cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Педагогическая задача пример и решение – Педагогические задачи (Решение) — Ответ Прост!

Педагогическая деятельность как решение педагогических задач — реферат

     Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач  имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем  и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем  арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей  задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления  соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям  решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.

     Реализация  способа педагогического действия начинается с ориентировочной части  и ею же оканчивается. В противном  случае решение педагогической задачи оказывается незаконченным. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий «анализ решения задачи». Для педагогической практики особый интерес представляют педагогические задачи, а следовательно и 

педагогические действия, когда уже сама реализация ориентировки приводит к выбору пути, ведущему к операции «окончание», минуя фазу «исполнение». Это  те случаи, когда «предметное содержание действия уже не выполняется, а только «имеется в виду» за пределами  того, что фактически делается» (П.Я.Гальперин). Действительно, во многих случаях действия педагогов лишь затрудняют достижение педагогических целей, будучи неуместными  вследствие недостаточно качественно  проведенной фазы ориентировки. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «в некоторых случаях  воздержание от участия в каком-либо действии само может быть поступком  со значительным резонансом, если оно  выявляет позицию, отношение человека к окружающему»3.

     Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При  решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность  получения не только прямого, но и  побочного результата, соотношения  результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт  действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение 

педагогического  процесса, нарушающим педагогически  целесообразные взаимоотношения и  т.п.

     С понятием «способ решения» тесно  связано понятие «процесс решения» задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения.

     Процесс решения педагогической задачи — это  всегда творчество. В его этапности  выражается диалектика взаимопереходов  теоретического и практического  мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся  выработкой и принятием диагностических  решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального  или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

     Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает  в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение  необходимых и достаточных условий  для ее эффективного решения. Другими  словами, педагогическое целеполагание  сопровождается анализом и мысленным  отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается  проектированием воздействий и  взаимодействия.

     Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап — этап ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не уходит со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования  и корригирования, благодаря которым  происходит перестройка педагогического  процесса на основе непрерывно поступающей  информации.

     Заканчивается решение педагогической задачи новым  выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления  с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую  базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой  педагогической задачи.

     Уровень педагогического профессионализма и мастерства напрямую определяется способами решения педагогической задачи, но главным образом тем, в  какой степени их решение опирается  на теоретическое осмысление собственной  деятельности. При этом уровни деятельности связаны с уровнями обобщения  собственной практики, выработкой общей  стратегии осуществления 

деятельности. Педагог лучше справляется с  решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны  своей личности, в том числе  мышления.

     Педагогическое  мышление учителя прежде всего проявляется  в анализе информации, относящейся  к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения. Средства и способы могут квалифицироваться  как обязательные, рекомендуемые  и даже запрещенные. Специфика педагогических задач в том и состоит, что  информация, относящаяся к их решению, если имеется, может не приниматься  во внимание или игнорироваться педагогом  ввиду его неопытности и по другим причинам. Квалифицированный  отбор необходимой и достаточной  информации — одна из детерминант, определяющих успех решения педагогических задач.

     Причиной  непрофессионального, интуитивного решения  педагогических задач является несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому решению. Об этом можно  судить по часто наблюдаемым фактам игнорирования (сознательного или  неосознанного) этапа анализа задачной ситуации и неспособности делать самоотчет по мере выполнения педагогического  действия: почему был избран этот, а  не другой, способ решения. Ссылки на то, что для раздумывания нет времени, говорят об отсутствии установки  на решение (пусть даже на свернутое) педагогической задачи, на прохождение  всех ее этапов. По Б. П. Теплову, ситуации такого рода — это «

отсутствие терпения и выдержки, это своеобразная лень мысли, толкающая к тому, чтобы прекратить тяжелую и кропотливую работу анализа, как только намечается какая-нибудь возможность прийти к какому-нибудь выводу«4.

     Успех в педагогической деятельности, по мнению Н.В.Кузьминой, зависит от того, как педагог умеет связать  решение оперативных задач с  тактическими и стратегическими. А  это возможно только в том случае, если учитель отдает себе отчет в  конечных результатах своей 

деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные  между собой. Вот почему, и это  отмечают ученые и опытные учителя-мастера, предмет преподавания для педагога никогда не должен выступать самоцелью. Как только предмет превращается в самоцель, отмечает Н. В. Кузьмина, у педагога происходит как бы смещение перспективы: деятельность теряет необходимое  условие ее успешности — формирование целеустремленности у учащихся. Не подчиненные главной цели детали и частности вырастают в основное, а основное — формирование личности — педагог начинает упускать. Принимая во внимание этот научный вывод, надо по-новому смотреть и на проблему соотношения  предметного и воспитательного  результатов педагогической деятельности. Часто стремление к получению  предметного результата оттеняет решение  более важных в воспитательном отношении  задач. Во многих случаях учитель  их просто не ставит.

     Высокий профессионализм решения педагогических задач разного класса и уровня сложности основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни, учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. С другой стороны, начинающий и неопытный  учитель, как правило, при решении  задачи намечает много вариантов, т.е. способов решения. Педагог же продуктивной деятельности, мастер при решении  педагогической задачи не перебирает готовые варианты, а намечает реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.

     Для отдельного педагога продуктивное решение  творческой педагогической задачи состоит  в том, чтобы, с одной стороны, максимально продуктивно решать собственные задачи, а с другой — «вписаться» в деятельность всего  педагогического коллектива, членом которого он является. В свою очередь, продуктивное творчество педагогических коллективов имеет место во всех случаях, где искомый результат  представляется за границей данной педагогической системы и лежит в последующей. Это позволяет отдельные 

педагогические мероприятия (урок, встречу, практическое занятие и т.п.) подчинить будущему.

     Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного  решения педагогической задачи при  любой технологии является активно  заинтересованное взаимодействие субъектов  педагогического процесса — педагогов  и воспитанников.

     Таким образом, проблема тех или иных педагогических ситуаций в результате деятельности педагога трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса, решать которые необходимо для перевода воспитуемого из одного состояния в другое с целью преобразования действительности, при наличии высоких требований к профессионализму и мастерству учителя.

    Задачи  по изменению отношения  к учебе

     3адача.

      «Какой упрямый этот Толя Толкачев… Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.

    — Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

    На  следующий день Толя Толкачев, к  удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел  по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:

    — Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?

    Решение.

    По  моему мнению, подобный вариант решения  задачи  вполне допустим. Видимо, успех Толи обусловлен началом установки личного психологического контакта учителя с ним и возросшей степени доверия между ребёнком и взрослым. Средство достижения подобного успеха полностью оправдано. Успех Толи может быть закреплён в случае сохранения и подтверждения подобного доверия. Нельзя оценивать действия учителя как антипедагогические. Более того, творческий подход к решению педагогической задачи, опирающийся на мышление, указывает на достаточно хороший уровень психологической подготовки учителя, его педагогическую мудрость.

Задача  на выбор линии  поведения или  способа воспитательного  воздействия

      «В минувшую субботу стояла сентябрьская, на удивление располагающая к доброму настроению погода. Меня остановил на улице мальчик и просто сказал:

    — Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…

    Я глянул на мальчика и понял, что мальчик  сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице —  здоровый румянец.

    — Послушай, а зачем тебе деньги?

    — Мороженого захотелось…»

    Мой вариант решения.

      «Если ты хочешь мороженого, то должен обратиться с этой просьбой к родителям, бабушке или дедушке. К тому же я не знаю, позволяет ли мама тебе его есть и как отреагирует она, когда узнает, что мороженое тебе купил незнакомый человек? Думаю, она будет очень недовольна».

      Полагаю, эта жизненная ситуация говорит о том, что родители мальчику не объяснили грань между допустимыми и недопустимыми просьбами к незнакомцам на улице. Скорее всего, ребёнок обычно предоставлен самому себе в силу рабочей занятости родителей, которые выполняют свои хозяйственно-бытовые или экономические функции в ущерб образовательной. Возможно, имеет место педагогическая запущенность и вседозволенность.

    Задача на выбор стратегии жизни и образа поведения.

    К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень  рад, что вы проведете это время  вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним  из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень  важно, так как могут открыться  новые перспективы в работе и  в материальном положении семьи.

student.zoomru.ru

Педагогические ситуации с ответами | testdoc.ru

Раздел II
Педагогическая ситуация № 1.
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?

Решение. Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.

Педагогическая ситуация №2.

Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учительницы.

Решение. Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, не смотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5». Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать: «Молодец, Маша, что хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя потише, и не мешать и не отвлекать других учеников от работы, иначе, я поставлю тебе в журнал «2» за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание.

Педагогическая ситуация № 3.
Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтверждён, хотя, по словам родителей некоторых учеников, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Педагоги решили просто не принимать никакого решения и не предавать ситуации значения. Правильно ли они поступили?

Решение. Конечно, оставлять без внимания данный случай не стоит, как минимум следовало бы задуматься о последствия, подростки в этом возрасте очень сильно подвержены постороннему влиянию, чаще всего негативному, и сбить их с истинного пути может любой. Может развиться алкогольная зависимость, с раннего возраста и детей уже будет не остановить. Педагогам стоило, провести беседу с учениками, поговорить, рассказать о последствиях, прибегнуть к помощи психолога. И конечно же, обязательно, сообщить родителям, чтобы они в свою очередь тоже приняли какие-либо меры. А то, что оставили без внимания, это халатное отношение к детям.

Педагогическая ситуация № 4.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»

Решение. Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.

Педагогическая ситуация № 5.
«Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна. Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену.
Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала классная руководительница.
— Решил помочь тете Маше?
Костя утвердительно махнул головой. Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то так
получилось…
Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала.
А вот на классном собрании громко заявила:
— Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал
ей вчера.
Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Но
по выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал. Сам не зная почему,
мальчик вдруг встал.
— Я совсем не хотел помочь…— и рассказал, как
было дело.
— Я всегда. Костя, считала, что ты — честный человек,— заметила учительница.— А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня.
Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» Оцените действия учительницы.

Решение. Учительница поступила правильно, не стала сразу уличать парня во вранье, дала ему шанс исправиться, увидеть ошибки в своём действии, дала возможность объективно оценить всё не хорошее им сделанное, тем самым помогла парню, осознать, что говорить правду, намного лучше, чем постоянно лгать. Не зря говорят «всё тайное рано или поздно становится явным»

testdoc.ru

Статья по психологии на тему: Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Педагогические ситуации и пример их решения.

Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации и не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила. Данная статья поможет вам разобраться в ситиуции и найти общий язык с молодым поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике? 

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема? Прежде всего, попробуем дать определение. Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. 

Что лежит в основе? Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения: недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету; разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах; противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь; противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия; разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации.

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий. Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций. При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы. Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения. Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

 В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко. Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д. Первое действие – обнаружение факта.

К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации 

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор. Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях 

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи. Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации: Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д. Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы. Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям. Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д. Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их. Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства. Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт 

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения. Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь 

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи: помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков; донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим; провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи 

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения. Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка. Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила. Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения 

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже.

В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков? Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество. Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками.

 Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость. Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны. Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей. Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества. Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет. Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.  

nsportal.ru

Педагогическая деятельность как решение педагогических задач — реферат

Анализ и рефлексия  полученных результатов своей деятельности дает возможность в дальнейшем прогнозированию и планированию своей деятельности в соответствии с поставленными целями.

Во втором пункте («сомнения») нам представлена стадия самооценки результата, которая связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Тут можно утверждать о том, что педагог не удовлетворен результатом педагогического процесса, раз у него возникает данное сомнение.

Это сомнение вытекает из анализа полученных результатов деятельности и их сравнения с ожидаемыми результатами. Это может быть выяснением причины возникновения недисциплинированности учащихся.

Вопрос «Почему?» в  третьем пункте является этапом процесса обсуждения мотивов поведения, тона, мимики и т.д. — это дает возможность  прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с тем, чтобы вернуться к ним спустя длительное время. Данный вопрос является непосредственным выявлением сущности фактов, процессов и явлений окружающей среды.

Результатом вопроса «Почему?» является создание проекта действий.

Четвертый пункт отражает этап планирования педагогической деятельности на будущее. Он является этапом решения тактических задач педагогической деятельности. Результат данного этапа — выбор приемов и методов дальнейшей педагогической деятельности. Этот этап крайне важен в процессе педагогической деятельности: когда педагог осознал все плюсы и минусы своей деятельности, сравнил их с идеальным ожидаемым результатом и сделал вывод по дальнейшей корректировке своей деятельности.

 

Перед нами представлены основные этапы решения педагогической задачи: от анализа ситуации до оценки полученных результатов, определяющих в совокупности цикл процесса решения любой задачи.

 

Результатом решения педагогических задач является потребность в самосовершенствовании и самореализации в сфере деятельности личности педагога.

 

6. Примеры педагогических задач и их решения.

Задача  на переориентацию №1.

Однажды дети вместе с  педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять  ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Перед учительницей стояла задача провести урок без срывов и так, чтобы выделившийся мальчик перенаправил свою энергию и деятельность в нужное русло.

Решение.

К всеобщему удивлению, учительница похвалила Колю: «Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки». Эта похвала застала Колю врасплох. Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: «Коля, бросай мне… Коля, бросай прямо в шапку…» Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.

Несомненно, реплики учителя имели очень высокую педагогическую значимость и умело переключили активность мальчика в необходимое русло. В итоге урок получился интересным и занимательным, даже с некоторым соревновательным моментом. Слова учителя произвели хороший воспитательный эффект.

Задача  на переориентацию №2.

В классе появился новенький  — Виталий. Первые дни мальчик  посещал занятия и вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. От милиционера  педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни. Перед учительницей стояла непростая задача вернуть интерес мальчика к обучению, попытаться остановить ученика на том пагубном пути, по которому он пошёл, и выявить положительные стороны его характер и способности.

Решение.

Педагог вспомнила о  разговоре с Виталием и его  друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторовны — помочь в оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дала ему деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.

На следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками, таблицами. Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуться в школу, но только в ее класс. Хорошо, что администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучение по индивидуальной программе, чтобы совсем его не потерять. Итак, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.

На примере этой истории  подчёркнута необыкновенная важность личности педагога. Успех возможен только в том случае, если педагог искренне заинтересован в помощи ребёнку, относится к нему, как к взрослому человеку, уважает и ценит его мнение. Очевидно, что учительница здесь – незаурядный человек, способный взглянуть на проблему со всех сторон и найти подходящее решение в индивидуальном случае. Она смогла переориентировать мальчика с привлекательного для него пути лёгкой наживы на дело, которое ему по-настоящему по душе.

 

Задача по педагогической диагностике.

Учительница, работающая с первым классом, обнаружила, что  у детей пропадают вещи. Из-за этого атмосфера в классе стала тревожной, подозрительной, стали поступать жалобы. Соответственно, учительница должна была пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.  
       Решение.

Учительница раздала  ученикам по спичке и попросила, чтобы  они положили ее на одну ладонь и  прикрыли другой ладонью. После этого  уверенно и громко сказала, что очень  скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана. 
— Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница. 
— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

 

 

Задача на проявление и развитие творчества.

У шестого класса сменился учитель по рисованию. Надо отметить, что ребята не очень любили уроки рисования из-за предыдущего преподавателя. Его отличал сухой, формалистский подход к такому творческому предмету, он не сумел развить у школьников любовь к художественному творчеству и способность видеть в малейших деталях поистине прекрасное и уникальное. Поэтому перед новой учительницей стояла непростая задача заинтересовать ребят, показать им многообразие окружающего мира и то, что даже самый обыкновенный предмет может выражать индивидуальность.

Решение.

После знакомства с классом  учитель спрашивает: «Кто нарисует весенний ветер?» К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом — ветки верб хлещут по разорванным облакам… «Чудесные рисунки, — поощряет учитель смельчаков. — Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно». После этого на доске появляются птицы. Затем учитель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого — крокодил, у третьего — человечек, у четвертого — ботинок и т. д. В классе хохот, но каждому хочется добавить свое. «Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас».

Перед нами – прекрасный пример грамотного подхода к преподаванию такого творческого предмета, как рисование. Очень важно, что учитель не даёт указания того, что должно быть изображено на доске или в альбомах, а направляет ребят, предоставляет им возможность для полной самореализации. Отсюда – довольство учеников самими собой и временем, которое они провели на уроке с пользой и интересом. 
 

Заключение.

В результате проведённой  работы мы изучили педагогическую деятельность в аспекте решения педагогических задач.

Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Педагогическая деятельность невозможна без решения педагогических задач. В ходе этого проявляются профессиональные и личные качества педагога, которые крайне важны при решении любой педагогической задачи.

Кроме того, мы рассмотрели  такие понятия, как «педагогическая  проблема» и «педагогическая  ситуация». Выяснили, что решение педагогической задачи происходит в условиях педагогической ситуации. Мы указали те взаимосвязанные действия, из которых складывается работа учителя над разрешением педагогических ситуаций.

Мы проиллюстрировали  тот факт, что педагогическая задача – неотъемлемая часть педагогической деятельности, тем, что привели примеры  структуры педагогической деятельности.

 

В ходе нашей работы мы привели примеры классификации педагогических задач, в результате чего утвердились во мнении, что педагогические задачи необыкновенно многоплановы.

 

Особое внимание мы уделили  такому вопросу, как решение педагогических задач (рассмотрели этапы решения и привели примеры решений различных педагогических задач).

 

Повторимся, что для  эффективного решения педагогических задач нужны профессионализм, этика  и человеческие качества педагога.

 

Литература.

1) Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990.

2) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб. — Издательство » Питер»,2000.

3) Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1993.

4) Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

5) Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. — М., 1992.

yaneuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *