Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 404 Страница не найдена
Структура Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Структура
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение – краткая характеристика предмета, его значимость, обосновать сущность.Направленность – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
Направление – информатика, изо деятельность, вокал, декоративно-прикладное творчество, ЮИД и тп.
Уровень – общекультурный ознакомительный, общекультурный базовый, углубленный
Актуальность – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени. Это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Отличительные особенности — основные идеи, отличающие программу от существующих; нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Адресат программы — краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики; примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе.
Форма обучения – очная, очно-заочная, заочная.
Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная.
Основной состав объединения – клуб, секция, кружок, лаборатория, студия, оркестр, творческий коллектив, ансамбль, театр.
Особенности организации образовательного процесса:
Предполагаемый состав групп (разновозрастной/одновозрастной, постоянный/сменный).
Наполняемость групп в соответствии с каждым годом обучения.
Условия приема
детей в объединение, в том числе на вакантные места на 2 и последующие годы обучения.Объем и срок освоения программы – продолжительность программы, общее количество учебных часов по каждому году обучения.
Режим занятий. Продолжительность и периодичность занятий в неделю по каждому году обучения.
Нормативная база для разработки программы
__________
Цель и задачи программы
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат
Задачи:
-личностные — формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
— метапредметные — развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
— образовательные (предметные) — развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Содержание программы
Учебно-тематический план – разделы и темы программы, кол-во часов, формы контроля Приложение
Содержание программы – реферативное описание (назывные предложения) разделов и тем программы. Теория. Практика
Планируемые результаты
По каждому году обучения: ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ДОЛЖНЫ УМЕТЬ.По итогам освоения программы обучающийся обладает: личностные, метапредметные, предметные компетенции.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Календарно-тематический план (развернутый учебно-тематический план)
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Психолого-педагогическое сопровождение
Кадровое обеспечение
Формы аттестации
Перечисляются согласно учебному плану. Указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов поставленным целям.
Виды контроля
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов (формы контроля)
Критерии оценки ЗУН по годам обучения
Оценочные материалы
Перечень материалов (диагностических методик), позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов по каждому году обучения.
Методические материалы
Краткое описание общей методики работы по программе
Методы обучения
Формы организации учебного занятия
Формы деятельности детей
Педагогические технологии
Алгоритм учебного занятия
Дидактический материал
Список литературы
Для педагога
Для обучающихся и родителейinfourok.ru
III . СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в Курганской области.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации подготовлены (кем) с учетом методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации (проект). Методические рекомендации предназначены для упорядочения деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы.
1.2. Требования вводятся в системе дополнительного образования детей и взрослых в Курганской области на основе российского законодательства и разработаны в целях осуществления единой региональной политики в области дополнительного образования.
1.3. Методические рекомендации основываются на положениях законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Курганской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще- развивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015
№ 09-3242).
7. Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17.06. 2015 г.
8. Государственная программа «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» на 2016-2020 годы, подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи» (постановление Правительства Курганской области от 21.01.2016 № 9).
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
2.1. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа (далее программа) – комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
2.2. Программы разрабатываются и принимаются к реализации с учетом следующих характеристик дополнительного образования детей и взрослых:
− свободный личностный выбор деятельности, соответствующей индивидуальным возможностям и потребностям учащегося;
− вариативное содержание образовательного процесса, направленного на формирование и развитие личностного потенциала с учетом возрастных особенностей и сензитивных периодов;
− отсутствие образовательных стандартов содержания дополнительного образования и доступность научного знания и информации для каждого;
− отсутствие эффекта сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого и оценка образовательных результатов на основании личностно значимых ценностей;
− деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на формирование социального опыта учащегося, социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
− сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с учащимися на уровне «человек-человек».
2.3. Требования к содержанию образования, предлагаемого детям программами, определяются учреждениями с учетом следующих параметров:
− актуальность;
− адекватность возрастным возможностям;
− соотнесенность с содержанием дошкольного, общего и профессионального образования;
− ценностная направленность на развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, сохранение его психологического здоровья, формирование навыков социального поведения, опыта нравственного и профессионального самоопределения.
2.4. Содержание программы определяется в рамках направленностей. Направленность программы рассматривается как ориентация её на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности учащегося и требования к результатам освоения программы.
Различают следующие направленности: техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, социально-педагогическую.
2.5. Содержание программы и сроки обучения по ней определяются Образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
2.5.1 Содержание и материал программы могут быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
Ознакомительный уровень предусматривает развитие познавательных интересов учащихся, расширение кругозора, информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной деятельности. Объем учебного материала может составлять от 36 до 216 часов, в зависимости от срока реализации программы.
Базовый уровень предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей учащихся в избранном направлении деятельности. Объем учебного материала может составлять от 144 до 216 часов, в зависимости от срока реализации программы.
Углубленный или продвинутый уровень предусматривает достижение высокой степени компетентности учащихся в избранном направлении деятельности, готовность к освоению программ среднего профессионального и высшего образования. Объем учебного материала может составлять от 216 до 288 часов, в зависимости от срока реализации программы.
В рамках освоения программы любого уровня для учащегося может быть разработан индивидуальный образовательный маршрут обучения, учитывающий индивидуальные особенности и возможности учащегося.
2.6. Ответственность за реализацию программ не в полном объеме в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, за качество образования своих учащихся несет образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.7. В соответствии с действующим законодательством программы разрабатываются, утверждаются и реализуются организацией самостоятельно: по согласованию с педагогическим (методическим) советом или иным коллегиальным органом учреждения, утверждаются руководителем организации.
2.8. Ежегодно в программу вносятся обновления, изменения, дополнения.
III . СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
3.1. Программа должна отражать педагогическую концепцию педагога; создавать целостные представления о содержании предлагаемого учащимся учебного материала, возможных результатах его освоения, методиках их выявления и оценки.
3.2. Программа включает следующие структурные элементы:
− Титульный лист.
− Пояснительную записку.
− Учебный план.
− Содержание.
− Методическое обеспечение программы.
− Календарный учебный график.
− Список литературы.
3.3. Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном и региональном уровне требованиями.
studopedia.net
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
— Титульный лист.
— Оглавление.
— Пояснительная записка (актуальность, педагогическая целесообразность, направленность, новизна программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ; особенности возрастной группы детей, которым адресована программа; цель и задачи программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки и этапы реализации программы; формы и режим занятий; ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки; формы подведения итогов реализации программы (конкурсные мероприятия: фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, турниры и т.д.).
— Учебные планы (по годам обучения).
— Содержание учебных планов (по годам обучения) — краткое описание всех тем каждого раздела программы (теоретические вопросы и виды практической деятельности обучающихся).
— Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение реализации программы (принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся; педагогический контроль; дидактические материалы; материально-техническое оснащение).
— Список литературы (список литературы, используемой педагогом; список рекомендуемой литературы для детей и родителей).
— Календарный учебный график (на каждый год обучения)
Титульный лист
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Лаишевского муниципальногорайона
Республики Татарстан
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Пожарно-спасательный спорт»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Асатов Фаргат Завдатович,
педагог дополнительного образования
г. Лаишево, 2016.
Учебные планы (по годам обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Всего | Практика | ||||
Содержание учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория. Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика. Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег. кувырки вперёд и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.
Календарный учебный график
(на каждый год обучения)
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
multiurok.ru
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
МЕТОДИСТ Ларикова Лариса Никоолаевна
г. Новомосковск
сентябрь 2015 год
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного года обучения содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата.
Составляется педагогом дополнительного образования по определенной общеобразовательной общеразвивающей программе и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «…..» , 1 –ый год обучения». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья обучающихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом.
Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся, обучающихся по данной программе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
7. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля стандартные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана учреждения).
2. Наличие признаков нормативного документа.
3. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания программы; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
5. Конкретность представления элементов содержания образования.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Учебно-тематический план | — перечень разделов, тем последовательность их изучения; |
Содержание программы | — перечень и название раздела и тем; |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе | В данном разделе прописываются требования к: |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) | — методические и учебные пособия; — перечень ЭОР. |
Приложения к программе | — основные понятия; |
Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность программы, ее функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в общеобразовательной общеразвивающей программе;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Пояснительная записка поясняет актуальность изучения программы, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем программы, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.
II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТема занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
В нижней части часы суммируются
ИТОГО:
4. Содержание программы — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
единства содержания по годам обучения;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения;
соблюдения преемственности.
При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
название темы;
необходимое количество часов для ее изучения;
содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
теоритические, практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся.
5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой программе.
6. Литература по рабочей программе.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога. Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2010.
7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к дополнительной образовательной программе.
Педагог может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного года обучения и возраста.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся.
Это позволит увидеть особенности содержания образования, реализуемого педагогом, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса в учреждении в целом.
Приложение
infourok.ru
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
— Титульный лист.
— Оглавление.
— Пояснительная записка (актуальность, педагогическая целесообразность, направленность, новизна программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ; особенности возрастной группы детей, которым адресована программа; цель и задачи программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки и этапы реализации программы; формы и режим занятий; ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки; формы подведения итогов реализации программы (конкурсные мероприятия: фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, турниры и т.д.).
— Учебные планы (по годам обучения).
— Содержание учебных планов (по годам обучения) — краткое описание всех тем каждого раздела программы (теоретические вопросы и виды практической деятельности обучающихся).
— Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение реализации программы (принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся; педагогический контроль; дидактические материалы; материально-техническое оснащение).
— Список литературы (список литературы, используемой педагогом; список рекомендуемой литературы для детей и родителей).
— Календарный учебный график (на каждый год обучения)
Титульный лист
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Лаишевского муниципальногорайона
Республики Татарстан
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Пожарно-спасательный спорт»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Асатов Фаргат Завдатович,
педагог дополнительного образования
г. Лаишево, 2016.
Учебные планы (по годам обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Всего | Практика | ||||
Содержание учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория. Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика. Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег. кувырки вперёд и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.
Календарный учебный график
(на каждый год обучения)
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
multiurok.ru