cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Педагогика как искусство – . —

Статья «Педагогика как искусство»

Педагогика как искусство.

Л. А. Данцова, учитель русского языка и литературы

Педагогика- это не только наука. Это искусство как вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Особенность обучающегося в восприятии окружающей действительности чувствами, творческим воображением. Искусство оказывает преобразующее воздействие на ребёнка. Воздействует одновременно на его чувство, мысль и волю, пробуждая и развивая в нем художественное, творческое отношение к действительности. Как форма общественного сознания искусство стоит в одном ряду с педагогикой. У них общий объект отражения- жизнь, реальная действительность. Это формы познания, освоения действительности. Каждая из этих форм вносит в жизнь свой собственный, неповторимый вклад. В.Г. Белинский писал: «… их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание…». Искусство иногда называют человековедением. Эта сугубо человеческая сущность искусства, эта его подчиненность человеческим целям и задачам не только не уменьшается, но увеличивается со временем, вместе с развитием художественной и общественной мысли. История искусства в главном своем содержании- все более глубокое и полное художественное познание человека. Все главные открытия в искусстве так или иначе связаны с открытием человека. Все художественные и идейные достижения в искусстве – это достижения в объяснении, познании самого себя. То новое, что несет с собой каждый неизвестный прежде художественный метод, каждое направление в искусстве, в конечном счете, оказывается глубочайшим образом связано с воспитанием и образованием.

Говоря о педагогике как об искусстве, К. Д. Ушинский подчеркивал его активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика человека. Сравнивая искусство с наукой, обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. «Педагогика является высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшее из потребностей человека и человечества- их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек». К.Д. Ушинский поднял на высоту педагогическое творчество учителя, которое только одно может спасти от однообразия, когда он «толкует в сотый раз давно выученную наизусть страницу». При этом педагог предостерегает от противопоставления практики и теории. Важно «дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и могла бы наполнять ее вечно». В этом К.Д. Ушинский видел назначение педагогики. По его мнению, учитель должен давать только необходимые знания, он должен видеть в своем ученике не будущего литературоведа, а человека, пользующегося плодами литературоведческого анализа текста для своего нравственного и умственного усовершенствования. К.Д. Ушинский писал: «Новая школа разделяет и организует труд учителя и учеников: она требует, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Актуальность этого вывода в связи с новым ФГОСом неоспорима.

Поэтому педагогическое искусство рассматривается как педагогическое мастерство: педагогические умения, основанные на педагогических убеждениях, ядром которых являются формы и методы преподавания, осмысленные учителем..

infourok.ru

Педагогика как наука и искусство, ее объект, предмет.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» — «дитя», «гогос» — «веду»), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах, составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает?

Объект педагогики

А. С. Макаренко — ученый и практик в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль­ных социальных институтах (семье, образовательных и культур­но-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об­разования) как фактора и средства развития человека на протя­жении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и техноло­гию его организации, формы и методы совершенствования дея­тельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. «Искусство — знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства».

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, а искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика — единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогика — область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

studfiles.net

Педагогика как искусство — Мегаобучалка

Итак, мы с вами показали, что педагогика является частью общечеловеческой культуры, определили особенности педагогики как науки: назвали и объект и предмет, законы, теории и принципы.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. Обратившись к словарю [48], находим определение: «Искусство — знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства».

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика — единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.



Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог — мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна[49], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Для нас представляют интерес «алгоритмы» педагогического мастерства, которые приводит Ю.П. Азаров, придающий большое значение организации игры («игровой магии»). «Один «алгоритм»: я переходил на таинственный шепот. Реакция: напряжение на лицах, внимание. Другой «алгоритм»: употребление выражений «впервые в жизни», «сказочно», «необыкновенно». Реакция: недоверие — знаем, мол. Третий «алгоритм»: «выдача» точных и потрясающих фактов: «За вами ночью заедет машина ГАЗ-69. Ничего нельзя записывать. Цвет машины защитный. Шофер дядя Петя». Реакция: всех бросает в радостную дрожь, кто-то обнимает приятеля. «Алгоритм» четвертый: «О родителях не беспокойтесь; они уже предупреждены и дали согласие». И снова — детали: «Мама Подгорного дала согласие, а мама Иванова завтра в 12.00 скажет о своем решении… А теперь запоминайте, что нужно взять с собой…» Реакция: восторг и ошарашенность: где это видано, сроду такого не было! «Алгоритм» пятый: «У нас мало времени’ на размышления. Кто не думает играть, пусть сейчас откажется». Реакция: все смотрят друг на друга, и в глазах и во всем облике решение: «Ни за что не откажусь!» Еще «алгоритм»: «Кто сомневается в своих силах, пусть скажет «нет». Задания многим покажутся неинтересными, трудными (любопытно: в такой ситуации малоинтересное вызывает особый интерес). Реакция: сомкнутые губы, напряженные мускулы мальчишек, расправленные мужественно худенькие плечики девчонок: «Как можно спрашивать? Готовы к любым заданиям». «Алгоритм» последний (исключительно для скептиков): «Я ничего от вас скрывать не хочу: это игра и она требует выполнения правил». Реакция: нет скептиков!»[50]

 

Задание: Вспомните множество игр, в которых вам довелось принимать участие. Опишите их, выделив агоритмы «игровой магии». Расскажите о них на семинаре в своей группе.

 

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую:

— умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

— умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;

— умение организовывать жизнь детей;

умение требовать и доверять;

— умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

— умение играть с детьми;

— умение оценивать ситуацию с различных сторон;

— умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

— умение в случайном факте увидеть существенное;

— умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

— умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].

Интересен пример мастерства убеждающего воздействия замечательного советского педагога А.С. Макаренко, приведённый в воспоминаниях ученика и последователя С.Г. Калабалина:

«В 1920 году 20 декабря я впервые встретился с Антоном Cемёновичем. В тюрьме.

Привели меня в кабинет начальника тюрьмы. Раньше, когда надзиратель водил меня в этот кабинет, он всегда сильно толкал в спину, а я не обижался, считал, что это у него такая «толкательная» специальность. Хотя на этот разон меня слабо толкнул, я, увидев в кабинете постороннего человека, протестующе оглянулся, и только из этого движения моего Макаренко заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:

— Правда, что тебя Семёном зовут?

— Правда.

— Так это чертовски здорово! Мы с тобой почти тезки — меня Антоном Семёновичем зовут.

Это было сказано так хорошо, так по-человечески, подкупающе звучало! Антон Семёнович продолжал:

— Ты меня извини, голубчик, что из-за меня тебя сюда попросили.

Слово «голубчик» я воспринял как иностранное слово, потому что до си пор слышал только всякую ругань. Ко мне обращались в тюрьме только такими словами: «бандюга», «ворюга», «негодяй» и т. д., а тут вдруг такие речи: «голубчик», «извини»…

— Извини, что я тебя побеспокоил.

— Ничего,— говорю.

Антон Семёнович продолжает:

— Видишь ли, я организую очень интересное дело и хочу, чтобы ты принял в нём участие.

И я подумал «Надо согласиться с просьбой такого приятного человека». Я сказал:

— Согласен. Он говорит:

— Вот хорошо, вот спасибо. Если есть у тебя вещи, забирай их, и пойдём! Я ответил, что у меня всего два чемодана, причем оба при мне и оба пустые. И я показал на свою голову и живот.

— Очень удобно. Попрощайся с начальником и пойдём.

Я сделал какое-то неопределенное движение ногами и сказал: «До свидания». Я ещё не верил тогда, что все так будет, что я навсегда ухожу из тюрьмы. А Антон Семёнович говорит:

— Действительно, у тебя чемоданчик верхний пустой. Ты что, думаешь еще сюда вернуться?

— Нет, нет!

И я поспешил сказать: «Прощайте!».

Так оно и получилось: я на всю жизнь распрощался с тюрьмой… Там, в тюрьме, на столе начальника лежало моё толстое дело, и Макаренко мог поступить совершенно по-иному. Каждый раз, когда начальник тюрьмы вызывал меня к себе, он, имея перед глазами это дело, всё же громко и грубо кричал: «Как фамилия?!»

А тут – ни звука о моём прошлом, ни намёка на какие-то обязательства быть «хорошим мальчиком», «исправиться! И т.д.»[52]

 

Задание: Найдите в тексте ситуации, специально созданные А.С. Макаренко для включение во взаимодействие трудного подростка (ситуация неожиданности, выбора, конфликта с самим с собой).

 

Мы с вами не раз еще вернемся к проблеме мастерства, творчества педагога, рассматривая те или иные конкретные примеры мастерства, искусства педагогов.

Закончить мне хочется словами замечательного педагога С.Соловейчика: “Воспитание и обучение детей — это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика — наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”[53].

Рассмотрев особенности педагогики как науки и искусства, как области культуры, дадим еще одно определение ее, которое, по нашему мнению, интегрирует в себе все стороны этой отрасли человеческого знания:

Педагогика — область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.

Заключение к 3-й главе может быть представлено рядом положений:

1. Педагогика как наука изучает процесс передачи опыта от поколения к поколению в целях его дальнейшего воспроизводства и развития.

2. Педагогика — это наука со своим предметом, со своим предметом, со своими методами научного познания, со своими законами.

3. Педагогика как наука сотрудничает со многими другими науками.

4. Представление о педагогике как о гуманитарной науке позволяют говорить сегодня о необходимости отношений “взаимодействия” в противовес “ воздействию”.

5. Особенностью педагогической культуры является то, что она вводит человека в сферу общения людей. В этом общении происходит овладение знаниями, опытом деятельности, присвоение ценностей общечеловеческой культуры, которые составляют основу жизненных позиций человека.

6. Воспитание и обучение детей является общепризнанным искусством, одним из сложнейших человеческих искусств.

Было бы хорошо, если бы у вас при знакомстве с материалами этой главы возникли собственные мысли по поводу педагогики, ее значения в жизни каждого человека, понимания себя и своей позиции в профессиональном самоопределении. Попробуйте их сформулировать, высказать и обсудить в группе.

 

Литература к 3-й главе

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.

2. Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику. Материалы к учебной программе — СПб.: — 1994.

3. Блонский П.П. Курс педагогики — М.: — 1916.

4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: — 1992

5. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна — М.: — 1989.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: — 1973

7. Седова Н.В. Прелюдия к педагогике. — СПб.: -1995.

8. Соловейчик С.Л. Вечная радость. Очерки жизни и школы. М.: — 1986.

9. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. — М.: — 1989.

10.Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: — 1995.

11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Собрание сочинений. – М.-Л.: — 1948, — т.8.

 

megaobuchalka.ru

Педагогика: наука и искусство

Педагогика: наука и искусство

Содержание

Ведение. 3

1. Педагогика как наука. 4

2. Педагогика как искусство. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука и что она изучает?

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном «Житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости» [1, c.15].

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие [8, c. 14]. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения.

Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества [4, c. 6].

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека [5, c.9].

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно — воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания [10, c.23]. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия — общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др [6, c.14].

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи — итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др [6, c.17].

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем [4, c.21].

mirznanii.com

§ 6. Педагогика как наука и искусство. Теоретический и практический воспитатель.

«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. Сие последнее сходствует с другими искусствами в том, что оно назначает себе цель (идеал) и достигает сей цели посредством определенной и правильной деятельности. Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же проводит успешно правила воспитания и исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель, или педагог.

§ 7. Взаимное отношение педагогической науки и искусства

Педагогическое искусство основывается на теории. Хотя опыт доказывает, что многие счастливо воспитывают, никогда не помышляя о правилах, но таковые воспитатели приобрели правила в обращении с людьми, особенно с детьми, и руководствуются оными без всякого о том сознания. Кто думает, что теория вредит практике, тот крайне заблуждается. Чем полнее и правильнее теория, тем должно быть совершеннее искусство. Но если отличные теоретики не всегда бывают счастливы на практике, то сие происходит оттого, что они при всем знании правил не действуют по оным, либо не умеют употреблять их, либо не имеют достаточного познания свойства своих питомцев, либо не одарены духом наблюдательности, от которого не укрывается ни одно изменение в естественных способностях и силах детей.

§ 8. Важность педагогики. Педагогическая наука и искусство весьма важны для человеческого рода. Сие ясно усматривается: 1) из важности их цели; 2) из опыта всех времен, сколь много добра сделано через обдуманное воспитание и какие следствия проистекали от небрежения оного. Необходимость обдуманного воспитания совершенно признана между всеми образованными народами. Педагогические правила и педагогические учреждения находятся у всех народов, достигших некоторой степени образования; ибо нельзя себе представить вообще никакого национального образования без тщательного и по плану производимого воспитания юношества…

Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. // Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. М., 1987. — С. 261-262.

П.П. Блонский

1) Педагогика как техника (Коменский, Мюнстерберг). Обыкновенно воспитатель, покупая книгу по педагогике, ищет в ней, прежде всего, определенных технических указаний, как воспитывать и обучать. Таким образом, на педагогику смотрят как на практическую науку, точнее, педагогика даже не наука, но искусство.

Взгляд на педагогику как на технику живет и доныне. И сейчас еще многие курсы по педагогике, дидактике и особенно по методикам обучения отдельным учебным предметам наполнены так называемой «педагогической рецептурой» и шаблонами.

2) Педагогика как индивидуальное творчество («Педагогика личности») (Линде, Гансберг, Шаррельман). Каждый индивидуальный случай требует особого приспособления к себе, и педагогики как общеобязательной техники воспитания нет: педагогика должна быть делом личного творчества каждого воспитателя.

3) Педагогика как теоретическая наука. Но для того, чтобы воспитатель мог создавать сам свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника, он должен иметь известные личные качества и прежде всего педагогический талант. Но… одним талантом дело не исчерпывается: во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. … Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука. Педагог, кроме таланта и личного опыта, должен иметь и теоретическое педагогическое образование. И техника, и талант, и теоретический анализ являются одинаково необходимыми для воспитателя, но в то время как техника приобретается лишь посредством личного опыта, а талант врожден, только теоретическое рассмотрение основных идей педагогического искусства может быть передано в виде предварительной теоретической подготовки к будущей деятельности воспитателя. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде системы известных идей может существовать педагогика как наука.

4) Педагогика как самостоятельная наука. Основная проблема педагогики – как установленные философом нормы идеального мира, посредством соответствующего конкретизирования их, воплотить в условиях данной общественной среды, описываемой социологом, в воспитываемом субъекте, картину душевного мира которого дает психолог. Итак, педагогика по отношению к философии, как и по отношению к психологии и социологии, вполне самостоятельная наука со своими собственными проблемами и со своей собственной особой точкой зрения на познаваемые факты.

6) Предмет педагогики. Итак, педагогика – вполне самостоятельная наука, имеющая свой собственный предмет исследования. Этот предмет – процесс воспитания. Поскольку воспитание направлено на человека, постольку педагогика считается с антропологией, педологией и психологией; поскольку воспитание исходит из идеальных норм, постольку педагогика общается с философией, логикой и эстетикой; поскольку воспитание организуется в человеческом обществе, постольку педагогика соприкасается с социологией и политикой. Тем не менее педагогика не исчерпывается ни какой-либо из этих наук в отдельности, ни всеми ими в их общей совокупности: педагога интересует не человек как таковой, но способность человека преобразовываться в идеального; не идеал сам по себе, но претворение этого идеала в мире эмпирическом; не общество, но влияние этого общества на воплощение идеала в подрастающем поколении. (Педагогика как искусство и как теория.)

Редкин П.Г. (1808-1891), правовед, историк философии, педагог, общественный деятель.

На чем должна основываться наука воспитания (1845 г.)

«Нет науки, которой польза была бы очевиднее той, какую может доставить педагогика. Ее благотворное влияние на всю жизнь человеческую признано всеми мыслящими людьми. Оттого не только педагоги ех professo чувствовали в себе призвание к возделыванию этой науки, не только многие, и притом даже самые знаменитейшие, философы обрабатывали ее как одну из важнейших отраслей своей системы, но в ней более или менее принимает участие всяк, сколько-нибудь понимающий ее значение.

Впрочем, как ни драгоценны многие труды по части этой науки, как ни памятны великие заслуги многих педагогов, все еще педагогика далека от того относительного совершенства, каким могут похвалиться другие отрасли человеческого знания.

Чего же недостает для ее совершенства? Как восполнить этот недостаток и через то подвинуть науку воспитания на высшую ступень ее исторического развития?

Педагогике недостает твердой основы. Найти ее — вот первая задача науки. Что же это за основа? Это такое главное теоретическое положение или практическое правило, из которого все прочие положения или правила должны развиться сами собой, следуя общим законам логического мышления. Педагогика, получив такую основу, исполнит свое назначение: она станет наукой в полном смысле этого слова. Все отдельные педагогические знания приобретут необходимую основательность; все ее педагогические правила найдут для себя высшее оправдание в науке; все частные наблюдения объяснятся; все вопросы разрешатся для педагога. Словом, тогда педагогика получит такую твердую точку опоры, что ее результаты потеряют свою неопределенность и сомнительность. (…) Эта наука воспитания не заменяется тем, что обыкновенно называется школой жизни. Жизнь иногда исправляет человека, помогает ему иногда довоспитаться или даже перевоспитаться; но эта школа большей частью слишком поздняя, да и не всякому посчастливится пройти ее то же, что собственно называется воспитанием, и своевременно, и не случайно. Наука воспитания не заменяется также и тем, что называется врожденным тактом или что приобретается простым долговременным навыком. Воспитатель не должен полагаться на таких ненадежных руководителей. (…) Несмотря на то, что большая часть людей считают себя вправе быть воспитателями и наставниками юношества, совсем почти не зная педагогики как науки. Зато их педагогическая деятельность бывает или бессознательная, т.е. не имеет никакого твердого, точно определенного направления, или же сама в себе несвязна и непоследовательна. (…) Педагогика в истинном своем значении должна быть вместе и наука положительная, опытная, и наука философская, основанная на началах разума.

Как наука опытная, она не должна быть пустым набором глубокомысленных темных положений, блистательно-бессмысленных фраз, мертвых школьных терминов, определений, разделений и т.п. Она должна быть полная живым содержанием и доступна по образу своего изложения всякому образованному человеку. Наука едина с жизнью: наука только возводит все разнообразие жизни к единству сознания, а потому служит основой и руководством для практики. Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить. Общие ее положения должны быть не общие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова перемыслит; оценит же их и оправдает только человек с достаточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый.

Как наука философская, педагогика не должна быть сборником бессмысленно повторяемых обычных правил, механических подражаний чужим примерам и образцам и т.п. Сущность науки состоит не в изложении отдельных случаев, опытов фактов, но в развитии истинных, общих, основных законов явлений, в развитии мысли, которой дышат факты и без которой все факты безжизненны, не имеют значения для мыслящего человека, не существуют для духовного его сознания. Наука не есть род ручного энциклопедического словаря, в котором можно было бы приискивать прямой ответ на каждый частный вопрос и тем удовлетворять свое случайное любопытство.

Наука не забавный рассказ, не остроумная игра представлениями и мыслями, не средство провести время, занять воображение, доставить приятный отдых, возбудить чувствительность или даже чувственность и т.п.

Нет, наука требует строго последовательного мышления, постоянного напряжения всех умственных способностей, занятия не шуточного, но серьезного, полной к себе преданности, основанной на любви к истине, на добросовестном, свободном от предрассудков искании того знания, которое доступно человеку… Конечно, все наше знание основано на опытности, но никто сам всего не переиспытает, да и в том, что предлагает опыт, всяк понимает только то, к чему сам в себе имеет смысл. (…) Итак, излагающие педагогику как науку должны помнить, что она сверхтеоретического достоинства имеет и практическое значение; практические педагоги не должны забывать, что для оправдания своего имени они обязаны изучить педагогику как науку; наконец, и те и другие должны убедиться, что для основательного изложения и изучения педагогики необходимо установить верховное начало этой науки.

Это верховное начал Браубах выражает в виде следующего практического правила: воспитывай так, чтобы твой воспитанник становился собственным своим воспитателем».

Приведем еще несколько важных, на наш взгляд, суждений П.Г. Редкина:

«…Педагогика имеет своим предметом все то, что служит к возвышению человека посредством воспитания на ступень, сообразную его сущности.(…) …Для того, чтобы педагогика стала наукой, необходимо привести все педагогические познания в такую единyю и целостную систему, в которой бы внутренняя связь отдельных мыслей выразилась и во внешней связи. (…) Знание человека есть первое предположение педагогики. (…) Предположив в себе такое знание, на нем педагогика основывает свои общие законы; а из этих законов как теоретических начал выводятся все практические правила воспитания. Так постепенно педагогика становится и наукой, и искусством».

Редкин П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. — М., 1987. — С. 373 — 376.

studfiles.net

Характеристика общей и специальной педагогики физической культуры и спорта

Цель, средства и результаты педагогической науки и практики, охватывая вниманием и внутренний мир, и внешние обстоятельства жизнедеятельности человека, создают, наряду, разумеется, с другими социальными факторами, теоретико-технологические предпосылки и практические условия успешного процесса образования Человека.

На протяжении столетий педагоги – теоретики и практики – ведут спор о том, является педагогика наукой или искусством. Для рассмотрения педагогики и как науки, и как искусства особенно важны идеи русских педагогов XVIII–XX вв. Так, Н.И. Новиков подчеркивал, что педагогика «…есть особенная тонкая наука, предполагающая в себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

К.Д. Ушинский рассматривал педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направ-ленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «выведенную из этих наук». «Искусство воспитания, – писал он, – имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 229, 231.)

П.Ф. Каптерев: «…противопоставлять науку и искусство нельзя… И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор, и потому равно суть деятельности творческие; и та, и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее».

Однозначно решает этот вопрос А.С. Макаренко: «У каждого педагога необходимо формировать педагогическое мастерство, в основе которого – глубокие теоретические знания, равнозначно важно и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.

Эмоциональны и поэтичны рассуждения по этому поводу нашего современника Ш.А. Амонашвили. «Звездным небом» называет он науку педагогику, классиков педагогической мысли. «Открывая для себя это звездное небо», находя там «свое вдохновение, источники творчества и самопознания», «общаясь непосредственно с педагогическим Олимпом и творчески развивая на практике идеи, почерпнутые оттуда, учитель сократит свой путь к педагогическому мастерству и, может быть, сам начнет раздвигать границы идей педагогического Олимпа». (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. С.43.)

Сегодня мы убеждаемся в том, что необходимо глубокое взаимодействие науки и искусства не только в области педагогики, но и во всех сферах подготовки специалистов. Недаром широкое распространение получила формула «know-how» (знать как) как основное требование к каждому специалисту.

Педагогическое искусство следует рассматривать как высокий уровень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях. Априори ясно, что базисом педагогического искусства являются знания. Владение способами применять эти знания на практике – равнозначная составляющая педагогического искусства. Главным условием реализации педагогического искусства является общение. Немаловажную роль играет педагогическая техника (форма организации поведения учителя). Таким образом, педагогическое искусство = знания + умения + техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

Импровизация – продукт единства интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт. Поэтому педагогическую импровизацию определяют как компонент педагогической деятельности, осуществляющийся сиюминутно, без предварительной подготовки.

3ys.ru

Педагогика как область культуры . Педагогическая культура — КиберПедия

Педагогические знания, опыт, нравственные установки также относятся к элементам культуры.

Какую бы из сфер бытия (материальную или духовную) мы не анализировали, мы обязательно отметим в ней педагогический аспект: будь то деятельность политиков, воззрения ученых, произведения деятелей культуры или пособия для начинающих бизнесменов. Это, естественно, связано с самой сутью педагогической деятельности как деятельностью, направленной на сохранение и воспроизведение опыта, накопленного человечеством.

Именно поэтому педагогику можно рассматривать как отрасль культуры, тесно связанную с историей развития общества.

“Под педагогической культурой в широком смысле слова, мы понимаем культуру отношений, которые воспринимаются каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как Личности во взаимодействии с миром материальных предметов и специальных отношений»[45] . Педагогическая культура является частью общей культуры. Овладение ею способствует овладению общечеловеческой культурой и наоборот.

Педагогика как искусство.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. Обратившись к словарю [48], находим определение: «Искусство — знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства».

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей.

ПСИХОЛОГИЯ –наука, изучающая закономерности связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленным в системе чувств и образов этого мира, переживаний, отношений к другим людям и к самому себе. Наука, изучающая закономерности, механизмы развития психики. Наука о психике и психических явлениях человека.



ОБЪЕКТ: человек

ПРЕДМЕТ: закономерности, механизмы развития психики.

В процессе становления психологии предмет изменялся: душа – сознание – поведение – психика

Психические явления.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

 

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *