видный русский методист, сподвижник К. Д. Ушинского Николай Александрович Корф свидетельствует: «В большинстве школ, в которых обучают грамоте по буквослагательному методу, умение писать считается какой-товысшей наукой, в тайну которой посвящаются только немногие лучшие ученики… Из десяти читающих мальчиков только один пишет» (Корф Н. А. Русская начальная школа // Руководство для земских гласных и учителей сельских школ.2-еизд. СПб., 1870. С. 140).
Буквослагательный метод страдал многими отрицательными и органически присущими ему недостатками, часть которых, и притом большая, усиливалась из-занизкого профессионального уровня большинства учащих, т. е. мастеров грамоты, учителей. В их роли, как уже отмечалось, зачастую выступали отставные солдаты, которые в годы несения службы выучились читать, и церковнослужители, т. е. люди, которые специально для учения детей профессионально не были подготовлены, по сути дела были любителями, самодеятельными учителями.
Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-тригода. Правда, Л. Н. Толстой свидетельствует, что он знал немало дьячков, которые «выучивают по“буки-аз-ба”грамоте в
studfiles.net
Методы обучения грамоте, их классификация
лист либо для записи упражнения или ответа на вопрос, либо для выполнения рисунка или какой-нибудьсхемы. Особо важно научить детей производить мысленную упреждающую «прикидку» плана выполнения задания, в частности в виде установления так называемых «смысловых вех» (с чего начну свой ответ или письмо, что скажу затем, чем продолжу, как закончу и т. д.).
Итак, период обучения грамоте представляет собой чрезвычайно ответственный, стартовый этап в начавшейся школьной жизни ребенка, этап, призванный решить много задач, фундаментальных по своей значимости, решение которых существенно облегчает последующую школьную учебу ученика.
За более чем трехтысячелетнее существование письменности на Земле и порожденного ею не менее давнего обучения грамоте, за более чем тысячелетнее существование славянской письменности и связанного с нею обучения русской грамоте было открыто великое множество самых различных способов обучения: с одной стороны, обучения расшифровывать, читать зашифрованные, закодированные буквенными знаками устные формы речи, с другой – обучения фиксировать, кодировать, записывать теми же буквенными знаками разные формы устной речи.
Процесс появления различных новых подходов, способов и приемов обучения чтению и письму наблюдается и в наши дни, будет это происходить в ближайшем и отдаленном будущем. И естественно, что для каждого, кто профессионально связан с обучением грамоте, нужно хорошо ориентироваться в море-океанеразличных способов и приемов обучения грамоте. Это поможет избежать простого повторения найденного ранее, исключить этически неприятные случаи выдачи того, что былокогда-тоизвестным, за якобы вновь открытое.
Ориентировка в том богатстве, которым располагает мировая и отечественная методика обучения грамоте, позволит, во-первых,по-хозяйски,но критически и творчески подойти к успешному использованию и развитию того позитивного, что хранит методическое наследие,во-вторых,ускорит распознавание явно бесперспективных путей в поиске нового в обучении грамоте,в-третьих,поможет избежать неудачного выбора учебников и пособий для учеников своего класса, облегчит выбор действительно нужного, рационального и эффективногоучебно-методическогокомплекта (УМК).
Рациональной и плодотворной ориентировке в методах обучения грамоте может помочь классификация известных способов и подходов в этой области школьного дела.
Прежде всего все известные и вновь возникающие системы обучения первоначальному чтению и письму можно классифицировать по тому, что они избирают в качестве изначального момента, который становится стартовым в организации занятий. Это может быть бу ква , з ву к , с л о г или ц е л о е с л о в о , п р е д л о же н и е , т е к с т .
Соответственно системы обучения грамоте могут быть подразделены на б у к в е н — н ы е , з в у к о в ы е , с л о г о в ы е , ц е л ы х с л о в .
Отталкиваясь от одного из этих исходных моментов, можно далее пойти различными путями, подключить разные виды деятельности – от начального элемента до того целого, в котором он составляет его (целое) с другими ему подобными элементами: так образуются с и н т е т и ч е с к и е м е т о д ы , или с и с т е м ы , обучения грамоте.
studfiles.net
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
вания речевого механизма в целом, каждого из ведущих видов речевой деятельности, активизируют выработку внутренней речи, содействуют формированию способности к осуществлению внутреннего плана действий, который особо важен при порождении какого-либовысказывания в устной или, что сложнее, в письменной форме речи.
Следовательно, одной из центральных задач обучения грамоте становится не только научение детей элементарному чтению и письму, умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить, но и формирование фонематического слуха, т. е. способности выделять в своей и чужой речи звуки-фонемы,звуки-смыслоразличители,устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения – эти носители законченных мыслей, вычленять в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторыеграмматико-правописныеи орфоэпические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над разными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова».
Особую заботу учителя при обучении грамоте составляет научение детей письму. Последнее представляет собой сложнейший вид языковой коммуникации. Знаменательно, что гениальный психолог и педагог Лев Семенович Выготский называл письмо алгеброй речи.
Нередко письмо, обучение ему сводились во многих системах обучения грамоте в основном к выработке у детей каллиграфических умений. Подобная картина наблюдается и в наши дни. Понятно, что неокрепшая детская рука, неразвитость мелкой мускулатуры кисти ребенка крайне осложняют детям быстрое овладение технической стороной письма и становятся реальным тормозом на пути освоения учениками письма как средства языковой коммуникации, позволяющего оформлять в письменной форме какие-тосообщения, сведения, запечатлевать на бумаге наблюдения, просьбы, предложения и т. п.
Это требует от учителя привлечения таких приемов, выбора таких подходов, которые способствуют скорейшему усвоению учениками технической стороны письма, сопутственно с формированием умений одновременно с начертанием буквенных знаков обдумывать, какие слова лучше отобрать, чтобы они точно, полно и убедительно выражали мысли, оформляли их в предложения, сообразовывались с правилами орфографии и пунктуации.
Немаловажные задачи, решаемые при обучении грамоте, составляют те, что относятся к пропедевтическому прояснению вопросов грамматико-орфографического,орфоэпического порядка, насыщения занятий познавательными материалами, относящимися к разным сторонам жизни людей и общества, растительного и животного мира, деятельности человека, его труда, бережного и рачительного отношения к природе, ее обитателям, к окружающей среде.
Льву Николаевичу Толстому принадлежит выдвижение задачи насыщения учебников типа букварь (азбука) такими материалами, которые давали бы детям «первые поэтические впечатления».
Задача «научить детей учиться» (К. Д. Ушинский) относится к числу особо важных направлений в работе, проводимой в период обучения грамоте. Это направление складывается из каждодневных усилий учителя, прилагаемых им для формирования у своих воспитанников умения осознанно и быстро включаться в возможно полное восприятие устного сообщения самого учителя или ответа соклассника, умения без всяких отклонений и отвлечений сосредоточиваться на выполнении учебного задания, соотносить темп его выполнения со временем, отведенным для его осуществления, умения рационально использовать тетрадный
studfiles.net
Классификация методов обучения элементарной грамоте. :: SYL.ru
Прежде чем первоклассник пойдет в школу, ему нужно научиться читать и писать. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, и требует от родителей терпения. Выбор методов обучения — важный шаг на этом пути. Почему? Потому что дети разные не только по умственным способностям, но и по физическим возможностям. Рассматриваемая в статье классификация методов обучения грамоте поможет читателям сделать правильный выбор.
Обучение грамоте — что это?
Обучение грамоте предполагает:
Формирование обоих навыков довольно сложный процесс, и споры о методах преподавания элементарной грамоты ведутся до сих пор. В современной педагогике есть следующая классификация методов обучения:
- буквенный;
- звуковой;
- слоговый;
- чтение целых слов.
В зависимости от вида деятельности, существует и такая классификация методов обучения, при котором вышеперечисленные методы могут быть:
- аналитическими;
- синтетическими;
- аналитико-синтетическими.
Вышеперечисленные технологии направлены на обучение детей, которые не имеют проблем со здоровьем. Для детей с нарушениями слуха и зрения существует свои методы, и поэтому в педагогике выделяется еще одна классификация методов обучения, которая включает в себя:
- обучение дактильному чтению;
- обучение детей с проблемами слуха.
Буквенный метод
Буквенный или буквослагательный метод основывался на механическом заучивании букв, названий, слогов и слов.
Вначале дети изучали алфавит и запоминали названия букв. Затем складывали буквы и заучивали наизусть получившиеся слоги, количество последних было не менее 400. Затем начиналось обучение чтению по слогам — каждая буква называлась, и затем слово зачитывались целиком. Обучение завершалось чтением целиком, без называния букв.
Главные недостатки этого метода — отсутствие опоры на звуки с живой речью и оторванность письма от чтения.
Звуковой метод
Звуковой метод известен также как “метод Жакото” и “метод Золотова”. Его принцип состоял в том, что обучение чтению проходило аналитическим путем: слова делились на слоги, а слоги на звуки (в речи) и буквы (на письме). Из буквенного метода в звуковой перешли заучивание слогов, начертание слов, сочетание букв и многократное чтение слов.
Другой формой такого метода обучения является синтетический звуковой метод, предполагающий изначальное изучение звуков. После чего следует складывание звуков в слоги и в слова.
Слоговый метод
Слоговый метод подразумевал сначала изучение букв, затем заучивание слогов и только потом чтение слов из знакомых слогов.
Слоговый метод не требовал называния букв и облегчал процесс обучения чтению, так как слог читался слитно. После того как дети обучались читать двусложные слова, они переходили к заучиванию трёхбуквенных слогов и упражнялись в чтении знакомых слогов. Завершало данный процесс обучения чтение небольших текстов.
Метод целых слов
В 20-х годах классификация методов обучения пополнилась новым способом — методом целых слов.
Он предполагал обучение чтению через целые слова, без буквенно-звукового разбора в начале формирования навыков. За первые 2-3 месяца учёбы дети посредством картинок и начертания заучивают 150 слов. После этого при помощи разрезной азбуки слово разбивается на буквы и учитель называет каждую из них.
Метод целых слов применялся в СССР в течение 13 лет. Учителя массово отказывались обучать по этому методу, так как у него был ряд существенных недостатков:
- отсутствие связи между буквами и звуками;
- угадывание слов и искажение текста вместо его чтения;
- пропуск букв на письме.
В результате, многие учащиеся не могли читать по слогам и анализировать живую речь, что привело к высокой безграмотности среди населения, и в советской школе было решено отказаться от данного метода.
Но некоторые учителя до сих пор вместо того, чтобы стимулировать самостоятельное чтение, сами читают трудные слова или текст. Данный подход является отголоском метода целых слов. Что касается американской школы, то сегодня там переходят к звуковому методу обучения грамоте, осознавая причину отсталости западного образования от российского.
Обучение чтению детей с проблемами слуха
Обучение грамоте слабослышащих детей начинается с изучения дактильной азбуки без сопровождения печатной. На этом этапе дети учатся анализу слова, так как без этого невозможно его воспроизведение на языке жестов.
Следующий этап — изучение разрезной азбуки, замена дактилемм буквами и изучение письма.
В отличие от слышащих детей, обучение письму и чтению у детей с проблемами слуха проходит значительно легче, так как на этапе изучения дактильной азбуки они постигают анализ и синтез слова.
Обучение детей с проблемами зрения
Дети с проблемами зрения обучаются грамоте с использованием шрифта Брайля, для которой необходима хорошо тактильная чувствительность. Для этих целей проводятся уроки коррекции мелкой моторики.
Обучение письму начинается с правильной посадки — ученик должен сидеть прямо, ступни ног и локти должны опираться на твердую поверхность. Далее учитель знакомит детей с набором для письма, который включает в себя прибор Брайля, грифель и специальную бумагу.
Первое время дети пишут на листах, а затем в тетрадях по 12 листов. В письме участвуют обе руки — левая ориентируется по строчке и клетке прибора, а правая держит грифель. После овладения письмом, учащиеся переходят к обучению чтению.
Чтение, как и письмо, проводится двумя руками, так как такая техника позволяет сделать чтение непрерывным. При обучении чтению важно соблюдать несколько важных приемов:
- важно исключить вибрацию при движении пальцев по буквам сверху вниз;
- руки должны двигаться спокойно без нажима на точки;
- правая рука должна двигаться впереди левой, а на середине строчки руки должны разойтись, так как левая рука отыскивает следующую строчку, а правая дочитывает предыдущую строчку до конца.
В период обучения письму детей также учат списыванию текста с книги и чтению небольших текстов.
www.syl.ru