cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Педагогическая компетентность это в педагогике определение – . —

Содержание

Компетенция в педагогике: определение и компоненты

Определение 1

Компетенция – это некоторые вопросы, в которых человек осведомлен, имеет знания и определенный опыт.

Понятие компетенции

Определение 2

В педагогике определение «компетенция» – это интегрированный результат владения содержанием образовательного процесса, выражаемым в готовности учащихся применять знания, навыки и умения. Также умение применять способы деятельности в разных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Компетенция – интегрированный результат взаимодействия нескольких компонентов:

  • Мотивационного – выражается в заинтересованности в деятельности и наличии личных смыслов для решения задач;
  • Целевого – связано с умением ставить личные цели, умение конструировать действия и поступки;
  • Ориентационного – предусматривает учет внешних и внутренних уровней деятельности;
  • Функционального – для формирования собственных моделей действий и принятия решений используются знания, умения, способы работы, информационная грамотность;
  • Контрольного – наличие точных измерителей деятельности и ее результатов;
  • Оценочного – самоанализ и адекватная оценка.
Замечание 1

Эти компоненты тесно связаны между собой. Каждый из них влияет на развитие иных деталей.

Компетентность

Определение 3

Компетентность – это понятие применяется к знаниям человека соответствующей компетенции. Если компетенция в педагогике – это заданная норма образовательной подготовки, то компетентность – качество личности, нужное для качественной, эффективной работы в определенной области.

Особенность компетентности в педагогике – это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а конкретные жизненные навыки и умения.

Компетентно-ориентированные образование

Над компетентно-ориентированным образование работают международные организации – ЮНЕСКО, ЮШСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Организация европейского сотрудничества и развития и т.д.

Европейские страны совершенствуют программы обучения, для создания базы для достижения учениками определенных компетенций. Создается ограниченный набор этих качеств, которые и выступают ключевыми для личности. Был составлен приблизительных список из основных компонентов – изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Однако единый перечень организации еще не составили, и это будет сложно сделать. Компетенции выстраиваю

zaochnik.com

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии

Библиографическое описание:

Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2190/ (дата обращения: 25.06.2019).

Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Однако прежде чем перейти к обсуждению вопроса профессиональной компетентности педагога, попытаемся дать общее определение профессиональной компетентности в целом.

Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. Данный психологический процесс в чем-то схож с дихотомией языка и речи, определенной Ф.де Соссюром: с одной стороны профессиональная компетентность является формирующимся и развивающимся свойством личности, однако с другой стороны, развитие профессиональной пригодности неизменно сказывается на развитии личности.

По мнению большинства психологов, занимавшихся вопросами профессиональной пригодности и формированием профессиональной компетенции, основы профкомпетенции закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. Между тем они признают доминирующую роль личности и тот факт, что благодаря высокой степени мотивации успехов в той или иной деятельности могут достигнуть даже люди «профессионально непригодные» с точки зрения их комплекции или быстроты нейродинамических реакций (наиболее яркие примеры мы можем видеть в спорте и в балете). Таким образом, в самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.

Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетенции. В частности, Ф.Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает, что каждый человек по своим профессиональным способностям пригоден к выполнению только одной профессии [4]. По его мнению, именно правильный выбор профессии лежит в основе гармоничной самореализации и обусловливает исключение внутренних конфликтов между ожиданиями и возможностями человека. Несмотря на то, что в целом, применительно ко всем профессиям, с данным утверждением можно дискутировать, оно кажется весьма верным в отношении выбора профессии педагога. Психологические проблемы, возникающие у студентов старших курсов, впервые проходящих педагогическую практику в школах и у молодых педагогов, приступающих к самостоятельной педагогической деятельности, во многом связаны с несоответствием психологической конституции личности требованиям, предъявляемым к педагогическому работнику. Так, например, анализ анкет студентов, проходящих учебную и педагогическую практику показывает, что они не всегда психологически готовы к необходимости многократного объяснения одного и того же, к проблемам, возникающим с дисциплиной и нахождением общего языка с учащимися и их родителями, к проблемам, связанным с регулярной неготовностью обучаемых к уроку и нежеланием изучать предмет (исследования проведены автором статьи на базе Педагогического института Южного федерального университета в 2009-2012 г.г.).

В.А. Бодровым были проанализированы и обобщены основные положения зарубежных и отечественных теорий профессионального развития. Одним из наиболее существенных и имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования является следующее: «Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических свойств личности требованиям практики. Каждый человек соответствует требований ряду профессий» [3].

Таким образом, профессионализм в самом общем смысле можно определить как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных и нейродинамических качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. По определению Казаковой Н.Е. и Валеевой И.А. профессионал – «это человек, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» [3]. Одним из ведущих качеств профессионала является, в том числе, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, а также способность к рефлексии. Основы данной стороны профессиональной компетенции теоретически должны закладываться еще в школе – путем формирования у обучаемых умения самооценки, самоанализа и самообразования (именно это, кстати, указывается в новых образовательных стандартах, в частности в ФГОС НОО, вступившем в силу с 1 сентября 2011. В частности, ФГОС НОО предусматривает формирование у обучаемых таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции) [5].

Каким образом можно определить профессиональную компетентность педагога и как из всего комплекса психологических, педагогических, лингвистических (в нашем случае исследования проблемы формирования учителя-преподавателя иностранных языков) знаний вычленить то, что необходимо объяснить студентам в процессе их обучения в педагогическом вузе.

В современной педагогической науке формирование личности учителя рассматривается как с психологической (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейн и др.), так и личностной (В.А.Сластенин, С.Н.Архангельский, Л.Ф.Спирин) точки зрения. Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями, воспитательной работы, формирование и развитие дидактических навыков и умений учителя, способностей использования элементов психоанализа и т.п. Однако большинство исследователей рассматривает лишь один или несколько аспектов педагогический деятельности, а, следовательно, уделяет внимание формированию того или иного качества, являющегося частью профессиональной компетентности.

Первоначально термины компетентность и компетенция использовались в педагогике только применительно к изучению иностранного языка и способностью выражать свои мысли средствами данного языка. Впервые термин «компетенция» был использован преподавателем Массачусетского университета (Соединенные Штаты Америки) Н.Хомским в 1965 году. Под компетенцией он понимал «знание языка говорящим», отличая ее от «употребления языка». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью индивида использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения. То есть, он перенес на педагогику различие между языком и речью, определенное Ф. де Соссюром, положив, таким образом, фундамент для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам, основной целью которого является формирование у учащихся способности осуществлять акт коммуникации, используя доступные им знания о системе языка.

В чем тогда заключается отличие значения терминов компетенция от термина компетентность применительно к педагогической профессии? «Компетентность» определяется И.А.Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности. Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под

компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность – способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса.

Понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования – это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция – это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т.е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д. Какие-то из этих качеств, несомненно, можно воспитать в себе, однако опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства.


Литература:
  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. – м.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эл.текст: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758

  3. Казакова Н.Е, Валеева И.А. Теоретические основы исследования полипрофессионализма учителя сельской школы - Образование: исследовано в мире//Международный педагогический интернет журнал, 2004. – Эл.текст: www.oim.ru/reader.asp?nomer=446.

  4. Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. – Вопросы психологии, 1989, № 5. – С. 158-164
  5. Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. – М., Просвещение, 2010. – 52 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование, педагогическая деятельность, иностранный язык.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Характеристики профессионально-педагогической...

К вопросу о профессиональной компетентности будущих...

О профессиональной компетентности учителя. профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Формирование профессиональной компетентности педагогов

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении...

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность

Компетентность-это совокупность профессионально-педагогических компетенций [1]. Профессиональная компетентность...

О профессиональной компетентности учителя

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя, профессиональная компетентность педагога...

Характеристика методической компетентности в структуре...

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих сформированность педагогической деятельности и педагогического общения.

Особенности профессиональной компетенций молодых...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность, формирование... Результаты исследования развития профессиональной...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Ключевые слова: педагогическая практика, иностранный язык, профессиональные компетенции, методы, формы, средства, формы оценочных средств, уровни оценивания.

moluch.ru

Компетенция в педагогике

Понятие компетенции

Определение 1

Компетенция - область вопросов, в которой человек осведомлен, обладает знаниями и определенным опытом.

Компетенция в педагогике представляет собой интегрированный результат овладения содержанием образования, выражаемый в готовности ученика применять усвоенные знания, навыки и умения, а также способы деятельности в определенных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

Компоненты компетенции

Компетенция - интегральный результат взаимодействия следующих компонентов:

  • мотивационного, выраженного в глубокой заинтересованности в определенном виде деятельности и наличии личностных смыслов в решении конкретной задачи;
  • целевого, связанного с умением ставить личные цели, соразмерные собственным смыслам, составлять личные планы и проекты, конструировать конкретные действия и поступки, обеспечивающие достижение желаемого результата;
  • ориентационного, предусматривающего учет внешних и внутренних условий деятельности;
  • функционального, предполагающего использование знаний, умений, способов деятельности, информационную грамотность в качестве основы для формирования собственных вариантов действий, принятия решений;
  • контрольного, который заключается в наличии четких измерителей процесса деятельности и ее результатов, совершенствовании своих действий в соответствии с целью;
  • оценочного, связанного со способностью к самоанализу и адекватной самооценкой.

Замечание 1

Данные компоненты в структуре общей компетенции тесно переплетены между собой. Каждый компонент оказывает влияние на развитие других компонентов.

Компетентность

Определение 2

Знание человеком соответствующей компетенции - это компетентность. Компетенция - заданная норма образовательной подготовки, а компетентность - качество личности, необходимое для качественной, эффективной деятельности в определенной области.

Главная особенность компетентности, как педагогического явления, заключается в том, что это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а абсолютно конкретные жизненные навыки и умения, необходимые человеку.

Компетентно-ориентированное образование

Проблему компетентно-ориентированного образования изучают известные международные организации, такие как ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮШСЕФ, ПРООН, Организация европейского сотрудничества и развития и другие.

Во многих европейских странах вносятся изменения в программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. При этом существует необходимость в определении ограниченного набора компетенций, которые являлись бы ключевыми. Примерный список ключевых компетенций выглядит следующим образом: изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Но единого определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обусловлено тем, что компетенции являются заказом общества на подготовку его граждан.

Умение учиться как основная компетенция в педагогике

Умение учиться программирует личный опыт самостоятельного учения. Ребенок, умеющий самостоятельно учиться, запрограммирован на самостоятельную и творческую работу в будущем.

Данная компетенция предполагает следующее:

  • учащийся сам определяет цели учебно-познавательной деятельности или принимает цель, предложенную педагогом;
  • учащийся планирует свою деятельность;
  • ученик организует свою деятельность для достижения цели;
  • учащийся находит и отбирает необходимые знания и способы для решения задач;
  • ребенок последовательно выполняет действия, приемы и операции;
  • учащийся осознает свою деятельность и совершенствует ее;
  • ребенок обладает умениями и навыками самоконтроля и самооценки.

spravochnick.ru

Значение компетенции для педагогики - энциклопедический справочник и словарь для студента от А до Я

Определение компетенция

Элементы, составляющие компетенцию

Что называется компетентностью?

Обучение, ориентированное на компетентность

Способность к обучению как основополагающий принцип компетенции для педагогики

Определение компетенции

Компетенцией называют области задач, в которых личность хорошо осведомлена и имеет знания и определенный опыт. Компетенцию для педагогики можно представить как интегрированные результаты освоения содержания образовательного процесса, который выражен в способностях учеников, применить полученное знание, навык и умение, а также способ действий в некоторых случаях в жизни для достижения цели решить теоретические и практические задачи.

Элементы, составляющие компетенцию

Компетенция является интегральным результатом взаимодействий таких элементов как:

  • мотивационный, выраженный в глубоком интересе к определенному виду труда и присутствии личностного смысла для решения конкретных задач;
  • целевой, связанной с умениями достигать личных целей, которые соразмерны собственному смыслу, составить личный план или проект, сконструировать конкретное действие или поступок, для обеспечивания достижения желаемым результатов;
  • ориентационный, предусматривающий учётность внешнего и внутреннего факторов труда;
  • функциональный, предполагающий пользование знаниями, умениями, способами труда, информационной грамотности как основополагающего фактора для выбора собственного варианта поступков, принятие решения;
  • контрольный, означает наличие четкого измерителя процессов труда и их результата, самосовершенствовании собственных деяний, которые соответствуют с цели;
  • оценочный, связанный с способностями самоанализа и правильной самооценки.

Такие элементы переплетаются друг с другом в понятии компетенция. Все элементы обладают способностью влиять на друг друга для развития.

Что называется компетентностью?

Если человек обладает знаниями соответствующими определённой компетенции – это называется компетентностью. Компетенцией называют заданную норму в образовательной подготовке, а компетентностью - качества человека, необходимые для качественного, эффективного труда в определенных областях. Главной особенностью компетентности, в педагогическом явлении, является то, что это не особое предметное знание и абстрактная общепредметная мыслительная операция, а совершенно определённые способности, требуемые от человека.

Обучение, ориентированное на компетентность

Проблема компетентно-ориентированных образовательных процессов изучается известными международными организациями ЮШСЕФ, Советом Европы, ПРООН, ЮНЕСКО, ОЕСР и другими.

В многие европейские страны изменяют программу образовательного процесса, которые направленны на внедрения нужных условий для получения учениками желаемой компетенции. Также существуют определённые необходимости по определению нужного количества компетенций, которые бы считались основными. Основные компетенции можно отобразить таким списком: изучение, размышление, поиск, сотрудничество, адаптация, выполнение дела. Однако в то же время одного значения и набора основных компетенций нет. Это объясняется тем, что компетенция является требованием общественности на обучение его гражданина.

Способность к обучению как основополагающий принцип для компетенции в педагогике

Способность обучаться программируется личным опытом личного обучения. Дети, умеющие сами обучаться, запрограммированы на самостоятельные и творческие действия, когда вырастут.

Подобные компетенции означает, что:

  • ученик должен самостоятельно определять цель учебно-познавательных действий или принимать цели, предложенные учителем;
  • ученик должен планировать собственные действия;
  • ребёнок занимается организацией своей деятельности, чтобы добиться целей;
  • ученик ищет и выбирает нужный набор знаний и способов, чтобы решать задачи;
  • дети по заданному порядку выполняют шаги, приёмы и перечень операций;
  • ребёнок понимает суть своей деятельности и совершенствуется в ней;
  • ребёнок получает умения и навыки по самоконтролю и самооценке.

Смотрите также:

Личность учителя и её направленность

Что изучает педагогика?

Авторитет педагога истинный и ложный

sciterm.ru

Компетентность это что такое Компетентность: определение — Педагогика.НЭС

Компетентность

качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией. Компетентный человек –  осведомленный в какой-либо области, обладающий соответствующей компетенцией.

Оцените определение:

Источник: Военная педагогика

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Оцените определение:

Источник: Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний. Условно выделяют три уровня компетентности: общекультурная компетентность, методологическая, допрофессиональная компетентность.

Оцените определение:

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности (ср. функциональная грамотность). Иначе может характеризоваться как 1) углубленное знание предмета, 2) освоенное умение, 3) способность к актуальному выполнению деятельности [5, c. 46; 26, c. 138; 80, c. 226; 81, c. 295].

Оцените определение:

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

характеристика личности, подразумевающая совокупное обладание теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками общения, ориентацией в системе ценностей и т. д. В более специальном смысле – это владение методами эмпирического (научное наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, индукция, экстраполяция), теоретического (идеализация, формализация, математическое моделирование) и метатеоретического (рефлексия) познания.

Оцените определение:

didacts.ru

Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия

Библиографическое описание:

Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11080/ (дата обращения: 25.06.2019).



Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический

Новые социально-экономические преобразования, происходящие в России позволяют поднять творческий потенциал граждан и актуализировать их ответственность за судьбы каждого человека, целых групп и социальных слоев молодежи.

Так, например, возникли новые явления и процессы, с которыми общество раньше не сталкивалось. Появилось большое число социально незащищенных детей, неблагополучных с точки зрения как психического, так и физического здоровья, социального положения, нуждающихся в квалифицированной поддержке, социально-педагогической помощи.

Чтобы решить эту задачу повышения квалификации, в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025 год) подчеркивается: «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания».

В настоящее время необходимо обратить особое внимание на воспитательную функцию школы, а это зависит от квалификации и уровня развития личности учителя. Новые подходы к развитию всей системе образования и воспитания рассматриваются в Профессиональных стандартах педагогов, в котором подчеркивается важность:

«Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.)»

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. А. Сластенин, Л. М. Митина, Е. И. Рогов, А. Д. Гонеев, И. П.Осипова, И. А. Зимняя.

Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. О. Ключевский, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Т. Куракин, В. А. Караковский, А. И. Григорьева, A. B. Мудрик, Л. И. Новикова,Н. Л. Селиванова.

Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. А. Сластенина, Н. И. Болдырева, А. И. Григорьевой.

В педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Н. П. Гришина, Л. М. Митина, Ф. З. Мустафина, Н. П. Попова и др.). В. А. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность.Что же конкретно вкладывают в понятие «профессиональная компетентность» ученые, придерживающиеся разных подходов в в науке?

Таблица 1

Автор

Определение понятия профессиональная компетентность

1.

Функционально-деятельностный подход (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.),

«Компетентность есть единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций, при котором основные параметры профессиональной компетентности задаются функциональной структурой педагогической деятельности, включающей ряд теоретических и практических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных» [11]

2.

Аксиологический подход (К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Гершунский, В. Г. Воронцова, Н. С. Розов и др.)

«Компетентность есть образовательная ценность. Профессиональная компетентность предполагает введение человека в общекультурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек реализует себя как специалист и профессионал». [11]

3.

Универсальный подход (Ю. Ф. Абрамов, Ф. Г. Зиятдинова, В. Н. Кудашов, Л. Н. Лесохина, Н. П. Пахомов, Н. С. Розов, Ю. В. Тупталов и др.) в этом подходе: (М. Б. Есаулова, И. А. Колесникова, М. Митина, Н. А. Морева, Г. Н. Прозументова, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Ю. И. Турчанинова

«Универсальный подход связан с базисной квалификацией и в то же время позволяет человеку ориентироваться в широком круге вопросов, не ограниченных узкой специализацией, что обеспечивает социальную и профессиональную мобильность личности, открытость к изменениям и творческому поиску, способность к самовыражению и самосозиданию, готовность и способность обновлять свои знания.

Целостный взгляд на педагога как на человека в профессии состоит в том, что особенности его личности проявляются, прежде всего, через специфику педагогической деятельности, которая предполагает взаимодействие с другими людьми и воздействие на них.

Мы относим профессиональную компетентность педагога к разряду личностно-деятельностных» [11].

4.

Личностно- деятельностный подходе к изучению феномена компетентности (М. Б. Есаулова, И. А. Колесникова, М. Митина, Н. А. Морева, Г. Н. Прозументова, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Ю. И. Турчанинова и др.).

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками [11]

5.

Акмеологический подход (Б. С. Гершунский, Т. В. Добудько, А. К. Маркова и др.), то термин «педагогическая компетентность» (Л. Н. Митина и др.), то оба термина (Н. Н. Лобанова и др.), (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская).

Термин «Профессиональная компетентность» — обобщающая акмеологическая категория. Анализируя научную литературу заметно объединение терминов: «профессионально-педагогическая деятельность» и «профессионально-педагогическая компетентность». [11]

6.

Н. В. Кузьмина. В. Н. Введенский

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. [7]

7.

В. В. Введенский

Интегративная характеристика, объединяющая такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» отмечает, что в психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограмма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. Поэтому при целостном описании модели профессиональной компетентности необходимо использовать уровневый подход. [5]

8.

Д. С. Савельев

Профессиональная компетентность — это способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи [12].

9.

Ю.Кричевский

«Компетентность» — это наличие знаний для успешной деятельности; понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности [9].

10.

В. А. Адольф

«Профессиональная компетентность — сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [1].

11.

А. П. Акимова

«Профессиональная компетентность учителя — это сумма знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, — в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой — в широком». [2]

12.

В. Р. Веснин

Профессиональная компетентность — это «Способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям» [6]

113.

Н. В. Баграмова

Способность основывается на знаниях, учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, позволяющих эффективно решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни [4]

114.

Дж. Равенн

Специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания особого рода, предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [10]

115.

В. А. Сластенин

Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта. Но и социально- нравственную позицию личности (педагогика и психология) [11]

116.

Л. И. Фишман

Сложное интегрированное качество личности обуславливающее возможность осуществлять некоторую профессиональную деятельность [13]

Вывод: В отечественной педагогике еще нет единого мнения по данному понятию, но мне ближе определение В. А. Сластенина «Профессиональная компетентность» это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта. Но и социально- нравственную позицию личности [11]

Литература:

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.
  2. Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.
  3. Аграновская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 118.
  4. Баграмова Н. В.. Компетентностный подход в образовании с проекцией на обучение иностранному языку//Синтез традиций и новаторства в методике изучения иностранных языков: материалы межвузовской научной конференции.- Владимир: Изд-во ВГПУ, 2004, с.14–19.
  5. Введенский B. H. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  6. Веснин В. В. Практический менеджмент персонала:пособие по кадровой работе,М.,Юрист,1998.с.59.
  7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 89–90.
  8. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  9. Кричевский, В. Ю. Профессиограмма директора школы- Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М. Педагогика, 1987.
  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, М.: Когито — Центр, 2002.- 400 с.
  11. Педагогика, учебник, Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н..2002.
  12. Савельев Д. С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы. Ульяновск, ИПК ПРО, 1996.
  13. Фишман, Л. И. Обратные связи в управлении педагогическими система-ми: опыт классификации и конструирования [Текст]: монография / Л. И. Фиш-ман.- СПб.: ИОВ РАО, Самара: СамГПИ, 1993.- 394 с — 24,6 печ. л.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, подход, интегральная характеристика, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс, личностное качество специалиста, нравственная позиция личности.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, подход, интегральная характеристика, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

Проблемы компетентностного подхода к формированию профессиональной компетентности в системе высшего образования.

Ашанин А. О. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе интеграции обучения и воспитания.

Компетентностный подход в повышении квалификации...

Профессиональная компетентность выступает как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность...

Характеристики профессионально-педагогической...

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция», «компетентность».

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход...

Взаимодействие компетентностного подхода с другими...

профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, подход, интегральная характеристика, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс...

moluch.ru

Профессиональная педагогическая компетентность учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»



Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности. Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Однако прежде чем перейти к обсуждению вопроса профессиональной компетентности педагога, попытаемся дать общее определение профессиональной компетентности в целом. Исследования показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

– социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

– персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

– аут компетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

– экстремальная компетентность — способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

– гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

– идеологические умения — социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

– дидактические умения — общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

– организационно-методические умения — умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

– коммуникативно-режиссерские умения — общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

– прогностические умения — общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

– рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

– организационно-педагогические умения — общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

– общепрофессиональные умения — умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

– конструктивные умения — интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

– технологические умения — количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

– производственно-операционные умения — общетрудовые умения по смежным профессиям;

– специальные умения — узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

– специальные умения — узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительным наличие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно считать единством общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Можно выделить различные подходы к нахождению структуры профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой — с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах:

– самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности;

– воспитательной деятельности;

– научно-методической и научно-исследовательской деятельности;

– социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности;

– коррекционно-развивающей управленческой деятельности.

Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:

1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность учителя;

2) системы умений и навыков, составляющей основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога включаются в квалификационную характеристику выпускника, получившего специальность «учитель», представленную в государственном стандарте высшего профессионального образования.

Компетентностный подход, является ведущей парадигмой н определении цели, содержания, результатов образования. Как отмечено выше, долгие годы результатом образования считалась система знаний, умений и навыков. Этот результат включал теоретическое обоснование, иерархии знаний, умений и навыков, отраженных в учебных программах, соответствующих методик их формирования, контроля и оценки. Мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности. Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность — способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса. Понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом.

Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого. Главная же задача учителя — реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность — это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования — это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность. Наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция — это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т. е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т. д. Какие-то из этих качеств, несомненно, можно воспитать в себе, однако опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства.

Идея профессионализма (компетентности) учителя связана с объектом деятельности учителя — целостным педагогическим процессом и поэтому «цель профессиональной подготовки, ее результат полагает о том, что каждый человек, овладевающий профессией, сталкивается с аспектами — содержательным, личностным и процессуальным (технологическим). То есть в процессе профессиональной подготовки решаются задачи, расширенные с определением того, что должен знать специалист в соответствии с кругом обязанностей, как эти знания он будет применять в своей профессиональной деятельности, какими качествами личности должен владеть, чтобы знания и умения давали максимальный результат.

Литература:

  1. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства М,. 2006
  2. Педагогика / Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М., 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс, профессиональная подготовка, учебно-воспитательный процесс.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *